Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Демченко Елена Николаевна

Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности
<
Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Демченко Елена Николаевна. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Комсомольск-на Амуре, 2001 181 c. РГБ ОД, 61:01-13/1943-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы воспитания художественного вкуса учащихся младших классов в процессе изобразительной деятельности

1.1. Философско-психологические вопросы воспитания художественного вкуса младших школьников 15

1.2. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности как педагогическая проблема 37

1.3. Анализ состояния художественного воспитания учащихся 1-3 классов современной школы 57

Глава 2. Пути и средства повышения эффективности воспитания художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности

2.1. Возможность выбора как условие воспитания художественного вкуса младших школьников 73

2.2. Знакомство детей с приемами художественного творчества и разнообразными техниками исполнения рисунка 94

2.3. Использование наглядных материалов на уроках изобразительной деятельности, развивающих художественный вкус младших школьников 129

Заключение 145

Библиография 152

Введение к работе

Актуальность исследования» Обострившаяся в современных условиях проблема нравственного, духовного становления человека высветила один из актуальных вопросов современной школы - отсутствие должного внимания к предметам эстетического цикла, к изобразительному искусству в частности, к их человекотворческому потенциалу, что препятствует развитию индивидуальных творческих дарований детей. Образовательные ожидания в этом вопросе, исходящие от учащихся, семьи, складываются под влиянием отражаемых ими актуальных изменений в разных сферах жизнедеятельности и обусловлены анализом постоянно меняющейся производственной и социальной ситуации, принятием и реализацией нестандартных решений в условиях рыночной конкуренции, устранением стереотипизации из углубляющей свою гуманистическую направленность личностной сферы взаимодействия. Словом, образовательные запросы учащихся связаны с раскрытием и развитием личных возможностей и дарований, своей уникальности и неповторимости.

Одновременно с этим динамичные изменения, которые происходят в нашей стране во всех сферах жизнедеятельности, усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные задачи в новых условиях. Школа как социокультурный институт в зависимости от применяемой дидактической системы может обеспечить доминирование у учащихся как воспроизводящего, так и творческого характера деятельности. Однако сама перспектива жизненной самореализации школьников выдвигает перед современными общеобразовательными учреждениями задачу развития личности, готовой к творческому самоосуществлению.

Эта задача связана со становлением художественного вкуса учащихся, который наиболее успешно развивается в младшем школьном возрасте

Поиск путей решения этой задачи привел к возникновению в масштабах страны особой образовательной ситуации, главной характеристикой которой стала инновационность. Педагогическая деятельность учителей-новаторов и их последователей, возникшее и набирающее силу общественно-педагогическое движение создали стартовые условия для перехода от однотипной школы, единых учебных планов и программ, устоявшихся форм организации педагогического процесса к многовариантности.

Эти процессы заложили основу современной гуманизации отечественного образования и личностно-ориентированного обучения. Зарождение инновационных, авторских и альтернативных школ, имеющих существенные отличительные особенности, но объединенных идеей реформирования общего образования в интересах развития учащихся, становится в настоящее время массовым явлением. В связи с этим очевидно, что педагогическая наука не готова сегодня предложить образовательной практике теоретически обоснованную систему развития личности, способной к творчеству, прежде всего становления художественного вкуса детей в наиболее благоприятную для этого раннюю пору их школьного детства.

Но в современной философии, психологии, педагогике накоплен определенный потенциал идей, который может стать основой концепции развития художественного вкуса младших школьников.

Так, в научных трудах А.В. Бакушинского, B.C. Библера, Б.Р. Виппера, Л.С. Выготского, Г.А. Гиргинова, P.M. Грановской и Ю.С. Крижанской, Е.С. Громова, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, А.Н. Лука, А.Л. Никифорова, М. Нордау, А.Я. Пономарева, Т. Рибо охарактеризованы сущность и различные ракурсы творческой деятельности. В трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других психологов обосновано существование реальных и потенциальных состояний разных структурных компонентов личности, которые могут обеспечить ее мотивационную готовность к решению творческих задач. В психологических работах Д.Б. Богоявленской, Н.С. Боголюбова, В.Н. Дружинина, A.M. Матюшкина, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадрикова раскрыта сущность проявления и развития творческих способностей личности. Специфика художественных способностей рассматривалась в работах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Г.В. Лабунской, СЕ. Игнатьева, А.А. Мелик-Пашаева, Е.А. Флериной.

Наибольший интерес для данного исследования представляют теоретические положения, с помощью которых можно обосновать дидактические и методические подходы к воспитанию художественного вкуса младших школьников. Особого внимания заслуживают работы, в которых рассмотрены закономерности развития личности в творческой учебно-познавательной деятельности, выявленные М.А. Даниловым, Л.В. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, педагогические и психологические основы индивидуального и дифференцированного подхода к развитию учащихся, обоснованные В.К. Дьяченко, Х.И. Лийметс, Е.С. Рабунским. Представляют интерес дидактические системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, созданные B.C. Кузиным, Б.М. Неменским, Б.В. Юсовым, методические рекомендации по использованию различных художественных материалов и техник исполнения живописных и графических композиций на уроках изобразительного искусства, разработанные И.П. Глинской, Г.Я. Федоровым, А.С. Хворостовым, Т.Я. Шпикаловой.

Воспитание художественного вкуса неразрывно связано с саморазвитием личности, ее самоактуализации, самореализации, самовыражения. В этом плане ценными для нашего исследования являются работы В.А. Андреева, О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, освещающие эти вопросы.

Проблему развития художественно-эстетического воспитания младших школьников рассматривали в науке как частную и в связи с изучением вопросов раскрытия художественно-творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, живописных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности, роли и значения в детском возрасте игровой, театральной деятельности Л.С. Выготский, И.П. Волков, В.В. Давыдов, Л.А. Колосова, Г.Н. Кудина, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П.Никитин, З.Н. Новлянская, Б.М. Теплое, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич и др. Воспитание же художественного вкуса младшего школьника в процессе учебной деятельности предметом специальных исследований не выступало. Таким образом, имеются противоречия между:

- потребностью общества в воспитании художественного вкуса у учащихся и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме;

- объективными потребностями преобразования процесса обучения младшего школьника художественным навыкам и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе;

- необходимостью воспитания художественного вкуса младшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретического обоснования и технологического обеспечения.

Научно-теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности».

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предметом исследования является процесс воспитания художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка научно-методических основ воспитания художественного вкуса младших школьников в художественной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания художественного вкуса детей младшего школьного возраста на учебных занятиях изобразительной деятельности.

2. Определить критерии эффективности воспитания у младших школьников художественного вкуса в процессе обучения.

3. Разработать методические рекомендации по развитию и воспитанию художественного вкуса младших школьников в учебной изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования:

Художественный вкус, являясь условием восприятия гармонии окружающей действительности, есть результат эстетической деятельности человека, прежде всего его авторского, зрительского восприятия художественного произведения, окружающего мира. Это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся одновременно и предпосылкой, и результатом творческой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным для развития художественного вкуса ребенка.

Воспитание художественного вкуса в младшем школьном возрасте будет протекать наиболее результативно, если:

осуществляется возможность творческого выбора в изобразительной деятельности;

на занятиях изобразительного искусства дети знакомятся с различными художественными приемами, материалами и техниками исполнения живописных и графических композиций;

- в процессе изобразительной деятельности используется наглядный материал, развивающий художественное видение.

В работе применялся комплекс методик, педагогических приемов, направленных на эффективное развитие художественного вкуса

Методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию "художественный вкус" как отражение взаимосвязи личности и познания, положения о творческой сущности человека, идеи гуманизации образования, концепции личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, ценностно-личностного подходов в воспитании, положении о роли изобразительной деятельности в эстетическом воспитании.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование и организация опытно-экспериментальной работы по специально разработанной программе. В ходе опытно-экспериментальной работы организовывались беседы, тестирование, анкетирование учителей, родителей, наблюдение, в том числе включенное, количественный и качественный анализ экспертных оценок, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, методы обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось на базе экспериментальных и общеобразовательных школ № 21, 5, 14 города Благовещенска Амурской области в три этапа.

На первом этапе (1994-1995) - поискоео-констатирующем -осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение опыта работы ведущих учителей по проблеме исследования, проверялась актуальность избранного направления, разрабатывались исходные положения гипотезы, определялась методология и методика, основные очертания концепции исследования, что позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На втором этапе (1995-1997) - преобразующем - разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития художественного вкуса у учащихся контрольных и экспериментальных классов, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса воспитания художественного вкуса в учебной деятельности, обобщался и систематизировался полученный материал, проводилась экспериментальная работа по апробированию модели и технологии воспитания художественного вкуса младшего школьника в учебной деятельности, педагогических условий, способствующих этому процессу.

На третьем этапе (1998-1999) - итоговом - осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, в дополнительных исследованиях корректировались результаты, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались в практике методические рекомендации, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- сделано концептуальное обобщение сложившихся в философии, психологии и педагогической науках представлений о смысле, сущности и механизмах воспитания художественного вкуса младших школьников;

- углублены теоретические представления о сущности понятия «художественный вкус», о педагогическом процессе его воспитания в учебной деятельности младшего школьника;

- обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания художественного вкуса младшего школьника в учебной деятельности: предоставление педагогом ребенку возможности свободного творческого выбора; ознакомление на занятиях изобразительной деятельности с разнообразными художественными приемами, материалами и техниками; использование в процессе изобразительной деятельности наглядного материала, развивающего художественное видение ребенка;

выявлены основные факторы воспитания художественного вкуса младшего школьника: эстетически развитое социальное окружение ребенка; введение его в художественную культуру; фасилитационное влияние личности педагога; эмпатическое понимание; обоснована взаимосвязь этих факторов;

- процесс воспитания художественного вкуса у учащихся младшего школьного возраста характеризуется наличием следующих основных предпосылок: сензитивностью младшего школьного возраста; синкретичностью детского сознания; самостоятельностью; анимизмов в восприятии окружающей действительности, эмпатии и др.;

критериями воспитания художественного вкуса являются: креативность, позитивное отношение к изобразительному искусству;

способность целостно воспринимать единство содержания и формы произведения; умение оценивать пространственно-пластическое решение композиции; верная оценка композиционного построения в соответствии с общим замыслом художественного произведения;

принципами воспитания художественного вкуса выступают: принцип свободного выбора при решении учебно-творческих задач; принципы сотрудничества и сотворчества педагога и детей; принцип диалогизма; принцип учета возрастных особенностей; фасилитационной компетентности педагога; принцип доверия;

закономерностями воспитания художественного вкуса являются: связь глубинных духовных отношений учителя с ребенком и активизация творческого развития последнего; связь большей свободы творческого выбора и усиление развития его художественного вкуса; соотношения фасилитационной компетентности учителя и активизации воспитания художественного вкуса учащихся; обогащение познания и использование ребенком материалов, техник и приемов изобразительного искусства и усиление его суждений о произведениях искусства, совершенствование его художественного вкуса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем психолого-педагогическое обоснование процесса формирования художественного вкуса младшего школьника в учебной изобразительной деятельности позволяет придать более целенаправленный характер процессу профессионального взаимообщения учителя и учащихся в начальных классах общеобразовательной школы, что в свою очередь способствует большей эффективности в воспитании художественного вкуса младшего школьника. С этой целью в исследовании представлен комплекс разработанных и интегрированных педагогических условий воспитания художественного вкуса, модель развития художественного вкуса школьника и ее технологическое обеспечение, авторские программы по методике изобразительной деятельности, система учебно-познавательных творческих заданий. Разработана модель эффективной практики воспитания художественного вкуса младших школьников в учебной изобразительной деятельности.

На основе материалов эксперимента разработаны, апробированы и внедрены в практику начальных классов школ Амурской области методические рекомендации по содержанию и организации процесса воспитания художественного вкуса младшего школьника на уроках изобразительной деятельности, программы «Изобразительное искусство и художественный труд в школе» для студентов факультета педагогики и методики начального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию анализа изобразительной учебной деятельности, синтеза теоретического и экспериментального материала, а также методами математической обработки результатов опытного исследования, длительностью эксперимента, подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, отсроченной проверкой полученных результатов, апробацией выводов в массовой аудитории в Благовещенском государственном педагогическом университете, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением экспериментальных результатов в практику работы учителей начальных классов общеобразовательных школ Амурской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный вкус - это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом ее творческой деятельности.

2. Воспитание художественного вкуса - это создание условий воспитательной системы, обеспечивающей целенаправленное развитие личности каждого ребенка.

3. Мера воспитания художественного вкуса школьника определяется действенностью следующих основных факторов: социо - культурного окружения ребенка; введения в художественную культуру; фасилитационной личностью педагога; эмпатического понимания. В педагогике и психологии обоснована взаимосвязь этих факторов.

4. Воспитание художественного вкуса у младших школьников в учебной изобразительной деятельности происходит наиболее успешно при следующих условиях: педагогом предоставляется ребенку возможность творческого выбора; на занятиях изобразительной деятельности дети знакомятся с различными художественными приемами, материалами и техниками исполнения живописных и графических композиций; в процессе изобразительной деятельности используется наглядный материал, развивающий художественное видение.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Благовещенского государственного педагогического университета, на научно-практических и методических конференциях высших учебных заведений г. Благовещенска, обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского педагогических университетов.

Внедрение в практику осуществлялось в процессе проведения открытых уроков для директоров, заведующих учебной частью школ, руководителей методических объединений г. Благовещенска и Амурской области; с помощью публикаций, в лекционной работе для жителей Амурской области в качестве преподавателя кафедры педагогики начального обучения Благовещенского государственного педагогического университета (1994 - 1998 гг.), позже - старшего преподавателя мировой художественной культуры общеуниверситетской кафедры культурологии.

На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, статьи, тезисы, программы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Философско-психологические вопросы воспитания художественного вкуса младших школьников

Понятие художественного вкуса является одним из основных в философско-психологическом понимании художественного образования и воспитательной парадигмы европейской и российской гуманитарных традиций.

Современные трактовки понятий «вкус» и «художественный вкус» разнообразны. Вкус определяют как чувство красивого, изящного, способность эстетической оценки. Это склонность, интерес, любовь к чему-либо. Вкус как манера-стиль (В.И. Чернышева, С.Г. Бархударова и др.). [211,с. 307]

Евгеньев А.П. дает такую трактовку понятия «художественный вкус»: - развитое чувство изящного, повышенная способность эстетического восприятия и оценки, вкус как художественная манера, стиль, школа, вкус -это склонность, интерес, любовь к чему-либо [212, с. 422].

Бархударова С.Г. трактует «художественный вкус» так: «художественный вкус, относящийся к восприятию прекрасного в жизни или в искусстве. «Художественный вкус», свойственный одаренным в области искусства людям...» [213, с. 862].

Из вышесказанного для нас близко следующее определение художественного вкуса: «художественный вкус» - это развитое чувство изящного, повышенная способность эстетического восприятия и оценки, самостоятельный и первичный фактор психической жизни человека.

Интерес к художественному вкусу в философии возник давно. Его касались в своих трудах еще представители античности, но объектом более пристального внимания и исследования эта проблема стала лишь в эпоху классицизма и просвещения.

Выразители этих направлений считали точность и рациональность единственным критерием художественного произведения. Им оценивался и художественный вкус.

Английской просветительской эстетикой подчеркивалось особое значение эмоций в возникновении эстетических впечатлений, выдвигалось положение о необходимости признания художественного вкуса самостоятельным и первичным фактором психической жизни. Утверждалась также объективная и субъективная основа художественного вкуса, его связь с эстетическим суждением и этим объяснялись различия в нем.

Исходя из теории прекрасного, И. Кант глубоко проанализировал понятие художественного вкуса, подчеркнул объекты и форму его проявления: 1) красиво то, что побуждает беспристрастную увлеченность, 2) красиво то, что составляет объект всеобщего увлечения без посредства понятия, 3) красив тот объект, которому присуща форма целесообразности, не соотнесенная с идеей цели.

И. Кант первым стал глубже вникать в вопросы специфичности эстетики и пытался выяснить некоторые особенности художественной деятельности (значение фантазии, формы). Но своеобразие решения указанных проблем было продиктовано его же учением, основанном на субъективном идеализме.

В искусстве человек, по мнению И. Канта, переживает наиболее бескорыстное удовольствие, связанное с эстетическим (в смысле художественных эмоций) суждением о прекрасном. Говоря об искусстве, И. Кант утверждал, что это «созидание через свободу, т.е. через произвол, который полагает в основе своей деятельности разум» [105, с. 318].

Сужая область своего исследования, И. Кант обращается к проблеме эстетического вкуса как к оценочной позиции субъекта в отношении переживаний им своего восприятия произведений искусства. Он утверждает, что способность эстетического вкуса отличается от телеологической рефлектирующей способности усилением субъективности.

Обосновывая специфику эстетического, И. Кант утверждал, что эстетика дает особое толкование осуществляемых художником сочетаний символов, вещей в себе, возникающих в процессе чувственного познания. Данное толкование отличается как от познания, так и от морального поучения. В своем стремлении утверждать специфику эстетического, И. Кант порывает с просветительским слиянием эстетического с познавательным и нравственным.

Суждения вкуса, считает И. Кант, основаны на применении «неопределенных» понятий, к которым едва ли применимы логические характеристики обычных понятий и которые формируются в облегченной игре обеих оживляемых взаимным согласием душевных сил (воображения и рассудка). Данные утверждения И. Канта ставят под вопрос идею воспитания художественного вкуса, возможность педагогического воздействия одного индивидуума на сознание другого с целью формирования и совершенствования художественного восприятия последним окружающего его мира.

И. Кант изображает вкус как принцип подведения способности воображения под другую способность рассудка - создавать понятия, причем чувство удовольствия или неудовольствия присоединяется к возникшим вследствие этого поведения синтетическим суждениям о сверхчувственном.

Возможность выбора как условие воспитания художественного вкуса младших школьников

Сегодня школа должна помочь ребенку не только познать объективные законы природы и общества, но и способствовать его самовыражению в этом мире, стремлению ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность современности. Здесь вполне уместно обратиться именно к помощи искусства, так как функции его и цели образования во многом совпадают. Это, прежде всего, содействие нравственному, духовному становлению личности. Формой воспитания этой цели является, в частности, формирование художественного вкуса ребенка. Искусство способствует накоплению эмоционального опыта, воспитанию чувств, вкуса, формирует понятие красоты, представление об эстетическом идеале (вкусе), наконец, дает образцы нравственного взаимодействия человека с миром.

Все это невозможно, если ребенок будет заключен в жесткие рамки одномерных школьных программ, если будет лишен права выбора. Выбора в широком смысле, предполагающего избирательное отношение к различным материалам, техникам, к разнообразным темам. Он предполагает и избирательное отношение к личности учителя. Право на оценочное восприятие своего «собрата» по педагогическому «таинству» имеет не только учитель, но и ученик. В современной школе редко можно обнаружить педагога - профессионала, работающего с детьми начальных классов. Но существует и иная практика, и все чаще и чаще с детьми младшего школьного возраста работают учителя со специальным художественно-педагогическим образованием, способные на подобный выбор сами и позволяющие его своим ученикам.

Отечественная педагогическая наука последних десятилетий значительно изменила оценку роли художественной культуры в целом, изобразительного искусства в частности, в деле нравственного, духовного воспитания школьников. Возрастает роль и значение школьных дисциплин гуманитарного в целом и, в частности, эстетического цикла. Сегодня школьное эстетическое образование уже не рассматривается одномерно, например, как лишь общеразвивающее или же только предполагающее дальнейшее профессиональное становление ученика, как это было принято в отношении всех предметов школьного цикла в прошлом. Лишь объединение данных двух требований к школьному образованию способно изменить роль и значение предмета ИЗО в «иерархии» школьных дисциплин. И наоборот, отказ от них оставит данный предмет на второстепенных ролях, предположительная востребованность знаний которого у ученика в будущем не велика.

Общение с искусством в меру сил, свойственной конкретному ученику - индивидууму порождает в нем потребность во все новом, более тонком осмыслении не только предстоящей жизни, что вполне естественно для начинающего жизнь. У ребенка появляются новые мотивы силы поведения. Но художественное восприятие предполагает личность, обладающую определенной культурой, то есть имеющую эстетические и художественные потребности, владеющую в той или иной мере языком искусства, могущую свободно и творчески мыслить, владеющую принципом избирательности.

Свобода творческого выбора зависит от нескольких компонентов:

1. От наличия знаний, умений и навыков по предмету. 2. Наличия квалифицированного педагога - художника как личного примера, который формирует способность выбора у школьника.

3. От материальной базы школы и семьи.

4. От демографической ситуации. В настоящее время воспитание в семье одного ребенка стало массовым явлением со всеми вытекающими отсюда издержками. Это, прежде всего, неизбежное самоформирование эгоистических наклонностей в ребенке. Все в целом это определяет возможность перехода ученика к «свободному парению» в творчестве, дает ему возможность включиться в творческий процесс не думая о том, что сможет его отвлечь и для чего это ему необходимо.

Для младшего школьного возраста следует избирать методы свободного рисования при минимальном, косвенном воздействии на творческий настрой ребенка, дающий оригинальное и целостное развитие его художественно-творческого дарования, обеспечивая индивидуальную направленность художественного воспитания каждого ученика и условия максимального развития его художественного вкуса.

Знакомство детей с приемами художественного творчества и разнообразными техниками исполнения рисунка

Преобразованиями, способствующими преодолению основного противоречия между стремлением младшего школьника к творческому самовыражению в рисунке и недостаточной компетентностью в художественно-изобразительных техниках и навыках могут стать, как показал теоретический анализ, изменения в обучении детей приемам изобразительного творчества, предполагающие значительное расширение круга осваиваемых живописных и графических техник и используемых художественных материалов в практической работе на уроках и дома. Реализация этого процесса нами осуществлялась в целостной системе воспитания художественного вкуса учащихся младших классов как необходимый ее элемент.

Обучение художественным приемам и разнообразным техникам как инструмент развития художественного вкуса в младших классах общеобразовательной школы никогда не использовался. Более того, элемент ремесленного обучения вообще был практически исключен из начальной школы, т.к. считалось, что дети в силу их возраста еще не способны реализовать подобную программу. Мнение о том, что ребенок, повзрослев, сам проявит интерес к изобразительной грамоте, привело к тому, что вьтускники школ, по причине неумения рисовать, ограничены и в формировании художественного вкуса. Композицию таких малоэффективных уроков рисования учитель строил на игре и эмоциях, забывая о художественно-навьжовых приемах. Имея ограниченный, «домашний» запас знаний и умений, на определенном этапе ребенок останавливался в своем художественном развитии, учитель же обращал на это весьма относительное внимание. В экспериментальных и контрольных классах нами было проанализировано отношение преподавателей к проблеме обучения художественным приемам и разнообразным техникам рисования с помощью анкетирования. В частности, в экспериментальном классе педагог посчитал возможным ввести в обучение детей освоение разнообразных художественных приемов и техник. С первых учебных дней руководитель знакомил школьников с различными формами использования разных художественных материалов, строго учитывая возрастные особенности детей. В первом классе, например, обучались разнообразным приемам работы кистью, карандашом, углем, сангиной и некоторыми другими доступными материалами и художественными принадлежностями.

Соответствующие задания и установки давались родителям для домашнего выполнения не сложных упражнений вместе с детьми. Опрос среди родителей показал, что они одобряют такой подход к обучению изобразительной грамоте, всецело поддерживают учителя и считают престижным обучать своих детей изобразительному искусству в специализированном классе.

Не порицание за ошибки, а совместное обсуждение и помощь в преодолении трудностей, терпение и вера в ученика, как равноправного участника урока были главным началом в наших экспериментальных занятиях в школьных классах.

Школьники откликнулись на эти нововведения изменением своего отношения к предмету, изменилась и их собственная оценка уровня ремесленных знаний, умений и навыков, они почувствовали, что в условиях новых программ смогут многому научиться. Эти изменения в целом вызвали рост заинтересованности в предмете ИЗО, а успех в изучении данной дисциплины повлиял на развитие интереса к обучению вообще.

Одной из наших целей, соответственно, было и выявление художественных материалов и техник рисунка, которые были бы доступны и понятны детям младшего школьного возраста.

Ребенок, как считает Б.М. Неменский (мы полностью поддерживаем эту точку зрения), в искусстве может научиться многому, надо лишь соответствующим образом дать ему знания, дать, что немаловажно, лучшие рисовальные материалы, инструменты и принадлежности.

Первоначальный анкетный опрос учителей показал, какие техники рисунка на уроках изобразительной деятельности они изучают с детьми. Например, рисованию гуашью, акварелью, карандашом обучают 58% педагогов, некоторые преподаватели к этому перечню материалов добавили восковые мелки, пастель (школьные цветные мелки) (31%) и лишь 11% из опрошенных указали более обширный перечень рисовальных техник. В качестве причины небольшого разнообразия графических приемов и материалов называли скудную материальную базу, высокие цены на художественные материалы и, как результат, их отсутствие у детей, а отсюда и невозможность полноценной организации уроков. Но большинство учителей в анкетах указали, что сами не владеют многими живописными и графическими техниками.

Похожие диссертации на Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности