Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Куликова Елена Александровна

Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии
<
Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куликова Елена Александровна. Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1999 204 c. РГБ ОД, 61:00-13/274-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование интерактивной технологии (компьютерной игры) как средства развития самостоятельности школьников 11

1.1. Историко - литературный обзор проблемы самостоятельности в педагоги ческой науке 11

1.2. Педагогический анализ развивающих возможностей интерактивной технологии (компьютерной игры) 33

1.3. Компьютерная игра, как средство развития самостоятельности школьника 55

Глава 2. Отношение педагогов и учащихся к проблеме развития самостоятельности компьютерным игровым средством (этап констатирующего эксперимента) 73

2.1. Исследование отношений педагогов к проблеме развития самостоятельности учащихся средствами компьютерной игры 73

2.2. Изучение отношений учащихся к проблеме 85

2.3. Диагностика развития самостоятельности школьников, участвующих в эксперименте (этап, констатирующего исследования) 102

Глава 3. Развитие самостоятельности младших школьников в экспериментальной системе 113

3.1. Конструирование экспериментальной системы развития самостоятельности школьников средствами компьютерной игры (логика построения эксперимента) 113

3.2. Технология внедрения экспериментальной системы в практику школы 126

3.3. Результаты экспериментальной деятельности 147

Заключение 168

Библиографический список использованной литературы 175

Приложение 191

Введение к работе

Актуальность и обоснованность темы исследования} Принцип «само-стоятельности Я» Герман Ноль (1928) представлял как некую глубинную часть личности, центр, который дает человеку уверенность в себе, т.е. в том, что он есть, и именно такой, какой он есть. Многое изменилось со времен Г. Ноля, но актуальность становления и развития самостоятельности как качества личности не только не уменьшилась, но даже возросла. И это закономерно. Происходящие изменения техносферы настолько быстры, что никто не сомневается, — сегодняшним детям предстоит жить в ином мире. Исходя из этого, результаты педагогической деятельности должны оцениваться не столько по тому, как полно удалось передать новому поколению накопленный опыт, убеждения, традиции, сколько по тому, насколько сумели подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в принципиально новых условиях. Нацеленность педагогической системы на воспитание как самовоспитание самостоятельности, творческой инициативы, социальной ответственности адекватно духу современного общества. Но самостоятельная, творческая личность формируется только самостоятельной творческой деятельностью. Осуществить это в жесткой, иерархически организованной системе воспитания и образования невозможно: ведь в ней старший «все знает», «все умеет», а младший лишь внимает. Поэтому в педагогической науке и практике большое распространение получает личностно-ориентированная образовательная парадигма. Она рассматривает ученика как творца, субъекта собственной деятельности, способного максимально реализоваться в различных социальных сферах. Это обуславливает необходимость построения процесса обучения, нацеленного на естественное развитие активности и самостоятельности ученика, на стимулирование и поддержку его реальных и потенциальных возможностей. |

Проблема самостоятельности в научно-педагогических трудах представлена, в основном, в двух аспектах: передача общественно значимых ценностей,

норм и правил — социальный аспект самостоятельной деятельности (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, З.Ф. Пономарева и др.) и овладение знаниями основ наук в учебном процессе — познавательный аспект самостоятельной деятельности (Б.П. Есипов, Г.Д. Кирилова, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.). В последние годы наблюдается тенденция объединения этих направлений (А.П. Тряпицына), но еще не выявлены условия и принципы интеграции, критерии оценки результатов. При этом, рассмотрение самостоятельности как интегрального образования, включающего социальный (общественный), познавательный, операционально-мотивационныи компоненты, порождает противоречие между пониманием самостоятельности как качества личности и поэтапного формирования ее отдельных компонентов в определенных условиях. Данное противоречие, на наш взгляд, разрешимо посредством интеграции личностно-ориентированного и кибернетического подходов, а именно: при ускорении информационных процессов и увеличении их объемов, возрастает значимость диалогового взаимодействия. Следствием этого является целенаправленное системное накопление субъектами информации, что порождает у них потребность включить эту информацию в собственную самостоятельную деятельность. Для реализации этой потребности необходим эффект «погружения», что обеспечивается комплексным средством. Таким средством в нашем исследовании стала компьютерная игра, которая, с нашей точки зрения, обладает следующими достоинствами. Во-первых, позволяет проектировать различные социальные отношения (по желанию субъекта). Во-вторых, обеспечивает наглядно-действенную основу для поэтапного формирования умственных действий. В-третьих, создает ребенку возможность динамично, в нужном темпе, осуществлять переход из зоны актуального в зону ближайшего развития. В-четвертых, в процессе игры учащийся из объекта, присваивающего готовые образцы знания, поведения, оценки превращается в субъект, производящий деятельность (целе-полагает, проектирует, прогнозирует, конструирует).

В психолого-педагогическом аспекте влияние компьютерных игровых средств исследовалось, в основном, с позиций формирования когнитивной сфе-

ры ребенка, что отражено в трудах В.В. Александрова, Ю.М. Горвица, Е.В. Зва-рыгиной, Е.И. Машбиц, Л.П. Назаровой, С. Пейперта, Д.А. Поспелова, Ш. Теркла и др. Развивающие возможности компьютерной технологии находятся в процессе исследования. Влияние компьютерного игрового средства на становление и развитие основных компонентов самостоятельности школьников является недостаточно изученным. Это подтверждает актуальность и социальную значимость обозначенного круга вопросов на современном этапе, своевременность постановки проблемы исследования «Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры)».

Объект исследования — самостоятельная деятельность учащихся в процессе взаимодействия с компьютерной игрой.

Предмет исследования — развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры) в системе взаимодействия «компьютерная игра - ученик».

Цель исследования: разработка и обоснование системы развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры).

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие самостоятельности школьников будет успешным, если интерактивная технология (компьютерная игра) обеспечит:

накопление социального опыта учеником через расширение сферы социальных отношений в процессе деятельностного взаимодействия с «игровой средой» (формирование практического знания);

* трансформацию практического знания в теоретическое на основе обобщения и формализации результатов усвоения индивидуального опыта; системное поэтапное развитие самостоятельности ученика за счет предоставленной возможности конструирования компьютерной игровой ситуации, адекватной реальной действительности;

комплексное становление всех компонентов самостоятельности познавательной, социальной, типа самодеятельности ученика, динамику развития их

показателей (интеллект, воля, аффект, социальные отношения, социальные роли, социальный статус, действия-операции, мотивы). Задачи исследования:

  1. Обосновать проблему исследования с позиций ретроспективного анализа педагогических концепций самостоятельности.

  2. Определить и обосновать педагогические возможности интерактивной технологии (компьютерной игры) как интегрального средства развития самостоятельности школьников.

  3. Изучить подходы к проблеме самостоятельности и выбору средств ее развития педагогами-практиками, а таюке отношение школьников к самостоятельной деятельности.

  4. Разработать и экспериментально проверить систему поэтапного развития самостоятельности школьников средствами компьютерной игры в практике школы.

  5. Выявить и обосновать критерии, адаптировать и разработать методики диагностики уровня развития самостоятельности школьников.

Методологическую основу исследования определили системный и кибернетический подходы, которые позволили изучить развитие самостоятельности школьников при взаимодействии с компьютерным игровым средством в целостном процессе и тем самым показать динамику становления всех компонентов самостоятельности.

Исследование осуществлялось на основе теоретических положений научной школы Л.С. Выготского, согласно которым подлинное развитие индивида происходит за счет активации зон актуального и ближайшего развития в процессе деятельности в системе социальных отношений.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа (констатирующий и формирующий этапы) осуществлялась на базе начального звена средних общеобразовательных школ Центрального района г. Сочи, Центра творческого развития «Талант», Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

На констатирующем этапе было обследовано: 112 педагогов, 435 учеников, 96 родителей. В формирующем эксперименте участвовало 59 второклассников, с которыми проводились еще и дополнительные «компьютерные занятия».

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1995-1996 г.) — разработка научно-теоретических подходов к проблеме исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа развивающих возможностей компьютерной игровой среды; изучение отношений педагогов и учащихся к интересующей нас области педагогического знания; организация, проведение констатирующего этапа диагностики и анализ полученных результатов.

Второй этап (1996-1997 г) — разработка и апробация экспериментальной системы развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерная игра); проверка и уточнение теоретических положений исследования; определение эффективности развития компонентов самостоятельности школьников в ходе проведенного исследования.

Третий этап (1997-1999 г.) — завершение экспериментального исследования; обработка, анализ, обобщение и оформление результатов, полученных в ходе исследования.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме диссертационного исследования;

целенаправленное наблюдение за развитием самостоятельности школьников в процессе системного взаимодействия с компьютерным игровым средством; модификация, разработка диагностических методик; анкетный мониторинг педагогов, учеников, родителей; педагогический эксперимент;

анализ и обобщение результатов эксперимента с целью определения тенденций развития самостоятельности школьников в процессе взаимодействия с компьютерным игровым средством;

математическая обработка данных; прогнозирование.

На защиту выносятся следующие полоэюения:

  1. Определение понятия «самостоятельность» как целостности взаимосвязанных компонентов (самостоятельной познавательной деятельности и социальной самостоятельности), интегральной характеристикой которой выступает тип самодеятельности.

  2. Обоснование эффективности интерактивной технологии (компьютерной игры) как комплексного средства развития самостоятельности школьников в процессе взаимодействия «компьютерная игра - ученик».

  3. Совокупность потенциальных механизмов компьютерной игры и обоснование их педагогической ценности в обеспечении самостоятельности и гармоничного развития личности в единстве биологического, социального; интеллектуального .

  4. Система и педагогическая технология развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры).

  5. Критерии диагностики уровня развития самостоятельности школьника.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

на основе интеграции познавательной и социальной самостоятельности сформирован авторский подход к определению сущности самостоятельности школьников;

з обоснована эффективность интерактивной технологии (компьютерной игры) как комплексного средства развития самостоятельности школьников в процессе взаимодействия «компьютерная игра - ученик»;

выявлены механизмы компьютерной игры и обоснована их педагогическая ценность для обеспечения самостоятельности и гармоничного развития личности в единстве биологического, социального; интеллектуального; разработана система развития самостоятельности школьников средствами

интерактивной технологии (компьютерной игры);

дана интерпретация принципов научности, деятельности, высокого уровня трудности, осознанной перспективы, паритетности, гибкости, динамичности для обеспечения эффективного фунщионирования системы «компьютерная игра - ученик»;

выявлены и проанализированы с точки зрения продуктивности условия функционирования системы развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры);

определены и теоретически обоснованы критерии диагностики уровня развития самостоятельности ученика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны:

диагностическая методика «Вербальный ассоциативный эксперимент», позволяющая оценить уровень развития самостоятельности учащихся; педагогическая технология развития самостоятельности школьников; рекомендации по отбору игрового материала с учетом эффективности влияния механизмов игры на стимулирование и развитие самостоятельности ученика;

методические рекомендации по проектированию системы развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры).

Научная обоснованность, достоверность положений диссертации и ее выводов обусловлены:

анализом исследуемой проблемы в праксиологическом, психологическом и
педагогическом аспектах;

многократностью обращения к источникам исследования, использованием различных методов исследования проблемы и их соответствие предмету, цели и задачам работы; репрезентативностью выборки эмпирических материалов;

вариативностью экспериментальной работы с учетом действия различных

факторов;

многократностью апробации выдвинутых положений и разработанной программы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах научно - исследовательской работы: на Всероссийской конференции «Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка (С.Петербург, 1994); на Межвузовской конференции «Педагогических чтениях: Философия, педагогика, образование» (С.-Петербург, 1997); при выступлениях на международных научно-теоретических конференциях «II Царскосельские чтения» (С.-Петербург, 1998), «III Царскосесельские чтения» (С.-Петербург, 1999); научно-практической конференции «Развитие личности в условиях вариативной школы» (С.-Петербург, 1999); в Университете педагогического мастерства через консультационную работу с учителями школ; в экспериментальных школах на педагогических советах, при консультировании учителей, родителей, учащихся; на заседаниях кафедры педагогики и в дискуссиях со студентами Ленинградского областного университета в рамках проведения семинарских занятий по курсу «Педагогические теории и системы».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа сопровождается таблицами. Общий объем работы -190 машинописных листов.

Историко - литературный обзор проблемы самостоятельности в педагоги ческой науке

Сложность проявления и особенностей развития самостоятельности порождает многообразие педагогических подходов к пониманию ее сущности, содержанию, структуре, компонентному составу. В связи с этим остается нерешенным вопрос о предметной поддержке самостоятельности, т.е. о средствах и методах, с помощью которых развивается самостоятельность в педагогическом процессе. Их выбор зависит от понимания феноменологической сущности явления, его природы в контексте деятельности.

Историко-литературный обзор научно - педагогического и практического опыта по проблеме самостоятельности позволит решить этот вопрос. Анализ и обобщение основных источников по вопросам самостоятельности представляет возможность выявить, что разработка педагогического круга вопросов самостоятельности находится в зависимости от социального заказа общества, от целей педагогической системы, определенных направленностью педагогической парадигмы.

Итак, в условиях повышенного интереса и многообразия подходов к проблеме самостоятельности порождается неоднозначность в раскрытие содержательной стороны феномена. Определение самостоятельности, выбор средств ее развития обусловлено историческими этапами.

В период 20-30 годов нашего столетия, лейтмотивом исследований было рассмотрение самостоятельности и самостоятельной деятельности ученика, как проявление сознательности и активности в общественно-трудовой жизни и при овладении знаниями (15, 27, 99, 100 и т.д.). П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др., разрабатывая идею активной роли ребенка в воспитательно-образовательном процессе, уделяли большое внимание формированию общественно ценных качеств личности, среди которых наибольшее значение придавалось общественной самостоятельности. В этот период педагоги отдают предпочтение формированию у школьников общественно ценных умений: соотносить индивидуальное и коллективное мнение, трудиться в кол-лекьтве, участвовать в управление коллективных дел. Основное средство развития самостоятельности - коллективный труд.

В тоже время по-новому рассматривается сущность образования через самостоятельность. В этот исторический период сама школа осмысливается как самодеятельная, т.е. именно в ней ребенок упражняется в самостоятельной деятельности. Основа школы - деятельность самого школьника, постепенное саморазвитие его при помощи учителя, дающего материал.

«Юноша стремится быть всесторонним существом и изведать все переходы человеческой жизни... Порывы юношества к самостоятельной деятельности и самостоятельному общению с широким кругом общей человеческой жизни должны быть признаны нами в качестве нашей педагогической базы... Педагог помогает каждому ученику в развитии новых знаний и развивает умение создавать новую жизнь» (15).

В этот период развития педагогической мысли предъявляются качественно измененные требования к уроку. Урок, по мнению педагогов, должен способствовать проявлению инициативности, высокой степени самостоятельности ученика, направлен на развитие творческих способностей. Л.С. Выготским, П.П. Блонским формируется новый подход: развитие самостоятельности, возможно в определенном социально-культурном контексте, а именно: непосредственное социальное окружение, работа с книгой, чтение газет и журналов, научной литературы, самостоятельное выполнение заданий, проведение экскурсий; организация труда как одного из ведущих видов деятельности человека, позволяющего самостоятельно извлекать знания, самостоятельно осмыслить новые данные. Наряду с этим, исходя из задач школы, содержания учебно-воспитательного процесса, цель которого осмысливалась как жизнеутвержде-ние и формирование коллективно ценностных знаний, труд (практическая деятельность) рассматривается как эффективное средство развития самостоятельности ребенка в образовательном процессе.

Несколько позже, со второй половины тридцатых годов, подчеркивается, что развитие самостоятельной познавательной активности учащихся возможно посредством связи обучения с жизнью. Процесс познания стимулируется, через осознание школьниками общественной значимости получаемых знаний. По-иному трактуется применение исследовательского метода. Его назначение сводится к необходимости развивать у учащихся исследовательские интересы. Именно исследовательский метод, по мнению педагогов, дает возможность приобретать приемы и навыки самостоятельной работы. М.С. Пистарк считает исследовательский метод стержневым компонентом средства, способствующего развитию творческой самостоятельности у учащихся в учебном процессе.

Стремление придать педагогической системе динамизм, повернуть ее к социальным преобразованиям позволило в 20 - 40 годы разработать теоретико-методологические аспекты самостоятельной деятельности. В области познава 14 тельной самостоятельности в этот период апробируется методика организации самостоятельных работ как эффективного условия актуализации знаний учащихся. Разрабатывается система методических средств (самостоятельные работы, домашние задания, работа с книгой, проведение практических и лабораторных работ). Определяются виды работ, способствующих развитию самостоятельности у учащихся в учебном процессе. Раскрывается педагогическая технология организации самостоятельной деятельности ученика в практике школы. Рассматриваемый период дал начало многим педагогическим концепциям и идеям. Однако необходимо отметить, что и породил ряд противоречий: - между формами организации самостоятельной деятельности учеников и личностными установками, т.к. не учитывалась структура познавательных интересов и личных мотивов самостоятельной деятельности школьников; - не учитывалось единство образовательных, воспитательных, развивающих задач при самостоятельном овладении учениками знаниями, умениями, навыками и нормами поведения; - рекомендации проведения самостоятельных видов работ на этапе закрепления порождало репродуктивность мышления.

Педагогический анализ развивающих возможностей интерактивной технологии (компьютерной игры)

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что решение проблем, связанных с развитием самостоятельности, зависит от ряда причин. Одной из них является выбор средств ее развития.

В соответствие с авторским подходом к самостоятельности представляется целесообразным рассмотреть интерактивную технологию - компьютерную игру в рамках интересующей нас тематики.

Так как, в последнее десятилетие в педагогики усиливается интерес отечественных и зарубежных дидактов к применению компьютерных технологий в практике школы, рассматриваются вопросы, связанные с определением их места в системном процессе развития, воспитания, обучения подрастающего поколения (А.Н. Ершов, Н.Н. Красовский и др.). Не остаются без внимания проблемы оптимизации учебной деятельности за счет применения компьютеризации в обучении (А.В. Гаврилин, В.А. Шлык, Д.Ю. Черников). Проводятся научно -практические исследования в направлении становления «компьютерной культуры» школьника (И.В. Роберти, Дэвид X. Джонассен и др.). Широк диапазон исследований, посвященных организации и проведению уроков информатики в среднем и старшем звене школы (К. Ахметов, А.Г. Гейн, В.Г. Мануйлов, В.Э. Фигурнов). Уделяется внимание применению компьютерных средств, с целью организации досуговой деятельности и обучения дошкольников (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зварыгина). Существует зарубежные и отечественные психологические исследования (С. Пейперта, Ш. Теркла, Е.И. Машбиц), обосновывающие возможность развития ребенка в процессе взаимодействия с компьютерной средой, открывающие новое направление в понимании проблемы компьютеризации.

Однако на сегодняшний день остается много белых пятен в осмыслении и доказательстве развивающего воздействия компьютерной игры, применении технологии как средства всестороннего динамичного развития индивида. Не выявлены развивающие механизмы компьютерной игры, не определена их педагогическая ценность. В связи с этим, прежде чем приступить к обоснованию роли компьютерной игры, как средства развития самостоятельности, нам представляется необходимым: сформировать отношение к компьютерной игре, как одному из видов интерактивных технологий; выявить потенциальные развивающие возможности игры через систему взаимосвязанных механизмов; определить их педагогическую ценность компьютерной игровой среды. Решению этого круга задач посвящена настоящая глава диссертационной работы. Целью явилось: указать наиболее общие проявления компьютерных игровых механизмов, значимые для нашего исследования.

Для достижения цели и поставленных задач было проанализировано тридцать компьютерных игр, разных по жанрам, содержанию, имеющих различную систему управления, уровень сложности, продолжительность.

В ходе проведения исследования было дано педагогическое определение компьютерной игры, намечены основные моменты отличающие и роднящие ее с другими видами деятельности. В подтверждении неограниченных развивающих возможностей игры, отслеживалось: частота проявления механизма, устойчивость, связь с другими механизмами, изолированные и комплексные возможности, прогнозировался результат воздействия игры, определялась педагогическая ценность. Результаты регистрировались, заносились в таблицу, анализировались, обобщались. При анализе результатов применялись методы математической обработки данных. Педагогическое обоснование возможностей учитывало уже имеющиеся результаты, психолого-педагогические представления по проблеме. Приступая к описанию результатов, необходимо обосновать подход к пониманию интерактивной технологии. Мы придерживаемся взглядов научно - теоретической школы Д.А. Поспелова на компьютеризацию и компьютерные продукты. В русле этого направления интерактивная компьютерная технология - стабильность данных при активном движение информационного потока, из чего следует интенсивное расширение социальных контактов, формирование познавательного поля с обеспечением возможностей проверок и уточнений за счет обратимости сред, позиций, уплотнение структурных средо-вых блоков и активности исходных.

На основе данного теоретического направления было сформировано понимание исследуемого нами объекта - компьютерной игры. Компьютерная игра, как и любая другая игра на определенных этапах своего развития - аномная деятельность играющего. В тоже время, говоря об аномии в структуре компьютерной игры, мы не говорим о беззаконии в отношении закономерного, должного. Компьютерная аномия означает неслучайное, а закономерное существование. В отличие от игры вообще, для компьютерной игры характерны динамичные переходы в стадии гетерономии и автономии, т.е. в стадию подлинной самостоятельности. Исходя из этого, возможно, сформулировать следующее определение компьютерной игры.

Компьютерная игра - деятельность, в которой цель игры не вынесена за пределы самой деятельности, поэтому каждый момент ценен сам по себе. Это осмысленная деятельность, т. к. представляет совокупность осмысленных действий, объединенных единством игровых мотивов. Цель компьютерной игры, в отличие от целей игр другого вида, дана в настоящем через прошедшее и будущее. Прошедшее и будущее (прогноз) определяют собой настоящее, которое развертывается в ряде ведущих к нему ступеней. Но игра по сути находится в настоящем, так как: может продолжаться бесконечно; в ней важен сам процесс деятельности; игра не преследует никаких целей отличных от нее самой; важное значение имеет каждый момент игры.

Нам представляется возможным утверждать, что развивающий эффект достигается за счет социальной природы игры, учета биологических проявлений становления интеллектуальной сферы играющего. В свое время К. Гросс отмечал, что игра имеет глубокий смысл, ибо играя ребенок готовится к работе. В компьютерной игре эти процессы происходят за счет накопления социального опыта субъекта деятельности, становления социальных позиций и отношений играющего, формирования системы обобщенных динамичных знаний, изменения способов деятельности, с учетом биологического потенциала и возможностей ребенка.

Исследование отношений педагогов к проблеме развития самостоятельности учащихся средствами компьютерной игры

Обобщенные данные, представленные в таблице наглядно демонстрируют, что самостоятельность учеников преимущественно организуется на этапах контроля и проверки знаний (96%); иногда при закреплении изученного (73%), т.е. при организации репродуктивных и частично-поисковых видов деятельности. Такое соотношение самостоятельных видов деятельности недостаточно будет способствовать продвижению в развитии, может привести к снижению интересов, потребностей, не способствует проявлению самодеятельности школьника. Всего в 3% случаях педагоги организуют самостоятельную деятельность учащихся при определение цели урока. Как следствие такого отношения педагогов, школьник в начале урока и на этапе изучения нового не занимает позицию активного субъекта деятельности. Знания, получаемые ребенком на такой основе, не приобретут личностный смысл и говорить об их прочности и функциональности не представляется возможным.

Мы не случайно задали этот вопрос и так подробно его проанализировали. Это связано с тем, что компьютерное игровое средство предоставляет неограниченные возможности проявлять самостоятельность в процессе деятельности на всех игровых этапах с учетом потребностей, мотивов и возможностей школьника.

Следующий вопрос, заданный педагогам, уточнял продолжительность организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

Оказалось, что вне зависимости от целей, задач урока учителя уделяют конкретное время от пяти до пятнадцати минут на уроке на самостоятельную деятельность. Педагоги поясняют, что это время запланировано. Таким образом, мы можем предположить, что система работы достаточно жесткая, не учитывает индивидуальных возможностей школьника, его потенций действовать самостоятельно. Вероятно, сами педагоги не видят перспективы в использование времени для развития самостоятельности. Самостоятельная деятельность не находит «должного места» в структуре урока. Так как, школы, в которых тестировались педагоги, оснащены компьютерами было целесообразным задать следующий блок вопросов. Прежде всего, выяснить, как понимают педагоги роль и место интерактивной технологии в школе. Все респонденты отметили, что внедрение компьютеров в практику школы необходимо (100%). Однако роль и место компьютерной технологии в учебном процессе понимаются по-разному. На основе ранжирования ответов удалось выделить несколько групп отношений:

1-я группа - педагоги отмечают, что компьютеры нужны для обучения «программированию» в школе; 2-я группа - компьютер это развлечение; 3-я группа - для оптимизации учебной деятельности; 4-я группа - компьютер, развивающее средство; 5-ая группа - отметили, что нужны, но зачем не знают. На рисунке, данном в приложении, представлено процентное соотношение по группам, которые отражают многообразие отношений педагогов к исследуемому вопросу.

Для нас примечательно, что наряду с обучением программированию (46,43%), учителя отмечают возможность компьютера для оптимизации обучения (16,7%)) и его применения как средства развития ребенка. Это дает нам основание к проведению дальнейшего исследования, так как наряду с теоретическим обоснованием, мы находим, хотя и косвенное, подтверждение своей идеи: компьютерная игра - развивающее средство. Большой процент составила группа педагогов, которые видят в компьютерной технологии развлечение (27,68%). С одной стороны такое отношение настораживает, с другой объяснимо, так как тестировались педагоги начального звена, для них все, что выходит за рамки учебного процесса - досуговая деятельность. Незначительная группа педагогов (3,57%о) не смогла отметить назначение компьютерной игры. Полученные ответы педагогов отразили общую тенденцию отношения в педагогической практике к компьютерным технологиям.

Для того чтобы выявить, как понимают педагоги сущность компьютерной игры, им предлагалось сформулировать ее определение одним словом (снимался ассоциативный пласт подходов, акцентировалось внимание на сущность интерактивной технологии). Обобщив ответы, мы смогли сформулировать следующие позиции педагогов: 1) развлечение; 2) передача технических навыков; 3) информационная среда; 4) деятельность; 5) способ познания; 6) нет ответа. Отдавая дань традиционным представлением о компьютерной игре, как средству развлечения 33,93% учителей определили ее, как развлечение, досуг. Значительная часть педагогов - 26,79% соотнесли ее с формированием технических навыков. Группа учителей, видят возможность компьютерной игры -информационной среды (15,18%), при этом отмечают следующие виды информации социальную, практическую, интеллектуальную. В определениях у 12,5% опрошенных отмечена действенная природа игры. Компьютерная игра необходима и для развития познания школьника - 10,71%).

Таким образом, мы можем заключить: в педагогической среде нет единства мнений по вопросам определения сущности как компьютерной технологии в целом, так и игры в частности. Это дает новые перспективы в разработке подходов к компьютеризации в педагогической науке, открывает простор педагогическому поиску.

Следующий вопрос, на который мы попросили ответить педагогов, позволил узнать в чем, по их мнению, заключаются возможности компьютерной игры для развития самостоятельности. Оказалось, что положительный ответ дали 58% учителей - по их мнению, компьютерная игра обладает возможностями для развития самостоятельности; 19% ответили отрицательно; 23% педагогов - не знаю, они не могут однозначно сказать обладает ли компьютерная игра такими возможностями. Учитывать эти данные будет необходимо при разработке экспериментальной системы.

Конструирование экспериментальной системы развития самостоятельности школьников средствами компьютерной игры (логика построения эксперимента)

Анализ научно-методической литературы, результаты констатирующего исследования привели к необходимости создания и внедрения в практику школы экспериментальной системы развития самостоятельности школьников средствами компьютерной игры.

Разрабатываемая система направлена на развитие самостоятельности учеников средствами компьютерной игры, через реализацию ее потенциальных возможностей.

Предлагаемая система позволит, на наш взгляд, решить ряд задач: - обосновать конкретные направления в создании условий для развития самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры); -определить позиции ученика, как активного субъекта деятельности;-прогнозировать развитие самостоятельности в рамках системы; -организовать процесс педагогической деятельности, позволяющий достичь максимально желаемого результата.

Обоснование системы мы связываем с рядом теоретических положений, на которые было обращено внимание в предыдущих главах и параграфа и, которые мы считаем целесообразным систематизировать. Мы исходили из следующих предпосылок:

1. Основным средством развития самостоятельности в структуре системы является компьютерная игра. Компьютерное игровое средство представляет собой комплексную системную развивающую среду, в которой существует реальная возможность формирования системы социальных отношений и ролей, обоб-щенного знания в процессе деятельности, изменения типа и характера деятельности индивида. Становления и развитие самостоятельности обеспечивается различными способами в результате анализа и синтеза игровой информации, абстрагирования, комплексного обобщения и систематизации закономерных связей и зависимостей, через включение школьников в процесс поисковой деятельности.

2. Компьютерное игровое средство дает возможность развития самостоятельности на всех этапах деятельности: на входе и выходе (в начале игрового момента и при достижении результата), при планировании, прогнозировании, проверке и коррекции результатов самодеятельности ученика. Все это обеспечивает целостность и системность в развитии самостоятельности на разных этапах усвоения информационного объема в процессе игры.

3. Становление интересов, мотивов самостоятельной деятельности школьника стимулирует аффективно - когнитивное воздействие предусмотренное компьютерной игровой технологией. Развитие самостоятельности происходит через трансформацию «общественных, социальных смыслов» (игра - обобщает опыт поколений) в качество личности ученика.

4. Основополагающим при разработке системы является осмысление самостоятельности как интегрального как интегральной категории, характеризующейся становлением самостоятельной познавательной деятельности, социальной самостоятельности и изменением типа деятельности. В рассматриваемом процессе ученик выступает активным субъектом деятельности.

Разрабатываемая педагогическая система включает ряд компонентов: целевой (система целей), содержательный (требования к отбору игрового материала), процессуальный (принципы системного функционирования, управления, контроль), предполагаемый результат, требования к техническому оснащению.

Определены способы системного построения: Проектный - способ проектирования содержания системы развития самостоятельности на основе отбора новых, не входящих в состав базового стандарта разделов предметов, обусловленный изменением соотношения возможностей и способностей учеников.

Компенсаторный (воплощающий) способ - способ системного проектирования на основе отбора и систематизации содержания, не рассмотренного в содержании школьного стандарта, но необходимого для повышения эффективности достижения системной цели.

Прежде всего, разработка системы начинается с определения системы целей и системной структуры. Постановка целей - это логическое определение направления и результатов движения процесса. Формулировка целей позволяет наметить перспективы развития самостоятельности ученика, конкретизировать последовательность системных этапов, сформировать у школьников положительное отношение к деятельности, опираясь на их опыт, интересы, прогнозировать результат воздействия интерактивного средства.

Следовательно, разработка целевого компонента требует особого внимания. Структура экспериментальной системы, этапов и этапных элементов - занятий, определяется системой развивающих целей и может быть представлена следующим образом. В таблице ниже дано отношение системных целей.

Похожие диссертации на Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии