Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Самойлова Юлиана Вячеславовна

Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
<
Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самойлова Юлиана Вячеславовна. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:01-13/1019-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования 11

1. Воспитание духовности старшего школьника как педагогическая проблема 12

2. Национальная культура как фактор воспитания духовности старшего школьника 41

3. Специфика воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования... 52

4. Критерии воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования... 72

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования

1. Диагностика уровней развития духовности старшего школьника 94

2. Дифференцированный подход к воспитанию духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования 111

3. Совместная деятельность учреждений дополнительного образования и семьи по воспитанию духовности старшего школьника 134

Заключение 151

Литература 154

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Исторические реалии нашего времени предельно актуализируют гуманистические аспекты существования человечества, выдвигают проблему воспитания духовности во главу многогранной деятельности образовательных институтов. Успешность решения этой проблемы, эффективность формирования «человечного человека» во многом определяется способностью педагогической науки к плодотворному переосмыслению и принятию в свою содержательно-инструментальную сферу таких социокультурных феноменов, как дух, духовность, душевность, душа, вера, истина, любовь. Только на этом пути возможно преодоление совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и нравственным развитием человека, поскольку феномен духовного становления личности по своей сути есть восхождение человека к идеалам добродетели на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Важнейшая роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет достаточно успешно развивать духовные качества своих воспитанников.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.

Методологические основы становления духовной культуры рассмотрены в работах философов (Августин, Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гегель И. Кант, К. Маркс, Ориген, Платон, Л. Фейербах и др.), в том числе представителей русской философской мысли ХІХ-ХХ вв. (М.М. Бахтин, Н.А.

Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, С.Л. Франк и

ДР-)-

Различные стороны проблемы воспитания духовности нашли свое отражение в трудах великих педагогов прошлого (К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Я. Корчак, А.С.Макаренко, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Р. Штейнер и др.) и в работах современных ученых (Г.С. Абрамова, Г.А. Аванесова, В.И. Андреев, В.А. Андрусенко, Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, Е.С. Заир-Бек, В.П. Зинченко, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, А.Н. Ксенофонтова, СЕ. Матушкин, В.В. Медушевский, Н.Д. Никандров, А.А. Полякова, Л.И. Рувинский, В.Г. Рындак, С.Л. Соловейчик, В.Ю. Троицкий, Ш.Ш. Хайрул-лин, В.А. Черкасов, Н.Е. Щуркова и др.).

Как отмечают исследователи, исторически сложившаяся российская система учреждений дополнительного образования обладает значительным потенциалом всестороннего развития своих воспитанников (Л.К. Баляс-ная, В.В. Белова, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, В.А. Горский, О.И. Грекова, АЛ.Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б. Коваль, Е.Н. Медынский, Г.Н. Попова, И.Н.Рябченко, СВ. Сальцева, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, Г.Н. Филонов, А.Б. Фомина, А.И. Щетинская и др.).

Вместе с тем, анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного образования в обозначенной плоскости показал, что существует ряд противоречий, неразрешенность которых заметно снижает эффективность процесса воспитания духовности старших школьников.

Прежде всего, это противоречия между необходимостью системного развития обозначенного личностного качества в условиях деятельности учреждений дополнительного образования и недостаточной разработанностью теоретических предпосылок формирования духовности в педагогиче- ской науке; между пониманием педагогами дополнительного образования важности развития духовности старших школьников и недостаточной обоснованностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления этого процесса в деятельности учреждений дополнительного образования.

Стремление определить пути разрешения названных противоречий обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования».

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования.

Объект исследования: духовность старшего школьника как личностное качество.

Предмет исследования: процесс воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс воспитания духовности старших школьников в деятельности учреждений дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если: духовность рассматривается как интегративное личностное качество, одним из значимых факторов воспитания которого является национальная культура; учитывается специфика воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования; реализуется дифференцированный подход к воспитанию духовности старших школьников; используются возможности совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования: раскрыть сущность духовности и определить теоретические предпосылки ее формирования как личностного качества старшего школьника; обосновать специфику воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования; выявить и экспериментально проверить уровневые показатели и критерии воспитания духовности старшего школьника; определить пути совершенствования форм и методов совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника по воспитанию духовности старшего школьника; разработать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, религиозные, культурологические теории духовного развития человека (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, М.С.Каган, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский); современные подходы к трактовке феномена духовности (Г.С.Абрамова, В.А.Андрусенко, Е.П.Белозерцев, Б.С.Братусь, Т.И. Власова, Н.Д.Никандров, Л.И.Рувинский, Ш.Ш.Хайруллин); основные идеи гуманистического и личностно-ориентированного подходов в педагогике (Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Т.К.Ахаян, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, А.В. Мудрик, В.Г.Рындак, В.А.Сухомлинский); концептуальные положения теории всестороннего развития личности в деятельности учреждений дополнительного образования (Л.К.Балясная, А.К.Бруднов, А.Я.Журкина, Н.А.Каргапольцева, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И. Щетин-ская).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской и психолого-педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

База исследования: Областной центр детского и юношеского творчества г. Оренбурга, объединения дополнительного образования гимназии № 5, воскресная школа при Покровской церкви г. Оренбурга.

Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно в течение 1995-2000 гг.

На первом этапе (1995-1996 гг.) осуществлялись изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект, предмет, цель и задачи исследования, разрабатывалась гипотеза. Была составлена программа и определены методы проведения исследования. Выявлялись особенности деятельности учреждений дополнительного образования по воспитанию духовности старшеклассников, проводилось анкетирование педагогов дополнительного образования по проблематике исследования.

Второй этап (1997-1998 гг.) был связан с проведением констатирующей части опытно-экспериментальной работы, определением педагогических условий повышения эффективности воспитания духовности старших школьников, апробацией и корректировкой программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) осуществлялся формирующий педагогический эксперимент, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялись выводы и педагогиче- ские рекомендации, проверялась достоверность полученных выводов путем внедрения в практику работы педагогов дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширят научно-педагогические представления о сущности и механизмах духовного становления человека, позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы ориентации учащейся молодежи в мире современной культуры.

Научная новизна исследования: уточнено понятие духовности старшего школьника как интегратив-ного качества и показателя гуманного развития личности; раскрыта определяющая роль национальной культуры в воспитании духовности старшего школьника; обоснована специфика воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены и проанализированы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования (учет возрастных особенностей; диагностика уровней развития духовности в условиях дифференцированного подхода; совместная деятельность учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника); определены критерии и раскрыты уровневые показатели воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования: его результаты служат основой для дальнейшего обновления содержания и форм практической деятельности педагогов дополнительного образования по воспитанию духовности старшего школьника; апробированы в практике учреждений до- полнительного образования научно-методические рекомендации по воспитанию духовности старшего школьника.

Осмысление проблемы исследования на теоретическом, диагностическом и практическом уровнях позволили вынести на защиту следующие положения:

Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Духовность связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой, через культивирование чувства любви и творческую самоотдачу людям, обществу и миру. Высшими состояниями духовности являются Свобода, Совесть, Творчество, обретаемые в ходе утверждения идеалов Добра, Истины и Красоты.

Одним из значимых факторов воспитания духовности старшего школьника является национальная культура, которая содержательно определяет логику педагогического процесса.

Специфика воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования определяется совокупностью следующих особенностей: добровольным участием школьника в деятельности духовной направленности; открытостью и динамичностью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного подхода; единством интересов педагогов, детей и родителей в осуществлении разноуровневого образования; содержательным обогащением образовательных программ культурными, национальными и религиозными традициями региона.

4. Критериями эффективности реализации потенциала учреждений дополнительного образования в воспитании духовности старшего школьника, являются: постановка и поиск растущим человеком ответов на смыс-ложизненные вопросы; душевность как эмпатическая составляющая ду- ховности личности; поступки и дела, основанные на деятельной любви к другим людям.

5. Повышению эффективности процесса воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования способствует реализация следующих педагогических условий: учет возрастных особенностей; определение уровней развития духовности соответственно выделенным критериям в условиях дифференцированного подхода к воспитанию духовности старшего школьника; совершенствование форм и методов совместной работы учреждений дополнительного образования и семьи (комплексный подход; единство педагогических требований; включенность родителей в воспитательный процесс учреждений дополнительного образования).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных методологических позиций; анализом современных подходов к проблеме духовного развития человека; организацией экспериментальной работы с применением комплекса адекватных методов; длительным характером практической апробации выводов и рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанные в ходе диссертационного исследования методические рекомендации внедрены в практику работы многих учреждений дополнительного образования города Оренбурга и Оренбургской области. Результаты исследования докладывались автором на международных (Оренбург, 2000), региональных (Оренбург, 1997) и межвузовских конференциях, обсуждались на научно-методических советах областного и городского центров детского и юношеского творчества и конференциях педагогов дополнительного образования, а также излагались путем публикаций промежуточных материалов и методических рекомендаций.

Воспитание духовности старшего школьника как педагогическая проблема

Всестороннее рассмотрение проблемы воспитания духовности личности с необходимостью предполагает выявление сущности базовых понятий (дух, душа, духовность, душевность) в плоскости различных взглядов и подходов с целью научно-обоснованного построения системы педагогических методов, обусловливающих эффективность решения обозначенной проблемы в деятельности образовательных учреждений.

Теологическая мысль сделала понятия «дух», «душа», «духовность» своими главными категориями. Дух в христианском миропонимании составляет основу всякого бытия и является изначальной реальностью, он вездесущ, всё пронизывает, ничем не сковывается («Дух дышит, где хочет»). Богословская наука утверждает, что духовность, как истинный смысл и оправдание жизни, человек может найти только в познании Бога, в единении с Ним и любви к Нему. «Духовный - происходящий от Духа Святого, живущий духом как высшей частью существа человеческого». (176,158) К Духу Святому непосредственно обращена человеческая духовность. (123,91)

В христианской традиции духовность противопоставляется душевности - совокупности всего того, что не выходит за пределы психических процессов. Подобная трактовка соотносима с современным пониманием этого термина: «Душевный - внутренний, психический мир человека». (161,187)

Душа, будучи нравственной категорией, мечется между добром и злом, духовным и плотским. Духовное - в противовес душевному - очищено от проявлений своеволия, себялюбия, чувственности. Поэтому в христианской этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, святостью, она беспристрастна и нелицемерна.

Вместе с тем невозможно ограничить смысл понятий «дух», «духовный», «духовность» одним только религиозным значением.

Уже в XIX веке В.И. Даль, давая определение слову «духовный», указывал, что в его содержание входит не только «все относящееся к Богу, церкви, вере», но также и «относящееся к душе человека», к «его умственным и нравственным силам», «уму и воле». (72,503-504)

Современные исследователи придерживаются преимущественно философской и социокультурной трактовки рассматриваемых понятий. В первом случае «дух» понимается в оппозиции материальному и телесному, во втором - считается продуктом высокого уровня культурного развития человека.

Так, в философских и толковых словарях 50-90-х годов в статье «Дух» последний определяется как нематериальное начало, тождественное понятиям «идеальное» и «сознание».(234-238) В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньева с духовностью связывается «интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности». (206,455)

В «Словаре по этике» понятие «духовность» рассматривается как специфическое человеческое качество, социальное явление, продукт и глубинное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». (205,87-89) С точки зрения психологии (183) духовность, включая в свое содержание душевность, обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других». При этом вторая из потребностей связывается с душевностью. Под духовностью же подразумевается потребность познания мира, самого себя, назначения и смысла своей жизни: каждый человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Обращаясь к историческому аспекту рассмотрения столь сложного феномена, следует отметить, что «духовность», как производное от слова «дух» и соотносимое с понятием «душа», является одной из древнейших философских категорий, одним из вечных предметов человеческой мысли.

В античные времена термина «духовность» как такового не существовало. Искания древнегреческих мыслителей были обращены к человеку и его душе, причем важнейшим условием развития последней считалась её «разумность».

Платон в «Государстве» говорит об «индивидуальной душе» человека, выделяя в ней несколько начал. Низшее или, как выражается философ, «низшая часть» души - это чувства. Вторая «часть» - воля, которую он называет «верным стражем души». Руководит волею высшая часть души -способность познания, или разум. Главные начала души являются основой человеческих добродетелей: разумная - мудрости, волевая - мужества, чувственная - умеренности. Средством возвышения «индивидуальной души», по Платону, является пренебрежение к телесному и власть разума над страстями.

По мнению Аристотеля, душа присуща лишь живым существам -растению, животному, человеку. Под душой философ понимает активное, деятельно-волевое начало, содержащее в себе разумную и неразумную части. «Разумной душой», которая познает и думает, обладает только человек. Душа человеческая сугубо индивидуальна и неразрывно связана с телом. Разум не зависит от тела и составляет основное начало этой души. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Аристотель, основываясь на способности человека к разумной, познавательной деятельности, полагает, что именно разум способен к восприятию понятий добра и зла, предрасположен следованию определенным нравственным нормам и правилам.

Для античности идеал духовного человека отождествлялся с образом мудреца, философа. Считалось, что дух выступает в виде идеи, космической мысли, закона, устанавливающего в мире порядок и гармонию. Поэтому и сам дух понимался космологично, безлично, рационалистично.

В христианской средневековой философии дух есть первооснова действительности, коренным образом определяющая все стороны бытия человека. Христианский философ Ориген (ІІ-Ш вв.) считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, дарован ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа связана с нашим собственным «Я» и определяет индивидуальность каждого человека. По Оригену, именно душа, повинуясь духу, выбирает между добром и злом. (257,248 - 256) Согласно представлениям христианского богослова Августина Блаженного (IY-Y вв.), сущность человека - в его божественном творении. Бог первичен, отсюда превосходство духа и души над телом, воли и чувств - над разумом. Основой духовной жизни, по Августину, является воля. В ней заключается активность души, разум же - пассивен, созерцателен.

Национальная культура как фактор воспитания духовности старшего школьника

Исследование проблем воспитания духовности личности возможно лишь в смысловом поле культуры. В философско-педагогической литературе духовное начало человека связывают с ценностно-смысловым и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Культура человеческая многогранна. Это и комплекс знаний о мире; система ценностей и норм, организующих человеческое бытие; совокупность знаковых систем и общезначимых смыслов; результат и процесс творчества, творческое самовыражение человека. Под культурой понимают сумму духовных достижений человечества; совокупность материальных и духовных ценностей. Культуру рассматривают как память человечества, способ жизнедеятельности сообщества и личности в нем. Культура есть внутренний мир человека, его субъективные способности, делающие возможным творение человеком «искусственной» среды своего бытия и развития. Наконец, культура является системой хранения и передачи социального опыта, унаследованного от предыдущих поколений. Определений культуры более двухсот пятидесяти, что свидетельствует о реальной сложности этого явления и его вхождении в многочисленные социальные контексты.

В нашем исследовании мы будем исходить из понимания культуры как ценностно-смысловой сферы человека и общества. Именно культура характеризуется способностью продуцировать, сохранять, обогащать и транслировать духовные и материальные ценности различных типов и форм из поколения в поколение. С целью выполнения этих задач возникали различные формы и способы духовной деятельности человека, которые постепенно приобрели самостоятельный статус как институты культуры. К ним относятся нравственность, религия, искусство, наука, философия, политика, миф, мировоззрение, образование, воспитание и т.д. Сложное взаимодействие этих институтов и образует целостную ткань культуры. Именно «культура делает возможным сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания». (99,295)

Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Задача воспитания - не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными знаниями, но «помочь ему обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ». (142,11)

Одним из основополагающих признаков культурного человека является его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации её ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросооб-разного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте «Большого и Малого времени» (М.М.Бахтин). В России, впрочем как и в любой другой стране» личность не мыслит себя вне нации. Л.П.Буева подчеркивает, что именно личность человека «является сердцевиной культуры, её «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем культуры». (48,16) «Человек есть творец и лишь в силу этого обстоятельства - творение культуры», - продолжает эту же мысль К.А.Свасьян. (201,57) Справедливо будет сказать, что и культура творит человека.

Каждой национальной культурой, как и мировой в целом, выработан идеальный образ человека - целостная человеческая личность. Определяющее и стабильное в идейно-нравственных и духовных началах нации принадлежит прежде всего личности, через которую только и раскрывается национальная культура. Чем выше духовное чувство в национальном, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека, поскольку нация - это в первую очередь духовная общность. Национальная общность (всеобщность) возникает не столько из внешних факторов (экономика, хозяйство, политика и др.), но главным образом из духовно - ценностных отношений между людьми. Известный российский философ В.М.Межуев определяет нацию как связующее звено между «племенным и этническим разделением людей в их наднациональном объединении в общемировом пространстве. Она возникает в зазоре между локальным и универсальным, особенным и всеобщим, являя собой синтез, сочетание того и другого». (143,8)

Приоритетной целью отечественного воспитания всегда было развитие духовно-ценностной сферы личности. Традиции подлинного воспитания в России, независимо от форм его осуществления, уходят корнями в историко-культурный опыт народа, в духовность. Именно духовные ценности возносят сознание человека к надындивидуальным смыслам и погружают его во всеобщий исторически развивающийся дух народа, выраженный в нравственности и религии, праве и государстве, философии и науке, искусстве и мифологии.

Чтобы понятийно зафиксировать, объединить в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, сравнительно недавно (30-е годы XX столетия) был введен в научных оборот специальный термин «менталитет» («ментальность»). Менталитет - это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции и какого-либо сообщества. (127,271)

По мнению И.К.Пантина, менталитет - это своеобразная память народа о прошлом, исторический опыт, психологическая детерминанта поведения миллионов людей.(165,30) Определение менталитета, данное И.В. Кондаковым, обобщает изложенные выше суждения и совпадает с нашим пониманием этого термина. Менталитет - это глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. (117,41)

Диагностика уровней развития духовности старшего школьника

Определение исходных уровней воспитания духовности старших школьников, занимающихся в областном Центре детского и юношеского творчества г. Оренбурга, являлась целью констатирующего эксперимента нашего исследования.

При определении основных подходов к поведению данного этапа опытно-экспериментальной работы мы исходили из следующих положений.

С одной стороны, абсолютизация статистической, количественной стороны измерения духовности представляется нам неправомерной исходя из методологических оснований. Однозначно замерить уровень духовности личности, считая её" константой, невозможно, поскольку личность находится в постоянном изменении, в состоянии саморазвития. Ценности, цели, смыслы, убеждения, эмоции, чувства, линии поведения как потенциально развивающиеся и меняющиеся единицы человеческого духа, во многом зависят от свободы выбора и проявления человеческой воли.

Поэтому на диагностическом этапе исследования мы использовали педагогические и психологические методики, констатирующие общие тенденции развития личностных качеств и позволяющие определить исходные моменты для содержательной корректировки личностной жизнедеятельности, выдвижения новых духовных ценностей и смыслов. Поскольку же основным способом диагностирования духовного уровня личности остается монографическое изучение и субъективное, интуитивное восприятие другого человека, то чем выше уровень развития личности, тем сложнее ее оценка, что и делает последнюю относительной по своей сути.

Вместе с тем, применяемые методики в известном смысле являлись также и средством воспитания духовности, поскольку диагностика духовного уровня личности актуализировала рефлексивную деятельность старших школьников, оттого приобщение к духовному миру становилось значимой ценностью и осознавалось как способ познания себя, другого человека, природы, Вселенной, Бога. Исходя из этого отбор применяемых методик осуществлялся по степени открытости и искренности личности, а также по мере возрастания творческой сложности выполнения заданий.

Исходя из общих подходов к сущности проблемы, теоретических и исследовательских предпосылок, нами были определены этапы констатирующего эксперимента, ориентированные на установление фактического состояния уровней духовности старшеклассников и констатацию исходных параметров.

При выявлении уровней духовности личности старшего школьника мы опирались на выделенные нами критерии ( 4.Гл.1.):

- постановка и поиск старшими школьниками ответов на смысло-жизненные и «вечные» общечеловеческие вопросы; - степень развития душевности как способности к сочувствию, сопереживанию, сорадованию другому человеку, эмпатическое умение ставить себя на место другого человека;

- проявление деятельной любви к другому человеку (Богу), способность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего.

Анализ духовно-ценностных ориентации старшего школьника осуществлялся исходя из особенностей осмысления старшеклассниками понятий духовности и душевности, представления источников своего духовного развития, особенностей осознания проблемы смысла жизни при помощи открытого и закрытого анкетирования, а также посредством ранжирования шкалы терминальных и инструментальных ценностей (методика ценностных ориентации М.Рокича, адаптированная В.А.Ядовым).

Степень развития эмпатических способностей старшего школьника, определялась на основе методики изучения эмпатии, разработанной В.В.Бойко.

Диагностика деятельностной (поведенческой) компоненты духовности личности базировалась на анализе естественных воспитывающих ситуаций, изучении опыта коллективных воспитательных дел учреждений дополнительного образования и соответствующей документации, наблюдениях, результатах собеседования со старшеклассниками, их родителями и педагогами.

Похожие диссертации на Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования