Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Салпыкова Индира Маратовна

Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства
<
Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салпыкова Индира Маратовна. Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Салпыкова Индира Маратовна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания средствами музыкального искусства 15

1.1. Состояние разработанности проблемы патриотического воспитания в педагогической науке 15

1.2. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания будущего учителя начальных классов 32

1.3. Анализ патриотической направленности современного школьного музыкального образования 49

Выводы по 1 главе 62

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства 67

2.1. Отбор и применение этнокультурного компонента музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе педвуза 71

2.2. Формы и методы патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства 86

2.3. Критерии измерения уровня сформированности патриотизма будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства 106

2.4. Моделирование системы патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства 119

2.5. Результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию будущего учителя начальных классов 127

Выводы по главе 2 159

Заключение 163

Список литературы 169

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере социально-экономической, духовной и культурной жизни российского общества. Любовь и преданность к Родине всегда'относились к вечным ценностям, закрепленным веками и тысячелетиями.

За последние десятилетия явления социальной патологии в молодежной среде, деградация человеческого духа, разрушение человеческой нравственности стали приобретать массовый характер. Сместились акценты в нравственных ориентирах молодежи в сторону прагматизма, конъюнктуры, усилились проявления эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Это подавляюще отразилось на патриотических настроениях в обществе, национальном самосознании россиян.

В настоящее время наблюдается процесс переосмысления сущности патриотического воспитания, которое приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. Правящая элита России встала на путь преобразований, которые отражают ценности идеологии «просвещенного патриотизма», выдвинутой В.В. Путиным еще в 1999 г. в статье «Россия на рубеже веков» («Независимая газета» от 30.12.1999 г.).

Актуальность проблемы воспитания патриотизма подтверждается государственной программой и разработанной на ее основе концепцией «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» и новой программой «Концепция патриотического воспитания на 2006-2010 гг.», основной целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной системы патриотического воспитания и дальнейшего изучения этой проблемы.

В этой ситуации особую значимость приобретает вся система воспитательной работы, которая должна быть направлена на формирование у молодежи преемственности поколений, национальной гордости и, прежде всего, патриотизма у будущего учителя начальных классов, поскольку от качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе во многом зависит становление гражданина-патриота страны.

Таким образом, решение вышеуказанных проблем требует безотлагательного вмешательства всех, в том числе и высшей школы. Воспитание патриота России - это требование времени, предъявляемое к современному учителю. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, как в системе образования, так и в действующем гражданском обществе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Проблема патриотического воспитания не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. оставили бесценное наследие по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания имеют труды И.И. Болдырева, Л.П. Буевой, Н.Г. Волкова, A.M. Гришина, Л.Н. Гумилева, В.А. Караковского, Г.Б. Кор-нетова, В.А. Коротова, Ю.Г. Круглова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, В.И. Петровой, П.И. Пидкасистого, Г.М. Рогачева, В.А. Сласте-нина, М.Г. Тайчинова, Г.Н. Филонова, А.А. Шаталова и др.

Концептуальные подходы исследования патриотического воспитания нашли свое отражение в трудах В.И. Андреева, К.Ш. Ахиярова, А.С. Гая-зова, А.Ф. Громакова, А.Э. Измайлова, Б.А. Кадырова, А.Н. Киреева, Ш.А.

Мирзоевой, С.А. Мухамедьянова, З.Г. Нигматова, A.M.' Сафина, А.Н. Султановой, Я.И. Ханбикова, В.Н. Худякова и др.

Научно-педагогические основы патриотического воспитания анализируются в исследованиях А.А. Аронова, К.И. Губанова, Н.П. Конжиева, Г.Н. Филонова и др. Отдельные аспекты ее рассматриваются в научных трудах в контексте формирования: патриотизма (А.В. Асеньев, И.А. Гун-даров, Ю.В. Лазарев, В.И. Лутовинов, В.В. Макаров, В.Л. Попко, В.Е. Уткин, А.Н. Хузиахметов и др.); гражданственности (Г.Р. Ахметжанова, В.И. Власова, З.И. Калинина, М.А. Поздяева, С.А. Шмаков и др.); национального самосознания (Л.А. Алыпевская, А.И. Володин и др.); национально-регионального компонента (Г.А. Арсланова, Т.С. Буторина, И.И. Валеев, А.Г. Голев, Т.В. Еманова, Ю.В. Лазарев, Р.Ш. Маликов, Ф.Ф. Харисов и др.); общечеловеческих ценностей (М.В. Богуславский, Н.А. Григорьева, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков и др.). В годы перестройки и в начале постперестроечного периода в исследованиях Г.В. Агаповой, Г.А. Быстрова, Е.М. Галишниковой, З.Т. Гасанова, И.А. Давлиева, В.М. Зайченко, М.С. Исматова, Г.В. Мухаметзяновой, И.И. Насырова, СИ. Охремчук и др. раскрывается комплексный подход к организации патриотической работы.

Принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2001-2005 гг.» стимулировало научные разработки и исследования в этой области: А.И. Афонина, М.В. Богомаз, Н.Г. Егоши-ной, Р.Ш. Гизатуллина, Т.В. Горюновой, Ш.И. Исмагилова, А.Л. Монахова, О.Н. Омарова, Б.Ф. Павлова, И.В. Прошек, Ю.Ф. Семоненко, Э.А. Ша-лыгиной и др.

В практике работы по патриотическому воспитанию определился ряд приоритетных направлений, среди которых возвращение к пропаганде патриотизма средствами культуры и искусства. Проблемами воспитания любви к Родине у дошкольников и младших школьников средствами ис-

кусства посвящены исследования А.Х. Давлетшиной, А.Р. Жумаканова, С.Г. Журат, Л.В. Кузнецовой, Н.А. Лызловой, Н.П. Орловой и др. Патриотическое воспитание во внеклассной работе явилось объектом исследований А.И. Большого, Р.А. Полуяновой, В.В. Третьяка, З.К. Шнекердорфа и др. Вопросы патриотизма освещаются в музыкально-педагогических работах Э.З. Алексеева, В.В. Богатова, Е.В. Боголюбовой, В.Д. Ботварь, А.И. Бурова, В.И. Власовой, Т.И. Калужниковой, В.А. Кратиновой, А.В. Свешникова, А.Н. Сохора, Т.В. Стриго, М.Е. Тараканова, Л.С. Третьяковой, И.М. Усовой, Л.И. Шутовой и др. Изучением значимости хорового искусства для процесса формирования патриотизма в системе образования занимались Ю.Е. Бирюков, Н.Е. Варламова, О.П. Соколова, В.Н. Шацкая, Н.В. Шварц и др.

Несмотря на широкое освещение данного вопроса в педагогической, историко-философской литературе, в современных социально-политических условиях, проблема патриотического воспитания будущего учителя начальных классов продолжает оставаться актуальной и относится к числу недостаточно изученных проблем, нуждающихся в научном обосновании.

Анализ научной литературы, изучение опыта работы в области музыкального искусства, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя музыки педвуза показали, что воспитательный потенциал музыкального искусства как средства патриотического воспитания будущих учителей начальных классов исследован недостаточно, что позволяет констатировать актуальность изучения этой проблематики.

Анализ теории и практики патриотического воспитания будущего учителя начальных классов позволил выделить ряд противоречий:

- социально-педагогического уровня — между изменившимися требованиями современного общества к патриотическому воспитанию молодежи и существующей практикой его организации;

- научно-теоретического уровня - несоответствием между теоретическим осмыслением патриотического воспитания и недостаточной разработанностью его научно-обоснованного обеспечения в современных условиях;

- научно-методического уровня - расхождением и несоответствием между предусмотренной нормативными документами нацеленностью профессиональной подготовки на процесс патриотического воспитания студентов - будущих учителей и недостаточным использованием воспитательного потенциала музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе педвуза;

- осознанием значимости региональных культурных ценностей в патриотическом воспитании студентов и недостаточным уровнем реализации их возможностей в воспитательном процессе педвуза.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: научно-методическое обоснование воспитательного потенциала музыкального искусства и совершенствование форм и методов его реализации в процессе патриотического воспитания будущих учителей начальных классов. Именно это и предопределило тему выбранного нами исследования: «Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства».

Объектом исследования явился процесс патриотического воспитания будущих учителей начальных классов педвуза.

Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства.

Цель исследования: научно-методическое обоснование воспитательного потенциала музыкального искусства и совершенствование форм

и методов его реализации в процессе патриотического воспитания будущих учителей начальных классов.

Мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства может быть успешным, если реализуются следующие педагогические условия:

выявление патриотического воспитательного потенциала музыкального искусства и его реализация в учебно-воспитательном процессе педвуза;

отбор и применение этнокультурного компонента музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе педвуза;

использование эффективных форм и методов патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства;

проектирование модели патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть воспитательный потенциал музыкального искусства как средства патриотического воспитания будущих учителей начальных классов.

  2. На основе имеющихся программ школьного образования по музыке систематизировать музыкальные произведения, способствующие эффективному процессу патриотического воспитания будущих учителей начальных классов.

  3. Определить критерии и уровни сформированности патриотизма у будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности методики организации процесса патриотического воспитания у будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

Методологической основой исследования явились фундаментальные философские положения о единстве образования и воспитания (А.И. Буров, И.А. Ильин, В.В. Макаров); исследования психологов о направленности личности (Л.С. Бабанский, Н.Б. Берхин, Д.В. Вилькеев, С.Д. Поляков, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.); труды по формированию гуманистического мировоззрения (Р.А. Валеева, Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов и др.); концепция эстетического воспитания молодежи (Э.З. Алексеев, О.А. Васильченко, В.И. Липский, А.Ф. Петченко, Т.В. Шуртако-ва и др.); концепция о роли музыкального искусства (Ю.Б. Алиев, А.И. Арнольдов, З.И. Гершкович, Д.М. Давлетшина, И.А. Жерносенко, Б.М. Неменский, А.Н. Сохор и др.); исследования по патриотическому воспитанию средствами искусства (Э.З. Алексеев, Е.В. Боголюбова, В.Д. Ботварь, А.И. Буров, В.И. Власова, Г.Л. Головинский, В.А. Кратинова и др.). В процессе работы мы руководствовались постановлениями правительства РФ, РТ, законами «Об образовании», концепцией государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005/2006-2010 гг.», материалами педагогической и общественной периодики.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: научно-теоретический анализ философской, социологической, исторической, психолого-педагогической литературы (ретроспективный анализ, систематизация, классификация, обобщение и сравнение), частных методик музыкально-эстетического воспитания; анализ передового педагогического опыта, документации и практической деятельности педвузов; самоанализ многолетнего опыта диссертанта в качестве преподавателя теории и методики музыкального воспитания; эмпирический (наблю-

дения, беседы, опрос, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка), педагогический эксперимент, математическая статистика.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 1997 по 2008 гг. на базе факультетов педагогики начального и дошкольного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Набережночелнинского государственного педагогического института.

На первом этапе (1997-1999 гг.) была организована опытно-педагогическая работа, в процессе которой были намечены подходы к использованию музыки патриотической направленности в музыкально-эстетическом воспитании будущих учителей начальных классов. Параллельно изучалась психолого-педагогическая, социологическая, музыкально-педагогическая литература по проблеме. Собирался материал для специальных учебных пособий, программы-практикума по музыке.

На втором этапе (1999-2002 гг.) продолжено теоретическое исследование проблемы; осуществлялась первичная апробация гипотетических предположений о педагогических условиях патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства в процессе констатирующего эксперимента. В результате была осуществлена постановка цели, гипотезы, задач исследования; разработаны критерии измерения и оценки уровня сформированности патриотизма у будущих учителей начальных классов, выявлены педагогические условия, методы и средства, продумана педагогическая модель.

На третьем этапе (2002-2005 гг.) осуществлялись формирующая часть эксперимента и проведение контрольного среза для анализа результата работы, подтверждающая эффективность разработанных педагогических условий.

На четвертом этапе (2005-2008 гг.) осуществлялся анализ полученных результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

конкретизировано содержание понятия «патриотическое воспитание» применительно к современному этапу общественного развития, а именно: патриотическое воспитание - это целенаправленный, систематический, творческий, непрерывный процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности педагога и студентов по овладению общественным опытом, патриотическими традициями, ценностным отношением к своему Отечеству (Родине);

выявлено и раскрыто содержание воспитательного потенциала музыкального искусства в процессе патриотического воспитания будущих учителей начальных классов на основе приобщения посредством музыкального искусства к индивидуально-неповторимому опыту поколений, развитие и обогащение внутреннего духовного опыта; перевода посредством музыкального искусства общезначимого, социально-ценностного на уровень глубоко личностного отношения к самому себе как субъекту национальной истории; развитие умений, способностей студентов к музыкальной, творческой, познавательной, общественно-полезной деятельности;

обоснована совокупность педагогических условий по обеспечению эффективности патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства (отбор и применение этнокультурного компонента музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе педвуза; использование эффективных форм индивидуальной, групповой, массовой работы и методов интерпретации и вербализации (осмысления) музыки, эмоциональной драматургии, сопереживания, интонационно-стилевого постижения музыкального текста);

раскрыты критерии сформированности патриотизма у будущих учителей начальных классов: когнитивный, оценочно-эмоциональный и моти-вационно-поведенческий;

- теоретически и экспериментально обоснована структура и содержание модели патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснован комплекс организационно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания будущих учителей начальных классов средствами музыкального искусства; результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные подходы к процессу патриотического воспитания студентов педвуза средствами музыкального искусства, выявить воспитательный потенциал музыкального искусства для организации патриотического воспитания в педвузе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов в практике образования будущего специалиста. Были разработаны и апробированы программа, учебно-методические комплексы, положения и критерии проведения конкурсов, фестивалей; материалы исследования включены в содержание лекционных, семинарских, практических занятий по теории и методике музыкального воспитания младших школьников на факультете педагогики начального и дошкольного образования, на кафедре основ музыкального воспитания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Кроме того, материалы данного исследования используются при составлении концепции воспитательной работы вузов, общеобразовательных школ, педкол-леджей, методических пособий для учителей начальных классов; на основе исследования могут быть разработаны методические рекомендации для родителей, органов управления образованием, ученых-методистов с целью научной организации патриотического воспитания молодежи; выводы диссертационного исследования можно использовать для разработки региональной политики в сфере музыкального искусства.

Достоверность научных положений исследования обосновывается опорой на фундаментальные психолого-педагогические теории, положения ведущих педагогических концепций, современные достижения науки и практики; обеспечивается четкими методологическими позициями, адекватностью методов исследования его целям и задачам, научной апробацией основных идей и полученных результатов; многолетней продолжительностью исследования; охватом большого количества респондентов в ходе эксперимента; взаимопроверкой полученных результатов, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедры основ музыкального воспитания, педагогики начального и дошкольного образования, на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-педагогического состава ТГГПУ (2002-2008 гг.). Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались на Всероссийских, республиканских и региональных конференциях, семинарах, совещаниях, проведенных в гг. Москва, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны, Елабуга, (1992-2002), Казань (2005-2008), Пенза (2006), Челябинск (2006), Киров (2007), на Международном Форуме «III тысячелетие - Новый мир» (Москва, 2006).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве преподавателя теории и методики музыки, курса «Теория и методика музыкального воспитания» Нижнекамского педагогического училища и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты исследования внедрены в практику немузыкальных факультетов ТГГПУ. Результаты исследования отражены ВІЗ публикациях.

14 На защиту выносятся:

  1. Понятийное обеспечение проблемы патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

  2. Методика научного обеспечения процесса патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

3. Педагогическая модель патриотического воспитания будущего
учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (280) и приложений.

Состояние разработанности проблемы патриотического воспитания в педагогической науке

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. О месте и значении образования в современном обществе убедительно и полно сказано Президентом РФ В.В. Путиным на саммите в Санкт-Петербурге: «Образование - один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей. Сегодня человеку нужно уже не просто обладать определенной суммой знаний и навыков — необходимо быть готовым постоянно пополнять их, адаптировать к новым требованиям...» [192]. Модернизация образования, эффективное решение выделенных Президентом РФ задач может быть достигнуто путем создания условий наиболее полной самореализации потенциала каждого человека на всех этапах его жизненного пути. В проекте Национальной доктрины образования в РФ подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России" [98, с.8]. "Российскому образованию нужно такое обновление, которое приведет к новому качеству образовательных результатов - качеству, которое не достигалось Советской и не достигалось современной российской школой"[223, с.5]. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, истории своей Родины, своего края. "Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом"[116]. Размышляя над современным состоянием воспитательной работы в школах, академик Н.Д. Никандров делает вывод, что "вопросы воспитания ... решаются плохо. И подлинная причина - не в неумении учителей, а в том, что в нашем российском обществе так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь" [172, с.4].

В 90-е гг. в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что содействовало созданию современной отечественной концепции воспитания подрастающего поколения. Мысль о необходимости модернизации современной системы образования прослеживается во многих документах последних лет. В "Стратегии модернизации содержания общего образования" сформулированы основные проблемы, на которых необходимо сосредоточить внимание современному учителю: угасание инициативы детей, нивелирование их индивидуальности, снижение творческого потенциала. Средства массовой информации, особенно телевидение, навязывают низкие ценности, которые не отвечают критериям духовности и культуры. Усилилось влияние на детей западных "супергероев", для которых не существует таких понятий, как сострадание, дружба, привязанность.

Исследования ученых [18,24,38,68,69,142] свидетельствуют о том , что резкое ослабление национального самосознания, патриотических чувств, отсутствие патриотизма следует искать в принципах воспитания и образования молодежи. А.Г. Голев подчеркивает: "Преступность, захлестнувшая многострадальную Россию, разрушающая мироустройство, не зависит от дипломов и аттестатов, от должностей и постов. Но с помощью образования и воспитания есть возможность и предупреждать, и искоренять преступный образ мысли. Можно привести массу примеров проявления среди подростков вандализма, антисоциального поведения, непатриотических настроений, а в результате - в зрелом возрасте, - предательство Родины" [68, с.6]. В конце 80-х годов начался и до сих пор продолжается пересмотр исторических событий России, его прошлого. Прошедший XX век был уникальным веком кардинальных изменений в России. Господство одной искусственной идеологии сменялось господством другой, менялись и духовные ценности. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражалась на патриотическом мировосприятии россиян.

На разных этапах многовековой истории русскую педагогическую науку отличал патриотический пафос. Воспитательные традиции связывались с формированием чувства любви к родительскому дому, к Малой Родине, к Отечеству. На современном этапе развития России в задачи образования «входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, народ, его история, духовная жизнь в целом. Все это фундамент становления личности, чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли народа, тем ярче личность человека» [237, с.3-7]. Для того чтобы правильно определить направления преобразований и действий патриотического воспитания студентов, в нашем исследовании мы рассмотрим эволюцию патриотической идеи в педагогической науке.

В эпоху Древней Руси ключевыми являлись понятия «Мать-земля», «родная сторона», «русская земля». Материнский язык - как божественный заряд духовно раскрывает способность личности к любви - к Матери- Родине. Главной идеей многих поговорок и пословиц, былин являлась готовность к защите Отечества (Родная земля - мать, чужая - мачеха; Глупа та птица, которой гнездо свое не мило; с родной земли - умри, не сходи; своя земля и в горести мила). Былины о русских богатырях воспитывали гордость во славу земли русской, способствовали формированию патриотического сознания. В основу «Повести временных лет» Нестора легла этико-педагогическая концепция добра и зла, где добро стремилось к процветанию и возрождению родной страны. Согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ русских князей (Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и др.) являлся воплощением любви к Отечеству [142]. Русский философ-митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» впервые выдвинул идею о равноправии народов. Он славил могущество русских князей, авторитет родной земли, рассматривал воспитание на образах героев, героических традициях как общегосударственную задачу. Таким образом, символами патриотизма в его понимания выступали образы князей, народ, русская земля, христианская вера.

В XII1-XY вв. идея патриотизма помогла преодолеть местнические интересы отдельных русских княжеств, а имена А. Невского и Д. Донского П. Ляпунова и К. Минина стали символами героического подвига русских воинов. Важной целью воспитания в Средние века считалось формирование человека, для которого борьба за процветание Отечества являлось стремлением к праведной жизни. В допетровский период идея патриотизма неразрывно связана с религиозными традициями.

В эпоху правления Петра I были определены пути развития школы и образования. Ученый Ф.И. Соймонов называл эпоху Петра «верхом славы». В знаменитой речи накануне Полтавского сражения Петр 1 выразил идею служения Отчизне всех - от царя до последнего солдата: «А о Петре ведали вы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние» [128, с. 17-20]. По мнению А.А. Преображенского [197, с.3-10] , это одно из первых употреблений понятия «патриот» применительно к русским людям.

Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания будущего учителя начальных классов

В нашем обществе воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Сложный, во многом противоречивый процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия. Все то, что происходит сегодня - буйство массовой культуры, абсолютный разрыв с эстетическими ценностями, вырабатывающимися тысячелетиями, - прямой результат воспитания такого взгляда на искусство.

В этой связи в нашем исследовании мы раскроем ее воспитательный потенциал на личность человека. Еще в 20-е гг. XX века А.В. Луначарский в исследовании музыкального искусства подчеркивал: «Нам нужно, чтобы музыкальные творения составляли часть жизни, и поэтому необходимо, то произошла гармоничная смычка между подлинной художественной музыкой и потребностями масс»[225, с.448].

Издревле известно, что искусство, не только музыка обладали огромной нравственно-преобразующей силой, призывая к доброте чувств, помыслов, поступков. В еще не столь далекие времена, когда музыкальное искусство было неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разно образные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети часто могли слышать музыку в исполнении членов семьи, широко было распространено домашнее музицирование, детей так же обучали игре на музыкальных инструментах. С детства ребенок слышал духовную музыку во время церковной службы. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, ребенок получал ценные музыкальные впечатления.

По мнению многих ученых, искусство — это воссоздание человеческой жизни в творимых воображением иллюзорных мирах, которые становятся дополнением жизненной реальности, необходимым для того, чтобы люди жили в этих «мирах» подобно тому, как живут они в жизни — переживая все, что здесь происходит, осмысляя полученный опыт. Вот почему без искусства невозможно сформировать духовное богатство человека.

Большой вклад для осмысления роли музыкального искусства имеют работы ученых [1,6,25,42,70,78,86,113,263 и др.]. Музыка как средство идеологии в обществе формирует не только музыкальные вкусы поколения, но и его этические и эстетические идеалы. Музыкальное искусство проявляется в единстве идейно-образного содержания и художественной формы. В этом единстве заключается ее способность влиять на патриотическое воспитание личности. Она формирует взгляды, нравы, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности. Мы считаем искусство - одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В.А. Сухомлинский называл музыку «могучим источником мысли» [227, с.383]. Активно и многообразно воздействует она и на отдельную личность, и на общество в целом. Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Искусство «изображает жизнь», именно в этом заключается огромная воспитательная сила искусства, где симфоническими средствами нейтрализуется беспорядочность эмпирически существующей действительности. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

Музыкальное искусство помогает организовать и, более того, осуществить многое в человеческой жизни, начиная от домашнего очага (мать убаюкивает ребенка, напевая ему колыбельную) и вплоть до массовых действий-шествий /марш/, торжеств (фанфары, гимн, застольная песня); вспомним также образцы народной музыки — от пастушьих наигрышей до бурлацких песен. Есть в музыке нечто глубокое и широкое: она способна воплощать внутренний мир людей. Музыка помогает человеку развить, углубить и облагородить свою «культуру переживаний» [233].

Понимание музыки как искусства идейно-эмоционального, идейно-психологического в своей основе, как искусства, в котором эмоциональная сущность является основой не только восприятия, но и непосредственно выражения и отображения, - такая тенденция в определении содержания музыкального искусства получила признание в высказываниях и трудах психологов, музыковедов, композиторов, ученых [2,8,23,65,110,157,268]. Так, Б.М. Теплов дает следующее определение: содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроение. Музыка - есть путь к познанию мира человеческих чувств[233,с.7]. Именно во власти музыкального искусства -внести в душу гармонию, научить видеть красоту, помочь разобраться в смысле бытия.

История знает немало примеров того, как музыка объединяла людей, сплачивала их, воодушевляла на подвиги, становилась могучей силой общественного движения. Произведения симфонической музыки обладают огромной выразительностью, передавая радости и горести, раздумья человека. К таким произведениям мы относим шестую симфонию П.И. Чайковского покоряющая слушателей правдивостью выражения чувств, эмоций. Когда эту симфонию исполняли в осажденном Ленинграде, и во время концерта начался артиллерийский обстрел, концертный зал оставался переполненным. Д.Д. Шостакович отметил: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезли потому, что люди хранят в своей памяти только то, что помогает их борьбе за лучший мир» [267, с. 15]. Его седьмая, «Ленинградская» симфония является одним из самых ярких обличительных антифашистских произведений. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, возвышенные эмоции.

Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал — в этом особенность ее содержания, особенность ее воздействия человека. Образ матери всегда ассоциируется в сознании любого человека с образом Родины. «Отечество и семейство есть почва, в котором живет корень нашего бытия», - считает Е.Ф. Станкович [145]. Мать и Родина — святые понятия, первооснова патриотической культуры человека. Советские композиторы воспевали Мать-Родину в лирике военных лет. Образ дороги, русской тройки, несущейся в даль, - это символ Родины, России - страны, устремленной в будущее. Образ дороги нашел отражение и в русской музыке, много песен романсов создано на слова «Зимней дороги» Пушкина, «Тройки» Некрасова. Композитор П.И.Чайковский не раз обращался к этой теме («Времена года», Первая симфония и др.).

Отбор и применение этнокультурного компонента музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе педвуза

В главе I были сформулированы основные исходные положения, определившие общую стратегию проведенного исследования, а именно: трактовку педагогического смысла патриотического воспитания, а также представление такого средства его формирования как музыкальное искусство во всем богатстве его воспитательных возможностей. Для реализации соответствующих идей на практике необходимо было разработать целостную методику целенаправленного использования данного воспитательного средства.

В условиях модернизации системы российского образования, обращенной к сложному, этнически многообразному в языковом, культурном и ментальном отношении разнородному контингенту студентов педвуза, процесс патриотического воспитания будущих учителей начальных классов может быть успешным, если обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России » [165].

В области музыкального воспитания и образования пройден большой и трудный путь. Более чем за полвека композиторами написаны тысячи патриотических детских песен и хоров, детских опер и балетов, симфонических произведений; огромное число сочинений педагогического характера, музыка целевого назначения для различных видов работы в детских садах, школы. Целая плеяда советских композиторов разных поколений, представителей разных национальностей создавали музыкальный репертуар, отвечающий идейной направленности и художественной форме.

Однако следует заметить, что все это сделано для конкретной исторической эпохи, связанной с наличием социалистического строя и СССР. Мы с уважением относимся ко многим работам ученых, педагогов-практиков того времени, но в то же время многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность и значимость в связи с поменявшимися воспитательными приоритетами. Появилась необходимость пересмотреть ее основную художественную функцию, упорядочить музыкальный репертуар. В определенном смысле можно говорить, что искусство побеждает «неупорядоченность» природы, создавая систематизированную и вполне налаженную, искусственную вторую природу [8].

В последнее время все чаще звучит мысль о необходимости принципиального различия ценностей духовных и утилитарных. Опыт работы в школе,, в педагогических учебных заведениях позволяет нам утверждать, что основой музыкальных занятий являются те духовные, незримые нити, которые учитель протягивает из года в год, те «нити Ариадны», которые должны вывести к свету. Актуально звучат и сегодня слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить». И одним из педагогических условий в воспитании патриотизма будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства, на наш взгляд, является тщательный отбор и применение музыкального репертуара патриотической направленности, состоящий из народной и классической музыки разных народов, которые несут в себе большой воспитательный потенциал.

Процесс отбора музыкальных ценностей может включать оценочное познание, но все же определяющая роль сохраняется за эмоционально-ценностным «мышлением». Примерно таким путем развивается система предпочтений в мире ценностей, обозначаемая понятием «ценностные ориентации личности». Вспомним формулу понимания искусства, предложенную Б.М. Тепловым: «Понять художественное произведение — значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним» [233, с. 10].

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени всё наиболее ценное, художественное. У современного человека имеются все возможности изучать наследие музыкального искусства. Люди по-разному относятся к этой возможности: одни отдают предпочтение классической музыке, народной, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней, в частности и музыке патриотической направленности. «Новые люди. Новое идейное устремление,- писал Б.В. Асафьев,- иная «настроенность эмоций» вызывают иные интонации» [22 с.201]. Ученый подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи. «Данные «памятки», - пишет Б.В. Асафьев,-«памятные мгновения» являются и проводниками памяти, и оценочными признаками, и нормали суждений [22, с.204].

Музыкальный репертуар, изучаемый будущими учителями начальных классов, в большой степени определяет содержание музыкального образования. В умело подобранном репертуаре, наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками и умениями и систематического, целенаправленного воздействия на духовное развитие.

Музыкальный репертуар начальной школы, изучаемый будущими учителями начальных классов, включает народную музыку, детскую классику и современную музыку. Многие песни, произведения, которые были созданы в свое время, потеряли свою актуальность из-за смысловой значимости; не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным и поэтическим языком. Эти произведения не оставили свой вклад в истории. Но хочется отметить и «второе рождение» многих патриотических песен, новой интерпретации в исполнении современных групп и исполнителей, правда не всегда отвечающие принципам единства художественных и технических приемов.

Систематизируя музыкальный репертуар, мы обращали внимание на соответствие идейно-художественного содержания произведения патриотической направленности. Так, народное творчество покоряет красотой поэтических, эпических образов, чистотой интонации; классическая музыка -глубиной содержания, разнообразием и строгостью формы; современные сочинении - поиском новых средств музыкальной выразительности. Колыбельные песни - это кладезь нравственных ценностей. Колыбельная песня, материнский язык - как божественный заряд патриотизма. Неспроста нашими предками колыбелью называлась сама Родина, место рождения человека, место происхождения самого народа и его последующих поколений. В народе о плохом человеке говорили так: «Наверное, ему колыбельную мать не пела».

Формы и методы патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства

В решении задач научно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания будущего учителя начальных классов актуальное значение имеет не только внесение изменений и дополнений в содержание учебных программ, но и тщательная методическая подготовка реализации содержания музыкальных занятий, а именно; соответствующие ему формы, методы и приемы обучения.

В нашем опыте своеобразие используемого учебного материала, используемой преподавателями межфакультетской кафедрой «Основ музыкального воспитания» Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета позволило определить необходимость разработки форм, методов и приемов патриотического воспитания будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства.

Разработка методов обучения представлена в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутовой, Т.И. Шамовой и др., и по нашему мнению, она является прогрессивной, потому что в ней реализуется принцип деятельностно-личностного подхода к разработке методов. Анализ педагогической литературы показывает, что многие исследователи [1,25,140 и др.] раскрывая специфику методов обучения, также выделяли их организующую функцию. Наиболее известна традиционная классификация методов, предложенная СИ. Перовским, Е.А. Голандом, по источникам передачи и характеру восприятия учебного материала - это словесные, наглядные и практические методы обучения. В работах М.Н. Скаткина, ЯМ. Лернера эта «традиционная классификация» получила обоснованную критику, которая, в свою очередь предложила такие методы, как объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный, исследовательский. В работах В.И. Андреева, М.А. Данилова, А.В. Усовой, Д.В. Вилькеева и др. выдвигалась возможность классифицировать методы обучения.

Однако вопрос о необходимости выделения специфических методов обучения художественного образования на уроках гуманитарного профиля является принципиально необходимым, так как о какой-либо определенной концепции пока еще не приходится говорить. Однако уже имеются такие предложения и разработки по ее реализации. Так в исследовании Ю.Б. Алиева [8] приводятся методы, способствующие более качественному развитию способностей студентов к анализу художественных произведений, методы стимулирования их художественного творчества. Оригинальную классификацию и обоснование методов художественного образования предлагает Н.Б. Берхин [33]. Автор дает принципиальное отличие методов обучения, применяемых на уроках искусства, от методов преподавания в школе основ наук. Ученый предлагает следующие методы обучения: — метод, направленный на осознание и закрепление в сознании школьника результатов эмоционального первоначального восприятия кон кретно-чувственного содержания художественного образа и возникающих на его основе знаний; -метод, воздействующий на развитие глубоко личностного, эмоционального восприятия тех первоначальных впечатлений, возникающих при восприятии художественного произведения, которые оказались в этом отношении неполноценными; — метод, взаимодействия искусствоведческих знаний, возникающих при восприятии чувственного содержания образа; —метод, совершенствующий механизм воздействия эмоций сопереживания художественному образу на свои житейские наиболее значимые интимные чувства, в изменении или новом утверждении каждых личность неосознанно испытывает нужду; — метод, связанный с учетом или оценкой полноценности итоговых знаний, возникших при непосредственном восприятии образа [33].

Учитывая, что данная классификация отражает психологические особенности восприятия студентами материала, мы отмечаем тот факт, что в ней пока не прослеживается дидактико-методический аспект художественного образования будущего учителя начальных классов и классификация предполагает дальнейшую ее разработку. Аналогично вышесказанному своеобразию и других общепедагогических методов в музыкальном воспитании будущего учителя начальных классов заключается в применении наглядно-слухового, наглядно-выразительного и художественно-практического метода.

Ученые к группе методов, определяющихся спецификой музыкального искусства, относят следующие: метод сопереживания (Н.А. Ветлуги-на); метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская); метод наблюдения за музыкой, убеждать ею, импровизации (Б.В. Асафьев); метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин); метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращение к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Все эти методы, направленны на развитие мышления, адекватны эстетической сущности искусства.

На уроке музыки методы применяются в совокупности с учетом видов музыкальной деятельности, типов урока, а также задач развития творческих способностей студентов. В нашем исследовании нами была поставлена задача определения специфических форм и методов работы с будущими учителями начальных классов, соответствующих поставленной нами педагогической задачи. В выборе и определении форм, методов и приемов обучения мы руководствовались следующими принципами:

1. В выявлении наиболее эффективных методов обучения ведущим критерием должны выступать развивающие способности будущего учителя начальных классов.

2. Формы, методы и приемы должны соответствовать содержательному аспекту процесса обучения. В нашем исследовании имеется в виду то, что музыка патриотической направленности требует определенных способов, приемов развития и его усвоения.

3. Целесообразность выбора тех или иных методов обучения связана с поэтапным принципом.

Эстетическое сопереживание музыки патриотической направленности и связанный с ним процесс восприятия музыки становится основой для деятельности будущего учителя начальных классов. Основой развивающего обучения на групповых и индивидуальных занятиях является проблемный, поисковый метод, который создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности, свободной импровизации. Сама способность творческого развития студента полагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния человечества и способности «нарушить» сложившийся стереотип отношения к нему. Признание этого положения заставляет считать формирование художественного восприятия и главным принципом методики развивающего обучения, и важной задачей музыкального воспитания.

Похожие диссертации на Патриотическое воспитание будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства