Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Данилова Галина Владимировна

Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников
<
Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Данилова Галина Владимировна. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1997 223 c. РГБ ОД, 61:98-13/371-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы влияния массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников 13

1. Постановка исследовательской проблемы . 13

2. Педагогический анализ влияния "массовой культуры" на старшеклассника в условиях современной культурной действительности 34

3. Факторы самоопределения современного старшеклассника..61

ГЛАВА II. Обоснование педагогических условий позитивного влияния массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников 89

1. Отбор диагностических методик для изучения влияния МК на процесс самоопределения старшеклассников 89

2. Типология отношения старшеклассника к массовой культуре 103

3. Педагогические условия использования влияния массовой культуры в педагогическом процессе современной школы...149

4. Результаты педагогического эксперимента .166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184

БИБЛИОГРАФИЯ 187

Введение к работе

Мир научно-технического прогресса и многообразных социально-экономических изменений в центр развития социальных наук выдвинул человека, обусловив возрастание интереса педагогической науки к проблемам образования в новых исторических и социокультурных условиях.

Ситуация взросления современного школьника ставит перед педагогической наукой и практикой такие проблемы, которые требуют исследования с позиций плюрализма. Для этого необходимо рассматривать различные направления развития образования не с точки зрения их ранжир ованности, а с точки зрения изучения их вклада в развитие наук о человеке.

Следствием процессов, происходящих в культуре, стало интенсивное развитие гуманитарного знания, отражающего глубинные перемены в сфере культурного освоения мира человеком. В развитии гуманитарного, в том числе и педагогического, знания прослеживается тенденция к рассмотрению задачи передачи социального опыта от поколения к поколению с позиций культурологического подхода в условиях "новой" социокультурной ситуации (Р.Барт, М.Бубер, Э.Гуссерль, А.Моль, В.П.Зинченко, М.С.Каган, И.С.Кон, Ю.М.Лот-ман, В.С.Библер, и т.д.). Эта ситуация характеризуется бурным развитием средств массовой коммуникации, технических средств тиражирования и распространения культуры. Художественные ценности начали массово тиражироваться и в этом качестве стали всеобщим достоянием.

Данный механизм распространения культуры способствовал активному развитию таких феноменов, как массовая, повседневная культура, поп - индустрия. Наибольшему ее воздействию, в силу возрастных особенностей, подвергается молодежная аудитория, ис-

пользующая "видео" в качестве альтернативного способа постижения жизни и выработки поведения.

Массовая культура, относится к числу тех факторов влияния социума на личность старшеклассника, которые до последнего времени не исследовались педагогической наукой. Исследование этого фактора становится актуальным в "переходный" период развития общества, сопровождающийся неизбежными изменениями в жизненных ориентациях молодежи.

Современная культура, характерная для динамично разворачивающейся картины мира, представлена разными типами: классической, элитарной, массовой. При этом массовую культуру отличают: универсальность, общедоступность, эффективность освоения информационного пространства с помощью высоких технологий, что позволяет ей иметь значительно большую сферу влияния, по сравнению с другими типами культуры. В развитии культурных процессов прослеживается ярко выраженная тенденция к плюрализму художественных ориентации (Л.В.Богомолова, Т.П.Голубева). Являясь эмоционально насыщенной, динамичной, доступной пониманию зрителя, (читателя, слушателя), не требующей большого интеллектуального напряжения, массовая культура все явственнее завоевывает популярность у подростков и старших школьников.

Вместе с тем общеобразовательная школа по-прежнему ориентирована в целом на выбор и трансляцию традиционных типов культуры. Противоречие между традиционной ориентацией школы и социокультурными ожиданиями старшеклассников порождает отчужденность и непонимание между взрослыми и детьми при обсуждении вопросов формирования стиля поведения, выбора ценностей, построения жизненных планов. Данное противоречие порождает новую педагогическую проблему поиска условий построения воспитательного процесса по гуманным педагогическим законам "возвышения

потребностей ученика", максимально используя всю палитру современных педагогических средств и учитывая многомерность культурной реальности.

Внутренний мир современного старшеклассника представляет интерес для исследователей прежде всего потому, что динамично меняющаяся культурная ситуация развития общества изменяет ориентацию молодого поколения на собственное будущее.

Необходимо отметить, что в педагогической науке в настоящее время накоплен определенный опыт решения вопросов художественно-эстетического воспитания и влияния искусства на жизненные ценности подрастающего поколения. (Исследования Т.К.Ахаян, М.А.Верба, К.Д.Радиной, Ю.У.Фохт-Бабушкина, А.В.Мудрика, Э.С.Соколовой, Л.В.Богомоловой, Т.П.Голубевой и т.д.). Данный опыт позволяет исследовать проблему влияния массовой культуры на внутренний мир старшеклассника, как феномен новой социокультурной ситуации.

При этом в центре внимания оказывается самоопределение современного школьника, как процесс поиска и выбора того или иного образа жизни человека, основанного на принятии свойственного только данной личности набора ценностей; о выборе того контекста, того социокультурного пространства, в котором молодой человек хочет "строить себя, свою индивидуальную историю" (П.Г.Щедровиц-кий).

Сказанное выше обуславливает актуальность темы исследования: "Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников".

Объект исследования - процесс самоопределения старшеклассников современной школы.

Предмет - влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников современной школы.

Цель исследования - определение педагогических условий, способствующих использованию позитивного влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников современной школы.

Гипотеза исследования: В процессе работы над исследовательской проблемой мы исходили из следующих гипотетических предположений:

  1. В современной социокультурной ситуации массовая культура является действенным фактором процесса самоопределения старшеклассника благодаря своему воздействию на формирование потребностей, ценностных ориентации, стиля поведения, характеризующих становление жизненного плана личности.

  2. Использование влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе школы имеет позитивный характер, если:

педагогами школы выделяется специфика влияния различных социальных факторов на самоопределение учащихся и среди них - фактор массовой культуры; определена роль и функции педагога как посредника между учеником и средой функционирования массовой культуры;

определены педагогические условия рефлексивного и творческого восприятия старшеклассниками транслируемой массовой культуры.

Формирование исследовательской позиции в данной работе было обусловлено теоретико-методологической базой, которую составили: - методология педагогики как гуманитарной науки (Н.К.Гончаров,

А.И.Кочетов, В.В.Краевский, В.И.Слободчиков, М.Н.Скаткин,

А.С.Роботова);

философские идеи, рассматривающие современную культуру как многозначную категорию (П.С.Гуревич, Б.С.Ерасов, В.П.Зинченко, М.С.Каган, М.Коул, А.Моль);

психолого-педагогические исследования в области становления личности и процессов самоопределения старшеклассников (И.В.Дубровина, Б.С.Круглов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Ю.А.Мис-лавский, Е.И.Климов, И.В.Михайлов, В.Ю.Сафин, А.А.Бодалев, Г.И.Щукина, Е.И.Маликина и др.);

результаты исследований ценностных ориентации как интегратив-ного личностного образования (Т.К.Ахаян, С.Г.Вершловский, В.И.Гинецинский, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Т.Н.Мальков-ская, К.Д.Радина, Ю.С.Шаров).

Цель, предмет, и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Проанализировать сущность влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников, выявить характер и возможные разновидности подобного влияния;

  2. Подвергнуть педагогическому анализу современные тенденции социализации ребенка в обществе, самоопределения старшеклассников в динамично меняющемся мире;

  3. Определить компоненты в структуре самоопределения личности, на которые влияет массовая культура;

  4. Выявить и описать педагогические условия, при которых использование влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников является действенным педагогическим средством воспитания;

  5. Определить пути реализации педагогом посреднической функции в процессе влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников;

6. Экспериментально проверить предполагаемые пути реализации педагогического посредничества в процессе исследованного влияния. Логика и этапы работы:

Исследование проводилось в 1993-1997 годах. Логическая схема разработки проблемы была выстроена по этапам следующим образом:

первичный анализ проблемы на базе Санкт-Петербургской Гимназии № 56 (Петроградского района) (1993-1994 гг.);

изучение философской, культурологической и психолого-педагогической литературы по проблеме, выделение основных положений и методов исследования; формулирование рабочей гипотезы (1994-1995 гг.);

констатирующий эксперимент, массовое диагностическое исследование на базе школ Санкт-Петербурга (1994-1995 гг.);

поисково-преобразующий этап эксперимента на базе Санкт-Петербургской Гимназии № 56 (1995 - 1996 гг.);

преобразующий этап эксперимента на базе Гимназии № 56 (1996 -1997 гг.);

коррекция исходной гипотезы исследования;

обобщение исследовательских материалов, построение доказательств защищаемых положений;

апробация результатов и оформление материалов диссертационного исследования (1996-1997 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной социокультурной ситуации прослеживается тенденция возрастающей плюралистичности культуры. Среди ее типов присутствует массовая культура, которую характеризуют: об-

щедоступность, универсальность, экономическая доступность, эмоциональная привлекательность, системно организованная трансляция.

Вместе с тем, в практическом педагогическом опыте и в педагогической теории преобладает ориентация только на классический (традиционный) тип культуры, что усиливает противоречие между транслируемыми учителем ценностями традиционной культуры и социокультурными ожиданиями старшеклассников.

Отсутствие опыта разрешения этого противоречия приводит к обеднению средств педагогической деятельности, к ослаблению педагогической поддержки старшеклассника в процессе жизненного самоопределения.

  1. Массовая культура влияет на жизненное самоопределение старшеклассника, формируя его потребности, ценностные ориентации, стиль поведения, конъюнктуру жизненных выборов, то есть основы жизненного плана,

  2. Личностное самоопределение старшеклассника во всех его аспектах происходит в пространстве, обусловленном взаимодействием образовательной Среды (представленной Школой), с одной стороны, и социокультурной Среды (представленной массовой культурой)^ с другой. Данное взаимодействие характеризуется многообразными отношениями, среди которых можно выделить следующие: конфликт, согласование, доминирование массовой культуры, доминирование образовательной среды,

  3. Влияние массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников имеет позитивный характер, если для этого созданы определенные педагогические условия. Необходимым условием для проявления позитивного характера влияния массовой культуры является готовность педагога к реализации роли посредника.

Тип взаимодействия образовательной и культурной среды старшеклассника определяет специфику педагогического посредничества в процессе влияния массовой культуры на его жизненное самоопределение. 5. К другим необходимым педагогическим условиям, в которых влияние массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассников имеет позитивный характер, относятся:

организованные в учебной деятельности рефлексивные формы восприятия массовой культуры (семинары, учебные курсы, дискуссии, конференции);

организованная внеучебная деятельность с использованием жанров массовой культуры (шоу, презентаций, фестивалей, ролевых и развлекательных игр), в которой ярко выражается социальная направленность и проявляется полифоничность ролевых выборов участников;

интеграция урочной и внеурочной деятельности в форме специального курса "Социальных ориентации" для старшеклассников, в котором происходит формирование основ знаний о социальных видах деятельности, развитие способности к рефлексии и совершению осознанного выбора, получение элементарных представлений о формах социального творчества и позитивного опыта личного участия в таком творчестве. Курс преподается в рамках учебного расписания и носит при этом характер творческих, ролевых, игровых заданий, направленных на реализацию социальных ролей старшеклассников, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в:

выявлении и обосновании массовой культуры, как действенного фактора влияния на жизненные планы старшеклассников в современном мире;

разработке типологии отношений массовой культуры и старшеклассника в процессе его жизненного самоопределения;

определении педагогических условий, при которых осуществляется педагогическое посредничество в процессе влияния массовой культуры на жизненное самоопределение старшеклассника.

В процессе работы использованы следующие методы исследования; теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме; интроспективные методы (сочинения, самоотчеты); комплексная методика по изучению механизма влияния массовой культуры на жизненные планы старшеклассников: анкетирование, беседы, интервьюирование учителей, учеников и родителей, анализ продукции творческой деятельности учеников; метод моделирования ситуаций; педагогический эксперимент.

Практическая значимость результатов исследования состоит:

в разработке показателей влияния массовой культуры на жизненные планы старшеклассников;

в конструировании теоретической модели механизма влияния массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников;

в создании программы специального учебного курса "Социальные ориентации", позволяющего в условиях учебной деятельности осуществлять обучение старшеклассников жизненному планированию и навыкам социального творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации (статьи, тезисы, авторские программы); участие в совместном проекте сотрудничества РГПУ им, А.И.Герцена и Педагогического колледжа г. Орхуса (Дания); проведение опытно-экспериментальной работы на базе Научно-Методического Центра Петроградского района г. Санкт-Петербурга и школы № 602 г. Ломоносова; организация обучающих семинаров по проблемам социального творчества учащихся (г. Санкт-Петербург). Основной поисково-преобразующий эксперимент был организован на базе Санкт-Петербургской Гимназии № 56.

В приложение помещены материалы, имеющие прикладной или методический характер, но необходимые для понимания логического хода процесса исследования и представляющие интерес в контексте данной работы.

Постановка исследовательской проблемы

В настоящем параграфе данной работы ставятся задачи; объяснения причин возникновения темы исследования; определения актуальности исследуемой проблемы; определения путей и методов исследования проблемы, актуальных для настоящего этапа развития педагогической науки.

В современном научно-педагогическом знании все чаще возникают противоречия между стереотипами в существующих подходах к построению и изучению педагогического процесса в школе и насущными проблемами в социуме, влияющими на воспитание молодого поколения. В современной педагогической науке и практике объективно обозначается острая необходимость расширения проблемно-смыслового поля педагогических знаний, теоретически обоснованная в трудах ученых (Зимняя И.А,, Кирьякова А.В., Мудрик А.В., Лебедев О,Е., Тряпицына А.П., Казакова Е.И., Батракова И.С, Роботова А.С. и т.д.).

Одной из причин, по которой своевременным становится научно-педагогический анализ тенденций, преобладающих в современной культуре, является резкая, сложная по своей динамике информатизация общества, при которой современный человек "едва ли не выскакивает за пределы своего существа, присутствуя на всей планете телевизионными глазами". (Солженицын А.И.).

С одной стороны, это обстоятельство помогает формированию глобального планетарного мышления, содействующего пониманию каждым молодым человеком значения разных культур, обогащающих всю мировую культуру, с другой стороны - расширение информационного поля не означает автоматического приобщения к культуре, а иллюзия доступности культуры, которая не подкреплена навыками осмысления потока информации, сопротивления суггестивным трансляциям, умением найти свое место внутри этой культуры (а значит -жизни), делает ее усвоение поверхностным и приводит к чисто потребительскому отношению.

Другой, не менее важной причиной, на наш взгляд, является растущее несоответствие уровня образовательной деятельности школы, направленной на адекватную развитию общества социализацию -уровню потребностей школьника в получении профессиональной педагогической и психологической помощи в решении данной проблемы.

Известно, что в современном образовательном пространстве на ребенка оказывает влияние множество спонтанных, не учитываемых педагогикой в полной мере, факторов. Наличие этих факторов, объективно объяснимое ходом истории и выбором обществом своего пути развития, обостряется необходимостью поисков ответов на вопросы: Что собой представляют эти факторы? Каков характер их влияния? На какие личностные образования они влияют?

Предметом настоящего исследования стало влияние массовой культуры на самоопределение старшеклассников и возможность использования данного влияния в педагогическом процессе. Необходимо отметить, что тема влияния массовой культуры на личность для отечественной науки не нова, но до сих пор она была представлена в одностороннем, идеологически окрашенном контексте и в ней не выделялась отдельная возрастная категория школьников.

Современная педагогическая наука признает использование в педагогическом процессе средств, технологий, которые не являются "специально педагогическими". Динамичный процесс интеграции телевидения и "видео" с кино и театром, журналами, газетами, книгами, компьютерной связью имеет, на наш взгляд, несколько принципиальных значений:

? во-первых, этот процесс сам по себе уже является образовательным и выигрывает, по сравнению, с традиционным организованным процессом образования в силу своей доступности и зрелищно сти;

? во-вторых, процесс интеграции телевидения кино и "видео" несет в себе заряд информационной энергии, и даже энергетики, которого не хватает в реальном учебном процессе; не использовать этот мощный энергетический поток информации в современном образовательном пространстве, на наш взгляд, означает признать свое профессиональное бессилие перед темпами современного культурного развития;

? в третьих, существующее ныне понятие "массовой культуры" (МК) должно быть расширено от обыкновенного "житейского" представления о массовой культуре - как о сериалах и коммерческой продукции, как о культуре "культуре второго сорта" - до объяснимого "информационно-развлекательного техно-культурного" феномена, соответствующего динамике, жизненным коллизиям и устремлениям современного человека - жителя Земли на пороге XXI века.

Отбор диагностических методик для изучения влияния МК на процесс самоопределения старшеклассников

В данном параграфе речь пойдет о выборе методов и экспериментальных методик данного исследования. Основная задача параграфа - аргументировать отбор предлагаемых диагностических методик, обосновать избранную исследовательскую позицию.

Прежде всего, необходимо отметить, что в данном случае выбор методов опирался на теорию существования естественнонаучного и гуманитарного подходов к исследованию, для которых характерно специфическое понимание идеалов и норм исследования, наличие определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний. (134, с.34)

Для естественнонаучной парадигмы получения знаний характерным является стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, то есть позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Критерием истинности результатов, полученных при помощи естественнонаучного подхода к исследованию, является их проверяемость и воспроизводимость.

При данном подходе к исследованию изучение внутреннего мира человека по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек исследуется как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При этом, являясь объектом исследования, человек выполняет пассивную "роль", тогда как исследователь, как правило, активен.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При данном подходе, в отличие от естественнонаучного, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. Исследуемый при данном подходе является активным субъектом общения.

Гуманистическая тенденция развития науки обуславливает необходимость расширения традиционных понятий в педагогике, включение в категориальный аппарат педагогической науки новых понятий, отражающих человеческую сущность и сферу личностных отношений. Такие понятия, как: "смысл", "совесть", "достоинство", "творчество", "духовное планирование", "событие", "встреча", "риск" и тому подобное- Представители современной теории психологии человека (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев.) обосновывают данную необходимость реально актуализирующейся "житейской психологией", которая, считаясь "донаучной", тем не менее, отражает жизнь человека, пронизанную множеством психологических связей и отношений в обыденной жизни, реальные взаимоотношения людей. В отличие от других наук, педагогическое знание принадлежит к тем видам знаний, которые, в сущности, производит каждый человек и фактически каждый осваивает, становясь с обретением статуса отца или матери и практическим педагогом, И именно это требует от педагогики проявления гуманитарной сущности и обнаружения диалогической природы. Ряд ученых (В.П.Зинченко, В. А. С ласте нин, Ю.У.Фохт-Бабушкин, А.С.Роботова) уверены в том, что привнесение в педагогику, помимо традиционных научно-теоретических - знаний другого рода (художественных, художественно - образныхг культурологических) обогатит научные представления о многих проблемах, связанных с воспитанием и образованием человека.

Типология отношения старшеклассника к массовой культуре

В настоящем параграфе, отражающем связь констатирующего и поисково - преобразующего этапов исследования, дано описание выявленных факторов присутствия роли массовой культуры в жизни старшеклассников; проанализированы и последовательно описаны предпочтения и выборы старшеклассников; даны монографические характеристики (портреты старшеклассников), положенные в основу типологии отношения старшеклассников к массовой культуре; представлена типология исследуемых отношений.

Среди других методик в ходе поисково-преобразующего этапа эксперимента нами была использована комплексная методика "Конструирование жизненного плана старшеклассника". На данном этапе исследования ее необходимо выделить, как ведущую методику, которая вместе с другими дала возможность найти подходы к построению типологии взаимоотношений старшеклассника и массовой культуры. Данная типология явилась и результатом поисково-преобразующего этапа эксперимента и основанием для выводов по данному параграфу. Приступая к описанию взаимоотношений массовой культуры и старшеклассников, которые разворачиваются в социокультурном пространстве, главенствующую роль, в котором занимает школа, мы основывались на:

а) теории становления ценностных ориентации (с некоторой исторически-временной коррекцией в позиции по отношению к рассмотрению ценностных ориентации, не только в русле "социально значимых", но и "личностно значимых" ценностей; б) теории влияния массовой культуры на массовое сознание, в основе которой лежит признание решающим фактором влияния феномен "мифологичности массовой культуры"; это феномен заключается в том, что миф - это некая коммуникативная система, сообщение, форма, способ обозначения информации (теория Р.Барта (13));

в) теории личностных перспектив и жизненного самоопределения.

Сравнивая данные некоторых исследователей механизма формирования ценностных ориентации (А.В.Кирьякова, М.Г.Казакина, А.И.Шендрик), полученные несколько лет назад, исследуя динамику роста и падения некоторых ценностей в среде современных старшеклассников, удалось создать фрагментарную теоретическую модель "ценностного ядра" личности старшеклассника, которое выступает своеобразным фундаментом в строительстве жизненного плана. Для обеспечения достаточной степени репрезентативности данных полученные результаты сравнивались с материалами Международной научной конференции "Ценностный мир современной молодежи" (157, с.51-53) и материалами исследования социальных последствий чернобыльской катастрофы (для Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга, 1995-96 г.г.), выполненного учеными кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1995-96 г.г. (Рукопись кафедры педагогики).

В ходе анкетного опроса учащиеся ранжировали по привлекательности некоторые жизненные блага (позиции). Предлагались списки из 15 и 19 компонентов. Соответственно предписывалось присвоить каждой ценности ранг в диапазоне данного списка, при этом самую важную ценность следовало поместить на первое место и далее по убыванию. В результате сравнения всех полученных данных, мы получили список наиболее привлекательных ценностей, который совпал в целом у старшеклассников- петербуржцев и старшеклассников Северо-Запада России:

1. Здоровье;

2. Любовь;

3. Семья;

4. Материальное благосостояние;

5. Интересная работа (профессия).

При этом на последних местах в ранжированных списках почти в 90% оказывались такие ценности как; равенство, творчество, внутренняя независимость, самопознание и т.п.

Похожие диссертации на Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников