Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе Ряхов Дмитрий Геннадьевич

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе
<
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ряхов Дмитрий Геннадьевич. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ряхов Дмитрий Геннадьевич; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Нижневартовск, 2008.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/780

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства 15

1.1. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания 15

1.2. Изобразительное искусство как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся 27

1.3. Особенности педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства 43

Выводы по 1 главе 58

Глава 2. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности ... 61

2.1. Место патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школе 61

2.2. Реализация педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства 86

2.3. Дидактические условия патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства 100

2.4. Модель патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства 107

Выводы по II главе 143

Заключение 145

Список литературы 151

Приложения 174

Введение к работе

В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулась Россия, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. В обществе проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на нашу молодежь, на ее несформировавшееся сознание, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России.

Новейшие возможности по преодолению негативных тенденций, связанных с утратой патриотических ценностей в российском обществе, предоставляет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», принятая Правительством РФ 16 февраля 2001 г. и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г.(81,82). Данные программы определяют основные пути развития всей системы патриотического воспитания граждан РФ, содержат основы патриотического воспитания, основные направления воспитания патриотизма. Эти программы ориентированы на все слои и возрастные группы граждан России. Реализовываются данные программы в основном в образовательных учреждениях.

Важная роль в формировании ценностных ориентации подрастающего поколения, структуры потребностей, духовно- физического здоровья, развитии патриотической активности личности принадлежит школе.

4 Высокий уровень развития патриотизма у учащихся достигается за счет предметов школьных дисциплин, которые в себе содержат средства, способствующие патриотическому воспитанию. Ученику, для того чтобы быть патриотом своей страны, нужно подняться на духовно — нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего уроки изобразительной деятельности. Возможности искусства велики.

Рассматривая вопрос, о роли изобразительного искусства в воспитании патриотизма у учащихся следует отметить, что это один из эффективнейших предметов при формировании патриотизма в школе.

В целом, на воспитание патриотизма у учащихся, так или иначе, влияет все, с чем он сталкивается: семья, друзья, школа с ее учебными дисциплинами, радио, телевидение, интернет, газеты, окружающая природа, характер труда...

В чем же специфика воздействия изобразительного искусства и чем оно отличается от других способов воспитания патриотизма?

Математические, естественные, технические, социальные науки не дают возможности ознакомиться и реализовать на практике темы патриотизма.

Авторитет уроков изобразительного искусства, по отношению к другим учебным дисциплинам, достаточно высок. Правда в старших классах авторитет ослабевает. Воспользовавшись интересом к изобразительному искусству в более младших классах, необходимо закладывать дух патриотизма школьнику для того, чтобы в старших классах (9-11 кл.) подросток был настоящим патриотом своей страны.

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что большое внимание всегда уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ее природе. Вопросы патриотического воспитания освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П.Куницына, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, М.А. Терентия, К.Д. Ушинского и других видных российских ученых.

Общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах Р.Г. Абдулатипова, Л.Г. Арчажниковой, Н.И. Болдырева, В.П. Борисенкова,

А.Е. Дмитриева, Т.Г. Исламшиной, Т.С. Комаровой, П.В. Конаныхина, Г.А.

Коноваловой, Н.А.Константинова, Ю.Г. Круглова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.Т.

Легостаева, С.В.Марзоева, И.С. Марьенко, В.А. Пекшина, Р.Л. Рождественской, Н.Е.

Семеновой, Н.А. Сиволобовой, В.А. Сластенина, А. Д. Солдатенкова, М.Г.

Тайчинова, М.Р. Терентия, О.Н. Шитиковой и др.

Следует отметить, что в системе художественно- педагогического образования, содержание школьного предмета «Изобразительного искусства» в недостаточной степени отражает проблемы воспитания патриотических чувств. Анализ состояния преподавания дисциплин художественно- эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся о патриотизме и батальном жанре, слабо реализуется педагогический потенциал исторического жанра, не используется в полной мере УМК (учебно-методический комплект, методическая литература, таблицы, слайды и репродукции произведений русских художников).

Следует отметить, что в системе художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительного искусства» в недостаточной степени отражает проблемы воспитания патриотических чувств. Анализ методической литературы, учебных программ дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся о таком понятии как «патриотизм». Изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ, в данном контексте, анализ научной литературы, результаты собственной педагогической практики, позволили нам выявить противоречия между: -возрастающей потребностью общества в осуществлении художественно-эстетического и патриотического воспитания во взаимосвязи, и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы патриотического воспитания учащихся средствами художественно-прикладной деятельности; -возможностями организации эффективного патриотического воспитания средствами изобразительного искусства школьников в современных условиях и их реализацией на практике.

Возникшие противоречия обусловлены следующим: недостаточность эстетического воспитания в связи с утратой интереса к искусству, возрастает поток информации, получаемой молодым поколением; переоценка ценностей и идеалов, процессы демократизации и появление многопартийной системы в России, политическая обстановка в мире создают определенные трудности в понимании молодежью сущности любви к Родине.

Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему исследования, каковы педагогические условия эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе?

Недостаточная разработанность вопросов патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили выбор темы «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе».

Объект исследования - процесс патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - патриотическое воспитание учащихся' общеобразовательной школы в процессе реализации изобразительной деятельности. Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования - патриотическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если: -выявить сущность, возможности изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания школьников; -все члены учебно-воспитательного процесса в школе будут рассматривать патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства как относительно самостоятельное направление воспитательной работы;

7 -учитываются и последовательно реализуются педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное использование модели процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в целостном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы; -создается и используется методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность изобразительного искусства как средства патриотического воспитания.

2. Разработать и апробировать модель процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства. ,

Разработать критерии, показатели и уровни сформированности патриотической воспитанности учащихся средствами изобразительного искусства.

Определить теоретически, экспериментально проверить и обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют педагогические концепции, концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, а также ведущие положения: - теории развития личности, деятельности и общения (В.П. Борисенков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Караковский, Е.Н. Климов, Т.С. Комарова, И.С. Кон, Ю.Г. Круглов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); - современные концепции гуманитаризации и гуманизации содержания образования (А.И. Иванов, Т.С. Комарова, И.И. Легостаев, Н.Д. Никонов, Г.П. Скамницкая, В.А. Сластенин, И.М. Титова, Ф.Р. Филиппов, Е.Н. Шиянов и др.); концепция воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (Г.Н. Волков, О.С. Газман, И.М. Ильинский и др.); вопросы осознания личностью целесообразности нормативной регуляции поведения как условия формирования патриотизма в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.; вопросы военно-патриотического воспитания - З.К. Шнекендорф, А.А. Аронов, СВ. Калинина, П.Д. Лукашов, В.В. Дьяченко и др.; - теоретические основы формирования личности в процессе художественно- изобразительной деятельности B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова и др.

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялись на основе комплекса методов исследования: - библиографический - анализ и изучение социально- психологической, психолого- педагогической и другой литературы по проблеме исследования; сравнительно-педагогический анализ накопленного опыта и результатов научной, практической и экспериментальной работы по проблеме исследования; аналитико-синтетический - анализ основных существующих методик и технологий изучения личности в условиях модернизации российского образования; экспериментальный; математико-статистический - применение в обработке полученных результатов диагностических методик и методов статистического анализа; логического построения, обобщения и оформления материалов исследования.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2007 год.

9 Первый этап (2004-2005 г.) — поисковый. Этот этап связан с анализом философской и психолого-педагогической литературы, а также диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы. Выявлялись условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства. Анализировались образовательные программы, учебники и учебные пособия, изучался практический педагогический опыт. Разрабатывалась экспериментальная программа по теме исследования.

Второй этап (2005-2006 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе определялась экспериментальная база исследования, и было проведено опытно-экспериментальное исследование по патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства.

Третий этап (2006-2007 гг.) — обобщающий. Этот этап носил научно обобщающий характер. Было завершено экспериментальное исследование. На основе систематизации и интерпретации теоретических и практических результатов делались выводы, корректировались сформулированные ранее положения, публиковались результаты проведенного исследования, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Научно-обоснована идея духовной преемственности традиционных ценностей гражданско-патриотического воспитания в отечественной культуре.

Выявлена сущность изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания.

Разработана, апробирована и внедрена модель процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе с учетом региональной модели патриотического воспитания, включающая: цель, задачи, принципы,

10 условия; содержание, включающее методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, формы, методы, приемы, средства и результат. - Разработаны критерии, показатели и уровни (степень) сформированности патриотической воспитанности учащихся общеобразовательной школы (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий). — Обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства (интегративно- деятельностный подход, взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и нетрадиционных форм организации воспитательной работы; использование комплексной программы по патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства, включающей учебную и внеучебную деятельность).

Теоретическая значимость исследования: раскрыты состав и структуру содержательных и процессуальных компонентов процесса развития педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства; изучена и комплексно решена сущность средств изобразительного искусства как педагогических средств патриотического воспитания; выявлены педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 5-8 классов, средствами изобразительного искусства; - рассмотрен аспект патриотического воспитания средствами изобразительного искусства как относительно самостоятельное направление воспитательной работы.

Практическая значимость исследования: - разработана образовательная программа патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, конспекты уроков-бесед, практических занятий, определены уровни критериев патриотического воспитания школьников; создан учебно-методический комплект наглядных пособий, фотоиллюстраций с изображением известных русских художников и их картин, русских героев различных войн, русских деятелей политики. результаты исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического цикла общеобразовательных школ при планировании уроков с целью воспитания патриотических чувств и приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре и национальному изобразительному искусству.

Достоверность и обоснованность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных; использованием современных концепций; выбором и применением методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; соотносимостью и выверяемостью полученных данных и их интерпретации; обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы; личным опытом преподавания в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем выступления диссертанта на научно-практических конференциях и семинарах «Психолого-педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении» (Москва - Чебоксары - 2006 г.), «Проблемы духовности современного общества и патриотического воспитания молодежи ХМАО - 2006 г.), «Современные проблемы развития образования и науки» (Нижневартовск - 2007 г.), в муниципальной средней общеобразовательной школе №34, заседаниях кафедр НГГУ, на методических семинарах преподавателей и учителей в школах города; тема исследования нашла место и на конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений на получение премии президента Российской Федерации.

12 Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в муниципальной средней общеобразовательной школе №34 города Нижневартовска.

Результаты исследования опубликованы в сборниках научных статей Нижневартовска, Москвы, Чебоксар.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы в теории и практике образования: разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой информации необходимости воспитания молодых людей как защитников достойных Родины; воспитание чувства гордости за свое Отечество, поскольку обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина внутри страны и быть свободным и независимым от других стран может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только и не столько технических, сколько людских ресурсов, сильных духом, волей и патриотизмом.

Формирование патриотизма подрастающего поколения необходимо осуществлять системно, т.е. мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прогрессивных традиций прошлого.

2. Особенности патриотического воспитания' учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности в урочной и внеклассной работе: характер психологического воздействия искусства повышает творческий потенциал формирующейся личности посредством: искусства мысли, чувства, переживания людей, выраженные в художественных образах репродукций русских художников, становятся доступными другим людям, всему обществу, передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит неназидательно, недидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым, общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение;

13 объединяет людей, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.

3. Модель процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, включающая компоненты: цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества; задачи: проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий на уроках изобразительного искусства, для эффективного патриотического воспитания учащихся; утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к традициям, повышения престижа государственной, службы; создание эффективной системы патриотического воспитания средствами изобразительного искусства, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи, принципы, условия, содержание, формы, методы, приемы, средства и результат. Принципы: наглядности; научности; культуросообразности, природосообразности, связи обучения с практикой; систематичности; доступности; сознательности и активности учащихся. Компоненты: общеразвивающий, содержательный, интеграционный. Реализация содержания деятельности происходит посредством включения его в целостный образовательный процесс: тематика деятельности в рамках классно-урочной системы, основное художественно-эстетическое образование, дополнительное образование, внеклассная деятельность учащихся, образовательные ресурсы внешкольной среды, семья. При этом урок изобразительного искусства как таковой интегрирует в себе потенциалы каждого

14 компонента образовательного процесса патриотического воспитания, обеспечивая социализацию его членов - учащихся. Формы: индивидуальное обучение и воспитание; групповые (микрогрпповые); коллективные (массовые). Методы: наглядный (демонстрация, иллюстрация); словесный (рассказ, беседа, дискуссия); практический (рисование с натуры, рисование по памяти) и др. Средства: представляются как виды, жанры искусства и их сложившиеся разнохарактерные творческие приемы воссоздания действительности, включающие такие универсальные художественные формы как: гармония, пропорции, ритм, метафора, композиция, монтаж и др., которые призваны обеспечить развитие участников воспитательного процесса и решение воспитательных задач.

4. Критерии: практико-результативный, оптималъно-деятельностный, реализационно-целевой; показатели и уровни сформированности патриотической воспитанности учащихся общеобразовательной школы средствами изобразительной деятельности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий);

5. Педагогические условия обеспечения эффективности формирования патриотических чувств, сознания, поведения средствами изобразительного искусства с учетом региональных особенностей функционирования учебных заведений Приобья: многонациональность школ в связи с большим притоком населения в город из регионов; наличие в программе по изобразительному искусству регионального компонента, направленного на приобщение школьников к национальной культуре коренных народов хантов и манси; большое количество актированных (холодных) дней и экстремальные климатические условия.

Структура диссертации: Структура работы определяется задачами и логикой исследования; состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис этого понятия связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий (67,480 с).

С учетом преобразований в социально-экономической, политической, духовной и культурной жизни современного российского общества воспитание у подрастающего поколения патриотизма особую актуальность, однако данная проблема интересовала и педагогов прошлого. При этом необходимо отметить, что идея воспитания в духе патриотизма представлена в трудах ученых с древнейших, -времен. Позже этому вопросу уделяли внимание философы, педагоги, занимающиеся проблемой патриотического воспитания.

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В России же было более распространено словосочетание «сыны Отечества» (68,504 с).

Воспитание чувства патриотизма в России уходит своими корнями в далекую историю. Вспомним слова великого патриота Ломоносова М.В., написанные им в середине XVIII столетия: «Народ российский от времен глубокою древностию сокровенных нынешнего веку толь многая видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на столь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и высочайших степень величества, могущества и силы достигнул... Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку вышшее восстановление... Противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины» (92, с.1). А ведь он знал многие беды и недостатки России, боролся с ними, был готов учиться и учился у Запада.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал еще Радищев А.Н.: «Не все, рожденные в отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества... » (243 с.205-206).

Салтыков-Щедрин М.Е. писал когда-то: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя- отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать -сделал из тебя существо способное жить...» (261, с.69).

Русский критик-демократ Белинский В.Г. указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» (22, с.488-489). Приведем также слова, произнесенные в Государственной думе в 1915 году министром просвещения графом Игнатьевым П.Н. Причины поражений российской армии в первой мировой войне он объяснил тем «отрицательным отношением ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания... Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, русской природе, русской культуре... и недостаточно развитом чувстве патриотизма» (63, с. 41-58).

Русская школа того времени заимствовала немало чуждого ей. Кое-что было взято из опыта, во многом положительного и интересного, немецкой школы. Но она предназначалась для воспитания немца-патриота. Все ли годилось для воспитания патриота-россиянина? Для министра просвещения это был сугубо риторический вопрос (139).

Изобразительное искусство как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся

Проблема патриотического воспитания учащихся была и остается в центре внимания ученых и педагогов-практиков России. Что же представляет собой патриотическое воспитание учащихся средствами искусства?

Понятие "воспитание" выступает центральной категорией научного осмысления педагогического процесса. В традиционной общей педагогике под воспитанием понимается целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства также имеет определенный смысл и свои характерные черты, а также свои проблемы. Их определяет сочетание понятий "патриотическое" и "средства изобразительного искусства". Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля, и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников в современной общеобразовательной школе.

Выяснению понятия и характерных черт патриотического воспитания средствами искусства служит обращение к пониманию сущности воспитания как системы, т.е. как совокупности частей, связанных общей функцией.

Важнейшие методологические предпосылки, позволяющие определить сущность патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, содержатся в трудах ведущих отечественных мыслителей. Воспитание рассматривается как процесс, необходимый для поступательного развития человечества, "...движение истории, - по утверждению Н. Леонтьева, -невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания" (168, с.15).

Поскольку воспитание осуществляется в рамках определенного государства, оно носит детерминистский характер и определяется потребностями общества, тенденциями его развития. Формирование патриотизма у личности происходит под влиянием общественных воздействий, в том числе и воспитания. По утверждениям Д. С. Лихачева, П. Л. Капицы, с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек. Он обладает богатыми природными возможностями, позволяющими ему изменять и улучшать свои личностные качества и окружающую действительность (173, с.5; 121).

Определение теоретических основ патриотического воспитания становится возможным на основе ретроспективного анализа как патриотического, так и эстетического воспитания, поскольку в современной педагогике эти направления воспитательной работы рассматриваются в отдельности. С учетом этого проследим за развитием идеи патриотизма, ценностного отношения к родной Отчизне и эстетического развития в трудах представителей обоих направлений.

Определяя патриотизм как одно из ведущих нравственных качеств, которое характеризует общечеловеческие ценности, необходимо переосмыслить его содержание в новых социально-экономических условиях, при этом проблема патриотического воспитания подрастающего поколения остается по-прежнему важной. Более того, на современном этапе развития общества, в век многочисленных открытий целесообразно помнить, что «нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания красоты окружающего мира» (285, с.266). Красота окружающего мира — лучше всего понимается с помощью предметов художественно-эстетического цикла. Любовь к окружающему миру, родной природе, воспитывается на уроках изобразительного искусства, являясь составной частью патриотизма. «Она охватывает отношение к природе страны как непременному естественному условию жизни и деятельности людей, первоначальному источнику всех материальных и многих духовных благ общества, первоначальному источнику событий, «свидетелю», «соучастнику» социальных явлений, одному из достижений в развитии страны, результату преобразующей деятельности людей» (181, с. 29). О бережном, ответственном отношении к природе родного края, любви к родной земле, окружающей природе как составной части любви к Родине, об охране природы и ее воспитательной роли в образовании подрастающего поколения говорили многие великие ученые.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между различными слоями, поколениями людей, всегда остается актуальной проблема обеспечения воспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, иной жизненной среды, объективно стимулирующей "...воспитание личности интеллектуально активной, высоко нравственной, разносторонней, профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни" (308, с.55). Не воспитание и школа определяют экономическое, политическое и духовное развитие общества. Сами они, являясь продуктами общества, так или иначе, направляются им и несут на себе печать его достоинств и пороков. Вследствие этого не только содержание и методические основы воспитания, но и его результаты во многом определяются общественными условиями. Недостатки и кризисные явления в жизни общества не могут не сказываться на социальном, нравственном и патриотическом формировании людей, особенно подрастающего поколения (139).

Место патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школе

Анализ состояния преподавания в средней общеобразовательной школе предметов эстетического цикла, в частности, изобразительного искусства, свидетельствует о том, что в ходе художественного образования и эстетического воспитания учащихся, слабо осуществляется учебно-воспитательный процесс патриотического воспитания (86).

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы средствами изобразительного искусства в данном случае, должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. При этом мы используем социокультурное пространство школы, что отражено в схеме.

Для этих целей учителя и классные руководители нашей школы используют самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной воспитательной работы.

Практика последнего десятилетия ясно показала, что патриотическое воспитания не может быть исключено из системы воспитательной работы общеобразовательных школ, поскольку это чревато провалом целенаправленности и осмысленности воспитательной работы в целом (не реализуется «принцип мотивирующей осмысленности жизни и учёбы»). В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» (81) и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (82), патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (81, с.6-7).

В своем исследовании мы отслеживали в течение трех лет, у одних и тех же учащихся контрольных и экспериментальных классов МСОШ №34-желание встать на защиту интересов своей страны, своего города, своей школы. Результаты в процентах от количества опрошенных в течении трех лет в экспериментальных и контрольных классов отражены в диаграмме 1 и 2.

Повышение желания встать на защиту интересов своей страны, своего города, своей школы учащихся экспериментальных классов мы связываем с системой патриотического воспитания средствами изобразительного искусства, построенной в данной школе.

Сказанное свидетельствует о том, что система патриотического воспитания в её современном понимании выходит далеко за рамки воспитательного и образовательного процесса средних учебных заведений, охватывая значительную часть государственных структур и социальных институтов. Как далее отмечено в тех же Государственных программах, система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и образования в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность СМИ, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества (81, с.8).

При этом существенный акцент сделан на социально-мобилизационных функциях патриотического воспитания. Предполагается, что система патриотического воспитания граждан РФ должна быть способна на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечивать решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ (81, с.8-9).

Художественно-эстетический характер образовательного процесса, на основе которых мы создаём нашу модель (см. п. 2.4) выдвигает на передний план задачи не только художественного, но и патриотического воспитания учащихся. Это требует предварительного рассмотрения существующих в отечественной педагогической науке подходов к определению сущности понятия «система патриотического воспитания» и компонентов данной системы.

Реализация педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства

Процесс патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства предполагает такую организацию воспитательной работы, которая обеспечила бы высокий уровень сознания, творческой активности учащихся в различных видах художественно-патриотической деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.

Как отмечалось в первой главе, мы выделили следующие педагогические условия: - реализация интегративно-деятельностного подхода; - взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм организации воспитательной работы; - комплексной программы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства.

Данные условия расширяют возможности друг друга, каждое из них может быть рассмотрено как отдельно, так и в тесной связи с другими условиями.

Интегративно-деятельностный подход в патриотическом воспитании учащихся средствами изобразительного искусства предполагает, прежде всего, обеспечение единства сознания и поведения, что является важным принципом воспитания.

Однако между сознанием и поведением нет однозначной зависимости. Для того чтобы сознание перешло в акт поведения, необходимо организовать разнообразную деятельность учащихся, которая способствовала бы расширению их кругозора, личного опыта, формированию творческой активности, инициативы и имела бы общественную направленность. Решение задачи функционирования в единстве патриотического сознания и поведения с помощью средств изобразительного искусства предполагает выполнение следующих норм патриотического поведения. 1. Проявлять гражданственность, чувства патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. 2. Быть готовым к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей. 3. Быть высоко ответственным и дисциплинированным. 4. Уважать и сохранять культурное и историческое прошлое многонациональной России. 5. Проявлять интерес к общественной и учебной деятельности. 6. Уважать культуру обычаи и традиции других народов. 7. Соблюдать общечеловеческие нормы поведения. 8. Проявлять заботу о природе, родном городе. 9. Быть нравственно воспитанным человеком. 10.Ответственно относиться к окружающему миру, к гражданским, семейным и другим обязанностям. 11.Быть стратегом собственной жизни, созидателем и творцом всего лучшего в стране и на Земле. Кроме того, данный подход реализуется в межпредметной интеграции, а также интеграции учебного процесса с внеклассными мероприятиями, объединенными общей темой, направленностью на решение задач патриотического воспитания. Предмет изобразительного искусства имеет огромный потенциал для интеграции с другими школьными предметами. На данных уроках учащиеся через творчество знакомятся с историей и географией, экономикой и литературой, искусством и культурой разных народов своей страны, о спорте и здоровом образе жизни, об экологии, знакомятся и с другими темами. Данные уроки обладают значительными возможностями для решения задач патриотического воспитания. Например, один урок или серия уроков могут быть посвящены определенной теме. Так, проводились уроки в 5 классе по изучению жанра пейзаж, где учащиеся знакомились с географией мест великих сражений русской армии, красотой русской природы и русской поэзии. Уроки в 6 классе дали учащимся знания по основам декоративно-прикладного искусства разных народов. На уроках в 7 классе «Батальный жанр», учащиеся познакомились с историей великих сражений, великими полководцами России. «Мифологический жанр» в 8 классе позволил учащимся изучить мифы и легенды разных народов и др.

Специфика предмета изобразительное искусство и возрастные особенности учащихся 5-8 классов обусловливают необходимость обеспечения доступности материала. Содержание учебного материала должно быть простым и опираться на уже знакомую для учащихся изобразительную грамоту. Интегрированный урок изобразительного искусства и зоологии в 7 классе «Животные нашего края» вызвал наибольший интерес, активность у учащихся в экспериментальном классе, нежели урок такой же темы по зоологии. На данном уроке шестиклассники смогли нарисовать животных нашего края, разгадать загадки о них, сделать выставку творческих работ.

Огромный интерес у учащихся 8 классов вызвала тема по графическому дизайну, где предлагалось создать шрифтовую композицию на тему «Фамилия моей семьи». Учащиеся с патриотичностью по отношению к своей семье изображали свою фамилию.

Интересными, насыщенными по содержанию, познавательными были и другие интегрированные уроки, связанные с литературой, географией, историей, основам безопасности жизнедеятельности и т.д. А также воспитательные мероприятия, в основу которых был положен интегративно-деятельностный подход («Герои-современники», «История моего города»; музейные вечера, посвященные великим русским писателям, поэтам, художникам, ученым, композиторам - уроженцами города Нижневартовска, чья жизнь и деятельность были связаны с нашим городом; здесь осуществлялась как вертикальная, так и горизонтальная интеграция).

Следует отметить, что творческая активность учащихся во время выполнения практической работы в материале, во время проведения данных уроков и мероприятий была высокой. Причем почти всегда устраивалась выставка с обсуждением работ. Каждый из класса или группы выполнял ту или иную работу: одни отвечали за оформление выставки, другие искали необходимую информацию для открытия выставки, третьи, в силу своих актерских способностей, были ведущими мероприятия.

Похожие диссертации на Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе