Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Таболова Элита Солтановна

Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи
<
Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таболова Элита Солтановна. Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владикавказ, 2007 159 с. РГБ ОД, 61:07-13/1457

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические предпосылки формирования основ самоуправления 12

1.1 История зарождения основ самоуправления 12

1.2. Этнические особенности самоуправления на Северном Кавказе 45

Выводы 83

Глава II. Формирование личности средствами общественного самоуправления 87

2.1 Влияние органов общественного самоуправления в современных условиях на формирование личности 87

2.2 Воспитание личности средствами общественного самоуправления в Северной Осетии 109

Выводы 141

Заключение 146

Литература 151

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном российском обществе под действием происходящих перемен на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон духовной жизни народа, мировоззренческих идей, опыта воспитания и обучения детей и молодежи.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Понятие «воспитание»- одно из ведущих в педагогике. Оно принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание-это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

На современном этапе часто обращаются к вековым традициям предков с целью использования их для совершенствования нашей воспитательной практики. По своей сути они отражают в концентрированном виде всю национальную культуру воспитания, о возрождении которой сегодня все чаще стали писать в прессе и говорить в обществе. Недооценка воспитательной роли ранее действующих образовательных систем привела сегодня к негативным последствиям. На наш взгляд, нельзя разрушать ранее практиковавшееся, доказавшее свою эффективность, не давая взамен ничего нового.

В условиях развернувшейся в стране демократизации общества проявляются недостатки нашей воспитательной практики. Появилось много неформальных ученических объединений, основными видами деятельности которых стали: воровство, вымогательство, разбои, тунеядство, рэкет и

4 другие виды правонарушений и уголовных преступлений. Многие дети и подростки не охвачены обучением, происходит своеобразная инфляция духовных ценностей; подростки проявляют равнодушие, нередко жестокость по отношению к окружающим. Они не осознают позитивной роли в физическом и духовном благополучии прогрессивных народных традиций. В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями в глубь веков. Обращения к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать много полезного для решения современных проблем воспитания.

Успешное развитие воспитания подрастающего поколения зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, педагогической культуры народа, и умения использовать опыт народного воспитания в развитии и формировании человека, поэтому одной из важнейших проблем современной педагогической науки является проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта воспитания.

Развитие духовно - нравственного сознания людей, возвышение личности со всеми ее проблемами и запросами, утверждение приоритета общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей -неотъемлемое условие развивающегося общества. Этому должны способствовать все общественные институты, в том числе органы общественного самоуправления (народные собрания, районные, окружные, республиканские и (школьные ныхасы) - («советы старейшин»), родительские советы, сельские сходы и др.) которые, не копируя деятельность государственной власти, систематически работают над возрождением, обновлением и использованием национальных обычаев, обрядов, традиций, ритуалов в современной практике воспитания.

Проблемы этнопедагогики народов Северного Кавказа нашли свое отражение в трудах Б.А. Калоева, М.М. Ковалевского, М.О. Косвена, В.Ф. Миллера, Я.С. Смирнова, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и других.

5 Значительный интерес для исследования проблемы представляют

работы Т.З. Басаевой, А.Ю. Белогурова, И.И. Бираговой, З.С. Бузоевой, М.Б.

Гуртуевой, В.К. Кочисова, З.Т. Джелиевой, Ш.А. Мирзоева, Э.Л. Танклаевой

Б.А. Тахохова, З.И. Цогоевой, Х.С. Черджиева, СР. Чеджемова и другие.

Однако роль органов общественного самоуправления в воспитании

учащейся молодежи Северного Кавказа в исследованиях указанных авторов

получила недостаточное или фрагментарное освещение, что обусловило

выбор темы нашего исследования.

Научно - исследовательский анализ литературных источников и

педагогическая практика позволили выявить противоречия между:

- объективным влиянием органов общественного самоуправления на
формирование личности и протеканием данного процесса в
неупорядоченных стихийных формах.

важностью для общества подготовки учащейся молодежи к целенаправленному освоению социального опыта и преобладающими в образовательных учреждениях единичных, разрозненных мероприятий воспитательного характера.

необходимостью использования в воспитании современной молодежи прогрессивных народных традиций и отсутствием теоретического осмысления воспитательной деятельности органов общественного самоуправления.

Необходимость преодоления наличие данных противоречий определили проблему исследования: выявление эффективных методов, форм и премов работы органов общественного самоуправления народов Северного Кавказа в воспитании учащейся молодежи. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: органы общественного самоуправления народов Северного Кавказа как институт воспитания молодежи.

Предмет исследования: система работы органов общественного самоуправления северокавказских народов по воспитанию учащейся молодежи.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

- представить теоретический анализ информационных источников
(исторических, педагогических, краеведческих, этнографических) по
проблеме исследования;

определить общую структуру органов общественного самоуправления Северного Кавказа и раскрыть их роль в воспитании молодого поколения;

- обосновать универсальную типологическую модель органов
общественного самоуправления, направленную на гармоничное развитие
формирующейся личности;

-раскрыть основные направления деятельности современных органов общественного самоуправления в воспитании молодежи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что органы общественного самоуправления являются эффективным средством воспитания молодежи при условии:

раскрытия воспитательной роли органов общественного самоуправления как в синхронном, так и в диахронном плане;

-научного обоснования содержания, форм и методов воспитательной работы органов общественного самоуправления среди учащейся молодежи;

-разработки типологической модели органа общественного самоуправления, содействующего воспитанию социально активной и культурно-нравственной личности.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально - исторической обусловленности и характере воспитательной деятельности в педагогическом опыте народов; отечественные и зарубежные теории и

7 концепции, раскрывающие особенности нравственного воспитания молодежи, современные этноисторические подходы к развитию культуры и образования; положения об этнической культуре и народных традициях и их воспитательных возможностях; этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н. Волкова.

Ценными для данной исследовательской работы являются труды этнологов, философов, культурологов, психологов, педагогов, освещающих вопросы национальной и общечеловеческой культуры, особенности организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях ( Я.Т. Абрамов, И.Л. Бабич, Р.Х. Гугов, Т.А. Жакомихов, В.Х. Кажаров, Р.И. Леонтович, Е.И. Крупнов, М.А. Меретуков, А.И. Мусукаев, Ш.Б. Ногмов, В.П. Пожидаев, И.М. Сигаури, М.С. Тотоев, К.Д. Ушинский, Г.Д. Чиковани и другие.)

В исследовании избранной темы большую роль сыграло изучение работ, посвященных культуре и быту народов Северного Кавказа, проблемам развития личности в детском объединении (В.И. Абаев, М.М. Блиев, З.А.Ванеев, В.К. Гарданов, Б. Далгат, У.М. Думанов, Ю.В. Кудряшов, В.А. Кудинов, М.М. Ковалевский, М.О. Косвен, В.А. Кузнецов, В.Ф. Миллер, А.А. Магометов, В.И. Маргиев, В.Х. Тменов, Е.Л.Федотова, С. Хан - Гирей, И.В. Цветкова, В.И. Шаранов, Л.А. Чибиров и др.).

Для решения поставленных задач была использована система методов
научно
- педагогического исследования: теоретические (изучение и анализ
психолого- педагогической, краеведческой, этнографической,

социокинетической литературы по теме исследования), эмпирические (индивидуальные беседы с членами общественной организации Стыр Ныхас, Всеосетинского Союза молодёжи, педагогами общеобразовательных школ, высших и средних профессиональных учебных заведений, специалистами отдела по воспитательной работе Министерства образования и науки РСО-Алания, студентами, учащимися школ, анкетирование, изучение системы

8 работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи), организационные (сравнительный, комплексный). Источниковую базу исследования составляют:

- исследования, посвященные проблемам истории, этнографии и
народного образования на Кавказе;

- архивные материалы Центрального Государственного архива РСО -
Алания, Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных
исследований им. В.Абаева;

- материалы общественной организации Стыр Ныхас, Союза
пионерских организаций - Федерации детских организаций;

- материалы ассоциации исследователей детского движения.
Организация и этапы исследования. Диссертационное

исследование проводилось в несколько этапов:

- Первый этап (2001-2002) изучение и анализ исторической,
филосовской, культурологической, психолого-педагогической,
социокинетической, этнопедагогической литературы, накопление
информации о системе работы общественных организации Северного
Кавказа, определение основных направлений научного поиска.

Второй этап (2002-2004) - разработка методологии и методики исследования, формирование его цели и задач; изучение и анализ деятельности Северо-Осетинской организации Стыр Ныхас, Союза пионерских, детских, подростковых организаций; подготовка студентов к научно-практическим конференциям по темам исследования; написание научных статей.

Третий этап (2004-2006) - обобщение и анализ практических данных исследования, их систематизация, корректировка отдельных положений, оформление полученного теоретического и практического материала в диссертационную работу.

9 На защиту выносятся следующие положения:

древнейшие органы общественного самоуправления на Северном Кавказе, известные в истории как народные собрания и советы старейшин, к числу которых относят «Ныхас» в Осетии «Хаса», в Кабарде, «Мехк-кхел» у ваинахов, являлись многоаспектной и действенной воспитательной системой;

модель общественного самоуправления, содействующая формированию духовно-нравственных принципов молодежи в контексте национальной культуры, обеспечивает демократизацию общества и сбалансированность его развития;

этническая особенность в содержании и формах воспитательной работы общественного самоуправления, сохраняет и развивает социальную активность молодежи Северной Осетии, обеспечивает поликультурное воспитание и содействует консолидации молодежи Северного Кавказа в условиях информационного общества;

методы и приемы воспитательного взаимодействия участников общественного самоуправления обеспечивает связь между представителями разных поколений.

Научная новизна исследования:

- исследована роль органов общественного самоуправления в
формировании личности в различные исторические периоды;

проведен целостный анализ этнических особенностей самоуправления северокавказских народов;

показана роль социально-педагогических функций детского движения в определении перспектив развития детских объединений;

раскрыта сущность деятельности массовых общественных организаций, призванных содействовать консолидации молодежи, защищать ее права и законные интересы, всемирно поддерживать и пропагандировать традиционную национальную культуру;

- раскрыты содержания, формы и методы взаимодействия участников модели общественного самоуправления и значение их действий в развитии нравственно устойчивой цельной личности.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью использования его основных положений при чтении лекционных курсов по этнопедагогике, этнопсихологии, культурологии, спецкурса «Традиционная культура северокавказских народов», в исследовании возрастающей роли общественных организаций в разрешении региональных, национальных проблем современности, при изучении работы детских и подростковых организаций в России и за рубежом, а также в деятельности школ Северо-Кавказского региона, используя методы и формы работы общественной организации Стыр Ныхас в воспитании учащейся молодёжи.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем обобщен опыт деятельности и теоретические основы становления и развития воспитательных функций органов общественного самоуправления; рассмотрена деятельность общественных организаций Стыр Ныхас, Всеосетинского Союза Молодежи - призванных содействовать консолидации молодежи Осетии, защите ее прав и законных интересов, всемирной поддержке и пропаганде традиционной национальной культуры.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных целям и задачам исследования методологических подходов, набором методов историко-педагогического анализа, общей логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов. В процессе работы использованы документы, архивные этнографические материалы, данные из периодической печати; труды ведущих отечественных педагогов и просветителей, другая литература,

отражающая историю становления и развития общественного самоуправления на Северном Кавказе.

Апробация и внедрение результатов исследования - нашли отражение в выступлениях перед студентами, аспирантами и преподавателями Северо-Осетинского государственного педагогического института, Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, на курсах повышения квалификации работников образования в СОГПИ и СОРИПКРО при чтении специального курса.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на страница журнала «Образование и наука», Известия УРО РАО; «Высшее образование сегодня», Всероссийских научно-практических конференциях в г.Пенза (сентябрь, октябрь, декабрь 2004 г.), на ежегодных научно- практических конференциях СОГУ им. К.Л.Хетагурова (2003-2006г.) и СОГПИ (2002), а также были внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии СОГПИ по курсу « Этнопедагогика».

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

История зарождения основ самоуправления

Понятие гражданственности в России всегда было связано с понятием сильной централизованной государственной власти, потому что только при наличии этой составляющей российское государство достигало определенных успехов в развитии как внутри страны, так и на международной арене. Двойственность гражданского состояния всегда опиралась в России, с одной стороны, на традиции народной демократии (вечевой, соборный, земский принципы самоуправления), которые противостояли полицейско-бюрократической традиции подчинения государственной власти. С другой стороны, без поддержки сильной центральной власти народом или хотя бы его молчаливого нейтралитета, государство не могло осуществлять свои основные функции. Отсюда и двойственное отношение к государству — поддержка и противостояние одновременно. Раскрыть эти сложные взаимоотношения как особенность гражданского состояния общества в России, показать это в преподавании представляется достаточно сложной задачей, но именно осмысление противоречивого положения российской гражданственности и является базовым моментом в формировании институтов гражданского общества в нашей стране.

Гражданское общественное самосознание появляется не только из экономической и социальной эмпирии, но и из теоретической переработки исторического опыта конкретной страны, и поэтому образование в этой области играет существенную роль в формировании духовно-идеологических основ гражданского общества. Попытки игнорирования отечественного опыта становления гражданственности в России в системе исторического, философского и политологического образования в стране, погоня за новомодными западными теориями и тенденциями в науке приводят на практике к конструированию нежизнеспособных институтов гражданского общества, к искажению в социальных теориях идеалов и нравственных ценностей российского общественного сознания.

Примером сложившегося в науке и практике положения является «неработающий» закон о местном самоуправлении, в котором был скопирован европейский опыт муниципального самоуправления, но совершенно не учтены особенности народного понимания самоуправления в России. Он не получил должной научной обработки, эмпирической проверки на практике инновационных методов внедрения с корреляцией к российской действительности в современных условиях и т.д. Российская история знает много таких примеров, от магистратов при Петре 1 до других нежизнеспособных для России форм местного самоуправления, которые были прилежно скопированы в Европе и с «успехом» не прижились в нашей стране.

Самоуправление прошло длительный исторический путь. Как неполитическая форма организации власти, самоуправление известно уже в первобытном обществе, было распространено в условиях рабовладения, в период феодализма, получило, соответствующее социальной природе и духу времени, воплощение в так называемых вольных городах (Новгород Великий, Висби, Любек, Бремен, Гамбург и др.) и средневековой цеховщине.

В эпоху буржуазных революций идея самоуправления рассматривалась сначала как противовес абсолютизма, а после утверждения буржуазных порядков — центральной государственной власти. Самоуправление было объявлено одним из важнейших проявлений демократии, гарантией свободного и беспрепятственного развития различных областей государства и их населения. Однако на деле, даже при самых последовательных буржуазно-демократических режимах, оно не выходило за рамки решения узкого круга вопросов сугубо местного значения, в целом соответствуя интересам правящих классов. А построенные по сословно-цензовому принципу городские и земские управления в России и их аналоги в других капиталистических странах, составляли важный элемент диктатуры буржуазии или буржуазно-помещичьих верхов.

Проблемы самоуправления занимали особое место в произведениях видных государствоведов, служили предметом острых дискуссий публицистов различных политических партий [14,131]. Но только марксизм -ленинизм, опирающийся на исторический опыт классовой борьбы и достижения передовой мысли человечества, позволил создать подлинно научную теорию становления и развития самоуправления народа. Было доказано, что народное самоуправление, организованное на действительно демократических началах, возможно лишь в результате построения такой политической, экономической и социальной системы, которая обеспечила бы большинству населения возможность свободно выражать и защищать свои интересы [115,8]. Так, например, следующим образом происходило зарождение самоуправления.

Основу общества в IX-X веках составляла местная община. Князь с его дружиной представляли собой привилегированный слой, оторванный от общины. Князь обеспечивал своим старшим дружинникам кормление - право собирать дань с общины. Отдавая одну часть князю, а другую, оставляя себе. Судебные и военные дела общины решались на собраниях, которые назывались "вервь". В городах, которые являлись административными, религиозными и военным центрами племен, получили распространение собрания - «вече» (от слова «ведать»). Собрания не выходили за рамки племен и не имели ничего общего с собранием представительным: слово на собрании давалось только взрослому мужчине, обычно обладавшему землей или ремеслом. Рабы и женщины не могли принимать участия в собрании.

В Новгородской земле в XII веке установилась феодальная республика. Город делился на пять районов- «концов». Концы делились на улицы. Высшим органом власти в Новгороде было собрание свободных горожан -владельцев дворов и усадеб в городе - вече. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения - феодально 15 зависимые люди, не имевшие права голоса. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. Архиепископ не только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями. Пять концов были самоуправляющимися территориально-административными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью Новгородской организации и управления были объединения «уличан», жителей каждой улицы, возглавлявшиеся выборным и старостой и, избиравшимися на

Этнические особенности самоуправления на Северном Кавказе

Межэтнические и межконфессиональные конфликты, захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношения между народами - крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей. Как и в любой семье, в полиэтническом, поликонфессиональном обществе нельзя отрывать от корней, уходящих в далекое прошлое.

Являясь одним из самых пестрых в этнокультурном плане уголков Земли, Северный Кавказ преподносит нам поучительные уроки народной дипломатии. Надо лишь знать суть этих уроков и считаться с их значимостью.

В полной мере право «старшего» осуществлялось на уровне минимальной хозяйственно-экономической единицы - в семейной общине. Вне зависимости от степени сложности общественной структуры (семейная община, патронимия, фамилия) фигура старейшины символизировала для всех членов коллектива власть обычного права, и в его лице персонифицировались традиционные нормы общежития.

В семейных общинах роль главы семьи принадлежала старшему по возрасту мужчине, бывшему, кроме всего прочего, еще и распределителем всего семейного имущества - дома и усадьбы, земли и скота, сельскохозяйственного инвентаря и изделий домашних промыслов [20,68, 86,22,23].

Еще В.Б.Пфаффом отмечено, что старший в роду («хистгер») является «родовым старшиной» [80,139], который наследует старшего по возрасту члена семейной общины, но непременно прямой наследник старшего (отца, старшего сына в линии старшего брата: старший сын второго, третьего, четвертого брата и тд.), «всегда по порядку старшинства рождения» [81,189]. Руководство семейной общиной составляло «естественную привилегию прадеда, деда отца или его старшего брата». В случае нетрудоспособности, глава семьи сам поручал старшему за ним по возрасту выполнять функции главы [42,1, 52-53], однако сохранял за собой право совещательного голоса в семейном совете.

Возраст придавал старейшему авторитет, достаточный для того, чтобы оказывать руководящее влияние при решении общественных дел. Авторитет и влияние старейшего увеличивались при наличии у него выдающихся личных качеств: ума, дара слова, храбрости и др.

Что касается установленных обычным правом правил внутрисемейного поведения, то они, по наблюдениям В.Б.Пфаффа, сводились к обязательному подчинению сына своему отцу, а младшего - старшему. В этом, по его словам, заключается первое правило патриархальной жизни, от исполнения которого зависит поддержание в патриархальном семействе прочного порядка [81,184]. Объем прав и обязанностей главы семейной общины регулировался обычным семейным правом, основными принципами которого являлись «принцип господства мужчины над женщиной как в имущественных, так и в личных отношениях супругов, принцип строгого господства родителей, и в особенности отца над детьми как в имущественных, так и в личных отношениях между родителями и детьми, принцип неравенства детей различного пола в наследственных правах» [21,46]. Контроль над строгим соблюдением этих принципов всеми членами семейной общины являлся прерогативой ее главы, который вместе с тем обладал всей полнотой распорядительной власти во всех областях внутрисемейной жизни [81,184]. Прочность властных позиций главы семейной общины подтверждалась не только его исключительным правом распределения труда между всеми трудоспособными членами коллектива, которая вместе с тем являлась и правом распоряжения всей хозяйственной деятельностью семьи, но и наделением его функциями полномочного и единоличного представителя исполнительной власти. В.Б.Пфафф заметил: «даже всемогущий Ныхас не имеет над отдельным человеком никакой власти:... приговоры его... исполнялись не через общественные должностные лица, но единственно через отца подсудимого» [81,196].

Старейшина занимал ведущие позиции и в организации духовной жизни семейной общины, выполняя функцию посредника между земным и небесным миром, они возносят молитвы в молитвенных местах, на общественных пирах, поминках. Руководство, которое осуществляли старейшие, было совершенно лишено принудительного характера, оно принималось членами рода свободно, поскольку в том или другом случае оно могло быть признано целесообразным.

Фигура старейшины обставлялась не только соответствующей внешней атрибутикой [46,15,44,45], но и особыми правилами внутрисемейного этикета, подчеркивавшими его статусную позицию старшего в семье [99,100,76,23].

Многозначность понятия власти ее полифункциональность на уровне семейной общины отмечена нормами обычного права, зафиксированными в адатах кавказских горцев. «Во главе общины стоял старейший по возрасту -отец, дед, прадед, а после смерти его старший брат, - отмечает 3. Н. Ванеев -Под его руководством велось хозяйство общины и вообще регулировалась вся ее жизнь. Руководство главы семьи было основано на авторитете, принадлежавшем старшему по возрасту, и составляло естественную привилегию прадеда, деда, отца или его старшего брата». [17,61] Глава осетинской семейной общины занимал свое лидирующее положение по праву первородства. Он являлся полновластным хозяином всего семейно-общинного имущества, и власть его внутри семьи была безгранична.

Характеризуя круг функциональных обязанностей главы семьи, З.Н.Ванеев интуитивно развел понятия «власть», «руководство», и «авторитет», подчеркнув при этом, что способ управления семейными делами не вполне соотносится с исполнением властных функций.

Глава осетинской семейной общины назывался хадзары-хицау (глава дома). Как свидетельствуют материалы об отсутствии выборного начала в осетинской семейной общине, вопреки утверждению М.Ковалевского, отмечавшего, что у осетин «при недовольстве старшим или старшею, двор вправе сменить их и назначить на их место лучшего хозяина» [41,112]. Это свидетельствует о нарушении демократических начал первобытнообщинного строя. Глава осетинской семейной общины, обладавший огромным авторитетом, никем не избирался, а должность его переходила по наследству от деда к отцу, от отца к сыну. От личных качеств и авторитета главы семьи во многом зависело материальное благополучие, сплоченность семьи и весь внутрисемейный порядок, обеспечивавший ее прочное существование. Характерно, что распад подавляющего большинства осетинских семейных общин происходил именно после смерти их глав, когда семьи лишались своих авторитетных руководителей.

Влияние органов общественного самоуправления в современных условиях на формирование личности

В начале 90-х годов XX века в нашей стране произошли серьезные изменения в системе образования и воспитания. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа ставит перед собой задачу посредством воспитания изменять деформированную тоталитарным режимом психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека. Обозначены новые ориентиры воспитания высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности, самостоятельности. Уходят в прошлое моноидеологическое, коммунистическое воспитание, идеологическая конфронтация, оказавшие негативное влияние на воспитание. Современная образовательная система претерпела значительные преобразования: сократились сроки обязательного обучения, сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения; религиозное обучение (оно является частным делом граждан); вариативность школьных программ и многое другое. Заметно изменились подходы и к содержанию образования. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материалов, предлагаются учебные программы с тремя составляющими: федеральным, регионально — национальным и школьным компонентами. Федеральный компонент должен обеспечить целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены общекультурные курсы: русский язык, математика, информатика, физика, химия и астрономия. Национально — региональный компонент должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное своеобразие культуры: родной язык и литература, история и география региона и т.п.), а школьный компонент специфику образовательного учреждения. Базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных программ. Вариативность должна усиливаться от младших классов к старшим.

Вся система образования в России подчинена федеральному министерству, органам управления субъектов Российской Федерации, местным муниципальным органам управления. Управление учебными заведениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свой учебно-воспитательный план на основе федерального и регионального компонентов, имеет право по просьбе родителей открывать группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и коррекционные классы; решает вопросы о переводе учащихся в следующий класс и т.п.

В современной российской школе большое место занимает воспитание, которое направлено на поощрение самостоятельности и гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретают принципы воспитания, основанные на сотрудничестве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса: возникают доверительные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. Сегодня практически во всех школах имеются ученические комитеты. Однако фактически они служат для манипуляции детьми. Поэтому продолжается поиск иных форм ученического самоуправления. В средних учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Помимо вопросов обучения они занимаются социальными проблемами учеников и учителей. Но следует отметить, что пока школьные советы есть не во всех школах. Роль учеников в них крайне незначительна, обычно реальная власть принадлежит директору. Российские педагоги реализуют некоторые проекты, способствующие интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, в некоторых учебных заведениях с середины 90-х годов стали действовать евроклубы, участники которых специально расширяют свои знания о странах Европейского союза. Заметно увеличились масштабы поликультурного воспитания. С 1990-х годов в нерусских школах в качестве обязательного компонента введены программы родного языка, истории и культуры. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках, но и в местах их компактного проживания в других регионах. По - новому решаются задачи гражданского воспитания. Развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс, что означает взгляд на отечественную и мировую культуру как на единый и сложный поток приобщения к общечеловеческим ценностям. Новое время потребовало от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально — педагогическим реалиям. Современное гражданское воспитание — это воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В решении этих проблем по некоторым конкретным направлениям уже имеются интересные находки и позитивные результаты. Тем не менее, в массовой практике в школе существенных изменений еще не произошло, многие педагоги затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, в частности, в выборе средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Известный польский педагог-гуманист Януш Корчак писал, что личность является единственным оплотом человечности в обществе.

Продолжая эту мысль, можно сказать, что развитая личность - единственный оплот государственности, основа развития общества. Отношение к детям - это отношение к будущему. Общеизвестно, что детский возраст решающий для становления личности, для формирования представления человека о мире и своем месте в нем. Не случайно говорится, что «мир управляется из детской». Но дети - это не только демографическая категория, контингент учащихся, но и социально активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. Современная тенденция такова, что социальная активность детей возрастает, формы ее проявления становятся разнообразнее и негативные факты подростковой активности, которыми пестрят СМИ, подтверждают этот тезис. Большие возможности способствовать развитию социальной активности детей и подростков заложены в деятельности детских общественных организаций, представляющих собой социально-педагогический феномен XX века. Ведь стремление к объединению - естественная потребность детства. В совместной деятельности добровольного объединения ребята реализуют важнейшие в детском и юношеском возрасте потребности самоопределения и самореализации [12,35].

Воспитание личности средствами общественного самоуправления в Северной Осетии

Общеизвестно, что вечный путь истории - это старое в новых обстоятельствах. Повторяются открытия, экономические спады и подъемы, древние пороки, властолюбие, глупость, надежда. В культуре каждой нации лежит часть разгадки смысла человеческой жизни. И в этом контексте сохранение традиций - это наследие главных качеств созидательной духовной энергии народа. От часа своего рождения до последней секунды мы живем в долгу и перед землей, взрастившей нас, и перед национальной культурой, сообщившей нам все доброе, прочное, нравственное, что называется теплотой патриотизма. Это бесценное качество можно измерить только возвращением душевного долга отчему дому.

Да, память и культура - это совесть многих поколений, всех тех, кто жил, строил, любил, страдал, отстаивал свои ценности, до нас, и тех, кто живет сейчас. В этом нет ностальгического чувства по ушедшему. Разрушая прошлое, мы утрачиваем нечто невосполнимое, изменяя самим себе, истокам своей души, подтачивая и охлаждая самое высокое человеческое чувство -любовь к Отечеству, к Родине.

Педагог по роду своей деятельности выступает создателем и хранителем духовных ценностей, своеобразным часовым своего времени, своей земли, своей культуры. Думая о воспитании ("Кто останется после нас?"), важно быть неторопливым и осмотрительным среди головокружительного течения дней, в потоке новшеств и мод, так как в несовершенной современной цивилизации быстрее всего устаревает, ветшает скороспелое, а незыблемым, прочным остается значительное, созданное многими столетиями.

Близка мысль Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора о важности адекватного восприятия мира. «Восприятие является единственной реальностью, через которую мы пытаемся говорить с миром, но также единственным барьером в нашем диалоге с окружающим». Еще у человека нет позитивного образа окружающего его мира, мир становится "без образным", безобразным.

Барьеры восприятия порождают глобальную проблему отчуждения человека от природы, культуры, от самого себя. Наркотики - лишь следствие неспособности иначе преобразить свой ограниченный мир. Отчужденный человек стремится решать возникающие проблемы через насилие, агрессию ,над природой, над обществом, а, прежде всего - над собой.

На рубеже тысячелетий для России, как многонационального государства, чрезвычайно важной становится деятельность, направленная на поиск объединяющей идеи, способной консолидировать нацию, содействующей сопряжению разнородных интересов различных слоев общества.

Грамотная и сильная воспитательная политика - существенное условие консолидации и сохранения целостности России. Развивающееся детское движение, являясь частью формирующейся воспитательной системы, начинает играть и важную интегрирующую роль, выступает фактором общественной жизни страны.

Каким должен быть дух и облик современной детской общественной организации, чтобы, вобрав в себя все позитивное из ЮО-летнего опыта детского движения, объединить на этой основе разрозненные детские общественные объединения, их педагогических лидеров? Крупнейший российский историк конца XIX - начала XX века В.О.Ключевский писал, что историком должен быть в определенной степени каждый человек - для того чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином, наследником славных страниц истории своего Отечества, ибо история дает идею движения, помогает ощутить связь со своим народом, с другими поколениями, формирует и укрепляет исторический оптимизм [53,25].

Во всех цивилизованных странах важнейшей частью государственной политики является воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к

своей Родине, к своим дедам и прадедам. Человеческая жизнь бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к народным героям, к заветам и победам наших предков.

Вестернизация информации, пропаганда катастрофизма и неустроенности России заметно снижает национальное чувство, ведет к дегероизации общественной жизни. Российский экономист Н.Б.Струве в начале XX века писал: "Мы скажем каждому российскому юноше: "России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого, и чаял, и требовал величия для ее будущего. Ибо этими святынями творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила... В этом смысле прошлое России, и только оно, есть залог ее будущего".

Буквальное значение слова "культура" как возделывание хозяйства с античных времен распространилось и на человека, возделывание его личности, духовности. Не случайно великие империи рушились из- за упадка культуры. Идеи памяти, совести не только в историческом, но, прежде всего, в нравственно-духовном смысле центральные для национального российского сознания, отечественной культуры. "Культура человечества в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность",- писал академик Д.С. Лихачев. Мы часто путаем цивилизацию с культурой Цивилизация - это лишь толика культуры, ее тень, односторонняя проекция, которая часто ставит человеку ловушку, обещая комфорт и удобства. Она навязывает потребности в вещах и нескончаемую жажду потребления. Но цивилизация не должна властвовать и манипулировать человеком.[55,78]

Мы являемся свидетелями драмы отечественной культуры. Вопрос может стоять так: обратима ли деструкция, порожденная этим кризисом? Очевидно, что и личность, и культура сегодня остро нуждаются в защите от нравственного распада. Как ни парадоксально, но для культуры сегодня наиболее перспективное будущее - это ее прошлое. Общеизвестны пушкинские слова- "Преданья старины глубокой". Однако здесь традиция -не просто синоним старого. Пушкин помогает ценить традицию именно за те качества, которыми бывает отмечено лишь новое. Наследие традиции - не след, по которому можно разыскать и восстановить лишь старину. След культурной традиции уводит не назад, а вперед, предлагает верно двигаться дальше. Традиция, наследие - это то, что целостно, актуально всегда. В условиях недостаточно выраженной государственной идеологии определяющую роль призвана выполнять семья как традиционно-культурный институт, соответствующие ей ценностные ориентации. Объективно возрастает роль этнической общности, в большей мере сохраняющей в себе элементы культурной традиции и социальной защищенности. Это свидетельствует о важности этнокультурного аспекта воспитания.

Похожие диссертации на Система работы органов общественного самоуправления в воспитании учащейся молодежи