Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Додуева Ольга Федоровна

Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия
<
Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Додуева Ольга Федоровна. Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владимир, 2007 159 с. РГБ ОД, 61:07-13/1252

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. Космизм как одно из направлений теоретического и духовно- практического освоения мира 14

1.1. Антрополого-педагогические идеи русского космизма 14

1.2. Концепция ноосферы и ее педагогический аспект 32

1.3. «Новая педагогика» в аспекте выхода человека из «его заключения на Земле» 50

II Глава. Основные этапы становления отечественной теории космического воспитания 72

2.1. Генезис теории космического воспитания в отечественной педагогике 72

2.2. Основные категориальные понятия педагогики русского космизма 93

2.3. Периодизация процесса формирования теории космического воспитания и ее важнейших направлений 111

Заключение 137

Список используемой литературы 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние десять-пятнадцать лет в истории отечественной педагогики проявляется интерес к различным когда-то уже обозначенным в ней, но потом оказавшимся по разным причинам на периферии научного познания направлениям исследования. К таким незаслуженно забытым направлениям в полной мере можно отнести педагогику космизма, представляющую собой вполне оригинальную ветвь научного знания, реконструкция, систематизация и интерпретация истории возникновения и развития которого в настоящее время представляются достаточно актуальными.

Космизм можно определить как многогранное и многоплановое учение, обосновывающее необходимость включенности человека в систему универсальных мировых и вселенских связей и объясняющее механизм этой включенности. Он - целостный научно-мировоззренческий комплекс, имеющий свое единое ядро и свои многоразличные аспекты. Закономерно, что его ядром и отправной точкой космизма оказывается человек, выступающий в качестве всеобщности и конкретной реальной индивидуальности космоса. В качестве одного из аспектов космизма как учения выступает его педагогическая составляющая, обоснованием которой занимались многие отечественные мыслители разной научной специализации и мировоззренческой направленности.

Константин Эдуардович Циолковский - ученый-гуманист, выдающийся русский мыслитель и педагог, пионер космонавтики и вместе с тем основатель антропокосмической концепции воспитания, мировоззрение которого можно охарактеризовать как «антропокосмизм», размышляя над целью существования человека, подчеркивал, что эта концепция вбирает в себя «познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни».

Для нас важно, что под самим «познанием» К.Э.Циолковский понимал здесь получение человеком, в конечном счете, такого образования, которое способно развить в каждом стремление узнать возможно больше «о Вселенной,

о космосе, его эволюции и истории», и все это единственно для того, чтобы «осознать себя составной частью космоса», научить связывать свое будущее и судьбу человечества с судьбой всей Вселенной. Мыслитель был убежден в том, что «судьба каждого существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения».

Осознание и формирование такой высшей точки зрения и есть ключевой момент всей антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского. Поскольку в своих устремлениях калужский учитель был далеко не одинок, постольку из родственных его концепции идей как раз и могла зародиться теория космического воспитания. Получающая ныне свое относительно законченное оформление в качестве самостоятельной и оригинальной теории, она начитает претендовать на то, чтобы занять определенное место в арсенале современной педагогической науки и определить собственную нишу, отведенный ей ходом эволюции ареал в реальной практике целостного образовательного процесса.

Очевидно, что как всякая оформляющаяся ныне теория, изучаемый нами феномен имеет свою историю. Противоречие между насущной потребностью пополнения арсенала современных наук о человеке новыми педагогическими теориями, могущими быть востребованными образовательной практикой, и недостаточной степенью изученности самого процесса становления обозначенной выше теории позволяет поставить проблему нашего исследования. Она заключается в установлении преемственной закономерной взаимосвязи между идеями русских космистов и соответствующими педагогическими концепциями в отечественной педагогике XX столетия, входящими в теорию космического воспитания как отдельные самостоятельные ответвления, имеющие свой конкретный предмет и свое содержание.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования - «Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столе-

тия».

Целью исследования является выявление основных направлений развития педагогических идей русского космизма, оказавших непосредственное влияние на формирование педагогических знаний, положенных в основу теории воспитания в отечественной педагогике XX столетия на различных этапах ее становления.

Объектом исследования является сфера многогранной реальной и воображаемой действительности, которая, будучи отраженной в трудах мыслителей, писателей и художников разных поколений, различной научной ориентации и мировоззренческой направленности, осталась зафиксированной в их трудах как результаты размышлений, обращенных ко всем открывавшимся сторонам Космоса в его связях с совокупностью всех сущностных сил человека.

Предметом исследования является комплекс идей и концепций, положивших начало становлению междисциплинарной теории космического воспитания, складывавшейся в истории отечественной педагогики на протяжении XX века под воздействием сложного переплетения не только внутринаучных, но и внешних факторов и имеющей целый ряд модификаций.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что процесс становления и развития отечественной педагогической теории космического воспитания, протекавший на протяжении XX века, своим эмпирическим основанием имел целый спектр разнообразных, рожденных в рамках различных (философских и социально-политических, астрономических и космологических, теологических и естественно-научных, биогеологических и геохимических, нравственно-психологических и художественно-эстетических, технико-экономических) идей и концепций, возникновение и оформление которых в качестве отдельных, но пересекающихся друг с другом направлений (ответвлений) мысли шло с тем большей степенью интенсивности, чем в большей мере, с одной стороны, выдающиеся мыслители, ученые и художники задумывались о связи земной с космической жизни, и, с другой сторо-

ны, формирующаяся личность превращалась в их умственных («идеальных») взорах и построениях в центр воспитательной системы, выступая для нее как «законное оформление, дитя Земли и Солнца» (В.И.Вернадский). Последующее оформление, «складывание» теории космического воспитания наряду с другими теориями отечественной педагогики имело несколько взаимосвязанных и логически вытекавших друг из друга исторических периодов, среди которых с некоторой долей условности можно гипотетически выделить следующие:

1 Предыстория процесса возникновения основ будущей теории.

2.. Формирование ядра в виде концептуальной схемы теории космического воспитания.

  1. Оформление целостного теоретического мира отечественной педагогики космизма.

  2. Конституциирование различных секторов педагогики космизма в разных цивилизационных измерениях.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы в исследовании решаются задачи, состоящие в том, чтобы

  1. Систематизировать и обобщить историко-научный материал из разных областей знания, служащий основой реконструкции основных моментов становления идей и концепций космизма, позволивших со временем представить становящуюся теорию космического воспитания в качестве определенной целостности.

  2. Выявить движущие силы и противоречия данного процесса, основные причины, ускорявшие и замедлявшие его ход, детерминировавшие отдельные периоды «попятного» движения.

  3. С позиций современного междисциплинарного подхода дать интерпретацию исследуемого процесса, показав одновременно историческую роль различных наук, оказавших наибольшее воздействие на оформление понятийного аппарата становящейся педагогической теории.

  4. Охарактеризовать различные уровни данной теории, такие, как «идея»,

«концепция» и собственно «теория» космического воспитания, обозначить механизм перехода с одного уровня на другой.

5. Установить некоторые причины наблюдающегося тождества и различия между такими понятиями, как, с одной стороны, «космическое воспитание», так, с другой, - «планетарное воспитание», «воспитание глобальное», «ноосферное воспитание».

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды ав
торов, исповедовавших различные научные подходы, определявших разные на
правления исследовательской мысли и принадлежавших к разным областям
знания. Среди них в первую очередь назовем таких представителей естествен
но-научной, гуманитарной и художественной сфер познания, как
Ю.В.Александров, Н.А.Балабан, Л.Б.Баженов, А.Р.Беляев, А.А.Богданов,
М.В.Богуславский, Е.Я.Букина, С.Н.Булгаков, К.Н.Вентцель, В.И.Вернадский,
В.В.Виноградов, Ф.И.Гиренок, В.Н.Демин, В.В.Зеньковский, В.Иегер,
Т.А.Ионова, П.Ф.Каптерев, В.О.Ключевский, В.Д.Комаров, Г.Б.Корнетов,
С.Н.Касаткина, Н.Крылова, Э.Леруа, А.П.Лиферов, В.Лысенко, А.А.Любещев,
Ф.Майор, А.-И.Марру, Н.Н.Моисеев, А.Д.Московченко, Л.И.Новикова,
Н.Д.Никандров, В.Ф.Одоевский, Ю.В.Олейников, Л.Г.Олех, Л.Н.Осипова,
А.М.Панкрушина, В.Ф.Парфенов, Н.А.Перекусихина, В.А.Петровский,
Е.А.Плеханов, Ю.К.Плетников, А.В.Прохоров, К.Э.Разлогов, Н.А.Рожков,
В.Д.Рузин, Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, М.М.Рубинштейн, И.О.Савицкий,
В.А.Сластенин, В.Н.Сорока-Росинский, Т.А.Строгонова, А.М.Тарко, П.Тейяр
де Шарден, А.Н.Толстой, А.Д.Урсул, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Федоров,
П.А.Флоренский, Л.А.Фридман, М.Хайдеггер, К.Х.Хайрулин,

К.Э.Циолковский, Ф.В.Цан-кай-си, А.Л.Чижевский, Ю.А.Школенко.

В исследовании использовались следующие идеи, концепции и направления мысли, отражающие разные стороны изучаемого предмета.

Идеи: идея всеединства (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский); идея незавершенности развития мира и чело-

века (Н.А.Умов, Н.Г.Холодный); идея единства микро- и макрокосма: (А.В.Сухово-Кобылин, К.Э.Циолковский); идея преображения мира как смысл человеческой жизни (Н.Н.Моисеев, А.Л.Чижевский).

Концепции: ноосферы (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден, Э.Леруа); устройство общества по типу «психократии» (Н.Ф.Федоров), «теократии» (Н.А.Бердяев), «космократии» (В.Н.Муравьев), формирования пневма-тосферы (П.А.Флоренский), антропосферы (Н.Г.Холодный); космического воспитания (К.Н.Вентцель), глобального воспитания и образования (Ф.Майор) и др.

Направления: философское (А.Лосев, В.С.Соловьев Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, С.Франк, Г.Шпет, Л.Шестов,); философско-фундаменталыю-научное: (В.И.Вернадский, Д.И.Менделеев, Н.А.Умов, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный); общественнонаучное: (М.М.Бахтин, Л.Н.Гумилев, Н.Данилевский, Н.Д.Кондратьев, К.Леонтьев, Н.Лосский, Ю.М.Лотман, П.Сорокин, Н.Трубецкой, П.А.Флоренский), науковедческое (Л.Б.Баженов, Б.С.Грязнов, А.А.Зиновьев, П.Ф.Копнин, В.С.Попович, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и синтез; генетический метод; метод восхождения от абстрактного к конкретному; сравнительно-сопоставительный метод; биографический метод. Для реализации принципа историзма применялся сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различия педагогических явлений.

Этапы исследования. На первом этапе (2002-2003 гг.) проводилась работа по выявлению и анализу источников, составивших фактологическую базу исследования. Тогда же были определены общенаучные характеристики исследования и этапы работы, рассчитанной на три года.

На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение и обобщение исторического и теоретического материала.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) велось литературное оформление завершенного научного исследования. Формулировались общие выводы и заключение, составлялся список литературы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования достигаются за счет широкой источниковой базы, соответствия используемых методов целям и задачам исследования; верификации полученных данных посредством их соотнесения с публикационными эшелонами, принадлежащими не только теории и истории педагогики, но и философии, истории научной мысли, науковедению, социологии и психологии научного творчества; соответствия структуры и содержания исследования логике изложения его результатов; преемственности и последовательности реализации исходных теоретических положений, целенаправленности реализации избранных методологических установок.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что

проведен анализ идей отечественных космистов на рубеже XIX-XX столетия, определено понятие «русского космизма» не только как социокультурного феномена и философского направления («философская антропология») и «новой идеологии» с «общечеловеческими ценностями», но и педагогических интенций явления и направления мысли;

изучена концепция ноосферы и выявлен ее педагогический аспект и педагогический потенциал;

«новая педагогика» в нашей стране поставлена в связь с такими направлениями в развитии теории обучения и воспитания, которые во всемирном масштабе проявили себя на рубеже XIX-XX столетия как «реформаторская педагогика»; от нее впоследствии отпочковалось и такое направление, как педагогика космизма (К.Э.Циолковский и другие);

выявлен и обоснован процесс становления и развития теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия, рассмотрен ее гене-

зис, установлена преемственная взаимосвязь между гуманистическими теориями русских космистов и соответствующими педагогическими концепциями воспитания;

рассмотрены основные категориальные понятия педагогики русского космизма;

выработана периодизация процесса формирования теории космического воспитания, определены ее важнейшие видовые модификации, выступающие в форме родственных, но все-таки различных ответвлений, имеющих свое конкретное предметное содержание и исторический механизм их порождения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщенные и представленные в нем материалы способны обогатить имеющиеся традиционные оценки педагогического наследия русского космизма; эти материалы могут быть использованы при подготовке учебных пособий и спецкурсов по философии образования, истории образования и педагогической мысли. Наряду с этим полученные в ходе исследования данные могут найти применение во многих педагогических дисциплинах, освещающих различные аспекты обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Личный вклад автора в исследование заключается в том, что в резуль
тате детального изучения научного наследия русских космистов (Н.А.Бердяев,
С.Н.Булгаков, К.Н.Вентцель, В.И.Вернадский, А.К.Горский, В.Ф.Купревич,
А.К.Манеев, В.Н.Муравьев, Е.И. Рерих, Н.К.Рерих, Н.А.Сетницкий,
В.С.Соловьев, А.В.Сухово-Кобылин, Н.А.Умов, Н.Ф.Федоров,

П.А.Флоренский, Н.Г.Холодный, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский) и отечественных педагогов (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель) обоснованы направления и тенденции развития современной образовательной системы на основе возрождения педагогических идей русских космистов.

Другим важным результатом педагогического исследования является то, что его автору удалось обнаружить и реконструировать научные положения, обобщение которых способствует созданию целостной и непротиворечивой пе-

дагогической теории современного планетарного мышления и космического воспитания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззренческими основами формирования космизма являются
идеи ценности человека как части мироздания, его счастья и бессмертия, ра
зумной индивидуальной и коллективной деятельности, развертывающейся в
общемировом эволюционном процессе преображения духовно-нравственного
бытия человека, в онтологическом плане рассматриваемого в тесной связи с ок
ружающей его природной и социальной действительностью, являющегося од
ной из составляющей бесконечной Вселенной.

  1. В работах отечественных космистов прослеживается синтез наук, объединяющихся во всеобщую космическую науку о жизни. Приоритетное место в этом синтезе, занимаемое биологией и биосферой, объясняет значение антропосферы, понимаемое как сферы расселения человека, жизни и труда людей, принадлежащих разным культурам и разным великим и локальным цивилизациям, задающим свое содержание воспитания и определяющим нормы поведения поколений, вступающих во взрослую жизнь.

  2. Обозначенный выше научный синтез касается не только различных областей знания, но и синтеза стоящих за этими областями сфер человеческой деятельности. Границы антропосферы в настоящее время пока что не выходят за границы приповерхностной, географической оболочки. Вместе с тем уже с началом пилотируемых космических полетов и созданием обитаемых космических станций наметилась тенденция расширения границ обитания человека, в силу чего антропосфера обретает космическое значение.

  3. Такую же тенденцию своего развития демонстрирует и социосфера, являющая собой сферу обмена веществ между человеком и природой, т.е. вовлекаемых в процесс общественного производства природных сил и материалов, в том числе и таких, как биосоциальные сущностные силы человека, формирование и реализация которых невозможны без образования, т.е. без взаимодейст-

вия воспитания и обучения как его двух подсистем, двух взаимодополняющих друг друга трансляторов и творцов культуры.

