Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна

Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства
<
Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 290 c. РГБ ОД, 61:99-13/544-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественно-эстетическое воспитание учащихся как актуальная проблема их гармонического развития 14-90

1.1. Художественно-эстетическое воспитание - одно из важных направлений эстетического воспитания 14-27

1.2. Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании 27-44

1.3. Педагогический потенциал татарского национального декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся 45-77

1.4. Особенности художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства 77-88

Выводы по Главе 1 88-90

Глава 2. Научно-методическое обеспечение художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства 91-186

2.1. Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся 91-100

2.2. Анализ состояния художественно-эстетического воспитания школьников 100-128

2.3. Разработка содержания курса татарского декоративно-прикладного искусства в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся 128-146

2.4. Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты 146-182

Выводы по Главе 2 182-186

Заключение 187-193

Введение к работе

Перестройка всех сфер жизни нашего общества, перемены в области образования, рост национального самосознания и духовное возрождение народов позволяют глубинно и многоаспектно рассматривать проблему использования исторического и национально-культурного наследия в образовательном процессе подрастающего поколения. Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработка и создание национально-региональных образовательных концепций способствуют широкому использованию положительного педагогического опыта народа, сохранению и развитию национальной культуры и его традиций.

Важность использования опыта народной педагогики в процессе обучения и воспитания школьников подчеркивается в работах Г.Н.Волкова, Ш.А.Мирзоева, М.Г.Тайчинова, В.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, А.И.Шорова, З.Г.Нигматова и других ученых. В них на конкретном материале той или иной республики или области раскрывается богатое содержание прогрессивных народных традиций, намечаются пути повышения эффективности и качества работы по воспитанию подрастающего поколения средствами народной педагогики и национальной культуры.

История и культура народа имеют не только признаки национальной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохранения и выражения - это и родной язык (как средство продолжения этнокультурной традиции), и историографические источники, и литературные памятники, и музыкальные произведения, и архитектура, и фольклор (как уникальный источник сохранения самобытности народа). Однако, существует еще одна форма сохранения культурно-исторических традиций народа - это народное художественное творчество, из века в век ярко и зримо выражающее миропонимание народа, его нравственно-этические, социально-исторические, философские и художественно-эстетические взгляды.

Общеизвестно, что народное самобытное творчество, ценности, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и, вследствие этого, становятся важным фактором формирования личности человека. Однако, такой этнопедагогический опыт может служить не только воспитательным целям, но и быть основанием для обновления содержания отдельных учебных предметов. С этой целью в содержание художественного и трудового обучения школьников рекомендуется включать материалы из области местных ремесел, промыслов и народного, в частности, декоративно-прикладного, искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство, этот своего рода кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формирования художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений, ведь «искусство, рожденное народным коллективом - всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинно художественного творчества» (84, с.20).

Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьной практике, уделяют внимание Б.М.Неменский, В.В.Алексеева, В.Н.Петров, И.П.Глинская, М.С.Чернявская, Б.П.Юсов и другие ученые.

За последние годы появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях народного декоративно-прикладного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях С.Ф.Абдуллаева, Е.С.Асылханова, А.А.Данилова, Г.В.Похолкина, Д.М.Скильского, А.С.Хворостова, Р.В.Каместру, И.А.Лыковой,

Б.Р.Казыхановой, З.И.Поздниковой, Е.Р.Ковальской, Т.Я.Шпикаловой, М.А.Рыбниковой, А.И.Ефимова, Л.В.Котенко и других ученых. Например, в кандидатской диссертации «Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству» (М., 1991) Н.А.Горяевой выявлены пути нравственно-эстетического воспитания учащихся через приобщение их к духовному содержанию народного декоративного искусства в единстве классно-урочной, внеклассной, внешкольной форм учебно-воспитательной деятельности как целостной системы.

Следует отметить, что в литературе уделено внимание и вопросам педагогического воздействия на воспитание учащихся отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства (мозаика, резьба, чеканка, декоративная роспись), им посвящают свои исследования А.С.Меликтесян, Л.С.Нерсисян, Ю.П.Желтоухова, Д.Г.Пилипенко.

Наряду с русским народным художественным творчеством (А.П.Усова и другие) привлекают внимание исследования вопросов воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства белорусского (И.М.Елатомцева и другие), казахского (Б.А.Альмухамбетов, К.Ж.Амиргазин и другие), узбекского (А.М.Кадырова, А.Э.Туракулов и другие), киргизского (Э.Х.Мурадова и другие), молдавского (И.М.Фадеева и другие) и других народов. К изучению татарских народных традиций в эстетическом воспитании как важнейшей составной части народной педагогики впервые обратился Я.И.Ханбиков. Кроме того, другим исследователем - С.И.Раимовой - в кандидатской диссертации («Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике» - Казань, 1973) были намечены конкретные пути использования национальных традиций культуры и искусства татарского народа для осуществления эстетического воспитания учащихся.

Однако вопросы художественно-эстетического воспитания школьников средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система

изучения школьниками татарского декоративно-прикладного искусства в массовой школьной практике. (Здесь следует оговориться, что, не умаляя значимости развития национальных культурных традиций всех проживающих в РТ народов, все же следует признать справедливой тенденцию усиления внимания к развитию (как исконной для данной территории) национальной культуры, языка, искусства именно татарского народа).

Однако, наше изучение состояния указанного вопроса в ряде школ РТ показали: в массовой школе значительная часть учащихся слабо осведомлена о татарском декоративно-прикладном искусстве и мало знакома с творчеством татарских народных умельцев; учителя нуждаются в научно-обоснованных методических рекомендациях по использованию в практике школы татарского декоративно-прикладного искусства. (Здесь следует оговориться, что так как декоративно-прикладное искусство является частью изобразительного искусства, то, следовательно, его преподавание (в том числе и татарского декоративно-прикладного искусства) возможно в рамках программы по изобразительному искусству, т.е. в 1-7 классах. Поэтому наше исследование касалось именно учащихся 1-7 классов).

В связи со сказанным возникает противоречие:

между возросшей в современных условиях значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и технологий воспитания, в частности, между значимостью формирования уважения и интереса к культуре, искусству татарского народа, развитием уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся и недостаточным использованием в данном процессе педагогического потенциала татарского национального декоративно-прикладного искусства;

между потребностью школьной практики в рациональном использовании культурно-исторических традиций татарского народа, в частности, татарского декоративно-прикладного искусства, и отсутствием

разработанного содержания, научно-обоснованных форм и методов его использования в учебно-воспитательном процессе.

Отсюда проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каков педагогический потенциал татарского национального декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников? Каковы педагогические условия эффективного художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа?

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность названной выше проблемы, была определена тема исследования: «Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства».

Объектом исследования является художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства в процессе обучения.

Предметом исследования выступают педагогические условия художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства.

На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы была выдвинута гипотеза, согласно которой использование татарского национального декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся будет эффективным, если будет реализована совокупность следующих педагогических условий:

будет обеспечено глубоко осознанное понимание учащимися необходимости

познания истории, культуры и искусства (в том числе и декоративно-прикладного) родного народа.

приобщение школьников к татарскому национальному декоративно-прикладному искусству будет строиться как целостный учебно-воспитательный процесс;

методика обучения будет строиться на основе учета возрастных особенностей учащихся и специфики предлагаемого содержания учебного материала, определяющей выбор методов и форм обучения.

будет обеспечено проведение интегрированных уроков изобразительного искусства и труда, единство урочной и внеклассной работ, организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Цель исследования состоит в определении, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации системы художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства в процессе обучения.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1). Выявить педагогические возможности татарского национального декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся.

2). Разработать программу изучения декоративно-прикладного искусства татарского народа в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

3). Определить особенности форм и методов художественно-эстетического воспитания школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию художественно-эстетической культуры и повышению уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся.

4). Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной системы художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются положения философской науки о роли народа в создании духовной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа; своеобразии и самобытности культуры различных народов; положения о роли национальной культуры, фольклора в просвещении татарского народа (К.Насыйри); положения концепций эстетического воспитания и художественного образования учащейся молодежи (А.И.Буров, В.К.Скатерщиков, Л.А.Волович, Г.А.Петрова, Г.В.Мухаметзянова, Ю.Б.Алиев, Ш.М.Герман, И.Л.Любинский, С.А. Герасимов, Б.Т.Лихачев, О.В.Дивненко и др.); теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, М.И.Махмутов и др.); конценции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, В.И.Журавлев, Т.В.Шуртакова, З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева и др); выводы ученых о воспитательном потенциале народного творчества (Т.Я.Шпикалова, Н.А.Горяева, Я.И.Ханбиков, С.И.Раимова и др.); положения Закона об образовании РТ и РФ; положения Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан о необходимости обогащения процесса учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры, искусства и широкого использования национальных традиций.

В раскрытии роли народного декоративно-прикладного искусства как важного средства воспитания школьников мы опирались на теоретические исследования различных ученых-педагогов (И.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Л.Н.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный и др.).

При исследовании основ приобщения школьников к народному декоративно-прикладному искусству основополагающими явились психологические исследования возрастных особенностей восприятия искусства и его воздействия на личность учащегося (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давывов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). и педагогические исследования проблем восприятия искусства применительно к детям различного возраста (А.А.Дмитриева, Б.П.Юсов, В.Н.Полунина, И.П.Волков, Н.Н.Фомина, В.В.Алексеева, А.И.Пеленков и др.).

В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы:

изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы, содержащей сведения из области художественно-эстетического воспитания;

изучение трудов филологов и искусствоведов, посвященных татарскому народному искусству;

изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации по предметам художественно-эстетического цикла;

изучение педагогического опыта и состояния проблемы в практике работы школ;

беседы с учителями, учащимися, родителями с целью выявления их отношения к проблеме исследования;

анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, классных руководителей;

ш педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

наблюдения за отдельными учениками, их коллективами и учителями;

ознакомление с творческими работами учащихся;

обработка и оценка результатов исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый этап (1996-1997 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой литературы; анализ и обобщение состояния проблемы в школах №№ 1,5,7,8 г.Азнакаево, №№ 3,4,6,44 г.Набережные Челны; формулировка гипотезы; определение цели и задач исследования; разработка методики опытно-экспериментальной работы, уточнение и дополнение критериев художественно-эстетической воспитанности учащихся; накопление первичного эмпирического материала по результатам констатирующего эксперимента; разработка методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблеме.

Второй этап (1996-1998 гг.) - проведение формирующего эксперимента; дальнейшее углубление и проверка гипотезы, обобщение полученных данных. В эксперименте, проводимом на базе средней школы № 5 и татарско-русской гимназии № 8 г.Азнакаево, проводилось массовое и монографическое исследование динамики развития художественно-эстетической воспитанности учащихся, уважительного отношения к татарскому народному творчеству (в частности, татарскому декоративно-прикладному искусству) путем анкетирования, бесед, анализа выполненных специальных заданий; сравнение результатов работ учащихся параллельных групп (контрольных и экспериментальных классов).

Третий этап (1998-1999 гг.) - систематизация, обобщение, обработка и оформление материалов формирующего эксперимента; формулировка выводов; литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключена в том, что:

определена социально-педагогическая сущность художественно-эстетического воспитания учащихся как органической части всего воспитательного процесса в общеобразовательной школе и дана новая трактовка этого понятия;

выявлен воспитательный потенциал татарского декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания учащихся как средства формирования трудовых умений и навыков, художественно-эстетических способностей, художественно-эстетической воспитанности и национального самосознания школьников;

искусствоведческий, культурно-исторический, филологический материал о татарском декоративно-прикладном искусстве обобщен и переработан в учебный предмет;

разработано применительно к школьникам содержание декоративно-прикладного искусства татарского народа как раздела учебной программы по изобразительному искусству;

разработана и экспериментально проверена авторская программа изучения учащимися 1-7 классов татарского декоративно-прикладного искусства;

определены особенности форм и методов художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа. Их экспериментальное апробирование сопровождалось внедрением в работу учителей посредством проведения семинаров, практических занятий и консультаций, публикаций материалов, подготовкой лекций и сообщений по исследуемой проблеме; в разработке авторской программы изучения учащимися 1-7 классов декоративно-прикладного искусства татарского народа, которая нашла применение в ряде школ РТ. Разработанный курс «Школьникам о татарском декоративно-прикладном искусстве» может быть использован не только учителями изобразительного искусства и художественного труда, но и руководителями кружков, факультативных занятий, изостудий и студентами педагогических учебных заведений.

Преподавание курса в массовой школе предусматривается за счет части учебного времени (в год 12 часов из 64), отведенного на уроки изобразительного искусства, художественного труда, трудового обучения учащихся 1-7 классов (т.е. в тех классах, в которых учебным планом предусматривается проводить данные уроки).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена опорой на современные психолого-педагогические концепции; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами проведенной опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной системы художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в татарско-русской гимназии №8 и средней школе № 5 г.Азнакаево. Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях (Казань-Елабуга - 1997, Казань-Набережные Челны - 1998), на научных конференциях молодых ученых и специалистов (Казань - 1997, 1998 гг..), на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава (Казань - 1997 г.) на семинарах, курсах повышения квалификации учителей и заседаниях методических объединений (ИПКРО РТ г.Казань-1997г.; ИНЕЮ г. Набережные Челны-1998г; г.Азнакаево-1998г.). Основное содержание и положения исследования отражены в 7 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: *- татарское декоративно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями в развитии уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, что обусловлено яркостью и доступностью его образной системы, его близостью детскому художественному творчеству, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым разнообразием, отвечающим различным художественным и эстетическим вкусам и потребностям школьников;

процесс осуществления художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства требует разработки содержания и программы изучения школьниками татарского декоративно-прикладного искусства, а также определения особенностей форм и методов приобщения подрастающего поколения к художественно-эстетическим ценностям (в том числе и декоративно-прикладному искусству) татарского народа. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.

Художественно-эстетическое воспитание - одно из важных направлений эстетического воспитания

«Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, так же трудно понять и современного культурного человека без развитых эстетических взглядов, без знаний истории культуры, без полноценного эстетического отношения к миру не только как к объекту созерцания, но и как к предмету активного преобразовательного действия» (179, с Л 37). Эти слова как ни как лучше отражают актуальность эстетического воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.

Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем еще и потому, что каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Таким образом можно сказать, что эстетическое воспитание - явление конкретно-историческое, социально обусловленное. Проблемы эстетического воспитания нашей действительности очень непросты. Они неразрывно связаны с общими проблемами воспитания, изменившимися в условиях нашего переходного времени. Назовем несколько таких проблем: 1. Общая неблагоприятная духовная атмосфера общества способствует потере идеалов, обесцениванию нравственных ценностей; в таких условиях часто духовные потребности подавляются материальными, что осложняет развитие эстетической культуры школьников. 2. Негативное воздействие на развитие культуры в некоторых случаях оказывают средства массовой информации (СМИ) - радио, телевидение, печать, ставшие для многих сегодня основным средством удовлетворения духовных потребностей. Зачастую СМИ не способствуют наполнению этих потребностей высоким духовным содержанием. 3. Огромный скачок в развитии научно-технической базы, что характерно для нашего времени, основан, главным образом, на достижениях точных и естественных наук, что порождает несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека. Об этой необходимой гармонии рационального и эмоционального в развитии человека не раз говорили и мыслители прошлого, например, В.Г.Белинский в своем сочинении «Рассуждение о воспитании» писал: «Человек, чтобы достигнуть возможного совершенства, должен просветить свою душу науками и возвысить оную теми благородными возвышенными впечатлениями, которые достигаются изящными искусствами». К сожалению, пока еще не часто встретишь в школьной практике учителя, который бы рассматривал задачу формирования эстетической культуры школьников наравне с их интеллектуальным развитием. В массовой школьной практике уроки художественно-эстетического цикла по-прежнему относятся к неосновным, а то и к «второсортным». 4. Еще существует проблема недостаточного использования в системе эстетического воспитания школьников национальной культуры; в массовой школе не придается достаточного значения воспитанию эстетических вкусов школьников на основе их приобщения к богатству культуры своего народа, что, естественно, не способствует решению поставленных в воспитательных программах задач по формированию национального самосознания школьников.

Данный ряд проблем можно продолжить. Это говорит о необходимости более глубокого изучения различных аспектов эстетического воспитания учащихся применительно к перспективам его совершенствования в современной школе. Во главу всей задачи воспитания в современной школьной практике можно поставить следующую направленность эстетического воспитания: «Познавая прекрасное в труде, общественных отношениях, природе, окружающей среде, искусстве, приобретая и закрепляя чувственно-эмоциональный опыт человечества, личность формирует в своем сознании общественные идеалы, этико-эстетические нормы общечеловеческой морали в ее лучших традициях, вырабатывает критерии в своем эстетическом отношении к действительности и искусству». (188, с. 15)

Сегодня трудно найти школу, гимназию, лицей, колледж, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию. В то же время, имеются определенные недостатки в системе проведения эстетического и художественно-эстетического воспитания учащихся. Иногда учителя, осуществляющие практическую деятельность по эстетическому воспитанию школьников, испытывают некоторые затруднения в определении сущности, задач и основных понятий эстетического воспитания.

Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании

Давно замечено, что периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям, к фольклору. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свое Отечество, свой народ (задача чрезвычайно важна и актуальна в настоящее время) не может быть решена без глубокого изучения культурно-исторического наследия своего народа; наши дети должны чувствовать гордость и уважение к самобытным традициям своего края. В нынешних условиях экономических преобразований в обществе, диктующих «идеалы» массовой культуры, когда образцы культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Ведь «строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма» (1, с.5). Это значит, что именно сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных методов и приемов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.

Ценность народного искусства в том, что оно представляет собой кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры и является своего рода духовным мостом, соединяющим современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Об этом не раз говорили и говорят ученые, мыслители, педагоги всего мира: «Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, без которой человек лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни» (148, с.22); «Это - прошлое в настоящем, это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох» (256, с.7), в которой проявляется родовая сущность человека (369, с.55). «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, это искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии» (91, с.13-14). «Мир народного искусства - уникальное явление духовной жизни народа, мир, опоэтизированный мечтой о благе и красоте» (148,с.162).

Соответственно уроки народного искусства - уроки жизнелюбия, высокой нравственности, эстетического подхода к действительности, уроки гармонии и гуманизма, непреходящей красоты и мудрости - обретают сегодня особую остроту и актуальность, ибо они необходимы для «полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному» (226, с.588).

Исследования последних лет как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о такой закономерности: чем раньше приобщать детей к яркому, красочному миру народного творчества, тем быстрее и плодотворнее удается развить их творческое воображение, изобретательность, самостоятельность, воспитать эстетический и художественный вкус. Как пишет В.Н.Полунина (282, с.6): «Начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства, наконец, знание исторической ступени развития искусства от древнейших времен, изучение многовекового коллективного художественно-нравственного опыта, законов композиционного мышления, в частности, композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном искусстве - все эти задачи педагог может наиболее успешно решать только на материале народного искусства». Традиционное народное творчество наиболее понятно и близко детям, ибо по своей наглядно-образной специфике оно зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное. Непосредственность, красочность, декоративность средств выражения народного искусства близки внутреннему миру детей, соответствуют особенностям их творчества. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах (223, с.5). Известные исследователи народного искусства А.В.Бакушинский, В.Н.Василенко, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина и др. в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости непроизвольность и простоту, декоративность и красочность создаваемых ими образов, живость и богатство воображения, особое чувство ритма, отсутствие эклектики, лаконичность, в чем заключается совершенство композиции, праздничность и мажорность, отражающую оптимистическое восприятие мира, наивность.

Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся

Определение критериев воспитанности (нравственной, трудовой, эстетической, музыкально-эстетической, художественно-эстетической и т.д.) требует четкого представления о конечных целях и задачах проводимой воспитательной работы. В области художественно-эстетического воспитания школьников, как это уже отмечалось в параграфе 1.1, можно выделить следующие задачи:

- расширение и углубление знаний учащихся о теории и истории искусства, освоение содержания художественно-эстетических ценностей;

- духовное обогащение ребенка, формирование его эстетического отношения к художественной культуре, искусству и окружающей действительности;

- развитие сущностных сил школьника, его способности к художественно-эстетическому творчеству;

- постепенное преобразование стремления учащегося к прекрасному в стимул общественно ценной деятельности по «законам красоты».

По сути, эти задачи, составляющие цель художественно-эстетического воспитания, являются одновременно и исходной точкой развития педагогической деятельности в данной области воспитания, ибо они позволяют рассмотреть, что, чем и как возможно осуществить измерения в области художественно-эстетической воспитанности учащихся, какова степень эффективного движения школьника к достаточно богатому эстетическому отношению к искусству и жизни.

Необходимо уточнить то, что конкретно подлежит замеру при определении художественно-эстетической воспитанности учащихся. Прежде всего, на наш взгляд, важно изучить фактический уровень образованности учащихся в области искусства и художественной культуры, то есть уровень художественно-эстетической образованности. (Если следовать сформулированному нами определению, то художественно-эстетическое образование есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества, достижение единства (но не тождества) художественно-вкусовых оценок, выработка научно-обоснованных критериев прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного). Например, к окончанию начальных классов, учащиеся должны знать (как сказано в задачах современных программ по изобразительному искусству и художественному труду - 149-152) отличительные признаки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; иметь представление об особенностях портрета, натюрморта, пейзажа; научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать средства художественной выразительности. Школьники средних классов, кроме того, должны знать характерные особенности архитектуры, скульптуры; первоначальные сведения о творчестве русских, нерусских и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов, т.е. минимум национальной и мировой художественной классики; иметь представление о самобытном искусстве различных народов; уметь рассуждать и приводить собственные, убедительные доводы по поводу просмотренного произведения изобразительного искусства; анализировать художественные средства изображения действительности в искусстве, т.е. осмыслить и усвоить такие понятия, как композиция произведения, его сюжет, художественный образ, перспектива и т.д.

Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности позволит установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественно-эстетической культуры каждого школьника. Измерению также подлежит материальная основа худщсе вешюг эстетической восприимчивости школьника, которая коренится в его сущностных силах (напомним, что к сущностным силам человека относятся интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, визуальная и музыкально-звуковая грамота и т.д.).

Замеры по определению уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся являются важными в педагогическом смысле, ибо они позволяют совершенствовать природу индивида, способствовать его физическому и духовному становлению и развитию. Знание педагогом особенностей и состояния сущностных сил каждого его воспитанника также делает возможным определить и направить в нужное русло потребности и интересы школьника, выявить наклонности, которые помогут в будущем избрать подходящую для данного человека профессию.

Наконец, измерению подлежит уровень собственно художественно-эстетической воспитанности учащихся, который включает в себя художественный и эстетический вкус, художественно-эстетическое восприятие, переживание, оценку, способность к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству (213, с.160). Художественный вкус - это выражение отношения личности к искусству, оценка достоинств и недостатков художественного творчества и его продуктов; это не просто «частный случай» эстетического вкуса (как иногда считают). Он содержит, кроме эстетических, следующие критерии: критерий правдивости художественного отражения; значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения; художественного мастерства; воздействия искусства на человека (218, с. 31).

Художественный вкус (а посредством его и эстетический) формируется, развивается прежде всего самим искусством. Главное в его развитии - это широта общения с искусством и, что немаловажно, художественное совершенство произведений искусства. Следует отметить, что большую роль в суждениях о вкусе играют не только объективные (социальные) предпосылки, но и субъективные мотивы и индивидуальные черты характера каждого человека. Художественный вкус может существовать в сознании человека на различных уровнях, определяя тем самым и уровень художественно-эстетической воспитанности. Эстетический вкус - это, по определению В.Н.Липского, синтез эмоционального и рационального; единство способности высказывать суждение об эстетических достоинствах определенных предметов, явлений и выражения чувственного отношения (209, с.61). Другие ученые (Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков) определяют эстетический вкус как систему «конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности» (93, с. 173).

Анализ состояния художественно-эстетического воспитания школьников

Для того, чтобы изучить, в какой мере решается задача художественно-эстетического воспитания школьников (в том числе, средствами татарского декоративно-прикладного искусства) на практике и находит ли отражение в современных художественно-педагогических концепциях, необходимо было проведение соответствующего эмпирического исследования, изучение имеющегося педагогического опыта, а также действующих программ и методик художественно-эстетического образования и воспитания.

Для выяснения состояния данной проблемы мы выделили следующие пути изучения художественно-эстетического воспитания школьников (в том числе, и средствами татарского декоративно-прикладного искусства) современных школ: - получение представления об общем уровне художественно-эстетической воспитанности учащихся (в том числе, и средствами татарского декоративно-прикладного искусства);

- изучение опыта отдельных учителей изобразительного искусства и декоративного труда;

- анализ современных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла РФ иРТ;

- изучение авторских и самодеятельных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся (в том числе, и средствами народного искусства) средних общеобразовательных школ РФ и РТ.

Исследование было начато с определения состояния общей эстетической культуры и уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся 1-7 классов гг. Набережные Челны (школы №№ 4, 6, 44) и Азнакаево (школы №№ 5,7,8).

Для этого нами были использованы разнообразные методы научно-педагогических исследований (наблюдение, беседа с учащимися, учителями родителями, анкетирование, ознакомление с творческой работой учащихся, их участием в кружках, факультативных занятиях и т.д.). Так, с учащимися 1-7 классов было проведено более 300 бесед, из которых стало ясно, какие предметы эстетического цикла им нравятся, какое содержание интересует школьников в этих учебных предметах, чем ребята занимаются в свободное время, т.е. был получен первичный констатирующий материал об уровне развития эстетического воспитания школьников.

Проведенные с учащимися младших и средних классов беседы выявили приблизительно одинаковое отношение школьников к различным предметам эстетического цикла: музыка - 25%, Изо - 27%, литература - 24,8%. Наше изучение показало, что в отношении содержания предметов художественно-эстетического цикла дети считают интересным красивое (красивая мелодия, песня, красивая картина, рисунок, красивое стихотворение и т.д.), профессиональное (профессионально исполненное музыкальное произведение, качественно выполненный эскиз к художественному произведению и т.п.).

В свободное время около 70% школьников посещают музыкальные и художественные школы, различные спортивные секции, хореографические и др. кружки. Однако, 30% детей, к сожалению, все свое свободное время проводят либо на улице, либо у телевизора.

В беседах с учителями мы старались выяснить, какие методы и приемы применяет конкретный учитель (на уроках по изо, музыке, литературе) для развития художественно-эстетической воспитанности школьников и какие из них он считает наиболее эффективными.

Как показало наше изучение, чаще всего методы, используемые учителями на уроке, носят объяснительно-иллюстративный и репродуктивный характер. Реже применяются дидактические приемы стимулирования активности, такие как смена деятельности, элемент занимательности, игра.

Проведенные с родителями беседы имели целью выяснение новых, дополнительных фактов о занятиях школьников дома, о понравившихся уроках (или их фрагментах) по предметам эстетического цикла (и что именно им понравилось - содержание, метод и т.д.), а также сопоставление этого материала с полученными результатами бесед с учащимися и учителями.

Другим примененным нами методом педагогического исследования было анкетирование. Предлагая учащимся ответить на вопросы анкет, мы хотели получить репрезентативное представление:

1) об общем уровне художественно-эстетического развития учащихся 1-7 классов (широта духовно-культурных потребностей, характер литературных, музыкальных, художественных интересов, частота посещений музеев, концертов, выставок) - см. анк. в прил. №№ 18, 19;

2) об уровне сформированности их эстетических знаний, умений, навыков в области татарской национальной культуры - см. анк. в прил. №№ 20,21.

Анкетный опрос был проведен среди учащихся 1-7 классов школы №№ 6, 44 г.Набережные Челны, №№ 5, 8 г. Азнакаево (всего 758 учеников; из них 297 - учащиеся начальных классов и 461 - учащиеся средних классов; всего 395 девочек и 363 мальчика). Также в опросе приняли участие родители исследуемых учащихся и 32 учителя изобразительного искусства школ городов республики Татарстан.

Теперь более подробно о результатах анкетирования. Итак, опрос проводился по двум анкетам; в одну были включены вопросы, касающиеся эстетических вкусов, интересов, потребностей, художественных наклонностей учащихся (см. анк. в прил. №№ 18, 19), целью другой было получение представления о знаниях школьниками праздников, сказок, стихов, песен, а также известных писателей, поэтов, композиторов, художников татарского народа и их произведений (см. анк. в прил. №№ 20,21).

Похожие диссертации на Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства