Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Чотчаева Фатима Абук-Алиевна

Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах
<
Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чотчаева Фатима Абук-Алиевна. Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2000 200 c. РГБ ОД, 61:01-13/1635-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы использования факультативных занятий по народной педагогике в начальных классах 11

1.1. Социальная направленность учебного процесса 11

1.2. Дифференцированное обучение в школе 31

1.3. Факультатив как вспомогательная форма организации учебных занятий в начальных классах 59

ГЛАВА II. Технология проведения факультативных занятий в начальной школе 69

2.1. Технология внедрения народных традиций на факультативных занятиях 69

2.2. Формы сотрудничества с учащимися на факультативных занятиях 98

2.3. Пути использования фольклора на факультативных занятиях 130

Заключение 156

Список использованной литературы 162

Приложения. 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра доминирующих задач педагогической деятельности. Учебно-воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа и жизненного опыта детей, оказывается недостаточно эффективной,

В принципах государственной политики Российской Федерации в области образования закрепляется «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В условиях современных экономических, социально-полити ческих и культурных преобразований в России начала XXI века одним из направлений гуманизации и демократизации образования является его регионализация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Ст. 29) субъектам Федерации передана компетенция определения и осуществления образовательной политики, разработки и реализации программ развития образования с учетом национальных и региональных особенностей; установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Проблема формирования национального самосознания, рассматриваемая в последнее время в этносоциологическом, философском, дидактическом и психологическом аспектах, нуждается в педагогическом осмыслении. Одна из важных составных частей национального самосознания - овладение национальной культурой. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что различные компоненты национальной культуры (традиции, обычаи, устное народное творчество) оказались утерянными. Все это повышает актуальность исследования.

Младшим школьникам необходимо помочь осознать достоинства той нации, которую они представляют, а на этой основе воспитывать у них гордость за принадлежность к своему народу, и в целом к своей стране. Эта

важная сторона воспитания касается формирования национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа.

Развитие и использование идей, опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения получили освещение в исследованиях И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, МБ, Гуртуевой, Я.Н. Ханбикова, И.А. Шорова и др.

Проблеме этнорегионализации учебно-воспитательного процесса посвящены исследования К. И. Бузарова, Л. PL Бушуевой, Л. Л. Супрунов ой, В. В. Макаева, В.К. Шаповалова.

Целенаправленное использование педагогических технологий в процес
се обучения исследовали К.У. Байчоров, В.И. Боголюбов, В.К. Дьяченко,
В. И. Журавлев, ОН. Канарская, ММ. Левина, В. А. Сл астении, В.Н. Тарасюк,
Н.Е. Щуркова и др.

Проблемы исследования области факультативных занятий не являются новыми. Им уделяли внимание ИД. Зверев, О.Ф. Кабардин, МП. Кашин, Н.А, Сорокин, Н.М. Шахмаев, Л.С. Шубина, Д.А. Эпштейн и др, В последнее время в разработку проблемы факультативного обучения наибольший вклад внесли исследования Р.Б. Вендровской, В.И. Ревякиной, А.Г, Лосевой и др.

Факультативные занятия имеют потенциальные возможности представления культурно-исторических ценностей своего народа, учитывая специфику социально-экономическою развития отдельных регионов.

Чтобы наша школа стала национальной не только по форме, но и по содержанию, надо вводить национальное содержание не только в учебные предметы, но и в содержание факультативов.

В разработке факультативов мы опирались на инноватику - новое комплексное научное направление, позволяющее любой вопрос повышения уровня обучения рассматривать обязательно на основе организационной, материально-дидактической и структурной сторон, т.е. с точки зрения техноло-

гии. Слово технология в переводе с греческого - "искусство учения". Этот путь позволяет ученику, присутствуя на уроке или факультативе, эффективнее осваивать знания за счёт включения в учебный процесс этапов и механизмов творческой деятельности, эмоциональной памяти.

Школа должна воссоздать в каждом поколении народа его философию, широкий и творческий взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, формировать тесные духовные связи с другими народами. Таким образом, повышение эффективности использования в учебно-воспитательном процессе традиций народов Карачаево-Черкесии, идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы: «Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах». Ее теоретическая и практическая значимость детерминировали поиск условий и средств, стимулирующих развитие гуманистических качеств личности учащихся начальных классов, что позволило определить проблему исследования: каково содержание и условия реализации факультативных занятий по народной педагогике в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. Решение этой проблемы составило цель исследования: определение содержания и путей использования наиболее перспективных технологий в организации факультативных занятий на основе народных традиций.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования - технология использования народных традиций на факультативных занятиях с учащимися начальных классов.

Задачи исследования. В соответствии с намеченной целью в ходе исследования решались следующие задачи:

изучить состояние исследуемой проблемы в научной литературе;

проанализировать социокультурную и этнокультурную функцию про-

цесса обучения;

раскрыть содержание дифференцированного подхода, его значение, виды и формы в обучении;

апробировать экспериментальную программу факультативных занятий в начальных классах по использованию народных традиций;

разработать педагогические рекомендации для школ по совершенствованию технологии использования народных традиций при проведении факультативных занятий в начальных классах.

Гипотеза заключается в том, что технология использования народных традиций на факультативных занятиях может быть эффективной, если она:

отражает социокультурную сущность учебного процесса;

раскрывает механизм реализации этнокультурной направленности факультативных занятий в начальных классах;

опирается на дифференцированный подход обучения на факультативе;

этнокультурный компонент факультативных занятий является неотъемлемой частью учебно-воспипггслыюго процесса школы.

Методологической основой исследования является культурологический подход, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Он предполагает рассматривать народные традиции как ценность, которая должна широко использоваться в педагогическом процессе. Особое значение для нас имели концепция диалога культур, позволяющая интерпретировать взаимодействие участников педагогического процесса; концепция возрождения этнокультурных ценностей, личностно-ориентированный подход к развитию творческой и активной личности, организованный на принципах гуманно-демократической педагогики и психологии. В качестве методологических принципов исследования были избраны культуро сообрази ость, диалогизм, целостность, исторический подход, создающие необходимые условия для коррекции педагогической действительности.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи о формировании качеств личности, обоснованные в педагогических трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, а также рассматриваемые в работах исследователей Ю.К. Бабанского, АС. Выготского, ВИ. Горовой, В.Д. Давыдова, И.Ф. Исаева, И.Б, Котовой, Б.Ф. Лихачева, В.В. Макаева, В.А. Сластенина Е.Н. Шиянова и др.; положения о единстве теоретической, практической, общекультурной и эти о региональной подструктурах личности (И А. Арабов, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и

ДР-)

Основные положения изучаемой проблемы нашли отражение в работах М.Ю. Айбазовой, Х.Х-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Ф.Т. Кущетеровой, Л. Л. Супрунов ой, КБ, Семенова, СБ. Узде но вой, 3. Якубова и др. Решение технологических проблем, позволяющее подойти к решению поставленных задач, мы находим в трудах В.И. Боголюбова, К.У. Байчорова, ВИ. Журавлёва, О.Н. Канарской, В.А, Сластенина, В.Н. Тарасюк, НЕ. Щурковой и др.

Для решения поставленных задач в работе использованы методы исследования: теоретический анализ философской, историко-этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, опрос, моделирование, беседа, формирующий эксперимент, метод изучения результатов деятельности. Для количественной обработки полученных данных применялся статистический метод исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определяются:

теоретические и методические положения, технологические основы использования народных традиций в условиях факультативных занятий в начальных классах;

возможности использования народных традиций в развитии поликультурных качеств личности младших школьников в процессе факультативных занятий;

характеристики дифференцированного подхода на факультативных занятиях как фактора, создающего равные возможности для всех учащихся, проявляющих интерес к народным традициям;

влияние социокультурного воздействия и взаимодействия семьи и школы на учащихся в процессе проведения факультативных занятий по народным традициям;

Практическая значимость исследования заключается в:

разработке технологий эффективного использования народных традиций в системе факультативного обучения;

обосновании и апробации программы проведения факультативных занятий с использованием народных традиций;

направленности исследования на педагогическую деятельность учителей начальных классов;

возможности использования его результатов при разработке спецкурсов для студентов факультета педагогики и методики начального образования, а также в деятельности институтов повышения квалификации.

Достоверность проведенного исследования и обоснованность выводов подтверждается методологическими исходными позициями, количественным и качественным анализом данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующих о повышении у младших школьников знаний традиций определенного этноса. Она обеспечивается также использованием системного подхода как методологического основания исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, использованием математических методов при анализе полученных данных, количественного и качественного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

- эффективность формирования у младшего школьника когнитивной,
мотивационной, технологической, эмоциональной сфер детерминирована

реализацией в образовательном процессе социокультурной функции;

система факультативного обучения обеспечивается созданием специальных программ, основанных на культурологическом, индивидуально-творческом и личностно-деятельностном подходах;

рациональное включение этнорегионалъных традиций способствует совершенствованию проведения факультативных занятий;

приобщенность учащихся к народным традициям эффективнее осуществляется на основе дифференцированного подхода.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1995-1996 гг.).

В этот период осуществлялось практическое знакомство с проблемой исследования. Выявлялась ее актуальность. Изучалась педагогическая, философская, психологическая, социологическая литература по проблеме, анализировался и обобщался опыт использования прогрессивных традиций в системе образования. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, диагностического, формирующего и проверочного экспериментов.

Второй этап (1997-1998 гг.).

На этом этапе ставилась задача продолжения изучения литературы, осуществлялась апробация избранных методик исследования и анализа полученных данных. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на активизацию совместной работы школы и семьи, теоретическое обобщение результатов проводимой работы.

Третий этап (1999-2000 гг.).

На третьем заключительном этапе проверялась и уточнялась разработанная система методов и условий, обрабатывались данные, обобщались результаты, разрабатывались методические рекомендации по рассматриваемой проблеме, осуществлялось литературное оформление \іатерналов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии КЧГПУ, на семинарах аспирантов КЧГПУ, докладывались на научной сессии преподавателей и аспирантов университета (Карачаевск, 1998), на региональной научно-практической конференции «Инновационные методы преподавания социальных и психологических дисциплин». (Уфа, 2000), на Всероссийской научной конференции «XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур». (Махачкала, 2000), на региональной научно-практической конференций «Современные проблемы образования: опыт и перспективы» (Ставрополь, 2000), на курсах повышения квалификации учителей (Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования - г. Черкесск 1997, 1998, 1999 гг.).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных школ г. Карачаевска, г. Черкесска, г. Теберды и Карачаевского района.

Социальная направленность учебного процесса

В настоящем параграфе мы ставим задачу рассмотреть основы использования народной педагогики в процессе обучения. Поскольку речь будет идти о факультативах по народной педагогике, естественно, что основные акценты будут касаться социокультурного характера обучения.

Процесс обучения связан с движением учеников по пути познания, от незнания к знанию, от неполного к более полному, широкому и более точному знанию [205,29]. Это определение обучения является классическим, традиционным. В процессе обучения формируются познавательные и практические умения и навыки, происходит развитие и воспитание учащихся.

Исследователи (К.Д. Бабанский, ТА. Ильин, П.И. Пидкасистьтй) считают одним из значимых закон о том, что характер учебного процесса, его содержание и организация объективно зависят от исторических условий жизни общества, определяются общественными потребностями, целями и задачами воспитания, уровнем развития культуры, науки, техники. Подтверждением являются изменения типов обучения в зависимости от социально-исторических и культурных периодов.

Так, в период средневековья обучение носило догматический характер. Учебная деятельность ограничивалась механическим заучиванием наизусть сообщаемых учителем в качестве непреложных истин (догм) словесных формулировок положений, понятий, которые ученики должны были принимать на веру. Такое обучение давало учащимся весьма ограниченные знания и не способствовало их развитию и воспитанию, что, в общем-то, и не требовалось, поскольку производство и экономика носили примитивный характер, и знания оказывались невостребованными. На смену догматическому обучению в XIX - XX вв. в эпоху развития капитализма пришло обучение объяснительно-иллюстративное, в ходе которого учитель даёт объяснения, приводит доказательства истинности научных фактов, законов, применяет наглядные средства. Ученики сначала осмысливают изучаемый материал, затем воспроизводят его своими словами, запоминают и учатся применению научных знаний. Этот тип обучения более совершенен, так как требует понимания знаний и широкого их использования в социокультурной практике.

Основой современного обучения является сознательное и активное приобретение и усвоение знаний, умений, навыков, формирование у учащихся устойчивых социокультурных качеств, познавательных интересов, самостоятельности и творчества, что также соответствует новым историческим условиям, высокому развитию культуры, науки, техники, интеграции производства в конце XX - начале XXI вв.

Уже дидактами прошлого было установлено, что в процессе обучения происходит не только расширение объёма знаний, умений и навыков учащихся, но и формирование качеств личности, что процесс обучения неразрывно связан с социальной жизнью, воспитанием [61, 38] Я.А. Коменский видел, например, задачи обучения не только в том, чтобы дать ученикам знание, но и в том, чтобы выработать у них комплекс моральных качеств, таких, как, справедливость, уверенность, мужество, настойчивость в труде, приучать детей к полезной деятельности и выполнению установленных правил поведения [75].

Проблема соотношения обучения и воспитания на каждом этапе развития педагогики получила новое решение. Так, Ж.Ж. Руссо [61] во главу угла ставил "естественное воспитание" и утверждал, что нет надобности учить воспитанника. Первоначальное воспитание, по его мнению, должно быть чисто "охранительным". Оно и не должно учить знаниям, истине и добру. Его задача заключается в том, чтобы предохранять сердце ребёнка от порока, а ум от заблуждений. Лишь в более зрелом возрасте воспитанник в процессе естественной жизни приобретает те знания, умения и навыки, которые будут необходимы ему в жизни. Таким образом, у Ж.Ж. Руссо обучение растворилось в общем процессе "естественного воспитания". В условиях господства догматического обучения и аристократического воспитания и обучения подобные подходы следует считать демократическими.

Гербарт не верил в положительные начала природы ребёнка и стремился прежде всего подавить его "злую волю". Воспитание, по Гербарту, состоит из предшествующего воспитанию управления детьми, обучения и нравственного воспитания. Каждая часть воспитания обладает своими средствами воздействия на душу и тело ребёнка. Суть заключается в привитии ребёнку дисциплины, подавлении его собственной воли, в подведении к пониманию сил поведения в мире и в жизни человека. Главные воспитательные задачи осуществляются управлением и нравственным воспитанием. Обучение даёт воспитаннику целые массы представлений, которые он сам не в силах приобрести. Оно вместе с тем должно быть и воспитывающим. Термин воспитывающее обучение, введённый Гербартом, отражает в основном правильные соотношения воспитания и обучения. Но у Гербарта эта категория получила идеалистическое истолкование. Воспитывающее обучение, по Гербарту, заключается в воспитании у детей религиозного мировоззрения в условиях отрыва изучаемого материала от наблюдений учащихся, их участия в жизни [61]. Для нас эта теория имела значение с позиций понимания значимости введения социальных и воспитывающих элементов в процессе познавательной деятельности учащихся.

Новое решение проблемы о социокультурной роли обучения дал К.Д.Ушинский. Он исходит из назначения школьного обучения: "Всякое не мёртвое, не бесцельное ученье имеет в виду готовить дитя к жизни. Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но и должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой" [178, 35].

Воспитание осуществляется различными путями. Обучение является могущественным органом воспитания. Отсюда принцип воспитывающего обучения, который выражает, прежде всего, необходимость создания условия для социокультурного влияния науки, знания как обобщённого опыта человечества на развитие личности каждого ученика. Принцип этот выражен в следующих словах К. Д. У шине кого; "воспитательное влияние науки тогда только окажется действительным, когда оно подействует не на один ум, но и на душу и чувство [176, 267]. Им впервые в истории педагогики поставлен социальный характер обучения в зависимость от его научного содержания. Воспитывающее обучение, по К.Д. Ушинскому, является в то же время развивающим обучением. Оно обеспечивает развитие наблюдательности, мышления, речи, памяти, воображения и подготовляет, таким образом, человека к труду в жизни. Всё это говорит о прогрессивном решении вопроса о социокультурном обучении. Он говорил и о роли обучения в нравственном воспитании детей, в то же время связывая этот вопрос с преподаванием религии в школе, т.е. в вопросе о воспитывающем обучении оказался непоследовательным [173, 267].

История развития школы и процесс образования каждого человека свидетельствует о том, что обучение всегда оказывает большое социальное влияние. Воспитание всегда включено в обучение в силу закона единства обучения и воспитания. "Обучение всегда - независимо от того, как рассматривает этот вопрос учитель, - определённым образом формирует личность учащегося: его отношение к жизни, к знанию, его различные умственные способности, нравственные чувства и волю. Воспитательное влияние - неизбежный спутник обучения" [50, 125].

Дифференцированное обучение в школе

Чем дальше продвигается наша школа по пути практического осуществления закона о регионализации школы, тем глубже мы понимаем необходимость уделять больше внимания школе как национальному учебно-воспитательному учреждению.

Как пишет Г,Н. Волков, "должна быть обеспечена приоритетность родного языка, особенно в начальной школе, постепенное движение к полной, безоговорочной паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения и употребления русского языка. Надо поощрять восстановление художественных промыслов, искусств, народных праздников, игр, возрождение народных традиций воспитания, приобщение к ним учителей, населения. Важно использовать систему специальных мер по обогащению духовной культуры, создание новых учебных планов, программ, введение фольклора не как предыстории литературы, а в качестве самостоятельного предмета с I по XI класс" [35, 14].

Корни воспитания лежат глубоко в недрах народной педагогики. В целях сохранения исторической преемственности, развития духовной культуры важно использовать бесценные образцы народной педагогики. Этот курс требует дальнейшего воспитания глубоких интересов учащихся начальных классов к своему прошлому, истории, культуре, традициям. Решение этих задач видится в преобразовании воспитательной работы на основе повышения познавательной активности учащихся, широкого применения различных форм самостоятельной и творческой работы в процессе освоения знаний, Поэтому большие надежды возлагаются на дифференциацию в обучении. Ожидается, что она позволит учитывать особенности, возможности и интересы детей, в системе воспитания образа жизни народов, будет способствовать укреплению межнациональных связей на основе подлинного демократизма, взаимного уважения.

"Дифференциация (лат. differentia - различие) - разделение, расчленение, расслоение чего-либо на отдельные разнородные элементы" [80].

Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса дифференцированным обучением [49, 252]. Есть и другие определения дифференцированного обучения.

Так, например, в педагогическом словаре у И.А. Каирова - дифференцированное обучение (от лат. differentia - разница) применительно к обучению в общеобразовательной школе рассматривается как разделение учебных планов и программ [119]; у В.Г. Попова - дифференциация обучения (франц. differentiatijn, от лат. differentia) трактуется как форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

В словаре Педагогических терминов под редакцией проф. ВВ. Макаева [148, 16] - дифференцированное обучение - обучение, предусматривающее индивидуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени подготовленности и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.

В современной Российской школе в сравнении с советской общеобразовательной школой произошли существенные изменения. Так, например, до 1991 г, школы занимались по единым учебным планам, единым программам и учебникам. В современной Российской школе на основе базисного плана создаётся в каждом отдельном регионе свой региональный учебный план. Подобная демократизация проявляется не только в создании разнообразных учебных планов, но и в углублении дифференциации обучения. В педагогике выделяются два близких термина, внутренняя дифференциация и внешняя ди ффер енциация.

Технология внедрения народных традиций на факультативных занятиях

Народные традиции воспитания не потеряли своей жизненной необходимости и в настоящее время. Всё самое положительное, самое ценное, что сформировано народной мудростью в течение многих столетий, входит и должно входить составной частью в общую систему воспитания школы.

Народная педагогика, являясь составной частью теории и практики воспитания, имеет исторически преемственный характер. В арсенале народной педагогики важнейшее основополагающее значение для воспитания подрастающего поколения имеют народные традиции и обычаи. Научное изучение традиций как общественного явления, их воспитательного значения, влияния на формирование общественного сознания имеет давние корни. Важное место придавал народным обычаям и традициям К.Д. Ушинский, считая их основанием и рычагом воспитания человека. При этом К.Д. Ушинский отмечал, что воспитательный потенциал традиции приобретают благодаря своим свойствам повторяемости, преемственности и прочности, материализованное и опредмеченности, символизма, эстетизации и эмоциональности. Определённый вклад в раскрытие и уточнение понятий внесли проведённые в последние десятилетия исследования И.А .Арабова, Х.Х-М. Батчае-вой, Р,И. Байчоровой, Г.Ф. Бицона, М.Б. ГуртуевоЙ, А.И. Мусукаев, А.И. Першиц, Н.1Д. Серсенбаева, Б.Х. Цавкилова, и др. Так, Н.Ц. Сарсенбаев проследил условия формирования, развития и функционирования традиций и обычаев, их зависимость от психического склада наций, с одной стороны, а также влияние традиций и обычаев на сохранение самобытности наций, с другой [139, 68]. Б.Х. Цавкилов, раскрывая значение обычаев и традиций, прослеживает возможность использования традиций в воспитании детей на новом этапе общественного развития [191 ,11]. Сферу функционирования и взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания описывает АО. Чотонов [189 ,62],

Подробное исследование сущности понятий "традиций" и "обычаев", их педагогического значения провёл И.Б. Суханов.[154, 141]. По его мнению, возникновение рядом с обычаями системы традиций знаменовало собой появление педагогики народного воспитания как "... сознательной, целенаправленной деятельности по выработке у молодых поколений тех духовных и физических качеств, которые требовались условиями жизни народа. Становление и развитие народных традиций как социальной среды, организующей воспитательную деятельность... шло тем успешнее, чем быстрее шла передача функций заботы об отдельном индивиде от родовых общинных институтов, сначала патриархальной, а потом малой семье.

Учёный отмечает, что со времени появления "человека разумного" сменилось 1600 поколений людей, и только последние из них испытывают на себе в массовом порядке воздействие специально организованных воспитательных учреждений - детских садов, школ и т.п. До них и после появления их молодые поколения формировались в процессе трудовой, бытовой, семейной жизни, где поддерживались и вырабатывались обычаи и традиции.

Система обычаев и традиций любого народа является результатом его воспитательных усилий в течение многих веков. Через нее каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. И.В. Суханов [154] считает, что общественные отношения закреплялись в обычаях и традициях, исполняющих роль социальных механизмов передачи новым поколениям опыта старших поколений. Облекаясь в форму массовых привычек, поддерживаемых силой общественного мнения, обычаи и традиции обретали огромную устойчивость, становились своего рода хранителями достижений прошлого. И эта их сторона играла выдающуюся роль в истории, несмотря на то, что на известной ступени своего развития те или иные конкретные обычаи и традиции превращались в тормоз общественного прогресса.

Слово "традиция" происходит от латинского "traditio" и означает - передача, предание. Такое определение можно встретить в толковом словаре Д.Н. Ушакова. В частности утверждается: "Традиция - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от прешествующих поколений. 2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту" [165, с.499]. В энциклопедическом словаре традиция [206, 421] определяется как "прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений обычай, образ действий" и "как получившее широкое развитие творческое направление какой-либо области, связанное с именем выдающихся деятелей прошлых эпох.

Понятие "традиция" в различных источниках трактуется по-разному. Так, в большой советской энциклопедии [26, 391] читаем: "Традиция (от латине, traditio - передача, предание) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени: охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности". В малой советской энциклопедии [98, 420]: "Традиция (от латин, (traditio) передачи, предание (от traditio - передаю) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычай, общественный порядок, норма поведения, идеи".

Формы сотрудничества с учащимися на факультативных занятиях

В наше время, когда большая часть молодых людей не знает истории своей земли, своего народа, утрачивает наследие предков, их традиций. Особенно важно реформирование российской школы. Это позволяет обновлять учебные программы, создавать новые факультативные курсы, включая их в государственный стандарт. Опора на «Закон об образовании в КЧР» позволяет вводить региональный компонент в учебные планы. Ново и то, что факультативные курсы вводятся в начальную школу. Они расширяют познавательные способности школьников, прокладывают историко-культурный мостик с нашими национальными истоками. Младший возраст - наиболее благоприятен для формирования личностных мотивов, связанных с этнорегио-нальными особенностями, поскольку именно в этот период абсолютным авторитетом для детей являются родители и учителя. Специфика воздействия народных традиций на формирующуюся личность школьника заключается в том, что они бытуют в окружающей жизни, входят в арсенал воспитательных средств. Воспитательная работа дома и в школе, с опорой на народные традиции, расширяет сферу своего воздействия на процесс формирования личности младшего школьника, позволяет проникать во внешкольную жизнь ученика, оказывать на нее действенное влияние. В основе системы воспитательной работы, использующей в своём содержании народные традиции, лежит значение самих традиций, их социальных корней и тех влияний, которые они оказывают на личность школьника. Это позволяет учителю делать процесс воспитания школьников на народных традициях управляемым.

Использование народных традиций на факультативных занятиях выполняет особые функции по вовлечению учащихся в традиционную деятельность, которая обеспечивает условие норм поведения, развивает способности детей, их активность, самостоятельность, инициативу. Использование традиций на факультативном занятии мы осуществляли на основе нравственного просвещения младших школьников на материалах народных традиций и их деятельности в процессе организация традиционных мероприятий. Источниками информации были различные книги, журналы, телевидение, радио. Каждую семью мы просили иметь дома не менее 5 книг по народной педагогике для 1-классников, не менее 10 книг - для учащихся 2 класса, не менее 15 - для 3 класса. Их содержание отражало информацию о сущности, истоках и месте традиций в жизни семьи, школы, общества. В них были и народные сказки, загадки, шутки. Деятельность учеников, связанная с восприятием и усвоением этой информации, рассматривается нами не как творческая, поскольку школьники получают информацию в готовом виде. Активной деятельностью занята лишь небольшая группа учеников. Нравственное просвещение помогает учащимся усвоить определённый круг сведений о народных традициях, способствующих формированию у них нравственности.

К формам, обеспечивающим активную деятельность учащихся, отнесли встречи, праздники. Соотношение этих форм помогает приобщить младших школьников к деятельности, связанной с изучением народного эпоса, сказаний, легенд, национальной музыки и песен, вызывает у них интерес, формирует глубокое уважение к культурному наследию народа, к его национальным традициям, если они тесно связаны с жизнью школьников. Активное участие всех детей в традиционных делах, праздниках, ритуалах обеспечивает создание определённого эмоционального настроя. Ведущей функцией факультатива на фоне многих других, ими выполняемых: является формирование у учащихся опыта эмоционально ценностных отношений. И.К.Журавлёв [57, 29] отмечает, что "Этот опыт формирует и другие предметы, ведь его содержанием является полноценная система потребностей, мотивов, ценностей, приобретённых человеком. Но для других предметов формирование его не выступает главной задачей обучения. У них есть свои задачи, решению которых подчинены все остальные. Для этих же предметов нет более существенной цели, чем обеспечить всеми содержательными и процессуальными средствами становление у учащихся личностного опыта отношений». Здесь нужно подчеркнуть роль слова "опыт", которое ориентирует на достижение некоторых качеств личности, формируемых в собственной деятельности, не поддающихся прямой передаче. Когда мы говорим о передаче учащимся опыта эмоционального ценностного отношения, на самом деле имеем в виду создание условий для появления у них такого опыта, поэтому не какие-то усвоенные оценки составляют его, а собственное оценивание и готовность к нему, потребность в нём, т.е. ситуации, в которых и процесс, и результат не могут существовать в отрыве друг от друга. Процесс интеллектуально-эмоционального развития обучаемых представляет один из актуальных в современной науке.

Различные аспекты рационального, умственного воспитания рассматривались разными представителями педагогической теории и практики на протяжении всей истории человечества (Платон, Аристотель, Квинтилиан, Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, П.М. Якобсон, С.Н. Батракова, П.В. Симонов, И.М Булатова, В.Л. Галуа).

Вопросы развития мышления и языка получили детальное раскрытие в работах К.Д. Ушинского. Великий педагог отмечал. "В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но вся история духовной жизни народа" [174, 206]. К.Д. Ушинскому удалось соединить последовательное систематическое расширение представления детей об окружающем мире с развитием мышления и речи.

Мышление, разум человека анализируется у Э.Канта как система; он один из первых высказал идею о системности мышления, которая основана на координационной связи между понятиями [65]. В ходе исследования различных авторов было установлено, что мышление по форме неоднородно. Существуют различные его виды: словесно-логическое, практическое, творческое, наглядно-действенное, теоретическое.

Похожие диссертации на Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах