Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства 1 3-11 в
1.1. Экологическая культура как предмет философских и психолого-педагогических исследований 13-46
1.2. Особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе , 46-82
1.3. Музыкальное искусство как средство формирования экологической культуры школьников. 83-115
Глава 2. Формирование экологической культуры младших подростков на уроках природоведения, биологии, географии средствами музыкального искусства. опыт экспериментального исследования . 116-193
2.1. Критерии и уровни сформированности экологической культуры младших подростков на уроках естественнонаучного цикла 117-144
2.2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента 144-166
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 167-193
Заключение 194-197
Библиография 198-212
- Экологическая культура как предмет философских и психолого-педагогических исследований
- Особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе
- Критерии и уровни сформированности экологической культуры младших подростков на уроках естественнонаучного цикла
- Организация и методика проведения формирующего эксперимента
Введение к работе
Актуальность, Проблема нарушения экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы не могут заслонить ни глубокий политический кризис, ни экономический, в которых оказалась страна. Политические и экономические проблемы лишь усугубляют, актуализируют проблему экологическую. Основную причину экологического кризиса мы видим в другом; в антропоцентрической системе ценностей европейской цивилизации, в основе которой противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматизм мотивов и целей взаимодействия с ней (Э.В. Гирусов. С.Н. Глазачев. А.А. Гусейнов. Н.М. Мамедов, А.А. Тихонов и др.).
В противовес антропоцентризму в европейском обществе и во всем мире с 70-х гг. XX в. развивается новый тип общественного сознания - экоцентрический. В его основе, во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Новый тип сознания утверждается, к сожалению, слишком медленно. Возможности же и терпение природы не безграничны. Истощаются недра, ухудшается естественная среда обитания человека. Природа мстит человеку за его слепоту и гордыню новыми катаклизмами, землетрясениями, озоновыми дырами в атмосфере,
изменением климата, болезнями. Все это вполне актуализирует поиск средств, позволяющих более или менее эффективно развивать и формировать экологическое сознание общества, оптимизировать и гармонизировать взаимоотношения человека и природы.
Одним из таких средств становления нового общественного сознания и культуры является целенаправленная система экологического воспитания и экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего и высшего образования. И хотя экологическое направление - сравнительно новое в образовании и воспитании, сегодня уже накоплен определенный теоретический и практический опыт в его осмыслении и развитии.
Общая цель формирования экологической культуры как гармонического, научно-обоснованного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды стоит прежде всего перед экологическим образованием, представленным системой научных знаний о взаимосвязях человека и окружающей среды, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, системой практических умений и навыков сохранения благоприятных для жизни условий окружающей среды (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Ю.П.Козлов, Н.М.Мамедов, Т.И.Суравегина и др.).
Однако формирование экологической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Культура экологическая - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление'экологическо-ґо сознания, как ядра экологической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует
органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).
Важное место в содержании экологической культуры, в педа
гогическом процессе ее формирования занимает нравственно-
эстетический аспект, в котором отражается эмоционально-
ценностное отношение человека, школьника к природе, людям, са
мому себе. Необходимость взаимодействия экологического обра
зования и эстетического воспитания в учебно-воспитательном
процессе, важная роль их взаимообогащения раскрыта в работах
И.Д.Зверева, И.М.Клемяшовом, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко,
В.М.Сенкевич, Т.И.Суравегиной.
Вместе с тем в практике школ данное направление не получило должного развития и возможности разных видов искусства не используются в экологическом образовании и экологическом воспитании в полной мере.
Так, например, музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира. Педагогически организованный процесс формирования эстетического восприятия
природы под воздействием музыки препятствует становлению потребительского и бездуховного отношения школьников к окружающему миру.
В современной теории и практике музыкального воспитания
накоплен значительный опыт, создающий определенные предпо
сылки для формирования духовного мира школьника средствами
музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.М.Б.Алиев, О.А.Апраксина,
Н.А.Ветлугина, Л.В.Ґорюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительности не получила должного отражения в педагогической науке и практике.
Следовательно, естественна постановка проблемы исследования: каковы воспитательные возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся в педагогическом процессе?
Реальная картина становления экологической культуры подростков сложна и противоречива. Школьникам этого возраста свойственны несформированность экологических регуляторов поведения в природе, стремление некоторых подростков самоутвердиться среди сверстников путем проявления жестокости по отношению к животным, растениям и в то же время постепенное вытеснение олицетворения природы рационализмом, разумным отношением к ней.
Возраст младших подростков в настоящем исследовании выбран не случайно. Во-первых, в 5-6 классах начинается систематическое изучения учащимися основ наук, в том числе естественных (биология, география), в которые наиболее последовательно входит экологическое знание, создающее теоретическую и практическую основу экологической культуры. Во-вторых, младшие подро-
стки в своем личностном развитии еще не очень далеко ушли от
младших школьников. По сути, это переходный к подростничеству
возраст. У младших подростков теоретическое понятийное мышле
ние лишь начинает складываться и большую роль в их сознании по
прежнему играют наглядно-образные формы мышления и познания
действительности, и, следовательно, эмоционально-чувственное
отношение к явлениям, событиям, искусству (Л.И.Божович,
Л.С.Выготский, И.С.Кон, Е.А.Леванова, Л.С.Славина,
Д.И.Фельдштейн, Д.В.Эльконин),
Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработка проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста обусловили выбор темы исследования: "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства".
Объект исследования: экологическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.
Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства при изучении природоведения, биологии, географии.
Цель исследования: состоит в определении условий использования музыки как эффективного средства формирования экологической культуры младших подростков в процессе изучения природоведения, биологии, географии.
Рабочая гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным сред-
ством становления экологической культуры учащихся раннеподро-
сткового возраста в том случае, если:
- музыкальные произведения используются на уроках природове
дения, биологии, географии для обогащения абстрактно-
научных представлений школьников эмоционально-
чувственными, музыкально-эстетическими;
и художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;
учитель владеет методикой проведения уроков природоведения,
биологии, географии с использованием произведений музыкаль
ного искусства.
В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи,исследования:
выявить психологические особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы;
определить значение музыкального искусства в экологическом воспитании школьников;
разработать и экспериментально обосновать методику включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для развития экологической культуры личности младших подростков;
и опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей школ по формированию экологической культуры учащихся средствами музыкального искусства.
Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности эко-
логического и эстетического воспитания учащихся в формировании их экологической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения; психологов и педагогов о возрастных особенностях младших подростков и необходимости их учета в педагогическом процессе.
Этапы и методы исследования.
1994-95 гг. Определение темы, объекта, предмета, цели исследования. Методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы, дающий возможность осветить современное состояние изучаемой проблемы.
1995-96 гг. Изучение состояния дела по исследуемому вопросу в школах. Определение гипотезы. Составление программы опытно-экспериментальной работы. Методы: изучение документов школ и органов управления образованием; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; наблюдение за формированием экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы: беседы с учителями, школьниками и родителями, анкетирование.
1996-97 гг. Проверка гипотезы путем эксперимента, обработка полученных данных, методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
1997-98 гг. Внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений, обобщение и литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на основе учета возрастных особенностей становления экологической культуры младших подростков экологического воспитательного потенциала музыкального искусства; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики включения музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии; в разработке критериев экологической культуры, позволяющих диагностировать степень сформированно-сти личностных качеств школьников в составе следующих компонентов экологической культуры: экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, разработанная методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах значительно повышает эффективность экологического воспитания младших подростков, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе. Теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в учебные дисциплины, спецкурсы по педагогике и частным методикам педагогических вузов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальной работы, статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.
Апробация результатов исследования проводилась: в процессе экспериментальной работы в средних школах № 16,17, гимназии №1 г. Соликамска, на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (Москва, 1995-98 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и частных методик Соликамского госпединститута; в ходе научно-практических конференций в Институте развития личности РАО (Москва, 1995-97 гг.), в Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 1995-98 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено в процесс обучения учащихся 5-6 классов на уроках природоведения, биология, географии в средних школах №№16, 17, гимназии №1 г.Соликамска Пермской области; в Соликамском государственном педагогическом институте при чтении диссертантом спецкурса "Экологическое воспитание детей средствами искусства", курса "Теория и методика музыкального воспитания", а также через публикацию материалов по теме исследования, на теоретических и методических семинарах преподавателей СГПИ и школ. Отдельные разделы программы прошли апробацию на лекционных и практических занятиях преподавателей кафедр педагогики и частных методик дошкольного и начального образования, медико-биологических дисциплин.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действенным средством формирования экологической культуры младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительно-
сти с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.
Теоретической основой организации учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно-познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.
Овладение учителем методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с включением музыки обусловлено знанием содержания художественных образов музыкальных произведений, способных взаимодействовать с тематическим содержанием преподаваемых предметов, умением применять методы музыкальной и экологической педагогики.
Экологическая культура как предмет философских и психолого-педагогических исследований
Важнейшей функцией школьного образования и воспитания является передача подрастающему поколению культуры предыдущих поколений с целью ее использования, развития и умножения. Современная экологическая обстановка выдвигает в число приоритетных и жизненно важных направлений науки и практики экологическую сферу жизни. В условиях кризисных антропогенных изменений окружающей среды и угрозы экологической катастрофы исследование и решение проблем формирования экологической культуры становится важным условием сохранения и развития цивилизации.
В данном параграфе исследования решаются следующие задачи: проанализировать сущность и структуру экологической культуры как социального и психолого-педагогического феномена, - выявить содержание и воспитательное значение нравственного и эстетического аспектов экологической культуры.
Анализ философской и культурологической литературы (13,57,291-300; 27,8-12; 33,10-21; 34,150-167; 35,5-11; 42,34; 79 и др.) показал, что сущность экологической культуры как социального феномена исследователи рассматривают при сопоставлении ее с культурой общества в целом, которая в собственном определении, с одной стороны, противопоставляется природе, являясь совокупностью всего того, что связано с сознательной деятельностью человека, в отличие от того, что дано самой природой. Несмотря на неоднозначность подходов и предлагаемых решений в определении культуры следует отметить то общее, что присуще большинству исследований, а именно: культура - это особый пласт явлений, качественно отличающийся от природы, развивающийся непосредственно в процессе практико-духовной деятельности общественного человека по освоению мира и развитию собственных сил. Так, по мнению Б.С.Ерасова одно из основных определений культуры заключается в том, что культура - это "сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления) благодаря которым человек выделился из природы и выходит за рамки биологической детерминации" (42,34).
С другой стороны, культура - природный феномен. В этом смысле природа выступает как колыбель человека и человечества: человек - биологическое создание, он пользуется ресурсами природы, раскрывая собственный природный потенциал, творит на природном ландшафте. Как пишет Н.С.Гуревич, - "культура - это природа, которую пересоздает человек, утверждая посредством этого самого себя в качестве человека" (34,151).
Однако, в результате возросшей технической мощи человечества и исторически сложившейся системы деятельности, в основе которой лежит завоевательное отношение к природе, несогласованность "второй природы", техносферы с закономерностями развития естественной среды, произошел скачкообразный переход биосферы в состояние, характеризующееся уменьшением динамической стабильности экологического равновесия и снижением жиз-непригодности окружающей среды. Это требует, как отмечает Н.М. Мамедов (79,10), коренного изменения отношения человека к природе, выработки новых культурно-ценностных ориентации, гармонизации взаимоотношений человека с природой, диктуемых человеческим разумом, общечеловеческими гуманистическими интересами. Разрешение возникших противоречий между природой и социумом, человеком и окружающей средой является новой, важнейшей функцией культуры. "Если раньше культура была в значительной мере способом обособления людей от природы и рассматривалась в теории как отличительный признак социальности, то теперь культура должна стать способом воссоединения общества и природы на основе более адекватного понимания природной среды. Эту задачу призвана решать экологическая культура", - пишут Э.В.Гирусов и И.Ю.Ширкова (27,11-12).
Таким образом, экологическая культура есть часть общей культуры. Она обеспечивает прогрессивное развитие человечества в единстве с природной средой: "Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путем его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности" (27,12).
Рассматривая сущность экологической культуры, необходимо обратить внимание на две важнейшие основы ее содержания -науку экологию и экологическую этику. Отметим основные этапы становления экологического знания как научно-теоретического основания экологической культуры.
Одним из первых термин "экология" применил немецкий биолог-дарвинист Э. Геккель, Экология понималась как наука о физиологии взаимоотношений организмов с внешним миром и друг с другом (141,15) и имела биологическую направленность. В своем труде "Всеобщая морфология организмов (1866), поясняя, что термин "экология" происходит от греческого слова "otkos", то есть "домашняя жизнь" или "жизненные отношения", Геккель приводит следующее определение экологии: "Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда относим в широком смысле все условия существования..." (105,26).
Особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе
Проанализировав сущность экологической культуры как социального и педагогического феномена, можно перейти к рассмотрению экологической культуры и ее формирования у учащихся того возраста, что выделен в объекте и предмете данного исследования, то есть приступить к анализу феномена экологической культуры младших подростков. Поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе диктует необходимость учета возрастных психофизиологических особенностей личности младших подростков. Поэтому на данном этапе исследования решаются задачи:
1. На основе анализа психологической и педагогической литературы выявить особенности и механизмы формирования личности младших подростков.
2. Проанализировать структуру экологической культуры личности младших подростков.
3. Раскрыть особенности формирования экологической куль- туры личности младших подростков в педагогическом процессе школы.
Процесс развития человека включает, во-первых, биологическое или физическое развитие, под которым понимаются изменения, обусловленные генетическими, наследственными особенностями организма, а также физиологическими особенностями человека как биологического вида. Во-вторых, развитие человека предусматривает развитие социальное, обусловленное взаимодействием человека с миром людей, с их материальной и духовной культурой, а также природной средой обитания человека. Результатом физического развития являются морфологические, биохимические и физиологические изменения организма человека. А социальное развитие выражается в его психическом, духовном, интеллектуальном росте. Наряду с физическим и социальным развитием в социологических науках используется понятие личностного развития. Это вызвано тем, что личностью человек не рождается, а становится в процессе своего развития. В педагогике и психологии личность определяется как человек в совокупности его социальных, приобретенных и сформировавшихся в процессе жизни и целенаправленного воспитания качеств (62,24; 101,284). Эти качества проявляются в общественных связях и отношениях человека и определяют его нравственные поступки по отношению к самому себе, людям, природе. Важнейшими из них являются наличие сознания и самосознания, способность самостоятельно и творчески преобразовывать действительность.
Таким образом, под личностным развитием в психологопеда готической науке понимается становление в результате социализации, усвоения продуктов материальной и духовной культуры устойчивых взглядов и отношений человека, развитие способности сознательного и творческого преобразования действительности и самого себя.
Вместе с понятием "развитие" в психолого-педагогических исследованиях употребляется термин близкий по смыслу - "формирование". Анализ использования данных терминов в психолого-педагогической литературе показывает их общность. Понятия "развитие" и "формирование" обозначают процессы, характеризующиеся обязательным наличием времени, а также качественными изменениями предмета, явления. Вместе с тем термины "развитие" и "формирование" имеют каждый свое специфическое содержание. Это становится ясно уже при обращении к Толковому словарю русского языка, который слово "развитие" связывает с процессом перехода из одного состояния в другое, более совершенное (75,477). "Формирование" же обозначает приобретение законченности, зрелости (75 ,648). В данных содержательных аспектах, в основном, и применяются термины "развитие" и "формирование" в психолого-педагогической литературе, являясь, с одной стороны, синонимами и обозначая процесс становления человека как социального существа, как личности. С другой стороны, данные термины имеют различное значение в том, что "развитие" обозначает процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, восхождение от низшего к высшему. "Формирование" же предполагает некоторую законченность, завершенность либо отдельных качеств личности, либо человеческой личности в целом.
-49 К настоящему времени в психологии личности сложилось немало различных подходов и теорий, имеющих свое, особенное представление о развитии личности: психоаналитическая теория З.Фрейда, теория черт Г.Оллпорта и Р.Кеттела, гуманистическая теория А.Маслоу и К.Роджерса и другие. В отечественной психологии, наиболее известные, достижения в области развития и Формирования личности связаны с исследованиями представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в разработку проблемы внесли А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштеин. Анализ работ этих ученых позволил выявить некоторые общие закономерности личностного развития детей, учет которых способствует поиску действенных путей развития и формирования экологической культуры школьников.
Развитие личности происходит в процессе усвоения растущим человеком общественного опыта, закрепленного в материальной и духовной культуре общества, при этом важным условием становления личности является развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер. Психические процессы, сопровождающие эти сферы личности (ощущение, мышление, способности, эмоции), обеспечивают в основном регуляцию поведения. Однако, наряду с регуляционной, важную роль в поведении человека играет побудительная или стимулирующая сторона (101,390), выраженная такими понятиями как потребности, интересы, намерения. Данные психические процессы представляют собой потребностно-мотивационную сферу личности. Большой вклад в ее изучение внесен работами Л.И.Божович.
Критерии и уровни сформированности экологической культуры младших подростков на уроках естественнонаучного цикла
Необходимым условием проведения опытно-экспериментальной работы з определении степени влияния музыки на активизацию развития экологической культуры школьников на уроках является выявление исходного уровня сформированности данного качества у детей в практике школ.
Этой цели был посвящен констатирующий этап эксперимента. В ходе его проведения решались следующие задачи:
1. Определение критериев (показателей, уровней), характеризующих степень сформированности экологической культуры у школьников,
2. Привлечение методов диагностики и их использование на данном этапе эксперимента.
3. Обработка результатов констатирующего эксперимента, их анализ и построение на этой основе модели формирования экологической культуры младших подростков средствами музыки. Обратимся к рассмотрению данных задач.
Обязательным правилом в любом педагогическом эксперименте является установление критериев, то есть определенных показателей, по которым можно определить успешность проведения эксперимента, подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу исследования. Обращение к опыту исследователей, разрабатывающих критерии экологической воспитанности, сформированное экологической культуры школьников показывает сложность этого вопроса, неоднозначность подходов в его решении.
В ряде исследований, посвященных вопросам экологического воспитания и образования, приводятся критерии экологической воспитанности, экологической образованности школьников. Так, например, понимание современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе и умение видеть, любоваться ее красотой, как .основные показатели экологической воспитанности детей называет Б.Т.Лихачев (71,267).
В исследовании С.Д.Дерябо и Е.А.Ясвина наиболее общими показателями экологичной личности являются такие ее качества, как психологическая включенность в мир природы, субъектный характер восприятия природных объектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы (40,277-279).
В концепции экологического образования, разработанной под руководством И.Д.Зверева и Т.И.Суравегиной показатели экологической образованности школьников представлены сформирован -119 ностью ответственности и ценностных ориентации в отношении к окружающей среде, основанных на усвоении знаний, умений и навыков (157,12).
В работе Л.В.Моисеевой и И.Р.Колтуновой уровень экологической образованности школьников определяют такие критерии как сформированность экологических знаний и отношений (93,12).
Гораздо менее исследованным вопросом является определение критериев сформированноеи экологической культуры школьников. Некоторые данные в этом вопросе можно почерпнуть в диссертационных исследованиях.
Так, в диссертации С.В.Куликовой называются четыре показателя экологической культуры подростков: экологические знания, желание сохранить природу, умение вести деятельность на природоохранительных принципах, практическое участие в делах по охране природы (67).
Более полно обосновываются критерии экологической культуры младших школьников в диссертационном исследовании С.А. Карпеева. Автор выделяет пять критериев: наличие у школьника нравственно-экологических представлений и первоначальных понятий; развитость нравственно-эстетических чувств: интерес к людям, к природе, к экологической деятельности, потребность и способность ребенка заботиться о людях и окружающей их среде, проявление нравственно-экологической культуры в практической деятельности. Наряду с выделением критериев, исследователь определяет их показатели. К примеру, критерий развитости нравственно-экологических чувств имеет следующие показатели: степень выраженности этих чувств, степень их единства со знаниями, проявление их в практике (56).
Интересный подход к выдвижению критериев сформированности экологической культуры младших школьников находим в диссертационном исследовании Е.В. Яковлевой. Автор рассматривает экологическую культуру младших школьников как сложное многоэлементное свойство личности, определяет ее не отдельными качествами, а их совокупностью. Положив в основу исследования отношение школьников к себе, другим людям, природе, Е.В. Яковлева выделила три показателя экологической культуры школьников: "эко-я", "эко-мы", "я и природа", для каждого из которых также был определен ряд параметров (162). Несколько иное решение данного вопроса содержится в публикации И.В. Цветковой. Исследователь, обращая внимание на характеристику экологической культуры как новообразования личности и части ее общей культуры, считает необходимым показатели сформированности экологической культуры определять на двух уровнях личности: внутреннем, для которого характерны качественные изменения в структуре личности и внешнем, то есть на уровне проявления экологической культуры во взаимодействии личности с окружающим миром 19,22).
Организация и методика проведения формирующего эксперимента
Для осуществления дальнейшей работы в русле исследования был организован формирующий эксперимент. В состав экспериментальной группы входили 120 учащихся, в том числе 63 школьника из трех пятых классов и 57 школьников из трех шестых классов средних школ г. Соликамска, Данное число участников экспериментальной группы было равным такому же числу учащихся контрольной группы. В контрольной группе педагогический процесс формирования экологической культуры s ходе обучения школьников на уроках природоведения, биологии, географии осуществлялся обычным путем, то есть в соответствии с содержанием программ и учебников по природоведению, биологии, географии. В экспериментальной группе данный процесс проводился в соответствии с разработанной моделью включения музыки в вышеназванные уроки.
Целью нашей работы с экспериментальной группой являлось выявление особенностей и условий повышения эффективности педагогического процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках естественнонаучного цикла с использованием образного содержания произведений музыкального искусства. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать экологическое содержание программ и учебников по природоведению, биологии, географии для 5-6 классов и выбрать для проведения экспериментальных уроков наибо -145 лее значимые образовательно-воспитательные темы, адекватные показателям сформированности экологической культуры, используемым в настоящем исследовании.
2. Выделить нравственно-эстетические аспекты отобранных учебных тем и подобрать к ним соответствующие музыкальные произведения.
3, Организовать проведение уроков по выбранным учебным темам с включением музыкальных произведений.
Анализ содержания программ и учебников показал, что курсы природоведения, биологии, географии действительно закладывают эколого-понятийный фундамент школьников. Опираясь на учебные программы и учебники, учитель может развивать эколого-мировоззренческую позицию школьников. Это знания о конкретных объектах и явлениях природы, о связях между ними, о взаимовлиянии человека и природы, о нормах и правилах поведения в ней.
В первую очередь обратимся к содержанию учебных программ. Именно они отражают социальный заказ общества, который школа реализует в учебно-воспитательном процессе.
Так, в объяснительной записке к программе по биологии (121) отмечается, что в шестых классах в содержание обучения вводятся экологические знания о взаимосвязях растений со средой обитания, строении и функционировании экологических систем, о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека, о законодательных документах об охране природы. Экологический аспект биологического образования отражен в целях и задачах предмета биологии. Он направлен на то, чтобы "обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охра - 146 не на основе знаний об организации и эволюции органического мира" (121,6). Значительно больше насыщены экологическим содержанием программы по биологии, вышедшие в 1994-96 гг. (122; 123). Например, в разноуровневой программе курса биологии, разработанной на основе государственных образовательных стандартов Б.Д. Комиссаровым, И.Д.Зверевым, Д.Д.Утешинским и Л.П.Анастасовой целью биологического образования является "подготовка биологически и экологически грамотной личности" (122,2), формирование экологической культуры школьников.
Экологическая направленность характерна и для программ по географии. Так, целью географического образования согласно программе 1990 г. (124) является формирование у школьников "системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества" (124,1).
О необходимости получения школьниками хорошей теоретической основы для понимания "сути глобальных экологических проблем", формирования у них основ экологической культуры говорится в программах по географии 1996 года (125, 5-7).
Обращает внимание учителя к эколого-образовательным вопросам в своем содержании и программа по природоведению для 5 классов (144,3). Отмечается пропедевтическое значение курса природоведения для усвоения знаний в последующих естественнонаучных курсах биологии, географии, физики, астрономии, химии и необходимость формирования бережного отношения школьников к природе, понимания актуальности ее охраны.
Как видим, школьные программы по природоведению, биологии и географии для 5-6 классов, включающие в содержание курсов экологические знания, ориентируют учителя на развитие прежде всего познавательных установок личности, необходимых для сознательного, экологически обоснованного взаимодействия с природой. В границах рассматриваемого экологического материала в программах отведено место, правда выраженное менее ярко, вопросам непрагматического, нравственно-эстетического взаимодействия человека с миром природы, развитию эмоционально-чувственной сферы личности школьников.
Так, наряду с формированием ответственного отношения к природе, готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира, программа по биологии 1990 г, обращает внимание на возможность развития у школьников чувства прекрасного (121,4-6). Однако, эколого-эстетическое развитие детей ограничивается в основном экскурсиями, внеурочными и внеклассными работами на учебно-опытных участках. Более значительное место соединению биологического образования и этико-эстетического развития учащихся отведено в программе 1994 г.(122). Не только в пояснительной записке подчеркнута роль нравственно-эстетического аспекта, но и в содержании программы. Например, в раздел "Введение" авторами программы включены знания о нравственных нормах отношения к организмам, уважение, сострадание, сочувствие, помощь, исключение вреда природе (122,6). В разделе "Растения" есть тема "Растения - источник красоты и здоровья".