Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Иванов Сергей Анатольевич

Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания
<
Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Сергей Анатольевич. Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2001 256 c. РГБ ОД, 61:02-13/1471-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания развития ноосферного миропонимания 14

1.1. Понятие «ноосферное миропонимание» в современном знании 14

1.2 Психолого-педагогические основы развития ноосферного миропонимания 59

Выводы по первой главе 118

Глава 2. Развитие ноосферного миропонимания в процессе обучения. Опытно-экспериментальная работа 123

2.1. Анализ содержания действующего образования по естественным дисциплинам и состояние целостности знаний учащихся 123

2.2. Практика развития ноосферного миропонимания .

Результаты опытно-экспериментальной работы 154

Выводы по второй главе 185

Заключение 192

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Конец XX века стал знаменательным временем в истории развития общепланетарной цивилизации, характеризующимся качественными изменениями глобального характера в различных областях жизни: материальной, научной, духовной, политической, социальной, образовательной. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные характеристики. Поиск путей выхода из нравственно-духовного и экологического кризиса, на наш взгляд, ведет к русскому космизму - пласту культуры, недостаточно известному и востребованному образованием. В то же время, идеи русского космизма педагогически продуктивны и могут стать основой ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.

Поскольку средней школе принадлежит важная роль в развитии личности, ее мировоззрения, то проблема становления ноосферного миропонимания непосредственно связывается с обучением. Согласно нашему исследованию, выпускники средних школ г. Екатеринбурга слабо ориентированы в идеях космизма, что препятствует складыванию ноосферного миропонимания. Традиционно предметное, а не проблемное преподавание затрудняет возникновение и развитие целостного, нелинейного мышления. Знания учащихся разрознены и лежат в голове, как мертвецы на кладбище, не зная о существовании друг друга (К.Д.Ушинский). Падение престижа гуманитарных знаний в обществе, их обособленность от естественнонаучных являются причинами отчуждения школьников от общечеловеческих ценностей. Школьное образование несет ответственность за духовно-нравственные ориентации личности. В настоящее время оно находится в поиске теоретико - методоло-

гических основ новой образовательной парадигмы, которая может значительно обогатиться идеями русского космизма, ноосферным миропониманием. Проблема развития ноосферного миропонимания растущего человека является инновационной в современной педагогике, частных методиках. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки принципов, методов и условий развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы. Идеи, которые могут лечь в основу такого миропонимания, на наш взгляд, состоят в следующем.

Идея активной эволюции (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.) заключается в необходимости нового, сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственные чувства. Такая необходимость действительно назрела, и стали очевидными два альтернативных пути развития цивилизации: путь активной эволюции, ведущий к становлению ноосферы, и стихийное развитие общества, могущее привести к гибели всего человечества.

Идея взаимосвязи и единства человека, природы и космоса (антро-покосмизм), развиваемая отечественными философами-космистами, может способствовать становлению сознания, основанного на "космическом чувстве"(Н.Г. Холодный).

Неоценимый вклад в становление нового мировоззрения человека призвана внести космическая философия К.Э. Циолковского. Она продуктивна для педагогики в плане панэтизма и позволит, если не кардинально изменить существующее миропонимание, то хотя бы допустить возможность совершенно другого мироустройства и этим самым расширить сознание человека, подготовить его к принятию новых научных парадигм и открытий. Она может способствовать становлению творческой, любознательной личности, устремленной к дальнейшему познанию и самосовершенствованию.

Этическую, нравственную основу нового мировоззрения представляет собой "Живая Этика" ("Агни Йога") Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. Это учение содержит многие ответы на вопросы о духовном самосовершенствовании человека, его гармонии с природой. Вместе с "Тайной Доктриной" Е.П. Блаватской "Живая Этика" представляет собой синтез некогда распавшихся ветвей знания: научного, религиозного, философского и культурологического. Этот универсальный синтез может стать базой мировоззренческой культуры современного человека.

Новое мировоззрение как субъективно окрашенное единство знаний, оценок, чувств, практически выражающееся в действиях индивида, призвано изменить традиционный уклад жизни, характеризующийся развитием техносферы и преобладанием прагматических, утилитарных интересов над духовно-нравственными принципами. Актуальность идей русских космистов диктуется востребованностью их взглядов для нахождения пути устойчивого, духовного развития общества, нравственного и созидательного существования человека, общества и природы.

Обозначенные нами проблемы масштабны и сложны для решений, они требуют усилий многих ученых и практиков, поэтому в своем диссертационном исследовании мы сосредоточились на изучении процесса развития ноосферного миропонимания подростка в процессе изучения им естественных дисциплин.

Состояние научной разработанности темы исследования свидетельствует о начальном этапе исследования проблематики, актуализированной нами. Процесс развития целостного, ноосферного миропонимания пока не получил своей полной разработки и освещения в педагогике. Однако, отдельные его аспекты разрабатывались в русле других направлений.

Отдельные положения космической педагогики, единения личности с природой, человечеством, космосом высказывались К.Н.Вентцелем, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих.

Мысли об актуальности идей русских космистов для теории и практики образования, для растущего человека высказывались и получили значительное развитие в работах В.А.Игнатовой, Н.Н.Макарцевой, Г.П. Сикорской, Е.Г.Туркиной, А.И. Субетто, А.Д. Урсула, Т.Ф. Яркиной.

Проблемы развития экоцентрического сознания личности, гуманизации естественнонаучного образования разрабатывались Г.Д.Гачевым, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверевым, Н.И.Ильиным, Б.Т.Лихачевым, П.А. Нецве-таевым, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасовым, В.Хёсле, Л.Ю. Чуйковой, В.А. Левиным.

Идея развития экологического мышления нашла свое отражение в работах Е.В. Никоноровой, Ю.П. Ожегова, С.С. Хромова, Л.Ю. Чуйковой, на которые мы опирались в своем исследовании.

К обобщающим педагогическим работам, в которых ставились проблемы целостности мировоззрения растущей личности, развития у нее самостоятельного, творческого мышления, мы относим работы К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, В.Р. Ильченко, СЮ. Курганова, Д.Н. Кавтарадзе, М.Н. Скаткина.

Идея развития целостного миропонимания школьников, включающего в себя интегрированные естественнонаучные и гуманитарные знания, определенным образом реализовалась в практической педагогике, а именно, в создании особых интегрированных курсов ("Естествознание", "Мир и человек", "Природа и мы", "Человек. Земля. Вселенная" и др.).

В связи с изложенным, противоречие состоит в востребованности социумом теории и практики развития нового миропонимания, основанного на идеях антропокосмизма, активной эволюции, всеединства, панэ-

тизма, и недостаточной их разработанностью в науке и образовательной практике школы.

Проблема исследования видится в поиске и выявлении теоретико-методологических основ развития ноосферного миропонимания и осуществления их в школьном обучении.

На основании анализа противоречий и проблемы была определена тема нашего исследования: "Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания".

Цель исследования состояла в выявлении, определении и обосновании теоретических основ развития ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания.

Объектом исследования является ноосферное миропонимание как социокультурный феномен.

Предмет исследования - развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы в процессе изучения естествознания.

Гипотезу исследования составило положение о том, что развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы становится возможным при условии:

введения в содержание естественнонаучного образования интегрированных научных, гуманитарных, религиозных, философских, культурологических знаний, объединенных идеями ноосферы, антропокосмизма, панэтизма, всеединства;

создания этико-педагогических условий, способствующих воспитанию мотивов ноосферного миропонимания (диалогичность содержания и методов обучения, личностно-ориентированное целеполагание);

развития у учащихся мыследеятельности, связанной с ноо-сферным миропониманием;

концентрического усвоения знаний учащимися. Цель и гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:

  1. Осуществить анализ понятия "ноосферное миропонимание", выявить принципы, методы и условия его развития у учащихся средней школы;

  2. Провести анализ содержания действующего естественнонаучного образования и целостности знаний учащихся через понятие "ноосферное миропонимание";

  3. Разработать теоретическую модель развития ноосферного миропонимания и реализовать ее в процессе систематического изучения естествознания учащимися 5-7 классов средней школы, а также при изучении биологии в 8 классе.

Методологическую основу исследования составляют идеи активной эволюции, антропокосмизма, всеединства, панэтизма русских фи-лософов-космистов; современные концепции ноосферы, разработанные B.C. Голубевым, Н.Н.Моисеевым, Г.В.Платоновым, А.И.Субетто, Е.Г.Туркиной, А.Д. Урсулом, Н.С. Шаповаловой; идеи новой биоэнерго-информационной естественнонаучной парадигмы А.Е.Акимова, П.П.Гаряева, Г.Н. Дульнева, В.П.Казначеева, К.Г.Короткова, Е.А.Леоновой, Л.В.Лескова, ПИ.Шипова; экологическая этика буддизма, Н.Н.Моисеева, А.Швейцера; идея диалога культур, мировоззрений М.М.Бахтина, B.C. Библера; гуманистические идеи свободного, нравственно-этического воспитания, идентичности и самоактуализации личности Л.Н.Толстого, К.Н. Вентцеля, К. Роджерса, Э. Фромма, А. Маслоу, Э. Эриксона; положения культурно-исторической теории личности, развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В. Давыдова.

Теоретическая база исследования включает в себя положения концепции ноогуманистического образования (Г.П.Сикорская), теории

развития естественнонаучного миропонимания у учащихся средней школы (В.Р.Ильченко), теории развития экологического мышления школьников (Л.Ю.Чуйкова), этической педагогики и личностно-ориентированного образования (М.Н.Дудина, И.С.Якиманская), витаген-ного образования (А.С.Белкин), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), теории педагогического диалога (С.Ю.Курганов), теории развития культуры и стилей мыследеятельности в образовании (Л.М.Андрюхина), экологической психопедагогики (С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин) и педагогической деонтологии (К.М.Левитан).

Цель и задачи обусловили использование теоретических и практических методов исследования. К ним относятся: логико-методологический и историко-методологический анализ некоторых понятий; теоретический анализ и концептуальный синтез философской, психологической, педагогической и социологической литературы; анализ действующих программ, учебников, методических пособий естественных дисциплин средней школы; моделирование содержания естественнонаучного образования; наблюдение учебного процесса; анкетирование учащихся, изучение продуктов их деятельности; обучающий эксперимент на основе теоретической модели развития у учащихся ноо-сферного миропонимания.

Экспериментальная база. В целом исследованием было охвачено 650 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ № 76, 163, 171, 204 г. Екатеринбурга, 180 студентов Уральского Государственного Университета имени А.М.Горького, 20 учителей биологии школ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Основные этапы исследования.

I этап исследования: поисково-теоретический (1996-1997 гг.). На данном этапе проводились изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью разработки теоретико-

методологических основ исследования; определялась тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи; составлялась программа и определялась методика эмпирической проверки гипотезы.

II этап исследования: опытно - экспериментальный (1997 - 1999
г.г.). На данном этапе исследования реализовывались программы кон
статирующего и обучающего экспериментов в 5-11 классах средних
школ г. Екатеринбурга, обобщался и систематизировался теоретиче
ский и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования.

III этап исследования: обобщающий (2000-2001 г.).Этап теоретиче
ского осмысления результатов опытно-экспериментальной работы и
корректировки разработанных теоретических положений. На данном
этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов
исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. определены психолого-педагогические принципы и методы развития у учащихся (в процессе обучения естествознанию) ноосферного мышления (основанного на знаниях, операционных умениях, эмоционально-личностных оценочных суждениях о явлениях окружающего мира с космической и планетарной точек зрения) и становления ноосфер-ной этики как факторов, регулирующих отношения в системе "общество-человек-природа";

  2. выявлены основные этико-педагогические условия развития ноосферного миропонимания (диалогичность содержания образования, личностно-ориентированое целеполагание, использование активных методов обучения, соответствующая компетентность педагога);

  3. обоснована необходимость нового содержания естественнонаучного образования, включающего в себя систему естественнонаучных,

гуманитарных, религиозных, философских, культурологических понятий, отражающих различные аспекты познания. Теоретическая значимость исследования:

  1. обоснована педагогическая система понятий ноосферного миропонимания, основанного на идеях русских космистов (антропокосмизма, всеединства, панэтизма, ноосферы);

  2. обоснованы теоретические положения о развитии целостного, ноосферного миропонимания как актуального в силу аксиологичности, эпи-стемности, инструментальности, психотерапевтичности и мировоззренческого смысла и соответствующего современному этапу развития науки и образовательной практики;

  3. обоснованы принципы и положения "ноосферной этики" в содержании естественнонаучного образования;

4) аргументирована необходимость использования понятия "ноо-
сферное мышление"
(характеризующегося интегративностью, нелиней
ностью, критическим, творческим, рефлексивным характером) как базо
вого для развития ноосферного миропонимания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в исследовательских и прикладных целях:

для дальнейшей разработки концепции развития ноосферного миропонимания и мировоззрения и ее отражения в школьном образовании как факторов этизации отношений между обществом, человеком и природой, разрешения проблем, прежде всего, личного, а также локального и глобального характеров;

в практической работе учителей, педагогических коллективов, что повысит их профессиональную компетентность как педагогов-практиков и будет отвечать запросам настоящего и будущего времени;

* для разработки новых учебных программ и пособий, способствующих развитию ноосферного миропонимания личности. На защиту выносятся следующие положения:

  1. важнейшей целью современного школьного естественнонаучного образования является развитие целостного, ноосферного миропонимания личности, обогащающего её духовно-нравственный мир и основанного на идеях ноосферы, антропокосмизма, всеединства, панэтизма, активной эволюции;

  2. необходимые педагогические условия развития ноосферного миропонимания школьников: интегрированное содержание естественнонаучного образования, включающее в себя естественнонаучные, гуманитарные, философские, религиозные, культурологические аспекты знания; личностно-ориентироанное целеполагание; использование диалоговых и исследовательских методов обучения; соответствующая компетентность педагога.

Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования. Выводы строятся на основе анализа исследований, проведенных автором с использованием известных и разработанных им методик.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно - экспериментальной работы автора диссертации в средней общеобразовательной школе № 171 г. Екатеринбурга. Основные теоретические положения работы и результаты исследований представлялись автором в выступлениях на Втором Всероссийском научном молодежном симпозиуме "Безопасность биосферы" (г.Екатеринбург, 1998 год); на Втором Российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатерин-

бург, 1999 год); на городской научно-практической конференции "Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании" (1999г.); на VII Российской научно-педагогической конференции "Идеи Нового Мира в современной науке, практической педагогике и социальной жизни" (Екатеринбург,2000г.); на VI городских Педагогических чтениях "Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга1 (2000г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и семи приложений. Материал изложен на 256 страницах компьютерного набора, содержит 13 таблиц. Библиографический указатель включает 181 наименование.

Понятие «ноосферное миропонимание» в современном знании

Веками образование отражало господствующее миропонимание. В зависимости от того или иного понимания мира, человека, его места в мире, смысла существования возникали и получали развитие различные парадигмы образования. Проблема человека, человека и мира, будучи важнейшей философской проблемой непосредственно отражается в педагогике, образовательной практике. Образование, реализуя философские идеи, способствует утверждению их ценности и личностной значимости для каждого обучаемого. Приобщаясь к познанию мира через диалог культур, мировоззрений, учащиеся приобретают основу миропонимания, актуальную для становящейся в школьные годы личности. Остановимся на определении ключевых понятий, связанных с миропониманием.

В методологии науки под миропониманием подразумевается познавательно - интеллектуальный аспект мировоззрения (137, с. 320). Мировоззрение описывается как совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих обобщенное видение, понимание мира, места в нем человека и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действий людей (53, 92, 93).

Для педагогического целеполагания данное определение важно в плане выявления основных компонентов, связанных, во-первых, со сложной структурой мировоззрения, вбирающей видение и понимание мира и человека в этом мире, определяющих отношение человека к миру, другим людям и к самому себе. Мировоззрение, таким образом, формирует личностные структуры человека. Возникающие как результат взаимодействия с окружающей действительностью, мировоззрение понимается как сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных качеств, единства субъективно окрашенных знаний о природе, обществе и человеке, целостного понимания происходящего и жизненных позиций.

В системе мировоззрения "слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное" (Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 425).

Во- вторых, с познавательным аспектом - освоением системы теоретических знаний о мире и человеке, благодаря чему складывается миропонимание. В третьих, мировоззрение обусловливает поведение человека, реализующего эти знания в своих поступках. Следовательно, знания, включающие в себя идеи и идеалы, являющиеся рациональной составляющей познания, придают мировоззрению осознанный характер.

В этой связи следует подчеркнуть, что мировоззрение основывается на личном опыте, который вбирает в себя совокупность того, что познает и осознает человек с помощью интеллекта и эмоций. Опыт как результат духовной деятельности основывается на способности мыслить, сравнивать, абстрагировать, образовывать понятия, суждения, делать заключения. Обучение мыследеятельности продвигает познающего к главному результату овладения мыслительными функциями - овладению знаниями и их критическому осмыслению.

Что касается миропонимания, то оно характеризуется как аспект мировоззрения, связанный с познанием и развитием интеллекта.

Понимание как категория была введена в научный оборот герменевтикой, конкретнее В. Шлейермахером. Он видел в понимании постижение смысла текста, благодаря грамматической и психологической интерпретации (171). В. Дильтей интерпретировал понимание как метод

познания «наук о духе», который противопоставляется методу объяснения, характерному «наукам о природе» (48). Значит, и это для нас особенно ценно, понимание предполагает постижение духовного мира личности с помощью интроспекции, а понимание мира иного путем сопереживания, вчувствования. Согласно М. Хайдеггеру, понимание экзистенциально, обусловлено не только деятельностью сознания. Оно- способ бытия человека в мире. Бытие дает понимание как переживание (158). Для педагогики, - подчеркивает Л.А. Беляева, важно положение Хайдег-гера о человеке как «толкующем свое бытие» (13). Человеческое бытие герменевтично, и осознание человеком своих пределов предполагает понимание собственной смертности, а это побуждает его жить полноценнее, познавая себя и мир, в котором человек самореализуется. Все сказанное подтверждает важную для педагогики мысль - ответственность человека за жизнь. Только развитое миропонимание может привести к осознанию этого. Далее отметим, что в своем исследовании исходим из определения понятия "миропонимание", данного в работе Ильченко В.Р. (69). Согласно данному автору, "миропонимание" - это общая система знаний о мире и мыслительный процесс по ее созданию" (69, с.5). Итак, миропонимание является субъективным образованием и у каждой личности индивидуально по объему и содержанию знаний, характеру мыслительной деятельности. Такое определение основывается на работах психологов, занимавшихся исследованием мыследеятельно-сти: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова. Они отмечали, что знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями (абстрагированием, обобщением и т.д.). "Знания... не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней", - писал С.Л. Рубинштейн (123.С.45). Поэтому, согласно В.В.Давыдову, "правомерно рассматривать знания, с одной стороны, как результат мыслительных действий, который имплицитно содержит их в себе, с другой - как процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Следовательно, вполне допустимо термином "знания" одновременно обозначать и результат мышления (отражение действительности), и процесс его получения (т.е. мыслительные действия)" (45, с. 147).

Психолого-педагогические основы развития ноосферного миропонимания

Согласно нашей гипотезе, познание учащимися современной, целостной картины мира в средней школе в процессе обучения должно способствовать становлению духовно-нравственной личности с целостным, ноосферным миропониманием. Как указывалось выше, понятие "миропонимание" содержит в себе два аспекта: 1) содержательный (знания как результат мышления) и 2) мыслительный (мыследеятель-ность по отражению действительности). Это определяет направление теоретического и практического решения вопроса о содержании и о процессе развития у учащихся ноосферного мышления как основы развития ноосферной этики.

В своем исследовании мы опираемся на определение понятия "развитие", данного B.C. Безруковой: "Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения" (9,с.5).

Основываясь на работах виднейших психологов и педагогов (Л.С.Выготский,В.В.Давыдов, Л.В.Занков, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко.Л.М.Фридман), мы полагаем, что развитие внутренних психических качеств личности может протекать либо спонтанно, стихийно, либо целенаправлено. В первом случае обучение и воспитание практически не включаются в процесс развития ребенка, минуя его собственную мыследеятельность, и задерживают его в "зоне актуального развития11 (Л.С. Выготский). Этому способствуют репродуктивные методики обучения. Во втором случае обучение и воспитание проводятся в "зоне ближайшего развития" (Л.С.Выготский), опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития. Этому способствуют активные методы обучения, носящие диалоговый, исследовательский, проблемный характер.

Исходя из вышесказанного, мы считаем развитие ноосферного миропонимания целенаправленным процессом последовательного изменения интеллектуальных и нравственно - духовных качеств личности. Последнее достигается аксиологизацией изучаемых знаний, неизбежном вовлечении в процесс познания эмоций, чувств (на чем мы подробнее остановимся ниже).

Так проблема развития ноосферного миропонимания тесно связана с проблемой развития экоцентрического экологического сознания личности. Это, в свою очередь, ставит вопрос о психолого - педагогических основах развития ноосферного миропонимания, центром которого является ноосферное мышление. Как и мировоззрение, сознание является сложным взаимодействием интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал и то, что он почувствовал, подумал, пережил. С. Л. Рубинштейн представлял сознание как единство переживания и знания. Он писал: " Возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя. Сознание - это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности» (123 с. 260). Такое понимание сущности сознания позволяет выделить два аспекта сознания: познавательный и ценностный (М.В. Демин). Познавательный аспект включает в себя знания: математические, физические, химические, биологические, технические, обществоведческие, философские и другие. Ценностный аспект сознания содержит смыслооб-разующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность жизни человека, его деятельности и поступкам. Это политические, правовые, нравственные, эстетические, философские и религиозные составляющие. В зависимости от развития этих двух аспектов в сознании человека у него усиливается познавательный или ценностный подход к объекту.

Таким образом, складывание экоцентрического экологического сознания должно основываться на развитии познания и эмоций, приобретении на их основе ценностных ориентиров и обогащении духовно-нравственной сферы личности. Значит, для становления ноосферного миропонимания у учащихся, отмечаем мы, необходимо интенсивно развивать интеллектуальный аспект сознания, а именно: онтологический-развивать представления об окружающем мире; аксиологический - вырабатывать нравственные установки; рефлексивный - осознание себя и своего места в мире. Практически это определяет педагогический путь определения целей, содержания и технологий обучения.

Эти направления являются важнейшими в российском экологическом образовании, теория и практический опыт которого представляет интерес для нашего исследования. Отечественное экологическое образование стало развиваться с начала 60-х, когда стала острой проблема взаимодействия человека, общества и природы. Педагогическими исследованиями она решалась по - разному. Остановимся на ведущих направлениях.

Первое - природоохранное просвещение, осуществляемое в 70-х годах XX века в рамках преподавания отдельных естественных предметов, было направлено на понимание необходимости охранять природные объекты. Это достигалось расширением информированности учащихся об экологических проблемах. Однако этот путь не гарантировал развития экоцентрического экологического сознания, что и подтвердили факты жизни и научные исследования. Второе направление не ограничивалось просвещением. Его представители осознали необходимость влияния на различные аспекты сознания: интеллектуальный, эмоциональный, духовно-нравственный. Ряд исследователей (В.М. Минаева, М.Н. Сарыбеков, и др.) ставили задачу развития экологического сознания через воспитание любви и бережного отношения к природе.

Анализ содержания действующего образования по естественным дисциплинам и состояние целостности знаний учащихся

В данном параграфе мы представим результаты анализа действующих программ и учебных пособий по естественным дисциплинам. В соответствии с нашей гипотезой анализ был проведен через понятие «ноосферное миропонимание».

Содержание образования реализуется через программы учебных предметов и учебные пособия. Последнее десятилетие в российском образовании ознаменовалось появлением многих новых и обновленных учебных программ по различным учебным дисциплинам. Проводя их анализ в своем исследовании, мы предприняли попытку рассмотрения их возможного преобразования. При этом нас интересовало следующее:

1. Отражение в программе основных идей ноосферного миропонимания: активной эволюции, ноосферы, антропокосмизма, всеединства, всеобщей этики (панэтизма).

2. Цель, задачи программы и их потенциальные возможности в развитии ноосферного миропонимания у учащихся в процессе обучения естественным дисциплинам.

3. Основные понятия и категории программы, отражающие данные методологические подходы;

4. Степень интегративности предусмотренных программой знаний, отражающая взаимосвязь, философских, религиозных, естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалогичность различных взглядов на космос, мир и человека.

Признавая положительные последствия реформирования образования, приведшие к многообразию учебных программ, мы в то же время, разделяем точку зрения Е.В.Любякиной, согласно которой "провозгласив отказ от жестких догм, призвав к свободе мировоззрения, школа в результате получила невообразимую (а порой и несовместимую) смесь всевозможных курсов, спецкурсов и факультативов", которая вряд ли приведет к системности знаний, развитию, становлению целостного миропонимания (85, с. 105).

При анализе той или иной учебной программы мы задавались целью оценить, насколько она способствует развитию ноосферного миропонимания личности. Поскольку мы фокусированно исследуем естественнонаучное школьное образование, постольку нами были проанализированы программы по трем ведущим естественнонаучном дисциплинам: физике, химии, биологии (6-11 классы).

Еще в 1989 году В.Р. Ильченко (69) был проведен детальный анализ основных программ по этим предметам. Благодаря этому мы имеем возможность опереться на результаты ее анализа и посмотреть динамику программных изменений за прошедшее десятилетие. Сначала скажем о результатах анализа В.Р.Ильченко. Наиболее важные и актуальные для нас выводы, которые она сделала, таковы:

1. Более 1000 естественнонаучных понятий, усваиваемых учащимися на протяжении изучения физики, химии, биологии, не систематизированы в их сознании на основе общих законов природы.

2. Предлагаемые программами темы во многих случаях не имеют четко выделенного ядра теоретических обобщений - системы законов или закономерностей. Несмотря на то, что В.Р.Ильченко не ставила задачу исследования учебных программ естественнонаучных дисциплин на предмет ноосферного миропонимания, ее выводы мы относим к проблеме, актуализированной нами. В частности, вывод о том, что большое количество понятий (свыше 1000), устанавливаемых учащимися, не создает базу для развития системного сознания у школьников на основе всеобщих законов развития. К ним мы относим положения о космическом единстве человека, природы и общества, об определяющем влиянии на их развитие внутреннего мира человека, его нравственных качеств.

Как видно из таблицы 1, в которой приведены традиционные по содержанию для средней школы программы по физике, химии, биологии, все они нацелены, прежде всего, на усвоение определенной суммы знаний более прикладного, предметного характера, чем эпистемного. Такой подход тормозит сущностное осмысление знаний в контексте целостной картины мира. Методологической основой этих программ по-прежнему служит диалектике - материалистическое, антропоцентрическое миропонимание, что определяет их монологичность, отсутствие альтернативных точек зрения. Подтвердим наш вывод: одна из задач программы по биологии (А.Н. Мягковой, 1996г.) формулируется следующим образом: "Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа" (100, с.6, выделено нами. - СИ.).

Практика развития ноосферного миропонимания

Эффективность теоретической концепции развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы была проверена автором диссертационного исследования в процессе преподавания интегрированного курса "Естествознание" (5,6 классы) и авторского курса "Развитие представлений о природе" (7 класс), а также на отдельных уроках биологии в 8 классе.

В качестве экспериментального был выбран 5(6-7) класс средней общеобразовательной школы № 171 г. Екатеринбурга. В течение трех лет лонгитюдного обучающего эсперимента в составе данного класса произошли небольшие изменения, поэтому число учащихся, непрерывно участвующих в эксперименте, составило 22 человека. Контрольное исследование проводилось в 5-7 классах средних общеобразовательных школ №№ 163 и 171 г. Екатеринбурга. Всего в обучающем эксперименте приняло участие около 180 школьников из 7 классов данных образовательных учреждений, а также 20 учителей биологии средних школ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Выбор учащихся данной возрастной группы для обучающего эксперимента был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, согласно нашей гипотезе, процесс развития ноосферного миропонимания у учащихся может и должен начинаться как можно раньше, что адекватно возрастным особенностям психологии ребенка, подростка (подробнее см. 1.2.). Во-вторых, витагенный опыт школьников, приобретенный ими за время обучения в начальной школе, по нашему мнению, является основой развития ноосферного миропонимания в пятом и последующих классах средней школы. В-третьих, задачам нашего эксперимента наиболее полно соответствовала программа интегрированного курса "Естествознание" А.Г.Хрипковой и др., рассчитанная на 5-7 классы.

Цель эксперимента состояла в практической проверке эффективности теоретической концепции развития ноосферного миропонимания в процессе лонгитюдного обучения учащихся на уроках естествознания в 5(6-7) экспериментальном классе, а также биологии в восьмом (этом же) классе.

Экспериментальная работа строилась поэтапно.

На первом этапе - диагностирующем - были выявлены: состояние знаний учащихся 9-11 классов о целостности миропонимания, психофизическом единстве окружающего мира; понимание школьниками законов этики как всеобщих законов природы; понимание ценности и относительности вклада науки, религии, философии, культурологии в познании природы; ориентации старшеклассников в нерешенных проблемах науки, гипотезах, последних открытиях.

На втором этапе - проектировочном - были определены содержание и технологии работы, в том числе и осуществления мониторинга в ходе обучающего эксперимента. Это вылилось в коррекцию курса "Естествознание" А.Г. Хрипковой, Г.С. Калиновой, И.Г. Кирилловой (ниже мы это представим) и создание авторского курса для 7 класса "Развитие представлений о природе".

На третьем этапе - обучающем- проводилась целенаправленная работа с учащимися в ходе преподавания интегрированного курса "Естествознания" (5-6 классы) и авторского курса "Развитие представлений о природе" (7 класс), а также на отдельных уроках биологии в 8 классе.

В процессе обучающего эксперимента предполагалось решение следующих задач исследования:

1. Введение нового содержания образования, связанного с пониманием науки, религии, философии, культурологии как равноценных компонентов общечеловеческой культуры.

2. Содействие развитию у учащихся ноосферного мышления через активные методы познания - исследование, дидактическая игра, дискуссия, сократический, герменевтический и словесно-логический методы.

3. Выявление педагогических условий для овладения учащимися принципами ноосферной этики как нравственно-ориентирующей.

Основу преподаваемого нами курса "Естествознание" в экспериментальном 5-6 классе составила учебная программа А.Г.Хрипковой, Г.С.Калиновой, И.Г. Кирилловой и др., в содержание которой нами были внесены новые разделы, понятия, отражающие сущность ноосферного миропонимания, способствующие его развитию. Выбор программы А.Г.Хрипковой в качестве обучающей основы обусловлен несколькими причинами. Во-первых, она имеет структуру, способствующую складыванию у учащихся отдельных "островков" знаний: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, химические явления, физические явления, биологические явления и т.д. Имея научный характер с обилием фактического материала, данная программа в течение двух лет обучения (5,6 классы) выполняла роль эмпирической основы для более глубоких теоретических обобщений, предусмотренных авторским курсом для 7 класса. Во-вторых, программа А.Г.Хрипковой построена концентрически, что способствует реализации проблемного обучения, в контекст которого органически вписываются сведения о ноосфере.

Несмотря на ряд названных достоинств данной учебной программы, ее содержание было нами скорректировано с учетом двух лет изучения "Естествознания". В частности, в 6-ой класс из 7-го был перенесен раздел "Явления в природе". Это должно было обеспечить большую логическую корректность программы: от изучения сфер Земли, объектов окружающего мира - к изучению явлений природы. В целях гуманизации содержания курса "Естествознание" в программу 5-го класса нами был введен раздел "Человек - обитатель планеты Земля. Ноосфера",а также тема "Развитие представлений человека о Земле и ее положении во Вселенной. Античные и средневековые мыслители". В целях углубления знаний учащихся о Вселенной, развития у них познавательного интереса, "космического чувства", в разделе "Земля. Солнечная система. Вселенная", мы внесли темы "Космические тела: звезды, метеориты, астероиды, кометы", "Созвездия", "Галактики и метагалактики", "Современные методы изучения Вселенной". Разделы программы шестого класса "Тела и вещества", "Силы в природе", "Энергия в природе и технике", "Живые организмы, их отличительные признаки" были нами опущены с целью создания логической корректности программы трехлетнего лон-гитюдного обучающего эксперимента. Скорректированная программа курса "Естествознание" для 5,6 классов представлена в приложении 1. Рассмотрим подробнее ее особенности и дидактические задачи, в связи с внесенными нами изменениями.

Похожие диссертации на Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания