Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Ласкова, Марина Куприяновна

Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника
<
Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ласкова, Марина Куприяновна. Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2006. - 234 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы реализации функций изобразительного искусства в процессе формирований базовой культуры личности младшего школьника .

1.1. Формирование базовой культуры личности младшего школьника как предмет психолого-педагогической рефлексии 14-36

1.2. Изобразительное искусство в педагогическом процессе начальной школы: аксиологический и функциональный подходы 37-57

1.3. Модель реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формировании базовой культуры личности младшего школьника 58-80

Выводы по первой главе 81-82

Глава 11. Педагогические условия реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника .

2.1. Содержание учебной деятельности по реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника 83-105

2.2. Методы и формы реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника 106-129

2.3. Условия и результаты реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника 130-157

Выводы по второй главе 158-161

Заключение 161-165

Список литературы 166-180

Приложения 181-234

Введение к работе

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными переменами, сменой приоритетов и ценностей в общественном сознании, что не могло не затронуть педагогическую науку и образование в целом. Стремительно набирают силы инновационные процессы в деятельности российской школы. Гуманизация и гуманитаризация образования способствует его ориентации на развитие личности. Особую роль в формировании базовой культуры личности школьника играет изобразительное искусство, которое отражает в эмоционально - образной форме различные виды социальной действительности, развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Младший школьный возраст - один из важнейших периодов в жизни ребенка, когда формируется базовая культура личности. Возраст 6-9 лет характеризуется появлением у ребенка начал творческого восприятия действительности. Сегодня доминирующими ориентирами в педагогике становятся такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм, восприимчивость прекрасного и неприятие безобразного (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова и другие).

Актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок - искусство» (Б.А. Бегак, Т.С. Комарова, Н.Д. Мельникова, Т.Н. Сафронова, Н.Э. Фаас и другие), поскольку посредством этого диалога происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально поведенческий опыт ребенка. В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазий и игр, воспринимаемых как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, тем самым формирует в себе и воспроизводит, важ-

4 нейшие культурные качества человека в сознании идеальных сущностей (А.А. Велик).

Детство представляет собой, если использовать теорию А. Кребера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в мир культуры.

Необходимость педагогического исследования, рассматривающего проблемы формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами аксиологической функции изобразительного искусства определяется противоречиями:

- между осознанием значения аксиологической функции искусства в
формировании культуры личности и недостаточной разработанностью про
блемы реализации аксиологической функции в процессе формирования базо
вой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного
искусства;

между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм и безответственным поведением части современных учащихся;

между пониманием важности младшего школьного возраста как синзе-тивного периода нравственного становления ребенка и отсутствием психолого-педагогических исследований, в достаточной степени раскрывающих специфику формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами аксиологической функции изобразительного искусства;

между требованиями государственного стандарта начального образования к обновлению содержания образования и отсутствием научно обоснованных педагогических исследований, учитывающих возрастные особенности младших школьников и реализацию аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника;

- между доминирующим эмоционально-образным восприятием мира учащимися начальной школы и преобладанием интелектуально-информационных программ и технологий обучения и воспитания младших школьников;

-между интуитивным стремлением педагогов к интеграции изобразительного искусства с другими предметами в своей образовательной практике, и их некомпетентностью мешающей осуществить это с максимальным формирующим личность младшего школьника эффектом;

-между требованиями государственных образовательных учреждений, учебных программ и различными позициями субъектов формирования базовой гуманитарной культуры, учителей и родителей, имеющих собственные культурные ориентиры, стереотипы, предрассудки и т. д.

Выше изложенные противоречия можно интегрировать в основные противоречия: между педагогическим потенциалом аксиологической функции изобразительного искусства и недостаточным уровнем теоретического осмысления и практической реализацией этого потенциала в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства.

Проблема исследования состоит в разработке теоретических основ и обосновании педагогических условий реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формировании базовой культуры личности младшего школьника.

Решение данной проблемы стало целью исследования.

Объектом исследования является процесс формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия, формы и методы реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация аксиологической функции изобразительного искусства будет способствовать формированию базовой культуры личности младшего школьника при условиях:

создания художественной педагогической среды обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе, наполненной нравственными ценностями, стимулирующей практическую творческую деятельность ребенка;

включения в содержание изобразительного искусства в начальной школе аксиологической функции, стимулирующей художественное практическое творчество, и способствующей процессу формирования базовой культуры личности младшего школьника;

применения современных форм и методов педагогической деятельности для реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младших школьников;

расширения арсенала методов и приемов реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности ребенка средствами педагогики искусства.

Задачи исследования:

  1. Разработать теоретические основы реализации педагогического потенциала аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника;

  2. Обосновать место и роль аксиологической функции изобразительного искусства в модели формирования базовой культуры личности младшего школьника;

  3. Разработать содержание программы «Изобразительное искусство и мир вокруг», способствующее реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника.

  1. Экспериментально апробировать модель, программу и методику формирования базовой культуры личности школьника средствами аксиологической функции изобразительного искусства.

  2. Разработать научно-практические рекомендации по результатам констатирующего эксперимента.

Методы исследования: комплекс взаимо проверяющих и дополняющих методов:

теоретические (аналитико - синтезирующий, индуктивно - дедуктивный, сравнительно - сопоставительный, генетический, метод моделирования);

диагностические (анализ детских рисунков - продукта творчества, самооценка, опрос, фасилитационная дискуссия, метод экспертных оценок),

эмпирические (включенное наблюдение, формирующий эксперимент),

проектирование образовательного пространства школьного учреждения,

педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

Методологическую основу исследования составили следующие подходы:

аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития;

личностно - деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения;

культурологический, рассматривающий изобразительное искусство как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, обогащенной духовно-нравственным опытом предшествующих поколений;

системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности;

сферный подход, рассматривающий педагогический процесс в определенной социокультурной среде (пространстве) образовательного учреждения.

8 Теоретической основой исследования стали:

теоретические положения о личности как высшей ценности общества, разрабатываемые в отечественных научных школах личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Петровский, И.С. Якиманская),

идеи гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.Б. Котова, Е.Н. Шия-нов),

идеи уникальности и ценности для становления культуры личности младшего школьного возраста (Л.И. Божович, A.M. Виноградова, Т.П. Гав-рилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, А.Д. Кошелева, Т.А. Куликова, B.C. Мухина, В.Г. Нечаев, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.);

научные взгляды, отражающие аксиологическую функцию искусства (Ю.Б. Бореев, Г.А. Брандт, В.Р. Букин, М.С. Каган, Т.Б. Сиднева, Л.Н. Столо-вич, А.И. Фортова, Ю.У. Фогт-Бабушкин),

связь и влияние изобразительного искусства на формирование личности (B.C. Библер, В.В. Важлов, И.А. Ветлугина, A.M. Виноградова, К.В. Гав-риловец, Н.М. Зубарева, Т.Г. Казаков, Т.С. Комарова, М.М. Конина, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, В.Н. Полунина, Т.Н. Сафронова, Н.Э. Фаос и другие).

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника. Разработана и апробирована модель реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника, оказывающая комплексное воздействие на формирование гносеологического, аксиологического, практически - деятельностного, коммуникативного компонентов базовой культуры личности младшего школьника. Научно обоснованны механизмы и методы воздействия на личность младшего школьника аксиологической функции изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны гносеологический, аксиологический, практически - деятельностный и коммуникативный компоненты модели реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника. Охарактеризованы особенности формирования базовой культуры личности младшего школьника посредством реализации аксиологической функции изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании и апробации методов, форм и педагогических условий реализации аксиологической функции изобразительного искусства как средства формирования базовой культуры личности младших школьников. Материалы и результаты данного исследования будут полезны преподавателям педагогических колледжей и вузов, руководителям курсов усовершенствования учителей, преподавателям изобразительного искусства, педагогам начальной школы, ученикам и их родителям.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций автора, использованием комплекса научных методов исследования, адекватных задачам и сущности изучаемого явления, репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа позитивными и воспроизводимыми результатами экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликованные автором работы, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях в Армавирском государственном педагогическом университете, в Армавирском филиале Краснодарского краевого института дополнительного педагогического профессионального образования (АФККИДППО), в Карачаево-Черкесском государственном университете, Таганрогском государственном педагогическом институте, Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина, на педагогических советах МОУ - СОШ №№ 4, 19.

10 На защиту выносятся следующие положения:

  1. Среди функций изобразительного искусства ведущей в формировании базовой культуры личности младшего школьника является аксиологическая, которая посредством реализации эмоционально ценностного содержания данного предмета способна влиять на базовую культуру личности младших школьников. Аксиологическая функция, заключенная в произведениях искусства, наполняет содержание предмета «изобразительное искусство» новым смыслом, стимулирует формирование гносеологического, аксиологического, практически - деятельностного и коммуникативного компонентов базовой культуры личности младших школьников. Существует зависимость между компонентами базовой культуры личности младшего школьника. Успешное формирование одного из них стимулирует развитие других.

  2. Особенности развития аксиологического компонента базовой культуры личности младшего школьника характеризуются активной реакцией большинства учащихся на ценностное содержание произведений изобразительного искусства и выражения собственного мнения по поводу общечеловеческих ценностей в «графической речи» (рисунке). Детский рисунок отражает собой наличие всех компонентов базовой культуры личности и его качество позволяет диагностировать динамику их формирования.

  3. Наиболее интенсивное развитие в процессе эксперимента получил практически - деятельностный компонент. Активные проявления в практически - деятельностной сфере стимулируют развитие креативности и дивергентного мышления учащихся начальной школы, что характеризует развитие творческой личности. Процесс практической деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства содержит четыре фазы: предкоммуникативную, коммуникативную, практически деятельностную, посткоммуникативную. Установлены изменения в коммуникативной сфере, что проявилось в ярко выраженной культуре общения между детьми и взрослыми, стабильности отношений между детьми, их взаимопонимании и толерантности.

  1. Эмоционально - ценностное содержание программы «Изобразительное искусство и мир вокруг» способствует приобретению референтного опыта личностью младшего школьника.

  2. Эффективность процесса формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства зависит от аксиологического содержания предмета изобразительное искусство, организации педагогической среды и применения новых педагогических технологий.

Этапы исследования:

Первый этап - констатирующий, поисковый (2001-2002гг) - включал изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы по теме исследования. Разрабатывались рабочая гипотеза, цель, задачи, методика исследования, осваивались экспериментальные методы педагогического исследования, проводилась оценка и анализ современного состояния проблемы, степени ее разработанности.

Второй этап - диагностический (2002-2004гг) - заключался в проверке гипотезы исследования, осуществлении констатирующего и формирующего экспериментов в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами аксиологической функции изобразительного искусства.

Третий этап - обобщающий (2005г) - включал анализ и уточнение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования, формулирование заключительных выводов и рекомендаций; оформление диссертационной работы в целом.

Базой опытно-экспериментальной работы явились Муниципальные общеобразовательные учреждения - средние общеобразовательные школы №№ 4, 19 города Армавира. Исследовательской работой было охвачено 136 учащихся экспериментальных классов и 111 младших школьников из контрольных классов, 9 учителей начальной школы.

12 Структура и объем диссертации. Основное содержание исследования представлено в двух главах, которым предшествует введение, определяющее объект и предмет исследования, цель и задачи (179 страниц). Диссертационное исследование содержит 7 схем, 9 таблиц, три гистограммы, завершается заключением и списком литературы (218 источников). Приложение содержит программу «Изобразительное искусство и мир вокруг», ряд диаграмм, фотографии детских рисунков, анкету для учителей и ее анализ. Список работ, опубликованных по теме диссертации

  1. Ласкова М.К., Жилина Т.И. Изучение азов живописи в начальной школе// Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы: Матер. 2-ой межвуз. регион, конф. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ 2001.- С. 27-28.

  2. Ласкова М.К. Цветотерапия на уроках изобразительного искусства в начальной школе // Вопросы прикладной экологии, валеологии и безопасности жизнедеятельности: по матер, эколог, конфер. - Армавир, 2002.- С 76-77.

  3. Ласкова М.К. О значении изобразительного искусства для формирования личности младшего школьника // Модернизация начального естественно - научного образования: сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.В. Подберезного - Таганрог: Изд - во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2003. С. 84-86.

  4. Ласкова М.К. Аксиологическая функция изобразительного искусства в начальной школе // 8 Царскосельские чтения: Междунар. науч. - практ. конф. Т 3 / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2004. С. 58-60.

  1. Ласкова М.К. Развитие творческого мышления как целостного процесса на уроках по изобразительному искусству в начальной школе АФККИДППО Информационный вестник. Педагог: повышение квалификации. Выпуск №6. Октябрь 2005. С. 18-22.

13 Ласкова М.К. Потенциальные возможности изобразительного искусства в формирования базовой культуры личности младшего школьника. Проблемы модернизации педагогического образования и пути их решения в современной деятельности ВУЗа и образовательных учреждений. АГПУ 2005. С 49-50.

Ласкова М.К. Ценностный подход в гуманистически ориентированном преподавании изобразительного искусства в начальной школе. АГПУ 2005. С 50-51.

Формирование базовой культуры личности младшего школьника как предмет психолого-педагогической рефлексии

Идея гуманитарной культуры рождена эпохой Возрождения. Этот период в истории человечества отмечен обращением к внутреннему миру человека, воспеванием силы духа и красоты человека. Не случайно синонимом «Эпохи Возрождения» является термин «Эпоха Гуманизма», а носителей этой эпохи называют гуманистами. Человек - творец культуры и носитель культуры, - пожалуй, это основной постулат эпохи Возрождения.

«Гуманизм» и «гуманность» - латинские слова. Рассмотрим значение этих слов. В латинско-русском словаре слово «гуманизм» - человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый, высокообразованный. «Гуманность» - человеческая природа, человеколюбивый, человеческое достоинство; доброта, одухотворенность; образованность; духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность [112, с. 482].

Сравнительный анализ семантического значения данных слов позволяет сделать вывод, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Понятие «гуманность» отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

«Гуманизм» - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справед 15 ливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» [185, с. 130].

Ведущей характеристикой человека как Homo sapiens является способности к знаково-символической и предметно - преобразовательной творческой жизнедеятельности. Культура и образование есть по-существу главный путь обретения и развития этих способностей. Человек в этом смысле может быть обозначен как «человек образующийся» (М. Шелер). Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного социального и собственно культурного мира. На основе его освоения формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальносте. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что XX век -это век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. С точки зрения перспектив развития - образование должно органически сочетать знания индивидуальное и социальное, гуманитарное и естественнонаучное, технологическое и творческое, консервативное и новаторское.

С точки зрения Н.Б. Крыловой «гуманитарная культура» это не обладание знаниями о культуре, а целенаправленная творческая деятельность в ее процессе и системе (в науке, в морали, в общении, в искусстве, в самосовершенствовании) [ПО, с. 142].

Е.Н. Шиянов считает, что гуманитарная культура «характеризует, во-первых, внутреннее богатство личности, уровень развития ее духовных потребностей, во-вторых, уровень интенсивности их проявления, в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сути выражает гуманистические ценности ориентации личности» [192, с. 105]. Другими словами, гуманитарная культура - это, прежде всего, гармония культуры знания, чувств, общения и творческого действия. «В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности» [142, с. 254]. «Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знания общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер» [142, с. 242].

По мнению Сикорской Н.Г., «гуманитарная культура - это интегративное личностное образование, представленное когнитивно-мотивационным,. коммуникативным, эмоциональным и деятельностными компонентами, в которых интегрируются ценностные ориентации качества личности, выражающие то истинно человеческое, что заложено в общечеловеческой культуре: знания, чувства, общение, творческое действие» [170, с. 23]. Можно говорить о базовой культуре личности, не упоминая слово «гуманитарная», так как понятие «культура личности» подразумевает гуманитарную культуру.

Рассмотрим понятия «личность», «базовая гуманитарная культура личности». «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности» [25, с. 663]. В педагогической науке понятие базовой культуры личности появилось сравнительно недавно (в начале 90-х годов 20 века). Анализ литературы позволяет сделать вывод о недостаточной изученности механизма реализации формирования базовой культуры личности, как педагогического явления, особенно средствами искусства.

Феномен базовой культуры личности исследует комплекс наук: философия, культурология, социология, педагогика, психология и пр. Все они рассматривают аспекты базовой культуры в контексте целостного развития личности (В.И. Бестужев-Лада, О.С. Газман, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, Е.Н. Шия 17 нов, И.Б. Котова и др.). Пожалуй, это одно из самых «молодых» и в то же время весьма актуальных понятий современной педагогики.

О.С Газман считает, что «базовая культура личности - это необходимый минимум общих способностей человека его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности» [14, с. 5]. Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова отмечают, что базовая культура личности включает культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую; культуру межнационального и межличностного общения [193, с. 38]. Говоря о «базовости» культуры, мы имеем в виду некий базовый минимум, «некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, неантагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития» [14, с. 6].

Одними из первых, кто исследовал феномен базой культуры, были Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова. По их мнению «базовая гуманитарная культура личности представляет собой некоторую совокупность ценностных ориентации и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость» [193, с. 203-204]. «Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства - ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы» [142, с. 244].

Именно базовая гуманитарная культура, по нашему мнению, является тем образованием, которое позволяет одновременно увидеть и динамизм, и эффективность процесса личностного становления и развития. Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера. «Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели, непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам» [142, с. 244-245].

Модель реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формировании базовой культуры личности младшего школьника

Среди некоторых функций изобразительного искусства в начальной школе аксиологическая, на наш взгляд, является ведущей. Рассмотрим механизм и сущность аксиологической функции изобразительного искусства, формирующие базовую культуру личности младшего школьника.

Механизм реализации аксиологической функции изобразительного искусства включается в работу с помощью «особой сферы мышления и познания действительности - эмоционально-образного, эмоционально-ценностного художественного мышления», так называет его Б.М. Неменский [134, с. 36]. Художественное мышление связано с формированием особого мировоззрения, образного, ассоциативного, дивергентного, о котором пишет в своей статье Май-данник Н. А. [119].

Процесс познания заключается в отражении человеком действительности. Начальным моментом познания являются ощущения (отражение отдельных свойств объектов и явлений), отражение предметов и явлений в целом, во всем многообразии их свойств. Восприятия и представления являются наглядными образами предметов и составляют чувственное отражение действительности [25, с. 430]. Многие считают, что наука и искусство занимаются одним и тем же - познанием реалий жизни, только по-разному: эмоционально или логически. Исследования мышления и сегодня чаще всего находятся на рационально-логических путях его осознания. Эмоционально-образную сторону мышления, как правило, считают элементом научной формы познания или приравнивают к бытовой, донаучной форме, размышляет по этому поводу Б.М. Неменский [134, с. 36]. Предметом познания науки является объективная реальность. В искусстве - личностное отношение к этой реальности. В этом особая роль искусства в жизни общества и человека.

Итоги познания, результаты и инструментарий передачи опыта у науки и искусства принципиально разные - формула, закон, понятие или художествен 59 ный образ. В психологии мыслительный образ - «смутное субъективное воспроизведение ощущений или восприятие при отсутствии адекватного сенсорного воздействия в бодрствующем сознании, представлен как составная часть мыслительного акта» [15, с. 14]. Мыслительный образ включает образы памяти, образы воображения, они могут быть зрительными, слуховыми или любой другой сенсорной модальности или чисто вербальными. Художественный образ способствует развитию чувств, развитию «человеческого в человеке», формируя, таким образом, личность младшего школьника.

Процесс развития чувственной сферы младшего школьника средствами искусства связан с тем, что ребенок должен как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств - и только тогда этот опыт можно считать воспринятым и подлинно усвоенным. Эмоционально-ценностное развитие личности строится на высоком эмоциональном накале содержания произведений искусства к практической творческой деятельности, оснащенной основными художественными приемами и средствами выразительности. Таким образом, обязательным условием эмоционально-ценностного развития личности является единство культурно-образовательного процесса.

Следует заметить, что опыт сопереживания и проживания присваивается в процессе практической творческой деятельности, последовательно формируя базовую культуру младшего школьника.

Базовая культура личности - это необходимый минимум общих способностей личности ребенка, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. Мы разделяем мнение О.С. Газмана о том, что базовый компонент в системе целей воспитания вынуждает по новому относиться к самому воспитанию: «...если передавать духовные ценности от одного поколения к другому в готовом, завершенном виде, не о какой культуре не может быть и речи» [48, с. 5-6]. Необходимо чтобы присвоение ценностей происходило в процессе практически - творческой деятельности. Для учащихся начальной школы игра-импровизация на уроках изобразительного искусства является тем видом деятельности, который помогает ненавязчиво «прожить», присвоить опыт поколений, основные ценности жизни, дает возможности социализации, создает условия построения личностной картины мира.

Одним из первых в отечественной науке проблему воздействия искусства на личность поднял Л.С. Выговский, утверждая возможность установления психических законов воздействия искусства на человека. Он считал, что влияние искусства на личность осуществляется трояким образом. Во- первых, через искусство выделяются важные для общества проблемы. Во-вторых, искусство становится организатором социального общения. В-третьих, искусство создает ни с чем несравнимый импульс к социальному действию. Автор считал, что взаимодействие человека и искусства организуется, прежде всего, на социально-психологическом и психофизическом уровнях [46, с. 413].

Позднее влияние искусства именно на социально - психологический слой личности было подтверждено исследованиями М.С. Кагана, Раппопорта С.Х., Киященко Н.И., Праздниковым Г.А. и другими [198]. Ученые пришли к выводу, что художественные произведения оказывают непосредственное воздействие на духовный потенциал человека (т.е. на совокупность таких его психологических свойств, как способность к созиданию, познанию, оценке и общению). Основываясь на исследованиях М.С. Кагана и других ученых, Ю.У. Фохт-Бабушкин предпринял попытку обозначить цепь воздействия искусства на личность, которая выглядела следующим образом: искусство через развитие познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного потенциалов способствует становлению «образа» человека и реализации его в социальных ролях [186, с. 59].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают концепции, в которых рассматриваются конкретные психологические механизмы воздействия искусства на личность. Так, по мнению Е.П. Крупника, данное явление представляет собой целостный системный акт, в котором взаимодействуют такие составляющие, как воздействующий стимул (произведение искусства), художественное сознание личности, опосредующее это воздействие, и эффект «последствия» художественного произведения на личностную организацию человека [100, с. 8]. Интерпретируя воспитательные возможности искусства, представители данного направления выделяют трехкомпонентныи характер его воздействия на личность: влияние на аффективную (эмоции), когнитивную (оценивание) и поведенческую сферы.

Достижения отечественной педагогической науки, которые позволяют, прежде всего, проследить общие истоки и родство механизмов воздействия искусства и педагогических методов воспитания. Так, в работах ученых Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, М.О. Кнебеля, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.Д. Мейлаха и других отмечается, что во всех случаях ценностный мир личности приходит к ней извне - из богатств искусства, опредмечивающего все вырабатываемые им ценности и создающего аксиосферу, из которой черпает свои ценности каждый входящий в мир человек.

Необходимо отметить также, что эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний обуславливают близость учащихся начальной школы к художественному типу, нежели мыслительному. Таким образом, все вышесказанное создает объективные предпосылки для использования искусства в качестве средства формирования базовой культуры личности младшего школьника.

Содержание учебной деятельности по реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника

Предметы эстетического цикла являются важной частью учебного процесса начальной школы, так как они способствуют формированию базовой культуры личности младшего школьника. Необходимо, чтобы искусство пронизывало жизнь младшего школьника, как особая форма осознания человеческих ценностей в процессе учебно-игровой, обучающей деятельности. Основным содержанием предмета Изобразительного искусства в начальной школе, кроме знакомства с азами художественной грамоты, является формирование мировоззрения учащихся и осознание себя частицей мира, человеком Земли. Проблеме воспитания учащихся средствами искусства в начале двадцатых годов посвятили теоретические работы и программы, целая плеяда выдающихся деятелей культуры и просвещения, таких как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, Н.И. Сац, Г.Л. Рошаль, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий, Н.Н. Бахтин и другие. Эти работы впоследствии получили название программы эстетического воспитания. Но проблему до сих пор нельзя считать решенной. Следует заметить, что исследования ученых о том, как характеризуется отношение человека к искусству, активность и направленность восприятия прекрасного, отражают приобретенные личностью параметры базовой культуры и дают интегральное представление о ней в целом. «Другими словами, человек извлекает из художественного произведения и реагирует, прежде всего, на то, что его интересует и ему соответствует, следовательно, что характеризует его как личность» [179, с. 81].

Содержание предмета Изобразительное искусство, в начальной школе являясь средством приобщения подрастающего поколения к эстетической культуре на высоком эмоционально-образном уровне, служит утверждению духовности в обществе (т.е. нормам, идеалам, ценностям, накопленным культурой и имеющим глубоко нравственную основу). Оно направлено на формирование ценностного, нравственно ориентированного отношения личности к миру и самой себе, считает М.С. Каган, отношения, являющегося «практически- действенным и духовно-эмоциональным, в котором личность стремится сообщить эстетическую ценность всему тому, что она делает, и эстетически пережить все, с чем она сталкивается» [88, с. 13]. Младший школьник воспринимает мир целостно, без расчленения на отдельные области знаний и эта его психологическая особенность дает возможность заложить основы понимания единства и целостности окружающего мира, осознания взаимодействия в системе «человек - общество - природа». Потребность ребенка младшего школьного возраста в познании и общении, в эмоциях радости и удивления, которые рождаются при встрече с объектами природы и искусства, предметами народных промыслов, произведениями художников, создают благоприятную почву для воспитания эмоционально - положительного отношения к миру и к себе, на основе чего идет развитие базовой культуры личности.

Министерством просвещения в 2002 году рекомендованы для начальной школы несколько программ по изобразительному искусству. Это «Художественно - конструкторская деятельность (основы дизайнообразования)» Н.М. Конышевой. Эта программа близкая предмету технология. «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикаловой Т.Я., основное содержание программы составляет знакомство с русскими народными промыслами. Программа «Изобразительное искусство» Кузина В. С, на наш взгляд содержит излишнюю теоретизацию, мало адаптирована к возрасту учащихся начальной школы. «Изобразительное искусство и художественный труд» Йеменского Б.М., эта программа, хорошо адаптирована к младшему школьному возрасту, содержит не только необходимые знания по художественной грамоте, но и огромный аксиологический потенциал. Опыт работы автора по программе Б.М. Неменского (более 10 лет) убедил, что те уроки, которые наполнены аксиологическим содержанием, дают лучший результат в виде творческих работ учащихся. Интереснее и ярче проходят те занятия, в которых основной целью ставится не обучение художественным приемам, а воспитание творчеством. Следствием чего, стало появление программы «Изобразительное искусство и мир вокруг».

В содержание программы «Изобразительное искусство и мир вокруг» рассматриваются общечеловеческие ценности, заключенные в искусстве. Идея научить образному языку искусства, посредством произведений, способных побудить учащихся начальной школы к «труду души», к работе ума и сердца, легла в основу выбора содержания преподавания предмета изобразительное искусство в начальной школе. Аксиологическое содержание программы «Изобразительное искусства и мир вокруг» включает комплекс представлений, который условно можно разделить на три большие группы;

1) нравственное содержание произведений изобразительного искусства, общечеловеческие ценности, затронутые художниками (важность природы в жизни человека, взаимоотношения людей, возможные формы общения природы и человека, развитие культуры и т.д.);

2) язык изобразительного искусства (художественных материалах, техниках, средствах выразительности, художественных образах);

3) приобретение практического опыта присвоения культуры своего народа и осознание ценности культуры других народов, в процессе изобразительной деятельности, создания образов, конструирования и украшения предметов, макетов.

На наш взгляд, возникла потребность пересмотра отношения к проблеме преподавания изобразительного искусства в начальной школе не только как к некой части образовательной области «Искусство», а как предмету интегрированному, обладающему потенциальными возможностями в формировании базовой культуры личности младшего школьника. Опыт автора позволил ознакомиться и работать по многим программам; B.C. Кузина, В.И. Процива, Н.А. Кириченко, C.A. Федорова, M.H. Семенова, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Б.М. Неменского и других.

Появление развивающей программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» стало событием для учителей практиков. До сих пор возможности данной программы не исчерпаны. Особенность ее не только в том, что она интегрирована с музыкой, литературой, историей, фольклором: с ее помощью возможно осуществление межпредметных связей, как в содержании обучения, так и формах организации, способах и приемах работы. Хочется особо остановиться на развивающей роли программы Б. М. Неменского. Являясь личностно ориентированной, она содержит культурный потенциал, способный формировать личность ребенка в процессе практического творчества, оказывая воздействие на учащихся через эмоциональную сферу.

Работая по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского в начальной школе, учитель способен дать возможность учащимся пережить опыт становления личности. Изобразительный язык оказывает воздействие на мировоззрение, нравственность, интеллект, вкус учащихся начальной школы. Целостное формирование личности ребенка становится основной развивающей идеей. Поэтому и задачи обучения азам художественной грамоты важно решать в комплексе с задачами формирования базовой культуры личности. Ребенок в процессе учебно - игровой деятельности (художник, конструктор- строитель, активный зритель) способен воспринять опыт человеческих ценностей, создавая свой мир, сотворяя свое «я». Кроме этого, педагог, работающий по программе Б. М. Неменского, осуществляет личностный рост.

Условия и результаты реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника

Экспериментальное исследование проводилось в 2001-2005годах на базе Муниципальных общеобразовательных учреждений - средних общеобразовательных школ №№ 4, 19 г. Армавира Краснодарского края и организовывалось с участием школьников 1- 4 классов и их классных руководителей Аникиной В.Н., Шляхтун В.И., Леоновой Е.Н., Фоминой Ю.В, Черковой О.А., Асеевой Н.Н., Мухортовой В.Г., Ращупкиной А.Г., Бескровной И.А., Бойко Р.А.

Экспериментальную группу составляли учащиеся из 5-ти классов в составе 136 человек, из них 28 учащихся 2 «А», 26 учащихся 4 «Б», 27 учащихся 3 «В», 28 учащихся из 1 «Г» и 27 учащихся 4 «Д».

В контрольную группу входило 111 человек, из них 29 учащиеся 2 «Б» класса, 27 учащиеся 3 «В» класса, 26 учащиеся 4 «А» указанных школ.

Для проверки гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, включающее формирующий и констатирующие эксперименты.

Основной целью опытно экспериментальной работы стала проверка положения, о том, что базовая гуманитарная культура представляет собой совокупность ценностно-смысловых личностных новообразований ребенка, которые мы структурировали в качестве гносеологического, аксиологического, практически - деятельностного (конического), коммуникативного компонентов. Вышеперечисленные компоненты обогащают мировоззрение, установки, отношения учащихся к миру и к себе, позволяют личности развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

Разработанная нами диагностика вплетена в педагогический процесс формирования базовой культуры личности средствами аксиологической функции изобразительного искусства. В педагогическом исследовании не допускались методики и диагностики, нарушающие естественный ход реализации аксиологической функции изобразительного искусства, в связи с тем, что тест лишенный аксиологического содержания дает результаты ниже возможных в этой же группе учащихся. Например, методика четырех рисунков: рисуем то, что никогда не рисовали, рисуем то, что рисуем чаще всего, рисуем то, что лучше всего получается, рисуем то, что никогда не получалось, не дает истинной картины сформированности базовой культуры личности средствами искусства в начальной школе.

В первом из обозначенных этапов констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровни сформированности базовой культуры личности младших школьников.

2. Разработать комплексную диагностику реализации аксиологической функции изобразительного искусства, позволяющую определить фактический уровень базовой культуры личности младшего школьника.

3. Выявить посредством комплексной диагностики особенности и уровни сформированности базовой культуры личности младших школьников.

Профессиональные усилия педагога изобразительного искусства в начальной школе направлены не только на формирование знаний, умений и навыков в видах искусств, но и способствуют формированию базовой культуры личности младшего школьника. Имеет значение аксиологическое эмоционально - образное освещение каждого момента проживания взаимодействия ребенка с миром искусства: и тогда, когда осваиваются знания по изобразительному искусству, и тогда, когда усваивается приемы художественной деятельности, и тогда, когда эти приемы используются в собственной художественно - творческой деятельности. Чтобы профессионально судить о возможности формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства, следует обратиться к системе ценностей, затрагиваемым искусством. Необходимо выявить реальное присутствие у ребенка элементов базовой культуры личности. Это означает, что содержанием создаваемых учителем изобразительного искусства диагностических инструментов является выявление наличия у младших школьников:

- экологического мышления (гуманное отношение к объектам природы, растениям, животным, осознание ценности всего живого, желание беречь и помогать объектам природы);

- чувства коллективизма и гуманизма (вежливость, уважение старших, нетерпимость к злу, умение уважать товарищей);

- ответственного отношения к учению (стойкий интерес к учению, любознательность, умение преодолевать трудности и т.д.);

- степени саморегуляции поведения (самодисциплина, умение преодолевать трудности, самообладание и контроль);

- эмоциональной восприимчивости (дружелюбие, чуткость, сострадание, оптимистичность, чувство красоты);

- моральных качеств (правдивость, самокритичность, совестливость, стыдливость, нравственная устойчивость, верность данному слову, предан ность дружбе и т.д.).

Базовая культура личности младшего школьника выражается в ценностном отношении к природе, к социуму, к истории, культуре, искусству, к себе и т.д. Присутствие или отсутствие ценностных отношений, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость или слабость, привычность, эмоциональность, целостность говорит о сформированности базовой культуры личности младших школьников. Именно личностное отношение художника к общечеловеческим ценностям волнует зрителя. Это, прежде всего, отношение к природе, всему живому. Именно с этого начинается сопереживание человеку, толерантность. Приводя примеры ценностного отношения, мы подводим ребенка к выбору варианта поведения в жизни, который обретает характеристики достойные человека. Ребенок восходит к ценностям от предметного восприятия мира через абстрагирование, заключенное в искусстве. Сразу такое восхождение не совершается, оно протекает в длительном процессе развития личности. Тенденции изменения ценностных предпочтений проявляются сначала слабо, затем четче и явственнее. Выявить динамику тенденций ценностных предпочтений можно, если фиксировать из 133 менения в ценностных отношениях в течение длительного периода. Это раскрывает картину динамики ценностного отношения детей, меру сформированное базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства, то есть меру принятия или игнорирования общечеловеческих ценностей и личностного отношения к ним учащихся.

Для реализации аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника, как для всего учебно-воспитательного процесса характерна неоднозначность. Такая неоднозначность порождается большим количеством факторов, влияющим на процесс.

Педагогическая диагностика позволяет учителю объективно оценивать характер и особенности процесса формирования базовой культуры личности младшего школьника, как процесса взаимодействия и взаимоизменения учителя и ученика. Детский рисунок представляет собой объективный документ. Младшим школьникам при помощи «графической речи» легче осуществить «рассказ» о человеческих ценностях, так как рисование доставляет удовольствие и является одним из доступных видов деятельности. Предметом педагогического диагностического исследования стал процесс выполнения детского рисунка и сам результат практической творческой деятельности - рисунок, с применением статистической обработки экспериментальных данных.

С учетом данного интегрированного критерия, опираясь на выводы ученых и разработанную нами карту формирования базовой культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства, в нашем диссертационном исследовании в качестве частных критериев базовой культуры личности младшего школьника выделены следующие: гносеологический, аксиологический, практически-деятельностный, коммуникативный компоненты.

Похожие диссертации на Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника