Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Сандитова Ирина Николаевна

Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников
<
Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сандитова Ирина Николаевна. Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2001 136 с. РГБ ОД, 61:01-13/1610-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема развития личности в народной педагогике бурятского этноса 10

1.1. Нравственный потенциал народной педагогики бурятского этноса 11

1.2. Труд как фактор формирования нравственных качеств детей в народной педагогике бурятского народа 33

ГЛАВА 2. Пути и средства формирования нравственных качеств младших школьников 54

2.1. Методы и организационные формы воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса 54

2.2. Уровни и показатели сформированности нравственных качеств младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы 83

Заключение 111

Библиография 116

Введение к работе

Актуальность исследования:

В современных социально-экономических условиях идет тенденция к суверенизации национальных республик РФ, предъявляются все возрастающие требования к раскрытию духовного потенциала того или иного этноса. В связи с этим возрастает роль нравственного воспитания детей с использованием народных традиций.

В настоящее время происходит взаимообогащение традиций, обогащение их интернациональными элементами. Изменилось представление о национальных традициях как о чем-то, фиксирующем только моменты отличия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современной школе.

Национальные традиции в известной степени отражают историю самой нации, условия ее жизни и быта. Они воплощают в себе определенный жизненный опыт, фиксируют результаты жизненных наблюдений. Кроме того, в традициях закрепляется образ жизни людей. Все это в концентрированном виде находит отражение в национальном характере, поскольку наиболее устоявшиеся национальные традиции становятся частью духовного облика человека той или иной национальности.

Традиции и обычаи при условии их соблюдения из поколения в поколение превращаются в прочные основы поведения. Но современное состояние национальных культур, своеобразие исторического развития бурятской, как и многих других наций, требуют вмешательства в целях его сохранения школьного воспитания.

Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкрет-

ные нравственные качества: трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, гуманизм, чувство коллективизма, чувство долга, точность.

Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показала, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями и приемами и переносить их на любой вид деятельности в современном мире, свойственными данному народу, так как учащиеся успешно воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

Опыт показал, что незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Воспитание детей в домашнем, общественно-полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям бурятского народа. Это показывает проведенное наблюдение, анализ опыта, встречи с ремесленниками занимающимися шорничеством, плетением, поделками из дерева, бисера. Но на современном этапе развития общества, часто не используется прогрессивный опыт трудовых традиций бурятского народа, имеющий огромный потенциал, который можно применить в процессе воспитания младших школьников и как следствие возникает большой процент маргиналов, людей оторванных от культуры народа, не знающих цели и цены жизни, алкоголизм, наркомания, табако курение стали иметь место и среди детей младшего школьного возраста. Поэтому использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

Одним из элементов трудового воспитания бурятской педагогики включенным в трудовые традиции этноса является устное народное творчество. В эпосах, сказках, песнях, загадках, пословицах поговорках и многовековых народно-педагогических изречениях воспевается труд как

ковых народно-педагогических изречениях воспевается труд-как главная цель и как важнейшее средство формирования личности учащихся. Тема труда, трудовое воспитание и обучение, сохранение и приумножение трудовых традиций старшего поколения занимает одно из ведущих мест во всех жанрах народного фольклора.

Педагогические народные традиции должны быть переданы ненавязчиво, иносказательно, с подтекстом, решающим серьезные вопросы национального плана. Необходимо правильно оперировать народными методами (зубшоолгэ, магталга, сайшаалга, заалбар, хараал), верно использовать элементы трудовых традиций в содержании учебных предметов. Проведенный анализ состояния учебно-воспитательной работы показывает недостаточную разработанность данной проблемы.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью научной разработки трудовых традиций бурятского народа и их использования в учебно-воспитательной работе школ и его недостаточной изученностью.

Идея воспитания детей на народных традициях не только пропаганди-ровалась, но и внедрялась в жизнь великими педагогами как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другими.

Великие мыслители XIX в. Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др., выражая свои <; идеи по поводу воспитания и обучения, выдвигали прогрессивные взгляды по вопросам народного воспитания, принимали во внимание использование народных традиций в воспитательной деятельности.

Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и развитием личности детей дано в работах П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, Ф.И. Иващенко, В.А. Полякова; творческое развитие - в работах П.Н. Андрианова, Н.И. Бабкина; экономические вопросы воспитания - в работах И.А.

Сасовой; связи между воспитанием и обучением рассматривал В.М. Казакевич.

Большой вклад в изучение развития личности детей внесли известные ученые-психологи: Л.И. Божович, С.Н. Иконникова, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, СМ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Р.Д. Санжае-ва и др.

Прогрессивные традиции народной педагогики были затронуты З.Г. Нигматовым, С. Исаевым, В.И. Баймурзиной, Г. Бицония, А. Алиевым, М. Садыковым и другими. Все они писали о народных традициях своего этноса, каждый из которых обладает своими отличными от других характерными особенностями.

Определенный вклад в решение вопросов изучения народного творчества, выявления прогрессивных традиций, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли и бурятские ученые. С.С. Танхасаева затронула народные бурятские традиции в практике воспитания в семье и в сельской школе, Ж.Д. Доржиева рассматривала трудовое воспитание средствами народного фольклора, К.Д. Басаева изучал историю брака и семьи у бурят, Э.Ш. Анганова посвятила свое исследование нравственному воспитанию детей на основе бурятских народных традиций. Анализ указанных работ, изучение опыта работы учителей, показывают, что недостаточно определены роль и место трудовых традиций этноса в формировании нравственных качеств младших школьников.

Учитывая актуальность названной выше проблемы и недостаточную ее разработанность в педагогической теории и практике была определена тема нашего исследования: «Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников».

Цель исследования: Раскрытие педагогических условий эффективности использования трудовых традиций бурятского народа в формировании

нравственных качеств младших школьников.

Объект исследования: Трудовое воспитание в формировании личности детей в народной педагогике.

Предмет исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций бурятского народа.

Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников будет успешным если:

выявлены роль и место труда в развитии личности детей в народной педагогике бурятского народа;

выявлены методы и средства использования содержания трудового воспитания народной педагогики бурят для формирования нравственных качеств младших школьников;

выработаны показатели сформированности нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

Задачи исследования:

  1. Выявить специфические особенности народных традиций бурятского этноса.

  2. Определить педагогический потенциал трудовых традиций бурятского народа в воспитании нравственных качеств младших школьников.

  3. Провести дидактический анализ методов и форм воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

  1. Выявить показатели сформированности нравственных качеств младших школьников.

  2. Разработать методические рекомендации по использованию трудовых традиций бурятского народа для формирования нравственных качеств младших школьников.

Методологическими основами исследования являются: концепция определяющей роли труда, трудовой деятельности во всестороннем развитии личности, теория познания, принцип единства теории и практики, психолого-педагогические положения о деятельностной сущности личности, системный подход, фундаментальная теория поэтапного формирования умственных действий.

Методы исследования: анализ литературных источников и диссертационных исследований; обобщение опыта национальных школ и бурятской семьи по использованию труда в целях формирования нравственных качеств младших школьников; анкетирование, интервьюирование, беседа; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), обработка и оценка результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследования; изучался опыт учебно-воспитательного процесса в школах республики Бурятия; одновременно проводилась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы; был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе обобщался полученный материал; проводилась опытно-экспериментальная работа, определялись основные направления использования народных идей и опыта трудовых традиций бурятского этноса в нравственном воспитании младших школьников; разрабатывались методические рекомендации.

На третьем этапе проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных данных, литературное оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов после апробации обеспечивалась сово-

купностью использованных методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; подтверждается обоснованностью его выводов; целенаправленным анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде школ РБ.

Научная новизна исследования заключается:

в выявлении методов, приемов, средств, обеспечивающих эффективность воспитательных мероприятий, связанных с использованием народных традиций, отраженных в бурятском народном творчестве;

в определении конкретного содержания положительных традиций бурятского народа, способных оказать нравственное и трудовое воздействие на младших школьников;

в разработке методических рекомендаций по использованию трудовых традиций бурят для формирования нравственных качеств младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфических особенностей народных традиций бурятского этноса; в определении педагогического потенциала трудовых традиций бурятского народа, его воздействие на воспитание нравственных качеств учащихся в начальных классах школ РБ; в обосновании комплекса методов педагогического воздействия на воспитание нравственных качеств младших школьников в учебной, внеклассной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов исследования в деятельности сельской и городской школы РБ, особенно в практике подготовки школьников к жизни и труду, формировании социально значимых духовных и личностных качеств; разработкой методической рекомендации по использованию трудовых традиций этноса в программе начальной школы

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение в лаборатории обучения учащихся технологии и отделе трудовой подготовки ИОСО РАО, на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО, на методических совещаниях ряда школ г. Улан-Удэ. Методические рекомендации используются в практике работы школ №№ 8, 37 г. Улан-Удэ, Бурятского института повышения квалификации работников образования.

Основные положения выносимые на защиту могут быть сформулированы в виде следующих тезисов:

Наряду с возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями в процессе нравственного воспитания следует учитывать и национальные особенности учащихся.

Прогрессивные идеи и традиции бурятской народной педагогики являются своеобразной системой воспитательных воздействий, сложившихся в течение всей истории этноса, которая способствовала формированию нравственных качеств детей.

Эффективность овладения детьми нравственными национальными ценностями определяется непосредственным приобщением школьников к исходным трудовым традициям, изучением фольклора и усвоением традиционного стиля межличностных отношений.

Комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников с использованием трудовых традиций бурятского народа способствует эффективности нравственного воспитания младших школьников.

Нравственный потенциал народной педагогики бурятского этноса

Общественные преобразования, происходящие в стране, приводят к изменению нравственных ценностей, приоритетов. Главная задача общества на сегодня - поднять "планку" нравственного воспитания детей. Повышению его эффективности служит прогрессивный опыт народной педагогики. Успешное решение этой задачи требует единства действий, положений, постулатов народной педагогики и всех воспитательных институтов.

Во многих случаях, особенно в обыденной жизни, иногда даже в периодической литературе, можно встретиться со смешиванием понятий "нравственность" и "мораль". Необходимо рассмотреть два этих понятия. Исследователи по-разному трактуют определение морали, так Л. М. Архангельский утверждает, что мораль существует "как в форме духовности, так и в форме практики (поведение, в котором, однако, объектируются не только моральные, но и иные формы общественного сознания), что находит свое выражение во взаимодействии, а нередко в противоречии моральных мотивов поведенческой деятельности"(13, 72). Существуют и другие определения морали.

Мораль - это форма общественного сознания, отражающая социальную действительность посредством механизма общественного мнения и личных убеждений, (моральное отражение осуществляется с помощью таких специфических понятий, как добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни)(18, 8).

Мораль - это совокупность норм поведения людей, регулирующая их отношения к обществу, классу, нации, коллективу, друг к другу, поддерживаемых личным убеждением, традицией, общественным мнением (202, 11).

Мораль - это нормативно-регулирующая система, выступающая как совокупность нормативов (принципы, нормы, обычаи), воздействующих на общественные отношения через поведение людей (9, 17).

Мораль является специфической формой отражения общественного бытия, выражает экономические и социально-политические условия жизни общества, и она возникла из необходимости регулирования людей. Мораль выражает единство двух моментов (гносеологического и социологического), выступая как форма общественного сознания и как форма социальной регуляции (18,7).

Мораль выступает как осмысление поведения человека в общественном и индивидуальном сознании. Она возникла из необходимости поступков людей посредством механизма общественного мнения и личных убеждений. Кроме того, мораль выполняет оценивающую функцию, благодаря чему всегда можно определить, является ли поступок высоко моральным или аморальным.

Мораль может рассматриваться как сложная по структуре система, включающая в себя совокупность нормативов и требований, воздействующая на общественные отношения через поведение людей. В литературе это определяется как моральное сознание и нравственные отношения. Моральное сознание, в свою очередь, включает в себя нормы и нравственные принципы, а также эмоциональные элементы: чувства, эмоции, переживания. Нравственные отношения выражают связи индивида с обществом, возникающие в процессе реализации моральных норм. Нравственные отношения состоят из поступков и поведения человека. Поступок - это однократное действие человека, обусловленное внутренними мотивами и влияющими на него в данный момент внешними факторами. Поведение в данном случае характеризуется нами как система поступков, отражающая внутренние и моральные качества индивида. Как видим, мораль является сложной нормативно-регулирующей системой, которая, в свою очередь, включает в себя менее структурированные системы.

Таким образом, анализ педагогической, научно-методической, философской литературы показал, что существует множество подходов и трактовок к понятию "мораль", совместить которые в одном крайне трудно. Этим, вероятно, объясняется отсутствие общепринятых определений морали, а также нравственности.

Рассмотрим некоторые определения отечественных исследователей, которые по-разному трактуют понятие "нравственности". По определению Л.М. Архангельского, нравственность - это "... пра вила поведения, система норм, определяющих обязанности человека по от ношению к обществу, к другим людям, одна из основных форм идеологии и культуры". (13, 17). » И.Ф. Свадковский подчеркивает, что "основу нравственности состав ляют моральные нормы", хотя она "не сводится к моральным нормам. Она включает в себя также моральные взгляды, оценки, теории", из чего можно сделать вывод, что понятие "нравственность" трактуется шире понятия "мораль" (202, 58). В.И. Петрова описывает нравственность как особую форму общест венного сознания и общественных отношений, которая "проявляется во всех видах деятельности (трудовой , общественной, познавательной, эстети ческой и т.д.)" (180, 15). И.С. Марьенко считает, что "нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения..." (148, 32). Каждый из высказанных взглядов на этот вопрос кажется по-своему правильным в контексте рассмотрения проблемы у вышеназванных авторов. Поэтому, интегрируя существующие определения морали и нравственности, мы получаем следующий вывод: Мораль является системой норм, оценок и отношений человека, их осмысления в общественном и индивидуальном сознании. Нравственностью является поведенческая сторона человеческих отношений и ее частью является норма повседневного поведения людей в различных сферах и ситуациях. Мораль выделяет экономические, политические, правовые отношения через практику нравственных отношений. Таким образом, мораль выступает как некое единство поступков человека и их осмысления и оценки в общественном и индивидуальном сознании; нравственность же - практику поведения, отношений людей. Следовательно, понятие "мораль" шире по объему и включает в себя нравственность.

Труд как фактор формирования нравственных качеств детей в народной педагогике бурятского народа

Нравственное развитие детей неразрывно связано с процессом воспитания. Его можно рассматривать как результат и критерий эффективности воспитательной работы. Во все времена и у всех народов главной целью воспитания было формирование совершенной, идеальной личности. Наша задача состоит в том, чтобы определить, что может повлиять на формирование нравственных качеств младшего школьника. В данной работе мы анализируем влияние лишь одного фактора - труда. Термин "фактор" рассматривается как причина и одновременно условие, движущая сила, влияющая на процесс формирования нравственных качеств детей. Чтобы решить поставленную задачу, необходимо определить трудовые традиции этноса и показать их значение.

Мировой педагогической мыслью оставлено огромное наследие по проблеме трудового воспитания. Эта проблема связана с вопросами, которые вставали перед человечеством на протяжении всей его истории: как подготовить подрастающее поколение к труду; каковы формы и виды трудовой деятельности, которые доступны и полезны растущему организму; как организовать трудовое воспитание в школе и иных общеобразовательных учебных заведениях; как одновременно приобщить молодое поколение к теоретическим знаниям и вместе с тем подготовить его практически к вступлению в мир труда; как воспитать любовь к труду, потребность трудиться и быть счастливым трудом.

На первом этапе человеческой истории, в первобытном обществе, когда низкий уровень развития производительных сил обусловливал необходимость участия каждого трудоспособного члена коллектива в процессе материального производства, подготовка к трудовой деятельности была всеобщей и обязательной. Воспитание детей, включение в жизнь общины и рода были прежде всего связаны с приобщением подрастающих поколений к опыту производственной деятельности. В условиях всеобщности труда каждый должен был получить такую трудовую подготовку. Все дети приобретали знания и навыки, позволявшие им производить орудия труда и добывать пищу; у них формировалось чувство коллективизма и взаимопомощи, уважение к старшим и дисциплинированность, развивалась воля и смелость, выносливость и физическая сила. Все это было необходимо им для успешного осуществления трудовой деятельности.

Но уже в эпоху разложения первобытнообщинного строя труд стал утрачивать свой своеобразный характер; в общинах появились группы людей, которые стали осуществлять специальные функции. Это обусловило изменение отношения различных социальных групп к труду, а следовательно к трудовому воспитанию. Начиная с этого времени и на протяжении многих последующих веков подготовка подрастающего поколения к производительному труду осуществлялась народными массами. Именно народные массы бережно сохраняли и развивали те традиции трудового воспитания, основе которых заложены на заре человеческой истории. Эти традиции нашли свое выражение в тысячелетней мудрости народной педагогики. "Народная педагогика, по мнению профессора Г.Н.Волкова, - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.д." (70, 12).

Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в себе прежде всего опыт трудового воспитания подрастающих поколений, подготовки их к той сфере будущей деятельности, которая составляла основу их существования. И это примечательно - общность главных задач трудового воспитания детей и подростков во все времена и у всех народов носили и носят общечеловеческий характер. Они и определили и общность главных целей, методов и средств их педагогической деятельности.

На каждом новом историческом этапе вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, наполнялись различным смыслом и содержанием. Постоянно ускоряющееся развитие общества, постоянное усложнение производительных сил и производственных отношений, стремительный рост науки и техники ставили перед трудовым воспитанием все более сложные задачи. Они решались, с одной стороны, с опорой на уже накопленный историей опыт и, с другой стороны, в постоянных поисках нового, отвечающего требованиям своего времени.

В прогрессивном наследии общественной и педагогической мысли огромное место занимают мысли о труде как самом достойном занятии человека, о труде как цели и средстве воспитания. Иными словами, мечты о совер шенном обществе переплетались с мыслями о более совершенном трудовом

воспитании. Невозможно представить современного воспитанного человека не умеющего плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, орудиях труда. Трудовое воспитание - важный, проверенный веками принцип формирования всестороннее и гармонически развитой личности.

Труд является важнейшим средством всестороннего развития личности, условием для раскрытия творческих сил и дарований каждого человека. Готовность к труду является комплексным качеством личности. Р.И.Желбанова считает, что "нравственный процесс личности неразрывно связан с процессом превращения труда в главную жизненную потребность" (104, 22). Воспитание потребности в труде - важнейшая задача школы, семьи и общественности. Цель и смысл трудового воспитания заключается в том, чтобы сфор мировать в человеке внутреннюю потребность трудиться, не чуждаться любого труда, как умственного, так и физического, находить в нем радость, бережно относиться ко всему тому, что создано руками человека, глубоко уважать людей труда.

Формируя личность в целом, необходимо обращать внимание на воспитание в начальных классах таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм. Эти качества являются социально-значимыми и могут быть, воспитаны именно в младшем школьном возрасте, так как этот возраст для нравственного развития ребенка, формирование культуры его поведения считается наиболее благоприятным.

Каждое из вышеперечисленных качеств личности предполагает наличие других, более частных. Так, например, коллективизм обуславливает наличие точности, взаимовыручки, взаимоуважения и т.д. Но формирование нравственных качеств у ребенка будет проходить успешнее, если заботиться о его систематическом нравственном образовании. О связях между обучением, трудом и развитием личности писали и говорили многие выдающиеся педагоги прошлого, среди них Я. А. Коменский, А. Дистервег, И. Г. Песта-лоцци. Идею о созидательной роли труда в становлении личности утверждали и русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Позже, уже в период с 30-х по 50-е годы А. С. Макаренко, до сих пор вызывающий споры и разноречивые оценки, добивался отличных результатов в формировании нравственных качеств с помощью трудовой деятельности.

Методы и организационные формы воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса

Превращение моральных принципов, норм, правил и требований общества в личные требования ребенка связанно именно с осмыслением требований общества. Это наиболее ответственный в педагогическом отношении этап. Здесь идет проверка моральных требований, что особенно важно для превращения их в убеждение Следуя или не следуя усвоенным требованиям, ребенок, по практическим последствиям лично удостоверяется в правильности или неправильности своих поступков.

Известно, что успех воспитания обеспечивается в большей степени благодаря учету педагогами природных и возрастных особенностей ребенка. Рассмотрим основные природные факторы, обусловливающие специфику нравственного воспитания младшего школьника.

На поведение человека оказывают влияния психофизиологические особенности. Человек является продуктом, с одной стороны, его природных качеств, а с другой - условий окружающих человека в течение всей жизни.

Хотя черты темперамента не определяют сами по себе нравственных качеств личности, однако, особенности нервной системы, лежащие в их основе, влияют на моральное поведение личности. Нравственное поведение опирается не только на нравственное сознание, но и на психологические особенности личности, среди которых немаловажное значение имеют и природные факторы. Особенно хорошо проявляется зависимость поведения человека от его психологических особенностей в экстремальных ситуациях, ни одно из собственно нравственных качеств не является прирожденным или обусловленными биологическими особенностями индивида. Врожденной может быть степень предрасположенности к формированию некоторых черт характера. Последнее слово должно быть за воспитанием. Природный базис и особенности индивида не играют детерминирующей роли по отношению к нравственному его развитию. Тем не менее они оказывают влияние на моральное сознание и поведение, но влияние это всегда опосредовано качественным своеобразием нравственности как общественного отношения.

Нравственное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте определяются многими факторами и является сложным жизненным процессом.

На рубеже дошкольного возраста ребенок стремится сам участвовать в жизни и деятельности взрослых. Это приводит к тому, что взрослые начинают выступать перед ребенком образом поведения. Появление произвольного поведения представляет собой скачок в психическом развитии, что является предпосылкой возникновения нравственного поведения. В этом возрасте выполнение моральных требований начинает распространяться на более широкий круг людей.

С поступлением в школу не только мнение и поведение взрослых, но и мнение школьного коллектива являются показателями моральной правильности поступка.

Как показывают исследования, дети младшего школьного возраста могут охарактеризовать ряд качеств: честность, дисциплинированность, доброта, смелость. Однако, несмотря на наличие всех очевидных предпосылок осознания личности, дети оказываются не в состоянии устанавливать связи между своими поступками и качествами, объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами.

В целом, поведение ребенка подвержено внешним влияниям и зависит от того, под контролем или без контроля он действовал, даже при отличном знании нравственных требований. Причина такого явления в том, что моральные знания у детей еще формально усвоены, но не освоены.

"Моральные требования общества для них сначала нечто внешнее, и лишь в процессе нравственного воспитания и самовоспитания они переводятся во внутренний план, в совесть, в убеждение, в позицию, на которой он теперь более или менее твердо стоит". (10, 52).

Исследуя поставленную проблему, необходимо обратить внимание на социальные особенности нравственного воспитания младших школьников.

Отмечая социальные особенности нравственного воспитания младших школьников необходимо рассмотреть особенности его реализации в национальных бурятских школах (рассмотрим городскую и сельскую школы). Анализ личностного развития учащихся села и города показал заметное своеобразие развития процесса социализации и гуманизации младшего поколения. Объективно дети младших классов не уступают в генезисе и возможностям развития сверстникам из города. Нет существенных различий в уровне развития памяти и внимания, что имеет решающее значение в общем развитии личности и обеспечивает, особенно на начальных ступенях, успешность усвоения знаний.

В условиях малого села, дети более доверчивы, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников, а также и своеобразием психологической среды сел. Здесь дети проявляют высокую дисциплинированность и послушание, что объясняется, на наш взгляд, более устойчивыми традициями народного семейного воспитания, присущими многим этносам, а также особенностью сельских поселений, обеспечивающих строгий социальный контроль за поведением детей со стороны взрослых.

Одной из важнейших социальных особенностями нравственного воспитания в бурятской начальной школе является близость природы. Учителя сельских начальных школ имеют, в отличие от коллег-горожан, возможность вести учебно-воспитательный процесс в непосредственном контакте с природным окружением, что способствует накоплению разнообразных знаний, развитию наблюдательности и практического мышления.

Исследование показало более высокий уровень трудолюбия, трудовых умений и навыков у сельских школьников, что обусловлено ранним включением детей в трудовую деятельность в семье и общественном хозяйстве вследствие своеобразия бытовых условий и близости сельскохозяйственного производства.

Специфические условия проживания в селе ограничивают сферу развития потребностей и интересов детей. По материалам работ многих педагогов можно свидетельствовать о примитивном уровне потребностей сельских школьников, в отличие от городских. Познавательные потребности и интересы ограничены рамками учебных программ, которые в свою очередь далеко не полностью реализуются в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, малочисленность населения и узкий спектр социальных контактов детей не позволяет им накопить богатый, разнообразный опыт, в силу чего сельские дети, с одной стороны, отличаются застенчивостью в общении со взрослыми, особенно с незнакомыми, с другой стороны, сохраняют доверчивость и непосредственность.

Одной из актуальных проблем современной школы является целенаправленное формирование психических свойств личности учащихся, в частности, всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, волевой и эмоциональной сфер).

Уровни и показатели сформированности нравственных качеств младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы

Процесс развития, становления духовно-нравственной личности неразрывно связан с деятельностью школ и учителей. Школа приобщает учащихся не только к материальным знаниям, но и к духовным. Педагогический коллектив в совместной работе с родителями, влияет на формирование у них нравственных идеалов и убеждений, развивая нравственное сознание, поведение и чувства.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы является подтверждение выдвинутой в педагогическом исследовании гипотезы.

За многие годы практики школой выработаны различные пути и организационные формы, оказывающие влияние на формирование высоконравственного поколения. Нами высказывается предположение, что в указанном процессе воспитания личности необходимое значение имеют бурятские народные традиции в данном регионе. Для подтверждения высказанного предположения перед нами была поставлена задача определить, какова приобщенность младших школьников народным традициям, установить степень осведомленности учащихся о бурятских народных традициях и, в частности, о трудовых. Также необходимо выявить востребованность трудовых традиций в воспитательном процессе современной школы, определить методы и средства использования труда для формирования нравственных качеств младших школьников.

Для выяснения этих вопросов была проведена опытно-экспериментальная работа, данные которой приведены в настоящем параграфе. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе шел выбор школ и подготовка к собственно экспериментальной работе. Для достоверности результатов были выбраны 4 школы. Из них две в городе Улан-Удэ и две в районах республики. Сред городских школ - одна средняя общеобразовательная № 37, вторая средняя общеобразовательная № 8. Среди сельских школ также средние общеобразовательные школы (Хошун-Узурский СПК, Иволгинская средняя школа). При выборе школ необходимо было учитывать следующие факторы: - этнический состав населения. Представителей бурятской национальности не менее 50%; - целенаправленность воспитательного процесса к использованию бурятских народных традиций; - одинаковый уровень подготовленности педагогических кадров, материальной базы и т.д.; Все вышеперечисленные школы условно разделены на две группы: - группа школ расположенных в сельских районах с однородной этнической социализацией; - группа школ расположенных в условиях урбанизации, где доля бурятской национальности составляет примерно 50%;

На втором этапе, после отбора школ, было проведено диагностическое исследование, т.е. проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявляется современное состояние проблемы и использование воспитательного потенциала народной педагогики на уроках и во внеурочное время. На этом этапе решено было опросить всех учителей начальной школы и учащиеся третьих классов, а также некоторое количество родителей учеников. Всего было охвачено 67 учителей и 268 учеников и 50 родителей.

На третьем этапе проводился формирующий эксперимент. Суть его состоит в следующем: школы как I -ой, так и II -группы были разделены на экспериментальные школы и контрольные. Работа по формированию нравственных качеств учащихся шла лишь в экспериментальных школах, в контрольных - учебный процесс шел без изменений.

На четвертом этапе был проведен контрольный срез и сравнение результатов, полученных в опытных и контрольных школах.

Опытная работа велась вместе с учителями начальных классов и была направлена на реализацию рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования. Содержание этой работы, ее организация и основные моменты проведения нашли свое отражение в педагогических планах, дневниках наблюдений, конспектах уроков, проводимых мероприятий.

Под критериями нравственной воспитанности мы понимаем признаки, на основе которых устанавливается продвижение личности в ее нравственном развитии. Наиболее обобщенным критерием нравственной воспитанности личности является ее отношение к труду, людям, самому себе и т.п. В нашем исследовании в качестве таких критериев выступали отношение ребенка к людям, трудолюбие, прилежание к учебе.

Диагностика уровня нравственного развития школьников на первом этапе нашей опытно-экспериментальной работы, позволяет лишь более или менее правильно судить о реальном состоянии нравственного воспитания. Сложность решения этой проблемы состоит в многофакторности влияний, воздействующих на ребенка: внешние факторы - среда, школа, семья, и внутренние факторы - жизненный опыт, уже накопленный школьниками, внутренние установки, потребности, мотивы. Все это затрудняет разработку научной диагностики нравственного развития детей.

Похожие диссертации на Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников