Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Дзампаева Жанна Татаркановна

Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.
<
Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзампаева Жанна Татаркановна. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:04-13/2000

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО АКТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ ДЛЯ ИХ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ 12

1Л. Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и просвещения народов Северного Кавказа 12

1.2. Истоки просвещения и разработки письменности для горских народов Северного Кавказа. Роль православного христианства в развитии школ на Кавказе 15

Выводы .3 8

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЯНКИ В НАРОДНОЙ И ПРОГРЕССИВНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА XIX-НАЧАЛА XX ВВ 41

2Л. Народная педагогика Северного Кавказа о двойственном положении женщины-горянки в семье и обществе 41

2.2. Оценки русских ученых-кавказоведов и просветителей-педагогов горских народов положения женщины-горянки в семье и обществе 50

Выводы 72

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКИХ ШКОЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 75

ЗЛ. Вопросы организации и постановка обучения во Владикавказской девичьей школе А. Колиева и ее преобразование в женскую гимназию 75

3.2. Женские школы в системе православного ведомства Кавказа ...88

3.3. Постановка обучения и методы работы в женских учебных заведениях Северного Кавказа 105

3.4. О взаимодействии семьи, женских школ и общественности по воспитанию горянок 118

Выводы 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

Введение к работе

Актуальность исследования. Поиск новых путей социально-политического и духовно-нравственного развития общества обострил интерес к проблемам обучения и воспитания как к одному из социальных и культурных явлений. Воспитание и образование личности есть необходимый постоянный элемент общества и фактор социального развития, потому вопросы, посвященные воспитательно-образовательному процессу, были и продолжают оставаться актуальными в наше время. Становится все более очевидным, что современная школа призвана творчески изучать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накопленный на протяжении тысячелетий, и сделать его достоянием подрастающих поколений. В основе этого опыта лежит народная педагогика, к которой в настоящее время обращаются во всех странах, имеющих многовековую историю.

Изучение опыта прошлого необходимо для совершенствования всей нашей воспитательной системы, так как прошлое, настоящее и будущее находятся в неразрывном единстве. Не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Вместе с тем, опираясь на прошлое, можно определить наиболее актуальные задачи современной практики обучения и воспитания подрастающей смены. Такой методологический подход поможет определить и наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, показать взаимосвязь школы и научной педагогической мысли народов Северного Кавказа с современной практикой обучения.

Для решения этих задач представляется важным по-новому осмыслить историко-педагогические, историко-этнографические, лингвистические и фольклорные произведения как дореволюционных,

так и современных авторов о проблемах воспитания к обучения.

Важная роль в сборе этих материалов, произведений о кавказских горцах и их жизни принадлежит представителям дореволюционной передовой русской науки, известным ученым-кавказоведам М. Ковалевскому, К. Коху, Ф. Леонтовичу, В. Миллеру, Л. Модзалев-скому, Я. Неверову, Д. Семенову, А. Шегрену, П. Услару и др.

Значительный интерес для темы диссертации представляют материалы путешествий русского академика В. Б. Пфафа по ущельям Северной Осетии, этнографические очерки о черкесах Н. О. Карлго-фа и Г. Ф. Чурсина, записки о ингушах Г.Вертепова, заметки о малых народностях Кавказа Л. И. Лаврова и т.д.

Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских ученых, в конце XIX - начале XX вв. изучались Е. С. Барановым, А. М. Дирром, А. Н. Дьячковым-Тарасовьш, С. А. Егиазаровым, Л. В. Малининым, А. А, Миллером, В. М. Сысоевым, Н. С. Щукиным и мн. др.

Во второй, половине XIX - начале XX вв. вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее просвещенной части кавказского общества. Ряд ценных сведений о воспитании и образовании (в том числе и женском) содержат статьи М. Абаева, Г. Алкадари, Т. Блаева, С. Габие-ва, Б, Гатиева, К. Гарданова, Г.Дзасохова, А. Долгиева, И. Кануко-ва, й. Кармова, П. Кешокова, И. Магомаева, А. Мутушева, М- Хаджиева, К. Хетагурова, А. Шарипова и др.

Материал по женскому воспитанию и образованию северокавказских народов содержат опубликованные в послевоенные годы XX в. монографии В. И. Абаева, М. О. Косвена, А .X. Магометова, Я. С. Смирновой, М. Д. Сикорского, Л. А. Чибирова и др. В изучение данной проблемы определенный вклад внесли также Л. Габоева, Э. Кар-гиев, В. Магометова, М. Тотоев и др., выступившие в начале 90-х

годов XX в. на страницах газет и журналов с публикациями о возникновении и развитии женского школьного дела на Северном Кавказе.

Вопросы женского воспитания и образования частично нашли отражение в работах и современных авторов: Т. 3. Бесаевой, 3. С. Бузоевой, В. К. Гарданова, X. В. Дзуцева, 3. М. Кайтуковой, Б. А. Калоева,.А. Н. Мусукаева, М. А. Меретукова, А. Скачкова, А. Ю. СлановоЙ, 3. Б. Цаллаговой, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова и др., однако данные авторы не ставили целью своего исследования всестороннее раскрытие генезиса женского образования, их статьи и очерки носили, в основном, обзорный исторический характер. Поэтому, несмотря на обилие научных изысканий, посвященных проблеме женского воспитания и образования, до настоящего времени нет ни одного исследования, которое полностью бы раскрывало специфику поднимаемой проблемы. Этим и обусловлен выбор темы диссертационной работы «Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX - начале XX вв.».

Проблемой исследования является выявление генезиса теории и практики воспитания и образования горянки. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: прогрессивная педагогическая мысль и школа народов Северного Кавказа (XIX - начала XX вв.).

Предмет исследования: вопросы теории и практики женского воспитания и образования у народов Северного Кавказа.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в . современных условиях подготовки педагогических кадров региональной системой образования необходимо изучать и использовать богатейший опыт организации женского воспитания у народов Северного Кавказа, формы и методы подготовки кадров в женских образовательных учреждениях, ориентации на их работу с различными

категориями учащейся молодежи.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были выделены следующие задачи:

- показать прогрессивные последствия исторического акта
присоединения народов Северного Кавказа к России для их
духовного развития;

проанализировать роль и практическую деятельность миссионерских организаций, видных просветителей и ученых-кавказоведов в решении вопросов женского воспитания и обучения;

- определить основные этапы генезиса теории и практики жен
ского образования на Северном Кавказе;

рассмотреть идеи народной и прогрессивно-

демократической педагогики Северного Кавказа XIX - начала XX вв. о двойственном положении женщины-горянки в обществе, проблемах ее воспитания и образования. Методологическую основу исследования составляют фило-софско-антропологические и педагогические идеи о человеке и его воспитании, философские положения о социально-исторической обусловленности характера деятельности образовательных учреждений и педагогической мысли народов, о необходимости творческого и бережного отношения к духовному наследию прошлого.

В процессе работы над диссертацией нами использованы сле
дующие научно-педагогические методы исследования: изучение ар
хивных источников; теоретический анализ историко-
этнографических, историко-педагогических; философских, литера
турных произведений; изучение и анализ трудов дореволюционных
российских ученых и горских просветителей по истории педагогиче
ской мысли народов Северного Кавказа.

Источниковую базу исследования составили архивные мате-

риалы, извлеченные автором из Центрального государственного архива РСО-А, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики; учебники, учебные программы северокавказской школы дореволюционного периода; труды по истории, этнографии, этнопсихологии, народной и этнической педагогике; устное народное творчество и художественная литература; публикации дореволюционных и современных авторов, материалы периодической печати.

Наиболее существенными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:

выявлена и проанализирована одна из важных проблем исто-рико-педагогического регионоведения - генезис теории и практики женского воспитания и образования у горских народов;

проанализированы и обобщены педагогические воззрения русских ученых-кавказоведов и горских просветителей, а также их практическая деятельность в решении проблем женского воспитания и образования;

раскрыты основные этапы становления и развития женских школ на Северном Кавказе;

дан анализ взаимодействия школ, семьи и передовой общественности в вопросах воспитания и обучения женщин-горянок.

Теоретическая значимость исследования в том, что в нем определена роль Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Северном Кавказе и их видных деятелей в создании условий для появления первых женских школ и развития других женских учебных заведений в этом регионе; раскрыты вопросы двойственного положения женщины-горянки в семье и обществе; показаны значение борьбы российских и горских просветителей за эмансипацию и равноправие женщины-горянки с мужчиной и их роль в подготовке условий для вовлечения горянок в

женские школы и воспитания их в духе общечеловеческой гуманности, уважения общечеловеческих ценностей и развития их самостоятельности; представлена общая характеристика возникновения первых очагов женского образования, развития сети женских училищ, прогимназий и гимназий на Северном Кавказе, что имело важное значение для духовного развития горских народов в целом; проанализированы новые и малоизвестные материалы, что способствовало более объективной оценке деятельности по воспитанию и обучению женщин на Северном Кавказе в рассматриваемый период.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, а также при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. Использование результатов исследования будет способствовать расширению научных представлений студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли горских народов, о специфике воспитания и образования горянок.

Достоверность научных результатов обеспечена соответствием методов и поставленных задач исследования, широкой источни-ковой базой, дающей реальную возможность вскрыть закономерный характер процессов воспитания и обучения горянок, зарождения, становления и развития женских школ в северокавказском крае.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, о воспитании подрастающего поколения в духе гуманности и уважения общечеловеческих ценностей, должно заботиться и о системе образования, особенно о женском воспитании и обучении;

  2. Основные категории воспитания и образования женщин-горянок необходимо рассматривать в контексте политических и социаль-

но-экономических условий, исторически сложившихся на Северном Кавказе в XIX в.

3. Зарождение очагов просвещения и развитие женских школ на
Кавказе связано с присоединением народов Северного Кавказа к
России, в результате чего произошло их приобщение к передовой
русской культуре. Этот исторический акт стал определяющим в
появлении первых образованных женщин в этом регионе.

4. Центральными вопросами северокавказской народной педагоги
ки, отображавшей непростую жизнь горянки и ее двойственное
положение в обществе, являлись формирование у девочек в про
цессе их воспитания духовно-нравственных и эстетических ка
честв, их подготовка к созданию семьи и ведению домашнего хо
зяйства, выработке своеобразной культуры поведения, которая
олицетворяла бы цель народной педагогики - воспитание иде
альной во всех отношениях горянки,

  1. Женские школы сыграли важную роль в развитии просвещения народов Северного Кавказа, из их стен, в особенности из стен Ольгинской женской школы в Осетии, вышло много учительниц, всецело посвятивших себя делу народного образования. Развитие женского образования определяющим образом меняло взгляд горцев на женщину-горянку, на ее роль в семье и обществе.

  2. Педагогическая мысль народов Северного Кавказа способствовала развитию женских школ в этом регионе, вооружению горянок-педагогов прогрессивными методами и приемами воспитания детей и подготовки их к будущей жизни.

Организация и этапы исследования: Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап. 2001 - 2002 гг. - определение темы исследования, предварительное ознакомление с проблемой изученности состояния женского воспитания и образования на Северном Кавказе в контексте

национальной педагогической системы; анализ йсторико-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической литературы и архивных материалов; определение основных направлений научного поиска.

2 этап, 2002 - 2003 гг. - сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования определение научного аппарата, методологии и методов исследования.

3 этап. 2003 - 2004 гг, - обработка и систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание учебного пособия для студентов и аспирантов.

Апробация результатов и внедрение их в практику. Результаты диссертационного исследования, обсуждались на заседании кафедры психологии и педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова и кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственного технологического университета) в 2002 - 2004 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в указанных вузах, на региональных и республиканских конференциях во Владикавказе(2002 - 2004 гг.), Нальчике (2004 г.), Пятигорске (2004 г.). Они внедрены в учебный процесс в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова при чтении лекционного курса «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа».

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и просвещения народов Северного Кавказа

Современная действительность заставляет нас вновь и вновь обращаться к историческому прошлому. Известный историк К. Яс-перс, размышляя об особенностях исторического развития общества, говорил: «Свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это - последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем» [196. 28-29]. Наша задача - прикасаться к истории и извлекать уроки. С присоединением к России Северный Кавказ уверенно шагнул в новый этап своего развития. Вхождение горских народов в состав Российской империи открыло для них широкие исторические перспективы социального, экономического и культурного развития [14].

«На пути к современной цивилизации горцы Большого Кавказа пережили немало драматических страниц. Эта эпоха была героической. Расставаясь с родовой организацией общественной жизни и совершая решающую для их исторических судеб революцию, горские племена в XIX в. изумили Россию и Европу не только героизмом..., но и созданием в небывало короткие сроки нового общества, его ранней формы государственной организации»» - писал профессор М. М. Блиев [26. 36].

Роль России по отношению к Кавказу правильно оценил Ф. Энгельс. Он писал: «...Россия... действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку; господство России играет цивилизаторскую роль для бассейнов Черного и Каспийского морей...» [101. 241]. Действительно, Северный Кавказ до присоединения к России был необычайно отсталой страной. Сельское хозяйство находилось в упадке. Не было своей промышленности. Многочисленные народности и этнические группы жили разрозненно. Объективных условий для объединения в единое государство у горцев не наблюдалось, Раздробленные политически северокавказские народы не могли самостоятельно отстоять своей независимости в вековой борьбе с Ираном и Турцией. Присоединение к России оградило горские народы от их разбойничьих нападений и навсегда положило конец гнёту злейших врагов кавказцев - султанской Турции и шахского Ирана, а улучшение внешне- и внутриполитических условий на Северном Кавказе явилось очень важным фактором ускорения экономического и культурного развития горских народов.

До присоединения к России в культурном отношении народы Северного Кавказа были такими же отсталыми, как и в общественно-экономическом устройстве. Северный Кавказ долго оставался неизведанным краем. Никто не изучал его культуру, природные богатства, флору и фауну. Только Российская академия наук еще в XVII веке являлась центром разносторонней работы по изучению горских народов. Она организовывала местные экспедиции, публиковала исследования по экономике, истории и этнографии горцев. Начало изучению Кавказа положили русские ученые (А. И. Барбаро, Ш. Бе-ленжа, А. Гакстгаузен, Г. Ю. Клапрот, М. М. Ковалевский, К. Г, Кох, А. Краснов, Д. Я, Лавров, Ф. И. Леонтович, Е. Л. Марков, В. Ф. Миллер, В. Б. Пфаф, Я. Рейнегс, С. И. Танеев, П. С. Уварова, П. К Услар, А. М. Шегрен, и Др.). Вместе с наукой пришло в край и просвещение. Для управления горцами империи нужны были местные кадры, имевшие необходимое образование. В силу этого царизму приходилось для подготовки таких кадров открывать в Кавказском регионе школы на русском языке, в которых обучались дети горцев (преимущественно феодальных сословий). Количество школ явно было недостаточно, и все же открытие их было фактом громадного значения. В горы стала проникать русская культура. Появилась своя интеллигенция. Как отмечают исследователи, «столетия складывающегося единства приобщили горские народы к великой русской, а через её посредство - мировой культуре. В свою очередь Россия, открыв для себя и освоив самобытную, яркую культуру кавказских народов, приобрела новый стимул к обогащению, наполнению глубоким содержанием философских проблем и идейно-художествен-ному их решению» [31. 62].

Народная педагогика Северного Кавказа о двойственном положении женщины-горянки в семье и обществе

У всех без исключения народов Кавказа испокон веков существовала своя педагогическая система воспитания. Возникнув вместе с появлением человека на базе накопленного за многовековую историю воспитательного опыта, народная педагогика представляла собой совокупность эмпирических знаний и опыта народа в области воспитания и обучения подрастающих поколений. В дальнейшем она стала заниматься осмыслением этого опыта, обогащаясь новыми идеями. Народная педагогика отражала в себе все стороны общественного быта народа и потому она всегда придавала большое значение проблеме положения женщины в горском обществе, которое было весьма неоднозначно. С одной стороны, женщину боготворили, видя в ней хранительницу очага, а с другой - она была полностью зависима от мужской воли (сначала мужа, затем сыновей). Это нашло своё отражение и в народном фольклоре. Так, в кавказских пословицах и поговорках прослеживается противоречивое отношение к женщине.: «Насколько длинны волосы женщины, настолько она глупа» (инг.), «У женщины волос длинный, а ум короткий» (абадз.), «Ум женщины не настолько длинен, как длинны ее волосы» (осет.), «Не надейся на коня и на женщину» (адыг.) и т.д. Но одновременно те же пословицы и поговорки показывают значимость женщины, прославляют ее ум, красоту: «Дом без женщины сиротлив» (кар.), «Женщина - опора семьи» (адыг.)3 «Нет ничего на свете лучше хорошей жены» (даг.), «В доме, где нет хозяйки, баркада (изобилия) нет» (осет.), и т.д. [131. 23, 25, 56, 78, 112]. Уважительное отношение к женщине нашло свое отражение в народных сказках об умных девушках-советчицах, о женщинах - прекрасных мастерицах, о любящих матерях, о верных подругах и сестрах [180. 53].

Идея почитания женщины красной нитью проходит через эпос всех без исключения северокавказских народов, который сохранил образцы глубоко почтительного отношения к женщине. Защищая честь и достоинство женщины, нарты часто ставят на карту свою жизнь. Они присуждают Батрадзу одно из трех своих сокровищ за то, что он «больше всего благородства проявил по отношению к женщине» [74. 97]. Выдающиеся женщины нартов пользуются всеобщим уважением, им поклоняются, с ними советуются в критических ситуациях. Таков образ Сатаны (Сатаней) - воплощение женской красоты и мудрости, хлебосольства и гостеприимства. Это собирательный образ, служащий идеалом женщины в представлении древнего горца.

Таким образом, народный фольклор отводил немалое место женщине, показывая её не только как носительницу красоты, но и высоких идеалов гуманизма, преданности родине и народу. В подтверждение сказанному, приведем слова профессора А. К. Алиева: «Песни и сказки, сказания о нартах народов Северного Кавказа полны любви и уважения к женщине. Она изображается как самое красивое создание на земле, наделяется лучшими человеческими чертами» [6. 222].

Вместе с тем фольклор представляет и тяжелую участь женщины, зависимое положение ее в семье. Трагична судьба девушки-горянки из осетинской песни «Плач Софьи», проданной за калым старику и оплакивающей свою горькую участь. Тот же мотив положен в основу карачаево-балкарской песни «Белая Батай», в которой говорится, что отец красавицы Батай, разлучив дочку с любимым, выдал ее за другого человека. Жених же в смятении обращается к своей невесте:

За тебя дают калым.

Взял отец сто пять голов:

Сто баранов, пять ослов,

Да еще возьмет шестого зятем [128. 34, 176, 382].

В абадзинской «Песне Минат, дочери Кянджа Кыни» поется о насильственном похищении дочери бедняка Минат князем Лоовым. Она просит отца избавить её от насильника, но тот бессилен предпринять что-либо против представителя феодальной знати.

Свадебные песни тоже часто похожи на причитания, в которых горянки выражают свое несогласие с насильственными браками плачем, а нередко кончают жизнь и самоубийством.

Вопросы организации и постановка обучения во Владикавказской девичьей школе А. Колиева и ее преобразование в женскую гимназию

На протяжении нескольких десятилетий XIX в. эта тема являлась одной из центральных в публицистике России, на Северном Кавказе. Вторая половина XIX и начало XX в.в. ознаменовались интенсивным развитием женского образования. В это время впервые кавказское общество по-новому взглянуло на горянку. Все чаще и чаще в публикациях педагогов и общественных деятелей Кавказа отличалось что женщина по своим духовным качествам ничем не отличается от мужчины. Началось движение за эмансипацию горской женщины и за ее право на образование.

О необходимости женского образования писали М. Абаев, Г. Ал-кадарский, А. Гассиев, Б. Далгат, Г. Дзасохов, И. Кануков, П. Там-биев, X. Уруймагов, К. Хетагуров, Г. Цаголов, и мн. др. Они вместе с лучшими представителями российской интеллигенции, понимавшими, какую огромную роль играет женщина в семье, в воспитании детей, боролись за эмансипацию женщины. Сторонники женского образования понимали, что судьба ребенка находится в руках матери, его будущее зависит от того, какими впечатлениями мать питала юную, но глубоко впечатлительную душу ребенка и его разум. По мысли педагогов-просветителей, каждая мать должна быть культурно развита, чтобы как в семье, так и в обществе сеять семена добра. Грузинский мыслитель В. Пшавела по этому поводу писал, что женщина может «как низвергнуть нацию, так и возвысить ее» [132. 248]. Вслед за ним Ч. Ахриев призывал всю мыслящую кавказскую интеллигенцию обратиться к проблемам женской эмансипации. Т. Каше-жев был глубоко недоволен постановкой женского дела во всем Северокавказском регионе, где из-за социальных и религиозных причин женщины не имели равных прав с мужчинами.

И. Кануков в очерке «Положение женщины у Северных осетин» подробно описал жизнь осетинки. «Положение осетинской женщины, как женщины вообще у кавказских горцев, далеко незавидное. В домашнем быту ей выпадает самая трудная роль, роль рабыни, обязанной выполнять всю домашнюю работу. По-видимому, она создана только для труда и беспрекословного повиновения своему мужу, который весьма часто обращается к ней деспотически, что естественно, в особенности при том неприхотливом образе жизни, который ведут осетины» [76. 82]. Кабардинский ученый М. Абаев тоже уделял большое внимание положению женщины-горянки, женщины-матери. Он ставит вопрос о равноправии мужчины и женщины в получении образования. Скорбно звучали слова Г. Баева о доле женщины: «Наш народ уже стал на путь общечеловеческой культуры, но стал одной ногой, так как осетинка-мать еще пребывает в темноте. Стремление ее дробиться к свету встречает неодолимые препятствия. Население сознает необходимость женского образования, и в некоторых наших селениях уже открыты начальные школы для девочек, но этим дело и ограничивается» [10].

Как мы видим, в решении важных и сложных задач воспитания и обучения детей просветители большое внимание придавали роли женских школ, которых на Северном Кавказе в начале 60-х годов XIX в. фактически еще не было, что в значительной мере препятствовало пробуждению интереса женщин-горянок к общественно-политической жизни и пагубно влияло на воспитание детей. Между тем, как справедливо отмечал Х.А.Уруймагов, «умственно развитая женщина, воспитывая своих детей, могла бы указать им путь к самостоятельной жизни» [174].

Другой просветитель Г.И. Дзасохов, рассматривая эти вопросы, указывал, что «не может быть и речи о прогрессе там, где женщина лишена свободы и возможности проявить свои природные дарования». Вот почему он отстаивал её равноправие с мужчиной и предлагал создать во Владикавказе женскую гимназию для горянок [50].

В результате такой пропаганды женского образования видными педагогами и просветителями в содружестве с прогрессивно настроенной общественностью в конце 50-х годов XX в., в северокавказском крае стали открываться частные школы для женщин-горянок, причем инициатива создания частных женских школ исходила как от самого населения, так и от Кавказской администрации. В докладной записке управляющего Дигоро-Алагирского участка штабс-капитана Масловского читаем: «В настоящее время место смотрителя аульных школ с чрезвычайной пользою мог бы занять поручик Каспулат Зу-рабов-Кубатиев, потому что он офицер, из благородного сословия туземцев, ревностный христианин, служив дивизионе кавалерийских кантонистов и воспитание юношества ему не ново, и потому что жена его бывшая гувернантка, с охотой занимающаяся с детьми, а небольшое от казны жалование, например, за 250 р. серебром в год могла бы заниматься осетинскими девочками, устроив у себя на дому небольшой пансион, и лет через 5-6 дала бы военно-осетинскому округу религиозных, набожных матерей, что для пользы религии было бы весьма и весьма полезно.

Похожие диссертации на Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.