Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни Рахимов, Хурам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимов, Хурам. Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Казах. гос. пед. ин-т им. Абая.- Алма-Ата, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-7/167-4

Введение к работе

Актуальность проблемы. Социально-экономическое развитие нашего общества выдвинуло ряд кардинальных проблем, связанных с человеческим фактором. Среди них и проблема укрепления семьи, формирования коммунистических отношений в быту, подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Забота о развитии и укреплении социалистической семьи нашла отражение в Конституции СССР, законах о браке и семье, в новой редакции Программы КПСС, где отмечается, что усиление заботы о семье имеет государственное значение: "Здесь Нормируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Общество кровно заинтересовано в прочной, ду-ховно и нравственно здоровой семье". Однако, как отмечалось на ХХУП съезде КПСС, в стране еще немало неблагополучных семе;:, всо еще велико количество разводов. "Все это отрицательно сказывается на воспитании детей, а также на моральном состоянии мужчин и женщин, их трудовой и общественной активности, Общество, разумеется, не может... безучастно относиться к этим явлениям. Прочная семья - один из важнейших ее устоев. В особой заботе нуждаются молодые семьи. К семейной жизни молодежь надо готовить".

.Статистика разводов свидетельствует, что в среднем по СССР расторгается каждый третий брак. Подавляющее число разводов приходится на совсем молодые браки, на только что слозглвдшеся семьи.

Развод - это не только проблема молодых семей, но и социальная"проблема.-Каждый год около 500 тысяч детей лишаются одного чэ родителей, чаще всего отца, и общество не может не волновать проблемы.воспитания детей в неполных семьях. В этом плане Таджикистан не представляет

исключения. Так, статистические данные показывают ували-

1 - программа Коммунистической партии Советского

Союза (Новая редакция).-{«.,1986,с.41.

2 - Материалы ХХУП съезда КПСС.-М,Политиздат,1986,о.ь5.

~ A -чение роста разводов, максимум которых приходится на первые пять лет семейной жизни.

С целью усиления педагогической компетенции, семьи в старших классах школ введен специальный предмет "Этика и психология семейной жизни", однако решэние научных и практических проблем семьи, семейно-бытовых и-брачно-семейннх отношений в подготовке молодежи к семейной жизни не может быть глубоким без учета специфики региона.

У народов Средней Азии, в том числе у таджиков, се-мсКно-бытовые. и брачно-семейные отношения складывались ве-кя»'п и передавались из поколения в поколение, многие из них продолжают бытовать и в современных семейных отношениях. Поэтому необходимо, во-первшс, использовать прогрессивные традиции и обычаи народа в коммунистическом воспитании новых поколений, наполнять их новым социалистическим содержанием, обогащать их формы, а во-вторых, решительно искоренять все то, что было внесено в народные, национальные традиции эксплуататорским обществом и религией, что отжило свой век и является пережитками.

Исходя из этого, возникает Необходимость специального исследования проблемы - подготовка старшеклассников, к семейной жизни на прогрессивных традициях таджикского народа.

Педагогический а психологический аспекты некоторых вопросов семьи, сеыекно-бытовых и брачно-семейных" отношений нашли отраженно в исследованиях И.Лрабова, М.И.Ташко-вой, С.Исоева, Н.С.Верещагиной, Н.Х.Мирзоева, С.С.Понха-саевой, В.Е.Зарайченко, А.К.Красовского, М.И.Паиковой, Ф.Тимофеева и др., однако среди них нот специальных работ, посвященных роли народных традиций и обычаев в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Таджикские прогрессивные народные традиции и обычаи являются национальным достоянием народа, частно культуры, они должны оставаться преемственными - это во-первых; во-вторых, введен новый предмет "Этика и психология семейной жизни", содержание которого позволяет педагогически целенаправленно исполь-

' - 5 - . зовать прогрессивные народные традиции и обычаи. Такюл образом, социально-педагогическая актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили тему нашего исследования "Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни".

Объект исследования - воздействие народных прогрессивных традиций на старшеклассников общеобразовательной школы с таджикским языком обучения.

Предает исследования - подготовка старшеклассников к семейной жизни на основе прогрессивных традиции.и обычаев таджикского народа в связи о изучением предмета "Этика и психология семейной жизни". .

Цель исследования - выявить условия и.эффективные методы воздействия традиций и обычаев таджикского народа на подготовку старшеклассников к семейной жизни, локализовав учебный курс "Этика и психология семейной киэни" к условиямтаджикской иколы.

