Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии Щербанев Дмитрий Юрьевич

Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии
<
Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербанев Дмитрий Юрьевич. Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Щербанев Дмитрий Юрьевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/128

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Научно-теоретические основы изучения религиозного образования в Германии и России 14

1.1 Основное содержание понятий религиозного образования в зарубежной и отечественной науке 14

1.2 Историко-педагогическое развитие религиозного образования в Германии и России 40

Выводы 72

Глава II Концептуальные основы обучения исламу и модели его внедрения в систему религиозного образования государственных школ современной Германии 74

2.1 Концептуальные основы и модель внедрения исламского образования в современной Германии 74

2.2 Культурологическая модель развития системы религиозного образования в Германии 104

Выводы 121

Глава III Организационные условия внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии 123

3.1 Организационные условия внедрения исламского образования в современной Германии 123

3.2 Характеристика нормативно-правовой базы религиозного образования в современной России 136

Выводы 144

Заключение 146

Список литературы 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Мировое образование состоит из множества национальных образовательных систем, различающихся по своим культурным традициям, по уровню целей и задач, а также по своему качественному состоянию. Стремление преодолеть в образовании культурную ограниченность и замкнутость характерно для всего мирового сообщества. В то же время достижения отдельных стран не всегда становятся достоянием других образовательных систем, что в известной мере тормозит развитие педагогической науки и практики. В этом плане для трансформирующегося российского образования весьма плодотворным представляется опыт Германии, поскольку обе страны связывают давние исторические отношения в сфере обмена научными идеями, а немецкая педагогика, по сути, всегда являлась одним из источников развития отечественной теории образования.

Особое место в системе образования занимает религиозное обучение детей и подростков, имеющее в разных странах свою историю и традиции. На фоне разрушенной системы религиозного образования в России в советский период в ФРГ преподавание религии было и остается обязательным учебным предметом в государственных школах. В связи с этим становится важньш поиск ответов на вопросы, обращенные к религиозному образованию и их осмысление в целях определения собственных ориентиров.

По мнению отечественных ученых (В.А. Беляева, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков и др.) наряду с приобретением научных знаний российским школьникам необходимо создать условия для освоения религиозной картины мира. За последние два десятилетия в области образования произошли серьезные изменения. Сегодня в комплексе необходимых школьных реформ преобладает позиция, сторонники которой настаивают на внедрении религиозного образования в средние школы. Это обусловливает необходимость формирования соответствующих структур, содержания, технологий, целей и смысла религиозного образования в российских средних школах. В таких условиях весьма значимой становится проблема анализа, адаптации и использования опыта религиозного образования других стран.

В этом плане наиболее интересным представляется состояние религиозного образования в Германии, что обусловлено рядом причин:

- в стране имеется четкая организационно-управленческая структура религиозного образования в школах, связанная с мировой системой образования, оказывающая на нее положительное влияние;

педагогическая система, разработанная для христианского образования, включает полноценный набор отработанного содержания, методов, форм, отражающих жизнь конкретной религиозной конфессии;

имея богатые исторические традиции религиозного образования, в стране созданы социально-педагогические условия, обеспечивающие межрелигиозный диалог, что позволяет сосуществовать различным конфессиям.

Все это является реальной основой для эффективного решения вопросов, связанных с новыми социальными заказами, в частности речь идет об исламском религиозном образовании, которое стало для немецкой педагогики актуальной, обусловленной рядом объективных факторов, проблемой во второй половине XX века. В современной Германии ислам занимает третье место после Католической и Евангелической религий. Это объясняется большим притоком беженцев и иностранных рабочих, начавших приезжать в страну со своими семьями в 60-х годах XX века. На 2001 год общее количество мусульман, проживающих на территории Германии, составило более 3 млн человек. Из этого числа можно выделить 450 000 детей школьного возраста, что составляет примерно 8% от общего числа детей школьного возраста в Германии'. Такая ситуация не оставила без внимания вопросы о праве мусульманских учеников наравне с их христианскими сверстниками на изучение собственной религии в государственных школах.

В педагогической практике наблюдается тенденция внедрения исламской религии в государственных школах Германии, что, с одной стороны, обеспечивает мусульманам поиск собственной культурно-религиозной идентичности, а с другой, позволяет данной категории граждан сотрудничать с другими религиями и культурами. В то же время существует в этом процессе и негативная сторона: большинство родителей-мусульман, не имея выбора школ, вынуждены отправлять своих детей в школы, где преподают только Коран, что ограничивает их соприкосновение с культурой страны, в которой они проживают. С учетом этого в 1984 году на Конференции по делам образования и религии был вынесен вопрос относительно преподавания ислама в государственных школах Германии. Был сделан вывод, что в государственных школах необходимо начать преподавание исламской религии. В настоящее время достигнут определенный консенсус. Все политические партии, Католические и Евангелические церкви согласны с норматив-

1 Engin, Н. Islamischer Religionsunterricht an deutschen Schulen - Eine Bestandaufnahme; in: "Islam in Deutschland"; erschienen in der Reihe "Der Burger im Staat'7 H. Engin. -2001. -№ 4. - С 241-245.

ным регламентом. Однако существует ряд нерешенных проблем, связанных с организацией обучения, содержательным наполнением, приемами преподавания, кадровым обеспечением и другими педагогическими вопросами, которые обязано контролировать государство. Изучение этих аспектов является актуальной проблемой немецкой педагогики.

Анализ состояния религиозного образования в Германии позволяет проследить создание нового религиозного образовательного процесса, который толерантен к исламскому образованию в государственных школах.

С другой стороны, полученное новое знание будет полезным для отечественной педагогики, поскольку оно будет способствовать преодолению основных противоречий в современной системе российского образования между:

стандартами современного школьного образования и неразработанностью педагогически отобранного религиозного содержания, позволяющего сосуществовать различным религиозным конфессиям на равных условиях;

потребностью школьников в изучении религии и несформиро-ванностью нормативных документов в школах, которые должны обеспечивать равноправное удовлетворение религиозных притязаний со стороны различных семей, предоставляя их детям адекватные формы обучения религий.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические основы мирового образовательного процесса представлены в трудах отечественных ученых-компаративистов Б.Л. Вульф-сона, А.Н. Джуринского, Б.Т. Лиферова, Н.Д. Никандрова, О.Д. Федотовой и др.

Анализ терминологии в сфере религиозного образования стал возможен на основе работ В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, С.С. Кулом-зиной, К.Д. Ушинского и других авторов, а также современных ученых В.А. Беляевой, Т.И. Власовой, И.В. Метлика, Э.А. Чурсиной и др.

За последнее десятилетие в отечественной педагогике появились исследования в области католического и протестантского религиозного образования в Германии, их места в немецкой истории и в современной практике (П.В. Ахтамзян, В.Г. Баев, М.М. Боришанская, Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Л.И. Писарева, А.Г. Ширин).

Р. Азизова, Г.Ш. Каймаразов, СИ. Муртузалиев и др. разрабатывают концепцию исламского образования в историческом аспекте, что является основой для обоснования его возрождения в России и сравнения педагогических аспектов его внедрения в современной Германии.

Аутентичные работы зарубежных ученых и общественных деятелей, специально переведенные автором настоящего исследования, по-

зволяют создать адекватное представление об организационно-педагогических условиях исламского религиозного образования в Германии. Так

А. Холербах (Hollerbach, А.), Г. Гайзек (Geisek Н.), М. Кивирг, Г. Мангольд (Mangold Н.) в своих работах разработали теоретические подходы к определению функций религиозного образования в современном обществе;

вопросы современного реформирования структуры преподавания религий в общественных школах Германии рассматривают М. Хекель (Heckel М.), Л. Каддор, Р. Эрнст, Г. Гольтапель (Gohltapele Н.), И. Юргенс, В. Мельцер, У. Сандфухс, а связанная с этим модернизация и внедрение ислама наряду с другими религиями освещены Р. Минер (Miner R.), Д. Уолкер, Т. Манц (Manz Т.), Г. Ширп, В. Вальтер (Walther, W.), Р. Винкель (Winkel R.);

ученые К. Штробель, С. Корис, И. Mop (Mohr I.), Н. Кунерт, П. Винклер (Winkler Р.) разрабатывают концепцию гуманизации образования в контексте общественных изменений и связанных с ними последствий для развития педагогической теории религиозного образования;

- обоснованием нормативно-организационных основ внедрения
обучения исламу в общей системе религиозного образования в Герма
нии занимаются Б. Газе (Gaze В.), Д. Эспозито (Esposito J.), П. Кумпер,
Н. Доэ (Doe N.), Ф. Ползен, Т. Бауэр и др.

Весьма важными источниками для данного исследования явились документы, принятые на Федеральном уровне и в отдельных землях Германии, учебные планы и программы для всех типов средней школы, позволившие составить объективное представление о состоянии и тенденциях развития немецкой системы религиозного образования в государственных школах.

Систематизации фактических сведений способствовал анализ немецкой научно-педагогической периодики: «Bildung und Wissenschaft», «Erziehung und Wissenschaft», «Deutschland», «Humanisierung der Bildung», «Realschule in Deutschland», «Schule aktuell». Большое значение имели переведенные автором аутентичные документальные источники, полученные с разнообразных сайтов глобальной информационной сети Интернет.

На основании изложенного, научная проблема, принятая к рассмотрению, видится в определении исторических тенденций развития религиозного образования и основных условий внедрения обучения исламу в государственные школы современной Германии. При этом необходимость такого педагогического знания обусловлена и тем, что в работах отечественных педагогов рассматриваются отдельные проблемы религиозного образования в государственных школах Германии, а

материал, публикуемый в журнальных статьях, носит обзорный характер и не дает полной картины, отражая лишь некоторые тенденции развития религиозного образования в Германии.

Учитывая актуальность данной проблемы, обусловленную ее недостаточной разработанностью в отечественной педагогике, мы избрали темой нашего исследования: «Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии».

Цель исследования - выявление концептуальных основ и организационных условий внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии в сравнении с аналогичными процессами в российском образовании.

Объектом исследования является система религиозного образования в государственных школах Германии.

Предмет исследования — концептуально-организационные условия внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. В контексте исторического сравнения общих тенденций религиозного образования в Германии и России определить место обучения исламу в системе современного образования обеих стран.

  2. На основе анализа аутентичных источников структурировать концептуальную основу внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии.

  3. Описать культурологическую модель религиозного образования как концептуальную основу реализации поликонфессионального и светского диалога в современном образовании Германии.

  4. Выявить организационные условия внедрения обучения исламу в системе религиозного образования в современных немецких школах в сравнении с российским опытом.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

теории целостного мирового педагогического процесса (Б.Л. Вульф-сон, В.М. Кларин, Б.Т. Лиферов, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин и др.), ориентированные на поиск общего и особенного в образовательных системах разных стран;

культурологический и аксиологический подходы в педагогике, позволяющие вводить в отечественную науку новое знание, адекватно отражающее культурный опыт страны, образование которой принято в качестве объекта изучения (Н.Е. Воробьев, А.Я. Данилюк, А.Н. Джу-ринский, Б.Г. Корнетов, А.В. Тряпицин, О.Д. Федотова);

концепции духовно-нравственного воспитания (Т.И. Власова, Г.Д. Глейзер, И.С. Колесова, СБ. Суворов и др.), предопределившие

адекватное рассмотрение научного и религиозного образования в конкретных историко-социальных условиях разных стран;

- совокупность подходов и идей внедрения исламского образования [Е. Бадер (Bader J.), И. Кавдар (Cavdar І.), Ф. Фехнер (Fechner F.), У. Хослер (Haufiler U.), М. Хекель (Heckel М.)] как основополагающие научные ориентиры в процессе целостного описания религиозного образования Германии.

Основными методами исследования являются: сравнительно-сопоставительный метод (анализ, актуализация, систематизация); метод исторического и логического анализа, выражающий соотношение между закономерностями развития общества и реальными процессами развития религиозного образования, обусловивший организацию исследования, его логику, отбор материалов и постановку задач; перевод аутентичных немецких источников (60 шт.) и ввод в отечественную педагогику текстов на русском языке.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (истории, философии, социологии), адекватностью методов задачам и логике исследования, сопоставимостью полученных исследовательских результатов с данными других педагогических поисков по рассматриваемой проблеме, достоверность результатов также обусловлена использованием первоисточников на немецком языке, в том числе Федеральных и Земельных нормативных документов по вопросам религиозного образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

в контексте религиозного образования детей в общей структуре школьного образования Германии и России определено место обучения исламу и его зависимость от исторических особенностей стран, влияющих на скорость и качество его внедрения в современное образование;

структурирована модель внедрения обучения исламу как составная часть системы современного религиозного образования Германии, базирующаяся на концептуальных идеях межрелигиозной толерантности, национальной идентификации детей-мусульман, их эффективной адаптации к немецкой культуре, равенства в социальных правах;

описана культурологическая модель развития религиозного образования в Германии на основе специфики преподавания всех религий как единого предмета «Религии и мировоззрения», открывающая перспективы в гуманизации системы религиозного образования;

выявлены организационные условия внедрения обучения исламу, включающие формы, нормативные документы, управленческие механизмы различного уровня (федеральный, земельный, школьный), обес-

печивающие мониторинг потребностей в религиозном образовании и общественный контроль за качеством преподавания религий в современных школах Германии, которые могут стать ориентиром для российской системы управления религиозным образованием.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенное компаративистское исследование концептуальных основ и организационных условий внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ Германии может стать основой для изучения аналогичных процессов в других странах.

Описанные модели исламского религиозного образования в условиях иноязычной культурной среды могут служить теоретической базой для обоснования концептуальных основ проектирования межрелигиозного диалога в педагогическом пространстве современных российских школ.

Проведенное исследование расширяет проблематику общей и зарубежной педагогики, способствует более глубокому осмыслению закономерностей процесса развития религиозного образования в Германии и России.

Практическая ценность исследования обусловлена возможностью использования содержащихся в работе выводов и идей, связанных с организацией внедрения обучения исламу в современной Германии, в российских школах с учетом социокультурных особенностей.

Материалы исследования использовались в учебных дисциплинах по общей педагогике и истории педагогики.

Полученные выводы могут использоваться органами управления образованием Германии и России при работе с различными религиозными конфессиями и их запросами на обучение детей религии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общим в развитии системы религиозного образования в Германии и России является их идентичность с точки зрения охвата населения доминирующей «титульной» религией - распространение католичества в Германии с V-VI веков, православия - в России с X века, что влияло на отбор педагогического содержания и методов, формирующихся в контексте традиций.

Место исламского религиозного образования в современной Германии и России в контексте исторического развития:

в Германии исламское религиозное образование, несмотря на «ми-грантский» характер, оформилось в течение двух школьных выпусков в конце XX века и представляет собой самодостаточное (непересекающееся) направление обучения наравне с католическим и евангелическим;

в России обучение исламу как образу жизни исторически имеет онтологическую и этнокультурную укорененность, что позволило достаточно быстро преодолеть идеологические издержки советского пе-

риода, позволив удовлетворять социальный запрос родителей на религиозное образование детей. Однако длительная изоляция от мирового процесса сдерживает развитие диалога ислама и других конфессий в области религиозного образования.

2. Модель внедрения обучения исламу в систему религиозного об
разования государственных школ Германии включает:

Цель - воспитание идеала совершеннолетнего мусульманина, исламское просвещение, нравственное развитие, воспитание совести, стыда, добропорядочности, уважение частных интересов, формирование межрелигиозной и межкультурной толерантности.

Задачи - развитие исламского сознания у учащихся, воспитание сопереживания и содействия другим людям, развитие собственной значимости и ответственности за свои поступки, передача мусульманских традиций, помощь в интеграции детей мусульман в немецкую культуру.

Основные знания, приобретаемые на уроках — значение Корана в жизни мусульманина, постижение своего «Я» и своей ответственности, понимание жизни пророка Мухаммеда как идеала жизни мусульманина, мир и личная ответственность за него, роль ислама в жизни мусульманина, различные религии и мировоззрения.

Содержание учебного курса - изучение основ Корана, понимание собственной ответственности перед Аллахом, изучение основных постулатов веры и религиозной практики, понимание важности семьи для мусульманина, изучение религии и культуры Германии для формирования толерантного отношения к ним детей-мусульман.

Формы обучения: разделение учащихся на группы (осуществляется на основе заявления родителей или опекунов детей), преподавание исламской религии может проводиться, как обязательный школьный предмет, либо факультативно (в зависимости от земельных законов).

  1. Культурологическая модель развития религиозного образования в современной Германии, обусловленная увеличением количества различных религий и их представителей на территории страны, включает: цель - формирование толерантного отношения между верующими, развитие духовности в учениках; содержание - единый учебный предмет «Религии и мировоззрения» как обязательный для изучения всеми учащимися государственных школ.

  2. Организационные условия внедрения обучения исламу в современных государственных школах Германии: 1) опора на исторические традиции, выработанные для католического и евангелического религиозного образования; 2) реформирование исламских сообществ и оформление их как «общественных объединений»; 3) право данных объединений представлять интересы детей-мусульман; 4) подготовка профессио-

нальных учителей; 5) контроль за преподаванием соответственно социальным запросам.

Апробация и внедрение результатов исследования происходило на базе ПИ ЮФУ, полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, управления образованием, докладывались на международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза», международном педагогическом форуме «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологи развития современной России», нашли отражение в 6 публикациях автора (2,4 п.л.).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе (2005—2006 гг.) проводилось исследование литературы, касающейся преподавания ислама в государственных школах, определялась источниковедческая база и составлялась библиография по проблеме.

Второй этап работы (2006-2007 гг.) заключался в переводе и анализе первоисточников по теме исследования. В результате проведенной работы были определены методы исследования для анализа и характеристики религиозного образования и внедрения ислама в его структуру.

Третий этап работы (2008-2009 гг.) был посвящен обобщению нормативно - педагогических условий внедрения исламского образования в современной Германии. На этом этапе анализировались основные концепции религиозного образования, выявлялись условия внедрения исламского образования в религиозное образование государственных школ Германии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-теоретические основы изучения религиозного образования в Германии и России» в первом параграфе раскрываются основные понятия религиозного образования в зарубежной и отечественной науке; во втором — проводится исторический анализ развития религиозного образования в Германии и России.

Во второй главе «Концептуальные основы обучения исламу н модели его внедрения в систему религиозного образования государственных школ современной Германии» в первом параграфе определены концептуальные основы, структурирована модель внедрения обучения исламу; во втором — описана культурологическая модель разви-

тия религиозного образования как перспективная модель межрелигиозного диалога.

В третьей главе «Организационные условия внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии» в первом параграфе определены нормативно - организационные условия внедрения исламского образования в современной Германии; во втором - дана характеристика нормативно-правовой базы по религиозному образованию в современной России.

Основное содержание понятий религиозного образования в зарубежной и отечественной науке

Сопоставление образовательных моделей, принятых в различных странах, способствует более глубокому осмыслению современной отечественной педагогической проблематики: сравнительные исследования позволяют выявить общее и особенное в структуре мирового педагогического знания, определить наиболее перспективные направления образовательных инноваций.

Сложность выбора методологических оснований для анализа и разработки проблем религиозного образования заключается в том, что в педагогике само понятие «образование» трактуется весьма широко и неоднозначно. Анализ работ современных зарубежных исследователей, таких как Р. Алек-сандер, Г. Андерсон, М. Боссе, С. Деламонт, Л. Коен, С. Манион, С. Робсон, подтверждает то, что образование помимо процессов обучения и воспитания как целевой трансляции социального и культурного опыта включает в себя сопровождение развития личности и создание условий для становления мотивации непрерывного образования как одной из жизненных целей. А.В. Тряпицин выделяет три системных целостных сущности образования:

1) образование является качественно обособленным от других социальных процессов, связанных с трансляцией совокупного опыта и воспроизводством социально-личностных качеств человека (социализации, традиции и т.д.);

2) образование обладает гетерогенностью строения в плане многоуровневое и разнородности его субъектов, структурной организации, по характеру координационных связей между компонентами;

3) образование характеризуется интегральными свойствами, так как порождает элементы целостной культуры и определенный тип социальных связей, влияющих на систему социальных отношений в целом1.

Анализ отечественных исследований проблем образования позволяет утверждать, что в настоящее время в целом сформировались методологические подходы к изучению образования как целостного феномена человеческой жизни.

Изучив работы Р. Александера, Е.И. Бражника, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Л.С. Илюшина, М.В. Кларина, Г. Стивенсона, Дж. Стиллера можно утверждать, что для успешного проведения сравнительных педагогических исследований проблем образования необходимо сопоставлять педагогические объекты во всей совокупности, взаимосвязи и взаимодействии их с окружающим миром, с экономической, духовной, социальной средой; дифференцировать проведение компаративного анализа строго по таким аспектам, как институциональный, функциональный, нормативный, коммуникативный, духовный и др., и опираться не только на знания методики сравнительных исследований, но и самого исходного материала - педагогических объектов.

Распространенный прежде страноведческий принцип рассмотрения образования в значительной мере уступает место его анализу в рамках мирового образовательного пространства, которое объединяет большое число национальных образовательных систем, различающихся по своим философским, историческим, педагогическим и культурным традициям, а также по своему качественному состоянию. В этом анализе существенную роль играет выявление развития образования в постиндустриальном обществе.

Для нашего исследования особое значение имеет культурологический подход, который предлагает рассматривать образование как отражение национальной культуры и как фактор ее развития. Культура чрезвычайно сложна по своему строению, так как не только связывает воедино природное, общественное и человеческое, но и создает необходимые для этой связи специфические культурные «механизмы». По мнению А.В. Тряпицина, культурологическое измерение образовательных процессов выполняет следующие функции:

- задает целостный способ видения развития образования как «открытой культурной среды», которая открыта к профессиональному взаимодействию;

- нацеливает на выявление общечеловеческих и национально - культурных ценностей, которые отражены в целях, содержании и технологиях образования, управлении образованием;

- позволяет включить в исследовательское поле такие культурологические феномены в образовании, как поликультурность, гражданственность, полилингвизм1.

Для организации сравнительных исследований в области образования важно рассмотрение культуры как определенного конкретно исторического типа, позволяющей раскрыть различия в оценке ее сущности в зависимости от существующих условий общественной жизни. Поэтому в сравнительных исследованиях нельзя не устанавливать связи между понятиями «культура», «цивилизация» и «ценности».

Следовательно, для того, чтобы изучать сущность различных систем образования, необходимо учитывать в неразрывной взаимосвязи особенности культуры страны, присущие данной культуре основные ценности и характеристики той эпохи (цивилизации), в которых исследуется конкретное образовательное явление. В нашем исследовании проблема связана с образованием в современной Германии.

Культурологический подход как методологическая основа сравнительных исследований проблем образования, определяющий гуманитарный характер исследования, изначально предполагает использование адекватных методов, среди которых особый интерес вызывают герменевтические, которые позволяют понимать и интерпретировать зарубежный опыт. Выделение герменевтических аспектов методологии сравнительных исследований важно еще и потому, что они позволяют понять культуру традиции зарубежных исследований проблем образования.

Таким образом, А.В. Тряпицин обосновывает то, что использование культурологического подхода как методологической основы исследования образования в рамках сравнительной педагогики не только определяет выбор соответствующей иерархии методов исследования на уровне выявления культурных, цивилизационных, ценностных и системных факторов, определяющих развитие образования, но предъявляет определенные требования и к профессиональному взаимодействию исследователей разных стран.1

Еще одним важным методологическим подходом для изучения условий внедрения исламского религиозного образования в государственные школы Германии является духовно ориентированный подход, разработанный в современной отечественной педагогике в научной школе Т.И. Власовой. Как утверждает ученый, стирание культурных различий при одновременном их культивировании приближают систему к хаосу, проявляющемуся как гуманитарный кризис, признаками которого являются поликультурность, поли-конфессиональность и полипарадигмальность.

При этом одним из методологических оснований в объяснении развития нелинейных систем является синергетика, которая открыла закономерности самоорганизации в природном мире. Ученые Е. Князева, А. Туробов сформулировали признаки самопроизвольного возникновения процесса самоподдержания упорядоченных временных и пространственных структур:

- открытость системы;

- активное дискретное состояние;

- нелинейное реагирование, то есть скачкообразное изменение;

- фазовый переход;

- определенность контролирующих параметров;

- принцип подчинения;

- наличие аттракторов, как конечной области неминуемого схождения для фазовых траекторий движения сложной системы, в том числе, странный аттрактор1.

В рамках духовно ориентированной парадигмы Т.И. Власова описывает способы познания действительности, которые объединяют онтологию и гносеологию человека и приводят в XX веке к вытеснению духовности с помощью полифункциональности. Итак, поликультурность, поликонфессио-нальность и полипарадигмальность, являясь, с одной стороны, признаками развития, с другой, свидетельствуют о неустойчивости культурной системы. Противостояние материи и духа обостряется в данных условиях, поскольку постиндустриальное развитие достигается за счет техногенных, материально-ориентированных тенденций культуры. Становится очевидным, что хаос должен быть преодолен. Но с помощью чего?

Историко-педагогическое развитие религиозного образования в Германии и России

Справедливости ради отметим, что практически все европейские культуры берут свое начало из христианства. Многие ученые называют христианскую религию «педагогической» религией. Из истории развития народов на территории Европы видно, что большинство государств и территорий не соответствовало сегодняшней карте Европы. И Германия в этом отношении не исключение.

Считается, что во времена Средневековья начинается формирование религиозной педагогики, которая хоть и пыталась опровергнуть античную науку, но в то же время брала из нее основные идеи. Согласно этому, в педагогику стали проникать различные философские точки зрения на обучение.

Существует точка зрения, что в этот период христианская церковь не была столь значима, как сейчас, что и подталкивало христианскую педагогику на развитие нравственности. В религиозной педагогике формируется новая система воспитания, было сформулировано религиозно-нравственное направление в воспитании. И, как видно из истории, это направление получило самое широкое применение. В какой-то степени данное направление в хри- стианской педагогике представляло собой оправданный компромисс между религиозным и светским образованием.1

Появились школы, в которые стали принимать всех желающих приобщиться к христианской религии и культуре, но не имеющих необходимых знаний для этого. В школах основной упор делался на изучении христианской религии, истории ее развития. Однако в них не уделялось внимание изучению светских наук. С развитием христианских школ религиозная педагогика совершила серьезный скачок в своем развитии, тем самым, создав основу для рождения первых университетов. В большинстве случаев университеты создавались на базе существовавших соборных школ.1

В процессе своего развития религиозное образование стало матерью многих наук, таких как риторика, грамматика, музыка, диалектика, арифметика и др., но они не служили ее основой, а всего лишь дополняли ее. Как и прежде, многое продолжало заимствоваться из античности. Стоит отметить, что в средневековой Европе не было ни одного университета, который бы не относился к христианской церкви.

Долгое время после прихода Церкви на территорию Германии христианское религиозное образование пыталось избавиться от «варварских» принципов воспитания детей. Многие церкви считали, что школы, в которых дети занимаются всего несколько часов в день, не могут воспитать в ученике будущего приверженца христианской веры, что только в монастыре, ученики, отрешившись от мира, могут получить должное религиозное образование.

1220 год известен основанием ордена доминиканцев, которые в свою очередь придали серьезное развитие христианской педагогики. Многие ученые Ордена занимались переводами работ греческих мыслителей и философов. Было переведено большое количество книг, касающихся светских дисциплин. Все это способствовало развитию религиозной педагогики, которая впоследствии на основе многих переводов создала учебники по светским наукам.3 (

Все развитие христианской педагогики указывает на то, что именно она является прародительницей формирования и развития школьного образования не только в Европе, но и во многих других странах, она играла важную роль в формировании детей как личности, получившей духовно-нравственное воспитание.

Данный период в развитии педагогики известен бурным развитием схоластики. Она считалась одним из приоритетных направлений в Европе с XI по XV век. Во многом схоластика была создана для анализа, систематизации и придания логики в религии и религиозном образовании. В некоторых случаях схоластику считали неким компромиссным соединением логики Аристотеля с христианской верой. Все приверженцы схоластического направления в педагогике были уверенны, что все религиозное образование должно иметь четкое логическое построение, что необходимо точное распределение учебных часов, каждый предмет должен иметь свои программы и планы преподавания. В современной педагогической науке, как и несколько веков назад, все эти постулаты построения педагогического процесса не утратили своей актуальности.

Следующим шагом в развитии христианской педагогики стал раскол церкви на католиков и протестантов. Исторически разделение церквей произошло в эпоху Возрождения. Христианская педагогика уделяет внимание развитию личности, как духовного и физического идеала. При этом кроме изучения религии в школах, особое внимание стали уделять изучению светских наук. Это время известно такими немецкими деятелями, как Рудольф Агрикола, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский, и др.

Так, Рудольф Агрикола был основателем немецкого гуманизма. В своих работах он широко развивал свою идею, в дальнейшем его труды «О методе обучения» и «Внедрение диалектики» получили широкое применение и развитие в немецкой христианской педагогике. Яков Вимпфелинг стал основателем концепции воспитания детей не на латыни, а на их родном языке; он был убежден, что национально-патриотические чувства проще воспитать на родном, а не заимствованном языке. Во многих трудах Дезидерий Эразм пре выше всего ставит изучение и становление благочестия и нравственности у учеников духовных заведений.1

Во времена Ренессанса в религиозной педагогике формируется основная идея о необходимости развития человека, что ориентировало христианскую систему воспитания на реализацию народного образования. Мартин Лютер утверждал, что власть должна призывать детей в религиозные школы, ведь в них формируются священники, ученые, учителя и др., а, как известно, ни одно государство не может правильно и быстро развиваться без образованных людей.2

Раскол церкви на евангелическую и католическую привел к изменению христианской педагогики. Пытаясь привлечь больше прихожан, церкви стали открывать больше церковных школ, обращать внимание на преподавание светских наук. Именно раскол христианской церкви подтолкнул её на улучшение взаимоотношений с прихожанами, что в свою очередь повлекло изменение религиозной педагогики. Главной целью стало воспитание в учениках религиозных верований, чувства приверженности к христианской вере. Во многих случаях школы подчинялись церкви либо церкви и государству.

В эту же эпоху на развитие религиозной педагогики повлияло появление иезуитских школ. При создании школ иезуиты учитывали все мелочи, что способствовало привлечению народа в католическую конфессию. В своих школах иезуиты, учитывая склонности каждого члена учебного процесса, подбирали наиболее подходящие для него занятия. Во всех предметах присутствовало явное желание подчинить светское общество церкви своего Ордена, для этого они пытались сделать свое образование как можно доступней обычным людям и во многих случаях принимали в школы бесплатно. Весь процесс обучения в школах основывался на применение соревновательного принципа, что и служило великолепной мотивацией для изучения предметов.

Благодаря этому, иезуитские школы считались лучшими в Европе, по многим параметрам превосходили и католические, и евангелические школы.1

Иезуиты уделяли большое внимание воспитанию манер. Практически все ученики участвовали в различных театральных представлениях, что помогало им в раннем возрасте побывать в различных жизненных ситуациях, получить определенный для себя урок. Все их воспитание было направлено на развитие в учениках честолюбия, индивидуальности и духа соперничества. Все это благоприятно сказывалось на уровне образованности выпускников. И сегодня, в современной педагогике, можно проследить некоторые идеи, которые использовали иезуиты в школах для обучения детей.

Иезуитские школы были первыми в педагогической систематизации учебных дисциплин. Полный срок обучения длился 13 лет и был разделен на 3 этапа:

1. 6 лет - грамматика и риторика,

2. 3 года - философия,

3. 4 года - теология.

За многие годы Орден развился настолько, что стал главной силой в борьбе с реформаторскими и светскими реформами в сфере образования. За всю историю церкви не было столь влиятельного и значимого ордена, чем орден иезуитов.

Во времена раскола церкви появляются и сторонники различных других направлений. В Германии широкое распространение получили анабаптисты, которые были убеждены, что человек может причислять себя к вере только тогда, когда получит необходимое для этого светское образование. И только после этого, осознав важность религии, мог креститься и считаться приверженцем выбранной им самим религии.

Концептуальные основы и модель внедрения исламского образования в современной Германии

При рассмотрении педагогических факторов внедрения обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии важно обратить внимание на его концептуальные рамки, которые невозможно понять без характеристики ислама, и отношение к данному явлению ученых и практиков.

По мнению известных исламоведов (Накиб Аль-Аттас, Омар Хайям, Рукайя Максуд), ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются на Символе веры, на принципах веры, в принципах морали и т.д. В практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Африки и Азии ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской цивилизации. Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов Ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, эпические образы и предания, которые и сегодня определяют их жизнь.1 Основными постулатами веры мусульман являются:

1. Вера в Единого творца и Господа;

2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны создателю;

3. Вера во все Священные Писания и следование в религиозной практике и обыденной жизни последнему из них - Священному Корану;

4. Вера во всех пророков и посланников Божьих;

5. Вера в истинность Судного Дня, о котором говорят все небесные религии и который является разделительной чертой между временным и вечным;

6. Вера в то, что все известно Всевышнему изначально на основе Его всезнания. Все хорошее и плохое от Творца. Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать перед Аллахом.

Основными постулатами в религиозной практике мусульман являются:

1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммед — Его раб и Посланник;

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы;

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан;

4. Выплата закята;

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.1

Стоит отметить, что в исламе нет церкви, жизнь не делится на светскую и духовную, вся она подчинена Богу. Это совсем не тяжело. Нужно только исполнять пять обязательных предписаний, читать одну священную книгу и всегда поступать искренне в отношении Бога и самого себя. Этого достаточно, чтобы быть хорошим мусульманином. С точки зрения мусульманина, плохим христианином быть куда тяжелее, а хорошим — и вовсе невозможно, ибо это значит стать святым и мучеником одновременно. Хороший христианин должен принести себя в жертву во имя Христа, плохой - забыть о себе и думать только о благе ближнего. Если сравнивать основные заповеди ислама с огромным числом постов и церковных служб, с постоянными молитвами, с отказом от себя и своего имущества, принятыми в христианстве, становится ясно, что ислам оказался для человека посильной ношей и можно вполне соответствовать всем его нормам, поскольку они исполнимы. Стало быть, мусульманину ничто не мешает быть искренним и считать себя праведным человеком. Отсюда - отсутствие в исламе комплекса неполноценности и само уничижения. Человек удерживается от двоедушия, и личность его имеет прочную опору в законе, которому она некогда вверила себя. Изучая основы ислама можно выделить некоторые сходства с христианством. Прежде всего, ислам и христианство (в особенности православие) имеют общую географическую родину, что само по себе должно было определенным образом отразиться и в догматике.

Для обеих религий, существует общий первоисточник богооткровения — Ветхий Завет, дополненный продолжением священного писания в виде Нового Завета у христиан и Корана у мусульман. Библия не рассматривается у мусульман в качестве Священной книги, но богооткровенность ее содержания не подвергается сомнению.

Отсюда вытекает целый ряд важных параллелей, имеющих значение не столько с точки зрения анализа религиозной догматики, сколько в контексте «совместимости» цивилизаций, совместимости менталитетов.

Очевидно, что при несомненной «автономности» каждой из цивилиза-ционных систем, связанных с библейской традицией, все они несут в себе отпечаток общего ближневосточного субстрата. То есть речь может идти не о последовательном заимствовании в цепочке иудаизм-христианство-ислам, а о формировании в каждой цивилизационной системе собственного мировоззрения, восходящего своими генетическими корнями к общей основе мировосприятия.

Модели мира в самом общем их виде в исламе и христианстве практически идентичны. Начало всего сущего — волевой акт творения единого Бога-творца. Мир, таким образом, начален и конечен, поскольку существует представление о страшном суде. Таким образом, понятие человеческой истории укладывается между начальной и конечной точками на линейной шкале времени, которое необходимо и имеет поступательное движение. Существует и иной мир, так же подвластный творцу, где время ведет себя по-иному.

Далее можно отметить общие для ислама и христианства истоки некоторых социальных ориентации. Место индивида в обществе обусловлено не столько его личностными качествами, сколько его положением в обществе, традицией и мнением самой общины. Община-приход и в исламе, и в христианстве выступает как базовая первичная единица социальной организации. Вместе с тем существует и играет важную консолидирующую роль и представление об общине - общности всех последователей религии, имеющей надсоциальный и наднациональный характер.1

Как утверждал Л. Уайт, ислам не знает традиционного священства, и в исламском мире есть люди, посвятившие себя изучению богословия, это ученые, но не священники. Богослужение в мечетях совершают миряне. Никто не может навлечь на других божественную кару или гарантировать им божественную милость и спасение. Но это не значит, что институциональным средствам, которые объединяют, регулируют и контролируют исламское общество, недостает религиозных элементов. Напротив, они весьма многочисленны и сильны.2

Культ и государство соединены в лице халифа. Исторически халифы — преемники Мухаммеда в управлении всем государством, они - «наместники пророка». С точки зрения ислама есть лишь один действующей праворелиги-озный закон, завещанный Пророкам, и в этом смысле юриспруденция - лишь ответвление теологии. Главная обязанность халифа - проведение священного закона в жизнь. Халиф был религиозным главой мусульман, а халифат - теократией в такой степени, какая редко встречается при всех других типах правления. Государственный строй и вся цивилизация мусульманского общества буквально пронизаны исламом, наложившим на них унифицирующий религиозный отпечаток. Ислам оказался комбинацией религии с идеалом государственного устройства и с идеалом цивилизации. Итак, религиозные элементы в исламе, несмотря на отсутствие традиционного священства или церковной иерархии, играют весьма действенную роль в интеграционных и регулятивных процессах. Наравне с социальными факторами, ислам уделяет большое значение передачи опыта посредством воспитания подрастающего поколения. Посланник Аллаха сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку - хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи).

Характеристика нормативно-правовой базы религиозного образования в современной России

В последние годы во многих регионах Российской Федерации актуальным становится преподавание учебных предметов и курсов, касающихся развития у учеников религиозности, духовности и нравственности. Рост интереса существенной части учащихся общеобразовательной школы и их родителей к изучению родной религии вызван новыми условиями развития российского общества, а именно: открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации системы образования. Следует выделить наметившуюся в последние годы тенденцию ориентации государственных школ на ценности традиционной духовной культуры народов России в обучении и воспитании детей и молодежи, а также постепенное восстановление в системе образования исторической, духовной и культурной преемственности. Очевидно, что углубленное изучение в государственной общеобразовательной школе религии, религиозной культуры требует организации более эффективной нормативно-правовой базы для взаимодействия государства, органов управления образованием с соответствующими религиозными организациями в вопросах полноты и качества учебного материала, подготовки педагогических кадров. Такое взаимодействие осуществляется во всех цивилизованных странах мира, в том числе и в Германии. Стоит заметить, что религиозное образование не представляет какой-либо угрозы светскому характеру государства и школы, а, напротив, реализует принципы свободы убеждений, предоставляет разнообразие мировоззренческих подходов в обучении, обеспечивает право граждан на получение общего образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, на-.,, циональными, духовными и культурными традициями. Основываясь на данном положении, необходимо более подробно рассмотреть нормативно- . правовые аспекты ведения религиозного образования. Следует понять, какие нормы предусмотрены в законодательстве Российской Федерации и как они влияют на его развитие.

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Пункт 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» подтверждает: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества». Поэтому, если какая-либо часть граждан Российской Федерации имеет потребность в изучении религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то управление образованием обязано в рамках законодательства предоставить им таковую возможность.

Следовательно, необходимо рассмотреть то, как в законодательстве Российской Федерации объясняется понятие «религиозное образование». В сфере образования можно выделить два понятия: «религиозное образование» и «обучение религии». Понятия «религиозное образование» и «обучение религии» были введены статьей 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед, изменениями).

Пункт 1 статьи 5 указанного Федерального закона гласит: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». «Обучение религии», согласно закону, может осуществляться и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях.1

Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 01.07.2003 несколько (хотя и недостаточно) конкретизировал порядок реализации этой нормы закона. Основное отличие обучения религии от других предметов состоит в том, что обучение религии обязательно предполагает религиозную практику, которая включает в себя совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно поэтому обучение религии и принято считать несветским образованием, из чего следует, что преподавание религии в любых формах должно осуществляться как выборный предмет.

В законодательстве Российской Федерации нет прямых запретов на преподавание религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Это подтверждается пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который гласит: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы», а также положениями в законе «Об образовании», в которых закреплено право на ведение религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Предметом регулирования Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» является свобода совести, статус и деятельность религиозных объединений и их представителей, и их взаимоотношение с государственными органами. Кроме того, в указанной норме говорится об обучении религии религиозными организациями1. Аналогичную норму закона можно встретить в законодательстве Германии, в которой указано, что обучение религии в государственных школах могут вести только зарегистрированные религиозные организации.

Проведя анализ федеральных законов, касающихся создания религиозных организаций, мы обнаружили, что одной из первых в создании на своей территории официальных религиозных организаций является Республика Башкортостан. Так, еще 20 июня 1991 г. Верховным Советом был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР». Закон исходил из учета условий многоконфессиональной республики и во многом был похож на союзный закон. Данный закон соответствовал всем международным требованиям и стандартам, касающимся прав и свобод человека. Поскольку российский закон не подразумевает создание государственного органа по делам религии и религиозного образования, то в Башкирской Республике было решено принять Закон «О свободе совести и религиозных организаций в Башкирской Республике», в статье 29 которого полностью описаны функции Совета по делам религии. Согласно указанному закону, Совет по делам религии занимается записью и публикацией реестра религиозных организаций, оказывает информационно- консультативную помощь, проводит экспертизы и предоставляет заключения по религиозному образованию и др. Инициаторами создания Совета по делам религии стали представители духовенства Башкирской Республики, так как они убеждены в том, что данная организация необходима для защиты прав и интересов верующих.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации многие известные ученые уверены в необходимости создания Советов по делам религии. Так, кандидат юридических наук А.В. Пчелинцев считает, что «практика религиозной жизни последних лет показывает острую необходимость создания органа - Совета по делам религии при правительстве РФ, который бы оказал действенную помощь в налаживании здоровых партнерских отношений между религиозными объединениями и государством».2

Таким образом, после принятия законов Башкортостана, касающихся религии, религиозные организации приобрели статус юридического лица, была упрощена процедура регистрации религиозных организаций, сняты ограничения на социальную, культовую и образовательную деятельность. Тем самым, закон «О религиозных организациях» стал основой для формирования свободы совести и свободы вероисповедания в современном Башкортостане. Так как все отношения между государством и конфессиями строятся на основе Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и Закона «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан», в республике наблюдается стабильная межкультурная и межконфессиональная обстановка. Благодаря указанным законам, Правительству республики намного проще выстраивать свои отношения с официально зарегистрированными религиозными организациями и объединениями по вопросам социальной политики, культуры и духовно-нравственного воспитания.

Похожие диссертации на Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии