Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Григорьева Алла Викторовна

Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы)
<
Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева Алла Викторовна. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 1999 150 c. РГБ ОД, 61:00-13/943-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ДЩАГОШКА - ОСНОВА САМОБЫТНОЙ ПЩАГОІИКЙ КАЗАЧЕСТВА с .13

Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗНШЕ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ДО ОКТЯБРЯ 1917 г.

2Д. Семейное воспитание как начальный этап приобщения подрастающего поколения к казачьей культуре . с.37

2.2. Воспитательная деятельность казачьих объединений.с.54

2.3. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях до октября 1917 г. с.66

Глава III ОСОБЕННОСШ ДШТЕШЮШ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИК ЗАВДЕНЩ И ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЗАЧЕСТВА (90-е гг. Ж в.)

ЗЛ. Современные казачьи учебше заведения (содержание и основные направления деятельности) . с.90

3.2. Детские казачьи объединения и организации (формы воспитательной работы). с.ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 127

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из яршх страниц истории отечественной педагогической мысли является традиционное воспитание у казаков Северного Кавказа. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа. В систему образования и воспитания казачества заложено два начала: религиозно-православное и национально-русско е. Закон *0 реабилитации репрессированных народов"» принятый Государственной Думой , положил начало процессу возрождения казачества России и Северного Кавказа, Этот сложный социальный процесс включает в себя восстановление и сохранение культурных ценностей» обогащение их новым содержанием. Данный процесс органически связан с воспитанием подрастающего поколения казаков в духе народных традиций. Возрождение традиционной культуры требует научного подхода.

Устав Союза казанов и Декларация казачества России, принятые в 1990 г., отражают следующие направления деятельности современного казачества в области воспитания и развития шкоды;

сохранение и воссоздание культурных традиций и обычаев с учетом исторического прошлого и современной обстановки;

утверждение в повседневной жизни казанов высокой нравственности;

воспитание чувства глубокого патриотизма;

восстановление традиций семейного воспитания в духе народной педагогики казачества;

открытие учебных заведений* соответствующих интересам со-

I* Российская газета, І99Х, 9 мая.

_ 4 -временного казачества;

- разработка целостной системы воспитания и образования с учетом национального, регионального и общечеловеческого факторов.

Система воспитания и школа у казаков имеет свою историю. Изначально воспитательные традиции складывались в семье, поддерживались станичниками, пополнялись и обогащались в образовательной практике.

Семья фо|»шровала основу личности, базовые черты характера истинного казака. Наряду с огромной воспитательной ролью, которую играли ближайшие родственники и общественность, первыми естественней воспитателями ребенка были его отец и мать. В семейной педагогике казачества нашли широкое отражение такие вопросы, нан уход за ребенком, особенности воспитания мальчиков и девочек, отношение к чужим детям, забота о сиротах и стариках, др. Специфика семейного воспитания была обусловлена особенностями жизнедеятельности казаков: демократичный образ жизни (несмотря на бесспорный авторитет отца), формирование общественного мнения на семейных советах, дифференцированный подход в воспитании ребенка, разделение труда между мальчиками и девочками, уважение к старшим по возрасту и чину, строгое соблюдение народных традиций. Дальнейшее воспитание и приобщение ребенка к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни осуществлялась в учебных заведениях.

С конца ХУШ до начала XX века казакам Северного Кавказа удалось организовать разветвленную сеть учебных заведений, представленную войсковыми школами и училищами, женскими и мужскими гимназиями, полно вши и бригадными школами, кадетскими корпусами и высшими учебными заведениями. В отличие от жителей Центральной России, не говоря уже о национальных окраинах, среди казаков Север-

ного Кавказа процент грамотных был достаточно высок. Местное население всегда радушно относилось к открытию школ, по мере сил не жалея своих скудных средств на школьное дело. Очень многие казачьи учебные заведения содержались практически полностью на средства казны войсковой и пожертвования частных лиц. До октября 1917 г. обучение грамоте в объеме начальной школы с изучением Закона Божьего для казаков было обязательным. Осмысление верк, приобщение к религии и народным традициям начиналось непосредственно в казачьих семьях, а затем закреплялось в учебных заведениях.

В условиях Северного Кавказа произошло обогащение культуры казаков элементами культур горских народов: обрядовая сфера (куначество, аталычество), форма одежды (гражданской и военной), особенности кухни и т. п. Все это отличает казачество Северного Кавказа от казаков других регионов страны,

В ряду проблем, стоящих перед отечественной педагогикой и школой, несомненно, важное место занимает выявление специфических воспитательных традиций и особенностей развития школы у казаков. Проблема традиционного воспитания и развития народных школ недостаточно разработана и с тори ко-педагогической наукой. Так, освещение этой проблемы в последние десятилетия Ж в. представлено единичными публикациями в педагогической печати, наиболее крупными из которых являются труды следующих авторов: М.П.Астапенко, И.Кузнецова, В.Лях, Й.Горловой, АЛІанаенко, Ю.Трофимовой, В.Ходарева, Ю.Д.Труханова, А.П.Пивнева, АЛ.Скорика. Нет специальных исследований по истории просвещения и развития педагогической мысли у казаков Северного Кавказа, где в силу истори-но-политических причин сосредоточено наибольшее количество казачьего населения и активно идет процесс возрождения традиционной

культуры. Накоплен некоторый опыт организации казачьих учебных заведений различного типа, созданных в 90-е годы 5Х в. Этот опыт требует обобщения и научной оценки.

Теоретическая и практическая значимость проблемы для современной отечественной педагогики и школы, отсутствие работ, дающих целостное представление о системе традиционного воспитания у казанов Северного Кавказа, становлении, основных тенденциях развития и современном состояний казачьих шкод^ определили тему нашего исследования: "Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы".

Объектом исследования является педагогическая культура казаков Северного Кавказа, нашедшая отражение в их многовековом опыте и раскрытая в обычаях, традициях, фольклорных произведениях; а также современное состояние учебных заведений казачества.

Дтэедмет исследования: процесс воспитания и обучения у казаков Северного Кавказа в конце ХШ - 90-х гг. XX века.

Проблема исследования: обобщение и научная оценка педагогических идей и опыта, накопленных казаками Северного Кавказа в процессе их исторического развития.

Дель исследования: раскрыть специфику развития содержания, форм и методов воспитания и обучения казачества Северного Кавказа.

Достижение данной цели требует решения ряда задач:

охарактеризовать ведущие идеи русской народной педагогики как базовые идеи педагогики казачества;

определить основные этапы становления и развития школ казачества Северного Кавказа до октября І9Ї7 г.;

проанализировать и обобщить опыт современных казачьих учебных заведений, детских объединений и организаций;

_ 7 -

показать перспективы развития казачьих школ. Методологическая оешва исследования;

признание приоритета общечеловеческих ценностей;

аксиологический подход к изучению педагогических реалий;

целостность мирового педагогического процесса, своеобразие его проявления в различных странах и регионах;

целостное изучение историно-педагогичеекого явления;

общенаучный принцип объективности в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений;

принцип логического и исторического;

системно-структурный подход, сеязь исторического с современностью.

При изучении педагогической проблемы автор руководствовался также принципом комплексного использования методов исследования. Данный принцип обусловлен сложностью самого педагогического процесса, его диалектичноетью и предусматривает выдвижение нескольких исследовательских задач, охват как можно большего числа связей изучаемого процесса, философский» логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов. Комплексный подход дает объективное представление об изучаемом педагогическом явлении.

В исследовании автор опирался на труды современных отечественных педагогов Ю.К.Бабансного, М.В.Богуславекого, В.Й.Додоно-ва, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандрова, А.ВЛудрика, З.Й.Равкина, В.АХухомдинского, Ф.А.Фрадкина и др.

В теоретическом осмыслении положений, традиций и закономерных связей народной педагогики автору большую помощь оказали исследования по истории педагогика Н,В.Богуелавекого, Л.Н.Гончарова, В,В.Макаева, Ц.Г.Йлоховой, В.ГЛрянннковой» специалистов по

этно педагоги не В.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, Е.Е.Хатаева, Й.А.Шорова.

Ведущими методами исследования явились:

изучение архивных и литературных источников но данной проблеме;

анализ государственных документов об образовании, уставных документов Российского Союза казаков, региональных объединений казачества;

сравнительно-сопоставительный анализ первоисточников;

личные наблюдения за деятельностью современных образовательных учреждений казачества;

интервьшрованйе руководителей, педагогов, учащхея казачьих учебных заведений;

обобщение и систематизация полученных данных.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, пеихолого-педагошческие труды по исследуемой проблеме, государственные документы об образовании, учебные программы, методическая литература, учебники.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной педагогической науке дана обобщенная характеристика системы традиционного воспитания у казаков Северного Кавказа. Установлено, что в народной педагогике казачества семья рассматривалась как определяющий фактор формирования личности. Охарактеризован сложившийся в опыте народа идеал воспитания казака-труженика, семьянина, гражданина, воина. Выявлены основные части (задачи) воспитания: воспитание детей в труде и для ТРУД&; раскрытие физического потенциала человека; выработка нравственного сознания и национального самосознания; овладение жиз-

ненно необходимыми знаниями, развитие интеллекта и творческих способностей. Охарактеризована специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия семьи и казачьей общественности в процессе социализации личности. Проанализирован и обобщен опыт современных казачьих учебных заведений, определены особенности организации учебно-воспитательного процесса: включение в содержание образования регионального компонента, усиление образовательных функций традиционной культура, использование культурных и образовательных традиций казачества. Б процессе исследования выявлено расширение сети учебных заведений, ранняя профориентация в соответствии с традиционными казачьими видами деятельности, система наставничества, тесная связь с казачьими общественными организациями, разнообразие форм внеклассной работы*

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт формирования воззрений казачества на воспитание детей представляет собой характеристику важнейших понятий и идей, обычаев и традиций народного воспитания как целостной педагогической совокупности. Эта целостная система включает в себя идеал, цель и задачи традиционного воспитания; процесс, средства, методы и отдельные приемы педагогического воздействия на ребенка, родителей, семью в целом; самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты воспитательного процесса, имеющие гуманно-демократическую направленность. Результаты исследования содержат идей и положения, которые углубляют знания и представления современного педагога о формировании системы казачьих учебных заведений в период с конца в. до 1917 г., а также определяют теоретические положения прогнозирования системы обра-

зовательных учреждений казачества в свете актуальных задач современной педагогики и процесса возрождения в России народной школы.

Практическая значимость исследования» Сформулированные автором положения и выводы могут быть включена в курсы теории и истории педагогики» этнопедагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учреждений, для создания сдецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов, в лекторской работе и деятельности институтов повышения квалификации. Теоретические положения и методические материалы представляют непосредственный интерес для учителей казачьих школ и родителей-казаков в их воспитательной деятельности.

Обоснованность и достоверность научннх результатов обеспечена широкой источниковой базой» соответствием исследования теоре-тико^летодологичееким принципам, целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1994-1996 гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию» проводился сбор и анализ материала. На втором этапе (1996-1997 гг.) - осмысление и обобщение полученного материала, оформление диссертации, апробация результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Система традиционного воспитания у казаков Северного Кавказа, основанная на ведущих идеях русской народной педагогики» формировалась с учетом региональных особенностей и специфики жизнедеятельности казачества.

  2. Особенности содержания семейного воспитания определялись традиционной педагогикой казачества и заключались в следующем:

- подготовка к трудовому образу жизни через раннее вовлече-

- II -

ниє детей в трудовую деятельность на благо семьи и общества, недопустимость нетрудовых доходов;

общечеловеческая и религиозная (христианская) мораль -основа нравственного воспитания; воспитание добродетели, чести, коллективизма, гуманного отношения к людям, особенно к женщинам, детям, старикам;

физическое и военно-патриотическое воспитание как непременное условие формирования личности казака-воина, гражданина;

умственное воспитание через приобщение к устному народному творчеству (загадки, пословицы» поговорки, сказки и т. д.)» фольклору;

формирование эстетического сознания, эстетических чувств, умений и навыков художественной деятельности, основанных на достижениях народного творчества казаков, а также доведения по законам красоты.

  1. Характеристика процесса становления и развития системы казачьих учебных заведений на Северном Кавказе до октября 1917 г. с точки зрения обусловленности этого щюцесса социально-политическими предпосылками и направленностью на формирование казачьей интеллигенции в целом и военной интеллигенции в частности,

  2. Необходимость возрождения традиционной культуры и казачьих школ как непременного условия возрождения самого казачества.

  3. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в современных казачьих учебных заведениях, их перспективность.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, на первом Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (1996 г.); издавались в сборнике научных

- 12 -трудов молодых ученых университета "Теоретические и прикладные исследования в области гуманитарных наук" (1996 г,)» в сборнике материалов для студентов по иаучению истории педагогики "Страницы истории педагогики", вып.5-ый (1995 т*), вып.6-ой (1997 г.), вып.7-ой (1997 г.). ВЫП.8-0Й (1997 г.), вьш.9-ый (1998 г.).

- ІЗ -Глава I. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - ОСНОВА СШОВДШІ ЩДАГОГМКЙ КАЗАЧЕСТВА

Народная педагогика казачества родилась в недрах русской народной педагогика и вобрала в себя все лучшие ее черты. Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль Древней Руси, насчитывают более двух тысяч лет. За это продолжительное время праславяне, а затем славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, выросшую из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, подготовки их к жизни и труду.

Преемственность осуществлялась на основе народных традиций семейного воспитания. Традиции включали в свой состав обычаи, обряды, ритуалы, реликвии и т. п. В них был общий социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы и нормы поведения. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, <|иэического, эстетического и религиозного воспитания. Определенные педагогические функции выполняли средства воспитания: колыбельные песни, сказки, легенды, предания. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений. Обычаи строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение личности в различных сферах жизни и деятельности, межличностные отношения. Педагогический аспект обычаев состоял в выработке у детей определенных привычек в общении с другими людьми. Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы поступков, действий, указывали, что следует, а чего не следует делать,

- 14 -то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения. На основе традиций и обычаев формировались обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи, рода, общины* Обряды были постоянными спутниками жизни человека. Ими сопровождались земледельческие работы, торжества, игрища и т. п. Цель обрядов заключалась в том, чтобы дать детям определенные советы для повседневной жизни. Они закрепляли нормы и правила поведения. Отдельные обряды сохранялись в России еще до XIX в. В процессе воспитания особое значение старшее поколение придавало соблюдению запретов (табу). Ими обусловливались хозяйственная, социальная жизнь и поведение человека. Отражение общественных интересов, регулировавших поведение людей, находило более полное и разностороннее выражение в этических нормах, в эстетических воззрениях. Выходя за пределы табу, они дифференцировались и усложнялись по мере развития общества. Нравственные нормы закрепляли в сознании подрастающего поколения сложившийся характер отношений людей в родовом обществе.

Разложение родового строя, зарождение феодальной собственности, возникновение классов привели в Х-ХУ вв. к возникновению новых явлений в педагогической мысли: выработке методов и форм воспитания, которые соответствовали новым общественным отношениям. Педагогическая мысль становится важным компонентом идеологии феодального общества Руси, хотя она существовала не как особая область знаний со своим предметом и проблематикой, а как составная часть христианско-этического учения.

Педагогическая мысль ХІ-ХУ вв. прослеживается и в литературных произведениях, и в народных педагогических воззрениях. В народной педагогике с помощью разнообразных ередств (пословицы,

- 15 -сказки, загадки» былины, наблюдения за приметами погоди и др.) проявилась педагогическая мудрость народа. Народная педагогика акцентировала внимание на воспитании, основой которого было умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой жизни.

Для произведений русских авторов XI-ХУ вв. характерна оригинальность, связь с потребностями древнерусского общества, стремление усовершенствовать процесс воспитания и армирования личности. Показательно в этом плане "Поучение*1, где четко вира-жены идеи Нономаха. Произведение в совокупности своей представляет цельную систему педагогических воззрений автора. Так, одним из главных средств воспитания Владимир Мономах считал образование ("не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь"). Впервые в отечественной литературе Мономах выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности. Успех воспитания, по мнению автора "Поучения", зависит от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. Идея защиты Отечества становится основой для разработки еиетемы военнонрзичееного воспитания. Кроме того, Мономах защищал право человека лично определять меру своей религиозности.

В педагогической мысли России этого периода появляются новые прогрессивные тенденции. В произведениях Климента Смоляти-ча, Кирилла Туровского, Кирика Новгородца разрабатывались проблемы познания и обучения. В их сочинениях большое место отведено нравственному совершенствованию личности, осуждению таких пороков, как корыстолюбие, лихоимство, лень, лукавство и др. Много внимания уделено формированию чувства любви к Родине. Древнерусские мыслители как представители официальной педагоги-

ки не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками. От "Слова о законе и благодати" йларио-на до "Моления Даниила Заточника8 наблюдается постоянное обращение к мудрости народной педагогической мысли.

Развитие педагогической мысли и просвещения в Русском государстве в ХІУ-ХУЇЇ вв. осуществлялось в условиях, когда Русь освобождалась от ига иноземных поработителей и начинало складываться централизованное государство. В этих исторических условиях русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в "Задощине", "Сказании о Мамаевом побоище", былинах, песнях и других памятниках того времени, воспитывали у молодежи глубокие патриотические чувства.

Значительное место в этнопедагогических материалах занимал вопрос о трудовом воспитании молодежи. Родителям рекомендовалось обучать детей различным ремеслам. Достаточно широко обсуждались вопросы нравственного поведения и взаимоотношений в семье, школе, обществе, между детьми и родителями, между учителями и учащимися. Был разработан кодекс правил в различных редакциях "Домостроя", в "Школьном благочинии", "Гражданстве обычаев детских", в пословицах и поговорках, Изложенные в этих источниках правила требовали от молодежи глубокого уважения к старшим, заботливого отношения н слабым и старым, скромности в поведении, старательности в учении.

Пословицы и поговорки, как самые распространенные жанры народной мудрости, представляют собой народно-педагогические миниатюры, в которых отразилась педагогическая культура и гений народа. Поэтика поговорок и пословиц тесно переплелась с педагоги-

- 17 -кой. Более того, народная мудрость имела свою особую педагогику. В пословицах и поговорках народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Обладая афористической формой и поучительным содержанием, пословицы и поговорки выражали взгляды народа на явления общественной жизни, его представления о воспитании молодого школешя. Выеоную оценку поговоркам и пословицам давали многие великие мыслители. По выражению К.Д.Ушйнекого, поговорки и пословицы - это "речевые самородки и самоцветы, в ко-торых внкрксталлизировалаеь мудрость народа . В.Даль в поговорках и пословицах видел блеск народного ума, слышал голос сердца, ощущал силу житейской мудрости. Он называл пословицы сводом "народной опытной премудрости и целомудрия", "цветом народного ума", "житейской народной правдой . Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называл поговорки и пословицы крылатыми словами, итальянцы - народной школой, народы Востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. "Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку сказал - душу утешил", "Умный человек не говорит без пословиц", "Сын мудрого отца богат поговорками***. Народ высоко ценил пословицы и поговорки потому, что "в мутной воде нет рыбы, в пословице нет лжи", В понимании народа эти краткие изречения выступали как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наставление прежних поколений.

Народные афоризмы не просто выражали воспитательную идею.

І. Упинений К.Д.. Собр. соч.: в II т., Т.б. -М., 1952, с.439,,

Z. Даль В. Пословицы русского народа. -Й., 1957, с.9.

3. Даль В.Й, Пословицы русского народа, -М., 1984, т.1, С.І5І-2Й0.

- 18 -Они отшлифованы и созданы для определения воспитательной задачи, дидактической цели, диктуемых педагогической интуицией народа, принципом целесообразности. Педагогическую интуицию и целесообразность несут в себе от начала и до конца все мысли, пожелания, рекомендации, требования народной мудрости. Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, они легко запоминаются. Это весьма важно для усвоения нравственных норм и правил: "Доброе дело в воде не утонет11, "Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает*1, "Добро творить - себя веселить*1, "Злой человек

как уголь: если не жжет, то чернит", "Чего в другом не любишь,

того и сам не делай", "Знатный стал - не кичись, не скупись .

Много ценного содержат пословицы и поговорки о трудовом воспитании: "Работа да руки - надежные в людях поруки", "Маленькое дело лучше большого безделья", "Не везде сила; где уменье, а где и терпенье", "Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись", "На палатах лежать, так и ломтя не видать .

Не только трудолюбию, но и бережному отношению к земле-кормилице учат пословицы: "Мать-сыра земля - всех кормит, всех шит, всех одевает, всех своим теплом пригревает", "Добрая мать для своих детей, а земля для всех людей", "Худ обед, когда хлеба нет .

Крылатыми фразами выражал народ свои патриотические чувства: "С родной земли - умри, не сходи", "Своя земля и в горести мила", "Русский ни мечом, ни калачом не шутит", "Глупа та птица,

  1. Аникина В.ЇЇ. Русские пословицы и поговорки. - М., 1988, с.179.

  2. Разумов А.А. Мудрое слово. -М., 1957, с.109.

  3. Разуме» А.А. Мудрое слово, -М., 1957, с.63.

т которой свое гнездо не мило"*.

Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов: "У доброго дядьки добры и дизять-кин, "Молодой работает, старый ум дает*1, "Всякой матери свое дитя мило", "Кто красен дочерьми да сыновьями в почете, тот в благодати", "Молодость плечами крепче, старость - головой", "Старость к правде ближний путь знает

Таким образом, пословицы и поговорки представляют собой народные педагогические миниатюры, в которых в известной степени нашло свое отражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности; обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; применение повторов, напоминаний, риторических вопросов и восклицаний способствует реализации принципа прочности, систематичности и последовательности. Пословицы и поговорки отражают условия материальной жизни общества, сокровенные чувства народа, создают условия для обеспечения связи воспитания е жизнью.

Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, коллективизм, чувство дружбы и товарищества. Народный кодеке воспитания на первый план выдвигает служение народу, своей стране. Нашли и установили народные воспитатели своеобразную форму общественного воспитания (в Дагестане - годекан, в

I. Делицына В.Д.і Прохоров Ю.Е. Русские пословицы и поговорки. -М., 1979, с.71.

Z. Делицына В.П., Прохоров D.E. Русские пословицы и поговорки. -М., 1979, с.92.

Средней Азии - махалля, у казаков - община, круг и т. д.). Нравственный облик народа ярко выражался в отношении общества к семье. Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей:"Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели", "Овощи видно в рассаде, человека в детстве", нПривычка трехлетнего со-храняется до восьмидесяти лет11 и др. .

Б народной педагогике много внимания уделялось эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному. Народ учил молодое поколение жить в природе, любить ее, хорошо ориентироваться в окружающей среде, знать приметы погоды и т. д.

Новым этапом развития народной педагогики России стала вторая половина XIX в. - время вступления страны на путь капитализма. Со времени отмены крепостного права (1861 г.) существенные изменения происходят в деле народного образования. "Положение о равноправии в области образования граждан Российской империи" предусматривало открытие большого количества школ, в том числе и для казачества. При этом роль традиционной народной педагогики возрастала*

В 1861 году В.И .Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее ^Русская народная педагогика" В более поздние годы выходит ряд статей ("Какая нужна наука в народной школе" 1864 г.; "Предметы обучения в народной школе" 1873 г.; "Новый план устройства народной школы" 1883 г. и т. д.), в которых русский педагог дает рекомендации в отношении учебного плана для народных школ. Эти рекомендации резко отличались от официальных установок "Положения о начальных народных училищах

I, Кругло вЮ.Г. Русские народные з агад ки, поело вицы, по го -ворки. -Н., 1990, е.254.

-21 -1864 г.". В качестве основного предмета, изучаемого в народной школе, В.Й.Водовозов называл родной язык.

Великий русский педагог К.Д.Ушинскнй высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, -имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших сиете-

мах, основанных на абстрактных идеях... . Он глубоко верил в то, что "народ без народности - тело без души" и, опираясь на это, обосновал идею народности в воспитании; воспитание должно быть народным, а значит, что оно должно охватывать все подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формирования этих поколений в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен руководить и владеть сам народ. Центральное место в формировании человека, по мнению К.Д.Ушинекого, должен занимать родной язык - "сокровищница духа народа". "В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творче-ской силой народного духа в мысль... . В учебных книгах Ушине-ного ("Родное слово" и др.) разнообразно представлена большая часть жанров русского фольклора, фольклорный материал выполняет важнейшую и незаменимую функцию. Народно-поэтические образы непроизвольно вводят читателя и слушателя в жизненный цикл своеобразных отношений к людям, природе, быту, труду, сложившийся в народной культуре. Фольклорный образ в учебных книгах Ушинского обладает ассоциативностью. Он вызывает более широкие представле-

  1. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в XI т., Т.2. -И., 1952, с.161.

  2. Ушинский К.Д. Собр. соч.; в II т., Т.8, -М., 1948,

с557.

ния о природном и человеческом мире. Ценность народного образа в его синкретичноети. Он объединяет представление, нарождающееся понятие, эмоцию, моральное отношение, языковую выразительность с обычаями и нормами народной культуры. Все это позволяет ребенку проникнуться ощущением ценности жизни, природы, человеческого общения, понять поэзию человеческого отношения к миру. Фольклорный пласт учебных книг Ушинского составляет единое целое с литературным и дидактическим. Хорошо зная народные обычаи, обряда, традиции, великий педагог пришел к выводу, что "мудрость предков - зеркало для потомков", и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образом в процессе народного развития. Обращал внимание К.Д.Ушинский и на то, что всякое заимствование ж механическое внедрение в практику воспитания иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности недопустимо,

В.А.Сухомлинекий, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики она в должной мере не изучается, глубокое исследование по этим проблемам не проводится. "Я уверен, - писал В.А.Сухомлинекий» - что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особен-

т ности национального характера, лицо народа ,

Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом и

I. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н.Волкову от 6 февраля 1967 // Волков Г.Н. Этнопе даго гика. - Чебоксары, 1974, с.162,

-23 -этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов* этнографов.

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С, Вино градов» давший описаше сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия "народная педагогика". Народная педагогика "не

столько система, сколько сумма знаний, уменийя, - утверждал

ї Г.С.Виноградов . Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении» По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С.Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует называть народной педагогикой.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий "Чувашская народная педагогика" и "Этнопедагогика". Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания,

Г.Н.Волков впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика", определив ее как науку моб опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагоги-

I. Виноградов Г.С. Народная педагогика. -Иркутск, 1926, с.5, 9!

- 24 -ческих воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием

Ї исторических условий... .

В названных и других историко-педагогичесних исследованиях еделана попытка определить предмет, цели и задачи народной педагогики. Г.Н.Волков считает, что народная педагогика - это "совокупность и взаимозависимость цели, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных наро-ду . Далее он поясняет: народная педагогика представляет собой "совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания", что эзи знания и сведения обычно распространяются устно и "включают в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающего поколения". В определении Г.Н.Волкова привлекает внимание весьма важное положение - это единство целей и задач, приемов и средств обучения и воспитания в сочетании с практической воспитательной работой народа.

Впервые дети как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф.Афанасьева "Этнографииа нерусских народов Сибири и Дальнего Востока" (2979). Автор характеризует народные традиции в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых) особенности воспитания девочек. В.Ф.Афанасьев считает главным в народной педагогике процесс овладения народом, в том числе и детьми, определеннши знаниями, необходимыми в повседневной жизни. На этой основе он дает следующее определение:"...Со-

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974, с.З.

  2. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары, 1956, с.11-12.

вокупность знаний народных масс обеспечивала и обеспечивает овладение детьми и самим народом необходимыми знаниями для их повседневной жизни. Сумма этих знаний, накопленных и проверенных пранні тикой» составляет суть народной педагогики .

Каждый народ в отдельности не создает свою особую народную педагогику. Народная педагогика имеет единую основу, опираясь на общепринятые, общечеловеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет, реализует эти общие идеи и знания, исходя из национальных обычаев и традиций данного народа. Определяя сущность народной педагогики следует иметь в виду не только совокупность передаваемых знаний, сведений, но и практическую воспитательную деятельность людей, благодаря чему эти знания превращаются в умения и навыки.

Практически во всех определениях объектом и предметом народной педагогики авторы считают процесс воспитания. Между тем в народной педагогике не менее важное место занимает и процесс обучения. В частности, народ учит, обучает молодое поколение конкретной профессии, мастерству, прикладному искусству, спортивным играм и т. п.

Опираясь на все сказанное, сущность рассматриваемого понятия можно определить следующим образом: народная- педагогика - это совокупность накопленных знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосе, поговорках и пословицах, преломляются через

I. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогина нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979, с.101.

призму национальных обычаев и традиций разных народов и в конечном счете имеют цель направленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс. Народная педагогика стоит у истоков научной педагогики. Она и сегодня питает творчество ученых, поэтов и писателей, олицетворяя преемственность, соединяя современность с древней педагогической культурой прошлого.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики, можно выделить ее отличительные черты.

I. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественником научной педагогической мысли. Она существует столько времени, сколько существует сам народ, и оказывает влияние на формирование законов и правил научной педагогики. Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях опирались на народное художественное творчество, развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали народную педагогику как выражение народной мудрости. Гуманистические идеи народной педагогики широко воплотились в трактатах о воспитании великих просветителей. Народная педагогика и сегодня не только служит объектом научных исследований* но и оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики, особенно семейного воспитания.

Z. В народной педагогике нет четких и определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Терминология народной мудрости хранит отпечаток местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной

педагогики понятный и близким самым широким слоям населения.

3. Народная педагогика отличается коллективностью ее твор
ческих основ. Еще В.Г.Белинский писал, что "авторитетом русской
народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные ли-

ца . Именно в коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор - народ. Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Будучи непосредственным творением самого народа, она имеет неограниченные возможности постоянно расширять сферу влияния. Художественное народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, шко-ЛУ» куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена.

4. Народная педагогика, как все другие проявления духовной
культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащенаю. Многие
выдающиеся творения народа переходят свои национальные границы,
становясь достоянием общечеловеческой культуры.

Характерные черты народной педагогики находят свое выражение в произведениях народного творчества и составляют основу культуры народа в целом. Современные концепции воспитания всесторонне развитой личности постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория только изучила, взаимодействовала с ней и синтезировала ее. До сих пор народная педагогика не знала подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание де-

X. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. Т.5. -М., 1954, с.331.

— 28 — тей происходит, прекде всего, іюд воздействием народной педагогики, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощен характер народа, представления о прекрасном, мечты о будущем* Народ вкладывает в свое творчество сокровенные мысли о воспитании идеального человека, наделенного лучшими нравственными качествами. Одно это отвечает задачам воспитания новогр человека, а значит, заслуживает самого пристального внимания. Под влиянием созданных им же самим памятников народной педагогики народ устанавливает дальнейшие законы и правила общежития, этики, морали, общения, быта, формирует мировоззрение. "Иод влиянием рассказов, сказок, пословиц и других продуктов устного народного творчества вырабатываются отчасти все мировоззрение, вся житейская мудрость и все

эстетические представления ,

Из сказанного следует вывод: народная педагогика должна стать неотъемлемой, полноправной составной частью современной педагогики, одной из отраслей историко-недагогических знаний.

На протяжении веков народная педагогика развивалась путем проб и ошибок. Она вобрала в себя наиболее удачные находки и параллельно в сложном взаимодействии с научной педагогикой стала могучим средством воспитания и обучения молодого поколения. Преимущество народной педагогики состоит в том, что она, будучи хозяйкой "у себя дома", не только оказывает непосредственное, каждодневное влияние на воспитание молодого поколения с рашего детства, но и служит посредником, связующим эвеном между мудростью

I. Сержпутовский Д.К. Сказки и рассказы: Материалы к изучению творчества белорусов и их завтра* СПб., отд. русского языка и словесности. АН, I9II. УЛ. 185, с .2-3.

_29 _

народа и официальной педагогической теорией.

Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. Сам процесс воспитания, повседневной педагогический контакт с детьми практически всегда был осознанным.

Народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателями приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Народная педагогика дополняет современную педагогическую теорію, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В то же время современная теория педагогики, обогащенная народный опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народ играет активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культура. Народная мудрость содержит не только ценные мысли о воспитании ребенка, о формировании его личности, но и в ряде случаев представляет элементы дидактики, указывающие, в каком возрасте, какими приемами и методами следует прививать благородные человеческие качества. Таким образом, народная педагогика, как составная часть общей воспитательной системы, исполняет свой долг, воспитывая молодое поколение на прогрессивных традициях прошлого, героике настоящего и идеалах будущего.

Отражением жизни народа, его трудовой деятельности, духовных и нравственных идеалов служит народная школа. Эта школа, во-

-зо -

спитывавдая детей через освоение духовных богатств народа и его культуры, традиций и уклада своего региона, развивается шесте с народом, самим народом и для народа. В силу этого она является воплощением души народа, его глубинных стремлений, выражает шдовую (этническую) сущность. Й по структуре, и но содержанию народная школа является отражением народной жизни. Это школа нравственности и ремесла. Каждая капля знаний народной школы жизненно необходима. Это школа индивида, семьи, народа, государства, слитая воедино. Если умирает народная школа, умирает народный дух и народ. НВ современных условиях школа переживает трагедию потери народности содержания образования. Оборвалась внутренняя связь между содержанием образования и духом народа.

Народы, теряющие свою культуру, исчезают с исторической арены,

т а сохранившие ее - возрождаются"*.

Социальное назначение народной школы - не допустять исчезновения и деградации этноса, разрушения уникальной социокультурной сферы его жизнедеятельности. Именно поэтому народная школа должна с первых минут приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей и запретов, поскольку эти факторы формируют характер личности, помогают избежать духовного обнищания и способствуют дальнейшему развитию народа. Традиции, фольклор, музыка и живопись, художественные ценности народа, эт-нопедагогина и народная медицина, философия и религия - все это в той или иной мере входит составной чадзтью в содержание образования, в программу народных школ.

I. Шадриков Б.Д. Народная педагогика // Высшее образование в России, 1993, Ш, с.105.

-ЗІ -

Стремлена к национальному самоопределению, на дуть которого встало современное казачество, должно сопровождаться уважением к другим культурам и народам. Кроме того, необходимо учитывать и то, что национальная культура и школа - не застывшее явление, закрытая система. Национальная культура - живое, многоплановое явление, Ее отличительная черта - открытость другим культурам, осоОенно культурам народов-соседей. Развитие отдельного этноса не может идти в условиях культурной, бытовой, языковой изоляций. Примером тому территориальная близость казаков и горцев, официальные и культурно-бытовые контакты, сказавшиеся положительно на развитии обеих сторон. Казаки переняли от горцев не только форму одежды и вооружения, но и некоторые обычаи, связанные с воспитанием (аталычество и др.). Вот почему образовательная программа народной школы включает все богатство знаний, выработанных человечеством в целом.

В центре содержания образования народной школы находится этногенез со всеми определяющими этот процесс факторами: зарождение этноса, его развитие, отношение с другими народами, культура, нравственность, народные поверья и обычаи, развитие языка, быт и т. д. Народная школа должна отличаться всем содержанием образования, а не только изменением названий .учебных предметов, не введением новых учебных дисциплин. Народная школа предполагает национально ориентированное содержание образования и этнически обусловленные методы. Она должна учитывать этнически своеобразное, исторически обусловленное содержание основных понятий школьного образования, специфику их формирования и значение в повседневной жизни. Мышление каждого этноса своеобразно, индивидуально. Смысл образования заключается в том, чтобы предугадать развитие народа, подготовить его к этому развитию. Народная ако-

ла призвана вернуть человека к его роду. Только в единении е народом может найти успокоение и радость человек. Долноценен. и счастлив тот, кто несет в cede национальную культуру, кто чувствует себя частицей своего народа.

Таким образом, народная педагогика представляет собой совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Памятники народной педагогики представляют собой не просто свод педагогических истин, народ отразил в них не только евои идеалы, но и важнейшие дидактические принципы. В этой связи самые распространенные виды устного народного творчества - поговорки и пословицы - являются народными педагогическими шниатюрами, а сказки - учебниками жизни.

Одной из основных особенностей народной педагогики является преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но и единственный источник духовных ценностей. Народ шесте с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель.

Народная педагогика России прошла сложный путь становления и развития, претерпевая ряд изменений в результате социально-политических событий. Активно обращаться к проблемам народной педагогики мыслители и педагоги России стали в XIX в. Н.Г.Чернышевский заметил, что памятники народного творчества выражают чувства, обычаи, традиции, думы и чаяния народа, причем выражают все это удивительно целомудренно, возвышенно, в силу чего народная мечта ячиета, проникнута всеми началами прекрасного". Н.А.Добролюбов

отмечал, что изучение народного творчества и бата важно и нужно "для характеристики народа", в силу своей прелеети, тонкости, нежноети, оригинальности народная мудрость неповторимо производит на человека "сильное впечатление11. Великий русский педагог Й.Д.Ушинский говорил, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мнели и выражения народная мудрость о воспитании настолько

оригинальна, что воистину "никто не в состоянии состязаться с

I педагогическим гением народа . Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточника культуры народа, в том числе и педагогической, отмечали все прогрессивные педагоги. Разрабатывая новое содер&ание образования, необходимо учитывать непреходящую роль национальной культуры в деле воспитания и обучения молодого поколения. Поскольку изучение народной культуры и педагогической мудрости позволяет вырастить не просто носителя языка, а образованную и яворчеекуя личность, доброго семьянина, любящего свое Отечество и законопослушного гражданина. Последовательное и основательное приобщение к родной культуре Ызту, истории, <$илоес<|ии, искусству, ремеслам и т. п.) позволяет молодежи оценить самих себя, свои резервы и возможности. Одна из задач современной школы - познание души народа, его особенностей, ознакомление с историческим и культурным наследием. ::л .'Кроме того, национальное воспитание должно быть тесно связано с задачами общечеловеческого развития, с нравственным воспитанием. Это позволит обрести национальное согласие и разру-

I. Ушшский К.Д. Соч.; В II т. Т.6. -Н.; Д., 1952, с.300.

шить стену непримиримости. Уважение к народу растет шеете с повышением национального самосознания. А оно неразрывно связано со степенью просвещенности народа, с развитием привычки к труду, любви к ближнему, гордости за свою страну и ее историю *

Каждый народ создает свою систему воспитания, в духе своего народа, сообразно народному характеру и пережитой им истории, синтезируя при этом и обобщая лучшие, прогрессивные воспитательные традиции своего времени. Дримером тому - казачья педагогика, имеющая в основе своей русскую народную педагогику.

В своем становлении и развитии педагогика казачества прошла сложный путь. С ХУД столетия казаки добровольно вошли в состав России. Привнося в ее историю немало героических страниц, они одновременно создавали свою историю, культуру, педагогику. Вобрав в себя все самое лучшее из культурно-педагогического наследия России и причудливо соединив элементы азиатской культуры, народная педагогика казачества все же сохранила свое своеобразие. Будучи составной частью коллективного народного творчества, проявлением педагогической культуры народных масс, эта педагогика зародилась у казаков Северного Кавказа на рубеже ЗШІ-ХІХ века. Она отражала идеалы народа, его воззрения и представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.

Непосредственным источником народной педагогики казачества стал быт и уклад жизни казачьих семей» йрогресеивные традиции -семейной педагогики служат могучим средством воспитания детей. Семья закладывает фундамент, основу личности, формирует черты характера истинного казака. Отец и мать в народной казачьей пе-

І. См.:Погодина К. Открыть самих себя // Народное образование, ІУ94, №4, с.43-45.

дагогике - первые естественные воспитатели ребенка. Нараду с ними, огромную роль в воспитании подрастающей смены играли ближайшие родственники, старшие члены общины.

Большое внимание народная казачья педагогика уделяет детям как объекту и субъекту Боепитания. Здесь находят отражение такие вопросы» :-щ- военнташе детей разного возраста» любовь к детям» забота о сиротах» отношение к своим и чужим детям, особенности воспитания девочек и мальчиков и т* п. Арсенал народной педагогики богат методами воспитания; личный пример, убеждение» приучение, требование, просьба, совет, намек, упрек, одобрение, осуждение, поощрение и т. п.

Центральное место в педагогике казачества занимает вопрос о содержании воспитания и обучения. Весьма богаты и разнообразны представления казаков о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения* Загадки, считалки, наблюдения заявлениями природы служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления детей. Сердцевиной процесса воспитания казаки считали трудовое и религиозное воспитание. Много ценного при этом содержится в казачьей народной педагогике о фїзйческом, эстетическом, военно-патриотическом воспитании молодежи.

Б учебно-воспитательной деятельности казаки стремились развивать у молодого поколения глубинные черты национального самосознания: единение и согласие» гармонию народного бнтия; гордость за Великую Русскую землю; осознание исторического долга и преемственности поколений; чувство семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов. Казачеству свойственны идея духовного сду&ения Родине и народу, стремление к истине, понимание православия как энергии духовного единения» со-

страдание, служение выешм ценностям*

В современник условиях возрождение в России национальных школ, народной культура и педагогики приобретает особое значение. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и истокам позволяет бороться с бездуховностью и нравственной деградацией общества в целом. Известней историк и этнограф Л.Н.Гумилев доказал, что выживают и приобретают историческое значение только те культуры, которые щш соприкосновении с другими оказываются достаточно сидьнщи, чтобы отстоять свое самобытное существование. Это в полной мере можно отнести к возрождающемуся культурно-педагогическому наследию казачества, соединившему в себе жутье от русской народной культуры и не утратившего при этом своей самобытности.

Русская народная дщагошка - основа самобытной пщагоіикй казачества

Народная педагогика казачества родилась в недрах русской народной педагогика и вобрала в себя все лучшие ее черты. Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль Древней Руси, насчитывают более двух тысяч лет. За это продолжительное время праславяне, а затем славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, выросшую из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, подготовки их к жизни и труду.

Преемственность осуществлялась на основе народных традиций семейного воспитания. Традиции включали в свой состав обычаи, обряды, ритуалы, реликвии и т. п. В них был общий социальный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы и нормы поведения. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, иэического, эстетического и религиозного воспитания. Определенные педагогические функции выполняли средства воспитания: колыбельные песни, сказки, легенды, предания. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений. Обычаи строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение личности в различных сферах жизни и деятельности, межличностные отношения. Педагогический аспект обычаев состоял в выработке у детей определенных привычек в общении с другими людьми. Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы поступков, действий, указывали, что следует, а чего не следует делать,-то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения. На основе традиций и обычаев формировались обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи, рода, общины Обряды были постоянными спутниками жизни человека. Ими сопровождались земледельческие работы, торжества, игрища и т. п. Цель обрядов заключалась в том, чтобы дать детям определенные советы для повседневной жизни. Они закрепляли нормы и правила поведения. Отдельные обряды сохранялись в России еще до XIX в. В процессе воспитания особое значение старшее поколение придавало соблюдению запретов (табу). Ими обусловливались хозяйственная, социальная жизнь и поведение человека. Отражение общественных интересов, регулировавших поведение людей, находило более полное и разностороннее выражение в этических нормах, в эстетических воззрениях. Выходя за пределы табу, они дифференцировались и усложнялись по мере развития общества. Нравственные нормы закрепляли в сознании подрастающего поколения сложившийся характер отношений людей в родовом обществе.

Разложение родового строя, зарождение феодальной собственности, возникновение классов привели в Х-ХУ вв. к возникновению новых явлений в педагогической мысли: выработке методов и форм воспитания, которые соответствовали новым общественным отношениям. Педагогическая мысль становится важным компонентом идеологии феодального общества Руси, хотя она существовала не как особая область знаний со своим предметом и проблематикой, а как составная часть христианско-этического учения.

Педагогическая мысль ХІ-ХУ вв. прослеживается и в литературных произведениях, и в народных педагогических воззрениях. В народной педагогике с помощью разнообразных ередств (пословицы, -сказки, загадки» былины, наблюдения за приметами погоди и др.) проявилась педагогическая мудрость народа. Народная педагогика акцентировала внимание на воспитании, основой которого было умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой жизни.

Современные казачьи учебше заведения (содержание и основные направления деятельности)

История казачества, насчитывающая несколько веков, является составной и неотъемлемой частью истории Российского государства, содержит немало героических и драматических страниц. В историческом становлении и развитии казачества можно выделить следующие основные периоды:

- ОТ в. - зарождение и формирование вольного казачества Юга (донские, терские, запорожские казаки);

- конец ХЛ1 - первая половина XIX в. - период установления стабильных служебно-договорных отношений с Россией, превращение казачества в военно-служилое" сословие, ограничение его автономно-демократических прав и традиций;

- вторая половина XIX в. - 1917 г, - формирование служилых войск на основе Положения о войске Донском , развитие казачества .под жестким адшнйстратнвно-государетвеннш прессом, "рае-. казачйвание1 его как феодального сословия;

- Х9І7 - І98Ї гг. - попытка самоорганизации казачества, раскол и дальнейшая политика Советской власти по "расказачиванию";

- Х98І г. - начало возрождения казачества.

Отношение к казачеству как своеобразному социальному явлению со стороны государственной власти не было однозначный. Достаточно привести в качестве примера расправы над казаками, учиненные Петром X, Елизаветой П, Александром П. Казаки всегд упорно отстаивали свою свободу от посягательств со стороны царского правительства. Вольнолюбивые казаки были одной из главннх движущих сил крестьянских войн и восстаний ХЗШ-ХУ2І вв. В І9І9 году 4 января на заседаний Оргбюро Щ РКП(б) было принято циркулярное письмо, санкционировавшее применение репрессий не то Ї ль ко к казакам-кулакам» но и середнякам .

16 марта 1919 г, Щ ВКП(б) вновь обсудил вопрос об отношении к казачеству и признал установки циркулярного письма неверными» не способствовавшими сплочению трудового казачества во-круг Советской власти . Тем не менее, отношение к казачеству как преимущественно ннароду-помещикуи надолго вошло в массовое сознание. При этом во внимание не принимался тот факт, что и само казачество было неоднородным, что в его среде протекали процессы расслоения, поделившие казаков на бедноту и аристократию, В результате допущенных ошибок многие тысячи казаков стали жертвами политики государства. Но даже в самые тяжелые годы казачья масса не проявляла стремления к отрыву от России. В казачью душу глубоко заложены два начала: религиозно-православное и национально-русское. Вот почему рассыпанное в результате тяжелых испытаний по всей земле казачество хранило дух верности своим корням.

Кто же такие казаки? йэ Большой Советской Энциклопедии следует: Казачество - военное сословие в дореволюционной России (КУШ - начало XX в.). В ХІУ - ХУД вв. - вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму,... а также лица, несшие военную службу на окраинах страны и так называемые вольные казаки. Слу 1. известия Щ КПСС, 1989, #6, с,177-178.

2. Известия Ш КНСС, 1989, Ш, е.163 -39 жилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование.

В ЖУГ - первой половине ХУВ в. казаки постепенно превращаются в особое привилегированное воєнно-с лушлое сословие, положение которого определялось тем» что за службу государству за каждым казачьим войеком закреплялась занятая им земля В ХУІ - ХУД вв. казачество пользовалось автономией в об 1 ласти суда, управления и внешних сношений".

Современные казачьи учебше заведения (содержание и основные направления деятельности)

Движение за возрождение казачества набирает силу. Социальное оформление Союза казаков состоялось на Большом круге казачьих организаций в Москве в июне 1990 г. Союз является добровольный общественнш объединением представителей казачьих областей России на основе общих социально-экономических и духовно-культурных интересов. Деятельность его строится на исторически традиционных для казаков принципах круговой демократии, православия, веротерпимости, героико-патриотического воспитания молодежи, свободного хозяйственного развития. Дели движения за возрождение казачества полно отражены в Уставе Союза казанов и Декларации казачества России. Одним из ведущих направлений деятельности признано духовное, историческое возрождение казачества как самобытной этнической формации, воспитание патриотизма, утверждение в повседневной жизни казаков высокой нравственности, сохранение и возрождение культурных традиций и обычаев.

Трагичная история казачества после 1917 г. не прервала самого бытования казачьей общности. Казакам Северного Кавказа удалось частично сохранить свое этническое самосознание, большой пласт традиций и обычаев, фольклор и ремесла, культуру быта. "Основным началом казачьей жизни и их общественного идеала является прежде всего - вера в Бога, вера в миропорядок и непреложные законы бытия, вера в абсолютную ценность неповторимой человеческой личности. У казаков личность духовно свободна, не подавлена ничем, а лишь условиями жизни и традициями, лишена своего-буйства, эгоизма, возможности паразитического существования" . Сохранению и возрождению традиционной культуры казачества содействуют Центри народной культуры, фонды возрождения культуры, общеказачьи печатные издания, общественность казачьих регионов России.

Основу национально-духовного возрождения составляет обра-вакие и цельная система воспитания, построенная на передаче молодому поколению всего позитивного опыта России в сочетании с уникальными казачьими традициями. В этой сшзи на Северном Кавказе в рамках межведомственной программы развития инновационных процессов образования организуются специализированные учебные заведения для детей-казаков. Новые типы учебных заведений представляют по своей сути народные школы, объединяющие национальные и региональные компоненты, соединяющие воедино интересы ребенка, семьи, этноса. Казачьи учебные заведения призваны не только выпускать высокообразованную молодежь, но и воспитывать свободную и творческую личность, знающую свои национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

На Кубани в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.08.94 в 1994 г. открыто учреждение нового типа - Кубанский казачий кадетский корпус им.атамана Вабыча. Корпус рассчитан на контингент учащихся в 260 человек. При поступлении в него воспитанники проходят экзаменационное тестирование и медицинскую комиссию Преимущества имеют дети-сироты, из неблагополучных семей и погибших в "горячих точках" страны. Обучение в корпусе не является обязательным для детей всего казачьего населения - сюда поступают на доброволь I. Латынин В. Возвращение из небытия // Дон, 1993, с.5-6.даних началах. Материальные возможности семьи не являются приоритетными при приеме Б это учебное заведение.

В 1996-1997 уч. году в корпус были приняты учащиеся 7-х-Ю-х классов. Воспитанники объединяются в группы по принципу "казачьих сотен" и возглавляются старшинами. "Сотни" в свою очередь делятся на 3 взвода, взводы - на 3 отделения (8-Ю человек). Командиры взводов и отделений (младшие командиры) подчиняются старшему командному составу: старшинам, воспитателям, администрации корпуса. Шзнедея тельное ть учащихся строится по следующему распорядку дня: 7.00 - подъем (заправка постелей, зарядка, утренний осмотр, завтрак); 9,00 - 15.00 - занятия (в старших классах - до 16.00); обед, личное время, организованная подготовка к занятиям; 22.00 вечерняя проверка, отбой.

Похожие диссертации на Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (Исторический аспект, современные проблемы)