Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Белан Елена Альбертовна

Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства
<
Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белан Елена Альбертовна. Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Краснодар, 2006 247 с. РГБ ОД, 61:06-19/194

Содержание к диссертации

Введение

1. ПРОБЛЕМА СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 12

1.1. Понятие ситуации. Проблема субъективного в ситуации -трудная жизненная ситуация 12

1.2. Образ ситуации музыкального исполнительства и его основные характеристики 28

1.3. Феномен сценического волнения и его структура 54

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАНИЯ 60

2.1. Проблемы изучения совладающего поведения в современной психологии 60

2.2. Потенциальные модели совладания, включённые во взаимодействие субъекта с ситуацией 76

2.3. Совладающие стратегии в музыкальном исполнительстве 83

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 89

3.1. Организация исследования 89

3.2. Методы исследования 100

4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 111

4.1. Образ ситуации музыкального исполнительства и его составляющие 111

4.2. Исследование самоотчётов о сценических состояниях 121

4.3. Качественные характеристики проявления сценического волнения. Структурный компонент 132

4.4. Качественные характеристики проявления сценического волнения. Динамический компонент 137

4.5. Стратегии совладания с состояниями сценического дискомфорта 143

4.6. Образ ситуации, волнение и совладание как компоненты осуществления личностью музыкально-исполнительской деятельности 159

4.7. Функционирование контура активности при осуществлении личностью музыкально-исполнительской деятельности 185

4.8. Изменение индивидуальных моделей сценического поведения с помощью психокоррекционной работы 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 204

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 211

ПРИЛОЖЕНИЯ 221

Введение к работе

Множественность вариантов взаимодействия личности как субъекта деятельности с действительностью определяет необходимость изучения личности в конкретных измерениях её бытия, в том числе и в специфическом эстетическом измерении. В конце двадцатого века обозначилась тенденция упрощённого формализованного подхода к художественно-эстетической сути человеческого бытия. Снижение внимания к данным характеристикам сущности личности примитивизирует личностные структуры, ограничивая возможности её полноценного развития.

Представляемая работа посвящена изучению активности личности в специфической части её бытия, которой является музыкально-исполнительская деятельность.

Анализ музыкально-исполнительской деятельности как специфического измерения бытия субъекта позволяет увидеть качественную особенность жизнедеятельности личности, которая может быть раскрыта только в соизмеримости с высшей субъектпостыо в понимании С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой и др. Таковой особенностью является наличие художественных, нравственных и духовных оснований в процессе осуществления личностью любой артистической, в том числе и музыкально-исполнительской деятельности.

Актуальность. Во второй половине XX века в работах философов, искусствоведов и музыкальных критиков всё чаще стали появляться рассуждения о снижении качественного уровня творческих видов деятельности, в том числе и музыкального исполнительства. Исследуя причины этого явления, специалисты отмечают многие факторы, среди которых приоритетное положение занимает снижение нравственных и общеэстетических идеалов в современном обществе. К показателям снижения качественного уровня музыкального исполнительства специалисты относят повышенное внимание к внешним атрибутам исполнения музыки в ущерб собственно музыкальности;

преимущество ремесленнических установок у исполнителей над общехудожественными и т.п. (М. Арановский, Л. Баренбойм, Г. Коган, В. Зак, В. Ме-душевский, И. Набок, Г. Нейгауз, А. Онеггер, В. Холопова и др.).

Не менее важным является личностное и духовное развитие музыканта, которое операционально связано, в том числе, и с эмоциональным состоянием исполнителя во время концертирования.

В музыкальном исполнительстве академической традиции известна такая проблема как деструктивное сценическое волнение, в большинстве случаев негативно влияющее на одну из значимых характеристик - эмоционально-художественный уровень исполнения музыки.

Музыканты разрешают проблему совладания с деструктивным сценическим волнением различным образом. Несмотря на то, что в специальной литературе (Л. Бочкарёв, В. Петрушин и др.) существуют рекомендации по преодолению таких сценических состояний, их применимость в ряде конкретных случаев ограничена, а эффективность предлагаемых стратегий, - если в качестве индикатора рассматривать повышение качественного эмоционально-художественного уровня исполнения музыкального произведения, -невелика.

Таким образом, между организацией активности личности, вовлечённой в музыкальную деятельность, и специфической ситуацией музыкального исполнительства наблюдается определённое несоответствие. С одной стороны, всеми музыкантами признаётся существование феномена сценического волнения, особенно в его деструктивной форме. С другой же стороны, слабо разработаны проблемы, связанные с совладанием. Непродуктивное совлада-ние со сценическим волнением и возникающий вследствие этого рост психической напряженности могут вызвать снижение интереса личности к творческой активности, вне которой невозможна полноценная музыкально-исполнительская деятельность.

Объект исследования: психическое состояние музыканта-исполнителя в ситуации сценического выступления.

Предмет исследования: состояние сценического волнения и способы совладания с ним музыканта-исполнителя в ситуации сценического выступления.

Цель: выявить, исследовать и концептуализировать качественные характеристики феномена сценического волнения как психического состояния, порождаемого образом ситуации в сознании исполнителя, и совладающего поведения как формы активности личности.

Гипотезы:

1. Феномен сценического волнения реализуется через различные психические состояния, обусловленные субъективным образом ситуации сценического выступления в сознании музыканта-исполнителя.

2. Совладающие стратегии, обычно рекомендуемые музыкантам в ситуации сценического волнения, не учитывают вариативность психических состояний исполнителя, поэтому их эффективность значительно снижена.

Теоретические задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам музыкального исполнительства как жизненной ситуации и совладающего поведения личности.

2. Выявить переменные субъективного образа ситуации музыкального исполнительства и дать их психологическую характеристику.

3. Выявить и обосновать структурные и динамические составляющие феномена сценического волнения и провести психологический анализ феномена сценического волнения с точки зрения его детерминации образом ситуации музыкального исполнительства.

4. Теоретически описать и проанализировать особенности совладания личности с возникающими трудностями в ситуации сценического выступления в контексте осуществления личностью музыкально-исполнительской деятельности.

Эмпирические задачи:

1. Разработать программу эмпирического исследования феномена сценического волнения и совладания с ним в ситуации музыкального исполнительства.

2. Исследовать особенности проявления показателей феномена сценического волнения и совладающего поведения в ситуации музыкального исполнительства в сравнении двух выборок испытуемых: детей и взрослых музыкантов, находящихся на разных этапах овладения музыкально-исполнительской деятельностью.

3. Выполнить обработку, анализ и интерпретацию эмпирического материала.

4. Выявить психологические основания овладения музыкантами-исполнителями наиболее эффективными способами совладания и осуществить проверку экологической валидности теоретических выводов о возможности психологической коррекции состояний сценического дискомфорта.

Методологические и теоретические основы исследования: общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн и др.); основные принципы и положения субъектного, динамического и ситуационистского подходов, постулирующих пристрастное, активное отношение субъекта к ситуациям действительности (К. Левин, Л. Фестингер, К.А. Абульханова, P.M. Грановская, Ф.Е. Василюк, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Л. Росс, Р. Нисбет), концепция отражённой субъектности (В.А. Петровский). При анализе теоретических и практических проблем исследования мы опирались на основные положения теории музыкальной психологии, психологии музыкального восприятия, теории семантических смыслов музыкальной интонации (Л.Л. Бочкарёв, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко, Б.В. Асафьев, Е. Назайкинский, Г.М. Цыпин); психологии образа (С.Д. Смирнов); теории совладающего поведения (Р. Лазарус, М. Шварцер); отечественного подхода к психологическому совладанию с трудными ситуациями (В.А. Бодров, Л. Китаев-Смык, P.M. Грановская, И.Е. Никольская, А.Н. Дёмин), концепции надситуативной активности (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский).

Методы:

- метод теоретического анализа,

- метод наблюдения,

- метод свободной беседы,

- метод незаконченных предложений,

- методы статистической обработки данных: методы описательной статистики, критерий %2, критерий ф Фишера, критерий «ф» ассоциации Пирсона, ранговых корреляций Спирмена.

Этапы исследования:

- на первом этапе проходило изучение теоретических положений психологии ситуации, активности личности в ситуации, совладающего поведения личности, специфики музыкально-исполнительской деятельности;

- на втором этапе исследовались и типологизировались переменные образа ситуации музыкального исполнительства;

- на третьем этапе были описаны формы проявления сценического волнения, исходя из самоотчётов исполнителей о переживаемых ими сценических состояниях;

- на четвёртом этапе исследовались типичные стратегии совладания, применяемые в музыкальном исполнительстве. При этом информация, полученная из самоотчётов исполнителей, соотносилась с принятыми в психологии на сегодняшний день типологиями копинг-стратегий;

- на пятом этапе проводился анализ взаимозависимостей образа ситуации, сценического волнения и совладания с ним, устанавливались характеристики функционирования личностной регуляции музыкантов в ситуации концертирования;

- на шестом этапе проводилась индивидуальная коррекционная работа с детьми, направленная на совладание с дискомфортными сценическими состояниями;

- на седьмом этапе проводилась количественная и качественная обработка данных эмпирического исследования, анализ и оценка результатов психокоррекционной работы.

База исследования: дети, занимающиеся на музыкальных отделениях школ искусств г. Краснодара №№ 2, 4, 7, 10, 11 и в музыкальных студиях при общеобразовательных школах №№ 22, 49, 60, 73, 97, 100; участники фестиваля «Кубанский казачок-2003», конкурсов фортепианного исполнительства среди учащихся городских школ искусств (Краснодар, 2003), эстрадной песни среди учащихся общеобразовательных школ г. Краснодара (2002); городского конкурса хорового и сольного пения (Краснодар, 2003); взрослые музыканты: студенты и преподаватели Астраханской государственной консерватории, преподаватели краснодарских школ искусств №№ 2, 7, 10, 11, Межшкольного эстетического центра; а также воспоминания и высказывания ряда известных музыкантов-исполнителей (прошлого и сегодняшних дней).

Всего в исследовании приняли участие 156 человек: из них 83 - дети-музыканты в возрасте 10-16 лет и взрослые музыканты (42 человека - преподаватели-инструменталисты краснодарских школ искусств в возрасте 25-53 года, 31 человек - студенты и преподаватели Астраханской консерватории в возрасте 20-49 лет).

Надёжность и достоверность результатов и выводов обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями; соответствием организации исследования его целям, задачам, логике исследуемой проблематики; максимально объективной организацией наблюдения; учётом различных вариантов качественного анализа данных, адекватностью методов статистической обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен сценического волнения порождается субъективным образом ситуации музыкального исполнительства, представляющим собой комплекс значимых для каждого конкретного исполнителя переменных.

2. Феномен сценического волнения основан на различных психологических механизмах переживания неравновесных эмоциональных состояний, имеющих собственную динамику, феноменологию и разные формы проявления, наиболее общими из которых являются сценический дискомфорт и сценический комфорт.

3. Несоответствие механизмов совладания психологическим характеристикам переживаемых исполнителем дискомфортных сценических состояний существенно ограничивает его потенциал совладания, что вызывает нарушения функционирования личности в деятельности.

4. Преобразование дискомфортного сценического состояния в комфортное может быть эффективным при выполнении следующих условий:

-овладение музыкантами-исполнителями приёмами совладания, механизм которых соответствует характеристикам сценического дискомфорта;

- положительная когнитивная переоценка исполнителем эмоциогенных переменных ситуации концертирования, следствием которой оказывается позитивный субъективный образ ситуации публичного выступления.

5. Психическое состояние сценического комфорта восстанавливает полноценное функционирование активности исполнителя и обеспечивает максимальную сохранность художественно-эмоционального уровня музыкально-исполнительской деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость:

- выявлены составляющие субъективного образа ситуации сценического выступления и установлена степень их влияния на показатели сценического волнения исполнителя;

- получены данные о динамике изменений отдельных показателей феномена сценического волнения и предпочтения отдельных стратегий совладания в процессе овладения личностью музыкально-исполнительской деятельностью;

- описаны нарушения функционирования личностной регуляции музыкантов-исполнителей, обусловленные несоответствием механизмов ис пользуемых ими стратегий совладания и характера переживаемого дискомфортного состояния сценического волнения;

- определены наиболее эффективные стратегии совладания с феноменом сценического волнения с точки зрения полноценного музыкального исполнительства и положительного эмоционального состояния удовлетворённости выступлением у исполнителя;

- на основе результатов исследования разработана схема программы психокоррекционной работы с музыкантами-исполнителями, переживающими состояния сценического дискомфорта.

Практическая значимость:

- на основе понимания выявленных показателей организации и функционирования ситуации сценического выступления музыкантам-исполнителям становятся доступны новые способы регуляции эмоционального сценического состояния;

- предложенный подход к интерпретации возникновения сценического волнения даёт возможность корректировать состояние исполнителя на сцене в сторону снижения влияния травмирующих факторов и одновременного повышения эмоционально-художественного уровня музыкального выступления, что способствует переживанию положительных эмоциональных состояний в ситуации концертирования;

- теоретические разработки и практические выводы могут быть использованы в качестве материала для пособий в структуре подготовки музыкантов-исполнителей;

- разработанные теоретические модели могут быть использованы в качестве основы для составления программ психологической подготовки музыкантов к ситуации сценического выступления.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались:

- на аспирантских методологических семинарах кафедры общей психологии и психологии личности и кафедры социальной психологии и социологии управления КубГУ;

- на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Личность и бытие» (Краснодар, 2002, 2003 гг.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (Тамбов, 2003); «Педагогическая практика - региону» (Ставрополь, 2004); «Психологическое обеспечение сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2004); «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов» (Тихорецк, 2004); «Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования» (Краснодар, 2004);

- на международных конгрессах: «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2003, 2004), «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (кратковременные и долговременные горизонты)» (Москва-Кострома, 2003), «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (Москва-Кострома, 2004).

На основе материалов исследования издано учебное пособие «Психологические составляющие феномена сценического волнения» для музыкальных школ (Краснодар, КУМЦ, 2003), пособие «Психология совладающего поведения» (Краснодар, КубГУ, 2004).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс в детской школе искусств №11 г. Краснодара.

Материалы исследования используются в учебных курсах «Социальная психология» и «Психология управления», читаемых автором на факультете педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского госуниверситета.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 220 страницах, содержит 37 рисунков и 30 таблиц. Библиографический список содержит 142 наименования.

Понятие ситуации. Проблема субъективного в ситуации -трудная жизненная ситуация

Человек на своём жизненном пути постоянно осуществляет взаимодействие с различного рода ситуациями. В психологии традиционно обнаруживаются два полюса в отношении влияния ситуационных характеристик на поведение человека:

1) первичность ответственности субъекта, игнорирование ситуационных переменных;

2) определяющее влияние ситуации.

Ситуационный анализ, согласно рассуждениям С.К. Нартовой-Бочавср, очень важен для науки в целом, потому что является укреплением позиций идеографического подхода, ориентированного не на общее и постоянное в личности, а на особенное и изменчивое, присущее конкретному человеку в определённых условиях [84, с. 178]. С.К. Нартова-Бочавер понимает психологическую ситуацию как единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности. Также, ситуация - это психологические «окрестности» события внутреннего мира, содержащего сложный клубок намерений и притязаний субъекта, детерминированного его предшествующим поведением и обращенного в будущее посредством предъявления новых требований к субъекту и ситуации. [84, с. 169-178].

Л.Ф. Бурлачук, ЕЛО. Коржова определяют ситуацию как естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлечёнными в неё людьми, местом действия, сущностью деятельности [25].

Е.Ю. Коржова представляет жизненные ситуации в качестве фрагмента среды, то есть, внешних объективных обстоятельств жизнедеятель ности, с которыми непосредственно контактирует человек. Любая жизненная ситуация может быть представлена как социальная, поскольку в индивидуальном бытии человека неизбежно осуществляется учёт бытия других людей, что, в свою очередь, является обоснованием социальной природы любой жизненной ситуации, где изменения в жизни (в широком смысле) индивида влекут изменения и во взаимодействиях людей [61].

В своих работах М. Шериф [132] подчёркивает важность и ценность учёта ситуационных переменных для объяснения поведения индивида. Ситуации изменчивы. По отношению к индивиду они выступают как внешние объекты, внешнее воздействие. Шериф различает ситуации по главенствующему стимулу воздействия, обозначая два типа стимулов:

1) другие люди;

2) культуральные стимулы.

В качестве основных характеристик ситуаций М. Аргайл [10, с. 178— 188] называет следующие:

1) каждый базисный тип социальной ситуации имеет характерный репертуар элементов; эти элементы могут быть выведены из целей ситуации;

2) все ситуации предполагают набор правил, которые и управляют ситуацией;

3) ситуации имеют характерные последовательности элементов;

4) в ситуациях заключены схемы поведения, набор разных ролей;

5) каждая социальная ситуация представляет определённые трудности; необходимы конкретные социальные навыки, чтобы справиться с ними.

А.В. Филипов и СВ. Ковалёв [117, с. 14-21] трактуют понятие ситуации как описывающее субъектную, личностно и деятелыюстно опосредуемую концептуализацию объективных взаимодействий человека со средой его жизнедеятельности. При этом они уточняют, что понимание ситуации как системы не отражает всеобъемлющего содержания ситуации, а представляет частный вариант, поскольку взаимодействующие объекты внутри ситуации могут находиться в противоречии (что, по мнению авторов, не свойственно системе). Так же в ситуации велика роль случайного, что не является признаком системы. В связи с этим, А.В. Филипов и СВ. Ковалёв различают следующие типы ситуаций:

1) ситуации-системы;

2) ситуации с противоречиями между элементами;

3) ситуации с преобладанием случайных связей между элементами.

В определении ситуаций не установлено чёткой иерархии. Так, в литературе встречаются понятия: социальная, жизненная [25], конфликтная [42], критическая [27], трудная [78], эмоциогенная [119], фрустрирующая [87], стрессовая, стрессогенная, значимая и т.п.

Проблемы изучения совладающего поведения в современной психологии

Во второй половине XX века исследователи обратили внимание на явления в поведении человека, которое было названо "копинг" (coping - совла-дание). Теоретические парадигмы изучения копинга весьма разнообразны и мобильны, поскольку находятся в стадии разработки. В силу важности для жизненной активности личности явление копинга требует углубленного исследования. На данном этапе изучение копинга продуцирует больше вопросов, нежели ответов и представляет собой сферу возможностей для научного поиска.

Согласно мнению многих авторов, в частности, Р. Лазаруса, человек проявляет копинг-поведение в ситуациях, которые выходят за рамки обычных и требуют от индивида напряжения его эмоциональных и волевых ресурсов. Р. Лазарус и С. Фолкман определяют копинг как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» (цит. по: [32]). Таким образом, под копингом подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки устранить напряжение вызванное рассогласованием структуры взаимодействия «человек-ситуация».

В поведении субъекта А. Маслоу [72, с. 116-128] выделяет копинг-составляющие, которые, по его мнению, отвечают за полезность, адаптивность, функциональность и целеустремлённость поведения. Учёный определяет копинг-поведение как «полезное», противопоставляя такое поведение экспрессивному, «бесполезному». Сам термин копинг, введённый Maslow, Mittelman в 1951 г., «предполагает попытку решить проблему, или, по меньшей мере, заняться ею». В.А. Абабков и М. Перре определяют копинг в самом общем плане как адаптивное поведение [1].

Копинг - явление многоуровневое и в его характеристику входят такие компоненты как: личностные особенности индивида (познавательные способности, эмоциональный склад, локус контроля, свойства темперамента); качественные показатели ситуации (уровень стрессогенности; продолжительность и место действия, повторяемость и др.); оценка ситуации индивидом (личностное восприятие) [139].

Психологическое предназначение копинг-поведения состоит в обеспечении максимальной адаптации человека к требованиям ситуации. Копинг-поведение является индивидуальным способом взаимодействия человека с трудной ситуацией. Данное взаимодействие детерминируется логикой ситуации, значимостью её для человека, системой жизненного опыта поведения человека в подобных ситуациях, когнитивными, волевыми, личностными возможностями человека, его способностью к совладанию и др. Требования трудной ситуации подвергают человека испытанию. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей.

Moss и Schaefer определяют следующие адаптивные задачи, возникающие перед человеком в трудной ситуации:

1) установить смысл ситуации, определить её смысл для себя;

2) попытаться противостоять требованиям ситуации;

3) поддерживать отношения с теми людьми, которые могут оказать реальное содействие в решении проблем;

4) управлять негативными чувствами, сохранять эмоциональный баланс;

5) сохранять и поддерживать образ себя, социальную идентичность, уверенность в себе. Специфические стратегии совладания могут быть оценены с позиции степени удовлетворения этим общим адаптивным задачам (цит. по [79]).

Неверно рассматривать копинг только как отдельное действие, поскольку в структуру копинг-поведения вовлечены различные реакции, которые оказываются взаимообратимыми и являются следствием взаимного влияния человека и окружающей среды. Именно поэтому копинг объединяет в себе познавательные и поведенческие проявления, которые человек использует для того, чтобы сделать стрессор более управляемым или терпимым [138].

Организация исследования

Модель взаимодействия «субъект- ситуация» в рамках настоящего исследования принята за базовую модель, поскольку предполагает изучение активности личности в ситуации. При этом субъект выступает как формообразующий центр активности данной системы. Система находится в относительно равновесном состоянии, когда личностные и ситуационные переменные сбалансированы (например, в повседневности).

Если ситуационные переменные воспринимаются субъектом как предъявляющие требования, превышающие его обычный адаптивный потенциал, то обозначенная система переходит в неравновесное состояние. Переживание субъектом «давления ситуации» вызывает повышение эмоционального и психического напряжения субъекта. Для устранения возникшего рассогласования субъект применяет совладающее поведение.

В настоящей работе обозначенная модель взаимодействия «субъект -ситуация» в её неравновесном варианте соотнесена с деятельностью музыканта в значимой для него ситуации сценического выступления.

Поскольку в ситуации концертного выступления музыкант переживает психическое и эмоциональное напряжение, выходящее за пределы обыденности, ситуация сценического выступления для исполнителя академической традиции может рассматриваться как трудная (особая) жизненная ситуация. Это обусловливает высокую вероятность возникновения сценического волнения у исполнителя и актуализацию у него совладающего поведения.

При этом сценическое волнение будет выступать как индикатор неравновесного состояния системы, что предопределяет осуществление музыкантом-исполнителем копинг-поведения.

Таким образом, в нашем исследовании рассматривается неравновесный вариант системы взаимодействия «субъект - ситуация», основными характеристиками которой выступают: - субъективный образ ситуации как комплекс эмоциогенных переменныхвне зависимости от модальности (положительной или отрицательной) возникающих у исполнителя состояний;

- феномен сценического волнения как проявление неравновесного психического состояния субъекта (позитивного или негативного);

- совладающее поведение как способ регуляции психического состояния, главной функцией которого является устранение или, по крайней мере, уменьшение возникшего рассогласования (в идеале - достижение состояний сценического комфорта).

В обозначенном контексте особую важность приобретает вопрос о критериях, по которым тот или иной исполнитель избирает в качестве совла-дающей ту или иную стратегию.

Мы предполагаем, что выбор стратегии диктуется устоявшимися нормами сценического исполнения музыки в большей степени и в меньшей степени анализом собственного сценического состояния и причин его вызывающих.

Таким образом, феномен сценического волнения должен рассматриваться в совокупности со стратегиями совладания с ним, прежде всего исходя из ситуационных параметров, взаимодействия субъекта и ситуации, а также проецирования ситуации в субъективную реальность исполнителя и видоизменение её реальных параметров.

Одним из важнейших для нашего исследования является вопрос, как организуется активность личности в ситуации сценического выступления. Исследование и анализ процессов организации личностной активности осуществлялись в соответствии с моделью контура активности личности, предложенной К.А. Абульхановой [2].

Согласно рассуждениям К.А. Абульхановой, успешная деятельность личности обуславливается особой организацией её активности. В соответствии с мнением К.А. Абульхановой, активность - это функционально-динамическое качество личности - такой способ самовыражения, при кото 91 ром обеспечивается целостность, сохраняется автономность личности и достигается её субъектность. Ответственность, сочетающаяся с инициативой, позволяет личности самой строить целостный контур деятельности. [2, с. 46, 206]. К.А. Абульхановой разработана модель контура активности личности.

Формула контура активности [2] выражается тремя взаимосвязанными компонентами, которые К.А. Абульханова определяет как притязания, саморегуляция, удовлетворенность.