Гипотеза исследования - если педагогически целесообразно использовать народные прогрессивные традиции и обычаи, этнопедагогику в'процессе изучения предмета "Этика и психология семейной жизни", то создаются условия для формирования.устойчивого интереса старшеклассников к проблемам семьи, семейных отношений, взаимоотношениям юношей и девушек, что воздействует на созиание и поведение старшеклассников, готовит их.к функциям семьянина, окажет влияние на преодоление сохранившихся еще отсталых традиций, обычаев и религиозных пережитков, бытующих у части населения в таджикских семьях, особенно сельской местности.

Задачи исследования:

Раскрыть социально-педагогические функции традиций и обычаев, изучить и выявить прогрессивные семейно-бытовие и семейно-брачнне традиции таджикского народа;

изучить состояние использования в старших клас-' сах.'школы народам традиций и.обычаев в целях, подготовки

. - 6 -

старшеклассников, к семейной жизни, обобщить положительный опыт;

определить основные формы и методы, проверить опыт-но-зкспериментальным путем значение народных традиций и обычаев в подготовке старшеклассников к семейной жизни в процессе преподавания предаета "Этика и психология семейной жизни";

разработать методические рекомевдации для учителей и родителей по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о роли семьи, об исторически закономерном развитии семейно-бытовнх к брачно-семейных отношений, о коммунистическом воспитании, документы и материалы съездов и Пленумов КПСС и КП Таджикистана об укреп-ленип семьи и подготовки молодежи к семейной жизни, .

3 работе использовался комплекс методов педагогического исследования: анаши философской, социологической, этнографической, психологической и педагогической литературы по проблеме; анализ передового, массового и личного опыта по использованию народных традиций в воспитании семьянина, изучение семей старшеклассников и бытукэдих в них семейпо-бытовшс и брачно-семейных отношений; массовые опросы старшеклассников и родителей, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных работ, .коллективные и индивидуальные беседы, характеристики и отзывы о старшеклассниках учителей и родителей; педагогическое наблю- , депио; изучение материалов бюро ЗАГС, народных судов, касавшихся брачно-семейных отношений и др.; организаций и обобщение данных опытно-экспертлентальной работы и опыта преподавания предмета "Зтика и психология семейной жизни".

Этапы исследования. Ка первом этапе (І98І-І982гг.) изучалась <уилосошско-социологическая к пскходого-педаго-гическая литература по проблеме; обобщался опыт преподавания предмета "Этика и психология семейной лизни" и его влияние на подготовку старшеклассников к семейной жизни, использование прогрессивных неродных традиций и обычаев в птгаттессе его преподавания;: разрабатывалось теоретичес-

- 7 -кое обоснование и программа опытно-педагогической работы.

На втором этапе (IS83-I985 гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме, школьной документации, обобщались опыты, корректировались программы и содержание курса, изучались старшеклассники и их семьи, апробировались *орли и методы работы в школе, проводились сравнительные срезы по анкетам, коллективным и индивидуальным беседам (до изучения предмета, по отдельным темам и после изучения курса).

На третьем этапе (Г985-І988 гг.) обобл;ались результаты исследования, вырабатывались методические рекомендации, результаты исследования внедрялись в практику работы школ.

Научная новизна исследования состоит в тс, в работе впервые изучена проблема использования прогрессивных народных -традиций и обычаев таджикского народа в подготовке старшеклассников к семейной жизни; созданы типовая программа по предмету "Психология и этика семойной жизни" для школ о таджикским языком обучения, разработаны содержание, методы по использованию прогрессивных традиций в целях эффективной подготовки старшеклассников к семейкой жизни.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методического пособия и рекомендаций для учителей по курсу "Этика и психология семей oil кизни" и включении исследовательского материала в практику работы общеобразовательных средних школ Таджикистана в популяризации положительного педагогического опыта среди учителе? города и республики и проведении научно-практических конференций.

На защиту выносятся следующие положения»

' «* воспитательные возможности семейно-бытовых и брачно-семейшес традиций и обычаев таджикского народа в подготовке старшеклассников к семейной жизни;

:--8.-

— система методов и приемов в процесса преподавания
"Этики и психологии семенной жизни" по использованию на- '
родных традиций и обычаев таджикского народа в целях вос
питания семьянина;

- воспитывающее воздействие народных традиций и обы
чаев на старшеклассников в процессе изучения предмета.
"Этика и психология семейной жизни", формирование их меж
личностных отношений и подготовку к семейной жизни.

Апробация основних положений и результатов исследования прошла в ряде школ Таджикской ССР. Результаты исследования докладывались учителям.в ЦИУУ, на конференциях учителей в Яванском (1982 г.), Колхозабадском (1983 г.), Ленинском (1984 г.) районах, на совещании-семинаре руководителей зкспортієпта и учителей "Этики и психологии семейной жизни" в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1983 г.), на научно-практической конференции "Реформа школы - дело всенародное" ( 1986 г.), а также путем публикаций статей по теме исследования.

Похожие диссертации на Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни