Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феноменология субъективных миров инвалидов Шульмин Максим Петрович

Феноменология субъективных миров инвалидов
<
Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов Феноменология субъективных миров инвалидов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шульмин Максим Петрович. Феноменология субъективных миров инвалидов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Шульман Максим Петрович; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2009.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/274

Содержание к диссертации

Введение

1. Субъективный мир инвалидов и методология его познания 10

1.1 . Субъективный мир как объект психологического познания 10

1.2. Методологические принципы в изучении субъективного мира человека 20

1.3. Психологические паттерны субъективного мира человека 39

1.3.1. Ценностно-смысловая позиция 39

1.3.2. Эмоциональная настроенность 55

1.3.3. Стратегии совладания с жизненными трудностями 68

1.3.4. Система «Я» - идентификаций личности 74

2. Методология и методы исследования субъективных миров инвалидов 83

2.1. Методологическое основание исследования 83

2.2. Процедура исследования и описание выборки респондентов 87

2.3. Методы исследования 88

3. Феноменология структуры, взаимосвязь ее основных компонентов и транскоммуникативный потенциал субъективных миров инвалидов 97

3.1. Феноменология структуры субъективных миров инвалидов 97

3.2. Взаимосвязь основных компонентов структуры субъективных миров инвалидов 98

3.3. Типологизация субъективных миров инвалидов 105

3.4. Определение транскоммуникативного потенциала субъективных миров инвалидов 112

3.5. Закономерности трансформации субъективных миров инвалидов 119

3.6. Сферы жизнедеятельности и потребности инвалидов, с реализацией которых связан положительньш вектор трансформации их субъективных миров 125

3.7. Практические рекомендации по организации психологической поддержки и личностному росту инвалидов 129

4. Интерпретация результатов исследования субъективных миров инвалидов в свете теории транскоммуникации 134

Заключение 137

Литература 146

Приложение 1. Анкета возможностей и ограничений 156

Приложение 2. Опросник СМИ 157

Приложение 3. Опросник ВОЗ 167

Приложение 4. Смысловые категории переживания инвалидами и здоровыми

респондентами своих возможностей и ограничений 178

Приложение 5. Статистически достоверные различия в структуре

субъективных миров инвалидов 181

Приложение 6. Статистически достоверные различия в структуре

субъективных миров здоровых респондентов 191

Введение к работе

Актуальность проблемы и ее научная разработка

В настоящее время в России инвалидов принято относить к слоям населения, нуждающихся в социальной защите [57]. И этот культурный стереотип инвалида как человека зависимого от окружающих глубоко входит в его субъективный мир, тем самым, создавая внутреннее противоречие. Противоречие заключается в расхождении желания инвалидов быть равноценными участниками общественной жизни и одновременно передать ответственность за решение жизненных трудностей социальному окружению. Другой пример жизни некоторых из инвалидов показывает, что быть равноценным членом общества - это вполне достижимая цель при условиях самостоятельного принятия жизненно важных решений и приложения собственных усилий для их осуществления. В ходе семилетней психологической работы с российскими инвалидами было отмечено разное понимание ими собственной жизни [135]. Некоторые из них понимают жизнь как ограниченную в возможностях, другие как пространство потенциальных ресурсов, которое необходимо обживать.

Естественно, возникает вопрос: «Почему феноменология субъективных миров инвалидов исследуется с позиций общей психологии, а не клинической и коррекционной»? Ответ очевиден, феноменология предваряет любое членение описываемой реальности на какие бы то не было классы (здоровье — болезнь, норма -патология и т.д.). это является одним из основных принципов феноменологического исследования — принцип «эпохе». Феноменология способствует пониманию общечеловеческих инвариант психической жизни за спецификой их феноменальных проявлений. Под вопросом остается удельный вес специфики, вносимой наличием физического или интеллектуального дефектов в общественную жизнь человека.

Э.В. Ильенков, обращаясь к А.В. Суворову, пишет: «Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их — больше она не делает ничего"» [115. С. 12].

А.В. Суворов отвечает: «Да, слепоглухота не создает особых "слепоглухих" проблем, но это не значит, что она не имеет вообще никакой специфики по сравнению с другими ситуациями, в которых людям приходится жить, как экстремальными, так и нормальными. Специфика есть, и принципиальная. Да, нет таких проблем, которые стояли бы только перед слепоглухими и ни перед кем больше. Но всеобщие, общечеловеческие проблемы встают в ситуации слепоглухоты принципиально иначе, не так, как у здоровых,

а именно: предельно остро, предельно болезненно и потому - предельно "чисто", т. е. четко, обнажено -ясно» [115. С. 12-13].

Представления слепоглухих во многом могут быть не такими, как у зрячсслышащих, но не в силу практически полного отсутствия сколько-нибудь цельной картины мира, а в силу более четкого, точного, острого осознания своего положения в этом мире.

Лев Семенович Выготский утверждает, что проблема детской дефективности - это социальная проблема. Для» ее решения необходима конвергенция биологического и социального путей развития ребенка с физическим или интеллектуальным дефектом. Прежде всего, в ребенке с дефектом нужно видеть человека [25].

Общая идея А.Н. Леонтьева, воплощенная И.А. Соколянским в его методе воспитания слепоглухонемых, столь же научно убедительна, как и проста- путь очеловечения не от языка и сознания, а от построения реальных человеческих отношений к действительности и возникающего на этой основе общения к овладению человеческим языком и к человеческому сознанию [108].

Суворов А.В. утверждает, что при гуманистическом подходе к проблеме образа жизни инвалидов возможен высший уровень личностной самореабилитации, на котором инвалидность выступает не только в качестве объективного ограничителя возможностей, но и в качестве стимула саморазвития личности, чтобы ограничение возможностей инвалидностью либо нейтрализовать, либо вообще снять, либо даже трансформировать: невозможно одно - тем более возможно, осуществимо другое. Например, невозможно в общении опираться на видимые и слышимые реакции партнера — тем более возможно (деваться некуда, приходится) ориентироваться в общении в основном на интуитивном уровне, не видя, не слыша, а чувствуя и не столько с помощью осязания, сколько посредством интегрированного и интегрирующего "органа чувств", который иначе как "душой" трудно назвать; чувствуя, иными словами, всем существом, всей уже прожитой жизнью, в которой интериоризирована, частично воссоздана история - жизнь человечества [116].

Современное понимание представителей общей и социальной психологии о целесообразности использования культурно — антропологического и гуманистического подходов к изучению развития личности в изменяющихся социально — экономических условиях, проблемы интеграции детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах [92], свидетельствует о возникшей необходимости обращения к исследованию субъективного мира инвалидов. Однако данная проблема остается все еще открытой и мало изученной. Актуальность этой проблемы диктовалась столетиями

жизнедеятельности инвалидов. Хотя в литературе и имеются указания на важнейшие принципы исследования субъективного мира, основательный практический анализ его компонентов отсутствует. Под вопросом остаются различия в субъективных мирах одних и других инвалидов, и по каким законам происходит их изменение, в чем особенность развития их личности в кризисных, нестабильных условиях нашей российской действительности. Настоящее исследование является результатом более чем семилетней работы автора с инвалидами, их субъективными мирами и носит не только характер академического очерка, но и прикладного исследования.

Мы обосновали выбор предмета и формулировку гипотезы исследования, ссылаясь на положение Б.Ф. Ломова о том, что деятельность и общение - это две стороны единого и целостного процесса социального бытия человека, его образа жизни [67]; опираясь на методологию, названной В.И. Кабриным транскоммуникативной, из которой следует, что самореализация человека происходит в коммуникативном пространстве. На пересечении эйдетических возможностей и ментального опыта рождается многообразие представлений, воззрений, установок, мифов, сценариев, ценностных ориентации, паттернов переживаний и многослойных динамичных партитур ментальной жизни личности в социокультурном масштабе.

Гипотеза представлена следующими допущениями:

- феноменологические различия субъективных миров инвалидов определяются
различиями в процессах транскоммуникации приобретающих особое значение в периоды
обострения личностных кризисов;

- смыслотворческий потенциал транскоммуникации позволяет объединить основные
компоненты в структуре субъективного мира дезинтегрированного переживанием
личностного кризиса.

Цель: выявление места и роли транскоммуникаций в становлении субъективного мира инвалидов.

Субъективный мир как объект психологического познания

Психология как наука отличается от других отраслей человеческого знания своей историей предметной области и спецификой метода ее познания. С давних времен человеку удавалось неявно понимать закономерности душевной жизни. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых на протяжении веков концентрировались. Однако психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца. Особенно в сложившейся ситуации наличия большого количества школ и направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. В этом случае мы наблюдаем этап становления зрелой науки, который характеризуется тем, что в ней вырабатывается единая научная парадигма. Под парадигмой понимают общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает сообществу модель постановки проблем и их решений [59].

Общая методология классической отечественной психологии включает в себя следующие принципы [58]:

окружающий нас мир материален (состоит из материи);

материя первична, а сознание вторично;

материя находится в непрерывном движении, развитии;

окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции. Специальная методология психологической науки исходит из того, что:

психика - свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;

сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

сознание - высший этап развития психики;

психика и сознание социально обусловлены.

Исходя из приведенных принципов, может показаться странным интерес психологов-практиков к изучению субъективных миров инвалидов, как предмета обще и социально- психологического исследования. Т.к. существующая парадигма не предусматривает данную тему как возможный предмет исследования. В коррекционной психологии считается достаточным исследование первичного, вторичного дефектов инвалидов и путей их компенсации [113], в клинической психологии внутренней картины болезни и явления госпитализма у людей с хроническими заболеваниями, приводящими, в том числе, и к инвалидизации [77, 96]. Однако насущность этой проблемы в реальной жизни привела к необходимости пересмотра существующих концепций.

Именно поэтому в данной главе мы рассмотрим существующие взгляды на саму суть субъективного мира человека во всем их многообразии, одновременно пытаясь составить если не полное, то хотя бы более целостное представление о природе изучаемого явления.

При этом мы ни в коем случае не пытаемся умалить достижения психологии вообще, и российской психологии в частности. За не столь большой срок своего отдельного существования от других наук она заслужила свое право называться наукой, приобретя все необходимые черты, обзаведясь методологической базой и категориальным аппаратом, является наукой о факторах, закономерностях и механизмах проявления психики. Однако, на наш взгляд, из-за общей идеологии, бытовавшей в не столь далекое от настоящего момента время, исследование некоторых тем просто не представлялось возможным вследствие отрицания существования самого предмета исследования.

По причине наличия острой необходимости освещения и изучения темы субъективных миров инвалидов, нашего личного интереса, как исследователей, и желания, если не открыть нечто новое, способное кардинально перевернуть сложившуюся научную парадигму, а собрать воедино и осветить уже имеющиеся мнения, мы приступаем к непосредственному изучению данного вопроса.

Для начала мы хотим очертить сферу определения субъективного мира, для чего обратимся к различным источникам, упоминающим данный предмет.

Субъективный мир как объект психологического познания

Отнесение субъективного мира к специфическим для человека высшим проявлениям требует соответствующей методологии. Поэтому, методологической основой исследования являются принципы гуманистической психологии. В конце 1980-х годов Дж. Роуэн в статье «Две гуманистические психологии или одна» обратил внимание на то, что и внутри гуманистической психологии можно выделить, по крайней мере, два направления, различающихся по их взгляду на образ человека. По Д.А. Леонтьеву это экзистенциальная психология и условно обозначаемая «личностно центрированная».

Согласно психологическому словарю, гуманистическая психология — направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, С. Джурард, К. Гольдштейн говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила - тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил и способностей. В личностно центрированной гуманистической психологии в качестве единицы анализа выступает отдельно взятая личность с присущими ей потенциями. И если раньше считалось, что социальные влияния больше препятствуют, чем способствуют актуализации, то в последнее время стало высказываться мнение, что другие люди являются непременным условием развития индивида, и что культура может оказывать на самоактуализацию не только ограничительное, но и позитивное влияние. Однако внешние факторы рассматриваются как условия, предпосылки развития.

Ключевое понятие в экзистенциальной психологии — понятие «существование», «экзистенции». «Экзистенция» - это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра, или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, на плечи нации, государства, общества. Ты должен сам. Главное в понятии экзистенции - это идея отсутствия предзаданности, детерминированности того, что происходит сейчас, здесь и теперь, в данный настоящий момент. Представители экзистенциальной психологии (В. Франкл, М. Бубер, П. Тиллих, Р. Мэй, И. Ялом и др.) считают, что в человеке нет никаких предзаданных сущностей, которые бы определяли, что разовьется в дальнейшем. Человек в каждый момент своей жизни сам решает, кем он будет дальше, и куда он будет развиваться. Направления развития человека определяются исключительно выборами, которые он делает. Условием самореализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемый во всей его целостности. Во взаимодействии с миром человек обретает свои сущностные характеристики. Человек с момента рождения находится в постоянном взаимодействии с миром, в котором находятся потенциальные смыслы его существования, которые он должен найти, открыть для себя. Мир несет в себе, как определенную угрозу, так позитивные возможности и альтернативы, из которых человек должен делать выбор. Поэтому внимание экзистенциальных психологов будет не столько человек сам по себе, сколько экзистенциальные проблемы, порожденные его взаимодействием с миром.

В настоящее время становится ясно, что понять человека невозможно вне обращения к его субъективному миру, который характеризует именно человеческий способ существования в мире, поскольку между ними наблюдается неразрывная связь. Поэтому, для уючнения предмета исследования послужил психолого-антропологический подход, разрабатываемый в отечественной психологии В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [109].

Содержание психологической антропологии составляет описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в пределах его жизни.

Модели, в наиболее общем виде описывающие пространство внутреннего мира человека, представлены в грудах К. Уилбера, С. Грофа, С. Всехсвятского, В. Щербакова, В. Козлова.

1. Субъективный мир человека представляет собой сложную, открытую, самоорганизующуюся систему.

2. Пространство субъективного мира человека составляют сознательные и неосознаваемые уровни психической реальности.

3. Целостность субъективного мира человека достигается по средствам коммуникации между различными его подсистемами.

4. Все состояния субъективного мира человека имеют эволюционную ценность и должны рассматриваться в контексте реальных проблем его жизнедеятельности.

5. Содержание субъективного мира человека разворачивается через феномены существования,в конкретном культурно-историческом пространстве.

Феноменология структуры субъективных миров инвалидов

Феноменологический анализ субъективных миров инвалидов позволяет утверждать, что их ценностно-смысловое содержание имеет широкую представленность, которая основывается на индивидуальном опыте вхождения инвалидом в контекст культуры. Инвалиды, переживая свои возможности, чаще понимают свою полноценность, свою не совершенность, что основа в жизни - это добиваться целей, что для того чтобы что-то достигнуть необходимо еще многому научиться (полный анализ смысловых категорий см. в приложении №4 и статье «Ценностно-смысловая позиция детей-инвалидов в контексте понимания ими собственного жизненного опыта» [135]). Они, переживая свои ограничения, чаще понимают, что у них мало возможностей, они лишены многого из того, что доступно остальным, и чтобы стремиться к своей цели необходимо что-то менять в себе и своей жизни.

Субъективные миры инвалидов отличаются от субъективных миров здоровых людей своей ценностно-смысловой спецификой и большей дифференцированностыо отношения к своим возможностям и ограничениям, т.к. состояние современной культуры дает повод разделять эти миры людей, мир инвалидов и мир здоровых. Примерами такого разделения могут выступать - отдельное существование общего и коррекционного образования, отсутствие доступной среды к институтам социального значения, строительство отдельных жилищных массивов для инвалидов рядом с учебно-производственным предприятием, существование в культуре стереотипного образа инвалида и т.д.

Здоровые респонденты, переживая свои возможности и ограничения, чаще понимают их через поляризацию смыслов «несовершенство — самосовершенствование», что концентрирует их сознание на сферу актуальных переживаний во внутреннем личностном пространстве.

Специфика эмоциональной настроенности инвалидов к переживанию жизненного опыта раскрывается следующими положениями [137]):

1) эмоциональная настроенность к пониманию жизненного опыта является общечеловеческим феноменом и характеризует открытость собственным переживаниям;

2) открытость к пониманию переживания своих возможностей у инвалидов выражается не только радостью, удовольствием, но зачастую душевной болью, страхом, тревогой и т.д., что сравнительно ниже, чем у здоровых респондентов и это может влиять на общий уровень их витальности;

3) открытость к пониманию переживания инвалидами и здоровыми респондентами своих ограничений одинаково низкая, что может препятствовать решению возникающих в их жизни проблем.

Ведущими стратегиями совладания у инвалидов с жизненными трудностями, реализации своих возможностей и преодоления ограничений являются: достижение успеха, сохранение апломба, самосохранение, активное избегание и подавление эмоций. Стратегия достижение успеха является ведущей и у здоровых респондентов, стратегии подавление эмоций и активное избегание преобладают при переживании ими своих ограничений. При переживании здоровыми респондентами собственных возможностей преобладают стратегии самопрезентации и индивидуализации.

Таким образом, общая представленность адаптивных стратегий совладания с жизненными трудностями, как у инвалидов, так и у здоровых респондентов, подтверждает эволюционную ценность содержания их субъективных миров. Феноменология субъективного мира человека, как продукт совместного его смыслотворчества с носителями современной культуры, представленными в лице значимых партнеров, науки, религии и искусства, позволяет сохранять определенность собственного существования и вести обыденный образ жизни до очередного критического периода, когда возникает возможность интроецировать новые смыслы и ценности, повышая при этом личную устойчивость за счет расширения прилагаемых усилий.