Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Царькова Марьяна Вадимовна

Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза
<
Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Царькова Марьяна Вадимовна. Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : Киров, 2003 234 c. РГБ ОД, 61:04-13/100-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основания исследования нравственно- правовой культуры студентов гуманитарного вуза 20

1.1. Нравственно-правовая культура студентов как педагогическая проблема 20

1.2. Ведущие подходы к развитию нравственно-правовой культуры студентов 47

1.3. Педагогическое моделирование развития нравственно-правовой культуры студентов 66

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственно-правовой культуры студентов гуманитарных вузов 90

2.1. Формирование у студентов ценностного отношения к нравственно-правовой культуре общества 92

2.2. Реализация модели развития нравственно-правовой культуры студентов в процессе изучения спецкурса 105

2.3. Динамика развития нравственно-правовой культуры студентов 120

Заключение 136

Библиографический список 142

Краткий словарь 159

Приложение 163

Введение к работе

Инновационные процессы в сфере экономических отношений, образовательной политики, нравственно-правовой культуры общества актуализируют теоретический, научный потенциал высшего профессионального образования.

Актуальность исследования развития нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза в процессе их обучения обусловлена глубокими преобразованиями и интеграционными процессами, происходящими в российском обществе, в системе образования и в сфере духовных ценностей. Эти изменения требуют теоретического осмысления и практической оптимизации. Необходимость преодоления кризисных явлений общественного сознания нового поколения определяет востребованность научного поиска в области духовных ценностей и ориентации молодежи.

Очевидно, что прогресс российского общества будет предопределять интеллектуальный духовный опыт молодежи, где одно из ключевых мест занимает нравственно-правовая культура студентов. В настоящее время нравственно-правовые аспекты мировоззренческой культуры студентов особенно важны, ибо ориентированы на формирование ведущих качеств будущих специалистов: инициативности, способности к самостоятельному выбору и ответственности за принятые решения. Качественное высшее профессиональное образование необходимо для восстановления духовно-нравственного здоровья и творческого потенциала нации, ее национального самосознания. Важно то, чтобы в России было как можно больше хорошо образованных и воспитанных людей, способных обеспечить должную динамику общественной жизни.

Приобщение личности к нравственно-правовой культуре и наполнение сознания ценностным содержанием осуществляется путем овладения широким и глубоким спектром знаний по философии, искусству, религии и науке. Эти знания становятся внутренним достоянием при наличии активных усилий

личности и ее внутреннего стремления к высокой устойчивой
мировоззренческой позиции. Мировоззрение является основой

жизнедеятельности любого индивида, определяя духовное созерцание его жизни, отвечает за самореализацию, важнейшие поступки личности и может направлять к вершинам миропонимания.

Социальные и идейные преобразования современного российского общества, многообразие религиозных и нерелигиозных предпочтений, разные стили жизни порождают сложные ситуации, в которых молодой человек оказывается перед выбором ценностей своей жизни. Кроме того, для самоопределения в профессии студенту нужна особая нравственно-правовая позиция. Для становления этой позиции необходима квалифицированная помощь специалистов, которые осуществляют ее в процессе среднего и высшего образования. Безусловно, этот процесс предполагает со стороны студентов внутреннюю кропотливую работу, нацеленную на самообразование и самосовершенствование.

Вопросы развития нравственно-правовой культуры студентов в одинаковой степени важны как для государственных образовательных структур, так и для негосударственных вузов, которые стремятся обеспечить должный уровень качества образования и воспитание специалиста. Так как «информирующая стратегия» обучения уже давно подвергается обоснованной критике, то у проблемной методики в отношении нравственно-правового содержания нет альтернатив. Личностно-ориентированиая стратегия и проблемное обучение в государственных и негосударственных вузах утверждается весьма трудно и медленно, ибо существует дефицит социокультурных образцов нравственно-правового поведения в обществе. Обсуждение этой проблемы имеет свою историю.

К теме формирования и развития нравственно-правовой культуры обращались русские религиозные философы XIX-XX века: Н.А. Бердяев, И.И. Ильин, II. Н. Новгородцев, B.C. Соловьев, Е. Трубецкой, современные философы - B.C. Библср, Б.С. Гершунский, Б.А. Ьрунов, В.П. Казначеев, В.М. Кла-

рич, Б.Б. Коссов, М.К. Мамардашвили, В.М. Петров, B.C. Степин. Безусловно, данная проблема нашла должное освещение в современной педагогике высшего профессионального образования в исследованиях ММ. Бахтина, А.П. Беляевой, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, З.И. Васильевой, Е.О, Галицких, И.А. Колесниковой, Н.Б. Крыловой, Б.Т. Лисовского, Ю.М. Лотмана, М.Н. Пев-знера, Н.Ф. Радионовой. В трудах указанных педагогов и философов обсуждались такие проблемы, как сущность, структура и функции мировоззрения личности; взаимоотношение мировоззренческих знаний и концепций, становление и развитие убеждений. Вместе с тем анализ литературы по проблеме развития нравственно-правовой культуры студентов в процессе высшего профессионального образования показал, что остается недостаточно изученной область развития мировоззрения у студентов в процессе их обучения. Кроме того, в педагогической науке не изучены в достаточной мере основные условия и движущие ими процесса формирования нравственно-правовых ценностей современных студентов.

Учитывая актуальность проблемы, запросы общества и практики гуманитарного образования к нравственно-правовой культуре будущих юристов и недостаточное раскрытие в науке во всем объеме содержания мировоззренческой культуры студентов, обусловили личную значимость темы для исследова-теля. Ежедневно выстраивая со студентами особый тип отношений и обращая их внимание на нравственно-правовые, ценностные ориентиры во время учебных занятий по философии, этике и культурологии, преподаватель высшей школы утверждает в сознании студентов духовные ценности -стремление к истине, добру и красоте. Поиск этих образцов вызывает дискуссии и исследование по проблеме развития нравственно-правовой культуры студентов, что позволит выявить перспективы выхода из кризисного состояния общественного сознания и воспитания нового поколения ориентированного па высшие духовные ценности жизни - истину, добро и красоту.

О научной актуальности данного исследования и значимости выбранной темы свидетельствуют следующие противоречия:

- между потребностями общества в формировании нравственно-правовой культуры и недостаточной мотивацией ряда субъектов высшего профессионального образования (часть студентов, преподавателей, руководителей кафедр и факультетов) на реализацию должных воспитательных функций;

между неразработанностью содержания, форм и методов развития нравственно-правовой культуры и необходимостью индивидуального выбора этих компонентов со стороны студента;

между разнонаправленным влиянием содержания различных дисциплин на развитие нравственно-правовой культуры студентов и необходимостью интегративного целенаправленного се осмысления и усвоения студентами;

между традиционным когнитивным преподаванием в вузе и необходимостью создания особых эмоционально-психологических условий для развития нравственно-правовой культуры студентов;

между нравственными приоритетами личности и правовыми нормами социума.

Исходя из выявленных противоречий, была сформулирована тема исследования - «Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза». Выбор темы обусловлен социальной и педагогической значимостью совершенствования нравственно-правовой культуры студентов, а также необходимостью научного поиска опыта ее развития. В этой области мы опираемся на исследования В.И. Слободчикова, В.П. Зинченко, В.Н. Дружинина и других ученых. Более основательного изучения требует также проблема выявления оптимальных дидактических этапов, условий и методов развития нравственно-правовой культуры студентов в процессе образовательной деятельности, а также критериев и способов диагностики эффективности реализуемых методик развития нравственно-правовой культуры.

Нельзя не отметить, что мировоззренческая культура и ее нравственно-правовой аспект в разнообразных измерениях всегда были и остаются весьма значимым предметом исследования для ряда наук. Сюда входят как «традиционные» дисциплины; философия, педагогика и психология, право так и сравнительно новые, динамично развивающиеся: философия образования, синергетика, герменевтика. Представители различных дисциплин признают некоторые очевидные, феноменальные характеристики мировоззрения человека, но расходятся, порой весьма радикально, в понимании его «глубинной» духовной основы универсально действующей мыслительной структуры.

Однако, являясь традиционным предметом осмысления, мировоззрение во многом до сих пор остается «знакомым незнакомцем». Поле неизвестного здесь значительно, потому что «эпоха перемен», революционные и экономические преобразования российского общества обостряют сложность нравственно-правовых процессов.

Цель исследования'. теоретически разработать, обосновать и экспериментально подтвердить педагогическую модель развития нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза, а также выявить оптимальные условия реализации развития студентов в нравственно-правовом отношении.

Объект исследования; нравственно-правовая культура студентов в условиях современного российского общества.

Предметом исследования выступает процесс развития нравственно-правового культуры студентов гуманитарного вуза в ходе изучения спецкурса «Проблемы нравственно-правового сознания в контексте русской литературы». Исходя из выявленных противоречий и поставленной темы, можно сформулировать следующие задачи исследования.

Задачи исследования. Основными задачами диссертационного исследования являются:

1. Выявить и проанализировать теоретические основания развития нравственно-правовой культуры студентов.

  1. Разработать модель развития нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза.

  2. Реализовать разработанную модель в образовательном процессе и охарактеризовать динамику совершенствования нравственно-правового сознания студентов.

  3. Выявить условия эффективности развития нравственно-правовой культуры студентов-юр и сто в.

Исходя из цели исследования и его задач, мы выдвинули гипотезу, которая предполагает, что процесс развития нравственно-правовой культуры будет эффективным, если:

в мировоззренческой позиции студента будет отражена интеграция философского, эстетического, гражданского понимания нравственно-правовых проблем;

в содержании образовательного процесса станет доминировать нравственно-правовой компонент, обеспечивающий ему интегральное качество;

в целенаправленно организованных спецкурсах по выбору студенты будут поставлены в ситуацию осмысления нравственно-правовых проблем российского общества;

в учебно-познавательной деятельности студентам будут представлены современные личноетно-ориентировапные педагогические технологии.

Таким образом, подготовка будущего специалиста создаст необходимый комплекс условий для формирования должных нравственно-правовых ценностей.

Методологические основы исследования. В качестве философско-методологической основы исследования взяты общефилософские положения о смысле и ценностях гуманистического образования и существенно модифицированные классические идеи, принципы становления и развития мировоззреііческой культуры человека.

Ведущим исследовательским подходом является системный метод, на основании которого разработаны педагогическая модель и процесс изучения взаимодействия преподавателя и студента.

Основные идеи системного подхода использовались в моделировании, проектировании и прогнозировании путей развития и технологического оснащения образовательных систем. Описание системного подхода было найдено и предложено в трудах ряда ученых: Л.И. Анцифировой, В.Г. Афанасьева, А.И. Берга, В.П. Беспалъко, В.М. Блинова, И.В. Блауберга, К.Я, Вя-зиной, Б.С. Гершунского, Э.Д. Днепрова, Е.С. Заир-Бека, Н.М. Зверевой, В.А. Извозчикова, В.В. Краевского, Д.Г. Ливетеса, О.Е. Лебедева, К.И Новикова, МЛІ. Певзнера, М.М. Поташника, В.Е. Радионова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Э.Г. Юдина, В.З. Юсупова.

Личностно-ориентированный и культурологический подходы выступили в качестве методологической стратегии конкретного развития педагогической модели. Особую значимость для реализации цели педагогического исследования и понимания мировоззренческой культуры как ведущего понятия имел культурологический подход, позволивший рассмотреть нравственно-правовое сознание студентов в контексте духовно-ценностных измерений.

Для осмысления данной темы потребовался выбор некоторого оптимального подхода, сочетающего идеи эпистемологии, философской антропологии и социальной философии. Такой синтез позволяет выделить феномен мировоззренческого мышления, имеющего два аспекта: содержательный и структурно-функциональный.

Первый аспект чрезвычайно богат, ибо речь идет о многообразии результатных форм знания. Второй аспект обращает внимание на когнитивное содержание собственно мышления, которое проявляется в определенной содержательной и структурно-функциональной форме. Разумно ограничить рамки исследовательского внимания структурно-функциональным аспектом, в его контексте мышление предстает не только как познающая инстанция, а главным

К)

образом как внутренняя и определяющая функция социальной жизни, обслуживающая все ее формы: практику, общение, обучение и т.д.

Из всего многообразия видов мышления предметом исследовательского интереса выступают его нравственно-правовые мировоззренческие формы. Избранная философско-педагогическая стратегия предполагает методологическую реконструкцию, в ходе которой предметный материал подвергается переосмыслению через призму понятий: «проблема», «метод», «результат».

Предложенная в данном исследовании проблемно-инструментальная концепция В.Ф. Юлова способна объяснить все феноменальные признаки мышления посредством выявления его базисных структурно-функциональных компонентов. Это позволяет представить функциональное бытие мысли, которое и порождает все многообразие её содержательных результатов.

Социальный опыт действенно функционирует в мышлении и реализуется в актах проблсматизации, выбора метода и получения результата. Главная сложность здесь состоит в выработке такого методологического подхода, который способен максимально учесть содержание гуманитарного образования, рассматривающего нравственно-правовые задачи общества средствами литературы «художественной философии» для развития осмысленного мировоззренческого мышления студентов. Нам представляется, что проблемно-инструментальная концепция способна это сделать.

Все традиционные гуманитарные дисциплины несут тот или иной нравственный потенциал, но на его реализацию не выделяется специальное учебное время. Вот почему мы считаем, что разработка специализированного учебного курса, цель которого - развитие нравственно-правовой культуры студентов могла бы существенно усилить теоретические и поведенческие аспекты мировоззрения. Нам представляется, что исследование комплекса нравственно-правовых условий развития современных студентов предполагает разработку особого спецкурса и описания рефлексивного опыта его преподавания студентам гуманитарного вуза. Данная цель достигается в

исследовании путем особой спецификации - культурологической стратегией, разработанной в научных трудах Н.Б. Крыловой.

Особое место в исследовании занимает личностно-ориентированный подход, так как в современной ситуации существует потребность в решении общекризисных задач современного сознания, что предполагает со стороны преподавателей и самих студентов процесс самообразования и самосовершенствования. Личностно-ориентированным подходом в педагогике занимались такие ученые, как В.II. Гончаров, М.И. Мищенко, А.И. Панарин, А.И. Пискунов, ILK. Сергеев. При достижении диссертационных целей были использованы продуктивные идеи гештальт-психологии о значении проблемной ситуации в процессе мышления.

Теоретико-методологическими основаниями нашего исследования являются разработанные концепции в области философии, педагогики, психологии и профессионального образования.

Проблема мировоззренческой культуры представлена в большом количестве исследований. Мы опирались на работы обобщающего характера. Их оценка производилась через призму основных методологических подходов к мышлению: логического, психологического, когнитологического и культурологического.

Особенности философского мышления получили осмысление в работах многих современных философов, среди которых, прежде всего, следует отметить Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, X. Ортега-и-Гассета, М.К. Мамардашвили и

Др.

Идеи философии образования, определяющей наиболее общие, фундаментальные цели, тенденции развития и функционирования образования, а также критерии оценки педагогических теорий, были рассмотрены в трудах следующих авторов: Б.М. Бим-Бада, Б.П. Битинаса, Н.В. Бордовской, Б.С. Гер-шупского, Е.И. Гинецинского, Э.Н. Гусинского, СИ. Гессе па, В.В. Краевского, И.А. Колесниковой, А.А. Королькова, А.Ф. Малышевского, Ю-И. Турчаниновой, B.C. Шубинского.

Психологическая парадигма в исследовании мышления наиболее полно представлена в работах известных представителей зарубежных и отечественных школ: О. Зельца, У. Джемса, Д, Дьюи, К. Коффки, В. Кёлера, К. Дункера, Р.Мейли, М. Вертгеймера, II. Майера, Л. Секкея, Л.С. Выготского, СП. Рубинштейна, Л.А. Венгера, А.В. Брушлипского, O.K. Тихомирова, К.А. Абуль-хановой-Славской, М.А. Холодной. Психологический подход имеет немало достоинств и дает ряд перспективных идей для создания общей объяснительной концепции мышления: значение проблемной ситуации, целенаправленность, выход за пределы наличной информации, инновационность. Но, на наш взгляд, возможности психологической стратегии, которая в целом носит описательный (экстенсивный) характер, ограничены так называемым «недизъюнктинным анализом» (А.В. Брушлинский), явно игнорирующим дискретные характеристики мышления (структурные компоненты, этапы).

Когнитологический (когнитивно-информационный) подход был разработан в исследованиях У. Мак-Калоха, В. Питтса, М. Минского Д. Миллера, Д. Броудбента, Д. Брунера, Э. Ханта, Р. Стернберга, У. Неиссера, А. Ныоэлла, Г.А. Саймона, К. Лоренца, Д. Кемпбелла и др. Для его оценки были использованы работы отечественных авторов: И.А. Бесковой, И.П. Меркулова, Л.А. Мике-шиной, P.M. Фрумкиной, М.Ю. Опенкова. В рамках когнитологического направления были выдвинуты ценные идеи, которые раскрывают ряд сущностных аспектов: мышление как процесс решения задач, выделение таких структурных элементов как задача, метод в виде правил и операций, результат и т.д.

Культурологический подход личностно-ориентированного образования был разработан в основном Е.В. Бондаревской и 1-І.Б. Крыловой. Они рассматривают образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. На основании этого подхода преодолеваются противоречия между вузом как социальным институтом и студентом как субъектом образовательного процесса.

Задача профессионального образования - создать в вузе условия для осознания студентом своей роли в формировании общественного мировоззрения, в приобретении опыта личностного развития. Содержание лич-ностно-ориентированного образования носит комплексный характер и включает следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный. Е.В. Бондаревская видит перспективные пути обновления содержания в его интеграции с целью создания единого поля смыслов, а также в регионализации, то есть включении в общее содержание индивидуального опыта. Личностно-ориеитированное образование требует для своей реализации адекватных авторских педагогических технологий. R.B. Бондаревская выделяет у них такие общие черты; сотрудничество, диалогичпость, дея-тельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития личности, предоставление ей необходимой свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Исследователь считает, что любая образовательная технология может стать личностпо-ориентированной, если будет отвечать этим универсальным требованиям.

Хотя здесь нашли отражение многие черты названных форм мышления, отсутствие единой методологической основы, на наш взгляд, снижает эффективность анализа огромного фактического материала мировоззренческой культуры.

Нам представляется, что проблемно-инструментальная методология позволяет существенно дополнить сложившиеся трактовки и представить структуру нравственно-правового мышления в целостном цикле, формирующем мировоззренческую культуру, начиная с постановки проблемы и кончая получением результата.

Тема становления и развития мировоззренческой активности мысли в её разнообразных аспектах обсуждалась видными зарубежными и отечественными учеными и мыслителями: И. Деффером, В. Нестле, Э. Целлером, Т. 1 о-мперцом, Дж. Бернетом, К. Поппсром, Ф.М. Корнфордом, Е.Р, Додсом, Ж.-П.

Вернаном, А.Ф. Лосевым, А.Н. Чанышевым, Ф.Х. Кссседи, А.В. Лебедевым, И.Д. Рожанским, А.В. Семушкиным и многими другими. Однако следует отметить, что основной исследовательский интерес концентрировался на «содержательной» стороне. Становление же собственно мыслительных аспектов (функциональный срез) в сфере нравственно-правовой культуры осталось на периферии внимания.

Предметом диссертационного анализа как раз стала мировоззренческая культура в ее структурно-функциональных характеристиках, ориентированных на нравственно-правовой аспект студентов-юристов.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

теоретический анализ и теоретическое наблюдение;

опрос, анкетирование, беседы, дискуссии, тестирование;

изучение результатов нравственно-правовой культуры и мировоззренческой позиции студентов (сочинения, дневники, опорные конспекты, доклады);

обобщение и анализ нравственно-правовой культуры студентов;

- констатирующий и формирующий эксперимент.
Исследование прошло следующие этапы:

I. Непосредственной исследовательской работе предшествовала
педагогическая деятельность в качестве преподавателя высшей школы па
кафедре общегуманитарных дисциплин. Этот период (1997-]999 гг.) можно
считать прогностическим, так как он способствовал осознанию наличия
кризисных форм общественного сознания в студенческой среде.

II. Диагностический (1999-2001 гг.) — изучение теоретико-методологичес
ких основ мировоззренческой проблемы по программе научного кандидатского
исследования и построение концепции развития нравственно-правовой
культуры студентов гуманитарного вуза. Диагностика процесса развития
нравственно-правовой культуры студентов юридического факультета Киров
ского филиала Московского гуманитарно-экономического института, с кото
рыми экспериментатор работал в течение трех лет, и проведение коне-

татирующего эксперимента, диагностирующего состояние нравственно-правового уровня развития будущих специалистов. Исследователь находился в роли преподавателя высшей школы и куратора студенческой труппы.

III. Формирующий (2001-2003 гг.) - разработка и апробация экспериментальных программ спецкурса по теме: «Проблемы нравственно-правового сознания в контексте русской литературы», включение их в формирующий эксперимент, открывающий источники развития нравственно-правовой культуры, способствующие реализации концепции исследования. Внедрение практических результатов исследования, оформление диссертации.

Новизна диссертационного исследования. Исследовательская новизна работы задана постановкой самой проблемы развития нравственно-правовой культуры, в актуализации идей кризиса общественного сознания в русском национальном воспитании и гуманитарном образовании, определением основных целей и задач проблемы, а'также:

  1. Рассмотрены своеобразие содержания нравственно-правовых проблем и специфика методов их решения; дано аналитическое определение нравственно-правовой культуры студентов и проведено его методологическое обоснование; предложена концепция нравственно-правового развития культуры студентов гуманитарного вуза.

  2. Представлены педагогические аспекты мировоззренческого мышления в структуре нравствен но-право вой культуры, разработаны содержание и критерии мировоззренческой позиции.

  3. Установлено, что нравственно-правовая культура отличается содержательным и функционально-деятельностным своеобразием, наполненным нравственно-правовым опытом, имеющим ценностный характер.

  4. Теоретически разработана, технологически реализована и экспериментально подтверждена педагогическая модель развития нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза.

Таким образом, прослежена специфика мировоззренческого мышления на материале нравственно-правовой культуры; рассмотрены переходные

мировоззренческие формы, отражающие процесс развития общества через литературу и философию, когда его начинают рационально осмысливать и критически оценивать; установлено, что мировоззренческое мышление отличается содержательным и функциональным своеобразием. Все акты наполняются определенным социальным, нравственно-правовым опытом, имеющим духовно-ценностный характер. Данная оценка мировоззренческого мышления рассмотрена через нравственно-правовые идеи русской литературы ХШ-ХХ вв.

Предложены критерии и способы диагностики мировоззренческой позиции студентов. Проведен анализ развития нравственно-правового мышления студентов, определяющего их ценностные позиции. В качестве предмета здесь выступают всеобщие нравственно-правовые нормы человека. Теоретически обоснована и разработана модель развития нравственно-правовой культуры студентов высшего учебного заведения. Рассмотрены своеобразие нравственно-правовых проблем и специфика методов их решения. Представлено многообразие и неоднозначность результатов анкетирования.

Предпринята попытка последовательной корректировки уровня мировоззренческой культуры студентов. Дана аналитическая оценка характерных духовных детерминант мировоззрения студентов.

Теоретическая значимость заключается:

в методологическом анализе и решении проблемы нравственно-правового развития студентов гуманитарного вуза;

в теоретической разработке педагогической модели совершенствования нравственно-правовых ценностей студентов-правоведов, что позволило определить оптимальный путь одного из важных направлений мировоззренческого воспитания в системе высшего профессионального образования.

Практическая ценность диссертации состоит:

- в разработке спецкурса «Проблемы нравственно-правового сознания в контексте русской литературы», который практикой преподавания доказал

свою необходимость для организации учебного процесса в государственных и негосударственных гуманитарных вузах;

в выявлении педагогических и технологических возможностей авторского спецкурса в организации воспитывающего взаимодействия студентов и преподавателей;

- в создании комплекса необходимых условий для нравственно-правового развития будущих специалистов в образовательной среде гуманитарного вуза.

Содержание диссертации имеет прямой выход в практику преподавания, так как не только расширяет и углубляет методологию проблемного обучения в вузе, но и предлагает конкретные образцы мировоззренческого мышления для методического использования.

Положения, выносимые на защиту

1. Нравственно-правовая культура определяется как сложный
интеллектуально-мировоззренческий феномен, который характеризуется
содержательным и функционально-деятельностным своеобразием. Под
развитием нравственно-правовой культуры студентов понимается сложный
процесс становления мировоззренческой позиции, выбора нравственных
ценностей и принятия правовых норм общества, определяющих нравственно-
правовое сознание личности и ее поведение. Специфика развития нравственно-
правовой культуры студентов-юристов заключается в усилении взаимодействия
нравственного и правового компонентов, обеспечивающих гуманистическую
направленность личности.

  1. Теоретическое обоснование получила педагогическая модель развития нравственно-правовой культуры студентов. Она включает в себя взаимодействие компонентов мировоззренческой позиции, отражающих взаимосвязь нравственных ценностей и правового сознания личности.

  2. Разработан спецкурс «Проблемы нравственно-правового сознания в контексте русской литературы», который ориентирован на целенаправленное формирование нравственно-правовых идеалов студентов.

4. Реализация спецкурса и его экспериментальная апробация позволили установить, что при создании определенных педагогических условий усиливается мотивация студентов на гуманистическую позицию, осуществляется личпостно значимый выбор нравственных ценностей (честь, долг, достоинство), осмысленно утверждаются правовые нормы поведения в общественной жизни.

Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза позволила определить совокуптюсть критериев и показателей, которые дают возможность проследить динамику положительных изменений и установить зависимость между дидактическими условиями и мировоззренческими мотивами студентов. Условием успешной реализации модели является использование элементов проблемного мышления в процессе развития нравственно-правовой культуры студентов.

В своей работе мы применяли следующие методы исследования: анкетирование, методику незаконченного предложения, создание проблемной ситуации, наблюдение, оценивание и самооценивание, рефлексивную диагностику, монографическую характеристику, гуманитарную экспертизу.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, в процессе разработки модели спецкурса в гуманитарном вузе мы выделили следующие условия (педагогические, дидактические, организационные) построения учебного процесса:

актуализация интегративных связей содержания спецкурса с другими учебными дисциплинами;

диалоговая организация процесса учения (преподаватель-студент);

эмоциональное стимулирование процесса изучения спецкурса (потребность к осознанию и переживанию);

мотивация студентов на развитие нравственно-правовой культуры личности («я хочу», «я могу», «я умею»).

Апробация работы. Основные идеи диссертации докладывались автором на межвузовских и межрегиональных научно-практических конференциях.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

  1. К проблеме соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии 7/ Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. -- Киров, 2001

  2. Проблема правосознания в русской сказке // Научный вестник. Научно-методический журнал,-№ 7 Киров, 2001

  3. К проблеме соотношения нравственности и права в философии Вл. Соловьева // Научный вестник. Научно-методический журнал. - №9. — Киров, 2001

  4. Отражение кризисных явлений общества на примере поведения студентов не государственного вуза// Научный вестник. Научно-методический журнал. № 12.-Киров, 2001

  5. Традиционное русское мировоззрение о связи морали и права // Сознание мировоззрение - мышление: Сб. науч. ст. 7. - Киров, 2002

Обсуждалась на кафедре общегуманитарных дисциплин Кировского филиала МГЭИ, на кафедре философии и кафедре педагогики ВятГГУ.

Нравственно-правовая культура студентов как педагогическая проблема

Научный поиск теоретических оснований целесообразно начать с выявления проблемного характера нравственно-правовой культуры студентов. Целью параграфа является анализ нравственно-правовой культуры современных студентов и выявление в ней педагогической проблематики. Для достижения поставленной, цели мы должны решить ряд задач: — во-первых, определить ведущие понятия исследования: культура, нравственно-правовая культура, мировоззрение, духовные ценности; - во-вторых, провести анализ состояния нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза на основании результатов самостоятельно проведенных исследований и выводов современных психологов и педагогов; — в-третьих, охарактеризовать современное состояние нравственно правовой культуры студентов гуманитарного вуза; - в-четвертых, доказать, что нравствен но-правовая культура студентов является педагогической проблемой.

На наш взгляд, развитие нравственно-правовой культуры студентов нельзя исследовать без четких определений, раскрывающих глубинный смысл внутренней и внешней стороны жизни человека и обществе. Одним из ведущих понятий исследования является понятие «культура». Среди множества определений исходным и общезначимым выступает философское определение культуры, где «культура» (от лат. cultura возделывание почвы, воспитание, образование, почитание) оценивается как способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материальною и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (художественной, нравственной, правовой, политической и т.д.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (культура личности), социальной группы, всего общества в целом [224, с. 293].

Культура не может существовать вне общества, и, наоборот, развитие общества невозможно без культурного прогресса. Подлинным творцом культуры является человек, а экономическая жизнь, материальное производство — это ее детерминанты. «Культура есть живой процесс, живая судьба народов. Культура не может удержаться на той серединной высоте, которой она достигает в период своего цветения, се устойчивость не вечна» [13, с. 196]. «Культура жива, - отмечал X. Ортега-и-Гассет, - пока она получает приток жизни от субъектов», так как происходят взаимопревращения деятельности человека в культуру (субъект деятельности творит культуру) и культуру в деятельность (наличная культура формирует человека как субъект деятельности), которые «становятся пружиной общественного развития, диалектическим импульсом прогресса» [87, с. 197]. условно отделить идеальную культуру от материальной, то ее содержанием будут духовные ценности, представленные социальными чувствами и знаниями глубоко укорененными в обыденном сознании человека. Данное определение является для нас ключевым, так как характеризует внешнюю и внутреннюю сторону жизни человека в ценностном контексте. Культурная жизнь общества прибывает показателем социального прогресса. Одним из критериев в системе показателей последнего является уровень развития нравственно-правового сознания.

В широком истолковании культура охватывает вес формы человеческой деятельности и пронизывает все виды социально-гуманитарного познания. Накопленные знания выступают критерием полноценного развития общества, так как культура целого народа рассматривается через формирование той или иной системы знаний и основ развивающихся наук (социогуманитарных, естественных, технических) и постоянно расширяющегося опыта жизнедеятельности человека. Научные знания связаны с настоящим и будущим всего человечества и становятся все более мощным фактором формирования этого будущего, расширяя сферу познанного. Движение за гуманизацию науки отвечает интересам социального прогресса. Таким образом, научные знания могут применяться на практике только тогда, когда сама практика нуждается в них.

Такая характеристика требует некоторого уточнения, раскрывающего центральное положение человеческого сознания в системе культуры. Здесь сознание может рассматриваться как «система взглядов», которую и называют мировоззрением. Его главная отличительная черта состоит в том, что оно направленно на понимание и освоение отношения человека к миру [253]. В разных видах деятельности мировоззрение выступает в различных формах. В науке формой мировоззрения является картина мира. По мнению B.C. Степина, научная картина мира является одной из форм отражения действительности, которая придает мировоззрению специальный познавательный характер. Общее мировоззрение и научная картина мира выступают как взаимодействующие и взаимопересекающиеся системы знаний, и они включают в себя определенную ценностную ориентацию [207, с, 158-186].

Для нашего исследования требуется философское рассмотрение форм мировоззренческого мышления еще и потому, что благодаря мышлению складываются жизненные ориентиры человека в обществе, его интеллектуальные позиции, которые проявляются в нравственно-правовой культуре. Интеллект выступает как уровневый показатель культуры в обществе, тогда как мышление пронизывает все сферы жизнедеятельности человека (М. Коул и С. Скрибнер). В мировоззренческой культуре мышление предстает как процесс, объединяющий интеллектуальное и чувственно-эмоциональное (С.Л. Рубинштейн). Если под психическим понимать чувственность в самом широком смысле, а под интеллектом - некоторое зпаииевое, рациональное образование, то содержание мышления будет соотноситься только с интеллектом. В пределах гуманитарного знания мир дан человеку не вещественно-натуралистическим, а духовно-смысловым, подлежащим пониманию и осмыслению [12, с. 197].

Ведущие подходы к развитию нравственно-правовой культуры студентов

В данном разделе мы ставили перед собой следующие задачи: 1) проанализировать состояние идеалов и ценностей современных студентов, определяющих их мировоззренческую позицию и социальное поведение; 2) выделить основные подходы к развитию нравственно-правовой культуры студентов разработанные в педагогической науке; 3) охарактеризовать культурологический и личностпо-ориентированный подходы как ведущие в исследовании.

Согласно поставленным задачам обратимся к пониманию сущности мировоззренческой позиции. Современные педагогика и психология рассматривают позицию с двух точек зрения. Одна из них исходит из анализа положения человека в социальной структуре, которое, собственно, и регламентирует его поведение. Другая точка зрения рассматривает позицию как систему взглядов, мотивов, установок, ценностей, посредством которых выражается отношение человека к действительности. В первом случае мы говорим о позиции, определяющей деятельность человека на уровне социального индивида. Во втором случае речь идет уже о личности, т.е. о человеке, способном самостоятельно и сознательно сделать собственный выбор, определить свой жизненный путь. Идея целостности развития человека, объединяющая первый и второй случаи, характеризует единый процесс становления.

Несомненно, процесс становления отличается прогрессивностью изменения под влиянием социальной среды и собственной активности. На первый взгляд может показаться, что сейчас в обществе сложились условия, наиболее оптимальные для раскрытия и утверждения человека именно на личностном уровне. Однако, к сожалению, это далеко не так. В сознании нашего общества все более утверждаются идеи корпоративной морали, принципы конформистской психологии. Так, материальные блага становятся единственной и определяющей ценностью для значительной части молодого поколения. Люди с подобным отношениям к жизни не способны к альтруистским действиям. У них полностью отсутствует стремление делать что-либо бескорыстно в отношении других. Таких индивидов характеризует определенная степень эгоистичности, более того, эгоцентричность и способность действовать только в собственных интересах. Собственная позиция эгоистов строится на убеждении, что именно их жизненные интересы являются приоритетными и должны решаться без учета устремлений и потребностей окружающих. Поэтому эгоист не остановится ни перед чем в достижении своих целей, даже перед необходимостью принуждения и прямого насилия.

Стиль современной общественной жизни, характер отношений в ней, средства массовой информации утверждают в сознании людей именно приоритет собственных интересов, что неизбежно ведет к увеличению агрессивности в людях и как следствие - росі1 преступности в обществе. Вместе с тем авторы современной философской, психологической и педагогической литературы убеждают в неальтернативности идей ненасилия и делают это вполне обоснованно. Классовые приоритеты в нашем обществе сменились общечеловеческими. Однако смена приоритетов не отразилась на уровне обыденного сознания и массовой психологии. Проведенное анкетирование студентов-юристов показало, что большинство из них убеждено в том, что насилие может быть побеждено только насилием, что на агрессивность преступного мира общество должно отвечать адекватно. Негативное отношение к закону, терпимое отношение к преступности и вместе с тем нарастающее ожесточение общества по отношению к тем, кто преступил закон, в известной мерс, обусловлено не только обществом, по и нем и ценностями, геми антинракственными приоритетами, которые проповедуются современной массовой культурой.

Подобные воззрения обусловлены тем, что духовно-нравственное сознание общества находится в глубочайшем кризисе, и оно почти не обращается к традиционным ценностям: любви, состраданию, терпимости. Забвение этих простых и великих духовных истин приводит к тому, что человек, отвечая злом на причиненное ему зло, только увеличивает его. Эгоцентризм, культивируемый в современном обществе, утверждает в человеке гордыню, чувство превосходства над другими людьми. И в этом случае ему не только сложно, по и практически невозможно принять мысль о том, что духовно сильный человек способен ответить на зло добром и именно этим победить его. Напротив, большинство видит в ненасилии проявление слабости и ущербности.

Студенты особо подчеркивают то, что с ростом эгоцентрических па-строений происходит разрушение как личности самого человека, так и его отношений с окружающими людьми, с обществом. Так, скажем, если раньше человек был ориентирован на социальный альтруизм - на необходимость ставить интересы общества выше собственных, то сейчас, как мы уже говорили, принципом его поведения становится эгоцентризм. Это неизбежно приводит к тому, что и в окружающих, и в самом обществе он видит силу, противостоящую, а оттого враждебную ему. Государство также перестает восприниматься им как гарант безопасности и защиты. Оно все более становится для него тем враждебным началом, которому он вынужден противостоять. Поэтому мы и отмечаем возрастание в обществе социальной напряженности, проявляющейся в межнациональных и межличностных конфликтах, в росте агрессивности, как мировоззренческой, так и реальной. Не следует забывать о том, что агрессивная реакция нередко является ответом на угрожающие факторы при отсутствии иных способов регулирования. Агрессия возникает и как следствие того, что человек ощущает свою незащищенность в обществе, равнодушие к нему со стороны общества, он испытывает чувства одиночества, леренапряженности, обиды. Кстати, анализ студенческих анкет подтверждает это. Студенты подчеркивают, что, несмотря на возрастание правового поля, человек ощущает себя все более бесправным. Он убежден, что закон всегда на стороне сильного и защищает именно его интересы.

Анкетирование указало еще на одну сложную нравственно-правовую проблему: студенты не видят в преступнике человека и потому не способны па сострадание к нему. Будущие юристы ориентированы на наказание, причем в наиболее жестких формах. И они, как правило, не задумываются над тем, что их действия должны быть направлены против самих сил зла, а не столько против людей, выступающих его носителями. Они не до конца понимают и то, что если они действительно хотели бы бороться за торжество справедливости, то им следовало бы, прежде всего, избавиться от горечи, обид и ненакисти. Ненасилие - это не только этическая категория.

Формирование у студентов ценностного отношения к нравственно-правовой культуре общества

Реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась как целенаправленный процесс, в ходе которого последовательно решались следующие задачи:

I задача - анализ ценностных ориентации студентов и их влияния на успешную познавательную деятельность. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза ориентировалась на совокупность критериев и показателей, отражающих развитие нравственно-правовой культуры, определила зависимость между создаваемыми дидактическими условиями и успешностью процесса развития нравственно-правовой культуры студентов.

II надана - отбор методов исследования, позволяющих организовать опытно-экспериментальную реализацию модели развития нравственно правовой культуры студентов гуманитарного вуза.

В ходе реализации опытно-экспериментальной части исследования нами использовались следующие методики изучения ценностного отношения студентов к нравственно-правовой культуре общества: - монографическая характеристика, дающая возможность отразить внутреннее отношение студента к представленным критериям и показателям нравственно-правовой культуры; - оценивание, самооценка, открытое анкетирование, наблюдение использовались для характеристики кризисных аспектов сознания общества с помощью индивидуальной экспериментальной оценки каждого. Создание проблемной ситуации проводилось с целью выявления осознания студентами готовности к решению нравственно-правовых проблем; - методика незаконченных предложений использовалась для выявления у студентов наличия мировоззренческой позиции, ориентированной на нравственные ценности общества; - гуманитарная экспертиза, выявляющая интегративные связи содержания спецкурса с научным потенциалом другими дисциплинами, анализирующая представления студентов о «мировоззренческой картине мира» и проблемах развития нравственно-правовой культуры. III задача - выявление, коррекция и обогащение мотивов овладения студентами нравственно-правовой культурой общества в процессе профессионально-личностного становления. В результате опытно-экспериментальной реализации модели развития нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза нами были исследованы, описаны и скорректированы мотивы образовательной деятельности.

Проблема профессиональной подготовки юристов в современной России приобретает особую актуальность в связи с переходным этапом ее развития, когда подвергаются пересмотру многие ценности прежней жизни общества и проверяются на практике новые идеалы. Каковы же должны быть ценностные установки юристов - специалистов высокого уровня, занимающихся проблемами прав человека в обществе, призванных предугадать и избежать неоправданных безнравственных и бездуховных посгупков по отношению к человеку и обществу? Прежде всего мы руководствовались ценностными ориентациями как важнейшей характеристикой личности, позволяющей судить о человеке как о субъекте социальной и профессиональной деятельности.

Формирование духовно-пеппостпых ориентации будущих юристов в процессе образования в гуманитарном вузе является основным мотивом учебной деятельности студента для дальнейшего его профессионально-личностного становления. Ценности отражают сознательное отношение человека к действительности, определяют мотивы его поступков, поведения и деятельности, раскрывают содержание направленности его личности.

Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее опредмечивание создается в результате приобретения знаний. Это принципиально важно сегодня, когда в обществе происходит «брожение умов» и смятение духа, когда искусственно обесценивается отечественная культура. Вместо нее навязываются ценности прагматизма и технократической цивилизации, а профессиональная подготовка будущих юристов нередко выстраивается не на традициях отечественной мысли, а на широком заимствовании смысловых значений многих терминов, концепций, технологий, взятых из западной психологии и педагогики, причем без учета русской ментальное. При этом используемые общепринятые методы профессиональной подготовки будущих специалистов, основанные на информативном начале без формирования мотивов учебной деятельности учащихся, продолжают лишь трансляцию знаний и выработку определенных умений, но не духовно-ценностную ориентацию, не развитие нравственно-правовой культуры будущего специалиста. Все это затрудняет рефлексию, то есть способность быть субъектом культуры, личностью, ориентированной на нравственно-правовое развитие и социальное взаимодействие.

Результаты констатирующего эксперимента (интервью, беседы, анкетирование студентов гуманитарных вузов г. Кирова) свидетельствуют о том, что в условиях современного общества достаточно серьезно изменились нравственные ценности, определяющие жизненную ориентацию молодого поколения.

Реализация модели развития нравственно-правовой культуры студентов в процессе изучения спецкурса

Цель данного параграфа - описание процесса преподавания и изучения теоретически разработанного и логически выстроенного спецкурса «Проблемы нравственно-правового сознания в контексте русской литературы», который является содержательным центром разработанной нами модели. Для опытно-экспериментальной реализации модели в педагогическом процессе нами была организована целенаправленная педагогическая деятельность, включающая творческое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе развития нравственно-правовой культуры. В ходе опытно-экспериментального исследования, проведенного в 1999-2003 г. на юридическом факультете Кировского филиала МГЭИ, нами был создан принципиально новый спецкурс, раскрывающий проблемы нравственно-правовой культуры в контексте русской литературы. Он дал возможность выявить в контексте философской и художественной литературы особенности российского правового сознания; проанализировать специфические особенности русской ментальности; характер отношения к праву как отдельной личности, так и общества в целом. Цель спецкурса и задачи процесса его изучения взаимосвязаны и представлены следующим блоком положений. 1. Раскрыть перед студентами весь спектр нравственно-правовых проблем современного общества, проанализировать причины, возможные следствия кризисного состояния социума и развития общественного сознания (просветительский аспект). 2. Сопоставить цели и ценности общества и отдельной личности, а также возможность влияния гражданской позиции каждого человека на изменения нравственно-правового состояния общества (ценностно-целевой) аспект. 3. Показать привлекательность и личную значимость нравственно-правового поведения человека н пространстве правового государства (мотива-ционный аспект). 4. Включить полученные знания и осознанный жизненный опыт в процесс формирования нравственно-правовой культуры будущего специалиста в области «человек-человек» (рефлексивный аспект). 5. Перенести выстроенный и обогащенный новыми знаниями опыт нравственно-правового сознания и поведения в процесс профессионально-личностного становления студента-юриста (дсятсльностпый аспект). 6. Скорректировать эмпирический опыт и теоретические знания студен- гав как будущих профессионалов в соответствии с заявленными критериями нравственно-правового развития (коррекционный аспект). 7. Интегрировать познавательную деятельность студентов, организованную в ходе изучения спецкурса, с процессом самообразования каждого студента-участника эксперимента (интеграционный аспект). Реализация первой задачи была направлена на отбор содержания спецкурса, разработку его программы и выполнялась преподавателем аналитическим путем. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической и художественной литературы дали возможность выявить ведущие тенденции в развитии нравственно-правовой культуры общества и сформулировать темы лекций как проблемы, требующие осмысления и разрешения: - проблема осмысления роли нравственно-правовой культуры в сознании общества; - проблемы права в русском фольклоре и древнерусской литературе; проблема преступления в русском самосознании и отражение ее в кон тексте русской литературы; - проблема наказания в русском самосознании и отражение ее в кон тексте русской культуры; проблема правосудия в русской литературе; - проблема смертной казни в русской и европейской культуре. Завершался теоретический этап работы проблемным семинаром на тему «Смертная казнь в общественном и правовом сознании: проблема понимания». Все лекции и семинар спецкурса концептуально связаны между собой, их соединяют ведущие идеи русской философско-этической мысли: 1) принятие духовно-нравственных ценностей, осознание их роли в традициях русской нравственно-правовой культуры; 2) понятие справедливости, права, наказания, преступления; 3) русский национальный характер и особенности его отношения к ценностям нравственно-правовой культуры; 4) художественная литература как отражение и художественное исследование смысложизненных вопросов бытия и ценностей нравственно-правового сознания народа.

Похожие диссертации на Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза