Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Акъюлова, Миляуша Зиннатовна

Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.
<
Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акъюлова, Миляуша Зиннатовна. Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Чебоксары, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественно-исторические предпосылки развития идей гуманизма в истории педагогики и в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв.

1.1. Историография развития идей гуманизма в отечественной и зарубежной педагогике 14

1.2. Развитие идей гуманистической педагогики в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв 75

Выводы по первой главе 137

Глава II. Развитие идей гуманистической педагогики в современной системе образования Башкортостана

2.1. Педагогический потенциал башкирской литературы в формировании гуманности у школьников 140

2.2. Идеи гуманистической педагогики в системе модернизации современного общего образования Башкортостана 153

Выводы по второй главе 172

Заключение 174

Библиография 181

Приложения 201

Введение к работе

Гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и
сохранялась в качестве философской мысли в течение многих веков. На всем
протяжении своего существования она обогащалась идеями личности как
высшей ценности, пониманием самоценности различных периодов жизни
человека, необходимостью раскрытия его внутреннего потенциала. Осознание
человека как уникального явления, утверждение приоритета целостности его
внутреннего мира, осмысление его роли в своей жизни, актуализация
сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для
> раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, в гармонии с собой и

обществом является смыслом гуманистической педагогики.

Известно, что каждый индивид проживает в определенном культурно-историческом пространстве. А оно, в свою очередь, имеет свои особенные жизненные реалии, свои отличия и свои приметы. Взаимозависимые и взаимовлияющие культурно-исторические факторы определяют характер жизнедеятельности индивидуумов.

При рассмотрении проблем гуманистической педагогики в историческом аспекте возникает целый ряд вопросов: каковы были исторические предпосылки становления и развития гуманистической педагогики? Какие факторы повлияли на возникновение идей гуманистической педагогики? В чем заключается сущность и содержание гуманистической педагогики?

Предлагаемая нами работа призвана помочь найти ответы на поставленные вопросы.

Существует много различных суждений относительно культуры современного человека. Она является предметом оживленных дискуссий и споров. Причем, мнения высказываются самые противоречивые. Одни подчеркивают интеллектуальный рост молодежи, восхищаются ее образованностью, профессиональной компетентностью, широким диапазоном

интересов, проявлением социальной инициативы и творчества. И это справедливо. Но во многом правы и те, кого беспокоят душевная невоспитанность, чрезмерный рационализм и утилитаризм, неразвитость культуры чувств, эмоциональная сухость, серость и ограниченность интересов. Обнаруживается односторонность вкусов, когда увлечение, например, рок-музыкой и современными музыкальными ритмами уживается с безразличием к классике, когда видео- или аудиокассета заменяет книгу. Большую тревогу вызывают нравственные пороки, разрушающие личность. Эгоизм, моральная распущенность, падение престижа труда и учебы, безответственность и бездуховность, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность свидетельствуют также о низком уровне культуры.

Сегодня нам необходимо образование, которое помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при использовании гуманистической педагогики с учетом особенностей современной жизни.

Осмысление зарубежной и отечественной традиции гуманистического воспитания предполагает концентрацию исследовательского взгляда на изучении механизмов и закономерностей физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях его развития. Учет этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной действительности.

С философской традицией античности (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Конфуций, Пифагор, Платон, Сократ, Соломон, Эпикур) связан генезис понятия «гуманизм», которое впоследствии в эпоху Возрождения получило новое прочтение (Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франческа Петрарка, Франсуа Рабле). В эпоху Просвещения проблему гуманизма рассматривали Г.В. Гегель, К.А. Гельвеций, Ф.А. Дистервег,

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. Традиции гуманизма раскрывались в трудах наших соотечественников А.И. Герцена, Г.Р. Державина, П.Ф. Каптерева, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, АЛ. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Гуманное отношение к детям, уважение к ним в полной мере проявилось в деятельности видных советских педагогов К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

Современные исследования по проблемам гуманизма, сохранения и приумножения гуманистических ценностей, мировоззрения, его роли в жизни общества, личности и подрастающего поколения находят воплощение и в трудах современных отечественных педагогов (Ш.А. Амоиашвили, И.П. Волков, СИ. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), чьи идеи, взятые в совокупности, получили название «педагогика сотрудничества». Педагогические основы гуманистических понятий и убеждений исследовали американские ученые А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс. Новые подходы, утверждающие гуманистические принципы в педагогической отечественной науке и практике на основе личностно-ориентированного подхода нашли отражение в разработках Е.В. Бондаревской, В.А. Петровского, И.С. Якиманской и многих других.

Успешное решение социальных, экономических, культурных вопросов применительно к особенностям времени требует развития новых качеств и свойств личности обучающихся, ориентированных на гуманистические ценности. Существенную помощь в этом призвано оказать изучение творческого наследия башкирских писателей и поэтов, представителей гуманистической просветительской деятельности XIX - XX вв.

Изучению различных аспектов литературно-педагогического наследия писателей и поэтов-гуманистов XIX - XX вв. посвящены работы Ф.Н. Баишева, Г.С. Кунафина, А.И. Харисова, Г.Б. Хусаинова, З.Я. Шариповой, Р.З. Шакурова и др.

При выявлении воспитательно-прогрессивных традиций народа гуманистического характера в творческом наследии башкирских писателей мы опирались на труды башкирских ученых Х.Х. Баймурзина, В.И. Баймурзиной, Д.Ж. Валеева, М.Х. Иделъбаева, Р. Кузеева, К. Мэргена, Ф. Надршиной, А. Сулейманова, З.Я. Рахматуллиной, З.Я. Шариповой и др. Изучение их работ позволило нам определить влияние прогрессивных традиций башкирского народа на формирование личности гуманистов-писателей и гуманистов-яоэтов XIX -XX вв.

Гуманность, высокая гражданственность и нравственность, чувствительность и мелодичность были теми основными чертами, которые находили выражение в содержании их творчества. Между тем педагогическое значение творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. в формировании личности, в т.ч. и гуманности, в современных условиях недооценивается учителями родной литературы.

Таким образом, актуальность исследования вызвана наличием противоречия между объективной необходимостью совершенствования процесса формирования гуманности у школьников и недостаточной изученностью педагогического потенциала произведений башкирских писателей и поэтов, а также их вклада в развитие идей гуманистической педагогики в XIX - XX вв.

Указанное противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: какие идеи гуманистической педагогики получили развитие в творческом наследии башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. и каковы возможности башкирской литературы в формировании гуманности у школьников в современных условиях.

Решение данной проблемы является целью исследования. Это и обусловило выбор темы исследования - «Развитие идеи гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.».

Объект исследования: процесс становления и развития гуманистической педагогики в теории и на практике.

Предмет исследования: развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.

Основная гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях:

- выявление общественно-исторических предпосылок становления и
развития гуманистической педагогики в XIX-XX вв. способствует
прослеживанию развития ее идей башкирскими писателями и поэтами в этот
исторический период;

fc - развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и

поэтами XIX - XX вв. происходило во взаимосвязи с общим развитием системы образования в Башкирии, с общественно-экономическими и политическими условиями этого времени;

- объективный анализ учебных программ общеобразовательных школ по
башкирской литературе для 9-11-х классов, изучение возможностей
произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. по формированию
гуманности у старшеклассников, разработка методических рекомендаций по
использованию этого потенциала значительно способствуют
совершенствованию процесса формирования гуманности у школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

выявить общественно-исторические предпосылки развития идей гуманизма в истории педагогики;

раскрыть взаимосвязь развития идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. с общим развитием системы образования в Башкирии, с общественно-экономическими и политическими условиями этого времени;

- проанализировать учебные программы общеобразовательной школы по башкирской литературе для 9-11-х классов, изучить педагогический потенциал произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. для формирования гуманности у школьников.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют
работы психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс); идея
гуманистической парадигмы образования (К.В. Гавриловец, В.И. Шиянов);
положения концепции гуманной педагогики (Щ.А. Амонашвили, П.П. Блонский,
С.Н. Лысенкова); концепции личностно-ориентированного подхода
(Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); теория воспитательных систем,
\ отраженная в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой);

труды отечественных ученых по истории педагогики (А.Н. Джуринский, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов и др.); а также культурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельности; аксиологический подход, который рассматривает ценности как специфические социальные явления, как некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, заложенные в историко-педагогическом опыте; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; исторический подход, который заключается в последовательном изучении и изложении конкретных, строго выверенных фактов истории образования, рассматриваемых в широком социокультурном аспекте; литературоведческий подход в анализе творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв.

Источниковой базой исследования послужили программно-методические документы, правительственные постановления и решения,

учебники и учебно-методический комплекс, школьная документация, материалы педагогической и общественной периодики и др.

При решении поставленных задач в процессе исследования применялся следующий комплекс методов: исторический метод, который позволил проследить становление и развитие гуманистической педагогики, развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX -XX вв.; теоретический анализ и синтез философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003-2004 гг.) включал изучение и анализ исторической, педагогической и художественной литературы по проблеме исследования с целью оценки современного состояния изучаемого вопроса и степени его разработанности в историко-педагогических исследованиях, сбор, анализ, систематизацию рабочего материала, определение исходных позиций.

Второй этап (2004-2005 гг.) состоял в формулировке темы, цели, задач исследования, определении структуры и методологических основ работы, анализе творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв., в выявлении тенденций развития идей гуманизма и их реализацией в системе образования Башкортостана, теоретическом осмыслении и обобщении материала.

Третий этап (2005-2006 гг.) связан с систематизацией и обобщением результатов научного исследования, формулировкой теоретических положений и выводов, оформлением исследования в виде диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию гуманистических идей башкирских писателей и поэтов в современной педагогической практике.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

выявлены общественно-исторические предпосылки развития гуманистической педагогики в исследуемый период;

впервые раскрыто развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX-XX вв. во взаимосвязи с общим развитием системы образования в Башкирии и общественно-экономическими, политическими условиями этого времени;

изучены потенциальные возможности башкирской литературы в формировании гуманности у старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие вклад башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. в развитие идей гуманистической педагогики, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению этнопедагогического наследия классиков национальной культуры на междисциплинарном уровне. Результаты исследования расширяют и углубляют научные представления о педагогических возможностях башкирской литературы для формирования гуманности у старшеклассников, открывают перспективы для дальнейшего исследования данной проблемы и трансформации их в педагогический процесс.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов в ходе реализации национально-региональных компонентов образовательных программ, при разработке учебных пособий и программ по родной литературе. Методические рекомендации по совершенствованию изучения произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., содержание которых ориентировано на воспитание гуманности у учащихся, могут использоваться учителями-словесниками, преподавателями педагогических вузов при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по педагогике, психологии и методике преподавания литературы; при разработке учебно-методических пособий и рекомендаций.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, апробацией результатов исследования в практике обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Генезис идей гуманизма в отечественной педагогике имеет свою
логику развития, обусловленную социокультурной средой того или иного
конкретного исторического периода, отражая в себе не только
общечеловеческие начала, но и духовно-нравственные традиции общества и
народа, особенности российского менталитета. Развитие идей гуманизма в
истории педагогики и в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX -
XX вв. было обусловлено целым рядом общественно-исторических условий,
важнейшим среди которых являются: быстрое и качественное развитие всей
системы образования - от начальной школы до университетов, особенно с
середины 80-х годов XIX вв., когда в России начался новый этап
реформирования образования; все большее осознание прогрессивной частью
населения роли образования и личности в развитии общества; возникновение
значительного числа политических партий, в программах которых, как правило,
выдвигались задачи по улучшению народного образования и повышению роли
человека в построении более совершенного общества; появление целого ряда
прогрессивных ученых, которые в своих трудах так или иначе рассматривали и
обосновывали важность идеи общечеловеческого воспитания молодежи и
необходимость ее реализации в условиях обновляющейся системы образования
и реформирования общественных устоев и др.

2. Анализ содержания произведений наиболее известных в то время
башкирских писателей и поэтов позволил выявить основные идеи гуманизма,
которые нашли отражение в башкирской литературе в исследуемый
исторический период, а именно: призыв к учению, получению разносторонних

знаний и обучению подрастающих поколений применения их в своей

жизнедеятельности, совершенствованию их нравственности; признание

величия матери и роли семьи в воспитании детей; о великой миссии каждого

человека в совершенствовании социально-нравственных устоев общества и т.д.
В произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. красной нитью
проходит мысль о том, что призвание человека состоит в творении добра, «ему
надлежит быть, прежде всего, ревностным в добрых делах». Они были
убеждены, что высоконравственный человек должен обладать такими
качествами, как гуманность, благородство, правдивость, великодушие,
скромность, щедрость, готовность оказать помощь нуждающимся, стремление
? овладеть науками.

3. Анализ учебных программ общеобразовательной школы по башкирской литературе для 9-11-х классов и опыт работы учителей показал, что в общеобразовательной школе изучению произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. отводится незначительное время, и недостаточно используется их педагогический потенциал для формирования гуманности у школьников. В то же время изучение опыта работы передовых школ Российской Федерации показало, что с позиции гуманизма, воспитание может быть успешным лишь тогда, когда каждый ученик имеет возможность в школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов, приобщиться к основам общечеловеческой культуры. Педагогический потенциал (афоризмы, поговорки, пословицы, народные сказки и песни, басни, легенды, сказания-притчи, рассказы-притчи, описание обычаев, традиций, обрядов, ритуалов башкирского народа и т.д.) произведений башкирских писателей и поэтов возможно и необходимо использовать в процессе гуманизации и демократизации содержания образования и организации межличностных отношений в условиях образовательного учреждения и семьи для формирования у личности гуманных качеств; совершенствования

нравственности, гражданственности и толерантности старшеклассника; повышения роли семьи в воспитании детей и т.д. Методические рекомендации, разработанные автором по совершенствованию изучения произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., в которые включены план-конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, тесты на выявление знаний учащихся, планы изучения произведений, планы-конспекты уроков, анкеты.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты отражены в публикациях автора. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного университета, на научно-практических конференциях международных, российских, региональных уровней.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Историография развития идей гуманизма в отечественной и зарубежной педагогике

Сегодняшняя жизнь требует формирования у молодежи необходимых современному человеку таких знаний, умений, навыков, как компьютерная грамотность, владение несколькими иностранными языками, высокий уровень интеллектуального развития, умение построить свою жизнь, ответственность за судьбу своего народа. В вопросах воспитательной работы педагогов беспокоит нравственная глухота подрастающего поколения, жестокость к слабым, равнодушие к пожилым людям, рост детской преступности. Одним из важнейших направлений работы школ остается преодоление духовного кризиса подрастающего поколения, воспитание у молодежи гуманизма, гражданственности, любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Что надо предпринять, чтобы выработать у подрастающего поколения эти качества?

Для решения этой проблемы необходимо проследить, как она решалась в педагогической теории и на практике образования на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации. Изучение наследия наиболее выдающихся педагогов прошлого служит основой для глубокого понимания сути проблемы, а также для совершенствования системы образования на основе гуманистических приоритетов.

Первое упоминание о гуманизме как учении мы находим в трудах древних философов. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна для таких мыслителей, как Конфуций, Пифагор, Сократ, Эпикур, Соломон, Демокрит, Платон, Аристотель и Квинтилиан и др. Так, Конфуций (551-479 гг. до н. э.) рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой [85,37-38].

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н.э.), который оставил своеобразный свод правил нравственного поведения. Вот несколько характерных пифагорейских наставлений педагогического характера: правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика, ибо если одна или другая сторона противится, то поставленная задача не будет решена; изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно и достигает цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно,

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 до н.э.). Он рассматривал воспитание как дело, сопряженное с риском потерпеть неудачу. Чтобы этого не произошло, предлагалось воспитывать на положительных примерах, упражнять в нравственных поступках, сообразовывать воспитание с детской природой. Философ полагал, что «главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта» [85, 48].Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, сравнивая природу человека и космоса. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором - учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения. И все же основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача педагога - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, с помощью убеждения.

Сократ (469-370 гг. до н.э.) в своих трудах отмечал, что «высшим идеалом нравственности является добродетель» [107, 11-12]. Его ведущая педагогическая идея - нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном самопознании. Не случайно, что его целью воспитания стал девиз: «Познай самого себя», а исходным пунктом философии - фраза: «Я знаю, что ничего не знаю». Он довел до совершенства такой метод обучения, как беседа. Не предлагая готовых знаний и решений, но пробуждая мыследеятельность своих учеников с помощью четко и логично поставленных и сформулированных вопросов, он подводил их к самостоятельному поиску ответов и, как следствие, приобретению новых знаний. Сократ, первым в истории европейской философской мысли обратившийся к проблемам индивидуальной свободы и нравственного совершенствования личности, признавал за каждым человеком право на критическое отношение к авторитетам и самостоятельный поиск истины, в т.ч. и в области нравственных категорий. В беседах со своими учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название «сократический» [45, 168].

Развитие идей гуманистической педагогики в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв

Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания и развития личности. Через постижение литературы человек усваивает параметры своей культурной идентичности. Произведения художественной литературы содержат в себе огромный духовно-нравственный и эстетический потенциал, который, несомненно, оказывает влияние на формирующуюся личность. Изучение гуманистических идей, содержащихся в художественной литературе, во многом способствует восстановлению, воссозданию и сохранению духовно-нравственных сокровищ народа, а также воспитанию подрастающего поколения.

Язык литературы - это то, благодаря чему мы имеем возможность сделать доступным восприятию и освоить весь тот многовековой духовный опыт человечества, что отражен в художественном творчестве. В этом смысле важно, чтобы читатели, изучающие литературу, почувствовали всю силу и красоту литературного слова, но не просто отдавались эстетическому упоению, наслаждаясь высокохудожественным чтением, а вполне осознанно вбирали бы те культурные, эстетические, этические ценности, что способствуют становлению духовно развитой личности.

Немаловажна и национальная принадлежность того или иного литературного произведения. Бесспорно, что текст - это отражение общечеловеческой истории, истории духовной, однако нельзя не отметить чисто национальную специфику произведений. Некоторые литературоведы считают, что именно культура и история того народа, к которому принадлежит автор произведения, являются доминантой художественного текста. Наша задача - рассмотреть произведения башкирских писателей XIX - XX вв. с точки зрения развития в них идей гуманистической педагогики, их влияние на формирование личности, которая будет жить в условиях демократии и свободы выбора, осмысления проблемы общечеловеческого как утверждение общечеловеческих норм морали, отдающих предпочтение добру, справедливости, созданию достойных человека условий жизни. Основой общечеловеческого является гуманизм в его всеобъемлющем выражении, забота о судьбе всего живого на земле, признание ценности человеческой личности. Непреходящее значение в воспитании гуманизма имеет изучение творчества таких видных, но малоизученных в педагогической науке башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., как Абельманих Каргалы, Гибатулла Салихов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Шамсетдин Заки, Гали Сокорый, Риза Фахретдинов, Шайхзада Бабич, Хадия Давлетшина, Зайнаб Биишева, Даут Юлтый, Рами Гарипов и др. Для выявления сущности гуманистического воспитания в представлениях башкирских писателей обратимся к литературоведению.

Формирование мировоззрения деятелей XIX века, становление их как личности происходило в условиях коренных изменений в общественной жизни мусульманского населения края. Это был период довольно мощного развития капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, усиления влияния национальной буржуазии в общественно-политической и духовной сферах. В это время значительное развитие получают народное образование, печать, литература. Большим разнообразием течений и направлений характеризуется общественная мысль, растет политическая активность масс, обостряется национально-освободительная борьба. В связи с остротой национального вопроса на одно из главных мест выдвигаются идеи о равенстве и свободе людей. Одновременно с этим во многом сохраняются феодально-средневековые устои, весьма значительную роль в сознании людей продолжает играть религия, продолжается национально-колониальный гнет. В этот период мусульманское общество находилось как бы на перепутье в поисках средств для достижения уровня развития европейских стран. Все вышеперечисленное обусловило главную проблему общественного развития -борьбу против социально-экономической и культурной отсталости, невежества.

Одним из главных приобретений башкирской литературы в первой половине XIX века стало сложившееся представление о человеке, вооруженном суммой современных знаний, предпочитающем ум и высокие моральные качества богатству. А вера в разум порождали убеждение, что слово обладает действенной силой. Выраженная в слове истина, казалось, должна была сразу же произвести желаемое действие, неотвратимо перевоспитать человека, открыть ему путь к нравственному и умственному совершенствованию, научить его жить по высшим нормам человеческой нравственности. Поэтому важнейшей задачей словесного искусства было формирование нравственного кодекса, просвещение закостенелого сознания, открытие истины, прямое выражение идеала [137, 60].

Так, защищая идеи об искоренении таких зол на пути общественного прогресса, как религиозный фанатизм, схоластика, пристрастие не к духовному, а материальному богатству, башкирские поэты и ученые-писатели Г. Сокорой (1826-1889), А. Каргалы (1784), Ш. Заки (1825-1865), Г. Салихов (1794-1867) принимали активное участие в дискуссиях, писали статьи, научно-популярные брошюры и поэтические произведения. В них высказывались критические суждения о ревностных поборниках догм ислама, осуждались религиозный фанатизм, схоластическая система обучения, невежество, отражались мотивы признания разума в постижении истины. Писатели смотрели на литературу с педагогической точки зрения, как на средство воспитания и образования. Просветители стремились пробудить в людях присущую им от природы жажду действия и преобразования. В их понимании человек заключает в себе как бы две сущности: он велик и значителен по заложенным в нем возможностям, но довлеющие над ними обстоятельства жизни, окружающая его действительность часто делают его незначительными и мелкими.

Педагогический потенциал башкирской литературы в формировании гуманности у школьников

Изучение истории литературы напрямую связано с определением и исследованием ее методологических основ, историко-теоретических принципов и научных концепций. При этом необходимо учитывать тот факт, что только опора на наследие прошлого, усвоение его достижений и лучших традиций являются одним из важнейших условий гуманистического воспитания. Литературное наследие башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. играет чрезвычайно важную роль в формировании морально-нравственных качеств подрастающего поколения, в развитии идеалов его чувств и мечтаний, надежд, мироощущения и мировосприятия. Изучение и усвоение духовного наследия помогает сохранить историческую преемственность поколений, воспитать национальные, личностные и нравственные качества.

Родная литература предоставляет учителю богатейшие возможности для ведения с учащимися ненавязчивой повседневной работы по воспитанию не только уважительного отношения к родному языку, но, самое главное, к родному народу, который создал наш прекрасный, выразительный, красочный, богатый стилистическими возможностями язык - живое средство общения в различных ситуациях официальной и неофициальной коммуникации, окрашенный неподдельным искрящимся юмором, остроумием, способностью к словесной игре. Изучение родной литературы в школе имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как она связана с конкретными условиями жизни народа, с его языком и культурой. Приобщение учащихся к прогрессивным национальным традициям родного народа и его идеалам, понимание национального характера и красоты родной природы, освоение богатств языка и норм нравственности своего народа эффективно осуществляется именно через произведения родной литературы. Если говорить о гуманистической направленности изучения литературы, то нам нужны такие чтения и изучение художественных произведений, которые учитывают замысел автора, особенности конфликтов, характеров действующих лиц, своеобразие художественного мира творения искусства, авторскую позицию и т.д. Речь, одним словом, идет о нравственной направленности анализа. С этим связано выявление не только конкретно-исторического содержания художественных произведений, но и их непреходящего, общечеловеческого содержания и значения. Чтобы, читая художественное произведение, ученик не только обогащал свои познания и представления о мире, об искусстве, но и находил в них личностный смысл. Воспитание гуманности у школьников может быть успешным лишь тогда, когда ученик имеет возможность в школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов приобщиться к основам общечеловеческой культуры. Мы полагаем, что изучение содержания произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв. на уроках родной литературы может реально помочь учителю башкирской литературы в деле формирования гуманистического мировоззрения школьников и воспитания у них гуманных качеств. Творческое наследие башкирских писателей располагает большим арсеналом средств воспитания подрастающего поколения и является богатым фондом народной мудрости, о которой не следует забывать сегодня.

В своем исследовании мы исходим из того, что период юности благоприятен для организации работы по целенаправленному формированию гуманности. Исследования в области педагогики и психологии убеждают нас о том, что к этому периоду, о котором идет речь, сфера нравственных представлений и эмоций достаточно развита. Старшеклассникам знакомы эмоции радости и печали; им постоянно приходится делать нравственный выбор: как поступить - взять ответственность за проступок на себя или переложить ее на плечи товарища; помочь нуждающемуся или не заметить, что необходима помощь. Мы считаем, что изученные нами произведения башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв. занимают большое место в воспитании гуманистических качеств личности и должны гармонично включаться в содержание образования старших классов.

Содержание образования, которыми должны овладеть старшеклассники, раскрывается в учебных программах. Программа является важнейшим государственным документом в обучении и воспитании учащихся, она играет большую роль в выполнении задач литературного образования и литературного развития школьников. Программа составляется с учетом специфики художественной литературы, достижений литературоведения, психолого-педагогических наук, методики преподавания предмета. В связи с социальными изменениями в обществе и постоянными реформами школьного образования возникает необходимость создания новых программ по башкирской литературе, которые предусматривают: включение в программы новых художественных произведений, отвечающих современным требованиям школы и идеям воспитывающего и развивающего обучения; включение в программы высокоидейных художественных произведений, посильных для учащихся и соответствующих возрастным интересам их развития [63, 33]; художественная литература побуждает учащихся старших классов (9-11) «анализировать действительность в целом, находить и обобщать свое отношение к ней, определять смысл жизни. Она помогает им создавать целостное мировоззрение, заставляет думать» [160,150].

Идеи гуманистической педагогики в системе модернизации современного общего образования Башкортостана

Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Эти тревожные явления -следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний духовный мир. Изъяны в духовном становлении учащихся - результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения - таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности. В связи с этим в современном воспитании и обучении, в отличие от педагогического авторитаризма, все больше развиваются тенденции, связанные с гуманистическом воспитанием. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремлении реализовать его возможности, создавая комфортную психологическую атмосферу, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей [88, 111]. Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Прежде чем раскрыть использование идей гуманистической педагогики в системе модернизации общего образования Башкортостана, мы остановимся на анализе определений понятий «гуманизм» и «гуманность».

Термин «гуманизм» очень многозначителен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм, прежде всего, означает человечность - любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

Отметим предварительно различия в понятиях «гуманизм» и «гуманность». Гуманизм - это вид идеологии, мировоззренческая концепция, одна из форм общественного сознания, влияющая на содержание индивидуального сознания. В педагогическом аспекте гуманизм рассматривается как принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений [123, 176]. В широком философском смысле «гуманизм» - это концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинства, права и свободы каждого человеческого индивида, обосновывающая возможности развития человека как рода и индивида [210, 221]. Гуманность же -личностное качество, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма. Гуманность формируется на основе повседневного благожелательного отношения человека к окружающим. По мере того как такое отношение приобретает глубокую осознанность, устойчивость, оно превращается в личностное качество. Многие проявления гуманности являются реализацией принципов, выработанных человечеством еще в эпоху Возрождения. Именно тогда был сформулирован наиболее общий принцип гуманизма: человеческая жизнь - высочайшая ценность в мире; недопустимо использовать чью-то жизнь как средство решения своих проблем [61, 6].

Гуманность относится к сложным моральным качествам, в образовании которых участвует ряд простых. Компонентом гуманности выступают: уважение, чуткость, чувство справедливости, сочувствие, доверие, самокритичность, мужество. Эти качества определяют содержательную сторону гуманности, а такие как вежливость, терпимость, уступчивость, требовательность, скромность, обеспечивают оптимальную форму ее выражения вовне [61, 6]. Каждое из простых качеств, образующих гуманность, - это разновидность лишь какой-то стороны человечного отношения к людям, его частичное проявление. Так, уважение - это признание достоинства, ценность личности другого человека. Чуткость - внимательность и заботливое отношение к волнующим других людей проблемам. Чуткость облегчает понимание мотивов, которыми руководствуются люди, совершая те или иные поступки. Она позволяет правильно определять меру требовательности к человеку. Чувство справедливости - это признание обязательными для всех (в том числе для себя, родных, друзей) моральных требований общества и уважение, наряду со своими правами, прав других людей. Только уважая права других, человек активно, свободно выполняет свои обязанности по отношению к ним. Чувство справедливости рождает личную инициативу, самостоятельность и решительность в борьбе с антигуманными проявлениями в поведении окружающих.

Доверие - это отношение к другому как к человеку, действующему по справедливости, то есть сознающему свои обязанности по отношению к людям и способному добросовестно выполнять их.

Похожие диссертации на Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.