Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации Платунова, Людмила Карловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Платунова, Людмила Карловна. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т образования взрослых.- Санкт-Петербург, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2058-9

Введение к работе

Актуальность проблеми исследования,. В условиях современного развиты нашего общества вое более актуальным становится вопрос о сохранений культури и передачи культурного наследия но-* вым поколениям. Решающая рол* щколи а личностном освоении культурного наследия связана, о усложнением художественной msm. общества. Тот культурный бага», которнй необходим современному человеку для полноценного участия а жизни общества, на сопоотавдад с теми знаниями и навыйаии, кото № выло дооїзгочао для зсіе-іической социализации личности прожде, (Э.В.Сокояов), Школа -зеркало общества. . Соответственна, .особо значимо* становится культурная наполненность учителя как посредника между аскуєством' и учеником. При этом особенность еоярелшиэй культурной ситуации в том, что на смену шшой культуре приходит культура' аудиовизуальная или экранная, ,

Экранная культура а учитывает* я определяет многие еторош современной жизни. Ода вбирает а себя see те функция, которые в предшествующую эпоху выполнялась различными культурными институтами. Феномен "экранного мышления" пока еще мало учитывается а школьной методологий, хотя многие специалисты отмечают близость "екранного мышления" и "экранного видения" определенным сферам человеческой психологии, механизмам работы памяти, воображения, Ьантазин я т.д. Основную же часть экранной культуры занимает кинематограф, ставши для современного человека каждодневным, а значит, будничным'развлечением, не воспринимаемым как искусство. Сила воздействия произведений киноискусства, т.е. интенсивность» глубина и зрелость эмоционального переживагчя зрителя, определяется не только, самими произведениями, но и способностью зрителя к полноценному эстетическому восприятию их. Содержанием эстетического восприятия является извлечение аотетической инфор-іации о художественном образе произведения, который фиксируется ire авторами в системе изобразительно-выразительных средств ки-гс>, т.е.-посредством кйноязмка. Для извлечения эстетической ин-юрмации.надо знать язык, на,котором она передается. Как показы-іают исследования специалистов, учащиеся воспринимают художе г-енный фильм не на эстетическом уровне. Многие исследователи го-орят о необходимости подготовки детей к эстетическому восприняв киноискусства. Пока нет других социальных институтов, спо-обных решать "эту задачу, необходимо готовить к ее решению учи-

телей. Проблема кинематографической культуры учителя актуальна еще и потому, что кинематограф, являясь самым популярным видом искусства у школьников, может расширить сферу коммуникативного взаимодействия учителя о учащимися. Иод понятием "кинематографическая (или кино-) культура учителя" т понимаем некий комплекс знаний по теории и истории кино (основные законы киноискусства, специфика киноязыка, особенности киножанров, непосредственное знакомство о произведениями киноискусства как прошлых лет, так и современного) и умение применять эти знания при просмотре и анализе кинопроизведений, а также характер кинопредпочтений и эстетического вкуса учителей в области кино.

Как показывают наблюдения, учителя не всегда оказываются в оостоянии выполнять функцию "кинопроводника". Даже те из них, кто использу.ет в своей работе кино (как правило, это учителя литературы), оценивают его по законам литературы: сюжет, композиция, в лучшем случае актерская игра, забывая, а часто и не зноя о законах и специфике именно этого вида искусства. Их слабое знакомство как с теоретическими и историческими вопросами собьг-* венно киноискусства, так и о его педагогическими и психологическими аспеаташ объясняется и слабой мотивацией к его изучению, т.к. у кинематографа в существующей традиционной иерархии искуоств заниженный социальный статус. Пока, по терминологий социологов, учителя являются случайной публикой и, соответственно, не могут быть '.'кинопроводниками" для учащихся. Хотя ка практике периодически возникали киноуниверситеты и кинокурсы для учителей, в научной литературе их опыт не отражен.

Таким образом, актуальность проблемы развития кинокультуры учителей вызвана рядом причині

высокой ролью кино в жизни современного человека вообще и подрастающего поколения особенно;

необходимостью осуществления учителем роли "кинопроводника" для учащихся;

существующим на практике противоречием мевду высокой ролью кино в формировании подрастающего поколения и неготовностью учителя взять на себя функцию "кинопроводника"; социально-педагогической необходимостью развития кинематографической культуры учителей*

» Неразработанностью проблемы в специальной литературе.

Объектом исследования является кинокультура учителя в системе его общей и профессиональной культуры.

Предметом исследования являются педагогические условия развития кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации.

Цель исследования заключается в определении рола кинематографической культуры учителя в Ьтруктуре его профессиональной деятельности, в разработке способов кинообразовавия учителей, влияющих на его професоиональную'культуру.

Гипотеза исследования;

  1. Кинематографическая культура учителя является значимой составляющей его общей и профессиональной культуры, влияет на формирование эстетических вкусов учащихся в области кино, их гуманитарную культуру и расширяет поле общения (в т.ч.неформального) учителя с учениками.

  2. Существующее на практике противоречие между необходимостью быть "проводником" в' области кино и уровнем кинематогра-фячесі»а культуры учителей может быть снято или смягчено пои следующих условиях:

а) психологе—педагогических:

осознания учителями псахрлого-педагогической в шости этой проблема п выработки устойчивой мотивации к ее решению;

знания юля вкусов и предпочтений учащихся з области кино і

укзкая работать с учащимися разного уровня общей, эстетической а кинематографической культуры;

; - знания ими педагогических условий использования кико в урочной и внеурочной практической деятельности в школе;

б) организационно-педагогических:

введения в систему повышения квалификации учителей программ по кинообразованию, учитывающих специфику именно этой аудитории; *;''''.

использования коллективных индивидуальных форм повышения кинематографической культуры учителей. ' >

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень кинематографической культуры учителей, степень .осознания ими роли кинематографа в их профессиональной деятельности;

  2. Определить А, обосновать возможности развития кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалифи-

.-6-

квции.

3. Разработать дифференцированные научно-методические мате
риалы по вино для педагогов в зависимости or уровня кинеыатогрэс
чесной культуры их,их учеников и преподаваемого ими.предиета.

4, Экспериментально проверить возможности развития кинемат
графической культуры учителей в процессе повышения их квалифика
щи.

В зависимости от специфики решаемых задач применялись след вдие методы исследования;

- теоретический анализ педагогической, психологической, со

. циологической и искуоотвоведчеокой литературы по проблеме исоле дованяя;

- анкетирование, интервьюирование учителей и учеников и

включенное наблюдение, за ними;

- монографическое наблюдение за учителями и учениками в
'процесое их практической деятельности и самообразования;

- количественный и качественный анализ результатов конотаті
рующего и формирующего экспериментов»

' Методология исследования опирается на отечественные и зарубежные теории культуры, современное понимание массовой культуры теории зрелищных видов искусства, киноискусство и оредств ыассо-вой коммуникации, теорию непрерывного образования, парадигмы функциональных ролей учителя, концепцию личноотно-деятельноотно-го подхода к подготовке и дювыиению квалификации учителей. Исследование проводилооь в три этапа. На первом этапе (1992-1993гг.) были определены задачи, объект и предмет исследования, собран и обработан педагогически! психологический, социологический и киноведческий материал по пр<

блеме.

На втором этапе (1993-1994гг.) была разработана концептуал: ная схема исследования, проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня кинематографической культуры учителей и учеников, степени реализации функции учителей как "проводников" кине матографической культуры и потребностей учеников и учителей в повышении кинообразования, выделены зависимости между кинематографической и коммуникативной культурой учителей.

На третьем этапе (1994-1995гг.) были созданы и опробованы программы спецкурси по киноисл'сству и дифференцированные программы самообразования по кино Для учителей, проанализированы.

полученные в ходе эксперимента данные.

Ваза исследования и объективный материал» Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школ Санкт-Петербурга и Риги (школы й 183 и 190 Центрального района, школы № 235 и 238 Октябрьского района, гимназия а 49 Приморского района, частные гимназии . "Альма' Матер" и "Иоганн Гете Шулле" г.С.-Петербурга, школа » 408 г.Цушкина, русская школа Я 10 г.Риги), педагогического училища км,Н.А.Некрасова, на базе культурологических курсов в УПМ С.-Петербурга. Различными видами исследования было охвачено около 250 учителей, 350 школьников и 20 студентов Академия Театрального Искусства.

Научная новизна исследования состоит:

в установлении внутренней связи мекду кинематографической и профессиональной, в частности, коммуникативной, культурой учителя;

в научном обосновании содержания и методов развития кинематографической культуры учителей в системе их общей и профессиональной культуры.

Практическая значимость исследование состоит:

в обосновании необходимости и возможности внесения в учебно-тематические планы педагогических учебных заведений,и курсов повышения квалификация учителей спецкурса по киноискусству;

в создании спецкурса по киноискусству для учителей о учетом профессиональных аспектов этой проблемы;

в разработке принципов использования кино учителями литературы и истории;

в разработке принципов' составления индивидуальных програш самообразования учителей в области киноискусства, исходя из уровня подготовленности учитоля, особенностей его личности, специфики преподаваемого им предмета п уровня подготовленности аиг учеников.

На защиту выкосится:

1« Обоснование роли кинематографической культуры учителя в структуре его профессиональной деятельности,

2. Способы кинообраэоваиия учителей, влияющие на его профессиональную и общую культуру.

Апробация результатов исследовиния. Теоретические выводы и практические рекомендации обсундаяі.л. на мевдународной конференции в в.Гродко, па международных « всероссийских научно-практических конференциях в КОВ РАО по следующим проблемам: "Взаимосвязь общей и профессиональной" культуры учителя" (1991), "Гуманизация образо-

вания взрослых" (1992), "Инновации в образовании и социальные перемены" (1993), "Культурологический подход к преподавания» в проблемы повышения функциональной грамотности педагогов в облао та гуманитарной культуры" (1994}* на заседаниях лабораторна гуманитарного образования взрослых ИОВ РАО,

До, проблеме исследования опубликовано 4 работы.

Структура диссертации:

Похожие диссертации на Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации