Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Максимова Светлана Ивановна

Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков
<
Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Максимова Светлана Ивановна. Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 183 c. РГБ ОД, 61:99-13/622-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование творческой личности в семье конца XJX - начала ХХвеков как

психолого-педагогическая проблема 16

1.1. Социокультурные и научные предпосылки актуализации проблемы творческого развития личности в конце XIX - начале XX столетий 16

1.2. Вопросы творческого развития дошкольника и младшего школьника в трудах ведущих отечественных педагогов конца XIX-начала XX веков 29

1.3. Семья конца XIX- начала ХХвеков как институт воспитания творческой личности 67

Глава 2. Воспитание творческой личности в семье

конца XIX- начала XX столетий.... 81

2.1. Основные предпосылки творческого становления личности 83

2.2. Условия реализации творческого потенциала ребёнка в семье в конце XIX - начале ХХвеков 96

Заключение 135

Список использованной литературы 140

Введение к работе

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к человеку, которому уже сегодня, чтобы почувствовать себя полноценным членом сообщества, необходимо быть активным, самостоятельно мыслящим и действующим субъектом, способным к созидательному творческому труду. Общество ясно осознаёт необходимость реализации творческого потенциала каждого из его членов, а поиски путей решения этой проблемы приобретают всё большую актуальность.

Идеальной средой для воспитания творческой личности специалистами признана семья. Между тем по данным социологических исследований Института детства "Образ жизни детей и подростков" большинство родителей на современном этапе видят свою задачу в том, чтобы одеть, обуть детей, обеспечить их полноценным питанием, и только 27 % из них ориентированы на всестороннее развитие детских способностей, да и те в силу отсутствия педагогических знаний, опыта работы по развитию детского творчества, недостатка времени не могут самостоятельно заниматься формированием творческих качеств ребёнка и вынуждены перепоручать свои воспитательные функции гувернёрам, репетиторам, государственным и частным воспитательно-образовательным учреждениям.

Обозначенная проблема одинаково актуальна для всего мирового сообщества, которое столкнулось с настоятельной необходимостью поднять престиж семьи, ответственность родителей за воспитание детей, их педагогическую культуру и возможности в области творческого развития личности.

Философы, социологи, демографы, юристы, психологи и педагоги (ЮЛ.Азаров, А.А.Бодалёв, В.В.Бойко, Э.К.Васильева, Д.И.Вод- зинский, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, Р.А.Низамов, П.И.Пидкасис-тый, В.Я.Титаренко, А.Г.Харчев, З.А.Янкова и другие) пересматривают приоритетные направления семейной педагогики и исторические взгляды на этот традиционный институт воспитания.

Увеличивается число работ, посвященных вопросам творческого развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в семье. В исследованиях Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, Д.О.Дзинтере, Р.И.Жуковской, П.В.Загик, С.А.Козловой, Т.С.Комаровой, В.К.Котырло, Т.А.Марковой, Э.Г.Пилюгиной, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой, Р.М.Чумичёвой и других большое внимание уделяется определению условий семейного воспитания, способствующих эффективному росту творческих способностей детей, к числу которых причислены свободное экспериментирование индивида в любом из видов творческой деятельности, педагогически организованная среда, стимулирующая его творческую активность, и целенаправленное педагогическое руководство, основанное на детальном знании ребенка, его возможностей и интересов.

Установлено, что процесс развития детского творчества должен начинаться с первых лет жизни ребёнка с развития лежащих в основе творческой деятельности человека психических процессов, свойств и качеств личности: восприятия, образного мышления, воображения, памяти, вопи, эмоционально-чувственной сферы ребёнка, его трудолюбия, целеустремлённости, упорства в достижении цели.

В исследованиях подчёркивается, что источником творческой деятельности дошкольника является окружающий мир, и указывается на необходимость всестороннего сенсорного воспитания ребёнка: развития его наблюдательности, зрительного, слухового, кинестетического, тактильного и других видов восприятия, обучения воспитанника обобщённым способам обследования предметов и умению использовать накопленный сенсорный опыт в различных видах художественно-творческой деятельности.

Исследователями подмечена зависимость детского творчества от интенсивности духовной жизни ребёнка, уровня его интеллектуального, культурного развития и знания способов творческой деятельности.

Важными средствами стимулирования творческой активности личности признаны интеграция различных видов искусства и художественная литература, роль которой в процессе развития литературно-творческих способностей ребёнка особенно велика.

Однако, несмотря на то, что к настоящему времени отечественной педагогикой накоплен большой опыт в области творческого воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, вскрыты некоторые особенности и условия формирования творческой личности в семье, проблема реализации творческого потенциала ребёнка далека от своего решения. Много вопросов в этой области возникает при изучении детства высоко одарённых людей, так как их творческое становление проходило в совершенно непохожих друг на друга семьях.

О детских годах и условиях семейного воспитания выдающихся деятелей русской культуры сегодня известно не много. Этот период их жизни освещается скудно, остаётся малоизвестным или вообще неизвестным, являясь прерогативой биографов, мемуаристов, литературоведов, искусствоведов и самих деятелей культуры, среди которых повышенный интерес к личности художника и истокам его творчества проявляют писатели. В силу специфики своих интересов авторы художественных и историко-биографических исследований не акцентировали внимания на психолого-педагогических аспектах творческого становления выдающихся личностей. Мало интересовали они и педагогов. Биографический метод, утверждал И. С. Кон, исследователями недооценивался [161; 40]. Немногие из них (О.В.Афанасьева, Е.Белова, А.Д.Жижина, П.Ф.Каптерев, Ю.Г.Круглов, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский, Ф.В.Пиголицына, В.Я.Стою-нин, В.А.Флёров, В.П.Эфроимсон и другие), задавшись целью выявить условия, благоприятные для появления и развития неординарных личностей, обращались к опыту воспитания детей в известных семьях. Их исследования доказали, что становление творческих способностей ребёнка возможно не только в специфичных условиях, благоприятных его творческому росту, но и в среде, враждебной дарованию личности.

Однако накопленные педагогические данные не дают чёткого представления о путях реализации творческого потенциала ребёнка в семье, побуждают исследователей активизировать работу в этом направлении, указывают на необходимость выделения в истории педагогической мысли специального раздела, условно называемого "Сотворение незаурядной личности" [113, 69], что и определило выбранный в диссертационной работе аспект исследования.

Обращение к концу XIX - началу XX веков, обнаруживающим отчётливое сходство духовных ситуаций с днём сегодняшним, было обусловлено необходимостью вскрыть истоки педагогической проблемы, осмыслить генезис научной мысли, отыскать в отечественном философско-педагогическом наследии идеи, позволяющие, избежав допущенных в прошлом ошибок, встать на путь решения актуальной для современной педагогической науки и практики проблемы реализации творческого потенциала ребёнка в семье.

Конец XIX-начало XXстолетий, отличавшиеся всеобщим интересом к вопросам творчества и личности творца, были в России временем зарождения педагогики творческой личности. Учёными вёлся интенсивный поиск путей развития детского творчества, в том числе в условиях семьи, являвшейся в силу объективных социокультурных и исторических условий ведущим институтом воспитания детей до школы, определяющим их будущую жизнь, творческую направленность и силы

Теоретические идеи педагогов конца XIX - начала XX веков не были оторваны от практики семейного воспитания, накопившей большой позитивный опыт в области развития детского творчества. Всплеск творческой активности в культурной жизни России конца XIX - начала XX столетий был обусловлен рациональной организацией первоначального семейного воспитания выдающихся деятелей русской культуры "серебряного века", всестороннее изучение которого даёт возможность определить оптимальные для творческого роста личности условия.

В целях получения наиболее полной и достоверной информации представляется необходимым изучение всей их догимназической жизни в семье, охватывающей периоды дошкольного и младшего школьного возраста, которые нежелательно обособлять тем более, что они неразрывно связаны друг с другом внутренним законом психического развития, образуя в совокупности эпоху, названную Д.Б.Элькониным в возрастной психологической периодизации эпохой детства.

Необходимыми для настоящего исследования историко-тео-ретическими предпосылками явились труды исследователей школы и педагогики конца XIX - начала XX столетий (Б.М.Бим-Бада, М. В. Богуславского, Э.Д.Днепрова, О. Ф. Егорова, Ф. Ф. Королёва, В.М.Кларина, Е.Г.Осовского, АВ.Ососкова, Ф.Г.Паначина, П.ИЛидка-систого, А.И.Пискунова, М.Г.Плоховой, Б.К.Тебиева, Ф.А.Фрадкина и других), давшие объективную характеристику долгое время остававшимся вне сферы научных интересов педагогическим течениям и идеям изучаемого периода. Однако специальным изучением проблемы творческого воспитания детей указанные исследователи не занимались. Не освещалась она и в работах по истории семейной педагогики Р.Л.Доватор, К.П.Королёвой и других, дающих характеристику развитию теории и практики семейного воспитания второй половины XIX - начала XX веков и вскрывающих особенности воспитания детей в семьях, принадлежащих разным социальным группам.

Обозначенный в педагогической науке пробел был отчасти восполнен Т.В.Журавской, выделившей в своей кандидатской диссертации (1994) основные концептуальные подходы учёных рубежа XIX -XX веков к решению проблемы творческого развития личности: биогенетический и социогенетический, а также работами И.В.Михайловой, М.Е.Стеклова и других, посвященных деятельности отдельных педагогов (КН.Вентцеля, П.Ф.Каптерева) и отражающих некоторые теоретические положения в области творческого воспитания личности в семье и реализации их на практике в изучаемый период.

Фрагментарность накопленных педагогической наукой знаний об условиях формирования творческой личности в семье конца XIX-начала XX вв. и её роли в этом процессе указывает на необходимость проведения специального исследования, в историко-педаго-гическом аспекте раскрывающего обозначенную проблему, тем более, что в последние годы ставится задача создания новой парадигмы истории педагогики, рамки которой предполагается значительно расширить за счёт истории семейного воспитания [127, 91]. Всё изложенное и определило тему настоящего исследования: "Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XXвеков".

Целью научного исследования является выявление в ходе ис-торико-педагогического анализа теории и практики семейного воспитания конца XJX - начала XX веков условий развития детского творчества, способных найти применение и повысить эффективность процесса формирования творческой личности ребёнка в современной семье.

Объектом исследования является исторический опыт решения проблемы формирования творческой личности в теории и практике семейного воспитания конца XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - условия, обеспечивающие успешное воспитание творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье конца XIX-начала XXстолетий.

Гипотеза исследования. Предполагается, что успешное развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в семье возможно при следующих условиях: раннего целенаправленного развития лежащих в основе творческой деятельности человека психических процессов, свойств и качеств личности: восприятия, образного мышления, воображения, внимания, памяти, воли, трудолюбия, целеустремлённости, упорства в достижении цели и т.п.; активного формирования сенсорных способностей ребёнка, уровень развития которых определяет уровень развития творчества; предоставлении ребёнку возможности свободного экспериментирования в любом из видов творческой деятельности, активизации и стимулировании его творческих проявлений; - осуществлении большой общеобразовательной работы гу манитарного характера, направленной на обогащение духовной жиз~ ни ребёнка, развитие его ума и чувств; целенаправленного обучения детей способам творческой деятельности, делающего их свободными и независимыми в своих творческих проявлениях; - построения педагогического процесса на основе взаимосвязи различных видов художественно-творческой деятельности и искус ства, содействующей обогащению детского творчества; - заинтересованности родителей в творческом росте ребёнка, понимании и поддержке его творческих экспериментов.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

Выявить тенденции развития отечественной педагогики творчества конца XIX - начала XX веков и специфику решения проблемы формирования творческой личности в трудах специалистов по семейному воспитанию.

Охарактеризовать семью конца XIX - начала XX веков как институт воспитания творческой личности: её возможности, объективно испытываемые трудности и противоречия в области становления и развития творческих способностей ребёнка.

Выделить посредством анализа педагогического опыта семей, воспитавших в конце XIX - начале XX столетий общепризнанные художественные таланты, типологические особенности процесса формирования творческой личности в семье изучаемого периода и определить условия, способствующие развитию детского творчества.

Методологическую основу исследования составили: - гуманистическая философия, отстаивающая самоценность человеческой личности; идеи гуманизации и демократизации воспи тания; - философские положения о творческой сущности человека и его активной, преобразующей роли в мире; данные психолого-педагогических исследований о периоде дошкольного и младшего школьного возраста как о времени становления творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности; теоретические положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов о влиянии на развитие личности трёх факторов: наследственности, среды и воспитания; - социально-педагогическая характеристика семьи и её роли в развитии творческих способностей ребёнка; - возрастная периодизация Д.В.Эльконина.Методы исследования: - теоретический анализ философюкой, социологической, куль турологической, искусствоведческой, методической, психолого-пе дагогической, мемуарной, эпистолярной и художественной литера туры по проблеме исследования, в том числе долгие годы невос требованной, ни разу не переиздававшейся психолого-педагогичес кой литературы конца XIX - начала XX вв., затрагивающей вопро сы творческого развития ребёнка в семье: уникальных монографий исследователей, сборников статей, учебников, хрестоматий, мето дических пособий для родителей и учителей, отчётов образова тельных учреждений, материалов педагогических съездов, мемуа ров деятелей просвещения, воспоминаний, периодических изданий ("Вестник воспитания", "Вестник просвещения", "Вопросы филосо фии и психологии", "Воспитание и обучение", "Гимназия", "Женское образование", "Образование", "Педагогический листок", "Педагоги ческий сборник", "Психология и дети", "Русская школа", "Свободное воспитание", "Техническое образование") и тому подобных изданий; - аналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям; историко-ло-гический и сравнительно-сопоставительный методы анализа и обобщения использованных научно-теоретических и литературных источников по вопросам теории и практики формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нём осуществлён целостный историко-педагогический анализ проблемы формирования творческой личности в теории и практике семейного воспитания конца XIX - начала XX веков; показаны взгляды ведущих отечественных педагогов означенного периода психолого-педагогического, биогенетического, рефлексологического, экспериментального направления и теории свободного воспитания на проблему формирования творческой личности в условиях семьи; дана характеристика семьи конца XIX - начала XX столетий как института воспитания творческой личности: выявлена её ведущая роль и объективные трудности, испытываемые в процессе развития детского творчества; обобщен положительный опыт армирования творческих способностей детей в известных семьях конца XIX - начала XX веков, позволивший выделить типологические особенности воспитания творческой личности в семье изучаемого периода: уважение индивидуальности ребёнка, стремление реализовать его творческий потенциал-и оптимальные условия, способствующие развитию детского творчества: интенсивная духовно-творческая жизнь семьи, общение ребёнка с оригинально мыслящими людьми и природой, свобода творчества и другие.

Полученные историко-педагогические выводы и обобщения могут явиться теоретической основой дальнейшей эксперименталь- ной работы в исследуемой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в сходных социокультурных условиях конца XX - начала XX/ вв. для совершенствования организации процесса творческого развития личности в современной семье, тем более, что большинство теоретических идей, высказанных педагогами конца XIX - начала XX столетий в данной области, были рассчитаны на перспективу.

Результаты исследования могут найти применение при разработке курсов педагогики и истории педагогики в ВУЗах и колледжах, при подготовке учебных пособий для студентов и методических пособий для родителей, при разработке спецкурсов и семинаров, тематики дипломных и курсовых работ студентов.

Положения, выносимые на защиту:

В конце XIX - начале хх веков в силу объективных социокультурных и исторических условий: бурного развития промышленности, науки, искусства, появления нового взгляда человека на самого себя, свои творческие возможности и общественного признания художественной ценности детского творчества,-отечественные педагоги и психологи уделяли большое внимание проблемам творческого развития личности, в том числе в условиях семьи, которая> несмотря на переживаемый кризис, продолжала оставаться ведущим институтом воспитания детей до школы, определяющим их будущую жизнь и творческие возможности.

Российская теория творчества развивалась в исследуемый период интенсивно и многообразно. Учёными было выработано несколько концептуальных подходов к проблеме творческого развития ребёнка в семье, сформулированных в рамках ведущих педагогических школ (государственной, биогенетической, рефлексологической, психолого-педагогической, научно-экспериментальной и в теории свободного воспитания).

3. Цели, задачи, содержание, формы и методы работы по формированию творческой личности в семье были специфичны для каждого из основных направлений прогрессивной педагогической мысли конца XIX - начала XX веков и определялись лежащими в их основе методологическими положениями. Вместе с тем исследователи придерживались единых воспитательных принципов: уважения личности ребёнка, веры в его творческие силы, стремления сохранить индивидуальность воспитанника, пробудить его самостоятельность, развить творческие способности и называли в числе приоритетных направлений работы по формированию творческой личности свободное выявление заложенных природой творческих сил ребёнка, создание стимулирующей его творческую активность среды и целенаправленное педагогическое руководство.

4. Большинство семей конца XIX - начала XX веков не было знакомо с новейшими теориями развития детского творчества. Вместе с тем их основные положения, становясь элементом общественного сознания, накладывали свой отпечаток на характер всех осуществляемых в семье воспитательных мероприятий, изменяя взгляды родителей на цели, формы, методы воспитания и роль семьи в процессе формирования творческой личности. Наметилась тенденция роста родительского интереса к творческим способностям детей и процессу их целенаправленного развития. В семьях создавались все необходимые для этого условия, среди которых наиболее эффективными следует признать раннее целенаправленное развитие сенсорных процессов ребенка и всех лежащих в основе его творческой деятельности психических процессов, свойств и ка- честв личности, накопление необходимых для творчества впечатлений, интенсивную духовно-творческую жизнь ребёнка в семье, стимулирование его творческой активности и самостоятельности, обучение некоторым необходимым в творческой работе навыкам, построение педагогического процесса на основе взаимосвязи различных видов художественно-творческой деятельности и другие. Однако всё сказанное относится к наиболее образованным слоям населения, осознавшим необходимость творческого развития личности. Семьи крестьян и рабочих, вынужденные выживать в сложных социально-экономических условиях,далеко не всегда имели возможность решать проблемы творческого воспитания детей и не знали о педагогических воззрениях ведущих отечественных педагогов.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается как научной методологией, так и полнотой, разнообразием использованных материалов; соответствием методов и целей исследования поставленным задачам.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены в опубликованных работах автора, обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ, научных конференциях в г.Москве (1996, 1999). Материалы исследования использовались при подготовке лекций и семинарских занятий по курсу детской литературы, читаемому в МГОПУ, и разработке тематики курсовых работ по педагогике.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

class1 Формирование творческой личности в семье конца XJX - начала ХХвеков как

психолого-педагогическая проблема class1

Социокультурные и научные предпосылки актуализации проблемы творческого развития личности в конце XIX - начале XX столетий

Рассмотрение и осмысление педагогических концепций творческого развития личности конца XIX - начала XX столетий было бы невозможно без понимания тех социально-экономических, исторических и культурных условий, которые в своей совокупности детерминировали их зарождение, развитие и трансформацию, поэтому исследование было начато с изучения духовной ситуации в России означенного периода, которую отличал всеобщий интерес к вопросам творчества и личности творца, обусловленный изменившимися условиями жизни: бурным развитием промышленности, расцветом науки, искусства, появлением нового взгляда человека на самого себя, свои творческие возможности и, наконец, признанием художественной ценности детского творчества.

В конце XIX-начале XXвв. страна переживала период бурного экономического подъёма. Опередив всех по темпам роста промышленного производства, Россия сделала гигантский шаг в своём развитии, выдвинувшись в число индустриально развитых государств мира. Её модернизируемому производству требовались новые, более совершенные машины, технологии, методы хозяйственного управления, а главное - незаурядные, нестандартно мыслящие, знающие люди, способные не только квалифицированно выполнять свою работу, но и совершенствовать производство, улучшать качество продукции, условия и производительность труда. Производство всё в большей степени становилось зависимым от творческой научной мысли.

Культурная жизнь страны отличалась невиданной ранее активностью, вызванной мировоззренческим кризисом, необходимостью пересмотреть некогда провозглашённые ценности, подвергнуть сомнению устоявшиеся истины. Общественный спрос породил в среде интеллигенции, особенно болезненно воспринимавшей обозначенные проблемы, большую группу талантливых людей, способных дать ответы на волнующие общество вопросы, указать пути его дальнейшего развития. Не случайно этот период вошёл в историю под названием "серебряного века", а Н.АБердяев говорил о нём, как о времени русского культурного ренессанса. "Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал Н.А.Бер-дяев о рубеже столетий. - Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров... Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни..." [400, 139-140].

Эпоха отличалась ярко выраженной индивидуалистической направленностью. Очень многие, и это было характерно не только для узкой среды интеллигенции, почувствовали себя незаурядными личностями, стремились реализовать себя, освободиться от всего, что могло помешать раскрытию их индивидуальности. Жили, следуя лозунгу М.М.Рубинштейна: "каждый может и должен реализовать себя" [297, 176]. Прожить свою жизнь красиво, чувствуя всестороннее богатство своего "я", стало насущной задачей каждой человеческой личности этих условиях общество предъявляло новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Оно нуждалось в новом человеке - гармонично развитой творческой личности, раскрепощенной, свободной от старых догм. Сама жизнь сделала вопросы творчества и формирования творческой личности необычайно актуальными, поставила перед представителями различных областей знания (философами, педагогами, психологами и другими) задачу их комплексного рассмотрения.

Вопросы творческого развития дошкольника и младшего школьника в трудах ведущих отечественных педагогов конца XIX-начала XX веков

Настоятельная необходимость реформирования средней школы и семьи заставляла педагогов рубежа XIX - XX веков активизировать исследовательские поиски в области педагогики творчества. Глобальный кризис, охвативший эти органы воспитания, стал одной из самых серьёзных и широко обсуждавшихся в обществе проблем русской жизни, тем более, что особой критике подвергалась антигуманная сущность казённой школы и педагогическая беспомощность семьи. И ту, и другую упрекали в формальном подходе к воспитанию и образованию подрастающих поколений, ведущим к "формальному развитию ума" [247, 5, 15] и способностей, вне-достаточном внимании к индивидуальности ребёнка, стремлении ограничить его свободу, творческую инициативу и самостоятельность.

Семьи и гимназии, не способные раскрыть творческий потенциал личности, выпускающие в жизнь "поколения механических огра-ниченностей" [374, 69], "рутинёров-ремесленников... способных повторить только то, что делали до них" [34, 368], вызывали серьёзную обеспокоенность педагогов всех течений и направлений, не ис -30 ключая и официальных (А.Анастасиева, А.И.Георгиевского, В.П.Мещерского, А.А.Мусина-Пушкина, К.П.Победоносцева, С.А.Рачинского, К.П.Яновского и других). В конце девяностых годов все они совместно с правительственными чиновниками от образования вплотную приступили к изучению проблем средней школы и семьи, поиску путей их оздоровления и условий, обеспечивающих успешное развитие творческих способностей детей в стенах этих воспитательных институтов. Диапазон педагогических исканий был достаточно широк. Однако консервативная, или охранительная педагогика, служившая интересам официального курса правительства России и имевшая более широкое распространение, оказалась неспособной обогатить реальную практику перспективными идеями и подходами. Реформы, последовательно проводимые в жизнь Министерством народного просвещения во главе с И.Д.Деляновым, И.И.Толстым, П.Н.Игнатьевым и другими, были несостоятельными и не смогли изменить сложившегося к концу XIXстолетия положения вещей в сфере воспитания и образования. Однако внедрение в практику отдельно взятых опытных учреждений экспериментальных программ творческого развития личности, разработанных прогрессивными педагогами (К.Н.Вентцелем, О.Т.Шацким и другими) тоже было не всегда успешным, доказывая, что постоянное противопоставление консервативной и прогрессивной педагогики, старых и новых педагогических теорий, обнаруживающее себя на страницах периодических изданий и научных трудов того времени, есть в большей степени противопоставление двух реальностей: новой педагогики и старой практики воспитания, то есть противопоставление активно развивающейся педагогической мысли и существующего положения в системе образования, ибо представители того и другого лагеря, понимая необходимость реформирования школы и семьи, делали всё возможное, чтобы изменить существующее положение вещей и помочь детям развить их творческие способности

. class2 Воспитание творческой личности в семье class2

Основные предпосылки творческого становления личности

На рубеже XIX XX столетий в России появилось на свет и заявило о себе множество выдающихся личностей, проявивших свои незаурядные способности в самых разных областях художественного творчества, в том числе в области литературы, развивавшейся особенно интенсивно и своеобразно. Решающее влияние на формирование творческой направленности и становление самобытных талантов писателей и поэтов "серебряного века" оказали их семьи, так как все они в силу своего социального происхождения, объективных культурно-исторических и экономических особенностей развития страны получили первоначальное воспитание и образование в условиях семьи и в период дошкольного и младшего школьного возраста, чрезвычайно важного для зарождения творческих качеств личности, не испытывали никаких других педагогических воздействий, кроме семейных.

Поскольку людей, проявивших своё литературное дарование на рубеже столетий, существовало немало, было принято решение ограничить круг лиц, представляющих интерес в рамках данного исследования, и детально остановиться на изучении детских лет и условий семейного воспитания трех из них: И.Бунина, М.Горького и М.Цветаевой, ранние периоды жизни которых дают возможность получить объективную информацию об особенностях и условиях творческого становления ребёнка в семье.

И.Бунин, М.Горький и М.Цветаева - яркие, талантливые личности, чьё самобытное творчество оставило заметный след не только в русской, ной в мировой культуре.

Их литературные способности заявили о себе очень рано, хо -82 тя воспитывались они в совершенно непохожих друг на друга семьях, значительно отличавшихся как царившей в них атмосферой, так и имевшимися возможностями творческого развития детей. М. Цветаева выросла в столице, в семье высокообразованной, жившей напряжённой творческой жизнью и хорошо понимавшей необходимость реализации творческого потенциала каждого из своих членов. И.Бунин и М.Горький, напротив, родились и выросли в провинции, в окружении людей недостаточно образованных, мало заботившихся об их духовно-творческом развитии, что, расширяя исследовательское поле, позволяло обнаружить действительные причины, вызвавшие к жизни столь яркие и своеобразные художественные дарования.

Сами писатели, уже в детстве осознавшие себя творцами, на протяжении всей своей сознательной жизни проявляли повышенный интерес к проблемам художественного творчества, пытаясь понять истоки своего литературного дарования и условия, благоприятствующие его стремительному росту.

Кроме того, И.Бунин, М.Горький и М.Цветаева известны достаточно широкому кругу людей, обращающих внимание на проблемы творческого развития личности на бытовом уровне, и исследование их путей в литературу может вызвать не только научно-теоретический, но и практический интерес.

Похожие диссертации на Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX - начале XX веков