Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Каршинова Любовь Владимировна

Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры
<
Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каршинова Любовь Владимировна. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 168 c. РГБ ОД, 61:01-13/282-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы освоения русской народной культуры в современных условиях обучения

1. Понятие «Народная культура» в историческом развитии 11-32

2. Значимость педагогического обращения к русской народной культуре

2.1. Духовно-нравственные ориентиры в развитии личности

2.2. Народная культура и становление личности 39-51

3. Народная культура в структуре содержания образования 51 -56

Глава II. Понимание учащимися народной культуры и пути совершенствования её освоения .

1. Подготовленность школьников к восприятию народной культуры

2. Содержание учебного предмета «Народная культура».

2.1. Основные положения предмета 66-75

2.2. Программа предмета «Народная культура» 75-90

Глава III. STRONG Опытно-экспериментальное преподавание предмета «Народная культура»

STRONG

1. Проведение занятий по курсу «Народная культура» 90-135

2. Результаты опытного обучения 135-149

Заключение 149-151

Список использованной литературы 152-168

Понятие «Народная культура» в историческом развитии

В новой социально-педагогической ситуации обращение к народной культуре как средству формирования духовных качеств личности очевидно. Осознание цели «кого и для чего мы воспитываем» (Тодоров Л.В.,) требует осмысления воспитательного процесса, который Аристотель, Демокрит, Диоклетиан, Эпикур, Гегель, Дистерверг, К.Маркс, Н.Чернышевский, К.Ушинский выстраивали в соответствии с миросозерцанием и философской системой, социально-педагогическими установками и идеалами общества.

Человечество размышляло над историей своей культуры на протяжении эпох, в каждой из которых складывалась своя ситуация, представляющая собой природно-закономерную действительность. Каждая эпоха отличается своей культурно-исторической уникальностью, объединением людей на основе природосообразного, культуросообразного, этнического воспитания. Культуросозидающая деятельность концентрировалась вокруг идеи воспитания, пронизанной соответствием космическому строю, привязанному к местным условиям, местным традициям. В этом плане человеческие установки являлись естественным продолжением природных. Природа охватывала все человеческое, в том числе и воспитание, и деятельность, которую ныне отождествляют с культурой (Каган М.С.).

Таким образом, народная деятельность: труд, верования, бытие, мировоззрение, творчество, мораль, традиции, искусство, историческая память, сохраненная в фольклоре, и являются народной культурой.

Древне-латинское «культура» означает «уход, возделывание, воспитание, опека». Возвращаясь к опыту древности, пифагорейцы, Сократ, Аристофан, Платон рассуждали о воспитании в соответствии с традициями и сохраняли привязанность человека «воспитанного» к прекрасному строю Космоса (№ 198). Идея культуры в древности не была вычленена самостоятельно.

В античной культуре положение воспитания было центральным. Античная эпоха наделяла всех людей восприимчивостью к воспитанию, которое имело столь универсальные функции, что предваряло современную идею культуры (№ 198). Еще в 1У веке Ямвлих писал, что именно воспитание отличает человека от животного. Культуросозидающая деятельность концентрировалась вокруг идеи воспитания и соответствия космическому порядку. Человек был встроен в космический порядок. Его становление являлось естественным продолжением природного становления. Природа охватывала все человеческое, в том числе и деятельность, которая позже стала отождествляться с культурой (Мень А., Каган М.С.). Идея вечного возвращения или прямого воспроизведения прошлого в настоящем и будущем была характерна для тех времен (Лукач И., Рыбаков Б. А.).

Римляне назвали «культурой» формы искусственного, рукотворного бытия, которые были получены человеком в результате преобразования бытия естественного (№ 198).

Во времена Возрождения появляется представление о специфически человеческом, отличающемся от природного, сосредоточенного в прошлом, т.е. воспроизводится идея человека, совмещенного с прошлым как осознание факта «культуры». Возвращение прошлого уже не гарантируется космическим законом, а является плодом деятельности, воспроизведение древних образов -не простое дублирование их, а создание нового. Понимание культуры становится опредмеченным и сама культура расматривается как продукт человеческой деятельности (№ 198).

Чтобы понять историю культуры человечества, необходимо прежде всего понять, что же такое человек, в чем суть его существования. И.Кант определяет человека существом двойственным, принадлежащим к «царству природы» и «царству свободы» (№ 74). Природой в кантовском понимании служит все то, что существует в пространстве и времени, все «сущее», свободой - это то, что должно происходить и происходит. Человек в ряду явлений был включен им в цепи причинно-следственных связей, как физических, так и психических. Во все времена каждое отдельное «Я» составляло определенный смысл в жизни единого целого, которое включает в себя совокупность бытия народа, нации, государства. Народы незаметно для себя движутся к совершению неведомой им цели и реализуют историю «по плану природы» (№ 74). У природы же последняя цель в отношении человека - культура, которая определялась им как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели, это искусственно созданное людьми, результат их действий и поступков» (№ 74, с. 61).

На протяжении тысячелетий складывался каждодневный опыт человека в процессе познания своего единства с природой, который и вылился в культурно-исторический опыт человечества. Человек явился высшим и последним звеном природы и именно культура отличает его от животных, составляет его специфическую сущность (№ 44). Человеку и человечеству, чтобы выжить, необходимо было учитывать законы окружающей среды и своей биологической природы. И.Г.Гердер определил понятие культуры, как порождение человека в историческом развитии, совокупность человеческих умений, способов формирования человека в человеке. Он отмечал, что человек формируется культурой и, в свою очередь, он же ее и преобразует. Род людской — это солидарное единство индивидов и это существует только в форме реальной взаимосвязи последних. Культура - историческая по происхождению, изменчивая во времени и многообразная в пространстве.

Космическая история природы, по К.Ясперсу, начинается с безжизненной материи и достигает своей кульминации в человеке. Он выделил в бытии человека три уровня: тело, сознание (трансцендентальная субъективность) и дух, который «отличается от всех, но составляет с ними одно в объемлющем их порядке» (№ 224, с.53).

Значимость педагогического обращения к русской народной культуре

Философское осмысление истории культуры русского народа придает новый поворот в развитии теории воспитания и образования, совершенствования человека. Если рассматривать образование как процесс, то в его содержание необходимо включение знаний о жизни, быте наших предков, их философии, миропонимании, искусстве, обрядах и обычаях. Каждый человек имеет право знать «всю многокрасочность великих и малых вероучений, весь спектр общих представлений о мире» (№ 151, с. 37), понять глубинную общность и суть основных мировых религий, сущность верований, природу вещей.

На примерах растительного и природного мира необходимо дать понять школьнику какие сокровища заложены в человеке, и то, что человек должен приложить усилия, чтобы преуспеть в этом мире. Человек, вступающий в жизнь, должен осознавать свою принадлежность семье, роду, народу, родине, понимать истинную ценность своего Отечества, которое, в свою очередь, принадлежит к мировым процесса и занимает вполне обусловленное место и значение. Единая цепь культуры соединяет все времена и народы и, если человечество движется к возрастанию гуманности в общекультурном процессе, то ему необходимо знать историю культуры своего народа (СИГессен).

Духовный опыт русского народа, соединяющий в себе народную философию, народную педагогику, народное искусство, традиции, обряды и обычаи, имеет огромный воспитательный потенциал. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных традициях, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (№ 192, т.2, с. 161).

Педагогические знания и опыт народа, выраженный в народной культуре, соединяет в себе народная педагогика (К.Д.Уппшский), представляющая собой «совокупность взглядов, идей, традиций народных масс в области воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских игрушках и т.п.» (№ 35, с.70).

Идеи народной педагогики пронизывают педагогическое творчество К.Д.Ушинского, С.АРачинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.И.Срезневского. Собирали и обобщали опыт народного воспитания Я.К.Коменский, Л.Н.Толстой. Современное функционирование идей народной педагогики освещает в своих трудах Г.Н.Волков.

Вопросы изучения роли народной культуры и народной педагогики в развитии теории духовно-нравственного воспитания и сегодня беспокоят молодых ученых, о чем говорят исследования В.П.Исаенко, А.С.Метелягина, А.П.Орловой.

Новое всегда рождается из освоения лучших традиций прошлого, их дальнейшего развития и обновления. Историческое существование культуры обеспечивает язык и традиции, как механизм ее трансляции (С.И.Гессен). Традиции включают в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в течение длительного времени. Они - главный механизм накопления, сохранения и развития культуры (Л.НХумилев, Б.А.Рыбаков, Д.СЛихачев, Н.А.Некрасова). Лучшее, что создано человеком и человеческим разумом бережно сохраняется, повторяется, поддерживается, дополняется, закрепляется и распространяется. Путем простого показа и подражания, словесного описания, одобрения люди с самого начала истории передавали культуру. Так закреплялись традиции. Сохраняясь в основе, они видоизменялись в деталях, приспосабливались к существующей социальной среде. Традиции явились корнями древа культуры, которые связывают его с почвой и питающими соками земли.

Воспитание детей у крестьян было основано на народных традициях (В.И.Белов, В.МТригорьев, В.А.Николаев, М.М.Громыко). Народная педагогика, отшлифованная веками, вырабатывала свои законы и правила и изо дня в день передавалась от старших к младшим личным примером. Ребенок, находясь с самого рождения в атмосфере высокой нравственности и любви, фиксировал последовательность действий в своей памяти и, нередко повторяя их, дополнял и улучшал их. Жажда подражания взрослым перерастала в жажду труда.

Подготовленность школьников к восприятию народной культуры

Проведение занятий по курсу «Народная культура»

Анализ состояния уровня знаний школьников в области народной культуры выявил актуальность проблемы разработки школьного предмета по изучению народной культуры как целостного мира.

На первом этапе экспериментальной работы исследователем было проведено даагаостирование причин, затрудняющих использование знаний народной культуры в учебно-воспитательном процессе школы среди учителей. Всего в опросе участвовало 280 учителей (в том числе 92 классных руководителя), из них: 80 учителей начальной школы, 180 учителей основной школы, 20 педагогов дополнительного образования.

Анализ анкетирования показал, что 82% учителей начальной школы, 41% учителей базовых предметов, 92 % классных руководителей хотели бы использовать народную культуру при наличии разработанных методик проведения занятий, не используют народную культуру из-за отсутствия системных знаний третья часть учителей основной школы, четверть опрошенных учителей не имеет желания менять что-либо в установившемся учебном процессе (см. таблицу № 1).

С целью уточнения объема информации о народной культуре, включаемого в основные базисные предметы в школе, также было проведено анкетирование учителей. В итоге оказалось, что учителя базовых предметов включают информацию об отдельных явлениях народной культуры. Учителя русского языка и литературы в большей степени используют фольклор, устное народное творчество, 60% учителей изобразительного искусства постоянно используют народное искусство, половина учителей музыки постоянно использует обрядовый фольклор, 70% учителей истории эпизодически используют исторически проверенные сведения о культуре (таблица № 2).

Рассмотрение отдельных, не связанных логикой между собой явлений в народной культуре не имеет целенаправленного педагогического воздействия на формирование целостного взгляда на культуру предков и духовных качеств школьников, что является недостатком.

Следующим этапом было выяснение интереса к культуре народа, сформированности знаний и умений в этой области у школьников. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: Любите ли Вы своих родителей? Любите ли Вы своих близких (бабушку, дедушку, брата, сестру)? Любите ли Вы город, в котором живете; страну, в которой живете? Что Вы знаете о своей Родине? Перечислите города и их достопримечательности, перечислите народности, живущие в России. Хотите ли Вы жить в своей родной стране? В своем родном городе? Хотите ли Вы жить за границами нашей Родины? Вы положительно относитесь к людям других национальностей. Вы отрицательно относитесь к людям других национальностей. Кем Вы себя считаете: россиянином, русским, человеком другой национальности? Хотите ли Вы быть залштником своей Родины? Имеете ли Вы достоинства: говорите правду, верны дружбе, уважаете старших, честно относитесь к окружающему вас миру, любите трудиться? Видите ли вы свои недостатки? - грубость, неуважение к другим, лживость, способность обмануть, неряшливость (нужное подчеркнуть). Хотите ли Вы исправить свои недостатки? Видите ли Вы чужие недостатки? Знакомо ли вам понятие «культурные ценности народа»? Знаете ли Вы о культурных ценностях своей Родины? Перечислите, какие культурные ценности Вы знаете. Знакома ли Вам область народной культуры? Любите ли Вы русские народные сказки? Нравятся ли Вам изделия народных промыслов? Перечислите, какие народные промыслы Вы знаете. Знаете ли Вы, откуда родом Матрешка? Хотелось бы Вам узнать все о Матрешке? Хотели бы Вы знать, для каких целей были нужны: обереговая кукла, свистулька, узор на посуде, узор на костюме, узор на избе? Хотели бы Вы уметь раскрывать «тайны» в волшебных сказках? Знакомо ли Вам понятие «Вселенная»? Хотели бы Вы познать тайны Вселенной? Хотели бы Вы стать лучше, чем есть сейчас?

Указанная анкета была распространена среди школьников начальной школы, 5 и 6 классов основной школы. Всего в анкетировании участвовало 470 человек. В результате анализа ответов выявилось, что: любят Родину и хотят в ней жить - 102 чел., любят Родину, но жить в ней не хотят - 294 чел., имеют скудные сведения о городах, народах - 122 чел., положительно относятся к людям другой национальности - 86 чел., считают себя русскими -246 чел., затрудняются назвать свое отношение к какой-либо национальности - 209 чел., имеют способность к самоанализу - 189 чел., видят в себе только достоинства - 375 чел., видят в себе свои недостатки - 190 чел., любят читать русские народные сказки - 198 чел., хотели бы знать историю матрешки - 305 чел., немного знают о культурных ценностях своей Родины - 228 чел., имеют частичное представление о культуре народа - 113 чел., желают что-либо изменить в себе - 301 чел.

Похожие диссертации на Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры