Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Чупалова Джамиля Гасановна

Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан
<
Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чупалова Джамиля Гасановна. Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Махачкала, 2005. - 232 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социокультурные и теоретико-педагогические основы поликультурного образования в многонациональной школе 16

1.1. Особенности национальной школы в многонациональной и поликультурной среде 16

1.2. Сущность поликультурного образования в общеобразовательной школе 46

1.3. Социокультурные предпосылки и развитие поликультурного образования в начальной школе 68

1.4. Концепция поликультурного образования начальной многонациональной школы Дагестана 84

ГЛАВА II. Педагогические условия развития системы поликультурного образования в дагестанской начальной школе 96

2.1. Дидактические условия реализации поликультурного образования в начальной школе 96

2.2. Современные технологии реализации поликультурного воспитания в начальной школе 121

2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по поликультурному образованию школьников 161

Заключение 167

Литература 171

Приложение 190

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние два десятилетие Россия, Республика Дагестан в том числе, переживает один из сложных периодов своего развития. Из-за распада привычной системы идеалов и ценностных ориентиров в обществе новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, ускорил пробуждение самосознания народа. В Дагестане и в других регионах, где совместно проживают люди различных национальностей, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях стал осложняться распадом единого геополитического пространства. Вспыхнувшие во многих регионах (и на Кавказе) межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах.

В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться индифферентное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося.

В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через

неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.

В связи с усилением процессов всемирной глобализации в сфере культуры наблюдаются две взаимосвязанных, взаимообусловленных тенденции: с одной стороны, из-за взаимопроникновения и интеграции различных культур и складывается единое культурное пространство, с другой стороны - процесс усиления уникальности и самобытности некоторых культур, особенно в закрытых традиционных обществах.

Поэтому современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

В сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и бесконфликтного их сосуществования представляется для России и, в особенности, для Дагестана важнейшей государственной задачей.

Одним из эффективных средств достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство способно целесообразно направлять развитие поликультурных процессов в обществе. В контексте этого закономерным является развитие в Дагестане образовательных учреждений нового типа - школ поликультурно ориентированного образования, школ поликультуры.

Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. Формирование у учащихся этнического сознания, культуры межэтнических отношений может быть решена на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических

групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ. Тем самым условия многообразия и многокультурности российского общества выдвигают требование его консолидации и интеграции, что порождает предпосылки поликультурного воспитания населения.

Одним из важнейших принципов реформы высшей и средней школы признана гуманизация современного образования. Это обусловливается введением в учебные планы общеобразовательной, в том числе начальной, школы дисциплин культурологического цикла (история культуры, культурология, мировая художественная культура, а также предметы по изучению национальной культуры в регионах, в частности "Культура и традиции народов Дагестана" в начальной школе).

В Дагестане широко распространённым явлением стали школы с многонациональным составом учащихся. В таких школах в настоящее время обучается больше половины всех школьников республики. Обучение и воспитание в этих школах ведётся на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. До недавнего времени родной язык в таких школах не изучался даже как учебный предмет. Состояние его преподавания и в настоящее время оказалось не на высоком уровне. Все эти и другие явления зачастую приводят к игнорированию национального самосознания в личности. Возникла необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию развития национального и общечеловеческого в личностных качествах учащихся школ.

В 70-е годы XX в. начинается разработка проблем национальной школы в условиях многонационального государства. В то же время в педагогике уделялось много внимания педагогической деятельности, направленной на подготовку школьников к контактам с представителями других культур.

6 При этом выделялись следующие направления:

воспитание патриотизма и интернационализма;

воспитание в духе дружбы и мира между народами.

Был накоплен большой опыт в решении проблем интернационального
воспитания. Значительный вклад в развитие теории практики
интернационального воспитания внесли Ю.К. Бабанский, З.Г. Гасанов, И.С.
Марьенко, Б.Т. Лихачёв и др. которые считают, что интернациональное —это
не отрицание национального, а сближение национального одних людей с
национальным других людей, их взаимодействие. В 90-е годы XX в. на
новый уровень выходит проблема познания и исследования
межнациональных контактов. Делается попытка пересмотра понятия
"интернациональное воспитание". Вводится в научный оборот определение
подходов к воспитанию культуры межнационального общения, идейной
основой которых являются ценности гуманизма. Кроме этого в
педагогические исследования вводятся понятия "поликультурная среда",
"поликультурное воспитание и образование". В педагогических кругах
растёт осознание важности поликультурного образования как механизма
идентификации личности. і

Национальное - это одна из форм проявления общечеловеческого. В национальных ценностях народов много общего, очень мало взаимоисключающего. Значительный вклад в разработку общих проблем изучения родного языка, принципа народности национальной школы внесли педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, (принцип природосообразности), А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, (принцип культуросообразности), П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, И.А. Ильин, П.К Услар, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, СИ. Гессен, А.А. Тахо-Годи и др. Они указывали на необходимость развития национальной школы.

Постоянные социальные перемены в обществе заставили иначе взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор

возрождения национальной школы. Перед школой встаёт задача интеграции научной и народной педагогики. Изучение национальных традиций как социального фактора процесса социализации остаётся актуальной проблемой становления и развития личности. Назрела необходимость в возрождении традиционных видов народного творчества, форме их бытования, приобщение молодёжи к различным жанрам народного искусства. От культурного уровня личности во многом зависят темпы дальнейшего развития каждого народа и общества в целом. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.

К.Д.Ушинский говорил, что народ создаёт сам свою систему воспитания и что наибольшего внимания заслуживают его духовные ценности.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах развития многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими и воспитание культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимали значительное место в трудах педагогов: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Значимость народной культуры и народной педагогики в нравственном воспитании детей традиционно подчёркивали С.А. Рачинский, В.Я. Стоюнин, К.Д.Ушинский, Н.В. Бромлей, И.В. Бестужев-Лада, В.К. Шаповалов, Ш.А. Мирзоев, С.М.Омаров и др. Получает новое развитие этнопедагогика, ценности которой вносятся в повседневную деятельность. Работы Волкова Г.Н., Куратова М., Шаповалова В.К. затрагивают проблемы особенностей содержания образования, которое определяется поликультурной социальной средой. Идеи реализации этнических традиций в воспитании разработаны в исследованиях А.К. Бердиева, М.Г. Тайчинова,

Г.Д. Дмитриева и др.

В.А.Сухомлинский рассматривал воспитание как постоянное духовное обогащение человека, педагогический процесс он ставил в зависимость от изучения и освоения сокровищ народной педагогики. Он писал: "Я уверен, что народная педагогика - это средоточение духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа" [171].

Высказываются версии о необходимости введения в спектр решения задач общего образования новых компонентов, обусловленных многонациональностью российского государства.

В.К. Шаповалов, Х.Т. Тхагапсоев и др. отмечают важность включения в содержание поликультурного образования трёх взаимосвязанных компонентов:

обеспечение личности возможности самоидентификации в качестве представителя того или иного этноса;

создание условий для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся поликультурным окружением;

обеспечение включение личности в современные мировые цивилизованные процессы [183].

Поликультурное образование как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую культурную среду изучалось Г.Д. Дмитриевым; как средство формирования национального самосознания и культурной самоидентификации поликультурное образование рассматривали В.Е.Абидов, Е.Н.Матюхина, М.А.Тимофеева; анализ и концепция поликультурного взаимодействия в зарубежной педагогике рассматривались С.У.Наушабаевой; реализации поликультурного подхода в содержании учебно-воспитательного процесса посвящены работы А.Ю.Белогурова, Э.Г.Гарунова, З.А.Мальковой, В.В.Макаева, Т.Б.Менской, Л.Л.Супруновой, С.Т.Тучалаева, В.Н.Цатурова.

Вопросы поликультурного образования нашли своё отражение в

диссертационных исследованиях Р.Л.Агитевой, О.В.Аракелян, В.А. Ершова, И.В.Колокова, В.И.Матиса, О.И.Пономаренко Л.Т. Ткач, и др. Эти работы затрагивают проблемы содержания образования, которое определяется поликультурной социальной средой. Высказываются версии о необходимости введения в спектр задач общего образования новых компонентов, обусловленных многонациональностью учащихся.

Вопросы подготовки будущих учителей к работе в многонациональном коллективе учащихся представлены в работах М.А.Арипова, Ю.В. Бромлея, Э.Г.Гарунова, М.И.Куличенко, И.И.Серовой, и др.

Однако некоторые аспекты остаются малоисследованными, что приводит к следующим противоречиям в реальном образовательном процессе.

  1. Между поликультурным жизненным опытом учащихся начальных^, школ и оторванностью процесса их обучения от этнокультуры текстов, которые предлагаются для прогарммного и внеклассного чтения, так и их поликультурного содержания.

  2. Между директивным установлением языка обучения (преподавание всех предметов на русском языке в школах), неподготовленности,! детей к заданному обучению из-за недостаточного владения этим языком.

  3. Организация воспитательной работы без учёта специфики гетерогенности школы и места её расположения.

Данные противоречия в своей совокупности составляют базовые проблемы современной национальной школы РД в многонациональном поликультурном социуме (в частности в Дагестане). Это привело к постановке темы исследования: «Развитие поликультурного образования в многонациональной начальной школе (на материале начальной школы РД)».

Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать концепцию развития поликультурного образования в многонациональной

начальной школе Республики Дагестан.

Объект исследования: процесс развития национальной школы и социально-региональной системы образования в многонациональном социуме.

Предмет исследования: педагогические условия развития поликультурного образования учащихся в многонациональной школе.

Гипотеза: реализация концепции и развитие поликультурного образования в многонациональной начальной школе будет позитивно способствовать современному гуманистическому воспитанию школьника, если:

учитывается естественная этнокультурная и поликультурная среда, а также социокультурный тип класса начальной школы;

в содержании школьных учебников реализуется принцип гуманизма, единства многообразия и уважения к различным традициям и культурным направлениям;

внедрены современные технологии личностно-ориентированного обучения в поликультурной образовательной среде с диалогом культур;

соблюдается гармония в приобщении школьников к этнокультурным ценностям как в воспитании патриотизма, так и общечеловеческой направленности в развитии личности ребёнка.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме для осмысления актуальности и сущности поликультурного образования, его предпосылок и перспектив развития;

  2. Выявить особенности развития национальной школы в многонациональной среде (на примере РД) и провести психолого-педагогическое изучение состояния поликультурного образования в

11 многонациональной начальной школе РД методом контент-анализа;

  1. Разработать педагогическую концепцию поликультурного образования в начальной школе РД.

  2. Определить основные принципы организации научно-педагогического обеспечения и эффективной деятельности по реализации идей поликультурного образования в многонациональной начальной школе.

Методологической основой исследования проблемы поликультурного образования выступают культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал её трансляции в становлении личности младшего школьника как потребителя, носителя и будущего созидателя культуры и аксиологический подход, позволяющий изучать образование как социокультурный феномен, имеющий потенциал сохранения этнокультурных ценностей в поликультурной среде. Психолого-педагогическими концептуальными положениями исследования проблемы стали культурно-историческая теория развития личности (Л.С.Выготский), учение о единстве национального в общечеловеческом (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен), базисные положения о современном поликультурном образовании (В.В. Макаев, Л.Л.Супрунова, Р.Шмитт и др.).

В современных условиях напряжённость межнациональных отношений, возникающая в различных регионах, влияющая на детское этническое сознание, требует от педагогов и родителей осмысленного подхода к этой проблеме: творческое использование опыта нравственного воспитания, культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического общества; его дифференцированное с учётом различных этнических и возрастных групп населения региона, уровня сформированности национального сознания культуры межнациональных и межличностных отношений; активного использования национальных культурных центров в решении задач совершенствования образовательно-воспитательного процесса на основе прогрессивных традиций, культур и обычаев людей всех

этнических групп, проживающих в данном регионе.

Основополагающей идеей в нашем исследовании является принцип комплексного подхода к педагогическому коллективу, направленный на формирование национального самосознания и поликультурной образованности и толерантности поведения в сфере межнациональных отношений, межкультурной коммуникации, межличностного общения. Социальная активность является одним из основных факторов формирования личности. Как указывает в своём исследовании О.В. Аракелян, основой решения задач поликультурного образования и воспитания в многонациональном коллективе является принцип активизации внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, который требует постоянно отрабатывать нормы социально-этического поведения, основанные на принципе гуманизма и необходимые для совершенствования межкультурной коммуникации, межнациональных отношений и межличностного общения.

Тема, задачи и гипотеза обусловили выбор методов исследования.

Теоретические методы: анализ философской, психолого-
педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.
Педагогические методы: наблюдение и беседы, изучение и анализ учебных
планов и программ, изучение особенностей освоения учащимися
национальной культуры, изучение опыта работы учителей различных
гуманитарных дисциплин, изучение программных документов и

фактических материалов работы школ, проектирование модели развития и
образования. Экспериментальные методы: диагностические методы
(тестирование), социологические методы (интервьюирование,

анкетирование), контент-анализ, эксперимент, математическая обработка результатов эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поликультурное образование наиболее адекватно отражает

потребность младших школьников в саморазвитии и самореализации в условиях поликультурной среды и наиболее полно реализуется в концепции гуманно-личностной педагогики. 2. Развитие системы поликультурного образования в дагестанской национальной школе обусловлено рядом социально-педагогических условий:

разработана и внедрена концепция поликультурного образования в начальной национальной школе;

реализуются современные активные технологии поликультурного воспитания в начальной школе в различных полисферах жизнедеятельности младших школьников (клубы, кружки, студии, секции, центры эстетического воспитания (ЦЭВ) и др.);

система социокультурных предпосылок, источников и факторов, способствующих разностороннему поликультурному образованию личности школьника, соотносится на трёх уровнях: а) локальный и региональный (этнонациональный) компонент; б) регионально-федеральный компонент; в) глобальный компонент общечеловеческой мировой культуры;

воспитательная работа конструируется и корректируется с учетом диагностики уровней сформированности поликультурности младших школьников.

Опытно-экспериментальная база - школа-интернат №10 (г. Кизляр) - пилотная школа ЮНЕСКО; МОУ №№ 8, 11 (ЦЭВ), 29 (г. Махачкала); школа №5, 10, прогимназия «Сказка» (г. Хасавюрт); школа №4 (г. Буйнакск); школа и школа-лицей (с. Кумух); школа (с. Куркли), малокомплектные школы (ТУО РД).

Исследования проводились в несколько этапов.

1 этап. (1996-1999гг.) на основе теоретического анализа психологических, философских, педагогических исследований были выявлены актуальность, методологические основы и концептуальные

подходы к исследованию.

2 этап. (2000-2002гг.). Продолжалось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования. Был проведен основной этап опытно-экспериментальной работы, подготовлена научно-методическая база. Выполнялся контент-анализ содержания учебников родного языка (9 народов РД), учебно-методического пособия «Внеклассное чтение» 1 -3 класс и учебник для 3-4 класса «Культура и традиции народов Дагестана». Разрабатывалась и апробировалась авторская методика «Полисфера детства», а затем осуществлялась диагностика уровня сформированности поликультурности у младших школьников.

3 этап. (2003- 2005гг.) проводилась обработка и обобщение полученных результатов, готовились рекомендации, выводы и предложения, а также литературное оформление работы.

Научная новизна - предложена авторская концепция поликультурного образования в начальной школе, выявлены педагогические условия развития системы поликультурного образования в начальной школе РД.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дан анализ социокультурных и теоретико-педагогических основ поликультурного образования в многонациональной школе; уточнены особенности национальной школы в многонациональной и поликультурной среде, раскрыта сущность поликультурного образования в общеобразовательной школе. Впервые проведен контент-анализ содержания учебников родных языков для начальной школы (9 национальных языков). Разработан и апробирован авторский тест «Полисфера детства».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и внедрены авторский спецкурс "Поликультурное образование в начальной многонациональной школе", обобщён опыт экспериментального исследования по поликультурному образованию младших школьников в Центрах эстетического воспитания (ЦЭВ). Результаты выполненного контент-анализа содержания учебников по родным дагестанским языкам

позволили сформулировать некоторые практические рекомендации методического характера. Разработанный авторский тест «Полисфера детства», валидность и надежность которого обоснованы, может быть использована в организации учебно-воспитательной работы в многонациональных начальных классах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечено подбором адекватных меток исследования поликультурного феномена, совокупностью методик, тестов и диагностики, классическими методами математической обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в школах Дагестана, а основные результаты диссертационной работы систематически докладывались на ежегодной научной сессии преподавателей и сотрудников ДГПУ (1996-2004гг., Махачкала); на Международной научно-практической конференции (ПГЛУ, Пятигорск 2000г.); на 8 региональной научно-практической конференции (2003г., Махачкала), в МЦ (центре по новым педагогическим технологиям гуманитарного образования при ДГУ); на межрегиональной научно-методической конференции (май 2003г., Таганроге, ТГПУ); на региональной научно-практической конференции при ФНК ДГПУ (2004г.); на всероссийской научно-практической конференции (ДГУ, ДРБ им. Р.Гамзатова, 2004 г., Махачкала); на международной научно-практической конференции (21-23 апреля 2005 г., г. Махачкала); на региональной научно-практической конференции (2 июня 2005 г., Избербаш).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (215 названий), приложения.

Особенности национальной школы в многонациональной и поликультурной среде

В Дагестане ввиду многих стихийно-природных обстоятельств, (землетрясения, наводнения, оползни) и социально-экономических кризисов (геополитика, экономическая миграция) усиливается процесс миграции некоторых этносов из родных (вековых) краёв на территории других, исторически проживающих там, этносов. Это приводит к межэтнической напряжённости, с одной стороны, а также к вынужденной межкультурной коммуникации и политике примирения, согласия, взаимопринятия, этнической толерантности народов, с другой. Нарушается компактное проживание, что влечёт за собой неоднозначность в приверженности к старым и новым обычаям, нормам проживания, сосуществования. В вынужденном процессе этнической и социальной маргинализации переселенцев усиливается гетерогенность региона, что, естественно, является предпосылкой стремления к единству многообразия или поликультурности, как альтернатива напряжённости.

Полиэтничность, полилингвальность, поликультурность и полиментальность населения России задают российской образовательной школе как социальному институту, обслуживающему сложившийся социум, особый комплекс практических и научно-теоретических педагогических проблем, которые обобщённо принято называть национальными.

На это нацелены законодательные акты и концепции, принятые в последнее время. Так, в Законе РФ «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования провозглашено "единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" [129]. В статье 14 Закона, где изложены общие требования к содержанию образования, сказано, что содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

В документе "Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования" [148] одним из принципов реформирования образования провозглашено национальное самоопределение школы. При истолковании этого принципа в данном документе сказано, что школа неотрывна от национальной почвы, что она "формирует и хранит национальную культуру, переплавляя два потока - обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным". В том же документе отмечается и тот факт, что плодотворность названных двух потоков длительное время сдерживалась усреднением и национальным нивелированием школы. В документе утверждается, что основанные на национально-исторических традициях, обогащенные общечеловеческим опытом образования, школы должны стать мощным инструментом национального развития, гармонизации национальных отношений.

Заданные установки находятся в полном соответствии с такими важнейшими правовыми актами, как "Всеобщая декларация прав человека" [43], "Конвенция о правах ребёнка" [88], "Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей" [43] и других.

В контексте рассматриваемой проблемы актуальными являются статьи 28-30 "Конвенции о правах ребёнка", в которых отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности и национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает и в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. Цель любой школы определяется как подготовка ребёнка "к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами коренного населения" [88, 11]. Кроме этого здесь фиксируется право ребёнка, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или коренному населению, пользоваться своей культурой и языком. Это позволяет предполагать приобретение образования, основанного на национальной культуре, предусматривает создание национальной школы, в которой ребёнок мог бы совместно с другими членами своей группы обучаться на родном языке, изучать национальную историю и культуру.

В "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" подчёркивается, что образование должно быть направлено на полное развитие личности, и сознания её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Одной из задач "Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы" является задача "повышения культуры межнациональных, межэтнических отношений", а также "формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей".

Среди основных принципов организации воспитания в данной программе является "принцип культуросообразности, который предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям".

Сущность поликультурного образования в общеобразовательной школе

Современный подход в национальных образовательных концепциях, с одной стороны, обращенный одновременно в прошлое и будущее, охватывает воедино и многомерность пространственно-временной панорамы социокультурного опыта человечества, а с другой - интегрирует многосложность взаимосвязей и взаимообусловленностей различных этнокультур.

Новое разноаспектное образование имеет исторические корни и эволюцию, оно социально-психологически обусловлено, становится актуально необходимым запросом в полиэтнических странах и фактором преодоления разобщённости народов и объединения их усилий на пути к общему прогрессу человечества.

Идеи поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались многими выдающимися умами человечества в прошлом. Её фундаментальные основы и отдельные аспекты выдвигались и разрабатывались многими учёными-педагогами: Я.А. Коменским, Дж. Локком, А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, СИ. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, Л.С. Выготским и др.

Интерес представляет, например, программа "Пампедия" Я.А. Коменского в XVII веке. Он обосновал её как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть программы составляет формирование у детей умений жить в мире с другими людьми, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей.

Идеи выдающихся философов и историков современности (Гумилёв Л.Н., Данилевский Н.Я., Тейлор Э.) свидетельствуют о ценности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Кроме этого идея отбора содержания мультикультурного образования в практическом аспекте разрабатывалась американскими учёными: Дж. Бенксом, Я. Пэем и Р. Люсиером.

Анализ работ американского специалиста в области поликультурного образования Дж. Бенкса даёт основание предположить, что важная цель такого образования состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть знаниями, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию ради развития демократии и демократического образа жизни в полиэтнической среде. В основе разработанной им концепции поликультурного образования лежит понимание культуры и той роли, которую этническая общность играет в обществе.

Не меньший интерес представляет концепция видного американского учёного Янга Пэя, раскрытая им в труде: "Культурные основы образования" (1990 г.). Он даёт своё определение поликультурному образованию. По его мнению, поликультурное образование должно рассматриваться как процесс, благодаря которому каждый индивидуум может научиться жить все более обеспеченно и действовать всё более эффективно, увеличивая свой личный кругозор. Я. Пэй считает, что никто не может быть вне культуры, что учащиеся должны получать такое образование, которое обучает их осознанным действиям в более чем одной культурной системе [166, 122].

Из выше изложенного можно заключить, что сущность поликультурного образования американские педагоги видят в приобщении детей к этнической и общенациональной (американской) культуре в целях воспитания у них толерантности и уважительного отношения к носителям инокультурных систем, формировании готовности и умения жить в многонациональной среде для достижения индивидуального успеха и социального прогресса.

Интерес представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, к которым он относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям. Он подчёркивал, что в воспитании "нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное можно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим"[1(П] В теории развития психики Л.С. Выготского утверждается, что источники психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

В осмыслении значимости поликультурного образования мы исходили из мысли академика В.И.Вернадского: «Жизнь человека, при всей ее разнообразности, стала неделимой, единой. Человек впервые понял, что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать не только в новом аспекте отдельной личности, семьи и рода, государства и союзов, но и в планетарном аспекте» (В.И.Вернадский. Биосфера и ноосфера. -М., 1989. С. 189). Учитывая новые социокультурные реалии мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчёркнуто, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе. Образование должно способствовать тому, что бы "с одной стороны, человек осознавал свои корни и тем самым определял своё место в мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам".

Теоретическое осмысление сущности поликультурного образования, тенденции его развития предполагает соотнести такие фундаментальные понятия как "образование", "культура", "система", "развитие".

Дидактические условия реализации поликультурного образования в начальной школе

Реформирование образовательной системы, появление школ инновационного типа, а также регионализация образования создали предпосылки для изменения учебных планов, профильной дифференциации содержания обучения, большей свободы в выборе учебных пособий для организации учебного процесса в национальной школе.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего, означает разрушение связи между поколениями, что наносит непоправимый урон формированию и развитию личности.

В настоящее время система образования испытывает кризис. И это, прежде всего, кризис первой ступени образования - начальной школы. Одним из важнейших звеньев реформирования является процесс гуманизации, предполагающий пересмотр всех компонентов педагогического процесса с позиций их значимости для развития личности ребёнка, раскрытия его способностей. Современная образовательная ситуация характеризуется наличием различных систем, выбор которых зависит от учителя начальных классов.

Приобщение к общечеловеческим ценностям может осуществляться лишь тогда, когда ученик имеет возможность в детстве пройти через восприятие родной национальной культуры всею полнотою своего существования. Возрождение развития национального самосознания, национальной культуры возможно при функционировании национального языка в качестве дошкольного и школьного средства обучения, когда система образования обеспечивается учебно-методическими пособиями на родном языке, разработанными в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия, воображения, особенностью мышления детей данной национальности. Целенаправленную работу по реализации идей поликультурного образования надо начинать на первом этапе школьного образования - в начальных классах, которые всегда были и теперь остаются фундаментом, первоначальной основой всякого образования. Как сказано в Концепции непрерывного образования, в общеобразовательной школе первой ступени обеспечивается становление личности ребёнка, развитие его способностей, опыта общения и сотрудничества, формирование желания и умения учиться [89, 3]. Главной функцией начальной школы является подготовка учащихся к успешному обучению на следующих этапах образования. Для её реализации необходимо решить ряд образовательных и воспитательных задач. Одна их них - обучение русскому языку.

В начальных классах, где совместно обучаются дети разных национальностей, и обучение ведётся на русском языке, задачи образования приходится решать в условиях преодоления специфических трудностей, связанным с владением языком обучения. Работа учителя осложняется тем, что большинство этих школ (все городские школы) работают по программам и учебникам для обычных русских школ.

Важнейшим направлением реализации идей поликультурного образования в начальных классах с многонациональным составом учащихся является организация обучения родному языку и родной литературе. В недавнем прошлом обучение родным языкам в городских школах вообще не было организованно. Вся работа проводилась по учебным планам и программам для русских школ. Фактическое игнорирование национального состава учащихся приводило к игнорированию национального самосознания в личности учащегося. К.Д.Ушинский обращал внимание на то обстоятельство, что родной (национальный) язык - специфическая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков, что овладение своим национальным языком необходимо для того, чтобы человек не потерял духовные связи с народом, к которому он принадлежит. В своей работе "Родное слово" он писал, что язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей его духовной жизни, что в языке одухотворяется весь народ и вся его родина, что в прозрачных глубинах родного языка отражается вся история духовной жизни народа, что язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно исторически живое целое. Он обращал внимание ещё и на то, что изучая родной язык, ребёнок пьёт духовную жизненную силу из родимой груди родного слова, что осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предмет, множество мыслей, чувств, художественных образов. [187]. Значительная часть детей, растущих в городах, рабочих посёлках и некоторых сёлах, многонациональных районных центрах Дагестана, в дошкольном возрасте не овладевают или слабо владеют национальным языком своего народа. Он зачастую не становится их родным языком. В конце 80-х начале 90-х годов было начато обучение городских школьников родным языкам. Родной язык был включён в учебный план как учебный предмет. Но здесь обнаружились серьёзные трудности в связи с тем, что во многих школах обучались дети десяти и более национальностей. В школе №11 г. Махачкалы, к примеру, обучаются представители 32 национальностей, в школе-интернате №10 г. Дербента - 23 национальностей, в школе №8 г. Каспийска - 18, в школе №12 г. Хасавюрта -16 и т.д. В таких условиях в каждой параллели классов оказываются представители 8-10 и более национальностей. Трудности возникают и в связи с размещением групп по изучению тех или иных языков, и при составлении расписания уроков. Зачастую уроки родного языка ставились (и теперь ставятся) в расписании последними уроками.

Современные технологии реализации поликультурного воспитания в начальной школе

Реформирование авторитарной школы предполагает не только изменение базисного учебного плана, но и появление новых видов педагогической деятельности, способных активизировать и учесть, организовать и направлять совокупность отношений, формирующих личность ученика. В содержании поликультурного образования следует выделять и поликультурное воспитание, что связывает социально-педагогический аспект проблемы с ее народно-педагогическими сторонами (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков, А.А. Реан и др.). Главная задача в национальном воспитании при гуманизации образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы обучение через предметы гуманистического цикла стало составляющей частью воспитания личности, формирования как национального самосознания, так и вхождения в полиэтническое пространство. Поликультурность человека закладывается не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Основным фактором воспитания у детей этнической толерантности справедливо является семья, образовательные учреждения, социум. Семья является наиболее важным социальным институтом и играет решающую роль в первичной социализации ребёнка. По отношению к детям, семья является основным проводником социального влияния. Качества, привитые детям в семье, отличаются прочностью и продолжительностью воздействия. В многонациональном обществе возрастает роль семьи в этнической и межэтнической социализации -вхождении индивида в систему культурных ценностей своей нации и других народов мира. Понимание педагогами, родителями сущности этнической и межэтнической социализации поможет формированию у детей уважительного отношения к своему и другим народам, более эффективно проводить работу по воспитанию у них толерантности, веротерпимости, дружбы народов. Учреждения образования призваны координировать воздействия на детей этнической среды. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы в решении проблем, связанных с воспитанием детей, в привлечении детей, родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий, в проведении индивидуального и группового консультирования детей и родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, в пропаганде и разъяснении прав детей, семьи. Работая с семьёй правомерно обращаться к народным традициям. Это способствует взаимопроникновению, взаимоединению культур, обычаев, традиций, влияет на развитие личности, формируя уважительное отношение к другим национальностям. В качестве приоритетных направлений отмечается: - приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру; - приобщение к национальным обычаям и обрядам - верованиям, национально-прикладному искусству; - создание условий для самореализации посредством формирования, развития способности адаптироваться в условиях жизни общества. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных этнических групп и народностей и предусматривает: - адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействия между людьми с разными воспитательными традициями; - ориентация на диалог культур; - отказ на культурно- образовательную монополию в отношении других наций и народов. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентированно на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознания принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем [25, 57]. В условиях, когда имеет место проявление вражды между людьми различных национальностей, неофашистских настроений между различными этническими группами, особую актуальность приобретает разработка вопросов поликультурного воспитания и использование позитивного мирового опыта, накопленного в этой области. Понятие поликультурное воспитание получило распространение в мировой педагогике с 1960-х годов, а в России введено в научный оборот в 1990-х годах. Одно из его первых определений дано в 1977 г.: как "воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку" [88, 93]. В поликультурном воспитании взаимодействуют ведущие и малые этносы, которым присуще следующие характеристики: культурная общность, языковая общность, статус национального меньшинства или большинства. Многие учёные-педагоги Запада полагают, что поликультурное воспитание адресовано к большим и малым этносам, специфика которых -обладание собственными культурными традициями и одновременно осознание себя подгруппой большого сообщества. Этническому меньшинству неизбежно присущи, с одной стороны, - генетическое единство, а с другой - опасение ущемления со стороны большинства общества.

Похожие диссертации на Развитие поликультурного образования в многонациональной школе : На материале начальной школы Республики Дагестан