  1. Социосфера, вбирающая в себя населяющую ее рукотворную технику (производственную и исследовательскую), теснейшим образом связана с созданной разумом техносферой, которая уже сейчас охватывает зону осваиваемых человеком ближайших космических тел - Луны, Марса, Венеры, других планет Солнечной системы. В ряду рассматриваемых с позиций междисциплинарного подхода сфер, кумулирующих процесс превращения биосферы в ноосферу, техносфера как пространство размещения и функционирования техники и технических сооружений является той сотворенной умом и руками человека реальностью, создание, воспроизводство и обновление которой требует соответствующим образом подготовленных поколений.

  2. В этом смысле переход от биосферы к ноосфере в качестве еще одного кумулятивного эффекта последней и ее системообразующего элемента предполагает наличие специально и целенаправленно развиваемой пайдеясферы, т.е. ноосферного (космического) образования, понимаемого в результативном значении гармоничного духовного и телесного формирования человека, т.е. человека «в полном смысле» этого слова. Сказанное относительно «результативности значения» отнюдь не противоречит «активному, подготовительному смыслу» рассматриваемого образования, ибо эта подготовка как раз и предполагает реализацию в его содержании, организационных формах и методах двух аспектов единого закономерного процесса мирового развития: естественно-исторического процесса восхождения форм движения материи; процесса развития исторической (социальной) действительности и самого человека.

  3. С этих позиций современная теория космического воспитания во всех ее модификациях и ответвлениях может быть определена как фрагмент «некоей единой инфранауки», в которой «в один узел оказались завязанными процесс эволюции неживой природы, живой материи и развития человеческого общества» (Н.Н.Моисеев и другие).

8. В этом пункте смыкается понятие «образование» в античной педагогике («первой известной нам системе теоретической педагогики», в которой само греческое слово «пайдейя» («образование») есть не что иное, как «руководство к изменению всего человека в его существе» (М.Хайдеггер)), с понятием «образование» в понимании К.Э.Циолковского, приведенном в начале реферата, и современное толкование понятия космического воспитания, определяемого как воспитание, в результате которого происходит формирование целостности, космичности сознания воспитанников, предполагающее усвоение таких идей, как идея единства человеческого рода с природным, всекосмическим миром, и осуществляемое на основе любви и созидательного творчества, превращающее человека в малый космос и делающее его такой же живой целостностью, как и вся Вселенная.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения материалов, обобщений и выводов исследования на Международной конференции, посвященной памяти Ф.А.Фрадкина, на заседаниях секции истории педагогики Школы молодого ученого при ВГПУ, публикаций статей в различных сборниках, вестниках Владимирского, Челябинского и Костромского государственных университетов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов и заключения, изложенных на 138 стр., а также списка использованной литературы из 291 наименования.

Антрополого-педагогические идеи русского космизма

Начнем с констатации того, ставшего очевидным факта, что «на пороге XXI века человечество находится в системном кризисе, одной из причин которого является игнорирование человеком духовной сущности культуры. Материальная сторона культуры развивается быстрее, чем духовная, равновесие между ними нарушилось, и цивилизация может оказаться на грани катастрофы -апокалипсиса» [84, с.88]. Вот почему обращение космистов к первопричинам бытия человека, к первопричинам жизни в планетарном аспекте, к их нравственной основе, ведущей к обретению человеком самого себя, составляет «новую идеологию и новые общечеловеческие и надчеловеческие ценности, выдвинувшие на первый план вопрос о смысле жизни и предложившие свой вариант его разрешения. Этот вариант антропоцентричен по своей модели и гуманистичен по содержанию» [213, с. 106].

Термин «космизм» получил распространение только в 80-х годах XX столетия, когда на ежегодных «Циолковских чтениях» постепенно стало зарождаться новое философское направление, основанием которого становилась «космическая точка зрения на человека, его существование и развитие», или «антропокосмизм» [232, с. 5-6].

В 1989 г. на Всесоюзной конференции «Русский космизм и ноосфера» (г. Москва) космизм трактуется как социокультурный феномен. О.Д.Куракина предложила такое определение космизма, где человеку отводится центральное место: «Русский космизм - это тысячелетняя отработка в Российской метакуль-туре мировоззрения живого нравственного Всеединства Человека, Человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению» [197, с. 4].

В 1990 г. проводятся «Федоровские чтения». Сборник «Русский космизм», вышедший после проведения чтений, включал уже солидные исследования в рамках философии космизма [196].

Тогда же выходит работа Ф.И.Гиренка «Русские космисты», где автор определяет космизм как «форму усвоения и понимания содержания новой исторической ситуации», в которой человек «становится подобным богу и не ищет поддержку у кого-либо, кроме самого себя» [75, с. 14]. Ф.И.Гиренок касается мысли, что человек - «создание Вселенной», а не чужеродный ей организм.

В антологии «Русский космизм», опубликованной в 1993 г., С.Г.Семеновой и А.Г.Гачевой была затронута идея развития человека в концепциях русских космистов. С.Г.Семенова определяет круг антропологических исканий философов: эволюция человека, биосоциальная природа человека, его место в биосфере, ноосферные задачи человека, проблемы бессмертия.

В исследованиях Г.П.Аксенова, А.В.Гулыги, Н.Н.Моисеева, И.И.Мочалова мы ясно видим очерченную ими космическую функцию человека, ее глубокую связь с процессами становления и развития мира. «Человек -активный фактор Природы, и он уже не представляется ученым сторонним наблюдателем» [150, с.20]. Н.Н.Моисеев подробно исследует феномен человеческого разума, благодаря которому человеческая личность становится участником мирового эволюционного процесса самоорганизации (синергии) Вселенной и жизни на Земле.

Философско-антропологические идеи в русском космизме, разрабатывавшиеся религиозными русскими философами Н.А.Бердяевым С.Н.Булгаковым и П.А.Флоренским в какой-то мере проанализированы в литературе русского зарубежья историками русской философии С.А.Левицким, Н.О.Лосским, В.В.Зеньковским, Н.М.Зерновым [см. подробнее 138].

Как показывает анализ работ космистов, аксиологическими основами формирования антропологических идей в космизме являются идеи гуманизма (ценность человека как часть мира и общества, идея человеческого счастья, идея бессмертия, идея разумной деятельности человека), предполагающие глубокий эволюционный процесс «преображения» духовно-нравственного бытия человека.

Рассматривая работы космистов, можно выделить общие черты этого направления научного и философского поиска. Прежде всего, это «понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия от «регуляции природы» до ноосферы или пневматосферы. У религиозных космистов высшая цель движения, преображенный эон бытия носит название «Царствие Божие», «Царствие Небесное» [200, с. 96].

В философско-антропологических рассуждениях космистов сделана попытка преодолеть ограниченность антропологических воззрений своих предшественников. Именно в космизме мы находим новый теоретический синтез, согласно которому человека преодолев свое биологическое несовершенство, постигнув силу разума и овладев духовно-нравственным аспектом бытия, достигает вершин своего развития.

В работах космистов прослеживается синтез наук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни. «Преобладающее развитие знаний о жизни, биологии, причем в виду преобразовательно-проективной цели, критерий нравственности, признание высшего регулятивного идеала и служение ему -вот важнейшие черты науки, работающей на сознательный этап эволюции» [200, с.96]. Именно такой наукой является ноосферная теория космистов, которая должна быть раскрыта таким образом, чтобы привлечь всех. «Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее» [200, с.96].

В наши дни, когда многие заняты поиском путей преодоления нынешней кризисной ситуации, способной привести к полному исчезновению не только человечества, но и нашей планеты, идеи русского космизма приобретают особое общечеловеческое значение. «Оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, устремленные не только в современные, но и в значительно более далекие времена» [200, с.97].

Невозможно не согласиться с мнением Т.А.Ионовой, высказанным в ее диссертации «Философско-антропологические идеи русского космизма XX века (историко-философский анализ)», что фактически, можно говорить о существовании «философской антропологии» русского космизма, об «антропологии нового типа - философии человека высокой степени мышления, духовности и нравственности, нового мировоззрения, позволяющего дать человеку самооценку как органической части мироздания, как части «всеединства» [101, с.18].

Концепция ноосферы и ее педагогический аспект

Термин и исходные идеи концепции «ноосферы» (от греч. noos - разум) введены в научную литературу в начале 20-х годов П.Тейяром де Шарденом и Э.Леруа. Их суть заключается в следующем: с возникновением человека физическая (биологическая) эволюция практически исчерпала себя, поэтому за биосферой следует ноосфера, т.е. дальнейшая эволюция может совершаться только «духовными средствами», к которым относятся общество, индустрия, язык, разум и т.п. Впервые слово «ноосфера» прозвучало в стенах старейшего учебного заведения Франции — парижском Коллеж де Франс на лекциях 1927/28 учебного года из уст последователя А.Бергсона - философа и математика Эдуарда Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Оба строили свою мысль, опираясь на понятия биосферы и живого вещества, в том духе, как они были представлены В.И.Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922—1923 гг. Владимир Иванович в свою очередь принимает идею ноосферы и продумывает ее далее. С конца 30-х гг. этой идей определяется самая суть оптимистического мировоззрения русского ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944).

«Процесс планомерного сознательного преобразования природы - закономерный результат развития материального мира, неотделимый от специфики бытия социальной формы движения материи, - есть становление качественно нового состояния взаимодействия общества с природой» [159, с. 105]. В 1944 г., когда еще мало кто представлял себе возможность возникновения глобальных проблем, В.И.Вернадский, подводя итог своим многолетним исследованиям, сжато сформулировал причины возникновения и основные предпосылки решения планетарных (глобальных) проблем: «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы приближаемся... есть ноосфера» [45, с. 328].

Свое логическое завершение идеалистическая концепция ноосферы получила в книге П.Тейяра де Шардена «Феномен человека» (1938-1940 гг.). П.Тейяр стремился соединить современные ему достижения науки с католической теологией. Разделяя и обосновывая эволюционные идеи, представленные в виде космогенеза, он выделяет в развитии земли три последовательные стадии: преджизнь (предбиосфера), жизнь (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).

Краеугольный камень эволюционных воззрений П.Тейяра де Шарден составляет преформизм. Молодая Земля, считал он, и есть тот чрезвычайно сложный зародыш, из которого появляется все остальное. Самим фактором индивидуализации нашей планеты с самого начала в земной материи была замкнута некоторая масса «элементарного сознания». За внешней стороной «ткани универсума» - материи - скрывается внутренняя психическая сторона. Предбиосфера в такой трактовке зарождается вместе с зарождением Земли. В «подъеме сознания» усматривал он и источник формирования и развития биосферы. Потому биогенез в конечном итоге выражается в «психогенезе», который, в свою очередь, приводит к «рефлексирующему существу» - человеку. «От клетки до мыслящего животного, - резюмировал Тейяр, - так же, как от атома до клетки, непрерывно продолжается все в том же направлении один и тот же процесс (возбуждения или психической концентрации)» [216, с. 139]. С появлением человека психогенез сменяется более высокой формой - ноогенезом. Новая земная оболочка (ноосфера) возникает и разворачивается над миром растений и животных, «вне биосферы и над ней». Ноосфера в его понимании - это пласт мыслей, обволакивающий земной шар. Вместе с развитием общения людей искры самосознания постепенно разгораются в пламя, организуются в целостную сферу.

П.Тейяр де Шарден утверждал существование некоего «центра психического сосредоточения» универсума - точки Омега, которая и есть бог. Ноосфера Тейяра не имеет ничего общего с состоянием общественной жизни, с перспек тивой общественного развития. Тейяр - финалист. В его концепции конец всякой жизни на земном шаре, смерть планеты - заключительная фаза феномена человека - предстает как «отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в боге-омеге» [216, с. 225], как сверхжизнь.

Это - одна из вариаций христианской утопии спасения души, попытка уйти от реального решения социальных противоречий и избежать трудностей взаимодействия общества с природой, попытка преодолеть угрозу конечности бытия Земли и существования людей. Будущее человека Тейяр де Шарден связывает не с наукой и практической деятельностью людей, а с верой.

В.И.Вернадский подошел к проблеме ноосферы исключительно с естественнонаучных позиций естествоиспытателя, исследующего геологические, планетарные процессы. Для В.И.Вернадского ноосфера - такое же материальное образование, как и биосфера. «С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа, - подчеркивает он, - планета переходит в новую, стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу» [43, с. 185].

Принципиальное значение для понимания созданной В.И.Вернадским концепции ноосферы имеет его трактовка биосферы. Понятие «биосфера» возникло в XIX веке. Оно было введено в биологию Ж.-Б.Ламарком, в геологию -Э.Зюссом. Зюсс рассматривал биосферу наряду с атмосферой, гидросферой и литосферой в виде своеобразной земной оболочки. Однако геологическая характеристика биосферы им не была развита. В науке сохранилось, да и сейчас еще сохраняется понимание биосферы как живой пленки - совокупности организмов. Из такой трактовки биосферы исходили, в частности, П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа. В XX в. понятие биосфера получает новое значение. В.И.Вернадский обосновал понимание биосферы как геологической оболочки, охваченной жизнью. Хотя живое вещество не превышает десятых долей биосферы по весу (величина порядка, близкого к 0,25 процента), его роль в развитии планеты имеет геологическое значение. Биогенные, т.е. созданные орга

Генезис теории космического воспитания в отечественной педагогике

Русский космизм как любое научное течение в процессе своего зарождения и формирования проходит несколько этапов. Все они связаны не только с развитием науки, теологии, различных областей художественного творчества, но и с социально-политическими и иными явлениями в истории нашей страны, т.е. со множеством внутринаучных и внешних по отношению к рассматриваемым сторонам жизни факторов.

В исканиях отечественных мыслителей, работавших в разных областях культуры, постепенно вызревали идеи и концепции, оказавшие влияние на складывавшуюся в XX веке отечественную теорию космического воспитания. Одной из важнейших идей, возникшей в период, характеризуемый нами как предыстория начала процесса становления рассматриваемой теории, стала мысль известного в свое время драматурга А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903) относительно необходимости построения философского синтеза дарвиновской теории эволюции и гегелевской диалектики. Этот синтез породил целую линию развития отечественной активно-эволюционной космической философии, оказавшуюся до конца не проясненной из-за гибели рукописей в результате пожара, случившегося в родовом имении автора учения о Всемире и философии летания - той всей тотальности миров, которая достигается за счет обретения развития и совершенствования способности «летания». Проникновение в глубину космоса и его освоение посредством «летания» должно было позволить человеку, по мысли А.В.Сухово-Кобылина, выйти из рамок своего земного существования и, сбросив с себя свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку, превратиться в бессмертное духовное существо, демонстрируя тем самым в грядущей космической судьбе человечества радикальное переосмысление гегелевского «абсолютного духа».

Данное футурологическое построение по всем законам (в том числе по законам драматургического жанра - вывешенное ружье, согласно А.П.Чехову, должно когда-то выстрелить по ходу пьесы) разыгрываемой на сцене мировой истории драмы выхода землян в космическое пространство имело продолжение в изданном посмертно двухтомнике Н.Ф.Федорова (1829-1903) «Философия общего дела» (1906, 1913). Недаром он уподобляет человека активному театральному зрителю: «Порожденный крошечной Землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства призван сделаться их обитателем и правителем», участником «великого дела», которое «может и должно стать общим».

Родоначальник всей отечественной активно-эволюционной, космической мысли стремился создать новый, ранее невиданный по масштабам синтез наук, равноценный всеобщей космической науке о жизни, в которой сама жизнь представала как единое для всех дело - мировое и вселенское.

Этот космический коллективизм вполне проглядывал у младшего современника Н.Ф.Федорова В.С.Соловьева (1853-1900), который в своей статье «Смысл любви» (1892) с оглядкой на центральную федоровскую идею писал о том, что «действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми».

Особое место в философии космизма занимали идеи К.Э.Циолковского, которые развивались им в серии издаваемых в Калуге небольших философских работ, остававшихся долгое время для большинства соотечественников безвестными. Уже этим фактом судьба трудов «калужского мечтателя» чем-то напоминает судьбу сгоревшего наследия А.В.Сухово-Кобылина и посмертных изданий работ Н.Ф.Федорова. Во многом эту судьбу вынуждены будут разделить и идеи педагогики космизма отечественного основоположника теории космиче ского воспитания К.Н.Вентцеля, вынужденного писать, что называется, «в стол». Следы этого «рокового предназначения» можно обнаружить и в том знаковом явлении, которое представляет собой «Антология философской мысли: Русский космизм», увидевшая свет в Москве в издательстве «Педагогика-Пресс» в 1993 году. Среди семнадцати авторов, отрывки из работ которых вполне заслуженно нашли свое место в составленной С.Г.Семеновой и А.Г.Гачевой «Антологии», места для педагогики К.Н. Вентцеля не нашлось.

Между тем, как показано в нашем исследовании, в том же 1993 году опять же в провинциальном педагогическом альманахе «Свободное воспитание» впервые полностью Г.Б.Корнетовым и М.Б.Богуславским была опубликована извлеченная ими из Научного архива РАО ключевая для всей «новой педагогики» статья К.Н.Вентцеля «Проблема космического воспитания». Именно она, написанная в 1925 году, становится центральной и основополагающей для всей общей теории космического воспитания, какого бы современного ответвления ее мы ни касались. Обоснование этого положения подробно дается в диссертации, где приводится описание определенного К.Н.Вентцелем ядра будущей теории, из которого впоследствии «прорастают» все присущие ей понятия, в том или ином виде входящие в «тело теории» (А.А.Зиновьев). В исследовании показаны как исходные, или первичные понятия и высказывания, так и производные, или вторичные понятия и высказывания, вырастающие из первых и служащие конкретизации исходных положений, оказывающейся время от времени необходимой для возникающей потребности модификации теории.

Как показано в нашей работе, само время возникновения данной потребности детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и такими не зависящими от намерений ученых, предугадать которые просто невозможно. В диссертации описываются случаи хотя и разного порядка, но так или иначе связанные с временными отставаниями включения новаторских идей проблематики космизма и космического воспитания в научный оборот и в жизнь культурного сообщества. К приведенным выше примерам катастрофизма типа пожара в родовом имении А.В.Сухово-Кобылина может быть добавлен пример социального катастрофизма, вылившегося в стойкое непринятие самого вентцелевского названия «космическое воспитание», от которого, по собственному определению автора, «пахнет какой-то фантастической утопией».

К этим же примерам социального катастрофизма можно отнести и известный в свое время вышедший под символическим названием «Красная звезда» утопический роман А.А.Богданова. Он впервые опубликован в 1908 году, т.е. явился следом первой русской буржуазно-демократической революции, и синтезировал в себе многие черты многогранной личности автора: «Революционные устремления, разработка социалистического идеала, обобщение тенденции развития науки и техники, увлечение астрономией (читай: жизнью Космоса и Вселенной - О.Д.), и проблемой продления человеческой жизни путем переливания крови» [24, с. 468].

Во всем этом (как и в романе вцелом) нетрудно усмотреть отголоски мотивов русского космизма предшествующих лет в их своеобразной социал-демократической интерпретации и художественном изображении. Недаром «роман с интересом был воспринят в болыневицкой среде, увидевшей «добросовестное изложение социалистической программы пролетариата в том виде, как она понималась революционным крылом социал-демократии». Именно так говорилось в предисловии Б.Леграна к очередному (и последнему - вплоть до 1990 г.!) переизданию романа, увидевшего свет в Ленинграде в 1929 году. [24, с. 468]. Показательно и то, что первое переиздание произведения А.А.Богданова, «предсказавшего космические корабли с атомными двигателями» было осуществлено в 1918 году, т.е. как раз в эпоху становления «новой педагогики» на началах социализма, т.е. построение «идеального, но вполне осуществимого будущего». Судьба автора романа и его социальной утопии достаточно трагичны, не говоря уже о том, что его творческое наследие оказалось забытым напрочь вплоть до начала 90-х гг. прошлого столетия и почти на шестьдесят лет было выведено из культурного и научного оборота.

Основные категориальные понятия педагогики русского космизма

Педагогические идеи русских космистов являются непосредственным отражением их мировоззренческой позиции в целом. Исходя из того, что Космос, живая и неживая природа и человек представляют собой живое единство, непрерывно изменяющееся и развивающееся, что в мировом эволюционном процессе люди как разумные и наделенные свободой воли существа играют ведущую роль, эти ученые предлагают совершенно новый взгляд на воспитание. Оно рассматривается ими как явление всекосмического масштаба. При этом понимание целей и задач воспитания закономерно выводится русскими косми-стами из признания активно-эволюционной миссии каждого человека, уникальной и чрезвычайно важной. Ими делается вывод о том, что человек как часть Вселенной способен к непрерывному развитию, которое благотворно сказывается и на развитии всего Космоса в целом.

Методологическую основу педагогических идей русского космизма составляет, прежде всего, мысль о том, что человек, независимо от возраста, представляет собой высшую ценность не только для общества, но и для космоэво-люции, и потому его воспитание и самовоспитание становятся решающими факторами процесса гармонизации мира как единого целого. Любой ребенок признается космистами микрокосмом, напрямую связанным со Вселенной. Воспитательная теория и практика, учитывающие данный факт и всячески помогающие всесторонней реализации воспитанника, имеют, следовательно, глобальное значение - именно такой подход к педагогической деятельности присущ русским космистам.

Цели и задачи воспитания неразрывно связаны в понимании космистов с целью человеческого существования как такового, логически вытекают из нее. Последняя, по мысли сообщества космистов, заключается в дальнейшем разумном преобразовании, постепенной гармонизации мира. Успешному выполнению такой миссии способствуют уникальные отличительные особенности людей: наличие сознания (и самосознания), а также свободы воли и, соответственно, активности (возможности творить, созидать). Сознание - главное и специфическое свойство людей. Как известно, ни одно животное не способно осознать самое себя, цель и смысл своей жизни. У людей появляется высшая психическая деятельность, а вместе с ней и сознание.

Данный факт особенно последовательно анализируется в русском космизме естественнонаучного направления. О появлении сознания как эволюционном скачке говорил В.И.Вернадский, а К.Э.Циолковский утверждал, что наличие мозгового аппарата, познающего самого себя, есть факт величайшего зна чения. Человеку, наделенному даром сознания, совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какова цель жизни? Каждому мыслящему человеку является этот вопрос - первоначально как личный, как вопрос о цели его собственного существования. В то же время русские космисты вскрывают противоречие между беспредельным потенциалом развития нашего сознания, личности, души - и несовершенством, смертностью, ограниченностью биологической оболочки, тела.

Цель и смысл человеческой жизни - принятие ответственности за преобразование, гармонизацию, «обустройство» мира. Ее осознание непременно должно привести человечество ко всесторонним и всеобщим действиям. В то же время нельзя забывать, что гармонизацию каждый из людей начинает непременно с себя самого, со своей души. Наиболее полная самореализация, саморазвитие признаются в русском космизме, как безусловная необходимость, обусловленная активно-эволюционным предназначением человека в качестве части Космоса. Отсюда В.И.Вернадским и К.Э.Циолковским напрямую выводится понимание общей педагогической цели. Это - формирование и укрепление в ребенке (на базе изначально присущих ему задатков) способности ко всестороннему и последовательному саморазвитию через творчество, направленное на гармонизацию своего внутреннего и окружающего мира. «... все Учения Света настаивали и настаивают прежде всего на закалке и дисциплине духа и на расширении сознания. Борьба может быть прекрасна, когда она устремляет человека к пробуждению и усовершенствованию заложенных в нем божественных свойств" [187, с.5]. Приходя к подобному выводу, наши космисты продолжают тенденцию, зародившуюся еще в древности. Так, в античной Греции появилась понятие «калокагатия» (духовного и физического совершенства). Позже, как известно, в мировой педагогике стала разрабатываться идея всестороннего и гармоничного развития личности. Русские же космисты обращают особое внимание на то, с какой целью происходит это развитие, куда оно направлено, ставят его во взаимозависимость с задачами вселенской эволюции. Человечест ву отведена роль превратить в актуальность потенциальную мировую возможность, достичь совершенства, потому что, как сказал о.Сергий Булгаков: «человечество есть и временно остается единящим центром мира, в его предвечной гармонии, красоте богосозданного космоса» [30, с.38].

В русском космизме подобное понимание цивилизационного развития напрямую определяет весь подход к воспитанию и образованию детей. Здесь человеческое развитие полагается бесконечным, связывается с осуществлением нашей космоэволюционной миссии. В соответствии с этим и задачи воспитания приобретают глобальные масштабы. Воспитание, образование и развитие, которые происходят в ходе систематической деятельности и общения, формируют социальный облик человека, помогают ему органично войти в общечеловеческое единство, социализироваться и наиболее полно реализовать свой внутренний потенциал. Важность процесса духовно-личностной самореализации человека в полной мере осознавалась русскими космистами. Именно поэтому воспитание, согласно их взглядам - это не грубая дрессировка, не «выламывание человеческого духа, как тела, гимнастикой» (принцип немецкой школы XIX века), а бережная помощь в самореализации личности, всех ее лучших свойств. Такая помощь опирается на процессы саморазвития и самовоспитания человека.

По выражению В.С.Соловьева, «добрый смысл жизни... не может, однако, быть принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом. Это есть необходимое условие нравственно-достойного бытия» [205, с.92]. Е.И. и Н.К.Рерихи, говоря об абсолютной необходимости свободы и творческой самостоятельности детей, утверждают: «цветок духа не может расти по принуждению, по чьим-то указам и запретам» [184, с.27]. Следовательно, по мысли русских космистов, воспитание, а позже и самовоспитание ответственны за наилучшее осуществление возможности развития человека и его личности. При этом акцент делается, во-первых, на взаимосвязи между различными сто ронами воспитания и между внешним и внутренним (самовоспитание) воздействием в этой области. Во-вторых, признается аксиомой положение об изначально доброй природе каждого человека, его нацеленности на развитие и созидание, на творение гармонии. Поэтому воспитание рассматривается в русском космизме как процесс, бережно помогающий такому становлению ребенка. Данные положения вытекают из признания человека «микрокосмом». Русские космисты здесь идут дальше многих современных педагогов, определяющих воспитание как последовательное и «целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека»

Похожие диссертации на Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия