Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чувство собственного достоинства как психологический феномен Зайцева Юлия Евгеньевна

Чувство собственного достоинства как психологический феномен
<
Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен Чувство собственного достоинства как психологический феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зайцева Юлия Евгеньевна. Чувство собственного достоинства как психологический феномен : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 180 c. РГБ ОД, 61:04-19/191

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Междисциплинарный анализ понятий «достоинство» и «чувство собственного

достоинства» 10

1.1. Понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в различных науках о

человеке 10

1.1.1. Этимологический и семантический анализ понятий «достоинство» и «чувство собственного достоинства» 11

1.1.2. Понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» как философско-этические категории 12

1.1.3. Понятие «достоинство» в общественно-политических науках 36

1.1.4. Формирование «достоинства» и «чувства собственного достоинства» как задача педагогической науки 40

1.2. «Чувство собственного достоинства» как психологический феномен 45

1.2.1. «Чувство собственного достоинства» как субъективное отражение нравственного идеала личности 45

1.2.2. «Чувство собственного достоинства» как переживание эмоционально- ценностного отношения к себе 66

1.2.3. Роль «чувства собственного достоинства» в саморегуляции личности 71

Глава 2 Общая характеристика эмпирического исследования «чувства собственного достоинства» как психологического феномена 78

2.1. Программа эмпирического исследования 78

2.2. Описание выборки испытуемых 80

2.3. Методы и методики эмпирического исследования 82

Глава 3 Анализ результатов эмпирического исследования «чувства собственного достоинства» как психологического феномена 97

3.1. Имплицитные представления о «чувстве собственного достоинства» как о свойстве

личности 97

3.1.1. Эмоциональное отношение к феномену «чувство собственного достоинства» и его носителю 98

3.1.2.Анализ имплицитных представлений о свойствах личности, отражающих «чувство собственного достоинства» человека

3.2. .Анализ имплицитных представлений о типичном проявлении «чувства собственного достоинства» в поведении

3.2. Эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» как личностной

диспозиции 116

3.2.1 Самооценка чувства собственного достоинства как личностной диспозиции

3.2.2 Эмпирические корреляты «чувства собственного достоинства» в структуре личности

3.2.3 Специфика и структура «чувства собственного достоинства» как личностно диспозиции

3.3. Эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания

3.3.1. Исследование особенностей регуляции поведения в соответствии с мерой осознания человеческого достоинства

3.3.2. Исследование особенностей эмоциональной регуляции поведения при различном эмоционально-ценностном отношении к себе

Выводы 154

Заключение 157

Список литературы 162

Приложение 170

Введение к работе

Актуальность работы. Психологическая наука не так давно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективно переживаемой человеком жизни: «счастье» (М. Аргайл), «надежду» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев), «ложь» (В.В. Знаков) и др. Настоящее исследование посвящено психологическому феномену, получившему в языке название «чувство собственного достоинства». Актуальность общепсихологического исследования данного феномена, обусловлена необходимостью специального психологического знания о его природе, структуре и феноменологии для корректного применения данного понятия в теоретических и практических отраслях психологии, педагогики, юриспруденции, политики, этики и других наук о человеке.

Неоднозначность понимания проблемы достоинства человека в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения личностью проблем экзистенциального самоопределения (поиска ответов на вопросы о природе и ценности человека), а следовательно и решения практических задач нравственности - ценностного отношения к другому человеку, особенно в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, обнаруживает особую актуальность подобного психологического исследования в настоящий исторический момент.

Кроме того, в последнее время вырос практический интерес к данной теме. В области юриспруденции изучение дел о защите чести и достоинства — одна из наиболее разрабатываемых тем (более десяти диссертационных исследований за последнее время); в практике кризисных психологических служб и консультаций ведется активная работа по оказанию психологической помощи пострадавшим от насилия и нанесения морального ущерба; в области образования активно исследуются педагогические технологии воспитания достоинства в школе.

Несмотря на то, что определенные аспекты данного феномена находили свое отражение в исследованиях самосознания (И. И. Чеснокова, В. В. Столин), самоуважения, самооценки и Я-концепции (Т. Шибутани, В. Н. Куницына), характерологических особенностей (О. В. Якимович), саморегуляции морального поведения личности (С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, Б. С. Братусь и др.),

неоднозначность понимания данного феномена в психологии, отсутствие специальных общепсихологических исследований, предметом которых являлась бы его психологическая специфика и структура, свидетельствуя о недостаточной разработанности данной темы, обусловили актуальность настоящего исследования.

Цель настоящего исследования состоит в изучении психологической специфики феномена, известного обыденному сознанию как «чувство собственного достоинства».

Гипотезы нашего исследования отражали следующие предположения:

  1. Психологический феномен, известный обыденному сознанию как «чувство собственного достоинства» обладает собственной психологической спецификой, отражающей отношение к человеку как к безусловной ценности.

  2. Личность человека, обладающего «чувством собственного достоинства», отличается определенными психологическими свойствами и характеристиками.

  3. «Чувство собственного достоинства» обнаруживает себя в особенностях когнитивной, аффективной и конативной сфер личности.

Цель исследования с учетом гипотез была конкретизирована в следующих задачах:

  1. провести междисциплинарное исследование понятий «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в рамках совокупного гуманитарного знания (этимология, философия, общественные науки, педагогика, психология);

  2. осуществить эмпирическое исследование имплицитных представлений современников о феномене «чувство собственного достоинства» (характерных личностных особенностях и типичном поведении людей, его проявляющих);

  3. проанализировать психологическую специфику категорий, отражающих содержание данного феномена в языке, в представлениях современников и в научном гуманитарном знании; сформулировать предположение о природе структуре и функциях данного феномена;

  4. изучить особенности оценки и самооценки «чувства собственного достоинства», а также выявить психологические характеристики личности, наиболее тесно связанные с данным феноменом;

  5. осуществить эмпирическую проверку специфики и структуры «чувства собственного достоинства» как психологического феномена

В качестве объекта исследования выступили 507 человек, в возрасте от 13 до 40 лет, 115 мужчин и 392 женщины. В выборке были представлены старшие школьники и студенты, имеющие различную профессиональную ориентацию: менеджмент, военное дело, психология, математика, изобразительное и музыкальное искусство.

Предметом исследования являлось «чувство собственного достоинства» как психологический феномен. Исследовались имплицитные представления о данном феномене; особенности его оценки и самооценки как свойства личности, связанные с ним психологические характеристики; а также специфика и структура «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции и как феномена самосознания.

Теоретическими основаниями настоящего исследования послужили структурно-динамическая модель самосознания И. И. Чесноковой, когнитивно-эволюционная теория морального сознания Л. Колберга, структурная модель самоотношения В. В. Столина, теоретические представления о волевой сфере личности Е. П. Ильина, теория отношений личности В. Н. Мясищева, имплицитная теория личности Ф. Хайдера.

Выбор методов и процедуры исследования был обусловлен результатами теоретического анализа с учетом степени разработанности методического аппарата. Имплицитные представления о феномене и связанных с ним характеристиках исследовались при помощи психосемантических методов и ряда проективных методов («незаконченные предложения», «незаконченный рассказ», «цветовой тест отношений»). По результатам качественного анализа ответов испытуемых были составлены «ключи типичных ответов», проводилась экспертная оценка данных ключей. Количественная обработка результатов проводилась при помощи метода контент-анализа согласно «ключам». Оценка «чувства собственного достоинства» как свойства личности проводилась при помощи метода групповой оценки личности; самооценка - при помощи проективного метода графической шкальной оценки Дембо-Рубинштейна и психосемантического метода «семантические поля», модифицированных для целей нашего исследования. Наиболее тесно связанные с данным феноменом психологические характеристики выявлялись при помощи десяти методик диагностики личностных особенностей.

Эмпирическая проверка специфики и структуры «чувства собственного достоинства» проводилась при помощи методов: гипотетических моральных дилемм (отношение к другому человеку как к безусловной ценности); цветового теста отношений, методики Шварца «Ценностные ориентации» (отношение к себе как к безусловной ценности, значимость самоуважения); методики изучения настойчивости Е. П. Ильина (волевая сфера личности, особенности саморегуляции); методов оценки и самооценки «чувства собственного достоинства»; методики «СЖО» Д. Леонтьева, краткого индекса самоактуализации Дж. Крэндалла (эмпирические корреляты данного феномена), перечня поступков «ниже собственного достоинства», методики Л. В. Куликова «Профиль чувств настроения», модифицированной для целей настоящего исследования (переживание ситуаций, затрагивающих чувство собственного достоинства).

Достоверность полученных закономерностей обеспечивалась проверкой их статистической значимости при помощи: t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни (при анализе межгрупповых различий в уровне исследуемого признака); Н-критерия Крускала-Уоллиса, F-критерия Фридмана, Q-критерия Кохрена (для анализа внутригрупповых различий при дисперсионном анализе); Т-критерия Вилкоксона (для анализа сдвига значений); коэффициентов корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена (для анализа согласованности изменений). Проверка на нормальность распределений осуществлялась при помощи X - критерия Колмогорова-Смирнова.

Научная новизна данного исследования связана в первую очередь с предметом исследования - феноменом, впервые вводимым в научный оборот в качестве психологического понятия, со своей спецификой, структурой и феноменологией. В процессе исследования были впервые обобщены данные различных наук о «чувстве собственного достоинства», проведен анализ психологической специфики категорий, отражающих понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в философии, общественно-политических науках, педагогике и психологии. Впервые в постсоветский период были исследованы имплицитные представления молодых людей о «чувстве собственного достоинства» (его проявлении в поведении и связанных с ним личностных структурах). Впервые были выявлены психологические корреляты данного

феномена в структуре личности. Проведенное эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» впервые позволило определить его специфику как феномена самосознания, присущего каждому человеку, и как личностной диспозиции, характеризующей некоторых людей; были впервые выдвинуты и эмпирически проверены предположения о структуре данного феномена.

Теоретическая значимость работы состоит во введении феномена «чувство собственного достоинства» в психологическую науку в качестве понятия, со своей психологической спецификой, структурой и феноменологией. Результаты данного исследования актуальны и для других отраслей человекознания, поскольку проблема достоинства является междисциплинарной.

Практическая значимость обусловлена, во-первых, актуальностью полученного в результате настоящего исследования знания о специфике, структуре и проявлениях данного феномена для адекватного реагирования на ситуации угрозы «чувству собственного достоинства» человека, как самим человеком, так и службами поддержки: юридическими, законодательными или психологическими. Во-вторых, результаты исследования, воплощенные в тренинговых процедурах, практике психологической консультации, содержании и технологиях педагогического процесса и т. д. могут служить средством самореализации и саморазвития личности человека. В-третьих, использованные методы исследования могут служить основанием для построения психодиагностических процедур, а также применяться для изучения других феноменов обыденной жизни человека.

Апробация работы. Теоретические положения работы и результаты эмпирических исследований докладывались и обсуждались на кафедре общей психологии СПбГУ, а также были представлены в виде выступлений на студенческих и международных научно-практических конференциях: «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2000,2001); «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (Кострома-Москва, 2001); «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2001, 2002); «Психология в школе: практический психолог- профессия нового века» (Санкт-Петербург, 2001, 2002); кроме того в виде тезисов на международных и межрегиональных конференциях «Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследования» (Киев, 2000) и «Психологические особенности преодоления

экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте» (Сыктывкар, 2002).

Результаты исследования отражены в 8 публикациях, общим объемом - 2 а.л. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологический феномен, известный обыденному сознанию как «чувство
собственного достоинства», свойственен каждому человеку как феномен
самосознания и характеризует некоторых людей как личностная диспозиция,
предполагающая определенный уровень личностного развития.

«Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция отражает устойчивую предрасположенность человека в своем поведении реализовывать отношение к себе и к другому человеку как к безусловной ценности.

«Чувство собственного достоинства» как феномен самосознания осуществляет саморегуляцию поведения человека в соответствии с уровнем осознания и переживания безусловности ценности человека.

2. Личность человека с «чувством собственного достоинства» отличается:

устойчивым позитивным эмоционально-ценностным отношением к себе;

уверенностью в возможности достижения собственных целей и ответственностью;

осмысленностью жизни и стремлением к самоактуализации;

развитой способностью к саморегуляции.

Самооценка «чувства собственного достоинства» связана с положительной динамикой нравственного развития.

3. Структура «чувства собственного достоинства» как психологического
феномена включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный
компоненты. Когнитивный компонент отражает осознание безусловности ценности
каждого человека. Эмоциональный - переживание собственной ценности как
безусловной. Конативный - регуляцию поведения в соответствии с отношением к
себе и другому человеку как к безусловной ценности.

Высокий уровень развития всех трех компонентов составляет специфику «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции. Осознание безусловности ценности человека изменяется по мере развития морального сознания личности, поэтому люди на различных стадиях морального сознания понимают «чувство собственного достоинства» и поведение, ему соответствующее, по-разному.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 170 страницах. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 8 рисунками. Список литературы содержит 145 наименований, 10 из них - на иностранных языках.

class1 Междисциплинарный анализ понятий «достоинство» и «чувство собственного

достоинства» class1

Понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» как философско-этические категории

Энциклопедические словари, начиная от Брокгауза, Евфрона (в 41 томе) 1890 - 1907гг, т-ва Бр. Гранат и Ко (в 58 томах) 1910 - 1948гг [129; 130], и все выпущенные в советское время Большие и Малые энциклопедии, равно как и зарубежные энциклопедические издания соответствующего профиля (Britannica Encyclopedia) не содержат в себе ссылки на понятие «достоинство». Определение понятия «достоинство» как научной категории встречается в энциклопедических словарях этико-философского направления и некоторых современных педагогических энциклопедиях [110; 112; 109; 98; 89]. Наряду со специфическими для каждой дисциплины отличиями, данные определения содержат общую часть: достоинство суть «особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности» [ПО, 129; 98, 84-85; 89], или более точно, «отражение единства общественного признания ценности человека и субъективного осознания им своей общественной и моральной значимости» [45, 12]. Таким образом в самом понятии «достоинство» заключено сочетание субъективного и объективного компонентов. В качестве объективного компонента можно рассматривать оценку обществом того или иного качества человека, рассматриваемого на данном историческом этапе как наиболее существенное для отражения его достоинства, а в качестве субъективного - чувство собственного достоинства.

Достоинство в отличие от близких по смыслу понятий чести и репутации, есть не просто оценка соответствия своей личности качествам, востребованным в данном обществе [28], и своих поступков социальным (моральным) нормам [123], но, прежде всего, ощущение своей ценности:

- как человека вообще (человеческое достоинство);

- как конкретной личности (личное достоинство);

- как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство);

- ценности самой этой общности (например, национальное достоинство) [6; 15].

Чувство собственного достоинства, отражая осознание человеком своей общественной и моральной значимости (и своей оценки обществом), сопровождается положительным эмоционально-ценностным отношением к себе. Отмечается и регуляторный аспект чувства собственного достоинства, так словарь по этике [98, 84-85] рассматривает сознание (чувство) собственного достоинства как форму самосознания и самоконтроля личности, которая реализует чувство его личностной ответственности. Потенциальное наличие достоинства признается за всеми людьми, вне зависимости от их заслуг. Однако поддержание достоинства предполагает совершение особых нравственных поступков и не совершение безнравственных (ниже собственного достоинства). Последнее может являться критерием для оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли. Уважение со стороны других людей, признание прав личности и высокая требовательность к ней являются адекватной реакцией на проявление достоинства человека. Согласно педагогической энциклопедии [89] чувство собственного достоинства формируется в детстве при наличии уважительного отношения взрослых к ребенку. Подчеркивается тесная связь достоинства и творческой самореализации человека. Как в рамках общего личностного развития -«характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению», так и в плане способности к свободному, творческому созиданию [89].

Ответ на вопрос о природе достоинства человека преимущественно отражает одну из двух базовых философских предпосылок о природе бытия (и человека) как такового. Согласно идеалистической посылке - источник достоинства - в некой внесоциальной (божественной, природной, «собственно человеческой») сущности личности, согласно материалистической - достоинство зародилось и развивается в связи с развитием общественного производства и социальных отношений вообще и развитием общественного сознания и самосознания в частности. [110, 129; 112, 144; 109, 59-60; 45, 12]. Однако, какова бы ни была истинная природа достоинства, содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человека определяется, в конечном счете, характером общественных отношений. А значит и критерии признаваемой обществом ценности человека изменяются в процессе исторического развития. Таким образом, объективный критерий достоинства приобретает на различных исторических этапах различное содержание.

Проанализируем с какими основными философскими концепциями связывали философы понятия «достоинства» и «чувство собственного достоинства». По аналогии с поиском первооснов физического мира, первыми вопросами, интересовавшими философов в связи с проблемой достоинства, были вопросы о природе человеческого достоинства, однако практически сразу же из чисто гносеологической проблемы она превращается в этико-философскую. Так античные философы исследуют проблему достоинства в контексте поиска человеком своего «arete» (apexfj), то есть «особой активности вещей и существ в соответствии со своим предназначением» [65, 270].

Программа эмпирического исследования

В соответствии с целью, задачами исследования, а также сформулированными на основании теоретического анализа гипотезами о психологической специфике, структуре и личностной феноменологии «чувства собственного достоинства» была построена следующая схема исследования, состоящая из четырех основных этапов:

1 этап - Изучение имплицитных представлений современников о феномене «чувство собственного достоинства» (характерных личностных особенностях и типичном поведении людей, его проявляющих) - реализующий (2) задачу исследования.

Имплицитные представления о феномене и связанных с ним структурах исследовались при помощи психосемантических методов и ряда проективных методов («незаконченные предложения», «незаконченный рассказ», «цветовой тест отношений»). Первичная обработка проводилась методом контент-анализа на основании «ключей типичных ответов», составленных нами по результатам пилотажного исследования. Предварительно проводилась экспертная оценка данных «ключей».

2 этап - Изучение особенностей оценки и самооценки данного феномена, а также выявление наиболее тесно связанных с ним психологических характеристик личности, в соответствии с (4) задачей исследования.

Самооценка «чувства собственного достоинства» фиксировалась методами графической шкальной оценки Дембо-Рубинштейна и психосемантическим методом «Семантические поля». Для внешней оценки использовался метод групповой оценки личности. Выявление психологических структур, наиболее тесно связанных с «чувством собственного достоинства», потребовало корреляционного анализа самооценки феномена и данных стандартизированных личностных опросников на структуру самосознания, характерологические и мотивационные особенности личности.

3 этап - Эмпирическая проверка структуры «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции. Согласно нашему предположению данный феномен содержит когнитивную, эмоционально-ценностную и конативную составляющие. Когнитивный компонент (осознание безусловности ценности человека) связан с уровнем развития морального сознания личности. Эмоциональный (переживание собственной ценности как безусловной) связан с особенностями эмоционально-ценностного отношения к себе. Конативный (реализация в поступках отношения к себе и к другому как к безусловной ценности) предполагает развитость волевой сферы личности.

Проверка данного предположения гипотезы осуществляется через сравнение группы испытуемых, с высокими показателями по каждой из данных сфер личности, с группой, показавшей низкие результаты, по параметрам самооценки и оценки «чувства собственного достоинства», а также по характеристикам, тесно связанным с данным феноменом: локусу контроля, отражающему уровень внутренней ответственности личности; особенностям смысложизненных ориентации; мотивацией на самоактуализацию. Моральное сознание изучалось методом гипотетических моральных дилемм; эмоционально-ценностное отношение к себе при помощи цветового теста отношений и опросника самоотношения; регуляторно-волевая сфера личности при помощи опросника на настойчивость. Настоящий и следующий этапы реализуют последнюю (5) задачу данного эмпирического исследования.

4 этап - Эмпирическое исследование специфики «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания. Согласно нашему предположению данный феномен выполняет функцию саморегуляции поведения личности в соответствии с мерой (уровнем) осознания человеческого достоинства -безусловности человеческой ценности и переживанием собственной ценности как безусловной. Осознание безусловности ценности человека изменяется со сменой уровня морального сознания, переживание собственной ценности как безусловной отражается в субъективной значимости ценности самоуважения.

Эмоциональное отношение к феномену «чувство собственного достоинства» и его носителю

Согласно результатам эмпирического исследования имплицитные представления о «чувстве собственного достоинства» отражают положительное эмоциональное отношение к данному феномену и его носителю. Уже в рамках пилотажного исследования, была замечена тенденция описывать человека с чувством собственного достоинства как носителя положительных свойств, а человека без чувства собственного достоинства, как носителя отрицательных качеств. Данный результат хорошо согласуется с известным феноменом гала-эффекта, опосредствующим социальное восприятие [16], а также с особенностями формирования стереотипов на основе имплицитных представлений. То есть мы можем сделать вывод о положительном личностном смысле феномена «чувство собственного достоинства».

Результаты основного эмпирического исследования подтвердили данную гипотезу статистически. Так, общее количество ответов, описывающих носителя чувства собственного достоинства при помощи эмоционально негативных эпитетов (или отрицательных качеств характера), и наоборот, приписанных человеку без чувства собственного достоинства положительных качеств не превысило 2,7% от общего количества ответов.

Интересен анализ того, какие же категории (и какими испытуемыми) оцениваются как «слабые стороны» человека с чувством собственного достоинства и как «сильные» - человека без чувства собственного достоинства. Это помогло бы нам объяснить редко (не более 0,5%), но встречающийся феномен резкого негативного отношения к феномену «чувство собственного достоинства», осознанное отрицание наличия данного качества у себя и позицию отвержения его носителей. Согласно результатам такого анализа:

1. Наиболее резкое эмоциональное отторжение данного феномена вызывала его субъективная идентификация с понятием «гордыни» - в противоположность «смирению» («скромности», «христианской позиции», «нирване»). Такое понимание, как правило, приводило к обратному проявлению гало-эффекта: приписыванию позитивных качеств «человеку без чувства собственного достоинства» и негативных его носителю. В более мягкой форме данная тенденция проявлялась в комментариях испытуемых, фиксирующих «чрезмерное чувство собственного достоинства» как негативное явление, в частности как проявление той же гордыни.

2. Наибольшее количество негативных отзывов о человеке с развитым чувством собственного достоинства (0,9% из 2,7%) были связаны с областью межличностных отношений. Такому человеку могли приписывать «высокомерие», «снобизм», «надменность», «сухость», «нетерпимость», «черствость». Любопытен, однако, тот факт, что приписываемые в таком случае его антагонисту, противоположные качества звучали с негативным эмоциональным оттенком: «избыток альтруизма», «жертвенность», «желание терпеть унижения», «излишнее смирение». Таким образом, даже в этом случае субъективно более привлекательным оказывался, с точки зрения отношения к другим людям, носитель чувства собственного достоинства.

3. Наибольшее количество положительных качеств, приписываемых человеку «без чувства собственного достоинства» связаны с его интеллектуальными качествами (особенно в зоне социального интеллекта). Ему приписывают такие качества как «хитрость», «проницательность», «ловкость», «ум». Носителя чувства собственного достоинства в таком случае определяют как «прямолинейного», «простодушного», «наивного», «бесхитростного», «ригидного», «недалекого», «глупого». Однако в подавляющем большинстве случаев (80% из выбравших данную категорию для описания чувства собственного достоинства) «ум», «интеллект», «образованность» и «культурность» приписывались носителю чувства собственного достоинства, а «глупость», «недалекость», «тупость» - его антагонисту. Наиболее резкое негативное отношение к интеллектуальным способностям носителя чувства собственного достоинства было продемонстрировано среди менеджеров.

Вывод о тенденции позитивного отношения к феномену чувства собственного достоинства подтверждается также данными методики «Цветовой тест отношения», выявляющей эмоциональное отношение к понятию «чувство собственного достоинства» и связанным с ним критериям. Анализ отношения к самому феномену показал, что 85% испытуемых связывают чувство собственного достоинства с позитивными эмоциями. Феномен ассоциировался ими с цветами, ранг предпочтения которых был не ниже четвертого (из восьми). Большинство (32%) выбирали цвет, находящийся на 2 ранге предпочтения, 16% выбрали наиболее предпочитаемый цвет. Чаще всего (35%) данный феномен ассоциировался с синим цветом. По таблице Люшера синий цвет отражает -«покой», «удовлетворение», «уравновешенность», «стремление к глубокому личностному общению» [135, 97]. Кроме того, данное понятие нередко связывали с красным («активность») и желтым («надежда», «оптимизм») цветами.