Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Абдуллин Эдуард Борисович

Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования
<
Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абдуллин Эдуард Борисович. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования : ил РГБ ОД 71-92-13-144

Содержание к диссертации

Введение 4

Часть первая. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОЩИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 15

Глава I. Характеристика функций и принципов методологиче
ской подготовки учителя музыки 17

Глава 2. Дидактический анализ содержания методологической

подготовки учителя музыки 41

Глава 3. Методологический анализ как ведущее средство фор
мирования методологической культуры педагога-
музыканта 73

Часть вторая. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛЁТ0Д0-

ЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 164

Глава I. Задачи, структура и формы организации процесса

методологической подготовки 164

Глава 2. Педагогическое обеспечение мотивационного компо
нента методологической подготовки 192

Глава 3. Педагогическое обеспечение содержательного компо
нента методологической подготовки 210

Глава 4. Педагогическое обеспечение операционального ком
понента методологической подготовки 247

Часть третья. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИІЕЛЯ МУЗЫКИ... 284

Глава I. Задачи и содержание поисково-констатирующего эта
па экспериментальной работы 284

Глава 2. Задачи и содержание формирующего этапа экспери
ментальной работы 299

Глава 3. Возможности применения методологического анализа в научно-исследовательской деятельности педагога-

" " Стр.

музыканта 327

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 372;/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 376

ПРИЛОЖЕНИЕ 397

Введение к работе

4іІ!І5ность_поблемьі. Современная ситуация в социокультурной и духовной жизни страны характеризуется интенсивно развивающимся процессом демократизации, при котором происходит установление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей, раскрепощаются их потенциальные возможности и способности. Этот процесс все глубже проникает в различные сферы жизнедеятельности людей, детерминирует и наполняет новым содержанием различные области педагогической науки и практики. Отвечая социальному заказу - воспитанию творческой личности, активно участвующей в познании и духовном преобразовании окружающего мира, педагогика стремится восстановить престиж индивидуально-творческой деятельности.

Установка современной педагогики, в том числе педагогики высшей школы, на выполнение данной задачи предполагает прежде всего создание методологических оснований. Здесь особо следует выделить положение о необходимости развития у будущих специалистов высокого уровня профессионального мышления, формирования у них широкого концептуального подхода, творческой самостоятельности и инициативы в решении педагогических задач. Возможность их реализации современные педагоги-ученые (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и до.) видят в создании специальных условий для осуществления перехода вузовского обучения и воспитания с репродуктивного на творческий. По их мнению, данный переход может быть осуществлен благодаря целенаправленной методологической подготовке студентов, которая должна решаться как специальная общепедагогическая задача, а не быть прерогативой лишь философских дисциплин.

Являясь важнейшей составной частью целостной системы вузовского профессионального образования, методологическая подготовка в качестве своей ведущей цели предполагает формирование методологической культуры учителя, связанной, по мнению В.А. Сластени-на, с проявлением таких личностных и профессиональных качеств, как: способность оперировать методологическими знаниями, готовность к рефлексивному личноетно-ценностному восприятию,осмыслению и преобразованию многообразных явлений и процессов педагогической действительности.

Методологическая подготовка как насущная потребность музыкально-педагогического вузовского образования до сих пор не осознана и не реализуется ни в теоретическом, ни в практическом плане. Ее осуществление до сих пор возлагается лишь на философские и общепедагогические дисциплины. Предусмотренные содержанием данных предметов задачи методологической подготовки учителя музыки выполняются слабо, они не связаны в необходимой мере с потребностями музыкально-педагогического образования, не учитывают его специфики. Философские законы и категории не изучаются будущими учителями музыки с позиций художественно-педагогической деятельности, что часто порождает негативное отношение студентов к самим философским знаниям.

В содержании психолого-педагогических и специальных (в данном случае - специально-музыкальных) дисциплин все еще слабо представлены (или отсутствуют вообще) ведущие фундаментальные понятия и идеи, составляющие методологические основы в соответствующих данным дисциплинам научных областях. Достаточно, например, сослаться на то, что ни одна из музыкально-теоретических дисциплин типового учебного плана в своем содержании не предусматривает изучение понятий и положений, относящихся к таким ве-

- б -

дущим теориям и концепциям современной музыкальной науки, как теория об интонационно-фабульной и коммуникативной природе музыки (В.В. Медушевский), теоретико-художественный подход к анализу социальных функций музыкального искусства (А.Н. Сохор); художественно-музыкальная деятельность как творческий процесс (Е.В. Назайкинский) и т.д. До сих пор в содержании психолого-педагогических и специально-музыкальных дисциплин не нашли своего отражения важные для профессиональной деятельности учителя музыки знания из области музыкальной психологии о специфике и сущности музыкального мышления, памяти, воображения и т.д. Подчеркнем здесь же, что выдвигаемый в общей педагогике подход к методологическому образованию не нашел своего отражения в про-фессиограмме учителя музыки, в учебных планах, программах, учебных пособиях. В первую очередь, это отражается на предусмотренном учебным планом и программами комплексном, системном характере вузовского музыкально-педагогического образования: "система" распадается на отдельные, мало связанные между собой звенья, что ощущают на себе и те, кто учит, и те, кто учится.

Проведенное нами анкетирование среди студентов старших курсов музыкально-педагогических факультетов разных регионов (г. г. Владимир, Глазов, Майкоп, Минск, Москва, Самара, Екатеринбург, Одесса) показало, что у будущих специалистов практически отсутствуют знания и умения, необходимые для осмысления проблем музыкальной педагогики на методологическом уровне. Решение этой проблемы оказалось связанным с рядом вопросов и, в первую очередь, с главным: как сделать методологичек^о_подготовк^ ^чите-ля^^о^ессионально^^иента^ованной^ отвечающей_п_о свему_содер-жанию специфическим требованиям конкЄтнй_спеідоальнос2и_(в данном случае специальности учителя музыки)? Без решения этого

вопроса поставленная высшей школой проблема методологической подготовки учителя в полной мере решена быть не может.

На основе изложенного была определена ггроблема_исследова-ния, заключающаяся в устранении противоречия между социальной, профессиональной значимостью методологической подготовки учителя музыки (МПУМ), ее особой актуальностью в свете требований высшего педагогического образования и - отсутствием научно-педагогических путей ее осуществления.

Ш2_и_сследования - разработка теоретических и методических основ формирования готовности будущего учителя музыки к методологическому аспекту его профессиональной деятельности.

Объект_исследования - целостный учебно-воспитательный процесс подготовки учителя музыки в ВУЗе.

ПЕймеї_и_с_следования - научно-педагогические основы обеспечения процесса формирования готовности будущего учителя музыки к методологическому аспекту его профессиональной деятельности.

Концепция исследования основывалась на следующих предположениях. Обусловленные социальным заказом и педагогикой высшей школы требования к системе высшего музыкально-педагогического образования в своей реализации связаны с развитием ряда профессиональных качеств, обеспечивающих способность концептуального, диалектического, личностно-творческого подхода к музыкально-педагогической действительности. Мы предполагаем, что становление этих качеств будет осуществляться эффективно при наличии специальной профессионально ориентированной методологической подготовки будущего учителя музыки.

В основу формирования данной готовности должна быть положена определенная модель - теоретико-методический аналог МПУМ, отражающая в системной взаимосвязи ее содержательные и процессуальные стороны, их специфику. Разработка указанной модели должна осуществляться на основе системно-целостного, многоуровневого подхода, учета особенностей музыкально-педагогической деятельности и быть направлена на реализацию конечной цели МПУМ - формирование у будущих специалистов основ методологической культуры, содержание которой в контексте выдвигаемой концепции понимается как:

а) индивидуальный, социально-личностный опыт, позволяющий прояв
лять творческую концептуальную позицию при анализе и решении
актуальных музыкально-педагогических проблем;

б) интегративное свойство личности, отражающее в себе качество
освоенных педагогом-музыкантом методологичвских знаний и спо
собов деятельности, его диалектического профессионального мыш
ления; потребность в совершенствовании этих знаний и способ
ностей, в использовании последних для познания и преобразова
ния музыкально-педагогической действительности.

Данное содержание составляет сущность готовности учителя музыки к методологической деятельности, целостный процесс формирования которой включает в себя три взаимосвязанных компонента - мотивационный, содержательный и операциональный. Основу их педагогического обеспечения должны составлять такие формы и средства,которые являются адекватными содержанию МПУМ и отражают ее специфику.

На основе выделенной проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены следующие основные задачи: - разработать и научно обосновать, исходя из специфики высшего

музыкально-педагогического образования, теоретико-методическую модель МПУМ, подвергнув специальному дидактическому анализу состав ее содержания, формы и средства ее педагогического обеспечения;

выявить особенности содержания и условия организации учебно-педагогического процесса, обеспечивающего формирование у будущих учителей музыки готовности к методологическому аспекту их профессиональной деятельности;

раскрыть возможности разработанного автором методологического анализа в совершенствовании научно-исследовательской деятельности в области музыкальной педагогики;

осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности модели МПУМ, форм и средств ее педагогического обеспечения.

В соответствии с идеей и направленностью исследования его методрлогические_оснс_вы составляли: системно-целостный, многоуровневый (философский, общенаучный, частнонаучный) подход к построению модели МПУМ; учет специфики профессиональной педагогической (музыкально-педагогической) деятельности при разработке модели МПУМ и ее педагогического обеспечения.

Для решения поставленных задач использованы следующие основные сюмы и методы исследования: теоретический анализ философс-ко-эстетической, искусствоведческой, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по проблеме; изучение опыта работы музыкально-педагогических факультетов высших педагогических учебных заведений, включая аспирантуру, а также институтов повышения квалификации учителей, анализ учебно-педагогической документации (учебных планов, программ, квалификационных характеристик и др.); профессиографический анализ деятельности учителя музыки; моделирование (разработка модели МПУМ); анкетирование, рейтинг,

педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа; видеозаписи теоретических и практических занятий студентов в процессе их методологической подготовки.

Реализация задач, поставленных в исследовании, опиралась на опытно-экспериментальную работу, осуществляемую автором на базе музыкально-педагогического факультета МПГУ им. В.И. Ленина, а также преподавателями ряда аналогичных факультетов в семи регионах страны. Эта работа велась с 1979 года и проходила в несколько этапов; I этап (1979 - 1983 г.г.) осуществлялся в МГПИ им. В.И. Ленина и был связан с разработкой теоретико-методической модели МПУМ, созданием на ее основе нового учебного курса "Основы методологической культуры учителя музыки", обследованием студентов с целью получения представлений об исходном уровне их методологической подготовки. П этап (1983 - 1990 г.г.) осуществлялся на базе того же института и был направлен на внедрение спецкурса в учебно-педагогический процесс, проверку его эффективности путем опытно-экспериментальной работы. Ш этап (1990 - 1991 г.г.) был связан с опытной проверкой спецкурса на базе семи ВУЗов страны и обобщением полученных на всех этапах исследования результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Идея о том, что в качестве научно-педагогической основы формирования готовности будущего учителя музыки к методологической деятельности выступает разработанная в исследовании модель МПУМ, включающая в себя содержательный и процессуальный аспекты в их системной взаимосвязи. Опираясь на общедидактическую теорию построения учебного предмета, модель МПУМ в каждом из своих аспектов вместе с тем характеризуется определенной спецификой и

- II -

прежде всего - направленностью на развитие у будущих учителей музыки творческого профессионально ориентированного методологического мышления, органического взаимодействия в нем научно-логической и эмоционально-художественной сторон. При этом содержание МПУМ и педагогические средства ее обеспечения направлены на целостное развитие личности учителя музыки в единстве его мотивационно-потребностной, содержательной и процессуальной сторон деятельности. Эти отличительные особенности модели МПУМ детерминируют ее принципы, состав содержания (в качестве ведущего компонента выделяется опыт творческой деятельности), педагогические формы и средства ее реализации (в качестве ведущего средства формирования у будущих педагогов-музыкантов исследуемой готовности выступает методологический анализ).

2. Тезис о том, что профессионально ориентированная методо
логическая подготовка учителя конкретной специальности (учителя
музыки) должна стать важным и необходимым компонентом высшего
педагогического образования. Условием формирования исследуемой
готовности учителя музыки является целостный по организации и
специфический по содержанию учебно-педагогический процесс, нап
равленный на:

а) развитие у будущих учителей музыки мотивационно-ценностного,
личностного отношения к методологической деятельности;

б) усвоение методологических знаний разного уровня (философских,
общенаучных и частнонаучных);

в) овладение посредством методологической подготовки специаль
ными способами познания и преобразования музыкально-педагоги
ческой действительности.

3. Положение о том, что важнейшим средством реализации це
ли и содержания МПУМ является методологический анализ, выступа-

ющий как интегративный по составу и специфический по направленности научно-исследовательский метод. Отражая в себе сущностные характеристики диалектического метода познания (системно-целостный, объективно-субъективный характер, диалектика анализа и синтеза) , методологический анализ в своей функциональной части отличается некоторыми особенностями и прежде всего - профессиональной направленностью, диалектической взимосвязью научно-логического и эмоционально-художественного аспектов. В научно-исследовательской деятельности (учебной и специальной) педагога-музыканта данный метод обеспечивает сиетемно-целостный, диалектический подход к познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в области музыкально-педагогического образования выдвинута и реализована концепция методологической подготовки педагога-музыканта. Тем самым обосновано новое направление в вузовской системе обучения и воспитания учителя данной квалификации. Теоретически и экспериментально доказано, что разработанная в исследовании модель МПУМ представляет собой ее теоретико-методический аналог и выступает в качестве научно-педагогической основы формирования готовности будущего учителя музыки к методологической профессиональной деятельности. (/Реализованное в исследовании теоретическое обоснование состава содержания МПУМ, форм и средств ее педагогического обеспечения представляет собой теоретико-методологическую базу, на основе которой в системе музыкально-педагогического образования могут решаться аналогичные задачи.

В исследовании разработан специальный метод (методологический анализ), обеспечивающий реализацию цели и содержания МПУМ,

- ІЗ -

раскрыты его сущность, структура и принципы осуществления в профессионально-творческой деятельности музыканта-педагога.

Практическая значимость исследования связана с получением научных результатов и разработкой практических рекомендаций,направленных на качественное совершенствование процесса формирования личности будущего педагога-музыканта, развитие у него диалектического, творческого мышления и стиля деятельности, готовности к методологическому осмыслению профессионально-значимых проблем. Полученные в исследовании новые концептуальные знания о сущности МПУМ, ее содержании, формах и средствах педагогического обеспечения могут явиться основой совершенствования практики подготовки музыканта-педагога в ВУЗе (прежде всего - методической) , создает принципиально новые условия для повышения качества научно-исследовательской работы в области музыкальной педагогики.

Внедрение результатов исследования осуществлялось: через научные публикации в педагогической печати; путем включения спецкурса "Основы методологической культуры учителя музыки" в учебные планы музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов г.г. Владимира, Глазова, Екатеринбурга, Майкопа, Минска, Москвы, Одессы, Самары; при чтении циклов лекций в Алма-Атинском, Ашхабадском, Ивано-Франковском, МГЗПИ, Сумском, Ташкентском, Усть-Каменогорском, Бешкекском педагогических институтах, а также в Пловдивском (Болгария) музыкально-педагогическом институте, в республиканских, областных, городских ИУУ (Алма-Аты, Ашхабада, Баку, Владимира, Екатеринбурга, Москвы, Московской области, Ташкента, Усть-Каменогрека, Самары, Бешкека, а также в Софийском республиканском институте усовершенствования учителей (Болгария); в форме пособий МГПИ им. В.И. Ленина для

для преподавателей, читающих курс "Основы методологической культуры учителя музыки", пособия для учителя, выпущенного издательством "Просвещение" и научно-методических материалов, изданных Научно-исследовательским сектором Московского департамента; в виде руководства научно-исследовательской работой аспирантов, соискателей, стажеров в МПГУ им. В.И. Ленина.

Апробация_исследования осуществлена в следующих формах: в ряде выступлений автора на Ленинских чтениях МПГУ им. В.И. Ленина; в обсуждении спецкурса на заседании УМО Комитета по народному образованию СССР и Министерства образования России; в ходе рассмотрения учебного пособия к спецкурсу "Основы методологической культуры учителя музыки" на конкурсной комиссии по отбору лучших научных работ МПГУ им. В.И. Ленина (с последующим присвоением автору звания лауреата 1990 года); на основе доклада и дискуссии на научно-практической конференции "Методологические проблемы музыкальной педагогики" (Москва, 1991 г.); рейтинга с участием ведущих ученых в области музыкальной педагогики, включающего в себя наблюдение и оценку методологической подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов; в ходе обсуждения диссертации на расширенном заседании кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ им. В.И. Ленина.

Стуктура_работы. Диссертация состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы, заключения и приложения.

Похожие диссертации на Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования