Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Медведевских Валентина Степановна

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
<
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медведевских Валентина Степановна. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002 174 c. РГБ ОД, 61:02-13/1992-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа в теории и практике образования 13

1.1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры ... 13

1.2. Педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа 29

1.3. Модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства 51

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства 73

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 73

2.2. Педагогические условия формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа 83

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 95

Выводы по второй главе 128

Заключение 131

Библиография 136

Приложения 159

Введение к работе

Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов - профессионалов в своей области имеет фундаментальное значение для будущего страны. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в России является формирование культуры будущего учителя. В настоящее время возрастают требования к учителю, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании учащихся и студентов традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие.

Формирование художественной культуры у студентов осуществляется в процессе профессиональной педагогической подготовки в педколледже под воздействием различных видов искусств, в том числе пластических изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура и дизайн), декоративных (керамика, ткани, стекло, металлы, кружевоплетение, ковроткачество, искусство одежды и др.).

В условиях реализации требований Базисного учебного плана и введения национально-региональных компонентов в Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования значительно повышается роль изучения специальных предметов изобразительной направленности. Особое место в их системе занимает народное декоративно-прикладное искусство. В Законе Курганской области «О национально-региональном компоненте Государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской

4 области» 1999г. говорится о необходимости сохранения и развития народных

промыслов и ремесел.

Проблема развития и формирования художественной культуры рассмотрена в исследованиях философов, психологов, культурологов, педагогов. Фундаментальные исследования в этом направлении проведены Л.И. Лриольдовым, В.Г. Афанасьевым, Э.А. Баллером, М.С. Каганом, Э.С. Маркаряном, В.М. Медведевым. Философский аспект проблемы художественной культуры раскрыт в работах: B.C. Библера, И.А. Бирич, Н.С. Когана, Ю.А. Лукина, СИ. Олефира и

др.

Проблема формирования художественной культуры личности затрагивает научные исследования, интегрирующие педагогику и эстетику, культурологию и искусствоведение.

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды ученых по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, В.А. Беликова, И.Я. Лернера, А.Я. Наина, В.Г. Рындак, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.Б. Соколовой и др., по психологии: Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко. Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна и др., по эстетике: Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Н.И. Кияшенко, В.И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М. Йеменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Искусствоведы-исследователи А.В. Бакушинский, П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, СБ. Рождественская, Б.А. Рыбаков, А.Б. Салтыков провели анализ произведений декоративного искусства с точки зрения их значения в воспитании человека.

Проблемы этнохудожественной культуры личности раскрыты в трудах Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Т.К. Рулиной и др.

Вопросы истории развития народного декоративно-прикладного искусства Западной Сибири и Урала, обычаев Южного Зауралья освещены в исследова-

5 ниях ученых-методистов и искусствоведов: Е.А. Ашепкова, В.А. Барадулина,

Н.И. Каплан, Л.М. Русаковой и др., в диссертационных исследованиях Т.Г. Бу-саргиной, Т.А. Крючковой, В.П. Федоровой и др. Использованию традиций национальной культуры, народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел различных регионов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей посвящены диссертационные исследования Ш.М. Ар-салиева, Е.Г. Вакуленко, О.Ю. Евсеевой, Л.В. Ершовой, Л.Э. Лапшиной, П.Н. Магомедовой и др.

Анализ научных исследований показал, что художественная культура рассматривается как важное средство развития личности и существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В то же время современные ученые уделяют недостаточно внимания ее исследованию, в том числе, средствами народного декоративно-прикладного искусства. Например, в средних педагогических учебных заведениях Курганской, Оренбургской и других областей недостаточно используется в процессе обучения народное декоративно-прикладное искусство своего региона. На основе изучения опыта работы средних педагогических учебных заведений, проведенного теоретического анализа были выявлены и сформулированы противоречия:

между объективной потребностью общества в будущем учителе, обладающем художественной культурой, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы в педагогической науке;

между духовным потенциалом, заложенным в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточным использованием его в формировании художественной культуры студентов.

В поисках возможности преодоления данных противоречий была сформулирована проблема исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отображении специфики формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа».

В исследование введены два ограничения:

  1. Изучение процесса формирования художественной культуры нами осуществлялось в экспериментальной группе у студентов 1-3 курсов, обучаюшихся по специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение». Это ограничение связано со спецификой исследования, предполагающей изучение студентами спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству.

  2. Среди средств пластических искусств, необходимых для формирования художественной культуры у студентов педколледжа, нами выделено народное декоративно-прикладное искусство. Обращение к народному декоративно-прикладному искусству обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.)

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия более эффективного формирования художественной культуры будущего учителя.

Объект исследования: формирование художественной культуры студентов.

Предмет исследования: народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов.

В ходе анализа философских, педагогических, культурологических отечественных и зарубежных источников, обобщения опыта работы педколледжей и педучилищ в соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза. Она основана на предположении, что народное декоративно-прикладное искусство является действенным средством формирования художественной культуры студентов. Этот процесс будет осуществляться более успешно, если:

будут определены и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры;

включен в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству региональный компонент;

использована система индивидуальных и коллективных форм творческой декоративно-прикладной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «художественная культура студентов педагогического коллледжа».

  2. Определить и научно обосновать педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

  3. Разработать модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Разработать и апробировать систему индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.

Методологическую основу исследования составляют: принципы объективности, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и субъективного; лично-стно-деятельностный подход, системный и аксиологический подходы; теория культуры личности, деятельности.

Теоретическую основу составили исследования научных основ формирования личности будущего специалиста-учителя в процессе его профессиональной подготовки (Г.А. Бокарева, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушин-

8 ский, В.А.Черкасова и др.), методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.), учение о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак), культуры педагогической деятельности (Л.Б. Соколова), духовной культуры личности (ТТ. Русакова), ориентации студентов на социально и личностно значимые ценности (А.В. Кирьянова), дополнительного образования (СВ. Сальцева, А.И. Щетинская), учета индивидуальных особенностей Ф.Ш.Терегулов, труды ведущих ученых-педагогов в области этнохудожествен-ного, эстетического развития личности, понимание народного искусства как части культуры, преемственности культурных традиций, взаимовлияния и взаимопроникновения культур разных народов (О.А. Абдуллин, В.А. Бараду-лин, Г.Н. Волков, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская, СХ. Раппопорт и др.), теоретические основы воспитания молодежи средствами искусства (Ю.Б. Алиев, А.В. Бакушинский, Л.С Выготский, B.C. Кузин, А.А. Ме-лик- Пашаев, Б.М. Неменский, В.П. Симонов и др.).

База исследования: В исследовании участвовали 15 преподавателей и 98 студентов Курганского педагогического колледжа, Катайского и Куртамыш-ского педагогических училищ, 63 учителя изобразительного искусства Курганской области, 320 учащихся средних общеобразовательных учреждений №№ 17, 40, 41, 47, 54 г. Кургана. Формирующий эксперимент проводился в 1998-2001 гг. в Курганском педагогическом колледже.

Этапы исследования:

На первом^ поисково-теоретическом этапе (1996-1998 гг.) проводились: анализ философской, психологической, педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и анализ документации: образовательных стандартов, учебных планов, программ; изучение опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Курганской области в школах и в средних профессиональных учебных заведениях. На данном этапе были уточнены методические и теоретические основы иссле-

9 дования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы

гипотеза, задачи и пути их решения, проведен констатирующий эксперимент и

начат формирующий, осуществлены математическая и графическая обработка

полученных данных.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальная оценка, эксперимент.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998-2000 гг.), уточнялась теоретическая и методологическая база для разработки модели формирования художественной культуры на основе народного декоративно-пркладного искусства, выявлялись условия реализации модели, продолжался формирующий эксперимент.

Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации.

На третьем этапе, заключительно-оценочном (2000-2001 гг.), проводился контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование. Основными методами на третьем этапе были анализ экспериментальных данных, их сравнение и интерпретация.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнено понятие «художественная культура студентов педагогического колледжа».

  2. Сформулированы и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

  3. Разработана модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

10 4. Выявлены и научно обоснованы условия формирования художественной

культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного

искусства.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию формирования художественной культуры студентов, в разработку концептуальных основ взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства и процесса формирования художественной культуры воспитанника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором программы спецкурса «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья и факультатива «Художественная обработка лозы и бересты» позволяют повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа; создана творческая лаборатория при колледже для апробации новых технологий обучения студентов, школьников по народному декоративно-прикладному искусству; разработанные пособия, рекомендации, указания, которые используются в практике работы преподавателей педагогического колледжа (педучилищ), педагогов общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации учителей. Программы спецкурса и факультатива могут быть использованы при разработке учебных программ, методических пособий по освоению традиционных художественных промыслов Урала, а также других регионов России.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационной работы обеспечиваются: методологической основой выполненного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой, в ходе которой поэтапно проверялась эффективность разработанной модели; репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Уточненное понятие «художественная культура студентов педколлед-жа», которое понимается нами, как интегративное качество личности, включающее художественные способности, эстетические знания, практические умения, необходимые в педагогической деятельности.

  2. Народное декоративно-прикладное искусство выступает как средство формирования художественной культуры студентов, так как оно: а) расширяет художественный кругозор личности; б) актуализирует художественные потребности личности; в) активизирует художественно-декоративную деятельность; г) вызывает интерес и уважение к народным традициям.

  3. Разработанная модель, включающая целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и оценочный компоненты, позволяет осуществлять формирование художественной культуры студентов средних педагогических учебных заведений на основе народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Педагогические условия - разработка и научное обоснование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; введение в содержание спеидисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе - способствуют более эффективному формированию художественной культуры студентов педколледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные идеи и результаты исследования были изложены на научно-практическом семинаре-мастерской академика Б.М. Неменского «Единство пластических искусств и проблема интеграции в художественном образовании» (г, Москва, 1998), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (г. Тобольск, 1998), на областной научно-практической конференции ССУЗов «Роль педагогических коллективов в повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогических кадров через обновление содержания образования» (г. Шадринск, 1998), на Российской конференции «Педагогический мониторинг образовательного про-

12 цесса» (г. Шадринск, 2000), на научно-практической конференции ССУЗов

«Среднее педагогическое образование области; состояние, проблемы, перспективы развития» (г. Курган, 2000); на областной конференции ССУЗов «Развитие среднего профессионального педагогического образования в обеспечении процесса гуманизации областной образовательной системы» (г. Курган, 2001); на научно-практической конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (г. Курган,2001); на региональной научно-практической конференции «Локальные традиции народной культуры в конце XX века» (г. Курган, 2002); на научно-практической конференции КГУ «Проблемы сохранения и развития народных традиций Зауралья» (г. Курган, 2002).

Результаты исследования внедрены в практику работы Курганского педагогического колледжа, использовались на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных учреждений области, а также обсуждались на заседаниях областной эстетической предметно-цикловой комиссии ССУзов Курганской области.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (298 источников, из них на иностранном языке - 16), 14 рисунков, 19 таблиц, 3 приложений.

Теоретические аспекты формирования художественной культуры

Развитие общества на современном этапе требует значительного повышения качества подготовки специалистов. Одним из главных путей решения данной проблемы является формирование культуры, общей и специальной, у студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Особую актуальность проблема формирования культуры приобретает в процессе профессиональной педагогической подготовки студентов средних профессиональных учебных заведений. При подготовке студентов, обучающихся в педагогических колледжах и училищах по специальности «изобразительное искусство и черчение» наряду с общей и педагогической культурой должны быть сформированы знания и умения в области художественной культуры.

Различные аспекты формирования культуры рассмотрены в трудах философов, педагогов, социологов, психологов. Вопросы теории личности, деятельности и общения обоснованы в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна; концепции теории и социальных функций искусства - Ю.Б. Борева, Ю.Н. Давыдова, М.С. Кагана, Ю.А. Кремлева, А.Н. Сохора и др.; концепции художественно-эстетического воспитания - Э.Б. Абдуллина, А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, B.C. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.; теории педагогической технологии - В.П. Беспалько, Н.М. Старикова и др., теории управления профессиональной подготовки кадров - A.M. Новикова, Г.Н. Серикова, В.Д. Шадрикова и др.; интегративный и аксиологический подходы в исследовании профессиональной подготовки студентов - А.В. Кирьякова, Н.В. Ипполитова. А.И. Щербаков особую роль в развитии педагогического мастерства отводит личностным качествам учителя. «Формирование мастерства учителя органически связано с воспитанием его личности», - считает он [274, с.99]. Ученый определяет педагогическое мастерство учителя как «...синтез научных знаний, методического искусства и личных качеств - ума, чувств, воли, характера, способностей» [274, с.7]. Для мастерства учителя обучение представляет собой планомерно организованный, целенаправленный процесс предъявления студентам новой информации, их организация на ее усвоение, приобретение знаний и формирование соответствующих умений. В.А. Сластенин считает, что содержание педагогического мастерства учителя характеризуют «теоретические знания и основанные на них умения» [233, с.15].

Возможность строить образование с учетом культурного многовекового наследия России - это реализация «связи времени», связи и целостности художественного развития народного декоративно-прикладного искусства. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Формирование личности - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности и какой-либо из ее сторон, качеств под влиянием воспитания; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [103].

Проблеме исследования педагогического профессионализма на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях посвящено достаточное, на наш взгляд, число работ. Так, в работах О.А. Абдулиной, СИ. Архангельского, Н.В. Кузьминой, М.С. Скаткина, В.А. Сластенина рассматриваются общие проблемы педагогической информированности учащихся [1, 9, 10, 119, 231, 232, 233].

Проведенный анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы выявляет в качестве базисного философско-культурологический. Теоретические аспекты культуры рассматривали многие исследователи, а само раскрытие проблемы приобрело глобальный характер, начиная с философской трактовки, за 15 канчивая прикладными её аспектами в области социологии, психологии, искусствознания, лингвистики и пр. Слово «культура» имеет очень древнее происхождение и морфологически происходит из двух слов: «культ» (лат.) - поклонение, почитание, хвала; и «ур» - свет [210]. Пройдя значительный временной и географический путь и попав через Грецию в Рим, оба слова интегрировались в едином значении «культура» [89]. Термин «культура» (от латинского cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) определяет исторически уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [235].

В 1967 году Л. Моль указывал на наличие свыше 250 определений «культуры» [150]. В настоящее время представителями различных отраслей отечественной и зарубежной науки выявлено более 1000 значений данного понятия.

Осуществленный анализ философско-культурологических источников показывает, что в начале 80-х гг. XX века кризисная ситуация в отношениях «человек - культура» в Отечестве достигла критической точки. Об этом свидетельствовали многочисленные статистические данные. Так, наша страна занимала 29-е место в мире по количеству театральных, концертных, музейных посещений и последнее место по количеству театров, музеев, концертных залов на 1млн. жителей среди восточноевропейских стран [258, с. 4].

В ходе изучения научно-педагогических, философских, психологических, социологических источников нами было обращено внимание на «обилие» различных трактовок понятия «культура». Данный феномен обусловлен многими факторами, в основе которых лежит актуальность и разносторонность подходов к изучению различных аспектов проблемы культуры.

На основе контент-анализа была предпринята попытка в контексте данного исследования выделить основные дефиниции понятия «культура»:

культура - это атрибут человеческого рода как целого, представляющего исторически-конкретное общество [36]; это совокупность образов деятельности (обычаи, традиции) и форм их существования [43];

культура - результат поведения людей и деятельности общества [65);

это мир человека, от начала до конца создаваемый им самим [ 163, с.91J;

культура - это «.. .человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности [9(

«...это способ, а соответственно и средство формирования человека в человеке» [259, с. 67];

это мера возможности проявлений свободы в деятельности и поведении людей [93];

культура - это способ общения [ 179].

Организация опытно-экспериментальной работы

В научно-педагогической и психологической литературе уделяется значительное внимание методике проведения исследований. В работах исследователей А.П. Беляевой [201], А.Д. Ботвинникова [30], В.И. Загвязинского [79], А.И. Кочетова [106], Н.В. Кузьминой [119], А.А. Кыверялга [127], A.M. Новикова [176], М.Н. Скаткина [231] и др. даются рекомендации по методике проведения эксперимента.

Эксперимент (лат. experimentum) в переводе на русский означает «проба, опыт». В научной литературе имеется достаточно много толкований понятия «эксперимент». Так, в частности, ученый-педагог А.Я. Наин под экспериментом понимает научно поставленную проверку искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий [155]. Основываясь на данной дефиниции, под педагогическим экспериментом мы понимаем общенаучный метод познания, позволяющий получить новое знание причинно-следственных отношений между педагогическими условиями, процессами, факторами путем планомерного манипулирования одним или несколькими факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.

Сущность нашего педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой.

Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности как факта наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями, в частности, педагогическими [194].

В процессе разработки программы опытно-экспериментальной работы нами были использован ряд положений, используемых в научно-педагогической литературе:

раскрытие методики проведения эксперимента;

сценарий (сроки, порядок основных мероприятий, процедуры завершения и т. п.);

создание экспериментальной ситуации (изменение по заданным параметрам психолого-педагогических условий деятельности объекта);

периодическое оценивание состояния исследуемых процессов.

На основе этих положений и существующих рекомендаций нами были определены цель, задачи, методы исследования.

Целью проведения опытно-экспериментальной работы является апробация модели и экспериментальная проверка эффективности формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства России и Курганской области.

Исходя из цели, были сформулированы следующие основные задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Составление программы опытно-экспериментальной работы и плана ее реализации.

2. Организация педагогического наблюдения за формированием художественной культуры студентов.

3. Разработка инструментов социолого-педагогического исследования.

4. Констатация уровня развития художественной культуры, эффективности форм и методов.

5. Обработка полученной информации методами математической статистики.

6. Проведение формирующего эксперимента. 7. Апробация разработанной модели формирования художественной культуры студентов на основе народного декоративно-прикладного искусства в условиях педагогического колледжа.

Поскольку решение намеченных задач возможно лишь в практической деятельности педагогического колледжа, возникла необходимость в организации опытно-экспериментальной работы. Теоретической основой организации эксперимента явились работы Ю.К. Бабанского [13], В.И. Загвязинского [78], А.Я.Найна[156]идр.

Педагогический эксперимент осуществлялся с 1998 по 2001 гг. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты и преподаватели Катай-ского, Куртамышского педагогических училищ, Курганского педагогического колледжа, учителя изобразительного искусства города Курган и области, учащиеся школ № 40, 41, 47, 54 г. Кургана. Формирующий эксперимент проводился в Курганском педагогическом колледже.

Исходя из специфики темы, задач и условий проведения опытно-экспериментальной работы, нами был выбран линейный вид эксперимента, в котором участвовала группа школьного отделения с дополнительной специализацией «Учитель изобразительного искусства и черчения». Формирующий эксперимент со студентами проводился в течение 3-х лет их обучения в педагогическом колледже. Основой для формирования художественной культуры студентов является модель, в которой выделены 4 компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочный. В период формирующего эксперимента были использованы конкретные формы деятельности для формирования художественной культуры: массовые, групповые и индивидуальные.

Методы исследования:

изучение методической и психолого-педагогической литературы по организации и проведению констатирующего и формирующего этапов эксперимента;

анкетирование, педагогическое наблюдение, опрос, собеседование, экспертная оценка, теоретическое моделирование. Специально разработанная нами анкета (см. приложение 1) «Студент пед колледжа и народное декоративно-прикладное искусство» включает несколько блоков:

1 блок - информированность студентов о народном декоративно прикладном искусстве;

2 блок - сформированность практических умений по народному декоративно-прикладному искусству;

3 блок - особенности процесса формирования художественной культуры;

4 блок - социально-демографический.

Полученная в ходе экспериментального исследования социолого-педагогическая информация обрабатывалась с помощью методов математической статистики. Она включала построение одномерных распределений таблиц сопряженности, расчет мер связи между индикаторами внутри таблиц сопряженности. Ранжирование информации по степени воздействия на различные факторы осуществлялась по уровням связи между различными индикаторами.

Педагогические условия формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа

Формирование художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства, реализация ее модели осуществлялись при определенных условиях. В научно-педагогической литературе под условиями понимают «...обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [178]. В философском энциклопедическом словаре понятие «условия» трактуется как «...то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, из состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [249, с.707]. В педагогической литературе имеется значительное количество классификаций условий, в частности, дидактические, педагогические, организационные, организационно-педагогические, материально-технические. Педагогические условия определяют обычно как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных в исследовании и проектируемых задач» [155]. В своем изыскании мы придерживаемся данной трактовки, и нами рассматриваются условия реализации модели, позволяющие ее апробировать и экспериментально проверить.

В исследовании мы исходили из того, что любая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении определенных условий, и на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, который достигнут в процессе их реализации (Ю.К. Бабанский, А.Я. Наин и др.). Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, реализуемых в определенной образовательной среде и направленных на решение задач исследования.

Условия нами определялись на основе анализа психоло-педагогической литературы, результатов педагогического наблюдения за процессом формиро 84 вания художественной культуры, особенностей и содержания модели. Были выдвинуты предположения, которые проверялись с помощью экспертной оценки. При этом использовался дельфийский метод, предполагающий наряду с экспертизой коллективное обсуждение с дальнейшим сокращением количества условий и оставлением наиболее существенных и значимых для процесса формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа. Экспертами являлись наиболее компетентные специалисты в области изобразительного искусства из образовательных учреждений Курганского региона и ученые Курганского государственного университета. В ходе педагогической экспертизы из двенадцати предложенных условий реализации модели экспертами оставлены пять, наиболее существенных с их точки зрения: реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусств как средства формирования художественной культуры (74,8%), включение в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента (65,3%); повышение художественной компетентности преподавателей специальных и общегуманитарных дисциплин (55,8%); организация педагогической деятельности преподавателей по формированию художественной культуры студентов (64,6%); использование индивидуальных и коллективных методов в процессе практического освоения новых видов народного декоративно-прикладного искусства (70,2%).

Опираясь на элементы технологии определения педагогических условий (Г.А. Гаврилова), на результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента, нами были выделены следующие педагогические условия формирования художественной культуры студентов: определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; включение в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и вне-учебной работе.

Важнейшим педагогическим условием формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа является введение регионального компонента в учебные программы спецдисциплин, спецкурса по народному декоративно-прикладному искусству Зауралья.

Введение региональных компонентов в специальные дисциплины, разработка и преподавание региональных курсов началось с 90-х годов XX столетия в процессе инновационного движения и инновационного школостроительства. Появление Базисного учебного плана сделало возможным введение региональных компонентов в предметы и курсы. Проведенный анализ учебных программ выявил различное соотношение региональных компонентов в структуре спецдисциплин и основных курсов: от 5% до 100%. По мнению ряда исследователей, соотношение регионального компонента с общим теоретическим и прикладным материалом обусловлено целью, задачами, направленностью, социально-практической значимостью, востребованностью материала и другими существенными моментами. В то же время эксперты отмечают, что немаловажную роль в определении этого соотношения играет субъективный фактор - отношение разработчиков программ к идеям региональных знаний, а также возможности народного декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования нами было определено соотношение 1:5. Такое соотношение позволяет:

дать общие теоретические основы спецпредметов декоративно-прикладного искусства;

сформировать определенные декоративно-прикладные умения;

познакомить со спецификой, содержанием, формами, традициями народного декоративно-прикладного искусства Курганской области.

Региональный компонент включает теоретические знания: характеристику и классификации зауральского орнамента; основные законы композиционного построения и цветового решения далматовских и шадринских ковров; традиционный узор зауральской вышивки; стилизацию орнаментальных мотивов урало-сибирской росписи; новые технологии в современных произведениях народного декоративно-прикладного искусства; данные о творчестве мастеров Курган 86 ской области.

Отбор регионального материала в процессе исследования осуществляется на основе определенных принципов, которые выбрали эксперты: художественной и исторической ценности произведений народных мастеров; многообразия видов художественной обработки материалов в декоративно-прикладном искусстве Курганской области; учета местных народных традиций; принцип эстетического восприятия и познания фольклорно-краеведческого материала.

Народное декоративно-прикладное искусство имеет как теоретический, так и практический аспекты. В процессе профессиональной педагогической подготовки в средних специальных учебных заведениях студенты получают теоретические знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства.

На занятиях учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» студенты получают сведения о роли декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в развитии культуры и общества, истории и перспективах развития декоративно-прикладного искусства и традиционных российских промыслов, усваивают теоретические основы декоративно-прикладного искусства (стили и специфику языка произведений декоративно-прикладного искусства, основы художественного изображения и конструирования), приобретают умения отличать особенности и приемы создания произведений декоративно-прикладного искусства России, владеть основами художественной композиции. Теоретические знания закрепляются в практических работах, в ходе которых студенты свободно изображают элементы росписей народного искусства и русского орнамента. Практические работы частично выполняются в аудиториях с преподавателем, который показывает и отрабатывает со студентами упражнения кистевой росписи, проверяет составленные студентом эскизы, выполнение по ним работ в материале. Данный курс позволяет реализовать задачи, связанные с формированием основ целостной художественной культуры и эстетического вкуса, развитием образного мышления и творческой, эмоциональной активности.

Похожие диссертации на Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа