Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Садыгов Фарахим Балакиши оглы

Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)
<
Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Садыгов Фарахим Балакиши оглы. Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы) : ил РГБ ОД 61:85-13/457

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖОВ... 13

1. О школьных самодеятельных музыкальных кружках и содержании их работы 13

2. Принципы организации работы школьных самодеятельных музыкальных кружков 28

3. Формы организации работы школьных самодеятельных музыкальных кружков. 41

ГЛАВА II. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА И ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ, ПРОВОДИМОЙ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТ

ВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57

1. Специфические особенности и система работы, проводимой в музыкальных кружках художественной самодеятельности 57

2. Планирование работы школьного самодеятельного музыкального кружка 84

ГЛАВА III. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖОВ И ПУТИ УВЯЗЫВАНИЯ ЕЁ С УРОКАМИ 96

1. Вопросы руководства школьными самодеятельными кружками 96

2. Возможности и пути взаимосвязи занятий самодеятельных музыкальных кружков о уроками.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 135

БИБЛИОГРАФИЯ 139

ПРИЛОЖЕНИЯ 152

О школьных самодеятельных музыкальных кружках и содержании их работы

В оредних общеобразовательных школах республики функционируют различные кружки музыкальной самодеятельности: танцевальные, хоровые, вокальные, оркестры народных инструментов, духовых инструментов, эстрадные кружки, ансамбли песни и народных инструментов. Наш выбор ограничился наиболее распространёнными в школах республики музыкальными кружками - ансамблями песни и народных инструментов и, созданными на их основе, ансамблями гармонистов и нагаристов, а также танцевальными кружками.

В составе ансамбля нагаристов имеетоя один вид ударных музыкальных инструментов, то есть нагара, а в составе ансамбля гармонистов - два вида инструментов: гармонь и нагара. Наблюдения подтверждают, что к этим двум ансамблям учащиеся проявляют наибольший интерес. Что касается танцевальных кружков, то и они пользуются большой популярностью, но в них, по сравнению с другими кружками, вовлекается меньшее число учащихся.

Обучение азербайджанским танцам, имеющим древнюю историю и получающим всё большее развитие, облеклооь в организованную форму, в том числе в форму школьных танцевальных кружков. Танцы, исполняемые в этих кружках, обладают широким художественным воздействием и являются всеми любимым видом искусства. Они способствуют росту общей культуры участвующих в танцах, выпрямлению осанки, движения становятся грациозными, точными, красивыми, изящными.

Изучая танцы других народов, школьники ближе знакомятся с богатейшим художественным творчеством этих народов, многокрасочностью танцевальных мелодий, -ритмикой танца и костюмами. Танцы разнообразны и по содержанию: некоторые отображают процесс труда, другие воспевают жизнь, полную героики и мужества. Школьники узнают, что танец не может состоять из бессмысленных движений, каждое движение танца подчинено конкретной идее, конкретному содержанию.

В школах республики каждый третий кружрк создаётся на основе ансамбля народных инструментов. Ансамбли такого рода имеют очень древнюю историю и состоят из группы азербайджанских инструментов. Прежде в них в виде трио были представлены инструменты - тар, ке-манча, из ударных - или гавал, или нагара. Теперь же в ансамблях представлены все азербайджанские народные инструменты. Обычно они группируются следующим образом:

1. Струнные (или с медиатором) инструменты - саз, уд, тар, кеманча (в некоторых случаях кеманчу рассматривают как смычковый инструмент).

2. духовые инструменты: кларнет, балабан, ней (музыкальный инструмент вроде флейты), зурна, свирель.

3. Ударные инструменты - нагара, гоша нагара (парная нагара).

4. Клавишные инструменты - фортепиано, гармонь.

class2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА И ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ, ПРОВОДИМОЙ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТ

ВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ class2

link2 Специфические особенности и система работы, проводимой в музыкальных кружках художественной самодеятельности link2 \

Систему работы музыкальных кружков художественной самодеятельности, предложенную в диссертации, прежде всего следует рассматривать как результат двухлетнего эксперимента. Основываясь на материале наблюдения в более чем ста школах одиннадцати районов республики, во введении и первой главе диссертации отмечено, что с исполнителями песен в ансамблях песни и народных инструментов серьёзная работа не проводится, а в ансамблях гармонистов и нагаристов в связи с отсутствием нот работа с кружковцами ведётся без системы, в танцевальных кружках школьников не обучают технике и элементам танца. Этим и объясняется низкий уровень знаний и навыков учащихся в этой области. Они, например, искажают слова песни, неправильно исполняют элементы танца, не умеют воспроизводить мелодии и ритмы и т.д.

Так, например, в созданных кружках (176) художественной самодеятельности 31-ой бакинской и 2-ой кубинской средней школ как в контрольных, так и в экспериментальных группах до проведения эксперимента учащиеся не могли правильно выполнить элементы танца, воспроизвести на слух мелодии и ритмы. Крайне незначительным было и число тех, кто произносил слова песни правильно поставленным голосом (см. таблицу 8, стр. 58).

В кружках гармонистов и нагаристо наблюдается такое же положение, что и в танцевальных кружках. В этой связи нами и была проделана работа по определению специфических особенностей различных видов кружков, а затем, в соответствии с намеченной целью, составлены системы нот и схематические записи танцев, прошедшие экспериментальную проверку. Суть этих особенностей в следующем. Поскольку кружковая работа является составной частью внешкольной воспитательной работы, она имеет те же отличительные особенности, которые характерны для работы (то есть уроков) в выпускных классах. Работа кружка, независимо от профиля (на-гаристы, гармонисты, танцевальный кружок) строится по принципу добровольности. Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с возрастом, но не менее 45 минут. Речь в данном случае идёт не об этих общеизвестных особенностях, а о тех, которые характерны для каждого из видов кружков. Совершенно естественно, что работа в одном кружке, скажем танцевальном, по своим особенностям и специфике отличается от работы в другом, например, в ансамбле народных инструментов и песни. В кружках ансамбля песни и народных инструментов работа ведётся в двух направлениях: работа с исполнителями песни и работа с исполнителями мелодий на народных инструментах.

Специфической особенностью работы кружков художественной самодеятельности с точки зрения эстетического воспитания имеет большое значение привитие учащимся исполнительских навыков. Это касается правильного произношения слов при исполнении песни - без научных основ фонетики в этом деле не обойтись. Немалое значение имеют и некоторые грамматические знания. Правда, их учащиеся получают на уроках азербайджанского языка. Однако, в процессе музыкальных занятий возникает потребность в повторении этих сведений, в уточнении их специфики в музыкальном исполнении.

class3 РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖОВ И ПУТИ УВЯЗЫВАНИЯ ЕЁ С УРОКАМИ class3

Вопросы руководства школьными самодеятельными кружками

В организации школьных самодеятельных музыкальных кружков важную роль играют руководители кружков, комсомольская и пионерская организации. В предыдущих главах об этом говорилось в связи с рассмотрением ряда вопросов руководства кружками. Наряду с расширением и углублением этих сведений, в данной главе также ставится задача, определить роль и функции школьных комсомольских и пионерских организаций в работе самодеятельных музыкальных кружков. Прежде, однако, следует выяснить вопрос, какими качествами должен обладать руководитель самодеятельного музыкального кружка для образцовой организации его деятельности, .каким требованиям и условиям ему необходимо следовать? Основываясь на педагогической литературе и передовом опыте, на этот важный вопрос можно ответить следующим образом.

1 Прежде всего, руководитель самодеятельного музыкального кружка должен быть политически грамотным, иметь музыкальное и педагогическое образование, а также соответствующие профессиональные навыки. С этой точки зрения уместно вновь сослаться на уже приводимый факт: большинство руководителей самодеятельных музыкальных кружков, действующих в общеобразовательных школах, не имеют в этом плане опыта, у некоторых из них низок идейно-политический уровень и нет достаточного профессионализма. Но часто при подборе руководителей кружков не учитывается наличие у них этих необходимых качеств, хотя очевидно, что руководитель кружка должен уметь учить детей искусству музыки, пения и танца, а также быть хорошим воспитателем. Не владея профессиональным -мастерством, он не сумеет обучить школьника музыке. Встречаются, однако, руководители, политически и профессионально подготовленные, но не имеющие педагогического образования. В таких случаях им необходимо заняться самообразованием или пройти специальные курсы усовершенствования.

Над совершенствованием своего профессионального мастерства должны постоянно работать все руководители самодеятельных кружков. Углублению профессионализма способствует подготовка докладов для выступлений на научно-практических конференциях и семинарах, систематическое изучение педагогической и специальной литературы, а также передового опыта организации работы кружков художественной самодеятельности.

2. Руководители кружков должны хорошо знать своих учащихся, глубоко изучить их психологические особенности. Крайне важно, начиная с отбора участников самодеятельности и до организации процесса занятий, выяснить психологические особенности детей, глубже узнать их внутренний мир, наклонности характера, мотивы действий, темперамент и т.д. Без уточнения этих моментов работа, проводимая руководителями кружка, окажется малоэффективной, то есть невозможно будет с помощью одних только музыкальных средств влиять на психологию учащихся. Знать характер детей-а это одно из основных требований - руководителю необходимо и для сплочения коллектива, и для определения взаимоотношений между кружковцами, отношения их к окружающим.

Похожие диссертации на Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)