Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Курбатова Ольга Алексеевна

Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя
<
Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбатова Ольга Алексеевна. Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2003 205 c. РГБ ОД, 61:04-13/676

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Историко-теоретические предпосылки воспитания культуры досуга средствами театрального искусства 13

1.1. Отечественные и зарубежные классики о воспитании средствами искусства и о роли театра в воспитании культуры досуга 13

1.2. Современные исследования о воспитании культуры досуга средствами театрального искусства 33

1.3. Педагогическая функция театрального искусства 58

Выводы по 1 главе 70

Глава II. Научно-методическая основа воспитания культуры досуга средствами театрального искусства 72

2.1. Основные принципы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства 72

2.2. Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства 80

2.3. Результаты исследования по включению театрального искусства в процесс воспитания культуры досуга будущего учителя 124

Выводы по 2 главе 139

Заключение 141

Библиография 146

Приложение 164

Введение к работе

На важность этой проблемы указывали еще мыслители прошлого. Однако и сегодня, несмотря на то, что отдельные аспекты аксеологии досуга рассматриваются в концепции Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени, организации отдыха и развлечений, вопросы организации досуга остаются актуальными, до сих пор недостаточно разработанным является содержание воспитания культуры досуга, ориентированное на возраст, социальное положение того или иного индивида и его ценностные установки, учитывающее национальные традиции.

Не вызывает сомнения тот факт, что культуре досуга необходимо учить, и начинать следует со студентов педагогических вузов — будущих учителей, которые в своей профессиональной деятельности смогут реализовать полученные навыки и умения и передать их своим воспитанникам.

Одной из основных задач организации досуговой деятельности является духовное развитие подрастающего поколения, которое невозможно без использования нравственного потенциала искусства, в том числе и театраль-

4 ного, как средства формирования и развития эстетических идеалов, гражданских и нравственных позиций личности.

Театральное искусство отображает и концентрирует общечеловеческие представления о нравственных ценностях, смысле жизни, ее приоритетах. Являясь зрелищным, оно вызывает интерес и привлекает большую аудиторию, среди которой немало молодежи. В этом смысле велика роль и любительских театров. По объективным причинам, далеко не во всех городах имеются профессиональные театры, и молодежь лишена возможности познать этот вид искусства, воспитательные идеи которого не вызывают сомнения.

Эстетические учения о воспитательном значении искусства имели место в разные эпохи: античности, средневековья, Возрождения, Постренессанса, Просвещения, немецкой классической эстетике.

На современном этапе развития научной мысли вопросы психологии творческого развития личности получили отражение в трудах Л.С.Выготского, С.Н.Гиппиуса, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна, П.М.Якобсона и др.

Философско-педагогические аспекты воспитания культуры посредством искусства рассмотрены в трудах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Биб-лера, М.Н.Берулавы, И.В.Бестужева-Лады, А.Н.Бурова, В.В.Ванслова, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, М.С.Кагана, В.А.Караковского, Н.И.Кия-щенко, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Н.Д.Ни-кандрова, В.В.Розанова, Л.Н.Столовича и др.

В ряде исследований раскрыты возможности различных видов искусств как средства формирования художественного вкуса личности (С.А.Аничкин, Е.Н.Коробко, О.В.Лармин, Б.Т.Лихачев, С.В.Мягченков, Г.Н.Нестеренко, В.К.Скатерщиков, П.В.Соболев), ее художественных потребностей (Е.Г.Багреева, М.А.Кукушкин, Л.П.Печко, А.Н. Семашко) и

5 взглядов (Л.М.Баженова, У.Ф.Суна), художественного интереса (Е.В.Квят-ковский, С.Н.Плотников, Ю.У.Фохт-Бабушкин), художественных способностей (Н.А.Ветлугина, С.П.Кудрявцева и др.). Эти проблемы раскрываются преимущественно в психологическом аспекте.

Пути осуществления художественного воспитания средствами театра анализируются в работах Л.Б.Белянской, В.М.Букатова, А.Э.Грефа, А.П.Ершовой, Т.Ф.Завадской, В.И.Козловского, Н.И.Киященко, И.В.Клюевой, М.С.Максимовой, Н.В.Мирецкой, Л.А.Никольского, Л.М.Некрасовой, Н.А.Опариной, Т.Г.Пеня, Ю.И.Рубина, А.Д.Силина, В.С.Собкина, О.А.Тол-ченова, Е.М.Торшиловой, Н.Н.Трухиной, А.И.Чечетина, Е.К.Чухман, Н.Н.Шевелева, В.И.Эйдлина и др.

Возможности искусства в формировании социально-значимых качеств личности, ценностных ориентации исследованы в работах Т.Ф.Брайченко, И.А.Скворцовой, М.А.Верба, Г.А.Петровой, Г.Г.Шевченко. Предметом научного интереса этих ученых явился процесс становления целостной личности с точки зрения педагогики.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В.В.Бело-зерцева, О.Е.Виноградовой, Г.А.Опарина, А.И.Стороженко и др. Влиянию механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности посвятили свои работы искусствоведы (В.Д.Данченко, А.А.Казимиров); философы, рассматривающие любительский театр как одну из форм народной художественной культуры (Н.Г.Рузаев, С.А.Наумов, Н.Н.Гудимов, О.В.Землянская и др.). Большое количество исследований посвящено педагогическим аспектам проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов, культуры их поведения в подростковом возрасте занимались В.И.Белов, В.И.Плотник, Т.В.Лаврова, В.А.Богатырев. Научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях школьного театрального коллектива получили в трудах А.И.Аверьянова, Н.Ш.Владимировой, Л.М.Петровой, В.И.Пиоткиной, Е.И.Смирновой, М.М.Шибаевой, А.Н.Сердюк и др. Вопросами досуговой деятельности занимались И.В.Бестужев-Лада, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, В.М.Димов, Е.И.Головаха, М.С.Каган, В.А.Разумный, Е.И.Смирнова, Э.В.Соколов, В.Н.Терской, О.В.Терехова, В.М.Пича и др.

Вместе с тем, использование театрального искусства в воспитании культуры досуга в системе высшего педагогического образования еще не получило глубокого теоретического обоснования и достаточного практического применения, хотя научные данные свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространстом, в котором происходит духовное и физическое развитие человека. На основании анализа философской, психолого-педагогической, театроведческой литературы, изучения зарубежного и отечественного профессионального и непрофессионального (любительского) театрального творчества была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречиями между: объективной социально-педагогической необходимостью обращения к театральному искусству и недостаточным уровнем развития культуры досуга современного молодого поколения; воспитательным потенциалом, заложенным в театральном искусстве, и недостаточным его использованием в воспитании культуры досуга в системе высшего образования.

Указанные противоречия позволили сформулировать научную проблему: как с помощью театрального искусства обеспечить эффективность воспитания культуры досуга будущего учителя.

Современное общество начинает все острее понимать, что необходимо переосмысление роли и места молодежи в социальных и культурных процессах. Пробудить творческую инициативу студенчества педагогических вузов,

7 проанализировать опыт работы непрофессиональных театральных коллективов по воспитанию культуры досуга, рассмотреть содержание, методы и формы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства, сформировать новое отношение будущих учителей к досугу путем вовлечения в самодеятельное творчество — круг вопросов, обусловивших выбор темы диссертационного исследования: «Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства.

Объект исследования: воспитание культуры досуга студентов средствами театрального искусства.

Предмет исследования: содержание, формы и методы воспитания культуры досуга студентов педагогического вуза средствами самодеятельного театрального искусства.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание культуры досуга будущего учителя становится более эффективным, если: в качестве форм организации культуры досуга будут использованы средства театрального искусства; формирование эстетического видения и духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе высшей школы будет осуществляться при участии театрального искусства; потенциал театрального искусства будет использован для повышения уровня культуры будущего учителя и более активного формирования его гуманистического сознания.

Исходя из основной цели и выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:

Изучить состояние проблемы в философской, психолого-педагогической и театроведческой литературе.

Проанализировать современное состояние уровня культуры досуга в педагогическом вузе.

Раскрыть педагогическое содержание, определить формы организации и методы повышения культуры досуга средствами профессионального и непрофессионального (любительского) театрального искусства.

Разработать методические рекомендации и программу спецкурса по использованию театрального искусства в воспитании культуры досуга будущего учителя и экспериментально проверить их эффективность.

Методологическую основу исследования составили: философские положения об искусстве как форме общественного сознания, взаимодействии этического и эстетического, роли искусства в духовном формировании личности (Аристотель, Н.Н.Бердяев, А.Н.Буров, В.В.Ванслов, И.Кант, Н.И.Кия-щенко, Б.Т.Лихачев, А.С.Лосев, В.В.Розанов, Л.Н.Столович, И.М.Сокольникова); труды по психологии (Л.С.Выготский, С.Н.Гиппиус, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев); труды по методологии педагогики и философии образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Н.И.Каптерев, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров); основные положения педагогики досуга (И.В. Бестужев-Лада, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, М.С. Каган); педагогические идеи искусствоведческой и культурологической наук (Ю.Б.Алиев, Э.Т.Ардаширова, Л.М.Баженова, В.Л.Бенин, М.А.Верб, С.А.Гончаров, В.И. Козловский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, А.Б. Никитина, Н.В.Мирецкая, А.М.Нахимовский, Н.А.Опарина, П.Г.Попов, Л.А.Рапацкая, М.П.Стуль, О.А.Толченов, Д.В.Тихомиров, Е.М.Торшилова, Е.К.Чухман, Т.А.Шульгина, И.В.Юстус); идеи великих режиссеров прошлого века К.С.Станиславского, М.О.Кнебель, А.Д.Попова, В.И.Немировича-Данченко,

9 А.А.Гончарова, Ю.А.Завадского. Весьма важное значение для исследования имели положения из истории зарубежной и русской педагогики о гармоничном развитии личности (Д.Локк, И.Кант, Я.А.Коменский, И.Песталоцци, А.Дистервег, Ф.Фребель, Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Н.Н.Бахтин).

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой, а также методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по избранной теме; методика эксперимента (констатирующего и формирующего), творческих заданий (этюды, спектакли); диагностический (анкетирование и интервьюирование) и продуктивно-творческие методы (создание методических рекомендаций «Режиссерская технология любительского театра»); изучение и анализ мирового и отечественного театрального искусства; метод математической статистики и графической обработки результатов эксперимента.

Этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1992 года по 2003 год в несколько этапов, на которых реализовы-вались общие и специфические задачи в определенной последовательности.

На первом этапе (поисково-теоретическом) - 1992-1994 гг. - осуществлялась работа по накоплению эмпирических и практических знаний, определению цели и задач, анализу ведущих тенденций изучения культуры досуга в педагогическом вузе, изучению и обобщению педагогического опыта, созданию методических рекомендаций «Режиссерская технология любительского театра», проведению констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня культуры досуга студентов, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (опытно-экспериментальном) - 1995-2000 гг. - было продолжено теоретическое изучение, осмысление и обобщение исследуемого материала; кроме того, был проведен формирующий эксперимент с целью апробации основных положений исследования.

Третий этап (заключительно-обобщающий) - 2001 -2002 гг. - характеризовался завершением опытно-экспериментальной работы и включал систематизацию и математическую обработку полученных результатов, уточнение выдвинутой гипотезы и теоретических положений, формулировку общих выводов исследования и литературное оформление работы.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются опорой на научную методологию и исходные методологические позиции, а также адекватностью использования соответствующих методик целям и задачам исследования, достаточную экспериментальную базу, анализом результатов исследования, применением статистического, математического и графического методов, длительным характером исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: осуществлен историко-теоретический анализ воспитания культуры досуга средствами театрального искусства, построенный на выявлении традиций, преемственности и соотношении классического содержания с современным состоянием проблемы; выявлено и систематизировано содержание воспитания (функции, задачи, уровни) средствами театрального искусства в аспекте культуры досуга; определена значимость историко-эстетических и педагогических учений в развитии культуры досуга будущих учителей; дано определение культуре досуга как дифиниции.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что изучены тенденции использования театрального искусства (профессионального и непрофессионального) в воспитании культуры досуга, обоснована воспитательная сущность культуры досуга средствами театрального искусства; пред- ложенное в исследовании решение проблемы воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства углубляет научные представления в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания воспитания культуры досуга студентов средствами театрального искусства на основе непрофессионального (любительского) творчества. Обоснованные автором позиции по ориентации учебного процесса на ценности отечественной культуры, предложенные формы эстетического воспитания молодежи определяют перспективность использования материалов диссертации в условиях педагогического вуза, а также в учебных заведениях разных профилей (общеобразовательные школы, специальные учебные заведения, училища с негуманитарным профилем и т.д.).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях БирГПИ и БашГУ (1994-2003 гг.), на Дав-летшинских чтениях (Бирск, 2003 г.), на семинаре режиссеров любительских театров России в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2001-2005» (Москва, 2002 г.), на заседаниях кафедр филологии, литературы и педагогики БашГПУ и БирГПИ, кафедры научных основ управления школой БашГПУ, а также в ходе обмена опытом работы и методическими материалами в школах Бирска, Дюртюли, Благовещенска, Нефтекамска (Башкортостан).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Состояние проблемы и практическая потребность диктуют необходимость воспитания культуры досуга будущего учителя средствами театрального искусства.

2.Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства (на основе опыта работы непрофессионального студенческого театрального коллектива).

3.Потенциал театрального искусства в воспитании культуры досуга будущего учителя.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Отечественные и зарубежные классики о воспитании средствами искусства и о роли театра в воспитании культуры досуга

В настоящее время, когда современная система образования в России переживает большие изменения, воспитательный процесс наряду с образовательным должен обеспечить создание условий для самореализации личности, ее успешной интеграции в систему мировой и национальной культур. В обществе также назрела необходимость развивать культуру досуга как составную часть мировой культуры, ибо от того, чем будет заполнено свободное время человека, во многом зависит развитие его индивидуальности. Воспитание гармонично развитой личности - насущная проблема нашего времени, так как через ее формирование происходит создание эстетической культуры общества. Отметим, что эстетическая культура общества - это совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. Она представляет собой совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающую путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека [195, 18]. В этом процессе большая роль принадлежит воспитанию культуры досуга.

Сфера свободного времени является объектом научного интереса. Философия рассматривает его в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет эстетическую суть свободного времени и его социальную ценность. Социология исследует характер и со 14 держание свободного времени, его аксиологию. Психология обращает внимание на потребность и мотивы, педагогика выявляет воспитательную сторону данного явления. Одной из основных задач организации досуговой деятельности является духовное развитие молодежи, которое невозможно без использования нравственного потенциала искусства, в том числе и театрального, как средства формирования и развития гражданских позиций личности. В истории педагогики мы находим немало примеров.

Рассмотрим в хронологическом порядке развитие идей воспитания культуры досуга, включая эстетический и театральный аспекты проблемы.

История педагогики досуга уходит своими корнями в глубокую древность. Исследования доказали, что первые зачатки театральной игры, инсценировки, прослеживаются еще с первобытных времен и связаны с понятием «инициации» и другими обрядовыми культами, имевшими место у древних народов (например, в деятельности колдунов, магов Древней Индии, Вавилона, Египта, индейских племен, древней Руси). Обряд инициации - грандиозный «спектакль», сложившийся за несколько тысячелетий, но каждый раз исполняемый разными народами по -своему, хотя сюжет очень похож : ребенок «умирал», его душа возвращалась в страну предков, получала там новое имя и тайные знания, а затем возвращалась в страну живых. Во время инициации мальчики жили в отдельном доме, символизирующем утробу животного страны смерти, духов, предков. Дети одевали погребальные одежды (костюмирование), на лицо налагался грим (сначала желтая глина, а после обряда глаза замазывали белым мелом - символом чистоты и новой жизни). Представление сопровождалось музыкой труб и трещоток. Обряды длились от нескольких часов до нескольких лет. Таким образом осуществлялся переход ко взрослой жизни, при этом процессе воспитывалось мужество и уважение к отеческим законам [114].

Возрождение души в новом качестве и удачное созревание нового уро 15 жая лежат в основе Дионисийских праздников, из которых позднее возник великий Греческий театр (в Афинах ежегодно разыгрывается священный «брак» бога виноградной лозы Диониса с женой Архонта - царя). Инсценируются древними греками и мифологические сказания, в которых отражается борьба доброй и злой силы, смерть и воскресение, нисхождение в царство мертвых и возвращение оттуда, похищение и возврат похищенного. В формах театральной игры люди приобщались к основным культурным ценностям, традициям и верованиям. Так формировалось новое мировоззрение. В Афинах строились театры, вмещающие до 36 тысяч человек. Осознавая большую роль театра, государство не брало плату за посещение, а, наоборот, платило тем, кто посещал представление. Театр не только учил и развлекал, но и формировал отношение к досугу.

Инфраструктура досуга древних греков поражает воображение : гладиаторские бои, колесницы, термы (бани), развлекательные учреждения, отправление культов, гимнастические залы, театры. Даже в маленьких городах (Аттика) археологи раскопали 150 театров. Древнегреческий историк Фуки-дид писал о том, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга, отдохновения души от трудов, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни [49, 16].

Воспитание в период античности основывалось на идее калокагатии («калос» - характеристика тела, натренированного в атлетических упражнениях, «агатос» - характеристика души). Калокагатия - единый ритм тела и души, поэтому воспитание в Древней Греции носило двоякий характер: ритм тела воспитывался атлетикой, ритм души - музыкой, поэзией и театром. Следует отметить, что в то время музыка носила синкретический характер — сплав поэзии, пляски и собственно музыки (А.Н.Веселовский). Древние греки, с точки зрения эстетического воспитания, были «нормальными детьми» человечества. Человек и его всестороннее развитие, воспитание гражданина - центральные вопросы древнегреческой педагогики. Эстетические системы носят ярко выраженный социальный, классовый характер. Рабы, представляющие собой «говорящие орудия», не являлись объектом никакой системы, хотя их труд использовался для реализации художественных замыслов. Разными являются эстетические системы, которые касаются воспитания древней и новой аристократии, воинов и свободных землевладельцев. Главное в них - триединство эстетического идеала, нравственного и гражданского поведения индивида. Данное единство характерно и для современного эстетического воспитания.

Современные исследования о воспитании культуры досуга средствами театрального искусства

В последние годы свое значимое место в воспитании культуры досуга заняла театральная педагогика, ибо «театр - это человек, постигающий и раскрывающий себя в самые высшие минуты своих творческих взлетов, самых счастливых и самых драматичных, а то и трагичных моментов своей жизни» [88, 4]. Донести яркое, живое театральное действо до школы пытаются многие ученые: философы, педагоги, театральные деятели, психологи (введено в оборот речи понятие «психодрама»), а также учителя, работающие по театральным методикам. «И хотя театр за многие и многие десятилетия существования государственной системы народного образования и общественного воспитания так и не сумел пробить бронированные бастионы чиновного равнодушия к нему как обязательному для постижения всеми подрастающими поколениями его многовековой истории, ..., всегда во всех системах образования были и будут педагоги, воспитатели-художники по своему складу и духовному развитию, — которые вне программы, сверх программы изучают, постигают театр и сами пытаются с детьми жить своим собственным театром» [там же]. По убеждению ученого-философа, занятия театром реально гуманизируют школу, способствуют развитию творческих способностей, без которых любая система образования рано или поздно терпит крах, а общество оказывается в глубоком кризисе, поскольку его члены становятся способными к выражениям своих низших эмоций, наивных представлений в неадекватной форме, не понимая нередко, что жизнь человеческого общества выражается не столько в словах, сколько в реальных делах, особенно если они выполняются на высоком профессиональном уровне и дают высокоэффективные результаты в виде разного рода продуктов, воплощающих в себе наши представления о красоте, гармонии и совершенстве.

Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения и молодежи, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности, организация культуры досуга - актуальные задачи современной высшей школы. Несомненно, что театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.

Деятельность будущих педагогов в процессе подготовки театрального действа должна быть прежде всего эстетической деятельностью. Это предполагает создание у молодежи установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актерского мастерства.

Эстетическая функция театральной педагогики выражается прежде всего в формировании творческого потенциала личности в целом, развитии способности к творческой деятельности.

Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.С.Станиславского нужен и психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Другая сторона - общение, для которого навыки актерского мастерства просто необходимы. Кроме того, идет формирование правильной, четкой дикции. Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в своих учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов философ помогал им самим находить эту истину. В наше время такой метод назвали «научно-изыскательским». Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждая учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания - искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества - лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику. Занятия в театре позволяют реализовать свои, быть может, невостребованные ранее способности, раскрыться по-новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. «Сцена обладает уникальной особенностью: быть самим собой, высказать свои переживания, причем не только от своего имени, а от имени героя. Школьный театр становится центром общения и эстетического воспитания» [34, 8].

Анализируя положение с развитием театра как средством воспитания, мы обратились к положительному опыту, накопленному за последнее десятилетие в школьной практике. (Следует с сожалением констатировать, что методики досугового театрального воспитания и образования будущих учителей в педагогических вузах практически отсутствуют).

«Современная психолого-педагогическая наука располагает данными, что искусство, в том числе и искусство театра, развивает у молодежи отнюдь не только «специфическую», то есть художественную способность, что само по себе уже важно, но и всеобщую, универсальную человеческую способность, которая будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде» [221, 7]. Речь идет об универсальной способности личности -о способности к творчеству.

Основные принципы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства

Педагогика досуга как воспитательный процесс в специфической сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положений - принципов, которые определяют все его стороны содержание, методы, формы организации.

Наиболее общими исходными положениями являются [49, 76]: — принцип интереса; — принцип единства реакреации (отдыха и восстановления сил) и познания; — принцип совместной деятельности. Рассмотрим более подробно данные положения. Принцип интереса. Известно, что досуговая деятельность человека диктуется личностными его потребностями, а интерес выступает как доминирующий мотив. Досуговая деятельность (активная и пассивная) определяется наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому необходимо учитывать желание человека к той или иной деятельности ( в частности, к театру). Интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить её. Поверхностный интерес может превратиться в объект постоянной деятельности, а затем — в потребность, то есть, стать постоянным и глубоким. Возникает своеобразная цепочка : потребность - интерес, интерес - потребность, потребность — интерес и так далее. Данная цепочка содержит отправной элемент, который включает человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.

Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей степени эмоционально окрашивается. При этом эмоциональные состоя 73 ния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и так далее.

В сфере досуга резко падает или исчезает информация, возникает своеобразный информационный вакуум, который человеку придется заполнять самому, иначе его ждёт эмоциональный голод. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений, имеющих положительную эмоциональную окраску, впечатлений, в которых переживание доминирует над познанием, то есть, к развлечениям, такому виду досуговой деятельности, когда создаются условия для приятного времяпрепровождения. Во время театрального зрелища удовлетворяется его интерес в сопереживании и эмоциональной разрядке, а воспоминание о них возрождает пережитое удовольствие. Происходит это потому, что фактическая информация заложена в художественную форму, восприятие которой сопровождается эмоциями.

Представляют интерес и те формы досуговой деятельности, которые позволяют выступить в необычной форме «другого», исполнить чужую социальную роль (карнавал, маскарад, костюмированные балы). Участие в такого рода театрализованных действах позволяет человеку вести себя раскованно, сняв зажимы и комплексы, нажитые им в обыденной жизни. Театральная игра облегчает переход к свободному проявлению чувств, умственных и физических сил, эмоциональному раскрепощению.

Принцип познания. Познание — это приобщение человека к культуре, наполняющей содержание его жизни.

Культура как творческая и просветительная деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, обогащает его духовный мир. Усвоение культурных ценностей требует от человека активных усилий, напряжения сил и способности к самообразованию и саморазвитию. Досуговая деятельность человека с низким уровнем культуры примитивна, с мизерной долей духовной автономии, минимальным напряже 74 ниєм душевных сил. Такой индивид ищет шаблонных, стереотипных развлечений, не могущих «разбудить» его разум.

В познании центр внимания с эмоциональных характеристик предмета переносится на смысловые, когда человек имеет соответствующий тезаурус (совокупность знаний и представлений, которыми располагает данный индивид).

С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности, так как в ней присутствуют следующие элементы : целенаправленный интерес, мощная мотивация, которые предъявляют к человеку более высокие требования, чем просто обыкновенные развлечения.

Принцип совместной деятельности. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях, взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость возникает лишь тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности, а неудача одного влияет на результат другого. Особенно ярко эта зависимость проявляется в театральных постановках, находящихся на творческом фундаменте. Происходит процесс приобретения знаний о предмете деятельности, способах и приемах её осуществления, приобретение самостоятельного опыта, обратной связи с партнером по сцене, формирование деятельностных отношений между членами объединения, участвовавших в совместной деятельности, специфического эмоционального климата.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентированное единство группы, рождает традиции, организующую структуру, эмоциональную идентификацию, ведет к повышению культуры досуга, реализуя заложенный в ней потенциал.

Театральный досуг позволяет экстериоризировать свою деятельность, демонстрируя её результаты ( спектакль ). В педагогически организованном процессе, реализующем принцип совместной деятельности, досуг помогает реализовать многие замыслы своих воспитанников.

Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства

Проблема воспитания и организации культуры досуга в последнее время, в связи с декларацией гуманизации и гуманитаризации процесса воспитания, начинает занимать педагогическую науку.

Сформировать новое отношение к досугу, наполнить его смысловым, нравственным и духовным содержанием, противопоставить его бессмысленному времяпрепровождению, дать новые ценностные ориентиры в наше непростое время - вот неполный перечень задач по воспитанию культуры досуга молодежи ( в частности, студенчества).

В связи с этим, возникла необходимость рассмотреть определение культуры в контексте воспитательного процесса в вузе и определить содержание, формы и методы организации культуры досуга средствами театрального искусства.

Реалии дня сегодняшней России некоторым образом изменили сущность современных преобразований в области эстетического и художественного образования в высшей школе. Российское общество переживает один из самых серьёзных кризисов за всю свою историю. Нестабильность экономики, неустойчивость и противоречивость социальной среды, политическая конфронтация, отразились прежде всего на духовно-нравственном состоянии человека. Огромную роль сыграл в этом процессе вакуум, образовавшийся вследствие рухнувшей тоталитарной системы, унесшей вместе с собой привычные устои и ориентиры и вплотную приведший к нравственной катастрофе.

Культура, писал Альберт Швейцер, предполагает наличие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь ее принципы. Эту мысль продолжил современный американский теоретик свободного вре 81 мени М.Каплан в книге «Досуг: теория и политика», заметивший, что досуг -это время самоцельной деятельности, которое представляет возможность для отдыха, развития личности и служения обществу [49, 4].

К сожалению, в педагогической науке уделяется мало внимания свободному времени, хотя известно, что оно — ведущая сфера жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое, духовное формирование и становление. Предпочтение всегда отдается учебной деятельности, в которой, согласно теории педагогики, осуществляется воспитание.

Деформация общественного сознания в первую очередь отразилась на мировоззрении и нравственности молодёжи и студенчества. Отсутствие чётких взглядов и позиций, моральная индифферентность, культурный вакуум, заполняемый кичем, вызывают особую тревогу. От выбора, который сделает молодёжь, от тех ценностей, которые будут определять её поведение, зависит будущее России. Поэтому формирование высокой художественной культуры, эстетического потенциала, воспитание культуры досуга молодого поколения является актуальнейшей задачей отечественной педагогики. В центре нашего исследования категория «культура» является основополагающей и поиск оптимальных путей ее формирования требует глубокого осмысления.

Сегодня многие социальные и философские исследования отходят от ранее традиционного определения культуры только «... как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии [205, 118]. Современная наука рассматривает культуру как «важнейшую, а не подсобную часть нашей жизни, являющуюся показателем её духовного состояния и развития, уровня её человечности» (Н.З.Чавчавадзе, Б.С.Гершунский, А.В.Гулыга и др.). Нравственное, духовное оздоровление общества непосредственно связано с преодолением кризиса современной системы образования, поэтому получил распространение тезис о том, что классическая система образования фактически себя исчерпала и не отвечает новым требова 82 ниям. Критике подвергаются основные идеи отечественной педагогики.

1. Ориентация на техническую модель образования, трактующая идеал образованности человека через знание и познание [1, 37]. Подобная гносеологическая направленность определяет в содержании образования приоритет естественнонаучной подготовки молодёжи в ущерб гуманитарной. В результате рационалистической односторонности учебно-воспитательного процесса оказался невостребованным духовный опыт человечества, в стороне оказалось художественно-эстетическое образование.

2. Разрыв образования и культуры, явившийся следствием технократического уклона. Вузовская методика преподавания исчерпывается передачей знаний, умений и навыков, оставляя в стороне ценности культуры. Следует заметить, что понятия «культура» и «образование» раньше в России не мыслились в отрыве друг от друга. Как считал ещё В.И.Даль, культура есть образование умственное и нравственное. Культура воспринимается как дополнительные знания, добавка к образованию.

3. Функциональный подход, требующий в качестве ключевой ценности образования приоритет подготовки специалиста, а не личности. В связи с этим, главной задачей вуза является обеспечение студентов необходимыми, специальными в определённой области знаниями. Воспитание же в процессе обучения лишь декларируется. Чаще всего развитие личностных, собственно человеческих качеств рассматривается как попутный, почти без усилий реализующийся процесс. Идея ценности личности обернулась в педагогике «обезличенным» образованием. Воспитание досуга молодежи является делом второстепенной значимости.

4. Информационные методы организации учебного и воспитательного процессов, главной особенностью которых является взгляд на человека как на программируемый объект. При таком подходе подавляются мощные внутренние силы саморазвития и самовоспитания студента. В вузах всё ещё до 83 минирует репродуктивное обучение с акцентом на запоминание и воспроизведение учебного материала.

5. Гипертрофированная идеологизированность учебно-воспитательного процесса, проявившаяся в образовательной политике доминированием классового подхода к анализу всех общественных явлений. Пренебрежительное отношение к отечественной культуре и её традициям во многом определило сегодняшний нравственно-духовный кризис. А термин «досуг» воспринимается исключительно как «развлечение».

6. Отставание образования от науки. Анализируя сложившуюся ситуацию, учёные утверждают, что преподавание школьных дисциплин застыло в шорах картины мира XIX века.

Похожие диссертации на Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя