Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Барышникова Ирина Викторовна

Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии
<
Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Барышникова Ирина Викторовна. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1999 163 c. РГБ ОД, 61:01-19/86-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исследование Я-концепции в рамках различных теоретических подходов 12

1.1. Интегративный подход и его принципы в изучении Я-концепции личности в отечественной психологии 12

1.2. Интегративный подход к феномену "Я" 22

ГЛАВА 2. Основные направления исследования Я-концепции в отечественной психологии 35

1.1. Социально-психологические исследования Я-концепции 35

2.1. Исследования Я-концепции в медицинской психологии 47

2.2. Я-концепция как предмет исследования возрастной психологии 60

ГЛАВА 3. Подходы отечественных психологов к различным аспектам Я-концепции 70

3.1. Я-концепция как система представлений о себе 70

3.2. Я-концепция как система осуществления множественных "Я" 80

3.3. Я-концепция как система компонентов 89

3.4. Я-концепция и самоактуализация 102

ГЛАВА 4. Теоретическая модель в структуре личности 113

4.1. Модели Я-концепции в отечественной психологии 113

4.2. Авторская модель Я-концепции в структуре личности 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143

Введение к работе

Актуальность исследования. В сфере изучения личности остро стоит вопрос, связанный с интеграцией исследований концепции "Я" в отечественной психологии. Мировая научная мысль получила системные теоретические и практические результаты в этой области знания. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение Я-концепции в отечественной психологии, привели к условно-схематическому ее рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали ее частные или общие аспекты, не беря во внимание всю совокупность вертикальных и горизонтальных методологических принципов и подходов, способных интегрировать научное знание. Необходимо отметить, что на рубеже XIX и XX веков в отечественной литературе была задана перспектива изучения Я-концепции трудами С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, А.А.Потебни, И.М.Сеченова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других ученых, обращавшихся к проблеме познания творческой природы "Я". Сохраняя преемственность философско-психологической мысли российской науки, в представленной работе мы систематизировали отечественные исследования Я-концепции, поскольку она непосредственно отражает, во-первых, различные уровни сознания, индивидуального и общественного, во-вторых, степень формирования интегральных смысловых образований, с которыми связаны стратегия жизни, самопознание, саморазвитие, самореализация, в-третьих, ориентацию человека в сложных и динамичных жизненных ситуациях, с его созидающей активностью в одних случаях, пассивностью, разочарованием, стереотипами сознания и поведения - в других, требующих психологической поддержки и помощи, которые часто состоят в открытии новых знаний о себе, что делает человека другим, меняя его состояния и переживания, отношения и потребности, мотивы и цели. Научный интерес к перечисленным проблемам задан самой реальностью: в отечественной психологии существуют различные теоретические и методологические подходы к Я-концепции, не соотносимые друг с другом. Требуется специальная работа по реконструкции современных исследований Я-концепции личности в отечественной психологии, собранных воедино и обобщенных. Разрабатывая концепцию исследования, мы учитывали историческую преемственность и перспективу, междисциплинарное положение феномена "Я", что позволило определить тему исследования, его структуру и содержание, в котором интегрированы разрозненные взгляды ученых на Я-концепцию и ее структурные составляющие, представленные в отечественной психологии на различных уровнях.

Объект исследования: Я-концепция в отечественной психологии.

Предмет исследования: специфика интегративного подхода исследования Я-концепции в отечественной психологии.

Цель исследования: выявить особенности теоретико-методологического анализа изучения Я-концепции личности в отечественной психологии на основе интегративного подхода и выработать авторскую точку зрения на Я-концепцию, ее сущностные признаки, структурные компоненты и уровни развития.

Гипотеза исследования. Изучение Я-концепции в отечественной психологии осуществлялось на основе системы методологических принципов, обоснованных теоретических положений, необходимого и достаточного методического инструментария.

Задачи исследования:

1)определить методологические подходы к изучению Я-концепции личности в отечественной психологии;

2)проанализировать взгляды отечественных ученых на понятие "Я";

3 рассмотреть основные направления изучения Я-концепции в различных отраслях психологии, ее теоретические модели и их взаимосвязи со структурой личности в отечественной психологии;

4)определить подходы отечественных психологов к Я-концепции как психологической категории, к ее сущностным признакам, структурным компонентам, особенностям их проявления и реализации в деятельности субъекта;

5)обосновать авторский подход к понятию "Я-концепция", ее сущностным признакам и функциям, ее структуре и уровням развития.

Методологическую основу исследования составил интегративный подход, отражающий системно-целостный и иерархический характер предмета нашего исследования, включающий принципы и методы изучения Я-концепции, ее сущностных признаков, структурных компонентов и уровней развития.

Теоретической основой исследования являются работы, в которых отражаются общие проблемы исследования Я-концепции как центрального, системообразующего, регулятивного образования структуры личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, О.САнисимов, В.М.Бехтерев, А. А. Деркач, И.С.Кон и др.); феноменологии Я (Л.Я.Дорфман, А.В.Иващенко, Н.И.Конюхов, А.Т.Москаленко, Ю.М.Орлов, В.Ф.Сержантов и др.); сознания и самосознания (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Ф.Е.Василюк, А.И.Галич, В.П.Зинченко, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова и др.); философско-психологическая концепция человека как субъекта (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн); система отношений личности (А.А.Деркач, В.Н.Мясищев, С.Р.Пантелеев, В.В.Столин и другие); смысловых образований личности (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Петренко и другие).

Методы исследования, решающие поставленные задачи, включают различные уровни: теоретический - метод теоретической реконструкции, анализ психологической, философской и другой научной литературы разных периодов, обобщение, концептуальное моделирование; эмпирический - контент-анализ; интерпретационный -системно-структурный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

- Представлена классификация принципов, используемых в изучении Я-концепции личности: онтологический, уровне-гносеологический, психосемантический, дифференцированности, полисистемности.

- На основе анализа позиций отечественных ученых рассмотрена категория "Я", которая проявляется по-разному в субъект-объектных отношениях, в экзистенциальном и психолого-дистанционном подходах, а также в подходах, ориентированных на динамику смыслоразличения компонентов, входящих в структуру Я.

- Выявлены и исследованы особенности изучения Я-концепции в разных отраслях психологии: в социально-психологической,

отражающей процессуальный, интеракционистский, социально- ролевой и социально-регулятивные аспекты; в медицинской, включающей изучение Я-концепции по уровням ее дифференцированности, как измененное восприятие собственного Я, как источник психической активности или пассивности личности; в возрастной, изучающей категории "Я" и "Я-концепция" в энергетическом, оппозиционном, герменевтическом, системно персонализационном, функциональном и интеграционном аспектах.

- На основе анализа работ отечественных психологов выявлена неоднозначность подходов авторов к Я-концепции, образующей динамическую систему представлений субъекта о себе, которая включает содержательные, процессуальные компоненты и обеспечивает ее целостность и процесс самоактуализации.

- Выделены различные модели Я-концепции личности: личностные, социальные и интегративные; различные категории Я-концепции, отражающие общее и специфичное в подходах отечественных ученых.

Предложен и обоснован авторский подход к Я-концепции, интегрирующий методологические принципы изучения ее понятия и структуры; сущностные признаки; уровни развития; модель и ее взаимосвязь со структурой личности.

Положения, выносимые на защиту

- Основа изучения Я-концепции в отечественной психологии заключена в совокупности методологических принципов: онтологическом, отражающем особенности поведения человека, вступающего в диалог с самой жизнью и проявляющего свою идентичность в новых качествах; уровне-гносеологическом, раскрывающем Я-концепцию на различных уровнях методологии; психосемантическом, выявляющем систему значений сущностных признаков Я-концепции личности, влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на данную систему значений; дифференцированности, представляющем позиции исследователя, выбор конкретных методов, технологий познания и типологические различия проявлений составляющих Я у разных субъектов деятельности; полисистемности, рассматривающем Я-концепцию как самостоятельную систему и как подсистему взаимодействующих с ней систем, находящихся в таких взаимосвязях и в таких взаимоотношениях, которые образуют определенную целостность.

- Категория "Я" рассматривается в отечественной психологии как субъект деятельности, носитель реальности; объект самопознания; форма существования субъективности индивида; полимодальная структура; связующее звено личности; духовный центр личности. Включает такие аспекты изучения, как субъектно-объектный, психолого-дистанционный, экзистенциальный, смысло-динамический.

- В отечественной психологии основными направлениями изучения Я-концепции личности явились: социально-психологический подход, изучающий следующие аспекты: процессуальный, отражающий осознание себя через персонализацию, персонификацию, идентификацию, аттракцию, рефлексию, эмоциональную оценку, определение стратегии изменения своего поведения и поведения Другого; интеракционистский, отражающий установление в онтогенезе отношений: "Я — Другой", "Я—Они/Свои, Чужие"; проявляющийся в ситуациях, когда личность осознает себя и действует совместно с Другими, регулятивный, осуществляющий коррекцию поведения личности через реализацию следующих функций: достижение внутренней согласованности, интерпретацию приобретенного опыта, антиципацию своего поведения; социально-ролевой, проявляющийся во взаимодействии социальных ролей и "Я"; медицинский подход, изучающий "Я" как источник психической активности - пассивности личности; феномены "Я" и "Я-концепция" с точки зрения терапевтического процесса, психотерапевтического воздействия и психологической дифференцированности; возрастной подход, изучающий следующие аспекты Я: энергетический, обеспечивающий устойчивость психической реальности Я; интеграционный, изучающий целостность личности, функциональный, раскрывающий Я в самоутверждении, самоодобрении, самооценке, саморегуляции, самопобуждении, самопринятии; оппозиционный, отражающий наличие противоречий между "Я в собственных глазах" и "предполагаемое Я в глазах другого"; герменевтический, разъясняющий и описывающий представления о себе, включающий собственно Я-концепцию и самооценку; системно-персонализационный; выделяющий различные стадии развития Я.

Определены различные аспекты Я-концепции: система представлений о самом себе как результат психического развития человека; система установок, направленных на самого себя; относительно устойчивая система, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой, включающая по содержанию и уровням проявления такие компоненты, как когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий, по степени осуществления: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-динамическое; отражающая преемственность представлений о себе во времени: способствует анализу прошлого, определению настоящего, антиципации будущего. - Общее в подходах отечественных ученых в исследовании Я-концепции выражается в том, что Я-концепция рассматривается как система представлений о себе; включающая множественность Я; обладающая различными аспектами; развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других.

- Специфическое во взглядах отечественных психологов на Я-концепцию отражается в том, что она отождествляется со структурой личности, отождествляется с образом Я; смешивается с понятием/ "самосознание".

- Определен подход к понятию "Я-концепция", которое является совокупностью представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой, служит регулятором поведения личности: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, служит источником ожидания относительно собственного поведения и поведения Другого. Обоснован авторский подход к модели Я-концепции и ее взаимосвязи со структурой личности: Я-концепция является подсистемой целостной, интегральной системы личности. Определены сущностные признаки Я-концепции (духовность, самость); уровни (экзистенциальный, феноменальный, ментальный, внеуровневый); функции (поведенческая, побуждающая, направляющая, смыслообразующая, когнитивная, коммуникативная, чувственная); структурные элементы (коллективное и индивидуальное бессознательное, образ Я и образ Другого во Мне).

Практическая значимость работы. Проведенное исследование свидетельствует о фрагментарной и частичной разработанности Я- концепции и ее отдельных аспектов в различных отраслях отечественной психологии. Результаты исследования развивают вертикальную и горизонтальную структуру познания, взаимосвязь разноуровневых подходов в области изучения проблемы Я, подчеркивают ее целостность, системность и междисциплинарность. В связи с этим разработана авторская теоретическая модель Я-концепции в структуре личности, что позволит составить методические рекомендации к специальному курсу по данной теме. Полученный материал может быть использован философами, психологами, педагогами, социологами и другими специалистами.

Внедрение и апробация результатов исследования. Работа обсуждалась на кафедре психологии личности и педагогики Института молодежи. Различные аспекты содержания диссертации, выводы были изложены на научных конференциях в ИМ, в РУДН; во время систематически проводимых психолого-педагогических чтений в ИМ, в МНЭПУ; путем подготовки и публикации тезисов, исследовательских статей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научностью методологических и теоретических позиций, соответствующих предмету, целям и задачам диссертации, проверкой результатов и выводов в научно-практической деятельности автора.

Структура диссертации обусловлена задачами, логикой психологического исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

Интегративный подход и его принципы в изучении Я-концепции личности в отечественной психологии

Современные теоретические и методологические проблемы психологии сложны и многообразны. Охватить их с достаточной полнотой и последовательностью в индивидуальном исследовании невозможно. Поэтому необходим ряд ограничений, заданных диссертационной темой, ключевыми словами которой являются: "Я-концепция", "интегративный подход", "отечественная психология". Исходя из этого, изложим основные теоретические конструкты и методологические положения настоящей работы, наметим такой подход к изучению концепции "Я", который смог бы обеспечить более целостное и системное видение изучаемой проблемы.

Интегративный подход к исследованию концепции "Я" отражает системно-целостный и структурно-иерархический характер предмета нашего изучения и включает такие принципы, как уровне гносеологический, онтологический, полисистемности, дифференцированности, психосемантический.

Уровне-гносеологический принцип задает вертикальную и горизонтальную структуру изучения Я-концепции, иерархически соотносит разные ее свойства и отношения, а также организует ее в целостной теории личности. Уровне-гносеологический принцип реализуется от всеобщего к частному и от частного к всеобщему на следующих уровнях, выделяемых В.А.Барабанщиковым, В.П.Зинченко, В.А.Лекторским, И.Г.Петровым, С.Д.Смирновым, Э.Г.Юдиным и другими учеными:

1)теоретическом, или философско-гносеологическом;

2)опосредованного единства теории и практики, или общенаучном; Непосредственного единства теории и практики, или конкретной научной методологии;

4)эмпирическом уровне решения практических задач.

Теоретический уровень наполнен философской методологией, одной из граней которой выделяют гносеологизм (В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов, 1983). С точки зрения И.Г.Петрова (1999), на этом уровне работает система общего знания двух родов, философского и общенаучного, то есть метасистема, в основе которой находится универсальное и целостное. С одной стороны, феномен Я-концепции несет в себе тенденцию интегративности, поскольку объединяет множество структурно-динамических компонентов и выступает на данном уровне как метасистема, многофункциональная и многозначная. С другой стороны, ее сущностные признаки,. связи, отношения дифференцированы и разнообразны.

В.М.Розин (1999) приводит пример анализа двойного опыта "Пруст-Мамардашвили", за которым стоит опыт любого человека, то есть общечеловеческий опыт, в котором "истина и интерпретация совпадают" и "связаны с позицией, отношением и работой личности".

Феномен "Я" генетически связан с философско-гносеологическим уровнем методологии, на котором познание обращено на само познание, сознание — на само сознание, на единство отношений "Я - Другой", "Я-сознающее" и "Я-сознаваемое". Подобные тенденции мы наблюдаем в русской философской мысли, отмечающей:

- мистическое знание, предполагающее веру в безусловное существование предмета познания; интуицию (воображение) об идее предмета познания, творчество в реализации этой идеи (В.С.Соловьев);

- "двучленность мира" (Бахтин М.М., Соловьев B.C.), двуединство Я (Франк С.Л.);

- единство Я и мира (Флоренский П.А., Рубинштейн С.Л.);

- дуализм сознания (Бердяев Н.А.);

- философская интенциональность сознавания того, что Я — часть мира, несущее сообщение и требующее толкования и понимания, организованное структурно по отношению к Миру и расчленяемое на новые замкнутые структуры (Г.Г.Шпет), вместе с тем качественно целостно, личностно, индивидуально;

- символическая наполненность Я (П.А.Флоренский);

- Я как субъект познания и объект познания, заключенный в единой, самозамкнутой и целостной индивидуальной форме;

- творческая сила единства формы и содержания (образа и

значения), которое не означает соответствия и которое проявляется в

созидании нового (А.А.Потебня ).

Социально-психологические исследования Я-концепции

В отечественной психологии наблюдается тенденция к рассмотрению Я-концепции с точки зрения социальных составляющих: Я как система социальных ролей, Я как сумма идентификаций, Я как результат взаимодействий с Другим, Я как интегральное формирование различных социальных характеристик процесса самовосприятия, построенного на когнитивных (ментальных, интеллектуальных, рациональных - встречаются и такие определения) структурах и предметной деятельности (Е.П.Авдуевская, Г.М.Андреева, С.А.Баклушинский, Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская).

Осознание себя через персонализацию, персонификацию, идентификацию, аттракцию, рефлексию, эмоциональную оценку, определенные стратегии изменения своего поведения и поведения другого отражено в процессуальном аспекте. Следствиями процессов персонализации и персонификации оказываются различные по своему смыслу изменения Я-концепции человека, его самосознания (А.Б.Орлов, 1995): при персонализации человек самоотождествляется со своей личностью, тогда различные части Я-концепции управляют человеком; при персонификации человек принимает себя полностью: и персону, и образы, и тень, не отождествляя себя полностью ни с какой своей ролью или функцией.

Такой параметр Я-концепции, как персонификация, Розум С.И.(1998) считает наиболее важным и раскрывает его как соответствие представлению, субъекта о самом себе представлениям о нем у окружающих (совпадение истинных представлений субъекта о своем социальном статусе: позиции с реальной позицией, занимаемой им в обществе). Персонификация, или самопринятие, уровень собственного достоинства, самоуважение, не всегда является осознанным отношением к себе, поэтому о самопринятии судят не потому, что человек говорит о себе, а по тому, как поступает по отношению к самому себе. В поведении самопринятие проявляется в степени уверенности, с которой человек ведет себя в социальной среде, в том числе в межличностных отношениях. Процесс идентификации — центральный процесс, необходимый для социализации, формирования способности Я субъекта к саморазвитию через преодоление защитных психологических механизмов.

В ходе познания Другого человека осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка, попытка понять причины его поступков, определение стратегии изменения поведения Другого, построение стратегии своего поведения; анализ осознания себя через Другого включает идентификацию - Я отождествляется с Другим.

В исследовании эмоциональной оценки себя и Другого А.А.Кроник (1979) включает индивидуальные особенности субъекта оценивания и систему эмоционально-значимых отношений субъекта, которая состоит из отношения к оцениваемому объекту и эталонному объекту, каждое из отношений имеет два полюса и может изменяться от положительного до отрицательного.

Построение стратегии своего поведения и определение стратегии изменения поведения Другого - это взаимосвязанные процессы, поскольку взаимоотношения и взаимодействия создают взаимосвязи между людьми. Ш.А.Надирашвили (1979) отмечает сложную природу личностных взаимодействий: наличие в ситуации Другого оказывает специфическое влияние на поведение индивида. И.С.Кон (1979) исследует отличие реального поведения от того, каким оно представляется самому субъекту в воображаемой ситуации, делая акцент на знание силы своего Я, которое реально проявляется в сложных жизненных ситуациях.

Я-концепция как система представлений о себе

Я-концепция - результат психического развития человека. Этот результат представляет (-систему самовосприятий субъекта, складывающуюся на основе интеракции с окружающей средой, и интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации. В личности выделяют 1)Я-концепцию, или формальное Я, как систему определенных программ действий и 2)субъекта - действительное Я, актуальное Я, индивидуальность, который управляет поведением, создает самого себя, свою жизнь. Я-концепция как результат представлений о себе, которые могут быть верными или искаженными, - предпосылка и следствие социального взаимодействия; она определяется социальным опытом и включает различные модальности представлений о себедПо мнению С.Ю.Головина (1998), Я-концепция включает: 1)реальное Я как представление о себе в настоящем времени; 2)идеальное Я -представление, каким должен стать, ориентируясь на моральные нормы; 3)фантастическое Я - представление о себе, каким желал бы стать, если бы это было возможным; 4)динамическое Я - представление о себе, каким намерен стать. Точка зрения И.С.Кона (1999) во многом совпадает с предыдущей. По мнению ученого, представления о себе имеют более дробную типологию образов: 1)настоящее Я - каким я кажусь себе в действительности в данный момент; 2)динамическое Я -тип личности, каким я поставил себе целью стать; 3)фантастическое Я -каким я хотел бы быть, если бы все было возможно; 4)идеальное Я - тип личности, каким я чувствую, я должен быть, исходя из усвоенных моральных норм и образцов; 5)будущее или возможное Я - тип лица, каким, мне кажется, я могу стать; 6)идеализированное Я - каким мне приятно видеть себя, включающий такие компоненты, как настоящее Я, идеальное Я, будущее Я; 7)представляемые Я - образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними, какие-то отрицательные, болезненные, интимные черты и слабости своего реального Я. М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович (1998) выделяют и расшифровывают в Я-концепции следующие компоненты: 1)настоящее Я (самооценка собственных личных качеств); 2)идеальное Я (представление о качествах, характерных для идеала личности педагога); 3) антиидеальное Я (представление о нежелательных качествах в облике); 4)профессиональное Я (оценка своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентации, стиля и эффективности своей работы). Рассмотрим те структурные компоненты Я-концепции, которые чаще всего выделяются отечественными психологами. Ключевые формы Я-концепции - реальное Я и идеальное Я, точки зрения на которые различны. Различия связаны с методологическим позициями ученых. Одна из точек зрения на реальное Я и идеальное Я отражает перспективу духовного становления личности, охарактеризованное диалогическим отношением к Другому. Реальное Я представляет эмпирическую личность, идеальное Я - проектируемую личность, как считает Т.А.Флоренская (1995). Основываясь на гуманистических позициях психологической теории, исследовательница утверждает, что отождествление себя с реальным и идеальным Я означает духовный застой, который препятствует развитию личности. Только доминанта на Другом как позиция вне реального Я, предполагающая диалог двух Я совершенствует человека. Реальное Я в психологической литературе описывают в таких терминах, как действительное Я, действующее Я, истинное Я, которое можно определить только косвенно и которое осуществляет сравнение Я-концепции с реальным поведением, реагируя на это удовлетворением или страданием. С точки зрения Ю.М.Орлова (1987), реальное Я предполагает вовсе не реалистичную Я-концепцию, а представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта, покольку осознание себя возможно в конкретной ситуации и в определенной системе отношений.

Похожие диссертации на Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии