Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Борисов Борис Юрьевич

Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв.
<
Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисов Борис Юрьевич. Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Псков, 2007 208 с., Библиогр.: с. 185-200 РГБ ОД, 61:07-13/2896

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико- методологические основания исследования

1.1.. Теоретические основания исследования 31

1.2. Методологические основания исследования 49

1.3. Становление институтов благотворительности и попечительства в сфере образования России 66

14. Методологический потенциал настоящего в истории образования 99

Выводы по первой главе 107

Глава 2. Попечительство и благотворительность в псковской губернии в середине XIX - начале XX века

2.1. Становление образовательного попечительства и благотворительности в Псковской губернии 112

2.2. Целевые установки, содержание, формы деятельности попечительских советов в области образования 127

2.3. Влияние попечительства и благотворительности на развитие народного образования 152

Выводы по второй главе 174

Заключение 180

Список использованных источников и литературы 185

Приложения

Введение к работе

Мы обратились к изучению попечительства и благотворительности в пореформенной России середины XIX - начала XX столетия в Псковской губернии, учитывая актуальность избранной темы и то обстоятельство, что историческая ситуация в известной степени повторяется в наши дни, особенно сейчас, когда вопрос стоит об активизации гражданского самосознания, о поиске эффективных форм и способов обеспечения автономности образования. Значимость попечительских советов в современных российских условиях становления гражданского общества, как раз и заключается в том, что они могут стать своеобразными проводниками в утверждении гражданской позиции в образовательных учреждениях, так как школа - это место пересечения прошлого, настоящего и будущего страны, интересов общества и личности. Сегодня активно говорится о введении попечительских советов в школах, но не так много людей до конца понимает смысл этих предполагаемых нововведений. В то же время это явление, как известно, имеет исторические корни, знание которых может удержать нас от поверхностного подхода к решению этого вопроса, позволит почувствовать и понять культурные основы данного процесса.

Институты попечительства и благотворительности вновь востребованы для того, чтобы сохранить исторический, культурный, интеллектуальный генофонд Отечества. Это еще более актуально в наши дни, когда появился класс богатых, очень состоятельных граждан, которые могут помочь нуждающимся образовательным учреждениям обеспечить автономность.

Традиции благотворительности и попечительства в нашей стране имеют не только материальную, но и духовно-нравственную основу. Между тем обращение к истории - это наилучший, кратчайший способ познать современность.

Не менее значимым представляется и региональный компонент в содержании современного образования, он требует пристального вийманая и более глубокого изучения исторического и культурного наследия конкретного региона. Позиция В.В. Розанова, К.Д, Ушинского и других о важности знаний о родном крас приобрела в напш дни особую актуальность. Знать каждый клочок земли необходимо для того, чтобы его любить, гордиться им, чтобы стать и быть истинным патриотом своей Отчизны,

Актуальность темы исследования обусловлена следующими сложившимися противоречиями:

слабым участием общественности в деле образования и насущной необходимостью этого процесса как фактора проявления гражданского самосознания и непременного условия обеспечения автономности образовательного учреждения;

недостаточным финансированием и робким поиском законных источников пополнения материального ресурса образовательных учреждений;

практическим отсутствием (по официальным данным только около 10% школ имеют свои попечительские советы) попечительских советов и широкой альтернативой выбора организационно-правовых форм для учреждения этих организаций;

возможностью региональных предпринимателей создавать благотворительные фонды на социальные нужды (в том числе на образование) и отсутствием законов, делающих эти акции морально и материально привлекательными и т.д.

В своем исследовании мы исходим из того, что участие общества в деле образования, попечительство и благотворительность - это общественное явление, возникшее и развившееся на духовно-нравственной основе как забота о настоящем и будущем Отечества и его граждан, которые могут быть востребованы на современном этапе реформирования школы.

Состояние научной разработки проблемы. Проблемы попечительства и благотворительности в истории отечественного образования не получили монографического исследования в дореволюционной, советской и современной российской исторической и историко-педагогической литературе.

Вышедший в 1917 г. труд А.М Лаурсона и Е.А. Звягинцева «Родительские комитеты и попечительские советы при средних учебных заведениях ведомства МНП» содержит в себе только нормативные документы, регламентирующие деятельность этих институтов без каких-либо комментариев и анализа .

В значительной части работ, посвященных истории образования в России, попечительство рассматривается, преимущественно, как одно из социальных явлений в ряду общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX века .

Действительно, школьная реформа 1860-х годов, утвердившая всссословность как основной принцип образования, открыла широкий простор для развития общественной и частной инициативы в области просвещения.

Важным достоинством реформы было то, что впервые в России

утверждались черты государственно-общественной системы управления

образованием. К элементам этой системы Э.Д. Днепров, в частности, относит

попечительские советы женских гимназий, имевшие широкие права и

полномочия, В итоге этих реформ школа обрела такие мощные факторы для

своего развития как общественная деятельность и частная инициатива.

В качестве движущих сил развития общественно-педагогического движения, а вместе с ним и попечительства, Э.Д, Днепров выделяет два главных фактора . Во-первых, это разрыв, существовавший между потребностями социально-экономического развития страны и неудовлетворительным состоянием образования отдельных имущих слоев населения. А во-вторых, это

См.: Звягинцев Е.А, Родительские комитеты и попечительские советы при средних учебных заведениях ведомства МНП-М„ 1917,

? См.: Чехов Н.В, Народное образование в России с 60-.\ и\ XIX в. - М., 1912; Фальборк ГЛ. Всеобщее образование в России. - М,, 1908; Фальборк Г.А. Внешкольное образование, -СПб., 1905; Жураковский Г.Е, Из историк просвещения в дореволюционной России, - М.. I97S; Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России.-М.п 1998, 5 Днепров Э.Д. Укал. соч. - С, 203.

минимальное участие государства в финансировании многих звеньев школы, в результате которого происходит своеобразное размежевание, когда правительство оставляет за собой мужскую высшую, среднюю, педагогическую, духовную и военные школы, В то время как общество сосредотачивает свои усилия на начальном народном, профессионально-техническом и женском образовании, в котором и проявили себя попечители,

В итоге, демократизация школьного дела, выстраивание недостающих звеньев образовательной системы стало одной из важнейших и самых массовых сфер приложения общественных сил, считает исследователь. Когда, по словам Н.В. Чехова, лучшая часть деревенской, помещичьей интеллигенции, с восторгом приветствовавшая реформу и много потрудившаяся для ее осуществления в комиссиях, принялась за се проведение в жизнь. «Одной из главных форм служения народу для них явилось содействие просвещению, путем посильной помощи крестьянским школам, над которыми они стали осуществлять попечение» .

Тем не менее, даже принимая во внимание общественно-политическую обстановку второй половины XIX века и прогрессивно развивающуюся педагогическую мысль, которые существенно повлияли на развитие образования, необходимо учитывать и деятельность крупнейших благотворительных структур полугосударственного характера, основываясь на опыт которых, стали функционировать попечительские советы женских гимназий, реальных училищ и многих других учебных заведений.

Так, большинство исследователей н качестве важной ступени в развитии
отечественной системы образовательного попечительства и

благотворительЕнзсти отмечают деятельность Ведомства детских приютов, созданного в 1838 г, и являвшегося структурным подразделением Ведомства учреждений императрицы Марии (далее по тексту ВУИМ)2.

1 Чехов Н,В- Народное образованней России с 60-х гг. XIX в. - Мм 1912. - С. 33.

2 См.: Тимченко В.А. Деятельность южно российских благотворительным обществ, заведений, братств и
попсчингіьств во второй половине XIX в. На материалах Дона, Кубани и Ставрополья: лис... каїїд. ист. наук:
07.00.02 - Новочеркасск, 2001; Павлова И.П. Социальное попечение в России в конце XIX - начале XX вв.;
лис.... д-ра. ист. наук: 07.00.02 - СПб,h 2004; Кононова Т,Б. Очерки истории благотворительности. - М., 2006;
Рылова Н,Е. Благотворительность на Дону во второй половине XIX начале-XX вв.: дис. ... канд. ист. наук;
07,00.02 - Ростов н/Д, 2004; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России.- М, 2Q0L

Детскими приютами ВУИМ, отмечает И.П. Павлова, заведовали особые попечительства, действовавшие как частные благотворительные общества, в состав которых входили представители от предпринимателей, земств, городов, духовенства и других сословий. При этом в бюджете ведомства пожертвования составляли половину всех средств, и лишь шестую их часть составляли перечисления из государственного казначейства .

По мнению ряда исследователей, именно ВУИМ выступило инициатором организации открытых всесословных женских учебных заведений2. Решение задач призрения и обучения в заведениях этого ведомства, закономерно привело к тому, что в его рамках, под руководством известного педагога Н.А. Вышнеградского, появляются первые открытые женские училища со среднеобразоватсльным курсом. Именно первое женское училище «для приходящих девиц» было названо Мариинским по имени императрицы Марии Александровны и взято ею под свое покровительство.

Значительной была роль этого благотворительного ведомства в деле женского образования и в дальнейшем. Так, например, в 1880 г. в России имелось 76 женских гимназий МНП и 27 ВУИМ. Их становление и рост были бы невозможны в условиях увеличивающейся дороговизны жизни, без деятельности попечительских советов, которые организовывали сбор пожертвований, устраивали благотворительные концерты и литературные вечера. Привлекаемые таким образом средства оборачивались в постоянный капитал, становившийся прочной основой существования учебного заведения. Появление с 1877 г, именных стипендий было также важным стимулом для благотворительных приношений, способствовавших доступности образования.

Важным событием является и введение Городового Положения 1870 г., разрешающее городским думам принимать в пользу городов пожертвования. С этого времени увеличилась выплата городских пособий медицинским, учебным, благотворительным заведениям, обществам и отдельным категориям граждан. Благодаря пожертвованиям частных лиц и с использованием

1 Павлова И.П.. Социальное попечение в России в конце XIX - начале XX вв.: лис.,., д-ра. ист, наук: 07.00.02 -СШ.,2004. - С. 1IS.

См,: Там же С. 302; Тимченко В.А. Указ. соч. - С. 235; Христофор о ва Н.В, Женские гимназии в России // Педагогика. - І998. - № 4. - С. SG-S6.

городских средств были открыты многие училища и школы.

Комплекс этих мероприятий привел к тому, что в рассматриваемый период число женских гимназий возросло в три раза, а количество учащихся - в пять раз. И это при том, что к началу XX века женские гимназии получали из казны ежегодно по 2,5 тысячи рублей, в то время как мужские - по 30 тысяч» Недостающие средства успешно изыскивали попечительские советы на местах.

Такие успехи, по мнению исследователей, во многом были достигнуты благодаря стимулированию меценатской и благотворительной деятельности, и, прежде всего со стороны купечества, жертвовавшего на нужды образования в конце XIX - начале XX века огромные средства, объем которых многократно превосходил государственные расходы. Слова «попечительство» и «благотворительность» в то время становятся почти синонимами1.

Желание остаться в памяти потомков добрыми делами всячески приветствовалось местным дворянским и купеческим сообществом, которое помимо этого, также внимательно следило за тем, чтобы состояния видных граждан тратились с пользой. Так, например, А, Демидов и И. Демидова отмечают, что, как правило, богатый купеческий семейный капитал доставался лишь одному наследнику, поскольку в противном случае, раздробленное состояние теряло свою силу и власть, что приносило ущерб как предпринимательскому роду, так и городу в целом2.

При этом младших сыновей отправляли в юнкерские училища или университеты, а через дочерей укрепляли связи с другими купеческими родами посредством брачных уз. Унаследованное богатство налагало на первенца обязанности по разумному его использованию, ведь в противном случае другие наследники имели право обратиться в опекунский совет с просьбой заморозить банковские счета и отстранить от управления предприятием владельца

1 Богуславский М. «Государево» око и благотворительность. Российскому попечительству - 200 лет // Учит, газета- - 2002, 15 фев. - С. 14: Гузенко ЕС. Основные формы попечительской деятельности в Симбирской губернии вХІХ -началеXX в./,'Управление школой.-2001,-№ 5.-С.2. ' Демидов А. Демидова И. Ах, Самара - городок, - Самара, 1993. - Сг 69,

склонного к мотовству. В связи с этим большинство предпринимателей рассматриваемого периода стремились увековечить свое имя через благотворительность и считали себя нравственно-обязанными тем учебным заведениям, в которых также получали образование их младшие братья и сестры, не унаследовавшие, в отличие от них, семейный капитал.

«В прошлом каждый уезд, каждый город знал своего «глубокоуважаемого» прежде всего по построенным на его средства больницам и школам, приютам и богадельням. И только уж потом славили за театр и библиотеку, галерею или музей»1. Так, С. Новикова утверждает, что знаменитых братьев Третьяковых в Москве уважали прежде всего за создание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых и только потом - за их знаменитую «Третьяковку».

Таким образом, социально-исторические условия, идея социальной ответственности, были мощными стимулами благотворительной деятельности для представителей богатых купеческих родов, благодаря пожертвованиям и завещаниям которых, в частности, свою особую нишу в системе учебного попечительства заняли ремесленные училища и школы.

Соединение начального обучения с приобретением навыков ремесленной работы рассматривалось большинством благотворителей - купцов, как наиболее оптимальная форма подготовки детей к самостоятельной жизни.

Стремление заниматься общественно полезным делом, поиск путей решения острых социальных проблем, успешно реализовывались на поприще благотворительной деятельности. Это происходило благодаря тому, что в России появились благотворительные учреждения нового типа, соединившие в своей практической деятельности православную морально-нравственную основу и рациональные принципы западной филантропии, - считает Н.Е Рылова". То есть, применительно к образовательному попечительству, необходимо отметить, что главная его задача сводилась к образованию воспитанников и обучению ремеслу с тем, чтобы они смогли самостоятельно

' Новикова С, Из истории отечественно! о меценатства //Посев.- 1992.-№ 2.-С. 107;

" Рьілова Н,Е. Благотворительность на Дону во второй половине XIX начале-XX вв.: лис... канд. ист, наук:

07.00.02- Росювн/Д,2004. -С 146.;

зарабатывать себе на жизнь. Таким образом, попечительство, как социальный феномен и является высшей формой вспомоществования, в отличие от милостыни, считает НЕ. Рылова.

Об этом пишет и выдающийся русский исследователь филантропии

В.К Герье, который выделяет три исторически сложившиеся формы помощи

бедным, в которых проявлялась человеческая благотворительность. Эти формы

последовательно сменяли одна другую, при этом более простая уступала место

более сложной и зрелой. Под ними исследователь понимает: милостыню,

богадельню и попечительство о бедных.

Так, милостыня - это самая первобытная форма благотворения. Она является добрым поступком по отношению к тому, кто ее подает, но не всегда добрым делом по отношению к тому, кто ее получает,

В основании богадельни проявляется уже коллективная деятельность людей, направленная к добру и нацеленная не на случайных просителей, а на конкретных нуждающихся - стариков и сирот. При этом оказывается не случайная помощь, а наоборот, прочно обеспечивается судьба нуждающихся.

Третья же форма, попечительство, вмещая в себя первые две, придаст им
высший смысл, «Попечительство о бедных представляет собою

организованную милостыню и подвижную богадельню» \

Попечительство само приходит на помощь нуждающимся, разыскивает их, ведет их учет, распределяет их по разрядам и степени нужды и старается помочь всем соразмерно потребностям, В отличие от милостыни и богадельни, являющейся закрытым заведением с однообразной жизнью и строгой дисциплиной, попечительство помогает на дому, не разрушая семейные связи. Также эта социальная структура имеет возможность оказывать помощь не только тогда, когда уже наступила нищета, а предотвратить разорение, поддержать человека и его семью, находящихся в беде, содержать во время

'Циг. го кн.: Кононова Т,Б. Очерки истории благотворительности,- М., 2006,-С. 35.

болезни, предоставить заработок и снабдить всем необходимым для возобновления самостоятельной жизни.

По мысли Герье, главное достоинство попечительства заключается в том, что оно привносит в благотворение новый, не применявшийся прежде, принцип индивидуализации, сообразуя способы и размеры помощи со свойствами лица нуждающегося, и может наблюдать за тем, как принята эта помощь, какие возымела последствия, и какое влияние - то есть, иметь воспитывающее значение»

Помощь попечительств может быть целесообразной лишь тогда, когда она приведена в стройную систему и является повсеместной, что становится возможным лишь при участии местных и общих государственных властей. По мнению исследователя, организация этой стройной системы решается законодательным путем.

А одной из важных историко-культурных предпосылок, обусловивших довольно высокие темпы становления системы образования в пореформенной России, исследователи отмечают благотворительность императорского дома, которая в начале XIX века выстраивается в систему, впоследствии вписавшуюся в структуры государственного управления и общественной жизни, В этот период супруга императора официально назначается ответственной за организацию и развитие императорской блаттворительности. Одновременно начала выстраиваться соответствующая система организации благотворительной деятельности на местах: жены генерал-губернаторов и губернаторов приняли на себя обязанности руководить (попечительствовать) благотворительным учреждениями. Иногда эта структура опускалась и ниже -до уездов. Она получила наименование Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны (ВУИМ), ставшее вплоть до октябрьского переворота основой организации обществен но-государственной благотворительности в России, ее опорой в материальном отношении.

По мнению Т.Б, Кононовой, представители царской семьи, осознавая личную ответственность перед обществом, «посредством организации административных органов призрения и крупными личными вкладами и инициативами в создании новых способов вспомоществования, подавали пример аристократии, являлись законодателями мод в этом направлении» . Также среди доминирующих мотивов благотворительной деятельности императорской фамилии исследователь выделяет высокий уровень духовно-нравственной культуры, позволявший реализовать духовные и эстетические потребности и статусный долг монархов и членов их семей, стремившихся к созданию положительного имиджа династии.

«Христианская любовь к ближнему и милосердие к страждущему суть первые и главнейшие свойства, долженствующие руководить попечителем в исполнении его обязанностей ...» - эти слова были записаны в уставе Императорского Человеколюбивого общества, созданного в 1802 г. по инициативе Александра Г.

Исследователи справедливо отмечают, что попечительство, является одной из наиболее удачных попыток совершенствования механизма помощи неимущим слоям населения в условиях значительной поляризации общества. Представители элиты, жертвовавшие на развитие народного образования, стремились помочь народу раскрыть свои таланты, найти применение своим силам, чтобы жить достойно. Всех попечителей объединяло искреннее видение будущего России в развитии образования ,

«Осознавая социальные диспропорции, обогащая традиционный опыт в области регулирования отношений между разными группами населения

1 Кононова Т\Б. Б;;аі о і ворительность императорского дома XIX в.: историко-сониальный аспект: дис„., д-ра ист- наук: 07.00.02 - М„ 2004, -С. 6!. Цит. по кн.: К ласо в II.В. Ьлагтворитегшюсіь и милосердие в России.- М, 2001. — С. 160, См.; Кондратьева Г.В. Часті-ая благотворительное^ в сфере просвещения // Педагогика. -2002. -№ 9, - С, 83-Й7; Лавриненко ЛЯ. Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы // Педагогика. - 2003. - „Yj 2. - С, 28-33; Павлона И.П, Социальное попечение в России в конце XIX — начале XX вв.: дис,- д-ра. ист. иа>к; 07.00,02 - СПб.. 2004. - С. '^99; Помелев ІІ.Б. Меценатство з России: семья Стахссвых // Педагогика. - 2001. - № 7, - С 80-83.

восприятием зарубежного опыта, попечители-гуманисты активно работали в этом направлении.

В Российской Империи, где подавляющее большинство населения вместо подписи ставило крестик, а государство не располагало средствами для быстрого решения проблем неграмотности, без благотворительной поддержки было не обойтись. При этом ряд деятелей благотворения видели в школах, в особенности земских, организационную основу для попечительской работы вообще. Так на съезде по общественному призрению (1914 г.) была выдвинута идея о том, что центром попечения в России может быть не приход или крестьянское общество, а именно школа. Сферы попечения и образования, таким образом, в сознании современников были тесно связаны» .

Однако, ГІ.А, Арчебасова приходит к выводам о неизбежности снижения значения частной благотворительности в деле народного образования в связи с усилением в нем земских позиций. В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов. Так, по ее мнению, систематический характер работы земств по оказанию крестьянам различного рода помощи подрывал основу случайной и неорганизованной благотворительности. Тем более, что не все попечители народных училищ оказались полезны на своем посту, многие из них никак не проявляли себя.

Усиление влияния европейских традиций, в том числе в сфере должностных отношений (а все попечительские должности в России XIX в. имели официальный статус), способствовало устранению института попечительства. Патриархально-попечительский характер таких отношений, по мнению исследователя, становился все более формальным. Увеличение объема финансирования народного образования центральными и местными властями способствовало тому, что термин «попечитель» постепенно утратил свою финансовую подоплеку, оставляя лишь нравственный оттенок этой должности .

1 Павлова И.П, Социальное попечение в России в конце XIX - начале XX вв.: дне... д-ра, ист, наук: 07,00.02 -
СПб., 2004. - С. 499.

2 Арчебасова Н,А. Начальное народное образование в Царицынском уезле Саратовской губернии в 1861 - 1914
гг.:
дис канд, ист. наук: 07Л0.02 - Волгоград, 2000. - С, 127.

Однако, принимая в целом этот вывод, необходимо отметить, что он свидетельствует лишь об одной из сторон благотворительной деятельности, связанной с ее определенной неспособностью справиться собственными силами с поставленными задачами без помощи государства. Об этом пишет и A3. Соколов, отмечая, что в истории было немало примеров, когда учреждения, созданные благотворителями, по прошествии некоторого времени либо исчезали, либо были не в состоянии существовать без государственной поддержки. Однако это, по мнению исследователя, был естественный процесс, связанный не только с периодами экономического спада, но также с определенным угасанием первоначального энтузиазма благотворителей и переключением их вЕгимания на решение новых проблем. Но в тоже время исследователь выделяет важную особенность благотворительности, определяя ее как деятельность по природе своей инновационную, опережающую социальные стандарты, которые господствуют в государстве, и в общественном сознании1.

Именно поэтому, некоторые авторы, приходят к выводу, что активизация благотворительного движения и развитие различных форм попечительной работы являлись следствием и необходимым условием зарождения гражданского самосознания и гражданской инициативы, когда благотворительная помощь увязывалась с решением давно назревших и социально значимых задач народного образования, социальной помощи и здравоохранения. Ведь именно «благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувства благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества»2-

Ожолов А.В. Российская благотворительность в XVIJI - XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) //Отечественная история. -2003. - .V.6.- С. 147 157.

2См,: Власов П.В, Благотворительность и милосердие а России.-М,, 2001. -С. 428: Павлова ИЛЬ Социальное попечение в России в концеXIX-начале XX вв.: лис... д-ра, нет, наук: 07.00.02 -СПб.,2004.-С. 502.

Общественное попечение приобретало особенную значимость в условиях модернизирующегося обшества, когда социальная политика государства не отвечала вызовам времени, а потребность во всеобщем народном образовании как никогда была насущна.

Исследователи, сходятся в своих мнениях о том, что, даже, несмотря на значительное увеличение государственного финансирования образования в начале XX в., вплоть до самой революции, жизнь школ без попечительств и пожертвований не мыслилась. В итоге, в течение второй половины ХГХ -начале XX века в России был накоплен важный педагогический, а самое главное, управленческий опыт школьного обучения, который включал в себя типовое многообразие учебных заведений, вариативность учебных программ, широкую местную инициативу и попечительские советы с множеством источников финансирования этих образовательных учреждений1.

При модернизации системы образования, выступающей как способ взаимосвязи с культурой, устойчивыми культур но-историческими формами и механизмами, одним из которых и является благотворительная деятельность, необходим поиск баланса между новаторством и традициями, с тем, чтобы определить перспективные варианты развития этого культурного типа действия.

Автор настоящего диссертационного исследования, анализируя имеющуюся литературу по проблеме и принимая во внимание наработки своих предшественников, приходит к выводу о необходимости подробного освещения влияния попечительства и благотворительности на развитие народного

1 См.: Бибикова 3. Власть и попечители // Управление школой. - 2001. - № 17. - С. 6; Богуславский М, «Государево» око и благотворительность. Российскому попечительству - 200 лет // Учит, газета, - 2002. - 15 феп - С. 14; Гуіенко С. Основные формы попечительской деятельности в Симбирской губернии п XIX - начале XX к, И Управление школой, — 200]* — J4s 5- — С. 2.; Даньшина С.А, Совершенствование системы управления народным образованием Вятской губернии во второй половине XIX в.; лис..,, канд. ист. наук: 07.00.02 -Ижевск, 2001;Журавлева Л.С. Тенишевы и русская школа // Советская педагогика,- 1990. -Л» 12--С. 56-62; Новикова С. Из истории отечественного меценатства // Посев, - 1992. - № 2, - С, 106-111; Смирнова Е.В. Социально-педагогические аспекты благотворительной деятельности в Ставропольской губернии в середине XIX-начале XX вв.: дис... канд. пел. наук:07.00.02- Ставрополь, 2001,

образования, используя пример конкретного региона - Псковской губернии середины XIX - начала XX вв.

Мы предполагаем, что полученный в результате исследования теоретический опыт можно будет использовать на современном этапе становления образовательного попечительства.

При этом необходимо отметить, что различные аспекты истории народного образования и развития благотворительности в Псковской губернии стали предметом исследования для многих псковских историков и краеведов.

Однако большинство имеющихся работ посвящено общим вопросам истории отдельных учебных заведений, различных благотворительных обществ, попечитсльств и братств, а также персоналиям крупных общественных деятелей и благотворителей Псковской губернии1, В то время как сами институты попечительства и благотворительности в области образования, их масштабность, формы и содержание деятельности, а также результаты, в полном объеме не исследовались, что требует от нас не только углубленного изучения, но и новых подходов к решению этих задач.

1 См,: Дитрих ИИ. Участие псковских земцев в работах местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности /У Псков,-2006,-№ 24, С II6-120; Кально В.В. Красный городец.-Красногородск, 2004; Карпова В.В. Культурііо-проспетіпе.п.ігая деягелг-ноегь Псковского земсіва 1865-1914 гг. — Псков, 2005; Коьрижкина 10. Женское лицо благотворительности // Красный маяк. - 2002. - 27 апр. - С. 2; Кузытенко А,С, Гендерн«йасііект благотворительности в Псковской губерішиХ^Х века/'' Псков. -2005. - №22 -С 142- 148; Кузыченко А.С. Юбилейные даты и благотвори і ель нос ть на Ссверо - Западе России в к. XIX — начале XX вв. //Псков, -2007.-№ 26-С. 121-130; Лепиіг Н,Ф. Марнипское женское училище //Псковская правда.- 1990. — 27 окг. - СП; Левин Н.Ф, ЛлексанлроНсвскос братство // Псковская правда. - 1992. - 11 янв. - С. 5; Левин И.Ф. <гМайский союз» // Псковская правда. - 1992. - 4 фев. - С, 5,; Лепил Н.Ф. Фонд имени Л.С, Пушкина // Крестьянская жизнь. - 1997. - 4 фев, - С. А.; Левин Н,Ф. Псково-По крове кое попечительство // Новости Пскова.- 1997.-3 апр.-С 8.; Левин П.Ф. Общество народны* чниверсигетов//Псковская правда. -1997. -25-26 апр. - 1997. -С. 6; Левин Н.Ф. ИА Соколовский -педагог и общественный деятель // Псков. -1999. - № 10 - С. 152-15'Л; Левин Н.Ф, Кирилл о-Мефод непе кие традиции в Пскопе, - Псков, 2003; Лещиков В.И. Земская школа Псковский губернии Н Псков. - 1996, - № 4. - С. 72-79,; Лешиков В.Н. Педагогические кадры Псковской губернии во второй половине XJX - начале XX вв. // Псков. - 1994. -Ка 1 -С. 68-74.; Маркова М.Т. Очерки истории народного образования Псковской губернии 1900-1927 гг. - Псков, 2004; Маркова М.Т. Частные женские гимназии Пскова /' Псков. -2003. -№1В -СЛ 93-202,; Мордашев Л,И. Народные школы Великолукского уезда// Полезное знание. -М., 2000. -С. 99-107.; Новикова А.Г. Традиции сельской школы Псковской губернии (XIX в. - начала XX в.) - Псков, 2004; Сизов А.И. «.-.До революции (от 1S32 года)», // м Переслегинекая общеобразовательная школа-гимназия». Великие Лукн5 1997. - С 17; СиіовА.И. У леї оков Великой,-Псков, 2003.

Вопросы, посвященные влиянию попечительства и благотворительности на развитие образования, вообще не подвергались самостоятельному анализу. Этим и был определен выбор темы диссертационного исследования:

«Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв.».

Проблема исслелования состоит в поиске ответа на вопрос, какое место и значение имели благотворительность и попечительство в деле народного образования.

Объект исследования - попечительство и благотворительность как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования - влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX века.

Цель исследования - изучить и систематизировать историко-педагогический опыт попечительства и благотворительности в Псковской губернии середины XIX ~ начала XX века.

Цель и предмет позволили сформулировать задачи исследования:

выявить историко-педагогические предпосылки становления и развития институтов попечительства и благотворительности в России в исследуемый период;

определиться в использовании методологических подходов, адекватных историко-педагогическому исследованию вообще и конкретной проблеме, в частности;

представить теоретический аспект проблем попечительства, благотворительности; нравственный и православно-религиозный аспекты, характерные для феномена благотворительности в исследуемый период;

провести анализ состояния попечительства и благотворительности и выявить их влияние на развитие образования.

Нам представляется, что феномен образовательного попечительства необходимо исследовать не в отрыве от благо гворительности, а как одну из ее форм, и только в этом, и не в каком ином контексте. Это связано с тем, что толкование слова «попечительство» различно.

Так, Большая Советская Энциклопедия определяет попечительство как одну из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних или дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут выполнять эти функции самостоятельно1.

Большой Энциклопедический Словарь также определяет попечительство как правовую форму защиты, которая устанавливается над несовершеннолетними в возрасте or 14 до 18 лет, не имеющими родителей, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности2.

Следующее определение слову дает Большой толковый словарь русского языка: «попечитель - в России до 1917 г.: должностное лицо, руководившее сетью учреждений какого-либо ведомства (преимущественно ведомства просвещения); лицо, назначавшееся почетным руководителем какого-либо учреждения. Попечитель гимназии, Попечитель Учебного округа, Совет попечителей»3.

В словаре Брокгауза и Ефрона приведено понятие почетного попечителя: «Попечители почетные. - Впервые в это звание стали возводить, со времени издания гимназического устава 1828 г. выборных из дворян, для содействия увеличению средств гимназий и благородных пансионов. Существующие теперь Попечители почетные при гимназиях и прогимназиях и реальных училищах избираются из разных сословий на 3 года. Они обязаны заботится о материальном благосостоянии учебных заведений, следить за хозяйственной

1 Попечительство //БСЭ.- 3-е изд.- М., 1975,- Т. 20,-С, 3:6. Прохорова A.M. Попечительство/А.М.Прохорова//БЭС.- М, 2002. -С. 133. Попечитель//БсзльшоГггол кэши словарь русского языка.-СПб., 2002.-С 921.

частью их, а также за ходом управления; могут присутствовать на педагогических советах. С 1861 г. Попечители почетные избираются и при уездных училищах в Сибири»1.

Этот же словарь раскрывает понятие приходских попечительств. «Попечительства приходские - По Высочайше утвержденному в 1864 г. положению о них, имеют целью заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношение об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в пределах прихода»2.

Подробно в этом словаре дается определение попечителей учебных округов. «Попечители учебных округов. - Эта должность учреждена в і 803 г. Первыми Попечителями были члены главного правления училищ. По параграфу 20 «Учреждения» 1803 г. Попечителям вменялось в обязанность отвечать за «благоустройство» всех вверенных ему учебных заведений, «пещись об их устройстве и вообще о распространении и успехах народного просвещения», обозревать их, по крайней мере, раз в два года и обо всем представлять отчет министру» .

В Толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю, Шведовой мьт можем найти следующее определение понятия «попечитель»: «В царской России: звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях: член руководящего органа такой организации. Попечитель учебного округа (устар.). Совет попечителей»4.

«Попечительный - это пекущийся, заботливый, старательный, усердный, радетельный. Попечительство - место, должность, звание» - такое определение мы обнаруживаем в словаре Владимира Даля . Современные специалисты в

1 Попечители почетные//Словарь Ф.А, Брокгауза и И,А. Ефрона, М„ 1992.- Т-48, -С. 545.

2 Там же.-С, 54В.

3 Там жї. - С. 546.

Ожегов СИ,, Шведова НЮ- Попечитель// Толковый словарь русского языка-4-е изд. -М.т2002. -С. 562, 3 Даль В,И. Попечительный/ В.И.Даль// Толковый словарь М.,- 1956,-Т. Ш.-С.298.

области попечительства придают ему следующей смысл,

«Попечительство - социальный институт гражданского общества. Попечительский совет - это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два его правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования. Попечитель- статус юридического или физического лица, заинтересованного в повышении эффективности и улучшении условий функционирования конкретного образовательного учреждения и активно реализующего эту заинтересованность»1.

Таким образом, можно отметить, что толкование у слова «попечительство» различно, следовательно, приходиться говорить о явлении, известном в филологии под названием полисемия (от грсч. - многозначность), то есть наличие у одной единицы языка более чем одного значения.

Исходя из этого, мы рассматриваем попечительство не как форму защиты прав несовершеннолетних и недееспособных граждан; не как вид учебно-административной, государственной (попечитель учебного округа и его аппарат) службы, а как общественное явление, как меценатство в образовании, поэтому в названии нашей темы исследования «благотворительность» и «попечительство» сшят рядом, Теперь необходимо обратиться к толкованию слова «благотворительность»,

В словаре Брокгауза и Ефрона «благотворительность» определяется «как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность спешить на помошь неимущему.,,»2.

Большой Энциклопедический Словарь говорит о благотворительности как

Борщела П. Попечительский совет - общественная форма управления образо нательным учреждением // Народное образование. -2001. -№10, — С. 55. : Благогворительность//Сліша.рьФ.А-Брокгауза и ИЛ. Ефрона, - М„ 1990, -Т, 7.-С, 55.

об «оказании материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями, которая может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности»'.

В Толковом словаре русского языка приводится употребление понятия «благотворительный». Это слово может быть использовано, когда речь идет о безвозмездных и направленных на общественную пользу и оказание материальной помощи неимущим действиях и поступках*.

Наиболее полное определение понятия встречается в Философском словаре: «Благотворительность - то же, что филантропия - деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий жизни. С социологической точки зрения посредством благотворительности выполняются две важные социальные функции: сохранения и воспроизводства общества, а также его развития. Как таковая благотворительность должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствовать в их иждивенчестве» .

Хронологические рамки исследования охватывают 1860-е - 1917 гг,

В 1864 г. выходит «Положение о начальных народных училищах», утверждавшее должность попечителя в данных учебных заведениях. В 1865 г. в губернии появляются земские органы, которые непосредственно занимались вопросами народного образования и выдвинули из своей среды большое число школьных попечителей.

Параллельно с этими процессами в 1860 г. выходит «Положение о женских училищах МНП», утверждавшее в них попечительские советы, своим составом отражавшие сложившуюся социальную структуру общества. Губернатор

1 Прохоров А,М, Благотворительность / А,М Прохоров // БЭС. - М., 2002. -С. 133.

2 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Благотворительный //Толковый словарь русского языка-4-е изд, --М., 2002. —
С, 562,

Инин Л.Л. Благотворительность// Философский энциклопедический словарь, -М,, 2004, -С. 99,

являлся почетным попечителем всех женских учебных заведений, непременными членами совета яачялись уездный предводитель дворянства, директор училищ и городской голова, а выборными были один человек из сословия местных дворян или чиновников и один от купечества,

В 1874 г. выходит новое «Положение о начальных народных училищах», которое в основном подтверждало нормы старого, В 1884 г. появляются «Правила о церковно-приходских школах», предполагавшие также должность попечителя, который являлся, согласно закона, членом епархиального училищного совета.

В 1907 г. выходит новое «Положение о попечительствах при начальных училищах», которое, учитывая практику реализации предыдущих законодательных актов и имевшиеся недостатки в работе единоличных попечителей, утверждает коллегиальные попечительства. Причем один такой орган мої' курировать сразу несколько училищ.

В начале XX века принимались законодательные акты и относительно учреждения попечительских советов при открытии принципиально новых учебных заведений, появление к жизни которых было вызвано усиливающейся капитализацией экономики (сельскохозяйственные, промышленные и лесные училища).

С началом Первой мировой войны данные эволюционные процессы были прерваны, хотя наработанный опыт попечительства и благотворительности помогал сгладить социальные проблемы беженцев, детей-сирот, которые не были оставлены на произвол судьбы государством и обществом.

Источниковедческая база исследования представлена комплексом взаимодополняющих источников, условно разделенных па следующие группы: 1, Архивные материалы, содержащиеся в Научном архиве Российской академии образования (І ІА РАО) (фонд 18. - Архивные материалы государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц); в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) (Ф. 156. - Дирекция

народных училищ Московской губернии, Ф. 459. - Попечитель Московского учебного округа); в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГА ВМФ) (Ф. 417. - Главный морской штаб); в Государственном архиве Псковской области (ГАПО) (Ф. 3, 7, 21, 23, 62, ПО, 122); в Государственном архиве Великих Лук (ГАВЛ) (Ф. 653, 656, 657,660, 774).

2. Законодательные акты, регламентирующие деятельность
попечительских советов в рассматриваемый период и в настоящее время.

3. Доклады Псковской губернской и уездных управ по народному
образованию, журналы уездных земских собраний, другая отчетная
документация, а таюке уставы благотворительных обществ и учебных
заведений.

  1. Монографии, статьи, учебники, мемуары в которых рассматриваются вопросы попечительства и благотворительности.

  2. Современная литература по истории отечества, философии, педагогики, раскрывающая методологические основания и тенденции развития отечественного попечительства и благотворительности в сфере образования.

Методологической основой исследования послужили труды: Н.В. Бордовской, Э.Д- Днепрова, А,Н. Джуринского, Г.Н. Жураковского, О.Е. Кошелсвой, З.И, Равнина И.Е. Шкабара, посвященные проблемам методологии нсторико-педагогических исследований; Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бада, В.В. Горшковой, П.С. Гуревича, А. Игнатова, 1\Б. Корнетова, Л.М Лузиной, А.И. Пискунова, А.А. Королькова, посвященные антропологическому подходу и реализуемой на его основе прогностической функции методологии; Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Т.С. Назарова, И. Пригожина, И. Стенгерса, B.C. Шаповаленко, Г, Хакеиа о синергетическом подходе в образовании.

Научно-теоретическую основу исследования составили:

основные положения теоретических исследований социально-психологической истории общества и образования М. Вебера, ММ. Бахтина, М Блока, МЛ. Гефтера, АЯ. Гурсвича, Д.И. Дубровского и других;

идеи Н.А. Бердяева, М. Вебера, Ю.Н. Давыдова, В Л. Фомина, А.Г, Новиковой о типах социального действия и традиции; идеи Н.Ф. Бунакова, Т.С. Буториной, Н.А. Корфа, С.А. Рачинского, К,Д. Ушинского о путях и направлениях развития народного образования в России. Логика и этапы исследования. Наше исследование носит историко-

педагогический характер. Логическая схема научной разработки проблемы

была выстроена следующим образом:

определение цели и задач исследования;

изучение теоретико-педагогической, историко-педагогической,

исторической, философской, социологической, этнографической и культурологической литературы по изучаемой проблеме;

- изучение научных, архивных, публицистических, мемуарных источников

и законодательной базы;

- разработка теоретико-методологических подходов к исследованию

проблемы;

разработка концептуальных положений исследования;

обобщение исследовательских материалов, построение доказательств

защищаемых положений;

- оформление материалов диссертационного исследования.
Методы исследования:

Обтцстсоретические методы научного познания: отбор, изучение, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация;

общепедагогические методы: изучение, анализ и обобщение историко-педагогического опыта; изучение и интерпретация архивных материалов, законодательных актов; логико-теоретический анализ философской, социологической, этнографической, культурологической литературы по изучаемой проблеме. При отборе и изучении архивного материала применялись специфические методы: фронтальный . отбор, фронтальное изучение источников, выборочный отбор, выборочное и перекрестное изучение документов, сравнительно-исторический метод.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Исторический опыт становления в губернии образовательного попечительства и благотворительности как государственно-общественного института и формы управления народным образованием, продуктивное его функционирование и всевозрастающее влияние на развитие образования позволяет констатировать наличие благоприятных этим процессам социальных факторов, сохранивших свою актуальность в современных условиях реформирования школы и поиска форм участия общественности в управлении образованием, К основным из них относятся:

- наличие законодательной базы, ориентированной на защиту попечителя и
благотворителя от произвола уездных чиновников и земств, наличие форм
поощрения вплоть до государственных наград и присвоения чинов,
предоставление преимуществ и льгот в экономической сфере;

- гласность, всесторонняя открытость для общества полной картины
благотворительности в губернии, включая указания лиц, внесенных ими сумм,
пожертвований, произведенных расходов и всяких движений средств,
имеющихся в учебных заведениях;

- непременное участие (и не только по протоколу) первых лиц губернии,
уездов, волостей, членов их семей в попечительской деятельности;

- формирование попечительских советов из лиц, материально состоятельных, в
морально-нравственном отношении авторитетных, обладающих властными
полномочиями;

- высокий официальный статус и социальный престиж попечителя и
благотворителя;

- введение института почетных попечителей с вмененными взносами в пользу
учебного заведения.

2. В истории отечественного образования сложилось два вида попечительства:
учебно-административное (попечитель учебного округа и его аппарат) и
обществен но-государственное (попечители учебных заведений, попечительские
советы учебных заведений). Общественное попечительство с момента его
институциализации (1864 г.) имело в своей основе духовные корни, несло
миссию просвещения, и было всецело благотворительным. Более того,
образовательное попечительство всегда представляло ключевое направление
благотворительной деятельности как социального института, которое уже к
1917 году оформилось в четко очерченные структуры в виде фондов,
обществ, товариществ и т.п. Одновременно второстепенные, бесперспективные
формы благотворительной деятельности (наподобие кружечных сборов,
случайных денежных подношений и т.п.) теряли свою значимость. Таким
образом, нами был установлен типичный синергетический процесс рождения
порядка из хаоса.

3. Региональные особенности попечительской и благотворительной
деятельности и ее влияния на развитие образования были обусловлены:

- исторически сложившейся экономикой губернии, преимущественно аграрной,
включенностью большей части территории в поместья старинных дворянских
родов. Наличие в имениях народных школ, сельскохозяйственных училищ,
библиотек, изб-читален, содержащихся, как правило, на средства помещиков,
де-факто включило большую часть дворянского сословия в активную
попечительскую и благотворительную деятельность. Опекаемые дворянами

учебные заведения, очаги культуры просуществовали вплоть до октябрьской революции, выжили в горниле гражданской войны;

псковское дворянство, представляя в сфере образования высшие слои власти и возглавляя большинство попечительских советов губернии, высоко несло нравственный образ воспитателя, организатора образования, во многом усвоенный пореформенным и последующими поколениями учителей, включая современное;

специфика влияния попечителей на учебный процесс в школах, училищах, женских гимназиях и прогимназиях состояла в том, что они в большинстве случаев не ограничивались функциями изыскания средств и представлением своею личностью нравственного образца коллективу учителей и учеников, как это требовали соответствующие законы. Попечители, имея в большинстве своем высокий образовательный ценз, активно вмешивались в содержание и методику учебного процесса. Это было характерно, как правило, для этапа коллегиального попечительства.

4. Редкая населенность губернии, наличие мелких и удаленных друг от друга населенных пунктов, низкая продукти вность сельского хозяйства и уход вследствие этого мужчин на отхожие промыслы, растущая в связи с этим безнадзорность детей, падение престижа волостной власти и местного духовенства, призванных принуждать детей к посещению школ, обусловило падение посещаемости ниже 50 процентов. Это определило следующие специфические для губернии направления попечительской деятельности, непредусмотренные руководящими законоположениями:

введение в большинстве сельских и во всех земских школах горячих завтраков;

строительство крупных школ с ночлежными приютами, горячим питанием, организацией культурного досуга и медицинского обслуживания детей;

строительство на благотворительные средства школ, доведение их до уровня требований Министерства народного просвещения и передача в ведение земств;

- установление деловых контактов с местным духовенством и волостной властью.

Научная новизна:

1. Обобщен исторический опыт становления, эволюции и институциализации образовательного попечительства и благотворительности в Псковской губернии в пореформенный период, конкретизированы региональные особенности влияния попечительства и благотворительности на развитие образования в губернии.

2- Существующие в педагогической науке представления о сущности истори ко-педагогических явлений и процессов в Псковской губернии дополнены моментом их сословной обусловленности. В частности осуществлен акцент на ведущей организаторе га и роли дворянства в попечительской и благотворительной деятельности и влиянии на развитие в губернии образования.

3. Представлена и введена в научный оборот полная история Порховской женской гимназии и действующего при ней попечительского совета. Теоретическая значимость:

1. Показана продуктивность методологии исторической антропологии при исследовании историко-педагогических явлений и процессов, позволившей вскрыть субъективную, психологическую сторону участия тех или иных лиц в попечительской и благотворительной деятельности, В частности, с большой достоверностью установлен факт преимущественно миссионерской, духовной составляющей основы деятельности большинства дворян, отсутствия к ней признаков социального действия, как действия, рассчитанного на ответную реакцию окружающих. Вместе с тем, в попечительской и благотворительной деятельности купечества, предпринимателей антропологический подход вскрыл признаки социального действия, наличия, помимо духовной составляющей, иных мотивов. В свете психологической антропологии стали

ясны так же подлинные мотивы участившихся конфликтов между педагогическими и попечительскими советами,

2. Расширены, детализированы, уточнены существующие представления об
использовании идей синергетики в историко-педагогических исследованиях, В
частности на примерах конкретной истории попечительства и
благотворительности показана функция синергетики как мировоззрения (но не
подхода), продемонстрирована прогностическая функция идей
самоорганизации и креативная роль будущего относительно настоящего.

3. Уточнены существующие в педагогической науке представления о
сущности культурологического подхода и историко-педагогических
исследованиях, В процессе исследования он представлен и реализован как
диалог культур - современной и пореформенной, но не как «вживание» в
ситуацию прошлого. В частности, с позиций культурологического подхода
стала очевидной бесперспективность таких форм влияния на развитие
образование, как благотворительные концерты самодеятельности и многое
другое.

Практическая значимость определяется тем, что:

введены в научный оборот новые материалы о деятельности попечителей в образовании, которые могут быть востребованы их современными последователями;

содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы студентами и аспирантами; обоснована необходимость повышения уровня информированности педагогической общественности, родителей и других заинтересованных лиц о наследии отечественного образовательного попечительства, как необходимого условия возрождения тгого социального института на современном этапе. Апробация результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты были апробированы в ходе аспирантских

семинаров, а также нашли свое отражение в виде тезисов докладов на научно-
практических конференциях: «Прана человека в пенитенциарной практике
современной России» (Псков, 2005 г,), «Модернизация системы
профессионального образования па основе регулируемого

эволюционирования» (Челябинск, 2005 г.), «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2006 г.), «История и современность пенитенциарной системы России» (Псков, 2006 г.). Результаты исследования были представлены в 12 публикациях.

Структура диссертационного исследования определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из двух глав, объединяющих семь параграфов, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

Теоретические основания исследования

Любое историческое исследование, в том числе касающееся такой частной проблемы, как влияние благотворительной деятельности на развитие образования, не может быть полноценно осуществлено вне рассмотрения фундаментальных вопросов теории и методологии истории- «Вечные вопросы» истории типа «Что такое история?», «Что такое прошлое, настоящее и будущее, какой их статус и место в историческом исследовании?», «Есть ли смысл в истории?», «Существует ли развитие?», «Каково направление истории и существует ли оно?», «Существует ли причинно-следственная связь в истории?» и т.д., и т.п. Без ответов па эти и подобные им вопросы теряется сам предмет исследования, исчезает смысл изыскания. И еще: возникает другой ряд вопросов: «Возможно ли объективное познание истории?», «Способен ли человек познать прошлое?», «Какова мера субъективного подхода к истолкованию исторических фактов?» и другое. Известно, что первая из названных группа вопросов может быть объединена понятием - «теория истории», или «философия истории», вторая же - понятием «методология истории».

Один из коренных вопросов философии истории - взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Представляется уже банальным утверждение, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Не менее банально и суждение типа «нельзя понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем». Все это представляется очевидным и лежащим на поверхности истории как предмете познания- Сложным представляется другое: будущее все более и более предстает перед сознанием историка как причина настоящего. Будущее как виртуальный момент истории творит настоящее как реальный ее момент. Для познающего разума - это то, о чем писал М. Блок, приводя мнение Мэтланда, что «историкам иногда выгоднее начать читать историю «наоборот». Ибо для всякого исследования естественно идти от более известного, то есть от современности к более темному»1. Здесь мыслится иная, несколько мистическая связь, когда нечто, еще не существующее реально, формирует, творит настоящее. По мере осознания этой связи другое направление - связь прошлого с настоящим и будущим как связь причинная предстает все более и более проблематичной. Как пишет МЛ. Гефтер, «даже потребность в близкосрочном прогнозе уводит сейчас вглубь веков, что уж говорить о любой попытке представить себе сравнительно отдаленное Завтра ... прогресс того, что Мартин Хайдеггер называл «рассчитывающим мышлением», как раз убеждает в бессилии последнего перед внезапностью нынешних сдвигов. Притом не перед деталями, какие, естественно никому не дано предугадать,.. В главных неизвестных -масштаб событий, меняющих их бытие, как и их необратимость,.-прозрение будущего наталкивается на капитальную трудность, характер которой заставляет подозревать, что причина в будущем, как таковом» . Таким образом, при подобном взгляде па модусы исторического времени настоящее предстает, не только как пришедшее будущее, не только как онтологический элемент истории, но как элемент методологии, как бывшее будущее, сотворившее настоящее.

Итак, в свете приведенных суждений содержание и структура главы предполагает элементы теории и методологии истории, включающие в себя описание настоящего (актуального, сегодняшнего) как подлинной причины прошлого. Сегодняшние методы, формы, масштабы благотворительности в образовании, еще не существуя, как бы оплодотворяли, «притягивали», оформляли в своем становлении благотворительность исследуемого периода. Итак, причина прошлого - в будущем, а потому сегодняшнее, как будущее для исследуемого периода, должно быть историком познано.

Вместе с тем, отдельно взятый временной отрезок истории не может быть познан вне контекста целого, часгью которого он является. При всей сложности и нерешенности тайны взаимоотношения части и целого общепризнанным все-таки является утверждение, что ни часть не может быть познана вне целого, ни, наоборот, целое непостижимо без предварительного постижения частей. Но что является целым с точки зрения предмета настоящего исследования? Нам представляется, что им является история пореформенной России в аспекте состояния попечительства и благотворительности и их влияния на развитие образования. Любое событие бытия пореформенной Псковщины, любой факт благотворительности может быть осмыслен, т.е. обретет смысл, оценен только будучи спроектированным на историческое целое, на состояние попечительства и благотворительности в сфере образования пореформенной России,

И еще одна черта настоящего исследования, выделяющая его специфику, - антроиогенность, а, следовательно, менталъиость процессов, включенных в орбиту исследования. Нами предпринята попытка дистанцирования от утвердившегося в историко-педагогических исследованиях позитивистской методологии, проявляющейся в абсолютизации «сбора фактов» в ущерб их интерпретации и оценки с позиций мотивов, целей, утвердившихся стереотипов поведения людей, участвующих в тех или иных событиях. То есть, предпринята попытка, осуществить определенный крен в сторону истории ментальное людей исследуемого периода. Действительно, что существенно в истории: факт распятия Христа или тот вселенский отклик человечества, тот незамолкающий до сегодняшнего дня отзвук в сердцах людей на это событие? Ответ очевиден. Еще задолго до Голгофы распинали людей и несть им числа. Но именно единичный факт - распятие в конкретный исторический момент, в конкретном месте переполнил чашу весов народного терпения и вызвал обвальные процессы, породившие новый мир духовного и физического бытия человечества. Это ли не синергетика, это ли не малая причина больших событий? И еще пример, более близкий к нашей проблеме. Известен факт открытия генрал-адъютантом А.Н. Куропаткиным в своем имении в Холмском уезде Псковской губернии сельскохозяйственной школы, факт попечительства, и в значительной степени содержания школы за свой счет. Это, так сказать, примарный факт и сформулированное на его основе суждение факта» Этот факт как таковой, строго говоря, не интересен, он давно включен в научный оборот. Сам по себе он мало, о чем говорит, если не учитывать мотивы поведения опального генерала, принявшего на себя всю тяжесть позора за бездарно проигранную войну. Этот факт ни о чем не говорит, если не осмыслить его с точки зрения реакции людей разных сословий, с точки зрения их соучастия или неприятия, с точки зрения включенности в ментальный контекст современной генералу России, но также с точки зрения социально-политической ситуации в стране. Таким образом, речь идет о социально-психологической истории попечительства и благотворительности, фактологическая основа которой -только исходный материал для поиска менталитета различных слоев населения пореформенной России в плане их отношения к образованию. Речь идет также о достижении синтеза ментальностей разных слоев общества, их взаимной адекватности. Для России это важно, если вспомнить хотя бы историю народничества, энтузиазм, жертвенность одних и непонимание - неприятие, отвержение других слоев народа.

Методологические основания исследования

Для историка образования методология исследования предстает как принципы, логические формы, структуры и техники научного поиска, способствующие познанию сущности предмета и интерпретации фактических данных. Применительно к истории образования, к ее специфике все это должно быть помножено на убеждение, что история образования - это не компендиум сведений, а особая форма мышления. Такое понимание вытекает из трудов выдающихся историков XX века, определивших фундаментальные основания истории в новых условиях бытия человеческого общества, М. Блока, Л. Февра и Р. Дж- Коллинвуда .

Исходное положение гносеологии истории образования - это принципиальная возможность постижения прошлого. Подобная убежденность проходит через всю историю становления методологии истории, начиная с Дж. Вико, Разногласия касаются вопросов окончательности, абсолютности, способности знания исчерпать содержание истории, места и роли субъективного момента в познании. Наша позиция в этом вопросе исходит из признания сложности механизма влияния на современное историческое исследование и на гносеологию истории в целом идеи множественности гуманитарного сознания и культуры- Признание этой идеи, как и проблемы творчества в истории, служит целям обоснования плюрализма и субъективизма исторического познания.

Плюрализм отражает правомерность наличия в исторической науке различных суждений по одному и тому же вопросу. Плюрализм исторических суждений объясняется самим предметом исследования, то есть множественностью исторической реальности во всех ее проявлениях. Под исторической реальностью мы понимаем некоторую данность, реконструируемую на основе источников. Кроме того, сами источники -продукт деятельности прошлых эпох, людей, которые руководствовались определенными мотивами, ценностями, целями- Поэтому возможны и необходимы различные аспекты изучения этих источников. Более того, если естественные науки интересуются установлением законов природы, то история - смыслом множественных проявлений общественной и индивидуальной жизни. Так, например, историков «золотого века» Екатерины II интересует деятельность императрицы на ниве становления образования в России, Одним из центральных актов в этом направлении явилось опубликование «Устава народных училищ в Российской империи», предусматривающим кардинальные начинания. Однако денег на реализацию требований Устава не отпускалось, так как всеполагающей целью императрицы в это время было «накопить 15 миллионов рублей для очередной войны с Турцией». Известно, что накопить она не успела, турки начали войну раньше ее замысла и не в то время года, на которое она рассчитывала. Гурок побили, война обошлась около 65 миллионов рублей. До образования ли было в это время императрице? Более того, в эти годы шла активная переписка с французскими энциклопедистами, мнением которых о себе она очень дорожила. Не случайны следующие последствия просветительской деятельности: если в Московском университете в момент его создания (1755 г,) было 100 слушателей, то через 30 лет - всего 8. Здесь возможны, как минимум, два прямо противоположных взгляда на деятельность императрицы и ее ближайших подданных, подготовивших упомянутый Устав.

Исторический плюрализм проявляется также в полисемантизме понятий, используемых в исследовании. В истории используются понятия других общественных наук (культура, цивилизация, государство, благотворительность и т.д.), которые подлежат множественной интерпретации. Так, в историко-педагогических исследованиях, как правило, деятельность церкви по созданию церковно-приходских школ, вообще в сфере образования и религиозного воспитания квалифицируется как деятельность благотворительная. Но, строго говоря, она таковой не является. Православная церковь с большим опозданием (лишь во второй половине XIX века) включилась в ту просветительскую деятельность, заниматься которой она была обязана по характеру своей природы. Известно, что в странах Запада первые университеты (не только школы) были созданы церковью и содержались, в основном, за ее счет. Таким образом, уже представленный взгляд на содержание термина «благотворительность» обуславливает различные подходы к исследованию и соответственно различные результаты познания. Поскольку интерпретация используемых терминов и понятий зависит от мировоззрения исследователя, то неизбежен и субъективизм в исследовании. Известный теоретик истории К.В. Хвостова основную причину плюрализма и субъективизма видит в той роли, которую играет в познании исторический источник. Автор или авторы письменного источника дают свою версию событий, а потому источник — носитель субъективной корреляции. При интерпретации источника со стороны историка возникает множественная субъект-объектная корреляция. Поэтому историческая данность, представленная на основе источника, - бездонна . Это означает, что возможности обращения к одной и той же теме неисчерпаемы.

В связи с названными особенностями исторического познания неизбежна зависимость его результатов от мировоззренческого климата сегодняшнего дня и уровня развшия исторической науки. Эти качества исторического исследования ярко проявляются в факте частичного переосмысления истории заново каждым поколением людей и получении новых знаний, нередко исключающих старые. Названная функция и соответствующее «чувство истории» отражает теоретико-оценочный уровень исторической науки.

А как же решается проблема истины? Только с учетом исследовательской ситуации возможна речь о точности в истории и об исторической истине, носящей в этом смысле контекстный характер. Признание истинности или ложности исторических выводов зависит, прежде всего, от принятия или непринятия сообществом ученых множества утверждений, используемых в контексте данного исследования в качестве постулатов утверждения.

Становление образовательного попечительства и благотворительности в Псковской губернии

Становление образовательного попечительства в Псковской губернии, как и в целом по России, было связано с деятельностью Ведомства детских приютов, которое являлось структурным подразделением Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Комитет Главного попечительства детских приютов был образован в 1838 г., а на местах сложилась государственная сеть дошкольных детских учреждений с разветвленной системой, включавшая в себя 2 Совета, 33 губернских попечительства, 68 приютов, при которых действовало 15 сиротских отделений,

В Псковской губернии с 1840 по 1917 г. действовало Псковское губернское попечительство детских приютов, в ведении которого состояло четыре учреждения: Псковский приют Святой Ольги (открыт 11 июля 1844 г.), Торопецкий приют Святой Ольги (открыт 1 і июля 1860 г.), Холмский Кушелевский приют {открыт 1 января 1867) и Порховский (переведен из ведения частного благотворительного общества в 1902 г.)1.

Торонецкий, Холмский и Порховский приюты своим возникновением были обязаны исключительно благотворителям.

Торопецкий детский приют святой Ольги помещался в странноприимном доме, пожертвованном статским советником ИЛ. Нефедовым, который, кроме этого, передал заведению капитал в размере 13410 рублей, на процент с которого оно и существовало2.

Директором приюта со дня его открытия состоял городской голова Василий Андреевич Рудин.

Главный источник дохода Холмского Кушелевского приюта заключается в проценте на капитал в размере 20 тысяч рублей, пожертвованный в пользу этого заведения отставным майором, участником Отечественной войны и заграничного похода русской армии Лукой Ивановичем Кушелевым. (См. приложение 1).

По духовному завещанию, оставленному Лукой Ивановичем, ежегодный процент, получаемый с основного капитала, в размере 600 рублей должен был распределяться следующим образом: 200 рублей предназначались на жалованье начальнице приюта; 25 рублей - ее помощнице; на покупку книг и бумаги - 55 рублей; на ежегодный обед учащихся, который должен был состоять из щей и хлеба с квасом - 150 рублей в год; на наем прислуги - 50 рублей; на отопление и освещение - 60 рублей1.

Глубокий смысл был заключен в том, что средства расходовались по духовному завещанию. Руководство приюта таким образом избавлялось от споров о статьях расходов средств, которых, как известно, всегда на все нужды не хватает.

Оказывал помощь приюту и его почетный старшина Иван Михайлович Бобарыкин, который жертвовал ежегодно со дня его основания очень солидную по тем временам сумму - 1000 рублей. Его супруга и одновременно попечительница приюта Татьяна Дмитриевна Бобарыкина, осуществляла ежегодно вещественные приношения на сумму до 100 рублей. Кроме того, ежегодно осуществлялся сбор средств от проведения благотворительных лотерей.

Благодаря такой всесторонней поддержке, удавалось финансировать все статьи расхода приюта, не затрагивая при этом основной капитал.

Кроме освоения грамоты и рукоделия, дети занимались огородничеством и обучались хоровому пению, в праздничные дни они заменяли певчих в церкви Богоявления.

В приюте давали уроки бесплатно законоучитель священник Матвей Воскресенский и учитель арифметики П.Л.Орлов. Для осмотра пищи и оказания бесплатной медицинской помощи привлекался городской врач К.П. Мейер. В Псковском приюте святой Ольги дети обучались Закону Божию, русскому языку, географии и арифметике. При приюте было образовано рукодельное отделение, в котором за установленную плату производилось иштье одежды для приютских детей и по заказам частных лиц. Вырученные от этих работ деньги поступали на содержание приюта. Кроме уроков рукоделия, дети обучались бесплатно нотному хоровому пению, занятия вел почетный член Губернского попечительства майор C.JL Банчук из Псковской военной прогимназии.

Здесь, также как и в Холмском приюте, больные дети имели возможность воспользоваться безвозмездной медицинской помощью, которую оказывал почетный член Губернского Попечительства доктор Иосиф Христофорович Гершенсон. За счет приютских сумм дети, перенесшие тяжелые заболевания, отправлялись для лечения и реабилитации на курорт - Друскининкайские минеральные воды. Им оплачивались все расходы на дорогу, содержание в здравнице, а также на приобретение необходимых лекарств .

Губернское попечительство принимало все возможные меры для того, чтобы воспитанницы по выходе из приюта имели возможность найти себе достойное применение. В этих целях в 1875 г. попечительством было устаношіено за правило: девушки по достижении 16-летнего возраста помещались на жительство в семьи известных приюту лиц для занятий сообразных с их подготовкой, за условленную плату, которая употреблялась на нужды воспитанницы. Обязательным было условие, согласно которому девушка оставалась под наблюдением и попечительством приюта до гражданского совершеннолетия, то есть до 21 года, т.к. «лишь к этому возрасту, они могут более или менее прочно укрепиться в началах нравственности и приобрести достаточную опытность в работах» .

Председатель Губернского попечительства детских приютов действительный статский советник и губернатор Михаил Борисович Прутченко тщательно вникал в нужды приютов. Все более убеждаясь в значительном числе нуждающихся в призрении детей, он поставил себе главную задачу обеспечить приюты постоянным доходом путем привлечения к участию в поддержке их благосостояния лиц с постоянными ежегодными пожертвованиями, назначая их. при этом в число почетных членов попечительства . Губернатор знал, что многие обеспеченные лица не откажут в этой помощи.

Целевые установки, содержание, формы деятельности попечительских советов в области образования

Как мы уже упоминали, во второй половине XIX века именно Ведомство учреждений императрицы Марии выступило инициатором и непосредственным организатором создания системы всесословных женских учебных заведений в Российской империи. Эта инициатива была подкреплена циркуляром, разосланным в 1858 г, МВД всем губернаторам, в котором выражалась воля императора, взявшего курс на реформирование страны, о желании устройства женских школ, для начала хотя бы во всех губернских городах , Но никаких средств от государства не обещалось: обществу самому предлагалось решить, необходимы ли им такие училища, и позаботиться о средствах на их устройство и содержание. Возможные инициативы общества в этом направлении были подкреплены законодательно. Согласно «Положения о женских училищах МЫП» (от 10 мая 1860 г.) попечительский совет должен был заниматься изысканием средств, с целью улучшения материального благосостояния учебного заведения. В части, касающейся полномочий попечительского совета, было указано, что ему принадлежит исключительное право выбора начальницы гимназии или прогимназии. Кроме того, члены попечительского совета обязаны были заниматься составлением ежегодной сметы, определением жалования служащим, наблюдением за расходованием средств. Они устанавливали размер оплаты за обучение и освобождали от нее недостаточных учениц, поскольку проблема финансирования и связанная с ней доступность образования были взаимосвязаны.

Попечительский совет состоял из пяти непременных членов, в число которых входили: попечительница (избираемая из почетнейших лиц города), уездный предводитель дворянства, директор училищ, городской голова и начальница гимназии; и двух выборных членов: один - из сословия местных дворян или чиновников, второй - от купечества. Именно на их средства и содержалось учебное заведение. Члены совета избирались сроком на три года.

Попечительский совет учреждался при каждом женском училище с целью «ближайшего содействия успешному развитию со стороны общества» .

Губернатор, по своему званию, являлся Почетным попечителем всех женских учебных заведений, это обязывало его содействовать, используя все возможности, как учреждению училищ, так и дальнейшему их развитию путем изыскания и обеспечения способов их существования.

Одним из старейших средних учебных заведений губернского города Пскова являлась Мариинская женская гимназия, торжественно открытая 15 ноября 1860 г. Учебное заведение изначально было открыто как женское училище, которое с 16 февраля 1861 г. стало называться Мариинским, в честь Государыни Императрицы, а с 1870 г. было переименовано в гимназию.

С момента принятия решения об открытии училища возникли финансовые проблемы. Многие скептически относились к новому мероприятию, даже губернское дворянское собрание не нашло средств и отложило вопрос до «удобного времени». Идею взялся осуществить настойчивый и просвещенный администратор - губернатор Валериан Николаевич Муравьев, обратившийся во все губернские и городские учреждения Пскова с просьбой о добровольных пожертвованиях. Чиновники, откликнувшиеся на просьбу губернатора, решили отчислять один процент от своего жалования. Городской голова Н.С. Васильев, по настоянию губернатора, несколько раз собирал сообщества купцов и мещан, прежде чем они приняли решение о самообложении. В результате этого были получены первые средства и установлен постоянный источник дохода в размере 1500 рублен от пожертвований сословий купцов и мешан, хотя обойтись без платы за обучение все же не удалось. В итоге в день открытия училища попечительский совет принял от губернатора следующую сумму: наличными - 1611 руб. 25 коп., билеты Псковского приказа общественного призрения на сумму 530 руб. 92 [А коп» и 130 рублей, собранных за обучение учениц. В общей сложности первый капитал составил 2272 руб. 17 ХА коп. Кроме того, были переданы документы на эти средства и проект контракта на найм дома для училища. Вес деньги были записаны четырьмя статьями: средства, жертвуемые различными ведомствами; средства, собираемые с учениц за обучение обязательным предметам; средства, собираемые с учениц за обучение необязательным предметам и средства, единовременно жертвуемые различными лицами .

Учитывая с каким трудом продвигалось новое дело, и какой необходим был авторитет в местном сообществе для его успешного завершения, первый же состав попечительского совета был весьма представителен". Почетным попечителем был губернатор Валериан Николаевич Муравьев, почетная попечительница и супруга вице-губернатора - Аделаида Александровна Родзянко, утвержденная в этой должности императрицей. Председателем совета стал уездный предводитель дворянства - Федор Васильевич Шаховской, Непременными членами были избраны директор мужской гимназии А,П. Яхонтов и городской голова КС, Васильев. Выборные члены были представлены Псковским вице-губернатором Николаем Васильевичем Родзянко, потомственным почетным гражданином и купцом второй гильдии Петром Петровичем Калашниковым, а также делопроизводителем попечительского совета, инспектором училищ военного ведомства Матвеем Васильевичем Фурсовым, Председателем попечительского совета В. Муравьевым была учреждена первая в училище стипендия,

Одним из первых и самых необходимых пожертвований, принятых попечительским советом, стала крупная библиотека, подаренная помещиком Владимиром Михайловичем Бибиковым в ноябре 1862 г. Она включала в себя 1331 книгу на русском языке, 961 - на французском, 36 - на немецком, а кроме того, содержала 155 карт, 1400 различных рисунков и 126 тетрадей нот. После данного пожертвования В.М. Бибиков стал постоянным членом попечительского совета1.

Похожие диссертации на Влияние попечительства и благотворительности на развитие образования в Псковской губернии в середине XIX - начале XX вв.