Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Михина Светлана Владимировна

Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века
<
Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михина Светлана Владимировна. Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/280

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетического отношения к действительности в современной педагогике

Выводы по первой главе 58

Глава II. Развитие эстетической культуры будущих специалистов в современном вузе

2.1. Особенности формирования эстетической культуры современного студента

2.2. Пути и способы формирования эстетической культуры студентов

2.3. Творческая инициатива как интегративный показатель целостного развития личности в процессе эстетического воспитания

Выводы по второй главе 128

Заключение 131

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия, когда на протяжении одного поколения происходят глобальные перемены в социальной, политической, экономической сферах, проблема формирования личности в новых условиях особенно значима. Данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Мы согласны с выводами ученых о том, что важно при этом противодействовать вытеснению эстетической среды на периферийный план не только среди студентов гуманитарных институтов, но и высших технических учебных заведений. Современное производство требует работников с высоко развитой эстетической культурой, готовых к чувственно-эстетическому восприятию трудовых операций и процессов. Мастерство, совершенство, талант - это далеко не исчерпывающие составляющие эстетических ценностей, которые позволяют труженикам достигать значительных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность «по законам красоты».

Важная роль эстетического сознания состоит в том, что при его помощи в известной мере создается и поддерживается гармония духовного мира личности. Господство дискурсивного мышления в различных сферах деятельности современного человека отталкивает на второй план способность интуитивных суждений. Между тем, по утверждению ученых, художественная деятельность обусловливает единство дискурсивного и интуитивного начал. Выбрать одну из нескольких идей, носящих рациональный характер, и в особенности при отсутствии возможности обоснования ее приоритета, представляется возможным^лишь посредством интуиции. Значение интуитивных суждений велико в системе норм нравственного поведения. При общении с искусством в личности формируется чувство миропорядка, складывается образ мировой гармонии. Соединение в единстве различных, даже

полярных идей, целостное восприятие противоположностей вызывает чувство эстетического наслаждения, гармонизирует личностное сознание.

В современных условиях проблемы систематического, разностороннего эстетического развития учащихся в мировой педагогической науке еще не получили теоретического оформления в фундаментальных исследованиях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) под ним понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В целостном, разностороннем процессе воспитания и обучения современной молодежи первостепенное значение приобретает развитие эстетического отношения к потенциально качественно новой действительности эпохи информационных технологий.

Несмотря на частоту употребления термина в зарубежной и отечественной науке, методологически еще не выработан комплекс фундаментальных педагогических понятий, отражающих специфику развития эстетического отношения (его объективной основы, структуры, функций, качественно результативной формы) в социокультурном контексте современной российской действительности. Это затрудняет раскрытие специфики эстетического отношения учащихся школ и высших учебных заведений в сегодняшних педагогических условиях как социокультурного, образовательно-развивающего феномена.

В педагогической науке под эстетическим отношением понимается совокупность целостно-систематических взаимосвязей личности учащегося со всеми объектами современной ему действительности, порождаемых эмоционально-образной спецификой идеальных художественно-духовных ориентиров прогрессивного мировоззренческого, социокультурного самосовершенствования общества и профессионально реализуемых в комплексном

процессе разностороннего образования учащегося - субъекта-носителя рассматриваемого отношения (См.: Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. - Пятигорск, 1999). В методологическом смысле эстетическое отношение индивида к действительности всегда опосредовано общественными отношениями и ценностями исторически определенной культуры, интериоризован-ными личностью, т. е. воспринятыми ею как собственные. Действительно, целесообразен именно педагогический анализ, опирающийся на логическую реконструкцию процесса развития рассматриваемого отношения. Он позволяет конкретно интерпретировать классические эстетически воспитывающие личность идеи как в современную педагогическую практику, так и в потенциальные возможности общеобразовательной и высшей школы дня завтрашнего. Большинство педагогических разработок ориентировано сегодня на технологические, но не поисковые компоненты развивающего процесса, лишь единицы прогрессивных исследований направлены на то, чтобы воспитывающийся сегодня человек XXI века, попадая в поле «другой» культуры, не терялся, а самореализовывался гармонично и творчески.

В нынешнюю эпоху, в начале нового тысячелетия всемирной истории, педагогические аспекты формирования информационной цивилизации образования, его настоящего и будущего эстетическими, мировоззренчески от-ношенческими средствами становятся особенно актуальными. Тем более необходимы исследование и разрешение проблем развития эстетического отношения учащихся к действительности для нашей страны, сделавшей за столетие невиданный в истории скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобразовательного типа, но в наши дни столкнувшейся с угрозой разрушения образования и общедоступного обучения как социокультурного феномена и резкого падения уровня художественной воспитанности своих молодых сограждан. Пессимистически упаднические утверждения о непрестижности, «вторичности» культуры, образования, эстетического развития носят, как правило, критиканский (но не критический) характер,

гася при этом, по существу, на корню ростки и наметки новых образовательных систем.

В качестве основной тенденции обновления и развития системы образования в России все заметнее проявляется ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Воспитание человека культуры, т. е. человека нового типа мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане, - это задача, стоящая сегодня перед российским образованием. По нашему мнению, в решении этой задачи необходимо исходить из того, что концепт «эстетическое, творческое отношение» со стороны его структуры, функций, типологии и механизмов в общей педагогике эстетического воспитания представляет собой не только отражение действительности, но и источник саморазвития, характерный для науки в целом.

Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, настоятельная потребность практики в обобщении, систематизации накопленного опыта обусловили выбор темы исследования - «Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века», проблема которого состояла в необходимости разработать целостное теоретическое представление о педагогических условиях развития эстетического отношения студента к действительности в образовательном процессе вуза и выявить эффективные пути организации эстетического воспитания студентов в учебной деятельности с целью развития их творческой инициативы.

Цель исследования: определить роль и место эстетической культуры в современной студенческой среде, выяснить как общие, так и особенные причины, влияющие на ее становление и формирование.

Объектом исследования является совокупность сложившихся к настоящему времени педагогических условий, как способствующих, так и

препятствующих гармоничному развитию учащихся современных вузов по законам красоты в меняющейся действительности.

Предмет исследования — содержание, динамика и свойства прогрессивных педагогических условий и технологий, реально способствующих формированию гармоничного, подлинно эстетического отношения студентов к действительности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века осуществляется наиболее эффективно, если в ходе учебных занятий комплексно реализуются взаимосвязанные и взаимодействующие педагогические условия:

выявлен эстетический аспект в содержании учебного предмета с учетом специфики организационной формы занятия;

обеспечено взаимодействие рационального и эмоционального на занятиях;

организовано субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и воспитанников.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие «эстетическая культура» и механизм ее функционирования в вузе.

  2. Дать характеристику теоретических основ изучения эстетического отношения как педагогического феномена.

  3. Изучить взаимодействие процессов развития творческой инициативы и эстетического воспитания студентов.

  4. Выявить психолого-педагогическую сущность и структуру творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности в процессе эстетического воспитания.

Теоретико-методологической основой исследования являются фило-

софско-педагогические идеи гуманизации и демократизации общества, об
разования; основные положения системного, аксиологического подходов,
положения теории социализации личности, деятельности как способа само
реализации человека в труде и общении. Мы опирались на работы о сущно
сти педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, П.Ф.Каптерев, В.В.Макаев,
А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Т.А.Стефановская); работы
по педагогической антропологии и психологии, теории развития личности
(Г.С.Абрамова, В.В.Белоус, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак,
С.Л.Рубинштейн, О.В.Хухлаева, Е.Н.Шиянов). В имеющейся сегодня эсте-
тико-философской литературе можно выделить ряд исследований, осве
щающих сущность, специфику, задачи эстетического воспитания, его взаи
мосвязь с другими направлениями воспитательной работы, роль эстетиче
ского воспитания в формировании личности, среди которых можно назвать
работы А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, В.А.Балашова, А.И.Бурова,
С.Г.Ваниевой, А.Ф.Еремеева, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Н.И.Киященко,
Д.С.Лихачева, Г.Б.Минервина, М.Т.Овсянникова, Ю.С.Сомова, У.Ф.Суны,
А.К.Уледова и др., имеющие методологический характер. Наше диссертаци
онное исследование основывается на содержательной стороне гуманистиче
ской парадигмы личностно-ориентированного образования
(Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, С.В.Кульневич, В.В.Сериков,
И.СЯкиманская и др.), приоритетными целями и ценностями которой вы
ступают развитие духовно-смыслового начала личности и становление че
ловека как субъекта культуры.

Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовался комплекс общепедагогических методов: анализ научной литературы по теме исследования, программно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта, анализ современного процесса формирования эстетической культуры студентов, педагогическое наблюдение.

Этапы исследования. На первом этапе (2002-2003) осуществлялся теоретический анализ проблемы, сбор и систематизация материала, обобщался педагогический опыт работы, определялись задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза исследования. На втором этапе (2003-2004) разрабатывалась общая концепция исследования, проводилось теоретическое обоснование изучаемой проблемы. На третьем этапе (2004-2005) уточнялись теоретические положения исследования, проводилась аналитическая обработка полученных результатов, их систематизация, обосновывались выводы исследования, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка комплексного анализа эстетической культуры студентов; устанавливаются основные факторы, влияющие на совершенствование эстетической культуры будущих специалистов; раскрываются пути использования возможностей эстетической культуры в воспитательном процессе; предлагаются новые подходы к пониманию сущности, целей и задач процесса формирования эстетической культуры личности с учетом совокупности качественных изменений во всех сферах общественной жизни; выявлена психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности; показана роль эстетического воспитания как фактора оптимизации процесса целостного развития личности.

Теоретическая значимость определяется тем, что проведен анализ методологических основ изучения эстетического отношений к действительности как педагогического феномена; уточнено значение категории «творческая направленность личности»; рассмотрен ее философско-психолого-педагогический аспект; выявлена психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности; проанализированы особенности студенчества как объекта и субъекта эстетического воспитания. Благодаря представленным в

исследовании материалам современная теория и практика воспитания эстетической культуры студентов вузов России XXI в. может обогатиться фундаментальными идеями, положениями, подходами к решению.

Практическая значимость заключается в том, что методологические положения, содержащиеся в исследовании, могут быть применены при планировании процесса эстетического воспитания будущих специалистов, стать основой для построения конкретных методик и оптимизации управления эстетическим воспитанием студентов. Знание педагогических условий, критериев и уровней развития творческой инициативы студентов дает возможность оптимизировать учебно-воспитательный процесс в вузе, эффективно организовать работу по эстетическому воспитанию студентов в учебной деятельности.

Источниковедческую и информационную базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов, данные всероссийских и региональных научно-практических конференций по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности студенческой молодежи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования, репрезентативностью использованных материалов, широкой апробацией и внедрением в практику основных результатов работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные концептуальные подходы к содержанию процесса развития эстетической культуры будущих специалистов в процессе технологического образования, которые состоят в следующем:

- при известных педагогических условиях специфически эстетический контекст любого личностного отношения, отличающийся своеобразными структурой, функциями, типологией и механизмами, способен естественно -

органично переходить в эстетическую деятельность человека;

возникновение и активизация эстетического отношения учащегося связаны со спецификой социокультурной ситуации, которая появляется содержательно на конкретных этапах развития подобной деятельности, определяя ее художественно-творческую доминанту как особую форму связи между субъектом и объектом общественного отношения воспитанника к действительности в целом;

развитое эстетическое сознание является важным стимулом познавательной деятельности личности. Раскрывая глубинные свойства явлений, их внутренние закономерности, познающий субъект открывает красоту удивительного совершенства процессов природы. Ее выражение - система научных понятий и теорий, классификация элементов природы. Вместе с тем освоение закономерностей природы вызывает стремление более глубокого познания, а испытываемое эстетическое наслаждение способствует преодолению преград, возникающих на путях познавательной деятельности;

эстетическое восприятие - это одновременно и форма, и составная часть общественного сознания, которое отражает, по существу, все социокультурные богатства системного отношения человека к миру, вызывая мировоззренчески активное, действенное стремление к разносторонности, гармонии, совершенству, к красоте, идеалу прекрасного в жизни и искусстве. Реальность взаимосвязи различных звеньев эстетического отношения дает основание говорить о его целостности и структурности. Виды эстетической деятельности, порождаемые в схеме «сознание - потребность — отношение — действие», являются системой чисто человеческих психолого-педагогических факторов, находящихся в диалектически целостной взаимообусловленности и динамичном саморазвитии;

достоверно творящее теоретически обоснованное и практико ориентированное мировоззрение студента - это эстетически завершенная общест-венно-отношенческая система, на фундаменте которой преподаватель в co-

стоянии вновь ставить как цель всей истории человечества - целостную, гармонично развитую индивидуализированно-уникальную самость, универсальность личности, совершенствование которой заключается в адекватном взаимодействии с реальным миром;

- эстетическое отношение, развиваемое применительно к действительности в студенческом возрасте, представляет собой многоплановое структурное целое, выполняющее в системе ценностных, социокультурных ориентации «спектр» функций как эмоционально-нормативный способ регуляции творческой жизнедеятельности и как универсальная оценочная реакция учащегося, фиксирующая представления о выразительности окружающих его предметов, вещей, действий и явлений, степени их приближенности к идеальному пониманию совершенства в искусстве и конкретной действительности;

  1. Ориентиром деятельности преподавателей и студентов в процессе формирования эстетической культуры является освоение ими системы диалогических способов эстетически развивающей активности, порождающих соответствующие личностные смыслы и отношения к действительности. Этот процесс включает в себя как формальную, так и содержательную стороны и представляет собой синтез ценностных художественных и образовательных ориентации студента как самоорганизующейся системы.

  2. Психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности.

Специфика творческой направленности личности как научной категории заключается в том, что она отражает особый вид связи личности с окружающим миром, который ведет одновременно и к преобразованию среды, и к самоусовершенствованию личности. В этом диалектическом сплаве содержится психологический смысл творческой направленности как научной категории. Философский смысл творческой направленности личности как научной категории - в полном совпадении ее с социально-деятельной сущ-

ностью человека.

4. Основными психологическими составляющими творческой деятельности являются: творческая позиция - отношение и потенциальная готовность субъекта к творчеству, определяемая взаимодействием его потребностей, интересов, убеждений и представлений о самом себе и окружающем мире; творческое выражение, т. е. средства, с помощью которых реализуется творческая позиция в повседневной жизни, способ реагирования на окружающую действительность; творческий продукт (то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым), характеризующийся такими показателями как стандартность - нестандартность, оригинальность — стереотипность.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2004-2005 гг., на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции клуба молодых ученых Пятигорского государственного лингвистического университета в 2004-2005 гг., на научно-методических чтениях «Университетские чтения ПГЛУ» (2004-2005). Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 187 источников.

Теоретико-методологические основы формирования эстетического отношения к действительности в современной педагогике

Духовная деятельность человека всегда эмоциональна. Даже сугубо научное мышление связано с многообразными эмоциональными переживаниями. И среди сложной комбинации человеческих чувств особенно значительны эстетические чувства. Их можно определить как сложный сплав идейно-эмоционального отношения человека к действительности.

Конкретные предметы природы, факты общественной жизни, облик и поступки человека могут вызывать у людей чувства удовольствия, наслаждения, радости, выражающиеся в эстетических категориях прекрасного, возвышенного, героического или чувства отвращения, гнева, осуждения, вызывающиеся безобразным, низменным, отвратительным. Это и есть сфера эстетического отношения человека к действительности. Эстетическая оценка явлений сложна: являясь эмоциональной, она в то же время опирается на общее мировоззрение человека, на его идейные убеждения. Это делает эстетическое отношение человека к окружающему миру чрезвычайно значительной стороной его духовной жизни.

Эстетическое начало пронизывает все области жизни общественного человека. Для нас совершенно небезразлично, что именно воспринимает человек как прекрасное, умеет ли он видеть красоту в природе, общественной жизни, в человеке, умеет ли он созидать прекрасное, творить по законам красоты. Вот почему первой и главной задачей эстетического воспитания является формирование развитого и верно направленного эстетического чувства, эмоциональное формирование человека, развитие и обогащение его духовной жизни (См.: Шабалина Е.Н. Студент и мир прекрасного // Студент сегодня - специалист завтра. Из опыта воспитательной работы в вузах Днепропетровщины. - Днепропетровск: Проминь, 1970, с.90-91).

Классику отечественной и мировой педагогики В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль о том, что красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить воспитанника видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе (См.: Сухомлинский В.А. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997, с. 148). В жизни общества велико значение эстетических идеалов. Прекрасное имеет власть над людьми, оно не позволяет равнодушно относиться к тому, что создано руками и разумом человека. Эстетические идеалы и ценности способствуют осознанию нравственных и общественно-политических, культурных идеалов, пробуждению горячей любви к жизни, достижению и упрочению красоты отношений между людьми, независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образа жизни.

Эстетическое наслаждение в процессе труда и результатами труда, когда создаются вещи «по законам красоты», связано с постижением глубинной сущности трудовой деятельности и отношений, которые складываются между людьми в процессе этой деятельности. Человек в процессе осознанного и добровольного труда ощущает себя творцом, свободной личностью. Он понимает, что выполняемый им труд носит характер преобразования окружающей среды во имя интересов личности, семьи, общества (См.: Власов В.А. Красота, труд - путь к совершенствованию человеческих отношений // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Тезисы докладов III Международного конгресса 18-21 сентября 2001 года. Симпозиум X. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001, с. 155).

Проблема развития эстетического отношения к действительности в его сущностных проявлениях может быть проанализирована в рамках процесса качественного усовершенствования и самостановления его порождающей социокультурной действительности. Многообразные объективно- субъективные факторы, влияющие на уровень теоретического и практического формирования эстетического отношения, выступают как контекстные структурные элементы всего рассматриваемого образовательного процесса гармоничного развития личности современного учащегося.

Современная педагогика определяет эстетическое отношение как нравственно-эмоциональное отношение личности к предметам и явлениям окружающей действительности, имеющим определенную значимость, ценность для субъекта и оцениваемым как прекрасные, возвышенные или безобразные, низменные и т. п. Формируясь и проявляясь в разнообразной деятельности учащихся, эстетическое отношение представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Движущими силами его развития выступают противоречия, важнейшие из которых - противоречие между требованиями общества к личности и реальным уровнем ее эстетической культуры (эстетического кругозора, интересов, вкусов, идеалов, ценностных ориентации); противоречие между потребностью самовыражения и самоутверждения личности и реальными возможностями для этого — включенность в разнообразную деятельность, реализующую сущностные силы учащегося; противоречие между индивидуальным характером восприятия и потребления эстетических ценностей и корректировкой их оценки в процессе коллективной деятельности, общения с другими людьми (См.: Чепракова Т.Н. Экскурсионная работа как средство формирования эстетического отношения к действительности у учащихся профессионально-технических училищ / Ав-тореф... канд. пед. наук. - М., 1991, с. 11).

Под педагогическими условиями развития эстетического отношения личности учащегося к действительности понимают всю совокупность объективных и субъективных факторов, прямо или опосредованно взаимодействующих с образовательным процессом, разделяя их на позитивно оптимальные, негативно регрессивные и нейтрально пассивные (См.: Гончарук А.Ю. Хорошо забытое старое...: Монография. - М.: РУДН, 2000, с.23). Собственно говоря, если последние рассматриваются как возможно преобразуемые в процессе эффективно организуемого и совершенствуемого образовательного процесса, то негативно регрессивные расцениваются как антикультурные, в корне противоположные замыслу подлинного развивающе ориентированного педагогического творчества.

Исследование теоретических основ изучения эстетического отношения как социокультурного феномена есть специфическая форма целеполага-ния и путь экспериментально-творческой реализации ведущих элементов всеобщего содержания педагогической деятельности в условиях примата эволюционно-антропологического подхода как наиболее достоверного (по сравнению с креационистским или космическим подходами).

Генетически эстетическое отношение человека к действительности выделилось из его познавательной деятельности также качественно постепенно, что связано с действием ряда теоретических закономерностей, которые являются факторами, определяющими структуру и форму рассматриваемого педагогического феномена.

Особенности формирования эстетической культуры современного студента

Происходящие в современном обществе сложные и противоречивые процессы обновления, становления новых принципов общественного устройства, структур, ценностей объективно приводят ко все большему переплетению, взаимопроникновению материального и духовного производства, экономики, науки, культуры, изменению сознания людей. В успешном преодолении негативных последствий этих процессов все большую значимость приобретают и проблемы эстетической культуры, эстетического образования и воспитания молодежи.

Сегодня важно разобраться в противоречиях реальной действительности, проанализировать изменения, происходящие в культурно-эстетической сфере, место, роль и значение эстетических факторов в реформировании общества, в становлении демократического государства, возрождении общечеловеческих гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с тем, актуальность данной проблематики продиктована и тем, что без эстетического воспитания подрастающих поколений, без эстетического развития, роста эстетической культуры молодежи трудно решить другие задачи реформирования общества.

Рассматривая эстетическую культуру студенческой молодежи, необходимо признать, что она находится в кризисе. Это связано с тем, что существовавшая в нашей стране политическая система, осуществляя контроль за инициативой и творчеством личности, тем самым сужала рамки возможности развития студенческой молодежи.

Студенчество характеризуется прежде всего своей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейшую характеристику ею самосознания. При отсутствии этого целеполагания студенчество перестает быть прогрессивной общественной группой.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но и в других сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительной работы, приводит к потере духовных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей. Все это сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться после окончания вуза по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в студенческой среде.

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость выработки новой системы эстетической культуры студентов. Эта новая система должна базироваться на общечеловеческих, гуманистических началах.

Игнорирование общечеловеческих ценностей нанесло непоправимый урон культуре в целом. Теперь, после отхода от оперирования большими, абстрактными категориями, необходимо повернуться к человеку и к общечеловеческим ценностям, по-новому осмыслить такие понятия как красота, гармония. Важно и актуально переосмыслить пройденное, и на этих гуманистических принципах пересмотреть традиционные подходы к изучению происходящих в обществе культурно-эстетических процессов.

В настоящее время вырос интерес к тем проблемам социальной философии, которые связаны с процессом реформирования и обновления форм жизнедеятельности человека и общества, имеющих непосредственный выход на проблему свободы и предпосылки ее реализации. Эстетическая культура, как духовный феномен, требует в этом плане своего дальнейшего осмысления.

В исследовании проблем современного образования, его важнейших институтов одной из главных оказывается проблема формирования эстетической культуры. В социально-философской, педагогической литературе разработаны различные ее аспекты, накоплен значительный потенциал по ее творческому освоению. Не ставя перед собой цели освещения всех имеющихся подходов, наметим вначале общее понимание указанного культурного феномена. Для этого необходимо определить дефиницию таких понятий как «эстетическое», «эстетическое воспитание», «культура», «эстетическая культура».

Эстетическое многообразно и свойственно как человеку, так и окружающему его миру. Этим объясняется то, что эстетическое может проявляться в различных формах: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное и т. д. Такое понимание соответственно проецируется и на оценку самого понятия «культура». Оно широко используется как в социально-философских обобщениях, так и в специальных исследованиях, объектом которых выступают частные проявления общественной жизни.

Развитое эстетическое чувство с его принципом красоты позволяет верно схватывать образ «целого», до того как будут «проверены алгеброй» все частности и детали этого «целого», до того как это конкретное живое целое будет воспроизведено в мышлении в форме строго-логически развитой системы абстракции. Дело в том, что потребление плодов искусства развивает ту самую силу творческого воображения, которая позволяет человеку не просто глядеть на окружающий мир, но и преображать мир в представлении не по личному капризу и не по готовому штампу, а свободно, т. е. по законам красоты, считаясь с подлинной всеобщей индивидуальностью вещи, раскрывая эту всеобщую индивидуальность.

Красота продукта появляется лишь там, где действие совершается сообразно некоторой цели, а не под давлением внешних обстоятельств. Поэтому развитое чувство красоты и выступает верным критерием свободной реализации цели, выражающей действительную, а не мнимую необходимость, а эстетическое воспитание человека способствует превращению индивида из пассивного объекта внешних воздействий, из «винтика» механизма общественной жизни - в самодеятельного субъекта исторического действия, в творческую индивидуальность.

Эстетически неразвитый индивидуум неспособен самостоятельно совершать переход от формально усвоенных им общих знаний - к живой конкретности, к индивидуальности факта, события, ситуации. В окружающей действительности он всегда будет видеть только то, что уже заранее известно ему из учебников, инструкций и распоряжений, - то, что заранее «закодировано» в его памяти. В математике он в лучшем случае будет хорошим вычислителем, действующим по готовым штампам типовых решений. В затруднительных ситуациях, на которые теория не заготовила ему точного рецепта, он всегда растеряется; от действия по привычному штампу он сразу перейдет к действиям по чистому произволу. О новом такой индивид всегда будет судить на основании старых усвоенных им формальных штампов, а все, что под них формально не подводится, он расценит как своеволие, как каприз.

Важное место среди зарубежных «теорий занимает учение американского философа Джона Дьюи. Современная прагматистекая эстетика основывается именно на его теоретических взглядах, подробно изложенных в многочисленных публикациях по различным аспектам гуманитарного знания. Центральной категорией эстетической теории Дьюи, отличающейся непоследовательностью и противоречивостью, является понятие «эстетического опыта», который представляет собой субъективную форму «регулирующего поведения». Последнее как бы упорядочивает хаос переживаний индивида, представляя собой не что иное, как удачное приспособление к среде. «Эстетический опыт» присущ в равной степени живой и неживой природе. Дьюи наделяет его «эстетическим качеством», или «эстетическим свойством», составляющим его основу и превалирующим над другими аспектами «опыта».

Пути и способы формирования эстетической культуры студентов

По сравнению со многими учебными дисциплинами занятия по предметам дизайнерского цикла имеют свои специфические особенности. На них студенты могут при проектировании и изготовлении разнообразных изделий применять те знания, которые получены ими как при изучении предмета технологии, так и других предметов.

Одним из критериев формирования эстетических качеств личности на занятиях по предметам дизайнерского цикла является эстетичность завершенных объектов труда - они характеризуют развитый эстетический вкус у учащихся и способность их к эстетической деятельности. Эти занятия создают качественно новый для воспитанников этап как в усвоении знаний, умений, навыков, так и в познании реальных процессов воздействия человека на природные и искусственные материалы, в результате чего создается окружающий предметный мир. Постигая основные конструкционные материалы, технологию их обработки, предлагая свои проектные идеи и реализуя их на практике, учащиеся сами создают предметный мир. Каким он будет в дальнейшем - зависит от того, чему научатся юноши и девушки, какие получат знания и умения, какие качества сформируют у себя под руководством преподавателя. Педагог обучает и воспитывает студентов в специально созданных условиях, передает им в переработанном виде колоссальный социальный опыт, накопленный всеми предыдущими поколениями. Если педагог воспитает у учащихся потребности и способности делать эстетичные, декоративные, красивые изделия, то это поможет им в будущем преобразить мир, сделать его более совершенным.

Итак, наиболее быстрые и качественные преобразования действительности и личности происходят в период, когда меняется деятельность человека и вместе с ней обстоятельства, в которых происходит данный процесс. Педагогу приходится развивать у учащихся социально значимые качества личности и в соответствии с этим создавать все новые виды деятельности для них.

При анализе различных подходов к раскрытию специфики эстетической природы дизайна и предметов дизайнерского цикла выделяется понятие предметно-художественного образа - специфического вида художественного отражения в дизайне. Предметно-художественная образность в дизайне может проявляться в различных аспектах: во-первых, предметно-художественное видение формы продукта должно быть присуще дизайнеру, воплощающему предметно-художественный образ в создаваемый им продукт; во-вторых, правомерно рассматривать предметно-художественный образ продукта дизайна; в-третьих, следует различать предметно-художественные представления личности, формирующиеся в процессе освоения изделий художественно-конструкторского творчества (См.: Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна (Изучение основ технической эстетики в вечерних средних школах, работающих на базе предприятий металлообрабатывающей промышленности) / Автореф... канд. пед. наук. - М., 1979, с.5-6). Формирование предметно-художественных представлений о наиболее целесообразной и соразмерной форме - это длительный процесс становления в сознании личности специфической эстетической ценности.

В течение всей жизни человек постоянно осваивает различные изделия и конструкции, использует различные их свойства и качества, вступает с ними в те или иные отношения. Особую область составляет утилитарно-эстетическое и материально-культурное отношение к продуктам художественно-конструкторского творчества. Предметно-художественные представления личности образуют систему ее ориентации в области утилитарно-эстетических и материально-культурных ценностей. На их основе осуществляются мотивация выбора, оценки и суждения о наиболее целесообразной и гармоничной форме и, в конечном счете, активизируется преобразовательная деятельность по эстетическому освоению предметной среды. Дизайн как специфический вид эстетической деятельности, будучи связан с материальным производством, в то же время образует сферу духовных ценностей, и прежде всего эстетических. В этом смысле правомерно рассматривать дизайн, с одной стороны, как средство духовного развития личности, с другой - как средство активизации ее преобразовательной деятельности.

При исследовании специфики эстетической природы предметно-художественного образа установлено, что эстетическое воспитание средствами дизайна - это прежде всего воспитание эстетического отношения к условиям труда, к продуктам, прошедшим художественно-конструкторскую обработку, а также ко всей материально-вещной среде, организованной по законам целесообразности и красоты. Эстетическое отношение к продуктам дизайна характеризуется проявлением эстетического вкуса, оценкой утилитарно-эстетических свойств с точки зрения качественной и количественной определенности вещи, отношением, выражающимся в особом характере эстетической активности, при которой процесс потребления продуктов дизайна сливается с преобразовательной деятельностью (См.: Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна (Изучение основ технической эстетики в вечерних средних школах, работающих на базе предприятий металлообрабатывающей промышленности) / Автореф... канд. пед. наук. - М., 1979, с.7).

В эстетике значительное место отводится изучению пропорции и пропорциональным рядам, составляющим суть прекрасного в действительности. Но наивысшим проявлением красоты является социально-преобразующая деятельность. Личность может содействовать или противодействовать социальному прогрессу. Исходя из этого, можно оценить деятельность любого человека и сделать вывод о том, насколько она прекрасна или безобразна. По деятельности студента и его отношению к труду, по результатам труда, по взаимоотношениям в группе можно сделать заключение о том, какие позитивные или негативные черты характера являются ведущими у конкретного учащегося.

Успешный результат деятельности учащегося - это развитие сознания личности, для чего используются наиболее доступные, распространенные формы. Некоторые из них могут принимать форму поиска, иногда противоречия, решаемого в ходе занятия, в редких случаях - форму борьбы, например, за чистоту, качество продукции и т. д.

Творческая инициатива как интегративный показатель целостного развития личности в процессе эстетического воспитания

В наше богатое переменами время особенно ценны человеческая неповторимость, способность принимать нестандартные решения, умение взглянуть на проблему с новой точки зрения. Такая человеческая уникальность тесно связана с творчеством. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т. е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество — это привнесение в мир чего-то нового. В.М.Вильчек пишет: «Творчество, будучи деятельностью, абсолютно необходимо для существования общества, это в то же время и самоцельная потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта» (Цит. по: Артемьева В.А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза / Автореф... канд. психол. наук.-СПб., 2001, с.З).

Проблема творческого развития человека стала актуальной проблемой совершенствования духовной культуры нашего общества. Творчество является ведущей силой общечеловеческого прогресса и развития каждого человека. В нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. И поэтому педагог должен воспитывать творцов, способных не только овладевать накопленным общественным опытом, но и обогащать его. Творческая активность студента рассматривается как его деятельность в процессе создания субъективно нового продукта, в который обучаемый вложил свои знания и применил приобретенные на занятиях умения и навыки в новой для него ситуации, проявляя эмоциональное отношение к продукту деятельности. Известно, что качество знаний студентов, развитие у них активности, самостоятельности и творчества зависят от организации учебного процесса, от методов учебной работы, которые используют преподаватели и студенты; широко известным стал проблемный метод активизации творческой деятельности, где главное место отведено содержанию занятий, в которых, по мнению психологов, мыслительная деятельность обучающихся активизируется вопросами и задачами, отражающими проблемную ситуацию. Однако нельзя занижать организующую роль педагога, который направляет процесс познания, создает проблемную ситуацию, способствует вычленению проблемных задач и определяет этапы их решения (См.: Ершова М.А. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения народной вышивки // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, 1998, №1, с.280-281).

Историческая практика жизнедеятельности человека выкристаллизи-ровала специфический комплекс отношений субъекта к объекту, который в науке выражен категорией направленности личности. Как показали исследования ученых, в основе творческой направленности лежат специфические потребности в деятельности по преобразованию и созиданию. Результатом их реализации выступает такое широкое понятие, как творческая деятельность. Таким образом, направленность личности на творчество и преобразовательную деятельность, вбирающая в себя творческое отношение к деятельности и рождающуюся творческую деятельность, является истинно человеческим свойством, составляющим сущность личности как совокупности общественных отношений. Специфика творческой направленности личности как научной категории заключается в том, что она отражает особый вид связи личности с окружающим миром, который ведет одновременно и к преобразованию среды, и к самоусовершенствованию личности. В этом диалектическом сплаве содержится психологический смысл творческой направленности как научной категории. Философский смысл творческой направленности личности как научной категории - в полном совпадении ее с социально-деятельной сущностью человека (См.: Юдина Е.И. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла / Ав-тореф... канд. пед. наук. -М., 1985, с.8).

Важнейшей характеристикой целостной системы является наличие интегративного качества (качеств), отличного от свойств и качеств образующих ее компонентов. Исследование Н.В.Маклаковой показало, что таким интегративным качеством целостной личности, показателем и необходимой предпосылкой ее развития является творческая инициатива как специфическое проявление продуктивной активности (См.: Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности / Автореф. дисс... канд. пед. наук. — Казань, 1990, с.11).

Ею определены базисные компоненты творческой инициативы: мотивация и воображение. Творческая инициатива рассматривается как явление неоднородное. Она включает в себя при конструктивной (цементирующей) роли мотивации и воображения самостоятельное формулирование проблемы (на основе видения противоречия, выявления и осознания проблемы), а также самостоятельное формирование цели как сознательного образа будущего результата деятельности. Творческая инициатива характеризует личность как субъекта деятельности и представляет собой начальный этап творческой деятельности.

На основе исследования мотивационной сферы личности Н.В.Маклакова выявила ее интегративный показатель - познавательный интерес. Теоретические и экспериментальные исследования позволили выделить в структуре познавательного интереса эстетический компонент как показатель и необходимое условие его развития. Эстетический компонент познавательного интереса, справедливо утверждает ученый, формируется и развивается в процессе эстетического воспитания (См.: Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности / Автореф. дисс... канд. пед. наук. — Казань, 1990, с. 11). Изучение воображения как ядерного (базисного) компонента творческой инициативы также раскрывает его эстетическую сущность и приводит к выводу о незаменимости эстетического воспитания для его развития. Анализ познавательного интереса и воображения, других компонентов творческой инициативы способствует выявлению богатых возможностей эстетического воспитания в их развитии. Более того, исследования Н.В.Маклаковои показали, что эстетическое выступает синтезирующим и гармонизирующим началом в развитии личности, что позволяет считать эстетическое воспитание фактором оптимизации целостного развития личности (См.: Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности / Автореф. дисс... канд. пед. наук. -Казань, 1990, с.12).

Наше диссертационное исследование основывается на содержательной стороне гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.), приоритетными целями и ценностями которой выступают развитие духовно-смыслового начала личности и становление человека как субъекта культуры, способного не только воспринимать и пользоваться плодами накопленного человеческого опыта, но активно, свободно и самостоятельно соучаствовать, создавать в процессе развития самого себя и культуру. Механизмом реализации поставленных задач является творчество и способность личности к самоактуализации, самореализации, самовыражению, где в качестве основной движущей силы данного выступает процесс сотворения человеком самого себя в соответствии с «Высшим первообразом», движимой потребностью «стать собой» — т. е. реализовать, насколько возможно, собственное «Высшее Я» здесь и сейчас. В данном контексте «Высшее Я» рассматривается как внутренний источник развития, трансцендентный источник творчества, внеэмпирическое, истинное, вечное «Я». Проведенный С.С.Брикуновой анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил ей определиться с содержанием термина «творческое самовыражение», где творчество рассматривается как «всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это создание какой-нибудь вещи вещного мира, или построением ума, или чувства, живущего в самом человеке» (Л.С.Выготский). Самовыражение - это «нахождение адекватного выражение себя, своих ощущений посредством зарождения художественного образа и воплощения его в жизнь, реальную действительность» (К.Роджерс), это «та область действительности, в которой человек получает опыт расширенного, обновленного самосознания и самоощущения, как бы одновременно и вспоминает и предвосхищает свои истинные возможности» (А.А.Мелик-Пашаев), что становится для него пространством наиболее полного, успешного, желаемого самовыражения. Процесс подлинного самовыражение не может не быть творческим, т. к. в противном случае индивид транслирует заранее заложенные в него программы и стереотипы (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский). В основе разных форм творческого самовыражения личности существует единый стрежень - проявление «творческого Я» человека (См.: Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования / Автореф... канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2005, с. 14).

Похожие диссертации на Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века