Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Калганова Татьяна Алексеевна

Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности)
<
Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калганова Татьяна Алексеевна. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 146 c. РГБ ОД, 61:02-13/968-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях 15

1. Классические гимназии Западной Европы 15

2. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России 22

Глава 2. Проблема преемственности содержания гуманитарного образования классических гимназий в современных условиях 86

Заключение 121

Использованная литература 124

Приложения 140

Введение к работе

Образование, наука, техника, экономика, идеология, политика -составляющие культуры любой эпохи и тесно взаимодействуют между собой. Наука, техника, экономика, политика, идеология определяют специфику образования, вместе с тем изменения в его содержании способствуют обновлению различных сфер жизни общества и в целом культуры.

На современном этапе развития человечества происходит переход к информационной цивилизации, что вызывает потребность в обновлении содержание гуманитарного образования, которое в значительной степени определяет формирование человека этой новой цивилизации, тем самым вносит определенный вклад в преодоление негативных явлений технократического общества: глобальные социальные и экологические катаклизмы, бездуховность, снижение нравственного потенциала и др.

Развитие общества в нашей стране, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности, перестройка социально-экономических отношений - все это также ведет к необходимости обновления содержания гуманитарного образования, начало котором} положено в 90-х г.г. XX в.

Реформа этого времени проводилась под знаком гуманизации образования, и в содержании гуманитарных предметов утвердились национальные и общечеловеческие духовные ценности, однако, в Базисных учебных планах 1993 и 1998 гг. сохранился приоритет естественно-математических дисциплин.

В настоящее время идет подготовка к проведению новой реформы, цель которой состоит в качественном обновлении содержания образования и переводе школы на 12-летний срок обучения. Опубликованы «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» и Базисный учебный план (Приказ от 06.03.2001 №834).

К сожалению. в вариантах Базисного \-чебного плана, представленных для эксперимента в общеобразовательной и естественно-математической школе, сокращено учебное время на гуманитарные предметы. В этом прослеживается влияние зарубежной практики, от которой в последнее время отказываются развитые капиталистические страны мира, т.к. слабая гуманитарная подготовка ведет к снижению уровня культуры общества со всеми вытекающими последствиями.

В классических гимназиях XIX в. накоплен значительный опыт изучения гуманитарных предметов, результатом которого явился расцвет русской культуры, признание духовно-нравственной ее сущности во всем мире.

В наши дни обращение к опыту классических гимназий не всегда основано на знании содержания предметов гуманитарного цикла XIX в. и сущности образовательных реформ того времени. Иногда наблюдается определенная идеализация предшествующего опыта и стремление к механическому его переносу в современные учебные заведения (предлагается изучение церковнославянского языка, греческого и латыни; нет четкого представления о характере предметов по Уставу 1804 г.. поэтому вводится якобы имевший место интегрированный курс русского языка и литературы «Словесность» и др.). Изучение национального исторического опыта поможет провести более глубокий и точный анализ сложившейся ситуации в отечественном образовании и наметить пути его модификации на новом этапе развития страны и человечества

Содержание образования - один из основных вопросов педагогики, начиная с древних цивилизаций, когда педагогика не выделялась в самостоятельную науку.

Различные вопросы образования и воспитания как единого процесса нашли отражение в работах античных философов: Аристотеля. Гераклита, Демокрита, Квинтилиана, Платона, Цицерона и др.

Фома Аквинский и другие теологи средневековья, гуманисты Возрождения, XVII в. и эпохи Просвещения: Ф.Бэкон. Д.Беркли, Боккаччо. Д.Бруно, Вольтер, Г.Галилей, П.Гассенди, Т.Гоббс, Данте, Р.Декарт. Я.А.Коменский, Н.Коперник, Г.В.Лейбниц, Леонардо да Винчи, Д.Локк, М.Лютер, М.Монтень, Ш.Монтескьё, Петрарка, Ж.Ж.Руссо. Спиноза. Эразм Ротердамский, Д.Юмм и др. сыграли важную роль в формировании нового мировоззрения и становлении гимназий - средних общеобразовательных учебных заведений.

Под влиянием философских идей И.Ф.Гербарта, И.Канта. В.Гумбольдта, Ф.А.В.Дистервега, И.В.Базедова и др. происходило обновление содержания гимназического образования, складывались новогуманистические гимнации XIX в. в Европе.

В становление отечественных гимназий значительный вклад внесли П.Н.Бецкой, М.В.Ломоносов, Н.Н.Новиков, А.Н.Радищев и др. мыслители XVIII в. Их теоретические работы и практическая деятельность способствовали освоению европейского опыта в области образования, соединению его с отечественной традицией, введению светского образования на русском языке, развитию идей п манитарного просвещения народа, единства обучения и воспитания человека - гражданина своей страны.

В XIX веке проблемами содержания п манитарного образования занимались: И.Ф.Анненский, В.И.Водовозов. Н.А.Добролюбов, В.А.Жуковский, П.Ф.Каптерев, Н.М.Карамзин. И.В.Киреевский, А.П.Куницын. И.П.Пнин, П.И.Пестель, И.И.Пирогов. В.В.Попугаев, Л.Н.Толстой. М.М.Сперанский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др. Многие их идеи нашли отражение в образовательных реформах века, сформировавших классическое образование в России.

Определенный вклад в развитие идей, связанных с содержанием птманитарного образования, внес XX век. Труды Ю.К.Бабанского. М.А.Данилова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, Б.Т.Лихачева, И.Я.Лернера,

М.ГІ.Махмутова. В.Оконя, В.А.Онишука. В. Ф. Паламарчука.

П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной и др. посвящены дидактическим основам содержания образования: выделяются источники, факторы и принципы его формирования, дается определение, раскрывается образовательная и воспитательная роль гуманитарных предметов и др. В работах психологов А.В.Брушлинского, Д.А.Велухина. Л.С.Выготского. П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.Н.Кабановой-Меллер. В.А.Сластенина. Д.Б.Эльконина и др. уделяется большое внимание вопросам гуманитарного образования.

Осмыслению проблем гуманизации социально-культурной жизни общества обращены работы Л.П.Буева, Б.Л.Вульфсона. И.В.Гараджи, В.П.Зинченко, А.А.Касьяна, В. А. Лекторского. В.А.Разумного.

Л.В.Тодорова, А.Е.Чучин-Русова и др., в которых раскрываются особенности исторического развития России, ее национальной культуры, традиции отечественного образования, его достоинства и слабые стороны.

Вопросы гуманизации процесса обучения нашли отражение в статьях, диссертациях и книгах А.Ф.Ахматова, И.А.Зимней. С.В.Ивановой. М.А.Ковальчука. С.В.Куликовой, В.П.Летникова. В. А. Лекторского, З.А.Мальковой. А.В.Мудрика, Т.В.Панфиловой. В.А.Разумного. Л.В.Тодорова. Ю.М.Шора и др., гуманистическая направленность формирования содержания образования вызвала интерес исследователей к таким вопросам как диалог культур (М.М.Бахтин. В.С.Библер и др.), культура и религия в содержании образования (С.С.Аверенцев. А.М.Арнольдов. Е.В.Богомолова и др.), культурологические основания Базисного учебного плана (В.А.Болотов, А.Ф.Малышевский).

В статьях Е.С.Антоновой, Л.Н.Боголюбова, А.Г.Каспаржака, М.В.Левита и др. обобщается опыт работы современных гимназий по раннему изучению иностранных языков, обосновывается необходимость изучения древних, интеграции русского языка и литературы, рассматриваются западно-европейские модели образования.

Представляют интерес идеи, опирающиеся на отечественный опыт и учитывающие современные потребности общества, в которых поддерживается идея алетоологии как учения о триединой истине: знания, эмоции, вера (убеждения человека, не основанные на научном доказательстве); признается единство обучения и воспитания, принимаемое всеми цивилизациями прошлого (В.А.РазумныйУ

Усилилось внимание к интегративным курсам. В основном они рассматриваются либо как объединение в целое каких-либо элементов содержания образования, общих для гуманитарных дисциплин, либо как взаимопроникновение основ наук и стирание граней между предметами В.А.Разумный вводит понятие интегративной педагогики, указывая, что невозможно увеличивать количество предметов, нужна интегративная система образования, включающая интеграцию культуры и образования как феномен новой цивилизации, указывает на необходимость введения блока дисциплин духовно-ценностных ориентации.

Работы А.В.Баранникова, В.П.Беспалько, В.А.Кальней,

А.В.Королева, И.И.Кулибабы, В.С.Леднева. Н.А.Менчинской.

М.Ф.Науменко, В.М.Полонского, С.Е.Шишова и др. посвящены общим вопросам разработки образовательных стандартов, тестированию.

Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов и тестирования, социального заказа к содержанию образования отражен в исследованиях Министерства образования РФ и Национального Фонда подготовки кадров, но в них не уделено внимание специфике гуманитарного знания и поискам адекватных форм его измерения.

Анализ философской, педагогической и психологической литературы показал, что недостаточно осмыслены принципы формирования содержания гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в. и проблема их преемственности в современных условиях, и позволил сделать вывод о том, что выбранная тема исследования актуальна и жизненно необходима.

Сложившаяся практика обновления содержания образования и недостаточная научная разработанность его формирования на основе преемственности отечественных традиций определили актуальность, значимость и выбор темы исследования. «Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX в. (проблема преемственности).»

Термин преемственность встречается в дидактике в случаях, когда речь идет об использовании каких-либо идей, компонентов, структуры содержания образования предшествующего времени в другие исторические эпохи, либо для обозначения последовательности всех звеньев образования, например, от начальной школы до вуза, когда каждая предыдущая ступень является базой для последующей. До настоящего времени термин "преемственность" не стал еще предметом специального теоретического исследования. В данной работе он используется в соответствии с фактическими случаями его употребления и смысловым значением слова.

Источники исследования. XIX в. оставил много источников для изучения образования в классических гимназиях. "Настольная книга по народному образованию", составленная Г.Фальборком и В.Чарнолусским. где собраны выдержки из законодательных актов, касающихся образования, постановления, распоряжения Министерства народного просвещения, учебные планы, программы гимназий, прогимназий и другие материалы; сборники постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа и других округов, опубликованные архивные документы: резолюции съездов учителей-предметников, протоколы родительских собраний, докладные записки учителей, рапорты попечителей, протоколы заседаний Комиссии преподавателей, циркулярные письма Министерства народного просвещения, донесения преподавателей о результатах письменных работ экзаменов учащихся и другие.

К концу XIX в. в России появились первые труды по истории

педагогики. Л.Н.Модзалевский, М.И.Демков, П.Ф.Каптерев стали

основоположниками русской историко-педагогической мысли, авторами

первых серьезных исследований.

В начале XX в. был опубликован обзор деятельности Министерства просвещения за время царствования Александра III (Спб.. 1901 г.).

В это же время появились работы В.Чарнолусского. И.Алёшинцева, А.В.Белявского. С.В.Рождественского, Н.И.Кареева и др.. посвященные гимназическому образованию.

В 20-30-е гг. выходят книги Н.В.Чехова о типах русской школы в их историческом развитии и Е.Н.Медынского, в которой соотносится история школы с экономическим развитием России.

В работах послереволюционного периода содержание образования в классических гимназиях рассматривается с позиций идеологии советского общества. Негативно оценивается сословный характер школы, платное обучение, ориентация на прусскую систему образования, преимущественное изучение древней литературы, истории, языков, религиозный характер образования и др.

В этот период издаются в основном труды о педагогических взглядах представителей революционно-демократического движения в России: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева. Н.Г.Чернышевского, а также Н.К.Крупской, В.И.Ленина, А.С.Макаренко и др.

Послевоенные годы отмечены работами Н.А.Константинова, построенными на изучении архивных документов с их приложением; вышла также книга Ш.И.Ганелина, посвященная школьным реформам 1864 и 1871 г.г. и анализу учебного процесса в мужской гимназии, характеристике программ, учебной литературы.

В 70-90 гг. опубликованы книги, опирающиеся на дореволюционную литературу и на предшествующие работы советских исследователей в области науки и просвещения. Среди них можно назвать "Очерки истории

школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в."под ред. Шабаевой М.Ф., в которой освещена история школы народов СССР. Вопросам истории педагогической мысли посвящены труды В.М.Кларина, Б.К.Тебиева.

Определенное внимание содержанию образования в классическігх гимназиях уделяется в современных исследованиях и учебниках по методике гуманитарных предметов О.Ю.Богдановой. В.Ф.Чертова и др.

Целенаправленное изучение всех указанных источников позволило составить достаточно полное представление о содержании гуманитарного образования в классических гимназиях России. Их анализ показал, что каждая историческая эпоха по-своему формирует содержание школьного образования, опираясь на предшествующий опыт.

Основная цель исследования: изучение содержания гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX в.. выявление основных принципов его отбора; обоснование преемственности принципов формирования содержания гуманитарного образования классических гимназий XIX в. в современных общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в классической гимназии XIX в.

Предмет исследования: содержание гуманитарного образования в XIX и XX веках - научные труды, основные документы, касающиеся образования, уставы, учебные планы, программы классических гимназий России XIX в.. отечественные концепции гуманитарного образования, учебные планы, программы, нормативные документы конца XX - начала XXI в.в.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1. Проследить реальные изменения в содержании гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в.

2. Выявить основные принципы формирования содержания гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в

3. Провести сравнительный анализ содержания гуманитарного

ооразования классических гимназий и современных тенденций в гуманитарном образовании.

4. Определить принципы формирования содержания гуманитарного ооразования классических гимназий XIX в.. которые могут быть использованы в современных условиях (преемственные принципы).

Методологическую ОСНОВУ исследования составили: гуманистическая философия, идеи гуманизации; философские идеи о причинно-следственной связи явлений, о соотношении общего и частного: социокультурной обусловленности образования; дидактические принципы единства воспитания и образования, идеи целостного подхода к становлению личности.

Основные методы исследования:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- аналитико-синтетический метод изучения архивных материалов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям:

- историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный методы анализа и обобщения использованных научно-теоретических, учебно-методических источников по вопросам теории и практики формирования содержания гуманитарного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

в обобщении идей философско-педагогического наследия, касающихся содержания гуманитарного образования:

- в проведении анализа содержания гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в.;

- в выявлении основных принципов формирования содержания гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в.;

- в определении принципов, которые следует учитывать при формировании современного гуманитарного образования.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении представления о гуманитарном образовании XIX в. результаты исследования могут найти применение при разработке учебных планов и программ, в развитии школы XXI в.

Основные этапы исследования:

- на первом этапе (1996-1997 гг.) изучалась и анализировалась литература, определялись цели и задачи исследования;

- второй этап (1998-1999 гг.) - обобщение, систематизация накопленного материала по XIX в.;

- третий этап (2000-2001 гг.) включал обзор современных материалов, анализ и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление диссертации.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования: основные положения и выводы исследования изложены в публикациях автора. докладывались на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы содержания литературного образования" (г.Москва. 1998г.. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования); на международной научной конференции "Пушкин и мировая культура" (г.Москва, 1999г.. МГУ им. М.В.Ломоносова): научно-методологической конференции "Русский язык в школе - XXI век: новые концепции, программы, учебники" (г.Москва, 1999г., РГТУ, МПРОС. газета "Первое сентября" ); VIII Всероссийская конференция "Русская школа как система воспитания и образования" (г.Москва, 2001г., Московский Патриархат. Всемирный русский народный собор, Аппарат Совета Федерации и др. организации).

Материалы исследования систематически использовались при проведении лекций и практических занятий на курсах повышения

квалификации учителей Московской области, при разработке "Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по литературе (5-9. 10-11 кл.).4 (Приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06.99 №56); обсуждались на заседаниях Кафедры культуры и гуманизации образования ГБЛКиПРНО Московской области.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях XIX в. сформировалось на основе отечественных традиции, которые сложились к началу XIX в., осмысления европейского опыта

2. В классических гимназиях в течение XIX в. содержание гуманитарного образования претерпевало изменения, обусловленные социально-экономическими факторами и связано с объективными изменениями во всех сферах жизни общества; в начале века при формировании содержания образования утвердился принцип включения основ наук, определявших в то время естественно-научную и социальную картину мира с приоритетом гуманитарных; основы наук объединялись в группы предметов, изучение которых обеспечивалось одним учителем, что способствовало взаимосвязи научных знаний; позже установилась предметная система, включались основы наук при организации взаимосвязного их изучения; светское образование начала века заменено религиозным; вместо риторики и пиитики введены русский язык и литература.

3. Изучение древней и новой истории, древних языков и литературы на основе подлинных текстов позволяло сформировать у учащихся целостную картину мира, дать им универсальные и специальные знания, умения и навыки; во всем этом находят проявление валшые принципы формирования содержания гуманитарного образования; целостность знаний, взаимосвязь гуманитарных предметов, изучение их на основе диалога культур (коммуникационной и символической их природы).

4. Переход к информационной цивилизации, развитие науки ті техники, кризис культуры и экологии в современном мире и др. проблемы

v

технократического общества требуют обновления содержания гуманитарного ооразования на основе преемственности предшествующего опыта классических гимназий XIX в.:

установление приоритета гуманитарных дисциплин в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля, в естественно-математической и общеобразовательной школе на оба цикла учебное время должно распределяться поровну;

- изучение основ гуманитарных наук, определяющих современное их развитие, в сочетании с системой интегрированных курсов, соответствующих интегративным направлениям науки;

установление универсальности (целостности) гуманитарного образования путем изучения новых языков (без древних) в контексте культуры на основе исторического подхода;

- сохранение единства обучения и духовно-нравственного воспитания как целостного процесса, что характерно для русской классической образовательной традиции. 5. Современное гуманитарное образование должно оставаться

светским, религиозное образование и воспитание дело семьи.

Диссертация, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Классические гимназии Западной Европы

Слово «гимназия» пришло из классической древности. В рабовладельческую эпоху в Афинах действовали частные (платные) школы: муспческие - для мальчиков 7-15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению, а также палестры, где мальчики занимались гимнастикой (занятия в мусической школе и палестре шли параллельно). Для знатных юношей 16-18 лет существовали общественные школы - гимнасий, где продолжались занятия гимнастикой и куда для бесед с юношами приходили знаменитые философы, поэты, риторы, политики.

В V-IV вв. до н.э. в Афинах было три гимнасия: Академия. Ликей, Киносарг. Они располагались за городом, вблизи храмов и окружались садами. Здесь афиняне любили отдыхать, наблюдая за гимнастическими упражнениями юношей, за их беседами на философские, литературные, политические темы, за их игрой на музыкальных инструментах.

В гимнасий Академия, который находился в священной роще у храма легендарного афинского героя Академа. собирай своих учеников Платон. Гимнасий Ликей находился недалеко от храма Апполона Лнкейского, здесь преподавал Аристотель.

В гимнасий Киносарг, расположенном рядом со светилпщем Геракла, занятия вел Антисфен, основатель философской школы киников.

С 18-летнего возраста афинские юноши проходили двухгодичную подготовку в эфебии - государственной организации, где получали воинскую подготовку.

Воспитание строилось на основе взаимосвязи духовного и физического развития человека.

Античная культура, ее философское наследие, социальные теории, первоначальное единство философии и науки являлись источниками для развития культуры, философской мысли, науки и образования последующих тысячелетий.

В эпоху феодализма всё развитие культуры и образования протекало в русле религиозной идеологии. В Западной Европе это был католицизм. Средневековая церковь категорично отрицала почти всё наследие античного мира в области культуры и религии, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставила ее заботиться об обучении будущего духовенства. Латинский язык сделался языком образованности того времени. В этом, конечно, проявляется преемственность эпох, однако, древние античные тексты осваивались с позиций средневековой теологии. Все это обусловило возникновение своеобразного типа школы, содержание обучения в которой черпалось из религии, а языком обучения стал латинский (а не родной для большинства европейских народов).

Школы открывались и содержались церковью, были они нескольких типов: монастырские «внешние» и приходские для мальчиков 7-15 лет. которые обучались чтению, письму, счету, церковном) пению. Монастырские «внутренние» школы посещали мальчики, готовящиеся к пострижению в монахи, в них содержание образования было несколько шире, добавлялась грамматика, риторика и диалектика. Так называемый «тривиум», а в более крупных школах обучали еще арифметике, геометрии, астрономии и музыке, так называемый «квадривиум». Совокупность этих дв\-х циклов предметов была известна под названием «семи свободных искусств».

В это время для удовлетворения потребностей торгово-ремесленных кругов городского населения появляется новый тип учебных заведений -городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские), в которых детей начали обучать на родном языке. p Содержание образования рыцарей включало в себя наряду с «семью свободными искусствами» «семь рыцарских добродетелей», к ним относилось умение ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать. охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Все эти умения сын феодала приобретал при дворе сюзерена, сначала в роли пажа при хозяйке замка (с 7 до 14 лет), а потом в роли оруженосца при хозяине замка. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов. Девочки знатных семей воспитывались под надзором матерей в семье. Чтению и письму их обучали капелланы и монахи. Широко была распространена практика отдавать девочек на воспитание в женские монастыри, где их обучали латинскому языку, знакомили с библией, придали к благородным манерам.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVI вв. освободила личность и культуру от порабощения католической церковью, положила начало светской науке, литературе, искусству. школе. Утверждалось гуманистическое миросозерцание. Считается, что понятие гуманизм ввел в употребление известный пацифист Густаф Фогт (1859г). В России слово гуманность впервые отмечается у В.Г.Белинского в письме К.Боткину (1841г.). а гуманитарный - у А.И.Герцена в работе «О развитии революционных идей в России» (1851г.), раньше использовалось слово «гуманистика».

Размышления человека о самом себе, о своей роли в мире, в обществе, о смысле и цели своего бытия всегда имеют конкретно-исторические и социальные предпосылки, и в связи с этим гуманизм в разное время в различных странах имеет свои характерные черты. Например, итальянский гуманизм называют литературным, философским.

Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд географических экспедиций, разрабатываются полезные ископаемые, положено начало астрономическим наблюдениям, устраивается первая Публичная библиотека в Петербурге.

Большое внимание уделяется организации образования. Петр I направил несколько групп молодежи за границу для обучения мореходному и корабельному делу. Вместе с тем основной задачей являлась организация государственных светских школ в России, в которых можно было бы подготовить необходимых государству специалистов. «В первой половине XVIII в. открыто 133 школы, что составляет внушительною цифру по тому времени». (133, с.22) Создавались школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, по изучению иностранных языков, навигации, д\"ховные и др. школы, в которых общее образование сочеталось со специальным. Содержание образования имело ярко выраженное реальное направление. Так было положено начало развитию специального образования. Школьная политика Петра I проводилась в интересах дворян, дети крепостных крестьян в эти школы не принимались.

Первые гимназии открылись в Петербурге, Ревеле, Москве В 1725 г. в Петербурге создана Академия наук, в 1726 г. начались занятия в Университете и гимназии, созданных при Академии.

Для организации гимназии (так же, как и Академии и Университета) были приглашены немецкие профессора и студенты в качестве учителей. Она была устроена по немецкому образцу и состояла из двух отделений, приготовительной, немецкой школы с тремя годами обучения, где основательно изучался немецкий язык, чтобы понимать немецких учителей, и двухлетней латинской школы, где кроме латинского языка изучались греческий и французский языки. Русского языка в учебном плане не было.

Значительные изменения в содержание гимназического образования внес М.В.Ломоносов. В 1758 г. по его инициативе стал и изучаться русский язык, отечественная история, курс тригонометрии, философии. Возглавляя руководство академическими учебными заведениями. М.В.Ломоносов в 1757-1759 гг. составил проекты их преобразования, а также и Академии наук.

С учреждением в 1755 г. Московского университета при нем была открыта стараниями М.В.Ломоносова гимназия с двумя отделениями, для дворян и для разночинцев. Заслугой М.В.Ломоносова является превращение этой Московской гимназии в отечественное учебное заведение, где основой обучения стал русский язык. Все предметы велись на русском языке, кроме философии, в которую входили логика, метафизика и сведения по физике. Дополнены были курсы арифметики, геометрии, географии, введено изучение тригонометрии. К работе в гимназии были привлечены русские учителя.

Развитию образования в России способствовали идеи русских просветителей XVIII в. В трудах А.Ф.Бестужева, И.И.Бецкого. М.В.Ломоносова. Н.Н.Новикова, А.Н.Радищева и др. разрабатывалась теория естественного права и общественного договора, ставился вопрос о назначении человека, о его месте в природе и обществе, его разумной деятельности, подчеркивалась мысль о том, что ни один человек не может использовать других людей в качестве средства для достижения своих целей. Большое внимание уделяли просветители воспитанию и обучению человека -гражданина своей родины.

Проекты реорганизации учебных заведений разрабатывал по поручению Екатерины II И.И.Бецкой. Он провозгласил идею воспитания «новых порядочных людей» в интересах сохранения и укрепления существующего государства. По мнению И.И.Бецкого, воспитание в целом включает в себя три части: физическое, нравственное и умственное. Основой воспитания он считал «мораль или нравоучение» и полагал, что умственное образование основано на природных дарованиях, которые различны у людей, и если их нет, то и развить их нельзя. Физическое воспитание должно способствовать совершенствованию природных данных человека. И.И.Бецкой был сторонником сословного воспитания. По его проекту открыт благотворительный Московский воспитательный дом (затем и в Петербурге). Смольный институт. Московское коммерческое училище. В трудах И.И.Бецкого содержатся требования гуманного отношения к детям, воспитание их на основе положительных примеров и идеалов. Много внимания он уделял работе с одаренными детьми из любых сословий. И.И.Бецкой стремился сделать учение приятным, легким, считал необходимым прививать любовь к занятиям, был сторонником обучения на русском языке, предлагал использовать наглядность. Он решал вопросы трудового воспитания, которое необходимо было, по его мнению, «новой породе третьего чина людей», которые призваны развивать в стране художества и ремесла.

Свой вклад в развитие отечественной педагогики внес А.Ф.Бестужев. В его работе «О воспитании» предлагалась программа преобразований в области воспитания юношества. А.Ф.Бестужев выступал против телесных наказаний, поддерживал женское образование. Он считал, что воспитание играет важную роль в формировании благородных, трудолюбивых граждан, подчиняющих свои личные интересы государственным.

Похожие диссертации на Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века (Проблема преемственности)