Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система воспитания ценностного отношения к материнству Рудова Наталья Евгеньевна

Система воспитания ценностного отношения к материнству
<
Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству Система воспитания ценностного отношения к материнству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рудова Наталья Евгеньевна. Система воспитания ценностного отношения к материнству : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рудова Наталья Евгеньевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 208 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы воспитания ценностного отношения к материнству

1.1. Генезис понятия «материнство» 15

1.2. Феномен материнства в современной научно-исследовательской мысли 42

1.3. Аксиологический подход в осмыслении материнства как социально-педагогического явления 55

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи

2.1. Особенности восприятия феномена материнства как ценности в представлениях учащейся молодежи 76

2.2. Формирование позитивного отношения к материнству у старшеклассников и студенчества 113

2.3. Реализация принципов духовно-нравственного воспитания в процессе формирования ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи 150

Заключение 171

Библиография 176

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века российское общество находилось в состоянии развивающегося кризиса рождаемости и только в 2008 году падение рождаемости было остановлено. В отчетном докладе правительства в Госдуме в апреле 2009 года премьер-министр В.В.Путин отметил, что рождаемость была самой высокой со времени конца 80-х годов XX века. Как показывают многочисленные социально-психологические исследования нежелание иметь детей связано не с материальным благополучием семьи, а с духовно-нравственным кризисом, с разрушением традиций отечественной духовно-нравственной культуры. По данным социологов растет отчуждение подрастающих поколений от семьи. В обществе происходит трансформация ценностей. Во-первых, выбор молодежи все чаще падает на достижение карьерного роста, при этом создание семьи рассматривается как отвлечение и помеха в реализации поставленных жизненно важных целей. Во-вторых, взгляды на будущее биографическое проектирование и должное брачно-семейном поведение формируются стихийно.

В возрасте 12-20 лет у учащейся молодежи актуализируется отношение к противоположному полу, к возможности создания семьи, к феномену материнства, так как в этом возрасте достигается физиологическая зрелость, активно заимствуются образы и стереотипы поведения в социуме, оценивается опыт старших поколений и происходит поиск смысла жизни. Однако все явственнее сегодня обнаруживается тенденция безответственного отношения подрастающего поколения к своему нравственному, психическому и физическому здоровью, что предопределяет несостоятельность будущего родитель-ства. Поэтому требуется педагогический анализ состояния современного общества и исследование первопричин кризиса семьи, которые решаются в аксиологическом поле проблем. Важнейшим средством для их решения является духовно-нравственное воспитание личности.

Проблема воспитания ценностного отношения к семье у учащейся молодежи в современных социокультурных условиях стала широко разрабатываемой. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М.Андреевой, Ю.В.Васильевой, С.В.Дармодехина, О.Л.Зверевой, Е.И.Зритневой, Т.А.Куликовой, Е.Н.Сорочинской, В.Н.Ступиной, П.П.Пивненко, А.А.Платоновой, Л.Н.Урбанович и др.) к проблемам семьи и воспитания будущего семьянина в современной России.

Особо важным в условиях обострившегося кризиса семьи является воспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущему материнству. Достаточно полно разработанные в современной науке вопросы собственно ценностей и ценностных ориентации личности нашли свое отражение в исследованиях известных отечественных педагогов (З.И.Васильева, И.Ф.Исаев, А.В.Кирьякова, В.А.Сластенин и др.).

Изучению духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы посвящены исследования В.А.Беляевой, А.С.Метелягина, Т.И.Петраковой, З.И.Саласкиной, А.Д.Солдатенкова, И.А.Соловцовой и др.

Однако в проведенных исследованиях, как правило, с одной стороны, анализируются общие теоретико-методологические подходы к развитию ценностных отношений, с другой, - рассматриваются частные вопросы, среди которых ценностные оценки материнства отсутствуют.В этих работах исследователями представлены проблемы воспитания у старшеклассников и студентов ценностного отношения к семье, к формированию осознанного отношения к будущей семейной жизни. Но, вместе с тем, в исследованиях совсем не отражена необходимость духовно-нравственного воспитания как основы формирования ценностного отношения к материнству. Поэтому проблема воспитания ценностного отношения к материнству в современном российском обществе актуальна и требует скорейшего научного и практического разрешения.

Данное диссертационное исследование выполнено в критериях воспитания, соответствующих отечественной педагогической традиции. Приоритетное внимание в них уделяется необходимости формирования духовной компоненты личности, определяющей жизненную позицию и отношение к своему будущему биографическому проектированию.

Становление позитивной мотивации к будущему родительству как лично-стно-значимой, содержащей смысл жизненной перспективы осложнено в современных условиях рядом противоречий.

Это противоречия:

между готовностью признать особо важными законное супружество, отцовство и материнство и девальвацией традиционной формы совместной жизни;

между осознанием необходимости социально-педагогического и культурного воспитания будущей матери и неразработанностью этого вопроса в современных педагогических исследованиях;

между потребностью формирования позитивного ценностного отношения к феномену материнства и неподготовленностью участников образовательного процесса к данной деятельности;

между социально-педагогической востребованностью воспитания ценностного отношения к материнству и фрагментарным решением проблем в системе воспитания молодежи;

между культивированием материнства в воспитательном процессе и дискредитацией его обществом.

Задача настоящего исследования заключается в обосновании и разработке системы воспитания ценностного отношения к материнству. Причем обращение к опыту традиционной отечественной педагогики, на наш взгляд, в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство сегодня остро нуждаются в образовательной системе, обеспечивающей нравственное

укрепление современного российского общества и улучшение демографической стабильности в стране.

Актуальность исследования, выявленные противоречия, отсутствие четких теоретических научных ориентиров в обозначенной проблеме, личный интерес автора обусловили выбор темы исследования - «Система воспитания ценностного отношения к материнству».

Объект исследования: система воспитания учащейся молодежи.

Предмет исследования: формирование позитивно-ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи.

Цель исследования: выявить и научно обосновать систему воспитания ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование позитивно-ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи будет успешно реализовано, если:

будет уточнена сущность духовно-нравственного воспитания ценностного отношения к материнству в современных условиях;

процесс формирования ценностного отношения к материнству будет осуществляться в контексте аксиологического и системного подходов в духовно-нравственном воспитании;

концептуальные основы формирования ценностного отношения к материнству будут опираться на основополагающие принципы отечественной педагогической традиции, что обеспечит продуктивный процесс формирования нравственности учащейся молодежи.

Задачи исследования:

осуществить феноменологический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания ценностного отношения к материнству учащейся молодежи в современных социокультурных условиях;

обосновать совокупность положений системы воспитания ценностного отношения к материнству, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования;

осуществить педагогический анализ генезиса понятия «материнство» в качестве сущностной составляющей духовно-нравственного воспитания ценностного отношения к феномену материнства;

провести лонгитюдное исследование сформированности ценностного отношения к материнству и опытно-экспериментальную работу по апробации этой системы, включающей координацию деятельности педагогического коллектива, воспитанников и их родителей;

разработать содержательные основы системы воспитания ценностного отношения к материнству на примере работы методических объединений учителей-предметников, семинаров для родителей, методических разработок праздников, учебных занятий, факультативов, элективных курсов, бесед.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, материалов исследования по проблеме; изучение и обобщение существующего педагогического опыта; контент-анализ понятийно-категориального аппарата, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, этапы опытно-экспериментальной работы; методы измерения и обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Теоретический анализ предварял, сопутствовал и завершал разработку проблемы.

Методологической основой исследования является аксиологический подход, позволяющий исследовать духовно-нравственное воспитание ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи, а также системный и культурологический подходы. Общую методологию исследования составляют:

- важнейшие положения теории духовно-нравственного воспитания «цен
ностей», «ценностных отношений» в философии, социологии, психологии,
педагогике (Т.И.Власова, И.А.Ильин, Е.И.Шестун, Н.Н.Лебедева,
Л.М.Лузина, И.А.Соловцова, В.А.Сухомлинский, Г.И.Шиманский,
Т.И.Петракова, Г.Г.Фомина и др.);

- гуманистическая парадигма воспитания, концепции личностно-
ориентированного воспитания (Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева,
В.П.Зинченко и др.);

- системный подход, который ориентирует на формирование личности как
единого целого (А.Д.Алферов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, И.Б.Котова,
А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.Т.Фоменко, Е.Н.Шиянов и др.).

Также в качестве методологических выступали положения о личности как субъекте собственной жизнедеятельности'и о единстве сознания и деятельности.

Теоретическая основа исследования базируется на:

- основополагающих трудах классиков педагогики, отражающих-проблемы
семейного воспитания (Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, НіИ.Пирогов,
В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.);

теории «ценностей», «ценностных отношений» (И.С.Артюхова, Е.К.Киприянова, Н.А.Кирилова, И.С.Кон, Б.С.Круглов, В.М.Кузнецов, Н.О.Лосский, А.В.Мудрик, А.С.Шаров, В.А.Ядов и др.);

теории целостного педагогического процесса, его социально-психологической обусловленности как системы (Ю.К.Бабанский, Е.И.Казакина, О.В.Заславская, А.В.Мудрик, Н.Л.Селиванова);

- основных положениях современных концепций православного семейного
воспитания (игумен Георгий (Шестун),. Т.А.Берсенева, М.В.Захарченко,
Т.И.Петракова, О.М.Потаповская, В.И.Слободчиков, И.А.Соловцова и др.),
отражающих процесс социализации ребенка в семье, подготовку к браку и
семейной жизни (Г.И.Шиманский, В.А. Сухомлинский, И.А.Арабов,

В.И.Барский, И.В.Бестужев-Лада, И.В.Гребенников, И.В.Дубровина, С.В.Ковалев, Т.А.Куликова, В.Э.Пахальян, Н.Н.Толстых, Т.А.Флоренская, В.Э.Чудновский, З.А.Янкова и др.).

Эмпирическим базисом исследования выступал собственный многолетний опыт профессиональной педагогической деятельности автора в следующих учреждениях: общеобразовательные школы № 147 и 164 Красногвардейского района, школа №317 Адмиралтейского района, Женская Александрийская гимназия (шк. № 628), социально-реабилитационный Центр «Дом Милосердия», колледж «Станкоэлектрон», Православное радио СПб., Свято-Иоанновские епархиальные педагогические курсы, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. В исследовании принимало участие 1365 респондентов.

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось с 1993 по 2008 годы.

На первом этапе (1993-2000 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике духовно-нравственного воспитания ценностного отношения к материнству, изучалась философская и психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме. Определялся понятийный аппарат исследования, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, выявлялись обострившиеся противоречия, формулировались проблемы. Был спроектирован и проведен констатирующий эксперимент. Основные методы исследования на данном этапе: методы теоретического исследования изучаемой проблемы, изучение и анализ научной литературы, эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение и анкетирование.

Второй этап (2000-2005 гг.). На данном этапе обосновывалась и строилась теоретическая модель воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к феномену материнства, уточнялись данные предварительного исследования, апробировался вариант реализации разработанных теоретических

предпосылок в практике воспитания; был организован повторный этап констатирующего эксперимента, на основе которого осуществлялась подготовка формирующего эксперимента. Были теоретически обоснованы педагогические условия реализации классификации обобщенных моделей материнства, доказана их необходимость. На втором этапе применялись следующие методы исследования: теоретические методы исследования, моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое лонгитюдное наблюдение, тестирование, анкетирование, методы математической статистики, контент-анализ.

Третий этап (2005-2008 гг.). На третьем этапе проводилось обобщение формирующей опытно-экспериментальной работы, анализировались, обобщались и систематизировались результаты исследования, которые подтвердили гипотезу. Были обобщены результаты исследования и оформлен текст диссертации. На данном этапе применялись следующие методы: педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов учебной деятельности, систематизация, методы математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «материнство» как педагогическое понятие: Материнство - это
жизнеобразующее природно-генетическое сущностное начало личности, ин
тегрированная ценность индивидуального сознания, реализуемая матерью
силой жертвенной любви в деятельности по обеспечению гармоничного раз
вития ребенка в воспитательно-образовательном служении человеческому
роду.

Включение понятия «материнство» в категориальный аппарат педагогики позволит проектировать систему воспитания ценностного отношения к материнству у подрастающих поколений.

2. Ценностное отношение к материнству выступает в качестве сформиро
ванной личностной позиции, выражающейся в перспективном биографиче
ском проектировании, и соответствует определенным критериям (показате-

лям): информационно-содержательный (база знаний духовно-нравственных основ жизни); ценностно-смысловой (ответственность будущего родительст-ва перед ценностью жизни будущего ребенка); потребностно-мотивационный (сформированность естественных стремлений к полноценному материнству). Как педагогический феномен, ценностное отношение к материнству непосредственно связано с интересами, мотивами, потребностями, развитием ценностной сферы учащейся молодежи.

3. Система воспитания ценностного отношения к материнству характери
зуется:

приобщением учащейся молодежи к духовно-нравственным ценностям;

формированием жизненного опыта, ценностного отношения к будущему родительству, смыслов и способов поведения учащейся молодежи в семье;

осуществлением духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических, экзистенциальных и религиозных ценностей;

разнообразием форм, методов и средств воспитания, способствующих единению усилий семьи и школы;

расширением социокультурной среды образовательного учреждения, в которой значение материнства приобретает для воспитанников личностный смысл, оценивается его значимость для себя и для жизни общества.

  1. Характеристика мотивов направленности личности по отношению к ценности материнства, к будущему биографическому проектированию определяется идеалами, сформированными в родительской семье в сочетании с тенденциями социума. Выбор формы современного материнства (адекватного или девиантного) определяется преимущественно типом семьи, в которой воспитывалась будущая мать.

  2. Готовность учащейся молодежи к восприятию материнства как ценности и смысла жизни является динамической, интегративной характеристикой личности. Готовность отражается не только в сознании и самосознании будущей матери, но и в освоении одного из уровней (потенциальный, удовле-

творительный, актуализированный), обеспечивающих способность личности к осуществлению адекватного проектирования будущего родительства. Научная новизна исследования определяется тем, что в исследовании:

впервые в отечественном педагогическом знании проблема воспитания ценностного отношения к феномену материнства представлена специальным предметом исследования как элемента ценностной структуры личности;

на основе теоретических предпосылок, созданных на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии, разработана целостная педагогическая система воспитания ценностного отношения к материнству, совокупность положений которой представляет собой решение актуальной педагогической проблемы;

дано определение формируемого личностного образования с учетом его структуры, уровней и критериев, а также особенностей его объектных характеристик; разработана система воспитания ценностного отношения к материнству у современной учащейся молодежи;

впервые рассмотрена проблема актуализации ценностей материнства в жизненных планах будущего проектирования семьи учащейся молодежью с позиции системного и аксиологического подходов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что;

доказана значимость воспитания ценностного отношения к материнству у учащейся молодежи как решение важной педагогической проблемы укрепления семьи;

уточнены ценностные характеристики феномена материнства как смыслообразующего фактора в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи;

определены критерии и показатели ценностного отношения учащейся молодежи к материнству: информационно-содержательный (база знаний духовно-нравственных основ жизни); ценностно-смысловой (ответственность будущего родительства перед ценностью жизни будущего ребенка); потреб-

ностно-мотивационный (сформированность естественных стремлений к полноценному материнству).

выявлены уровни развития у современной учащейся молодежи положительной мотивации к ценностям материнства: потенциальный уровень (минимальный объем представлений о материнстве, неосознанное отношение к роли матери, рождению и воспитанию детей; эмоциональная пассивность, отсутствие стремления к созданию собственной семьи); удовлетворительный уровень (имеется расплывчатое представление о материнстве как ценности, несформированность устойчивого интереса); актуализированный уровень характеризуется высокими нравственными качествами, проявлением устойчивого интереса к браку и созданию семьи, имеются позитивные ожидания от будущего материнства, но отсутствует осознанное отношение к нему как ценности;

обосновано единство в многообразии принципов воспитания ценностного отношения к материнству и понятийно-категориального аппарата современной гуманистически ориентированной парадигмы в процессе духовно-нравственного воспитания.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в практике образовательных учреждений педагогической системы, разработанной автором, с целью духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Эта система включает в себя методику руководства методическими объединениями классных руководителей, учителей-предметников; подготовку и проведение семинаров для поддержки родителей, создание учебно-методического комплекса, в котором, помимо методических разработок проведения праздников, учебных занятий по различным предметам гуманитарного цикла, - представлен элективный курс «Материнство как духовно-нравственная ценность и предопределенный смысл жизни». Данное исследование может оказать существенную помощь также в работе над повышением компетентности педагогов по проблемам духовно-

нравственного воспитания и образования, в том числе при формировании ценностного отношения к материнству у учащейся молодежи.

Достоверность основных выводов и результатов исследования обусловлена последовательной реализацией избранного методологического подхода, использованием комплекса методов: теоретических (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный и системный анализ, контент-анализ, моделирование, проектирование), и эмпирических (лонгитюдное наблюдение, анализ деятельности по духовно-нравственному воспитанию участников образовательного процесса, методы опроса), выступающих во взаимосвязи и взаимодополнении.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась:

в опытно-экспериментальной работе при личном участии автора;

в 8 научных публикациях, среди которых две публикации в издании из реестра ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации;

в докладах Покровских педагогических чтений - 2001-2003;

в проведении образовательных семинаров и заседаний «круглых столов» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (2005-2008);

в цикле лекций по проблемам современного женского благочестия (2005-2006), прочитанном на епархиальных Свято-Иоановских педагогических курсах (СПб.);

в докладах Тихвинских Рождественских чтений (2007-2008);

в сообщении на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, составивших 175 стр., а также библиографии и приложений.

Генезис понятия «материнство»

В истории общества с каждой новой эпохой его развития можно наблюдать, что первостепенным для идеологов, защищающих проводимые преобразования, становятся новые подходы в изучении проблем духовно-нравственных ценностей. Обращенность к проблемам материнства является одним из приоритетных направлений отечественной науки о человеке, так как материнство, как свидетельствует история человечества, всегда занимало и занимает приоритетное место среди ценностей человеческой жизни. Материнство и отцовство - это базовые компоненты полной семьи. Их ценностное формирование является главной целью современной родительской педагогики.

По мнению ряда ученых-педагогов (М.А.Дьячкова, Т.И.Петракова, О.М.Потаповская и др.) духовная природа семьи является главной составляющей внутренней гармонии и влияет на жизнь общества, поскольку определяет приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Условия семьи и ее структура определяют отношения между членами семьи, тем самым формируя отношение к будущему родительству. В своих трудах, посвященных внутрисемейным отношениям, И.А.Ильин отмечал, что добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: - первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение» [52]. Эти родительские образы философ называл источниками духовной любви и духовной веры человека. Именно в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, подавляется эгоизм, - из любви семейной вырастает любовь и уважение к своему роду и к человечеству. Семья не просто правовая или юридическая общность и не только средство создания комфортности существования. Семья - источник воспитания будущего отцовства и материнства.

Вместе с тем, генетический анализ проблем материнства как духовно-нравственной ценности выявляет существование различных позиций толкования понятия «духовно-нравственное воспитание». К 2008 году проведено более 400 исследований отечественными и зарубежными педагогами по проблемам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Значительное внимание исследователи уделяют теоретико-методологическим основам и практике воспитания духовности современных школьников (Б.С.Братусь.; Т.И.Власова; В.П.Зинченко; И.И.Купцов; Т.И.Петракова, В.И.Слободчиков; И.А.Соловцова; В.Д.Шадриков и др.). Наибольшее число выполненных диссертационных работ посвящено выявлению факторов духовно-нравственного воспитания (А.С.Лазарев, В.В.Игнатова, Т.И.Яковук и ДР-) В системе факторов формирования духовных ценностей личности, как наиболее значимые, определены проблемы генеалогической традиции и потенциала семьи (Ю.О.Баикина, Т.А.Берсенева, Л.В.Володина и др.). Следует отметить, что в обозначенных исследованиях систематически проводится анализ влияния традиционной культуры на уклад жизни семьи и на народную педагогику в целом. Поскольку отечественной культурной традицией для России является православие,- многие авторы рассматривают духовно-нравственные ценности православия как основной фактор семейного воспи тания детей, что соответствует дореволюционной отечественной педагогической традиции (И.А.Кузнецова, Л.А.Рябова и др.).

В реестре 2000-2008 гг. выполненных психолого-педагогических работ есть и диссертации, посвященные проблемам формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассников и студентов (А.М.Аджиева, Л.В.Каршинова, О.Е. Шматько и др.).

Изучение педагогической литературы и выполненных психолого-педагогических исследований в области духовно-нравственного воспитания позволяет констатировать, что вопросы в области формирования ценностного отношения к будущему материнству у учащейся молодежи остаются вне педагогического внимания. Как правило, они представлены в общем ряду проблем семейного воспитания, без конкретизации путей и средств духовно-нравственного развития в виду отсутствия духовно-нравственных критериев в арсенале ценностей современной педагогической системы, не рассматривающей целостность человеческой природы.

Духовно-нравственное воспитание - это процесс, органично соединяющий цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, представляющий систему органически осознанной жизни в поэтапном усвоении традиционных ценностей своего народа через его культуру, веру и высшие жизненные смыслы. Система - это целостный механизм, состоящий из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство, подчиненное духовной доминанте (традиции или идее). Духовная доминанта (традиция или идея), определяет цель направленности работы системы. На пути к достижению цели лежит множество осуществляемых задач, решение которых определяет результат достижения цели. В основании решения задач для достижения цели лежит труд, прежде всего духовный, и количество трудовых затрат определяет результат осуществления цели. Необходимо заметить, что в понятие «труд» осуществляется всей целостностью природы человека, т.е. духом, душой и телом в иерархической соподчинен-ности: дух определяет идею, мысли, стремления, т.е. саму цель; душа реализует мысли и стремления деятельностью настроения, чувства, желания, которые тело осуществляет в физическом действии задуманного и прочувствованного как конечный результат. Каков в человеке дух, таковы и его цели, или какова цель системы, такова ее духовность. Таким образом труд духа, души и тела выявляет целостный результат действия системы. Если же система не развивает какой-либо потенциал, то цель не может быть достигнута. Система воспитания ценностного отношения к материнству предполагает целостное формирование всех трех потенциалов, выражающихся в мировоззрении будущей матери и определяющих ее жизненные принципы. Задачи системы духовно-нравственного воспитания будущего материнства заключаются в развитии природно-генетического потенциала будущей матери в соответствии с традициями культуры. Особенно важно каково воспитание будущей матери, поскольку процесс воспитания ребенка начинается задолго до его рождения. Осуществление этого пути начинается с первых мгновений жизни в семье собственной матерью. Таким образом принципы природосо-образности и культуросообразности должны быть раскрыты в реализации системы воспитания ценностного отношения к материнству через развитие целостности трехсоставного потенциала личности будущей матери.

Феномен материнства в современной научно-исследовательской мысли

Изучение философской, богословской, психологической, научно-педагогической и специальной литературы, а также результаты, полученные в ходе проведения диссертационных исследований, показали, что феномен материнства на протяжении всех периодов развития человеческого общества тесно связан с нравственной культурой и религиозной традицией народа. Мать, воспитывая ребенка, передает ему языковые, музыкальные, мировоззренческие особенности традиций своего народа, при этом внутренние сущностные законы формирования материнства в человеческой природе остаются неизменными.

Феномен материнства неразрывно связан и является сердцевиной феномена семьи. История всего человечества свидетельствует о первостепенной ценности семьи. Семья - первый и главный общественный институт. Разрушение семьи неизбежно ведет к разрушению государства. И вместе с тем, сохранение семьи как транслятора традиций народа,- сохраняет здоровый генофонд и целостность культуры, что в свою очередь укрепляет государственную мощь. Век технического прогресса вынес проблемы семьи, материнства и детства на форумы массового обсуждения, обнаружив серьезные проблемы нравственной деформации общества в безответственном отношении к зарождению и формированию жизни личности.

Приступая к анализу проведенных исследований по проблемам формирования ценностного отношения материнства у учащейся молодежи в различных отраслях знаний, первоначально были сформулированы вопросы, которые помогли придать системность и целостность понимания феномена материнства. Важным для проведения дальнейшего исследования является ответ на вопрос, что включает в себя определение феномена материнства с точки зрения ученых исследователей различных отраслей наук; какова направленность, разработанность и тенденции в развитии проблем материнства; каковы его значимые проявления, по которым его можно описать, сформулировать, представить, выявить как категорию педагогической науки; в чем его педагогическое значение; почему ценностное отношение к феномену материнства может быть предметом педагогического исследования.

Рассматривая изучение феномена материнства с позиций междисциплинарного подхода, хотелось бы привести слова Б.Т.Лихачева: «исследования в педагогике и психологии приобретают комплексный характер тогда, когда результаты достигаются в условиях тесного взаимодействия представителей этих и ряда смежных наук» [200]. К настоящему времени феномен материнства стал предметом исследований в истории, культурологии, медицине, физиологии, биологии поведения, эмбриологии, социологии, психологии, педагогике. Проблемы формирования духовно-нравственных основ позитивного отношения к материнству органично рассматриваются как в педагогической, так и в психологической аксиологии. В обеих отраслях знания материнство выступает как ценность индивидуального (нравственного) сознания.

Прежде чем рассмотреть процесс присвоения личностью данной смысло-жизненной ценности, определить стереотипы взаимоотношений и установить идентичность позитивного материнства, необходимо выявить тенденции, направленность и разработанность проблем феномена материнства, сопряженных с исследованиями в различных отраслях знания.

Значительным пластом исследования проблем материнства выступают изыскания ученых-медиков (С.И.Голод, А.Г.Харчев, Л.В.Кузнецова, В.В.Бойко, А.И.Антонов и др.), рассматривающих в основном проблемы, связанные с осуществлением репродуктивной функции. Это далеко не полный перечень авторов, разрабатывающих научные основы репродуктивной функции материнства.

В социологии и в смежных областях науки, таких как прикладная социология, медицинская социология, социология молодежи и др. активно проводятся теоретические и прикладные исследования проблем материнства. Так, академик А.В.Решетников, А.В.Сахно, Ю.П.Щепин, В.И.Стародубов, В.П.Филатов, Ю.В.Немировская и др. посвятили свои исследования разработке проблем материнства в медицинской социологии. Изменение ценностного потенциала учащейся молодежи, незрелость и безответственность в выборе биографического проектирования будущего материнства, как правило, приводят к неадекватному материнству у учащейся молодежи.

Под адекватным материнством мы понимаем духовно-нравственное соответствие семейным ценностям и отечественной педагогической традиции. Неадекватное материнство является девиантной формой психофизического проявления и само по себе является аномальным.

Защита материнства в обществе и организация охраны детства являются важными при рассмотрении феномена материнства. Этими вопросами занимаются исследователи в области социальной медицины. А.В.Кучеренко в своем диссертационном исследовании по теме: «Государственная социальная политика в области защиты материнства и детства (1990-е гг.)» (Москва, 2004) проанализировала и обобщила процесс защиты внешних параметров материнства в РФ, не затрагивая духовную суть проблемы. Для проведения нашего исследования необходимо констатировать данные, полученные в ходе анализа социальных медиков. Так, в Отчете за 2007 год авторы исследования приводят данные состояния здоровья детей в настоящее время (по России). 1. Свыше 40 тыс. младенцев умирают ежегодно вследствие неподготовленности к материнству; 2. Ежегодно девушки - подростки до 17 лет делают около 20 тыс. абортов; 3. Показатель младенческой смертности у нас - 17, а в развитых странах - 10, в Германии - 6» [200].

Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных авторов убеждает в том, что для изучения материнства как целостного явления еще нет достаточно обоснованного интегрального концептуального подхода, уделяющего пристальное внимание изучению особенностей социального конструирования возрастных норм. Медицинские аспекты несовершеннолетнего материнства рассматриваются в публикациях И.А.Анихимовского, Ж.В.Амировой, Е.В.Андрюшиной, Н.В.Белинской, Е.В.Брюхиной, А.П.Голубева, Н.З.Зубковой, Ю.А.Крупко-Болыповой, В.П.Карпушина, И.П.Катковой, И.А.Лешкевича, Е.Т.Малаховой, Е.В.Михальской, О.В.Сафронова, Ф.Ф.Слудловой, Л.Л.Смоляк. Медико-социальные, психологические аспекты материнства в «старшем» возрасте проанализированы Э.Вуллетт, В.С.Костенко, С.Льюис, Д.Ричардсон, Л.П.Середенко, Э.Фоникс, Э.Б.Яковлевой.

Особенности восприятия феномена материнства как ценности в представлениях учащейся молодежи

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы изучалось содержание представлений учащейся молодежи о феномене материнства как индивидуальной, личностно присвоенной ценности. В основном эти представления были отражены в ценностных ориентациях на будущее биографическое проектирование, которые можно рассматривать как социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.

В нашем исследовании ценностные ориентации учащейся молодежи включали направленность поведения на готовность к будущему адекватному материнству. В свою очередь, готовность к будущему материнскому служению рассматривалась как целенаправленная выраженность личности, включающая ее убеждения, взгляды, мотивы, отношения, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, настроенность на определенное поведение.

Целевой аудиторией констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы была учащаяся молодежь в возрасте от 12 до 21 года: школьники (12-17 лет), студенты средних специальных (15-17 лет) и высших учебных заведений (17-21 лет).

Молодежь нами рассматривается как особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим определенным статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. В социологических исследованиях молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления. В специальной литературе имеется множество определений категории «молодежь», каждое из которых выделяет ту или иную грань этого понятия. В отечественной социологии молодежь преимущественно рассматривается как особая социально-демографическая группа. Однако при сходных концептуальных посылах разброс возрастных границ иногда чрезвычайно велик. В частности, И.А.Громов, С.Н.Иконникова и В.Т.Лисовский считали, что в качестве возрастных границ для молодежи могут быть приняты 15 лет (нижняя граница) и 25 лет (верхняя). Используя аналогичные в целом аргументы, С.Н.Иконникова определила возрастные границы, равные 16 и 30 лет, а В.Н.Боряз - 14 и 35 лет.

Позже, в работах Б.А.Ручкина предлагается разделить общий возрастной интервал молодежи (15-29 лет) на три группы: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, «молодые взрослые» - 25-29 лет. Данная классификация близка к концепции, разрабатываемой Ш.Бюлер, Э.Шпрангер, а также Л.Розенмайр, а в отечественной социологии - В.Н.Боряз.

В то же время, на фоне этой возрастной классификации Ручкин Б.А. выделяет социокультурное поколение Он пишет: «Сегодня те, кому было в 1985 году 5-10 лет, составляют молодежную группу в 20-25 лет, то есть группу, для которой характерна общность социальных условий («перестройка», реформы), определивших становление этих возрастных групп - нового поколения. Это новое и реальное поколение».

Обращение к правовым и профессиональным аспектам взросления проводит П.И.Бабочкин при установлении возрастных границ молодежи к пределах от 14 до 28 лет (заметим, что правовой аспект характеризуется через «ограничения в дееспособности», хотя в действительности имеет место неполная дееспособность). Г.С.Ентелис делает вывод, что «сегодня ... уже можно говорить о социальной группе «молодежь» в интервале 12-24 года».

Несогласованность в определении возрастных границ, как видим, сохраняется. Существующие определения, как правило, гласят, что молодежь - это внутренне неоднородная социально-демографическая группа, включающая в себя людей не моложе 14-16 и не старше 25-30 лет, которая в значительной мере предопределяет социальную неоднородность в различных возрастных группах. Социологи обычно подчеркивают, что положение молодежи и ее роль в обществе, функции и виды деятельности, а также потребности, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы в значительной мере обусловлены характером социально-политического строя, общественными отношениями, традициями. Вместе с тем, учащаяся молодежь - это значительная часть населения, находящаяся в процессе социализации, то есть включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позволяющих молодым людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного общества. По данным ВЦИОМ каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет - учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый -на работу и каждый седьмой - в колледж. Известна сложность ее промежуточного положения: «уже не дети, но еще не взрослые», своеобразное и противоречивое сочетание материальной и психологической зависимости от мира взрослых и вместе с тем, освобожденность от многих жизненных тягот и обязанностей. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита личного опыта. Выбор профессии, спутника жизни, друзей - далеко не полный перечень проблем, решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни, определяет ценностные приоритеты и стремления будущего взрослого.

Понятие «учащаяся молодежь» включает в себя и понятие «студенческая молодежь», так как обучение в вузе приходится на период выраженной социально-психологической перестройки молодых людей, становления их как самостоятельных личностей и, кроме того, сопровождения их самостоятельности. В исследовании учитывалось и мнение С.Н.Иконниковой, которая замечает, что «несмотря на то, что в социальную категорию молодежи входят молодые люди от 16 до 30 лет, важно выделить внутри этого периода отдельные стадии, соответствующие ранней, средней, и поздней молодости (юности)». Следует согласиться с этим, так как разные интересы и потребности, уровень образования и достижений делает их различными и даже мало сравнимыми.

Старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя определенные знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, проявляющего это ценностное отношение. Юноши и девушки до 18 лет - это в основном учащиеся средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Они, как правило, находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступление в брак). Молодежь 18-24 лет объединяет молодых работников, студентов и молодых людей, в основном завершающих или завершивших профессиональную подготовку. Часть из них, отделившись от родителей, живет на собственные доходы. Этот возраст характеризуется активным вступлением в брак, формированием молодых семей, рождения детей. Но именно в этот смежный период развития личности старшеклассника и студента младших курсов происходит завершение формирования представлений об экзистенциальных ценностях и определяется приоритетное стремление к ним в дальнейших жизненных перспективах.

Формирование позитивного отношения к материнству у старшеклассников и студенчества

Полученные данные в ходе проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы стали основой для дальнейшего проведения исследования в области формирования ценностного отношения к материнству в среде учащейся молодежи.

В структуру системы воспитания ценностного отношения к материнству входят составляющие, которые в течение всей жизни человека подвержены пересмотру, трансформации. Представить динамику таких изменений в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы - такова цель данного параграфа.

В ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение 2005-2007 гг., применялись такие методы, как: анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов учебной деятельности, систематизация, методы математической статистики.

В течение 2005 года проходила предварительная разработка системы деятельности на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Прежде всего проведен анализ и систематизация полученных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, создана программа проведения формирующего этапа, которая отражает систему деятельности участников образовательного процесса по формированию ценностного отношения к феномену материнства у современной учащейся молодежи, определены критерии и показатели сформированности ценностного отношения к материнству. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в старших классах ОУ №№ 317, 147, 164, Санкт-Петербурга. В нем участвовало 278 старшеклассников и 8 педагогов.

Управление деятельностью учителей гуманитарного цикла осуществлялось на заседаниях методических советов, в индивидуальных и коллективных беседах, консультировании. Обсуждались проблемы, связанные с формированием ценностного отношения к материнству у школьников, которые представляли не только отбор содержания, формы, методы и сроки проведения тех или иных воспитательных дел, но и инструментарий диагностики.

Ценностные ориентации, в силу осознаваемости ценностных представлений, доступны для их экспериментального изучения.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы для обобщенной характеристики осознания учащимися материнства как ценности в исследовании определены три взаимосвязанных компонента-показателя сформированное понимания ценности феномена материнства:

1. Информационно-содержательный компонент, формирующий духовно-нравственную основу ценностного отношения к материнству.

2. Ценностно-смысловой компонент, включающий две основные ценности: ценность будущего ребенка и ценность будущего родительства.

3. Потребностно-мотивационный компонент, включающий потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к позитивному ценностному отношению к материнству.

В каждом образовательном учреждении, где проводилась опытно-экспериментальная работа, была утверждена Программа проведения формирующего этапа. Перед участниками образовательного процесса стояла задача изучить программу по своему предмету и выявить произведения, в которых звучит тема материнства и раскрывается образ матери. Тщательно отобранное содержание материалов для уроков истории, литературы, МХК, Изо, а также уроков внеклассного чтения, внеклассной работы по проблеме формирования у старшеклассников ценностного отношения к материнству определялось постепенным воздействием на нравственное сознание и воспитание чувств по отношению к образу матери, ее значению в жизни человека. Объе диняющей темой для педагогов была тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа почитания материнства (на литературном и жизненном материале)».

Акцентуация внимания учащихся на образе матери в программных произведениях по литературе осуществлялось при изучении творчества Н. Некрасова («Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос»), Л. Толстого («Детство»), Е. Носова («Живое пламя»). В 8 классе изучение рассказа К. Паустовского «Телеграмма» полностью посвящено теме Матери и др. «Мать — высокая звезда». На уроках литературы при изучении и обсуждении программных произведений внимание учащихся акцентируется на образе матери, даже если он не является основным в самом произведении. Так, при изучении отрывка из романа Л.Н. Толстого «Петя Ростов» учителя обращаются к страницам самого романа, где описывается состояние матери после гибели сына. При изучении фрагментов библейской истории отдельный урок посвящается Богоматери; прослеживается подвиг женщины-матери и в житийной литературе. Во внеклассной работе по литературе по поэме Р.Гамзатова «Берегите матерей» была подготовлена литературно-музыкальная композиция. Р.Гамзатов - поэт, воспевший женщину-мать, первоначало жизни на земле. Пронзительный образ матери в поэме «Берегите матерей». Философские раздумья о жизни и смерти, о радостном и печальном, о начале всех начал.

Качественные результаты были получены в итоговом сочинении старшеклассников по теме: «Образ матери в современной литературе». Школьники (97%) писали о теплом и нежном отношении к матери, высоко оценивая ее жертвенность и предназначение. Вот некоторые выдержки из сочинений одиннадцатиклассников: «У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек - это мать. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Ее доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом - хранителем.

Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!» (11 класс, К.Н.). «Все самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное назначение женщины - быть матерью. Она любит свое дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать, безусловно, - это самый важный в жизни каждого из нас человек. Именно она находится всегда рядом с нами» (11 класс, В.Е.). Мама для своего дитя - это опора и пример. Все нуждаются в незаменимой заботе и нежности любимой мамы, именно любимой, потому что ее нельзя не любить. Женщину с ребенком невозможно разлучить, они зависимы друг от друга, прочно связаны невидимыми нитями. Есть замечательные строки писателя Чингиза Айтматова: «Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с тобой достойного родного человека». Самое прекрасное на свете - женщина с ребенком на руках!» (11 класс, Д.Ж.).

Похожие диссертации на Система воспитания ценностного отношения к материнству