Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие теории и практики национального образования в России Куликова Светлана Вячеславовна

Становление и развитие теории и практики национального образования в России
<
Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России Становление и развитие теории и практики национального образования в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куликова Светлана Вячеславовна. Становление и развитие теории и практики национального образования в России : 13.00.01 Куликова, Светлана Вячеславовна Становление и развитие теории и практики национального образования в России (Вторая половина XIX - начало XX в.) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Волгоград, 2005 330 с. РГБ ОД, 71:05-13/280

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория национального образования в России: категории, структура и генезис 24

1.1. Понятийно-категориальные характеристики национального образования 25

1.2. Базовые основания национального образования в России 55

1.3. Становление национального образован ия в России до второй половины XIX в. 84

Выводы по первой главе 116

Глава 2. Вариативные концепции национального образования в России во второй половине XIX - начале XX в. 121

2.1. Разработка государственной концепции национального образования представителями официальной педагогики 122

2.2. Религиозно-педагогическая концепция 153

2.3. Концепции культурно-антропологической направленности 183

Выводы по второй главе 211

Глава 3. Практическая реализация идей национального образования в России конца XIX - начала XX в . 216

3.1. Реализация государственной и религиозно - педагогической концепций национального образования 217

3.2. Реализация культурно-антропологической концепции в сельской и городской школе 244

3.3. Сущностная характеристика и типология национальной школы в современной России 277

Выводы по третьей главе 302

Заключение 307

Литература 312

Введение к работе

В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат ценностей, традиций и отношений, принятых в определенной социокультурной среде, определяет вектор развития образования.

Россия многонациональна1 и многоязычна, а в связи с сохранением и жизнеспособностью национальных традиций и поликультурна. Сложность организации образования в полиэтнической стране заключается в том, что школа призвана решать не только задачи просвещения. Образование в такой стране призвано создавать условия для построения гражданского общества, обладающего общенациональным сознанием, стремящегося к духовной и языковой интеграции. В современной социальной и национальной ситуации в России, характеризующейся нестабильностью, особенно важной представляется проблема создания единого образовательного и духовного пространства.

В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал, что «...во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильности жизни...» необходимо создать условия для сохранения «...уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире». Отсюда вытекает задача создания целостной национальной образовательной системы для всех граждан Российской Федерации, которая учитывала бы не только многонациональный и поликонфессиональный характер страны, но и ее историческое прошлое [130,

В современной социально-политической ситуации перед педагогической наукой России актуализируется сложнейшая задача - создание концепции национального образования в целом и школы, в частности. Происходящие в этом плане процессы свидетельствуют как об определенных достижениях в данной области, так и об углублении круга проблем, находящихся в области соотноше ния общечеловеческих и национальных ценностей в образовании России. С одной стороны, поддержка российской педагогической общественностью Болон-ских соглашений инициирует процессы интеграции России в мировое образовательное пространство. G другой стороны, в Концепции модернизации российского образования, говориться, что, используя зарубежный педагогический опыт передовых стран, необходимо бережно относиться к отечественным традициям в области образования и воспитания. Национальная доктрина образования, принятая до 2025 г., провозглашает право каждого россиянина на получение качественного образования с учетом национальных и региональных особенностей.

Естественным образом возникает вопрос о дифференциации таких понятий как: национальное образование и национальная школа. Качественное содержание категории «национальное образование», находится в теоретической гиоскости, что смещает акценты со школьной практики в поле: гносеологии и аксиологии. При этом в полной мере должен быть задействован надпедагогиче-ский междисциплинарный потенциал таких наук, как: философия, социология, этнология, историософия:и пр., иными словами все, что связано с сохранением уникального образа России и проекцией этого взгляда на сферу образования.

Трактовка образования в рамках разработки концепции национальной школы требует соответствующей акцентуации процесса: обучения и воспитания;на;со-цио-культурный и культурологический подходы. Поиск путей создания модели выпускника,национальной школы приводит к проблеме: национального образовательного идеала и порождает спектр вопросов: о каких нациях, населяющих Российское государство, идет речь: это все нации, или только русская? Или- же объектом? поиска является І наднациональный субстрат, где под русскимишони-маютсяї все россияне, но православные? Отвечая на поставленные вопросы, необходимо учитывать многонациональный и многоконфессиональный состав; населения России.

Исторически национальное образование рассматривалось, как производное от общих философских идей в рамках различных трактовок личности, которые

можно условно развести по трем основным направлениям: государственниче-ская; религиозная; либеральная. М.В. Богуславский и З.И. Равкин в историко-педагогическом процессе выделили два подхода к проблеме организации образования в национальной школе, которые существуют и сегодня: компонентный и целостный.

Образование в национальной школе, рассматриваемое с позиций компонентного подхода, трактовалось как совокупность изменений, прежде всего, в направленности содержания образования» и включало в себя совокупность следующих подходов и мер:

- введение в учебный план этнодисциплин («Русская словесность», «Славяноведение», «Калмыцкий язык. Джангар. Фольклор», «Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа» и т.д.);

- сдвиг приоритетности в учебных планах на «россиеведческие» курсы: история России, география России, русская литература или же на соответствующие национальные курсы, добавление в курсы тем, связанных с историей, литературой, культурой народов России;

- акцент на воспитывающее обучение, где основным средством воспитания признаются российские национальные традиции;

- осуществление воспитания в этнокультурном аспекте с опорой на народные традиции воспитания;

- применение активных форм патриотического воспитания — различного рода фольклорных экспедиций, экскурсий, создание музеев, экспозиций, иллюстрирующих и стимулирующих изучение большой и малой родины. Компонентный подход к разработке идеи национального образования, как

правило, осуществляется в рамках классно-урочной парадигмы и не порождает качественно новых образований.

При целостном подходе все компоненты педагогического процесса приобретают национальную специфику: национальные ценности выступают как базис и определяют цели, содержание, формы и методы национального образования. Однако при попытке опредмечивания данного подхода в какой-либо конкрет

ной национальной системе образования возникает ряд вопросов, касающихся специфики учебно-воспитательного процесса, организованного в той или иной национальной образовательной системе. Безусловно, учебно-воспитательный процесс, построенный на основе национальных ценностей, должен выделяться из множества унифицированных образовательных систем. Это отличие обнаруживается, прежде всего, на парадагмалъном уровне в рамках гуманизации российской школы и личностно-ориентированном образовании. Конкретизация данной парадигмы относительно национальных образовательных систем заключается в создании условий для всестороннего развития личности на основе в единства национальных и общечеловеческих ценностей. В российском образовании можно выделить ряд типичных направлений .

- Центрация целей-ценностей на духовно-нравственную сферу;

- Сдвиг приоритетов с обучения на воспитание;

- Диалогичность учебного процесса, представленного как цепь воспитывающих ситуаций;

- Общинный (коллективный) характер взаимоотношений субъектов образования;

- Органическая взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Оппоненты, обвиняя национальную школу в ее несовременности, считают,

что российский менталитет не дает России шансов на дальнейшее прогрессивное развитие, т.к. он направлен на консервацию патриархальности и общинно-сти, не учитывает индивидуально-психологическое и типологическое в характере человека. Однако, образование, в основу которого положен национальный характер, сформировавшийся? под воздействием территориальных и природно-климатических особенностей, в большей степени отвечает интересам сложившихся общностей (в данном случае речь идет о российском народе). Это обусловлено тем обстоятельством, что концепция целостного пути становления и развития национального образования носит четко выраженный антропологический характер, опирается на народную и педагогическую традицию, формирующихся в ходе всемирного историко-педагогического процесса.

Исторический характер категорий «образование», «ценности национального образования», «народная педагогика», «традиция», актуализирует проблему генезиса категории «национальное» в образовательном дискурсе и историко-педагогический анализ национального образования? с целью выявления его сущностных характеристик и этапов становления и развития.

СоСТОЯНИе ИЗуЧеННОСТШ Проблемы. В ОСНОВе СОВремеННЫХ ПОДХОДОВ! к;

трактовке национального образования лежит конструктивное осмысление педагогического опыта, накопленного в ходе зарождения и становления уникальных образовательных феноменов, возрождение исторически сложившихся национально-отличных форм обучения и лучших традиций народной? педагогики. Ис-торико-педагогический анализ данной проблемы приобретает в; современных условиях особую значимость. Однако, при этом необходимо учитывать, что взгляд на проблему становления и развития национального образования с позиции задач современности - это единственно возможный путь концептуализации данного опыта в историко-педагогическом знании и его актуализации в современной образовательной ситуации.

Г. Впервые попытка обосновать источники и. истоки российского образования на основе уникальности и национального своеобразия; характера русского человека была сделана в.трудах крупных специалистов дореволюционного периода (Н.М. Карамзин; И;Ві Кириевский, В.О.» Ключевский, М;П; Погодин,. СМ; Соловьев, В.Н; Татищев).

Выдающиеся отечественные просветители середины XIX в. (ВЛ7. Белинский, А.Н; Герцен, H:F. Чернышевский,, Н:И; Пирогов, К.Ді У шинский; и др.) рассматривали образованиеk через призму народности и национальных особенностей. Для отечественной; педагогикш теоретическими и:методологическими основаниями данных исканийстали философские идеи, конца XIX - началаХХ в. (Н.А. Бердяев, C.Hi Булгаков, Н.Я: Данилевский; К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, ВІВ. Розанов, BIG. Соловьев).

На взлете российской педагогической мысли происходило интенсивное изучение генезиса русской школы и отечественной педагогики. Впервые в трудах

отечественных педагогов была осуществлена попытка критического осмысления истоков национального образования в России, а также представлены подходы к разработке его теоретических основ во второй половине XIX - начале XX.в.: «О национальном воспитании» - П.П. Блонский; «История русской педагогики» - М.И. Демков; «О нации и национальной идее в педагогике» - ВіФ. Динзе; «История русской педагогии» - П.Ф; Каптерев; «Задачи национального воспитания»- С.Д. Смирнов; «Война и идеал воспитания. К вопросу о национализме в педагогике» - МіМ. Рубинштейн.

На рубеже XIX - XX в.в. в рамках общественно-педагогического движения отечественными педагогами осуществлялся напряженный и плодотворный поиск образовательной системы, которая отвечала бы прогрессивным изменениям в обществе и самом государстве, носившим гуманистическую направленность. Эти тенденции проявилась, прежде всего,.в создании образа русской школы, действующей на основе народных и национальных традиций (В;П. Вахтеров, П.Ф; Каптерев,. В.Я.; Стоюнин, В.Н. Сорока-Росинский, Д.И: Тихомиров, Л.Н. Толстой).

Этот период исторической! ретроспективы проблемы становления национального образования и школы был прерван политическими; изменениями- ві России И!сменой ценностных оснований общественной жизни, В ТОМ! числе В: образовании..

2. В послеоктябрьский период в работах: советских ученых-педагогов наблюдается негативное отношение к образовательной политике дореволюционной России и ее отмежевание от тенденций национальной и народной направленности. Вместе с тем много было делано для І изучения истории образования? России и, в первую очередь, народов, населяющих СССР. Наиболее капитально; вопросы национального образования и школы § были рассмотрены «Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР» (до 1986 г.). Были опубликованы солидные труды, посвященные истории становления и развития образования у отдельных народов: «Очерки истории образования» и литературы,татар (до революции 1917 г.)»; «Очерки по истории дореволюционной марийской

школы» (1951 г.); «Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии» (1968 г.) и т.д. Несомненно, многие проблемы, по известным причинам, в данных трудах не были освещены и даже искажены, но, в целом, было осуществлено исследование значительной источниковой базы.

3. Со второй половины 80-х годов XX в. начинается процесс постепенного перехода от унитарной, денационализированной образовательной системы к демократической, вариативной и этнически ориентированной системе образования. В этот период происходит обогащение методологического потенциала исследования историко-педагогического процесса в целом, в том числе в сфере истории национального образования. В дополнение к формационному подходу приходят аксиологический, цивилизационный, парадигмальный, антропологический, средовый, историко-культурный и др. подходы, которые позволили более объективно раскрыть этот процесс, выявить его типологию, выявить взаимосвязи и закономерности национального образования в историко-педагогическом аспекте. В современных историко-педагогических исследованиях, посвященных национальному образованию (З.И. Равкин, М.В- Богуславский, G.B: Грачев, Г.Б. Корнетов), просматривается? генетическая; связь между такими фундаментальными понятиями, как образование, общечеловеческие, национальные и ментальные ценности.

Диссертационные исследования?последних лет, которые проводят историко-педагогический анализ проблем теории и практики национального образования России вообще и отдельных народов России, в частности: Е.П; Жирков «Методология ;и технология обновления содержания в национальной-школе» (Москва — 1993); Ж.Ж. Наурызбай «Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников» (Алматыі- 1997); 3.0. Кекеева «Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков» (Санкт-Петербург- 1997); В.А. Николаев «Теория и методика формирования этнопеда-гогическойі культуры учителя» (Москва - 1998); З.К. Еналиев «Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков» (Казань - 1998); Э.Х. Джанибекова «Самобытность

как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П.Ф. Каптерева» (Карачаевск - 1999); Г.Ф. Хасанова «Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования» (Казань, - 1999); Ю.Н. Абакумов «Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX - начала XX веков» (Москва — 2000); И.П. Малютин «Становление и развитие национальной школы в республике Башкортостан» (Уфа - 2000); О.И. Сковородкина «Теория и практика национального образования на Архангельском севере» (Архангельск - 2001); Л.В. Милько «Пути формирования национального самосознания в Татевской школе С.А. Рачинского» (Смоленск — 2002) и др.

Теоретико-методологический анализ таких понятий как ментальные ценности, ценности национального образования, ценности народнойшедагогики, позволит выявить теоретико-методологические основы становления; и развития теории национального образования России второй половины XIX — начала XX в.

Следует подчеркнуть, что историко-педагогические исследования последних лет характеризуются по пыткой объективно го анализа теоретического и практического наследия педагогов второй половины XIX — начала XX в. Поскольку данная работа носит историко-теоретический характер, то в рамках егопредме-та представляется - необходимым показать спектр современных исследований, в которых рассматривается дефиниция «национальное образование».

Современные исследования, актуализирующие категорию «национальное» применительно к педагогической науке и практике, посвящены различным составляющим данное понятие проблемам: поиску путей возрождения духовно-нравственных основ русской школы на основе традиций народной» педагогики, национальных особенностях россиян;(Е.А. Андреев, Е.П.Белозерцев, Е.В; Бон-даревская; Н.Е. Воробьев, А.Б. Измайлова В;Ю; Троицкий), формированию системы,ценностей национального образования: (В.И: Додонов, А. Корольков, Б.Т. Лихачев, З.И! Равкин), соотношению в образовании национальных и общечеловеческих ценностей (Б.С. Гершунский, Е.Н. Шиянов), религиозно

национальным императивам образования (Е.В. Алехина, Т.П. Довгий, И.П. Малютин), ретроспективному анализу становления национальных ценностей образования (Л.Н. Беленчук, Н.В. Кудрявая, В.А. Мосолов), этно-культурной педагогике (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин).

С середины 90-х гг. в ткань педагогического образования стали включаться курсы по народной педагогике, призванные сформировать у будущего учителя представления о роли народной педагогики в воспитании и образовании (И.П. Андриади, Р.Н. Идрисова, В.А. Николаев, Ж.Т. Филиппова, В.К. Шаповалов). Актуализации народной культуры в образовании посвящены исследования, разработавшие методологию изучения различных проблем народной педагогики и ее понятийный аппарат, содержание, формы и методы воспитания народа (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, М.И. Стельмахович, Е.Л. Христова).

На этот период приходится пик исследований по проблеме русской школы и школы других народов, который осуществлялся на двух уровнях: осознание народом своей национальной идентичности и религиозный ренессанс.

На первом уровне в силу социально-экономических и политических причин резко актуализировалась проблема поиска концепции национального образования, определившая одно из направлений в педагогической мысли и науке. Это было связано с поисками обретения своей национальной идентичности у всех народов бывшего СССР. Здесь оказался задействован, вовлечен и переиздан пласт литературы, отражавшей психологическую, педагогическую, философскую и религиозно-философскую мысль, который до сих пор не использовался. Через сто лет авторы этих трудов были явлены как современники событий 90-х гг. XX века и воспринимались прогностиками дальнейшего развития не только образования, но России в целом. В определенном смысле, данный пласт литературы повлиял на формирование, так называемого, социального заказа на разработку концепции национального образования России. Вновь актуализировалась деятельность графа П.Н. Игнатьева, разработчика и вдохновителя реформ 1915-1916 гг., направленных на создание национальной системы российского образования.

В этот же период произошло возрождение религиозных, православных ценностей, что инициировало разработку идей национального образования и школы на православной основе, задействовавших потенциал религиозной, религиозно-философской, духовной литературы рубежа. XIX - XX вв. Первый Всемирный Русский Собор; посвященный памяти Преподобного Сергия? Радонежского, принял резолюции о русской национальной школе и создании национальной программы воспитания и образования. Его участники, среди которых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, признали, что юные поколения, как никогда, нуждаются сегодня в духовном руководстве, а духовное возрождение. России не произойдет без восстановления национального образования. Взаимодействие светского и; православно-религиозного уровней исследования! проблем, русской школы и школы других народов актуализировало идею разработки концепции национального образования и обострило спектр проблем: русское или российское, национальное или националистическое, православное или духовное (Е.П. Белозерцев, В.Н. Ганичев).

Сопряженным сюжетом с вышесказанным и находящимся с ним во взаимосвязи; является разработка направления на создание русской школы, как государственной образовательной системы. С середины 90-х гг. XX в. возникает ряд вопросов: что такое русская; школа? Чем она отличается от белорусской, украинской и т.д.? В; педагогической) практике поиск ответов на эти вопросы осуществлялся в трех типах школ:

- школа для русского населения в бывших республиках Советского Союза и за-рубежом (Прибалтика, Украина, Израиль);

- школы в субъектах РФ с двумя равноправными языками:: родной І И русский (Чувашия, Тува);

- школы в центральных районах России, где исторически преобладает русское население (Новгород, Смоленск, Вологда).

Следует подчеркнуть, что во всех трех случаях работа велась в чисто компонентном ключе, т.к. необходимо было восполнить нарастающий; в содержании образования дефицит культуры русского народа (кроме Вологодского варианта,

где была сделана попытка целостного подхода). Вместе с тем, в книге В.Ю. Троицкого «Пути русской школы» была сделана попытка разработать концепцию образования русской национальной школы. В качестве базовой ценности такой школы была обоснована «нравственная» сторона национализма, как «благодарной дани прошлому своего народа» [271, 27-28]. Данное положение вызывает некоторые опасения, тем более, что уже появляются идеи, где русская школа рассматривается не только как интегрирующее начало общероссийской образовательной системы, а как средство формирования у детей представлений о том, что именно русские люди должны нести ответственность за судьбу России, т.к. являются государствообразующим народом. Опасность перехода тонкой грани между национальным воспитанием и воспитанием националистов требует нравственной строгости и вместе с тем основательной разработанности содержательной стороны образования, прежде всего в аксиологических аспектах.

Обращение к феномену народной педагогики возродило идею создания русской школы, основанной на национальных и народных традициях. Однако некорректное использование данных категорий может дискредитировать саму идею национального образования, сводя ее к националистическим тенденциям, усилившимся в современном российском обществе.

Все это также требует обращения к опыту развития теории и практики национального образования в России во второй половине XIX - начале XX в., когда был накоплен значительный конструктивный потенциал разработки данной проблемы, который при соответствующей теоретической интерпретации может быть использован в современном российском образовании.

В целом, в рассматриваемой проблеме, можно выделить следующие противоречия между:

- широкой представленностью в научно-педагогической литературе трактовок категории «национальное образование» и отсутствием общепринятого определения, сущностных характеристик и структуры данного понятия;

- обращением современной педагогической теории и практики к идее национального образования и отсутствием работ, трактующих с современных методологических позиций данное явление, как исторический и социо-культурный феномен, сложившийся в России во второй половине XIX - начале XX в.;

- разработкой аксиологических основ образования на основе идеалов и потребностей современного россиянина, его включения в мировое образовательное пространство и отсутствием в системе ценностей образования национальной, этнокультурной составляющей, сформировавшейся в логике отечественного историко-педагогического процесса.

Рефлексия данных противоречий обусловила определение проблемы исследования, которая состоит в определении сущности и генезиса феномена «национальное образование», в выявлении уникальных составляющих его структуры, сформировавшихся в теории и практике России во второй половине XIX — начале XX в. Фиксирование данной проблемы послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования «Становление и развитие теории и практики национального образования в России (вторая половина XIX — начало XX в.)».

Объектом исследования является теория и практика национального образования в России.

Предмет исследования - процесс формирования вариативных концепций национального образования в отечественной педагогике второй половины XIX

- начала XX в. и их реализация в деятельности различных типов учебных заведений.

Цель исследования - представить в целостном виде процесс разработки теоретических основ национального образования и их практической реализации в российской школе исследуемого периода.

Задачи: 1. Установить идейно-сущностные истоки и источники генезиса идей национального образования, сформировавшихся в России до второй половины XIX в.

2. Выявить понятийно-категориальные характеристики и структуру национального образования.

3. Осуществить реконструкцию и анализ вариативных концепций национального образования в педагогической теории России второй половины XIX -начала XX в.

4. Представить пути и средства воплощения вариативных концепций национального образования в практике различных типов образовательных учреждений России конца XIX- начала XX века.

5; Выявить сущностные характеристики и обосновать типологию национальной школы в современной России. Методологическую основу исследования составили:

— гуманистическая парадигма как одно из ведущих оснований теории и практики национального образования (Е.В; Бондаревская, Р.А. Валеева, И.А. Колесникова, И.Б. Котова, В.А. Єластенин, Е.Н. Шиянов);

— историческая и социо-культурная трактовка генезиса национального образования в России (В.Г. Безрогое, Б.М. Бим-Бад, М;В. Богуславский, А.Н. Джу-ринский, Г.Б. Корнетов, А.В; Овчинников, И.О. Осадчая, З.И. Равкин);

— комплекс научно-исследовательских работ в области:

- педагогической аксиологии (С.Ф. Анисимов, Е.В! Бондаревская, Б.З. Вуль-фов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, Б.А. Навроцкий, Н.Д. Никандров);

- целостного системного анализа (П.К. Анохин, B.G. Ильин, В.В. Краевкий, В.М. Монахов, А.М: Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В;Д. Шадриков);

- культурологического подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Таз-ман, М.С. Каган, СВ. Кульневич, Э.С. Маркарян);

-теории и истории этнического развития (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, Н.Я. Данилевский, В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров);

- этно-кулътурных основ образования и народной педагогики (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, А.Б. Панькин, Л.А. Хараева, Г.Ф. Хасанова);

-методологии истории развития образования и педагогической мысли

(М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, З.И. Рав-кин, Л.Л. Степашко, Ф.Л. Фрадкин).

Методы исследования охватывали общенаучные и специальные историко-педагогнческие способы научного познания. К первым относятся: теоретический анализ, моделирование, идеализация, конструирование, концептуализация,, проектирование. Вторая группа включает историко-структурный, истори-ко-генетический, сравнительно-сопоставительный, монографический. Работах источниками историко-педагогического исследования потребовала привлечения методов реконструкции, понимания и объяснения.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX — начало XX в. - период массового обращения представителей отечественной философии и педагогики к категории «национальное», а также период разработки и накопления содержания вариативных концепций национального образования и народной школы, явившихся теоретической» базой для реализации идеи национального образования в школьной практике. Вместе с тем, логика исторического и логического, предписывающая анализировать динамику протекания? определенных процессов в их единстве и неразрывности, обусловила необходимость обращения;к более ранним, а.также к. современным периодам,отечественной истории педагогики.

Географические границы і исследования охватывают территорию Российской Империи второй половины XIX. - начала XX в. Особое внимание было уделено области Великороссии, границы которой в известной степени совпадают с современной Российской Федерацией.

Источниковая база:

1. Законодательные, нормативные и регулятивные акты в сфере национального образования России рассматриваемого периода:

2. Официальные документы и материалы, отражающие деятельность Министерства народного просвещения России в сфере национального образования.

3. Концепции и теоретические подходы к сущностному пониманию национальных особенностей русского характера и народных источников воспитания

и образования в России, содержащиеся в трудах видных деятелей отечественной философии (Н.Л. Бердяев, И.О. Лосский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов) и педагогики (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн и т.д.).

4. Публицистические и аналитические материалы, освещающие проблему национального образования и деятельности национальных школ в России второй половины XIX - начала XX в.

5. Воспоминания и мемуары. Материалы Научного архива АПН РАО, Государственного архива Волгоградской области.

Достоверность результатов и выводов исследования определяется тем, что его ведущие положения обеспечиваются системным характером теоретико-методологических исследований; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам; анализом широкого круга источников; преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- впервые с современных методологических позиций осуществлена концептуализация историко-педагогического опыта по становлению и развитию теории и практики национального образования в России второй половины XIX - начала XX в.;

- выявлены понятийно-категориальные характеристики национального образования, сложившегося в педагогической теории и практике России исследуемого периода, которые раскрываются через компоненты его структуры: базовые ценности национального образования России; традиции национального образования России; направленность отношений национального образования России к другим национальным педагогикам;

- установлены идейно-сущностные истоки и источники генезиса теории и практики национального образования, выделены основные периоды его развития и осуществления в теории и практике российского образования;

- впервые реконструированы вариативные концепции национального образования, представлена их типология, а также пути и средства реализации данных концепций в практике различных типов образовательных учреждений в России исследуемого периода;

- уточнено и дополнено понятие, сущностные характеристики и типология национальной школы в России начала XXI в.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущности национального образования и установления его структуры, которые выступают в качестве гносеологического инструмента и относительно самостоятельного способа познания в соответствующих историко-педагогических исследованиях.

Включение данной дефиниции в теоретико-методологический аппарат исто-рико-педагогической науки позволяет продуктивно расширить и углубить пространство научно-теоретического поиска и осмысления феномена национального образования в прошлом, настоящем и будущем.

Разработка модели структуры национального образования и выявление сочетания ее компонентов обогащает имеющиеся в науке теоретические положения о сущности и содержании национального образования в России.

Представленная в исследовании модель структуры национального образования России создает концептуальные и методологические предпосылки для прогностического моделирования его приоритетных базовых ценностей на ближайшую перспективу. Данная модель также представляет собой теоретическую базу для создания национальной школы, как существенного фактора интеграции современного российского общества.

Практическая ценность результатов исследования обусловлена возможностью использования созданной модели структуры национального образования в модернизации содержания российского образования, ориентированного на сохранение народных традиций и национальных ценностей.

Результаты исследования могут стать основой для разработки содержания курсов «История образования и педагогической мысли», «Педагогика межнационального общения» в системе высшего и среднего профессионально педагогического образования, а также в системе профессионально-педагогической переподготовки учителей.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы при создании целевых программ и проектов, направленных на создание национальной российской школы как общенациональной ценности, как важнейшего фактора развития российского гражданского общества.

Апробация основных результатов исслдеования. Основные положения исследования представлены в монофафиях, учебных пособиях, научных журналах и сборниках. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах.

— Международные семинары и педагогические чтения. Международные чтения, посвященные К.Д. Ушинскому «Развитие личности и формирование индивидуальности» (Ярославль, 1996 г.); Международные семинары «Подготовка консультантов по вопросам образования» (Санкт-Петербург 1997, 1998, 1999 гг.), «Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии» (Волгофад, 2000 г.).

— Российские научно-практические конференции: «Традиции российской школы и современные проблемы образования»; «Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск» (Волгофад, 1997 г.); «Фило-софско-исторические основы общего образования в России» (Москва, 2002 г.); «Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры» (Москва, 2003 г.); «Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации» (Волгофад, 2003 г.); «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: целостный подход» (Волгофад, 2004 г.).

— Годичные собрания Южного отделения РАО и региональные психолого-педагогические чтения Юга России: «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (1999-2004 гг.).

- Российские конференции молодых ученых: «Научный поиск в педагогике» (Волгоград, 1994 г.); «Педагогика и политика в образовании России начала XX века» (Москва, 1997 г.).

- Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области: «Педагогика и психология» (Волгоград, 1995-2004 гг.).

Внедрение результатов: исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в педагогической деятельности соискателя в процессе преподавания вузовских курсов («История образования и педагогической мысли», «Педагогика межнационального общения») и в ходе разработки программ развития образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области (Гимназия № 8, Лицеи № 5, 7, МОУ COLLI № 24, 64, 95, ГДЮЦ «Русинка»): «Формирование культуры жизненного самоопределения школьника на основе традиций народной педагогики в учреждении дополнительного образования детей»; «Возрождение отечественных традиций гражданского и патриотического воспитания в Кадетской школе»; «Центр славянской культуры как основа возрождения народных традиций в русской школе».

Положения, выносимые на защиту:

1. Категория «национальное образование» определяется, как исторически обусловленный социокультурный феномен, вбирающий в себя педагогику различных этносов, которые взаимодействуют между собой в едином образовательном пространстве на основе базовых национальных ценностей и отражают уникальную неповторимость педагогических традиций каждого народа. Дифференцируясь от таких сущностно близких понятий, как «народная педагогика» и «этническая педагогика», понятийно-категориальные характеристики национального образования России раскрываются в его уникальной структуре:

- Базовые ценности национального образования России (духовность, соборность, мессианство, традиционность, открытость, софийность);

- Традиции национального образования России (поиск национального образовательного идеала на основе приоритета воспитания: над обучением; сочетание в содержании образования общекультурного и этнокультурного компонентов;

опора на традиционные формы воспитания и образования и народную педагогику);

- Направленность отношений национального образования России на педагогику других национальностей (диалогичность и интегративность).

21 Идейно-сущностные истоки национального образования России: складывались .в; его генезисе, охватывающем период IX — первой половины.XIX в.: от зарождения устоев и традиций народной педагогики на основе воспитательного и образовательного потенциала христианства, становления: системы базовых национальных ценностей образования - к формированию национального российского образования и его позиционирования к: национальным педагогикам-Идеи национального образования формировалась. в рамках исторического и культурного развития человеческой общности «русский народ», под которым понималось все население Российской империи;

3; Основные периоды развития осуществления национального образования в теории и практике России второй половины XIX — начала XX в. разворачиваются в непосредственной зависимости от отношения общественного мнения к проблеме создания национальной школы в России:

1) вторая половина XIX - начало XX в. - становление в образовании корпуса; идей о необходимости создания: русской школы, основанной; на принципе народности;

2) начало XX в. - Первая Мировая.война — актуализация проблемы создания; теории национального образования;

3) Первая Мировая война - ноябрь 1917 г. - доминирование идей о необходимости; придания русской школе национального характера, разработка модели; новой русской школы, построенной на национальной и научной основе приводит к осознанию необходимости сочетания в образовании национальных и общечеловеческих ценностей;

4. Социально-экономические И; политические условия в России второй пол. XIX в. инициировали вариативность философских, религиозно-философских и религиозных парадигм, которые стремились применительно к образованию ве рифицировать категорию «русская национальная идея». Актуализация идеи народной педагогики свидетельствовала о складывании предпосылок создания теории национально образования. В педагогической мысли обнаружились различия по данной проблеме в методологических позициях среди представителей державного, религиозного и либерального направлений. Эти различия, в основном по вопросу определения базовых ценностей российского образования и роли отечественной педагогической традиции, и обусловили в рамках становящейся теории национального образования России разработку государственной; религиозно-педагогической и культурно-антропологической концепций.

5; Воплощение вариативных концепций национального образования в практике различных типов образовательных учреждений России второй половины XIX - начала XX в. было представлено следующим образом. Государственная концепция национального образования- нашла свое отражение в церковноприходской и инородческой школе, а также в классической гимназии. Религиозно-педагогическая концепция была реализована в процессе взаимоотношений различных конфессий и государственной власти в церковно-приходской и миссионерской школе. Культурно-антропологическая концепция национального образования была реализована в двух типах школ: земскаягшкола и учебные заведения нового типа, построенные на началах народной педагогики. Широкая представленность данных типов;образовательных учреждений в России исследуемого периода свидетельствует о масштабной реализации идей национального образования в педагогической практике.

6., Реализация: представленной структуры. национального образование в современной образовательной практике России начала XXI в. осуществляется? в национальной школе., Данное явление рассматривается как этно-социокультурный феномен, сформировавшийся в российском: образовательном -пространстве в условиях многоязычия и поликультурности и; призванный? на основе целостной теории национального образования обеспечить формирование национального самосознания; трансляцию национальной культуры; национальную и этнокультурную толерантность. В педагогической практике совре менной России обозначились три основных типа национальной школы, национальная школа титульной нации; этнокультурная школа и школа, реализующая в образовании традиционный компонент. Перспективные направления развития теории национального образования в современной педагогической науке находятся в сфере сохранения и развития ценностей и традиций национального образования и развития отношений национального образования России с педагогикой других культур на основе интеграции и диалога. Этапы исследования:

1. 1993-1996 гг. - работа в рамках кандидатской диссертации над проблемой гуманистической направленности национального образования в России конца XIX - начала XX в.

2. 1996-1999 гг. - выявление историко-иедагогических параллелей в процессе становления и развития национальной школы в современной и дореволюционной России; научно-методическое обеспечение экспериментальной работы в образовательных учреждениях Волгограда и Волгоградской области, реализующих национальный компонент в содержании образования.

3. 1999-2003 гг. - анализ современных и историко-педагогических источников по проблеме становления и развития теории и практики национального образования в России, работа в архивах РАО, ГАВО; апробация материалов исследования в ходе опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской обл.

4. 2003-2005 гг. - систематизация содержания и результатов исследования и представление их в виде текста диссертации, монографии, учебного пособия и методических материалов к курсу по выбору «Аксиологические основы педагогической науки и практики в России».

Структура диссертации. Работа (330 с.) состоит из введения (21 с), трех глав: гл. 1-я - 97 с, гл. 2-я - 95 с, гл. 3-я - 91 с, заключения (5 с), списка использованной литературы (329 наименований).

Понятийно-категориальные характеристики национального образования

Гносеологические проблемы исследования процесса становления и развития теории национального образования обусловлены сложной и многомерной системой вопросов, неоднозначно и весьма специфично рассматривавшихся в России второй половины XIX - начала XX в. Среди наиболее значимых можно выделить следующие: - определение целей и ценностей национального образования; - установление критериев отбора его содержаїшя (в контексте соотношения общекультурного и этнического компонента); - обоснование форм и методов его реализации в педагогической практике. Ответы на данные вопросы лежат в плоскости сущностной характеристики национального образования как феномена вообще, и национального образования России в частности. Комплексный анализ научной литературы показал наличие инвариантных характеристик национального образования для всех наций в целом. Их специфическое проецирование в образовательной ситуации России, рассматриваемого периода, свидетельствует об уникальности набора качественных характеристик, выявленных в российском национальном образовании. Вариативное позиционирование данных характеристик нашло отражение в построении различных концепций национального образования. Наиболее значимыми аспектами, в которых определялось объективное отличие концепций, находившихся на достаточно альтернативных позициях, выступали: - обоснование системы базовых ценностей национального образования; - трактовка педагогической традиции и народной педагогики как историко-культурной и этнической основы национального образования; - направленность отношений национального образования России к другим национальным педагогикам.

Данные страты по существу и составляют структуру национального образования. Ее опредмечивание с различных методологических позиций обусловливает наличие в российском образовании второй половины XIX - начала XX в. веера вариативных концепций национального образования. В образовательной ситуации этого периода есть основания рассматривать державное (государственное), религиозное (православное) и либеральное направления теории национального образования.

Как показало изучение источников,, становление базовых ценностей национального образования в России занимает гораздо больший промежуток времени, чем определено рамками- данного исследования. Поэтому для выявления системы базовых ценностей национального образованиям необходимо провести анализ его становления до П-ой половины XIX в. с определением важнейших периодов и их характеристикой,, соответственно стратам, выделенным в структуре национального образования.

В данной связи приобретает особое звучание задача творческого освоения? идейного потенциала, накопленного в истории российской научно-педагогической мысли и заключающего в себе обоснование путей; осуществления национального образования.

Вместе с тем, историко-генетическое исследование процесса становления и развития теории национального образования России невозможно продуктивно осуществить без предшествующего логического анализа содержания , таких ведущих дефиниций как «народ», «народность», «нация», «этнос», а. также дифференциации ключевых понятий исследования «народная педагогика» и «этно-педагогика» от категории «национальное образование».

Становление и развитие теории национального образования? в нашей; стране исторически связано с понятием; «народ» и «народность». Понятие «народ» в различных научных областях рассматривается согласно предмету той или иной науки: В целом; у данной категории существует три: общепринятых; значения, определяющих ее исторические, социальные и территориальные характеристики: народ— это субъект истории; совокупность социальных групп; население данной страны [233; 341].

В этнологии понятие «народность» используется с 20-х годов XX в. для обозначения этносов, находящихся на уровне развития между племенами и нациями. В философии оно рассматривается как исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, превращающаяся в нацию или дающая начало нескольким национальным образованиям [233, 119]. Интерес к национальному прослеживается в социально-политических, религиоведческих, философских, исторических и других областях знаний. При этом подчеркивается, что возникновение самой идеи нации как объективной, реально существующей и «естественной» общности связано с. определенным периодом, относящимся к Новой и Новейшей истории, и сопряженным с внут-риэтнической и межэтнической консолидацией, которая поддерживалась государством.

Применительно к образованию, как, впрочем, и к другим общественным институтам, трудно дать единое определение нации, т.к. среди понятийно-категориальных дефиниций оно является одним из самых сложных. Это связано, прежде всего, с его неоднозначным позиционированием в отношении разных наук и с исторически развивающимся характером.

Данный характер категории «нация», а именно ее неоднозначность и историчность, подчеркивался еще философами, которые явились современниками становления данной дефиниции. Так, например, НІЛ. Бердяев считал, что определить природу национальности рационально невозможно, т.к. она - «динамическая субстанция». «Национальность, - отмечал философ, — сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен,, многих перераспределений земель, с которыми; она; связывает: свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый лик... Тайна? национальности хранится за всей зыбкостью исторических стихий, за всеми І переменами; судьбы, за всеми движениями, разрушающими і прошлое и создающими не бывшее» [18; 306-307].

Данное определение получило=дальнейшее обоснование в тезисе Н.А. Бердяева о том, что национальность, зависящая от исторического и духовно-культурного процесса, определяет неповторимость образа человека, принадлежащего к той или иной нации. Философ подчеркивал идею о непреходящем значении национального в судьбе человека: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения» [19, 85].

Базовые основания национального образования в России

В рамках осуществленного исследования достаточно принципиальным является вопрос об обусловленности использования и дифференциации таких категорий как «русское» и «российское» национальное образование. Связано это с тем, что в современных трудах и источниках прошлого авторы произвольно и непроизвольно синонимируют или разводят данные категории. Дело в том, что термин «русский» понимается двояко: - как относящийся к русской народности и нации, сложившейся не ранее XIV - XV вв.; - как относящийся к Руси вообще, начиная с самого раннего периода. - В данной работе этот термин будет пониматься преимущественно во втором расширенном смысле.

Часто встречающаяся в литературе конца XIX начала XX в. идентификация «российского» и «русского» как общенационального отнюдь не означала при этом, что правительство покушалось на этническое существование других народов. Слова эти одного корня и происхождения, русский народ-это не только собственно русские, но и масса субэтносов, в него входящих. На базе культуры и традиций русского народа создавалась культура Отечества, разумеется, вбиравшая в себя и культурные достижения других этносов. Такое широкое основание русской культуры, ее полифоничность, создали фундамент всестороннего взаимодействия этнических культур, а советским этнологам (в частности, Ю.В. Бромлею) позволило говорить о россиянах - тогда «советском народе» - как о «мегаэтносе» или «суперэтносе».

«Русским» за рубежом называли любого выходца из России, независимо от его национальности, отождествляя последнюю с гражданством (такое же понимание у представителей дальнего зарубежья сохраняется до сих пор в отношении жителей бывшего Советского Союза). Поскольку в дореволюционной историографии под термином «русские» понимались все жители страны, россияне, начале XX века, в связи с потребностью в национальной дифференциации народов, населяющих Россию, был введен термин «русские инородцы» [159].

Таким образом, понятия «национальная», «российская», «русская» школа были во многом синонимичны. Только после 1905 г. словосочетание «национальная школа» стали употреблять в смысле «этнически специфическая». Так, в журнале «Русская школа» появился раздел «Национальная школа», в материалах которого шла речь о школе нерусских народов. Это не случайно. В начале XX в. в программе политических партий появился т.н. «национальный вопрос», который в основном сводился к требованию самоопределения народов России.

В одних случаях под самоопределением подразумевалось создание специфических органов управления культурными учреждениями (в том числе и школой), в других — отделение от России и образование самостоятельного государства [17, 148-149].

Что же касается духовной культуры, особенно если она связана с конкретным языком как средством выражения- и носителем этой культуры, то правомерно использование терминов «русский язык», «русская литература», «русская школа», т.к. русская школа является не чем-то собирательным для России, а вполне конкретным воплощением идей определенных педагогов, выраженных на определенном, языке. Этичное использование терминов -. «русский» иі «российский» требует изменения массового сознания народа,. населяющего многонациональное государство Россия. Характер данных изменений видится в гуманистической направленности разработки основ национального образования.

Приведенные положения требуют определить авторскую позицию по поводу соотношения терминов «русский» и «российский». Представляется, что второй уместнее применять ко всему, что касается политической, экономической, социальной иг иной лексики, отражающей совместную жизнь,, деятельность, практику россиян как граждане одного многонационального государства. Поэтому есть основания; судить о российском обществе, российском v национальном? самосознании и российском образовании.

Сформулированные в предыдущем параграфе сущностные характеристики национального образования\ в значительной степени предопределяют его двухуровневую структуру. С одной стороны, целесообразно констатировать наличие своего рода онтологии национального образования, неких инвариантных компонентов і структуры, свойств, характерных для всех наций; Вместе с тем, естественно, эти онтологические основания структуры достаточно специфично і опредмечиваются и проявляются в различных национальных педагогиках.

В 1-м параграфе онтологический; уровень развитиязтеории национального образования, обусловливающийся его инвариантной сущностью, рассмотрен в общем ключе, в некоторой степени отвлеченно от образовательной ситуации России. Охарактеризуем следующий уровень структуры национального образования - проекцию его инвариантных характеристик на образование России. В данной связи существенно суждение Е.П. Белозерцева, который в истории развития образования России выделяет характерные черты, или константы: «постоянные, практически неизменные при тех или иных преобразованиях черты, которые делают явление русского воспитания целостным и позволяют увидеть его природу в самых общих чертах» [15, 85-86].

При экстраполяции указанных в первом параграфе, инвариантных характеристик национального образования можно предположить следующую модель структуры национального образования для России: 1. Базовые ценности национального образования России. 2. Традиции национального образования России. 3. Направленность отношений национального образования России к педагогике других национальностей. Рассмотрим подробнее компоненты, выделенные в модели структуры национального образования России. 1. Базовые ценности национального российского образования.

В качестве специфических черт российского образования можно выделить следующие базовые национальные ценности для России: духовность, софий-ность, мессианство, соборность, традиционность, открытость,.

1) Среди российских базовых национальных ценностей в качестве приоритетной традиционно выделяется - духовность - особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать «во имя чего-то абсолютного», пренебрегая временным, конечным. В российской ментальности категория «духовность» выросла из особого понимания «Души» и «Духа» в середине XIX в. и приобрела прогностическое значение, что было отмечено Н.А. Бердяевым: «Русская душа сгорает в пламенном искании правды и спасения всего мира и всеобщего воскрешения к новой жизни» [19, 19].

Разработка государственной концепции национального образования представителями официальной педагогики

Ценности национального образования зависят не только от сложившихся традиций, они также производны от идеологии, проводимой государством в определенной социально-исторической ситуации. Потребности государства в образовании и образованных людях, условия сохранения политического строя, господствующая религия, национальные особенности социума - все это концентрируется в государственной образовательной политике, определяющей ту или иную направленность официальной педагогики. Официальное направление в педагогике строится на системе ценностей, составляющей концептуальную основу развития теории и практики образования, отвечающего государственным интересам. Оно отражает позицию государства в отборе целей, содержания и методов образования, направленных на сохранение и укрепление существующего общественного устройства. Именно в рамках официальной педагогики создаются нормативные документы в области образования. В официальную педагогику могут проникать популярные в общественно-педагогической мысли идеи, но, если они не отвечают интересам государственного устройства, то остаются лишь на декларативном уровне.

Самодержавие, как коренное начало русского государственного порядка, сформировавшееся в XV в. под влиянием православных тезисов о божественной природе монархической власти, являлось наиболее сильным фактором, влиявшим на идеологию образования России. Это обусловило незавершенность и половинчатость прогрессивных государственных реформ в первой половине XIX в. Дальнейшее развитие национального образования в программах и положениях органов государственного управления образованием в России определялось поисками новой концепции, способной разрешить противоречия, находящиеся в поле ценностных установок и идеалов:

- между общечеловеческими ценностями, как базовой основы теории классического образования и актуализацией национальных основ российской школы;

- между попытками прогрессивных деятелей утвердить народный характер ее основ и идеалов и стремлением правительства сохранить православную и монархическую основу национального образования.

Анализируя отечественную историю педагогики XIX в., М.И. Демков отмечал, «что никогда не было времени, чтобы государственная система образования работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы» [66, 47].

Основным идейным вдохновителем официального направления была ортодоксальная церковно-клерикальная философия православия. Поэтому, очень трудно реально дифференцировать государственную и православно-религиозную концепцию национального образования. Однако, есть основания для их разведения и выделения основных позиций, в которых трактовки национального образования представителями официального направления отличаются от религиозно-педагогического.

1. Официальная педагогика, разрабатывая целевую политику в области образования, в первую очередь, делала акцент на роль образования в решении социально-политических и экономических задач (опуская этнокультурные), что связано с государственной идентификацией образования и, соответственно, с акцентуацией нации, а не этноса. Официальные идеи о национальном образовании развивались с позиций компонентарного подхода, в рамках которого не рассматривался этнокультурный феномен того или иного народа, населяющего Российскую империю. О национальном образовании речь шла лишь как о составной части всей государственной системы.

2. За православием, как основой национального образования, признавалась ведущая роль, но опосредованная, а, следовательно, его ценности трактовались в официальной педагогике в проекции на государственные интересы. Базовые национальные ценности, сформировавшиеся во многом под влиянием христианства, официальной педагогикой учитывались, но преломлялись по-своему. Так, к примеру, в отличие от религиозно-православного направления, официальная педагогика не идеализировала русский народ, опускала высказывания религиозных философов о его мессианском предназначении в мире. Более того, наблюдалась тенденция к управлению менталитетом и обузданию темных сторон его характера.

3; Доминирование авторитарного подхода в данной концепции было обусловлено самодержавным принципом управления.

4. Традиция заимствования инокультурных педагогических образцов в России сложилась еще в период становления российской государственности, когда, возникла потребность в просвещенных людях. Формы такого заимствования в отечественном образовании развивались соответственно направленности отношений к национальным педагогикам: от максимальной открытости до капсули-зации и «схлопывания». Во второй половине XIX в. официальная педагогика была ориентирована на заимствование прусской системы образования. Однако, следует отметить, что овладение инокульту рными педагогическими образцами: осуществлялось на прикладном уровне, без осмысления базовых ценностей,.по причине того, что они не воспринимались как национальные.

5. Не смотря на то, что Российская империя в своем составе объединяла более ста народностей, задача создания; собственно русской школы, как, впрочем, белорусской украинской, татарской;.. — не только не ставилась,, а напротив, трактовались как угроза; целостности официальной концепции, направленной на создание государственной системы национального образования.

Рассмотрим подробнее обозначенные позиции. Итак,. базовые ценности национального образования представителями: официального направления в педагогике России до Первой мировой войны определялись согласно идейным основаниям русской- православной философии, которая существовала; и развивалась в России, начиная і с принятия христианства. Видный теоретик православного воспитания А.И. Введенский,, отмечал, что теология представляет собою руководящий принцип? педагогики, а идейным, философским наполнением педагогической теории: должна стать не светская этика, а евангельские заповеди. Цели и содержание государственной образовательной системы должны основываться на основополагающих идеях Нового Завета- смирении, милосердии, покаянии и т.д. [7].

Втисканнях педагогической мысли этого времени, французское влияние сменяется немецким. Как в педагогических идеях, так и в школьной практике России первой четверти XIX в. чувствуется;влияние немецкой педагогической теории, что нашло отражение в развитии идей педагогического классицизма. Эти идеи были основой целей, содержания и методов воспитания подрастающего поколения государственной педагогической теории классического образования,. которая была представлена работами видных деятелей этого периода: П.Н. Игнатьева, М.Н. Каткова, А.А. Киреева, М.Я!.Киттары,_А.А. Мусина-Пушкина,. Д;А. ТОЛСТОГО, . П.Д. Юркевича, К.П: Яновского и др., которые через главный исполнительный орган управления образования - Министерство Народного Просвещения — определяли стратегию развития национальной системы образования.

С другой стороны, классицизм как педагогическая категория в своих идейных основах выражал ценности и представления античного общества, которые мало отвечали выше обозначенным ценностям. Это вынуждало представителей официальной педагогики адаптировать классическое образования к российским условиям, ориентировать его на государственную идеологию. Национальное образование в официально-педагогических кругах рассматривалось как одно из условий сохранения самодержавия,. что доказывалось жизнестойкостью аксиологической триады G.G. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность».

Реализация государственной и религиозно - педагогической концепций национального образования

Потребность русского общества в образовании, вызванная экономическим развитием и отменой крепостного права, послужила основной первопричиною создания вРоссишво второй половине XIX — начале XX в: единой системы; среднего образования, что само по себе представляет собой важнейшую педагогическую инноватику данной эпохи. В предшествующие периоды российской истории образование носило либо элитарный, либо узкоутилитарный характер, а потому являлось строго сословным, социально ограниченным и профессионально направленным. Благодаря социальным; экономическим, политическим переменам, а также известной; либерализации общества возникла? необходимость в общедоступности начального и среднего образования. Эти ступени образования являются самыми массовыми во всей; системе просвещения: любой Ї страны, т. к. они охватывают самые широкие слои населения? и потому представляют собой основу всего национального образования. В то же время, нельзя не упомянуть о том, что в структуре образования доминирующим является как раз общее образование, так как именно оно обеспечивает всеобщую грамотность населения.

I; Государственная идеология по вопросу начального образования граждан России нашла свое воплощение в церковно-ириходских школах, занимавших по количеству среди учебных заведений такого типа второе место после земских. Эти школы существовали и ранее при сельских храмах и городских приходах. Повсеместное распространение этих школ было связано с утверждением 13 июня 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах», которые создали нормативную базу и определили задачи: утверждать, в народе православное учение веры и христианской нравственности с сообщением элементарных знаний и полезных сведений. Такие школы открывались преимущественно в сельской местности для воспитания и образования крестьянства, которое составляло на тот период 85% от населения страны, соответственно, можно сделать вывод, что государство, таким образом, решало проблему формирования христианского мировоззрения и элементарного обучения практически всего подрастающего поколения Российской империи.

В основу целевых, содержательных и процессуальных характеристик учебно-воспитательного процесса были положены идеи государственной концепции-национального образования; разработанные G.C. Уваровым, К.П. Победоносцевым, С. А. Рачинским, Н.И. Ильминским. Базовыми национальными ценностями здесь определялись религиозные ценности в интерпретации православия (о чем; подробно было описано во второй главе). Все было направлено на то, чтобы, помочь человеку сделаться истинным гражданином и истинным христианином. Эта главная задача не должна была заслоняться- побочными задачами; решающимися в специальных школах.

Приоритетным, безусловно, здесь было воспитание, причем І воспитание обучающее, т.к. оно было направлено на внушение ребенку смысла религиозных обязанностей для сознательного и творческого их применения в жизни. Цер-ковно-приходская школа должна была укреплять, во-первых, те духовные основы, на которых издревле строилась жизнь русского человека, а во-вторых -сообщать учащемуся положительные, элементарные сведения, необходимые ему в быту. Эту задачу решали, благодаря включению в содержание образования этнокультурного народного компонента. Священники, воспитывавшие детей; опирались на русскую народную традицию, общинный и семейный г уклад жизни крестьян.

Помимо воспитания религиозного чувства церковно-приходская; школа объясняла воспитанникам гражданские отношения и обязанности, которые составляли для русского человека священный долг, завещанный предками и российской историей (был даже введен курс «Воспитание человека игражданина»)..Ві данном сюжете просматривается тенденция, сформировавшаяся к концу XIX в., под влиянием государственной политики, обусловленной заинтересованностью в верноподданных гражданах: создание условий для социализации крестьянских детей и их перехода от традиций семейно-общинного уклада к гражданскому обществу.

Нельзя здесь не упомянуть о том, что церковно-приходская; школа строилась и на основах религиозно-педагогической концепции, а именно на основе концепции традиционного православия; Поэтому система? руководства и контроля за этими школами была поручена Святейшему Синоду,.прш котором в 1885 г. был создан Училищный Совет из духовных и светских лиц; Св. Синод начал назначать на должность епархиальных наблюдателей за деятельностью церков-но-приходских школ светских лиц; имеющих высшее образование и известность своей педагогической деятельностью в области воспитания и обучения: С 1906 г. Приход стал церковно-общественным учреждением; ответственным за І заботу о лучшем обеспечении школ и наилучшем воспитании и обучении детей: согласно государственным задачам в области национального образования.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том; что правительство всеми силами старалось воплотить в жизнь свою І официальную концепциюь развития национального образования; преследуя далеко идущие планы, для г достижения которых ему необходим законопослушный подданный Российской Империи.

Привлечение официальной православной теории было основным средством достижения этих планов. Однако, государство не могло допустить возврата к православной педагогической традиции Древней Руси, когда «книжное знание» не только не признавалось, а считалось вредным для воспитания истинного христианина.

Показательным здесь является пример церковно-приходских школ старообрядцев. На протяжении всей истории старообрядчества у него существовала мечта о создании собственных школ, которая реализовалась только в 70-е гг. XIX в., после того, как Александр II подписал петицию старообрядцев: «Мы чувствуем крайнюю нужду в просвещении и поэтому, дабы нам позволено было иметь собственные училища, низшие и средние, в них мы желаем воспитывать детей в страхе Божьем и развивать их способность преподаванием точных наук и нужнейших чужих языков» [245, 21]. Здесь очевидно совпадение интересов старообрядческой церкви, желавшей иметь свои образовательные учреждения, и государства, которому необходим был не только верующий, но и образованный гражданин. Однако, комитет Министров, принимая решение об удовлетворении просьбы старообрядцев, все же манифестом от 17 апреля 1905 г. Постановил, что «в местностях со значительным старообрядческим населением... надлежит разрешить им учреждение начальных школ, с тем, чтобы они содержались на их собственные средства и состояли в ведении Министерства Народного Просвещения и чтобы преподавание в них выло поручено учителям, обладающим образовательным цензом учителей народных училищ и чтобы обучение велось по утвержденным для сего типа программам» [173, 32].

Это постановление выполнялось согласно циркулярам, которые рассылались по учебным округам, что еще раз подтверждало жесткую реализацию государством своей национальной программы образования. Дети, выходя из старообрядческой школы должны были уметь молиться, знать основные события Священной истории, участвовать в церковном пении и чтении, а попутно они получали зачатки гражданского обучения: чтения, письма, арифметики. Если дети староверов учились в земской школе, то увеличивались часы на обучение Закона Божьего.

В церковно-приходской школе по началу все функции учителя выполняли священники, о чем с недовольством отмечал еще К.Д. Ушинский. Однако, после выхода «Правил» с 1884 г. священник был только законоучителем, т. е. вел Закон Божий, остальные предметы преподавали учителя, которые являлись его сотрудниками. Находясь под покровительством церкви церковно-приходская школа была ее составной частью, а учителя также проникались духом церкви.

Содержание образования в церковно-приходской школе строилось на основе следующих предметов: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, чтение, письмо,, начальные сведения по арифметике. В двухклассных школах добавлялись сведения по истории Церкви и Отечества. В связи с общим развитием педагогической науки и приобретением частично светского характера образования, в ЦПШ были добавлены такие предметы, как: черчение,, география, начальные знания по естествознанию. При ЦПШ практиковались внешкольные занятия, которые, как правило носили прикладной, практический характер: дополнительные знания; по сельскому хозяйству, пчеловодству, домашнему хозяйству, рукоделию.

Похожие диссертации на Становление и развитие теории и практики национального образования в России