Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Дергаева Ирина Анатольевна

Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки
<
Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дергаева Ирина Анатольевна. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Ярославль, 2005. - 197 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ЧЕЛОВЕКА 11

1.1. Систематизация факторов, детерминирующих взаимодействие музыки и человека 11

1.2. Процесс восприятия и психологического воздействия музыки 19

1.2.1. Предкоммуникационный этап 19

1.2.2. Коммуникационный этап 29

1.2.3. Посткоммуникационный этап 38

1.3. Музыкотерапия как психотерапевтический прием 50

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ 65

2.1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования 65

2.2. Постановка проблемы. Цель, задачи и гипотезы исследования 78

2.3. Методики исследования 81

2.4. Организация исследования 87

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ 93

3.1. Соотношение сознательного и бессознательного в процессе восприятия и психологического воздействия музыки 93

3.2. Классическая и современная музыка: сравнение восприятия, влияния, цветовых и музыкальных ассоциаций 117

3.3. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на восприятие и психологическое воздействие музыки 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

ЛИТЕРАТУРА 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 164

Введение к работе

Актуальность исследовании Реформирование современного российского образования, поиск конструктивных путей решения проблем Боепитания актуализируют интерес исследователей к педагогическому наследию выдающихся теоретиком и практиков прошлого, и, в первую очередь, научному потенциалу, накопленному педагогической мыслью России

Особенности ситуации, сложившейся в России во второй половине XIX века3 поставили государство перед проблемой обновления народного образования, что стало одним из важнейших аспектов государственной политики того периода Педагоги, просветители, видные деятели народного образования выступили сторонниками высоких гуманных идеалов, предлагали оригинальные, еамобьнныепучи решения актуальных проблем образования К числу таких видных деятелен педагогики и просвещения относится Мария Константиновна Цебрикова (І335-І9І7) Она была не только известным в свое время общественным деятелем, талантливым литературным критиком, активным движении їа женское равноправие, но и педагогом-просветителем, показателем активнейшей теоретической pafio/ы я разносторонней научно-ледагогической деятельностью которой является обширное печатное наследие Творческое наследие Марии Константиновны включает большое количество печатных рабог по педагогике, истории педагогики, методике обучения Цебрикова — автор орш инальных педагогических повестей, заметок и рецензий, одна ил деигельных участников борьбы за право женщин на образование

Изменения в духовной сфере российского общества второй половины XIX века, ставшие толчком в области развития педагогической мысли, не только предопределили появление новых педагогических идей и теорий (именно в это ьремч появляются работы НИ Пирогова о КД Ушинского, идеи которых можно назвать открытием в русской ііедаготческой науке), но и способствовали возникновению особою направления — пед;н огической журналистики, названной профессором П Н Груздевым энциклопедией педагогики, психологии и народного образования, а также живой современностью, ибо она освещала вопросы наиболее актуальные, не утратившие своей значимости и в наши дни

Особое внимание к педагогической журналистке рассматриваемого периода мы объясняем тем, что именно на страницах педагогических журналов и в собственном журнале «Детский сада (с 1877 года - «Воспитание и обучение»), разворачивлечея недшигическая и публицистическая деятельность М К Цеёриковой

Безусловно, творчесіво М К Цебриковой как педагога и ее деятельное у час [ не в борьбе за всеобщее образование представляет несомненный научный педагогический интерес Однако, несмотря на то, что в работах Марии Константиновны нашли отражение самые передовые общественно-педагогические второй половины XIX века (о пели н содержании воспитания и обучения, о опенке педагогического наследия зарубежных и российских ученых, о сравнительной педагогике, о нравственном и семейном

воспитании, о женском доспитяннн и образовании, о требованиях к учителю, о принципах обучения и т д) в российской педагогической науке нет специальных исследований, посвященных лросветителыжо-педагогнческой деятельности М К Цебрнковой

В настоящее время в научной литературе достаточно полно освещена только общественная, литературно-критическая, нублицисгическая деятельность М К Цебрнковой (Ж В Кулиш, В А Мануйлов,Е Таратута,MB Теплин ский, Г Шторм, и др) О ітросветигельско-педагогичсском наследии Марии Конеташ иновны в педагогической журналистике известно мало - лишь краткие упоминания в работах Ж В Кулиш и В А Мануйлова Специально М К Цебрнковой - педагогу посвящено три статьи А В Плеханова (1979 г , 1982 г и 1936 г) и статья Т В Прудниковой (2006 г) В учебнике «Русская детская литература» под редакцией Ф II Сетина (1972 г ) включен раздел о Цебрнковой М К (с 235-237) Что же касается современных учебников по истории педагогики и образовании, то М К Цебрнковой в одних из них посвящено всего лишь несколько строк, в .других ее имя не упоминается вообще

Исследуя архивные документа и источниковедческие материалы, мы столкнулись с явным противоречием между имеющимся большим просветитель ско-педаготическим наследием М К Цеоришвой и отсутствием специальных иширико-педаюгических исследований, посвященных изучению, систематизации и осмыслению :3401-11 наследия

Анализ исследований, содержащих информацию о МК Цебрнковой, дает основание полагать, что как последователъная, смелая іащитннца демократических идеалов она на протяжении всей жизни и деятельности преследовалась цензурой и полицией, поэтому скрывала свое участие во многих журналах и просветительской работе, часто публикуя статьи и брошюры под псевдонимами В словаре псевдонимов И Ф Масанова приводится одиннадцать псевдонимов МК Цебрнковой I) АР, 2) Артемьева, М, 3J КМ, 4) М К : 5) М Ц , 6) Н Р , 7) Николаев, 8) Николае» Н 9) Никопаева, 10) Николаева М3 11) Николаева М К Необходимо отметить, что в советский период вокруг имен дореволюционных педагоге?!, не согласных с революционным путем решения политических, экономических и социальных вопросов, накопилось мною предубеждений, информация о них попросту замалчивалась М К Цебрикова же не была сторонницей революционного переворога, не призывала к свержению самодержавия, а, наоборот, считала, что все і Ovy-дарственные вопросы необходимо решать мирным путем, путем убеждения, о чем свидетельствует ее «Письмо к Александру lib- Кардинальные изменения в области образования и просвещения М К Цебрикова связывала не с революционной борьбой, а с іуманли-демократическими преобразованиями, опирающимися па научные достижения в области философии, психологии, педагогики, социологии Одной из причин забвения творческого наследия М К Цебрнковой была исключительная скромность педагогу на что неоднократно указывали ее друзья и соратники

Между тем, современники, хорошо знач М К Цебрикойу как педагога-публициста, высоко ценили ее выступления в педагогической печаЕИ. (В Д Бонч-Брусвич, П И Бирюков, Е И Конради, О Н Попова, R И Тихи миров, Л Н Толстой, В В Стасов, В Г Чергков, Н В Шелгунов и др ) В ча-CTHOCIHFSR Стасов писал « МК Цебрикова постоянно занималась педагогическими вопросами, писала педагогические статьи, книги для детей»

Таким образом, анализ публикаций доказывает неисследованно сть многих важных проблем и направлений а педагогическом наследии МК Цсбри-ковой отсутствуют спедаачьные работы, посвященные изучению общественно- педагогической деятельности М 1С Цебриковой в контексте общественно-педагогического движения it России второй половины XIX века Недостаточно подробно рассмотрена ее работа в качестве редактора it издателя педагогического журнала «Детский сад», с 1877 года переименованного в «Воспитание и обучение», пользовавшегося большой популярностью в лі время Нет работ, связанных с анализом ее идей и практики а решении проблем женского воспитания н образования, которые остаются актуальными и в наше время

С учетом отмеченного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом какова научная ценность идей и деятельности МК Цебриковой в области раївития образования & России

Решение данной проблемы и составляет цель исследовании - изучение просветите льско-педагогическай деятельности МК Цебриковой в России второй половины XIX - первой четверги XX вв

Исследования — Еіросвеїиі льско-ііедиіогическаз деятельность М К Цебриковой в контексте общественно-педатогигческого движения в России второй половины XIX - первой четверти XX вв

Предмет исследовании - основные направления просветительско-педагогической деятельности М К Цебриковой

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

— раскрыть социально-экономические, общественно-политические, социально-культурные предпосылки становлении и формировании личности Ы К Цебриковой, ее мировоззрения и педагогических взглядов,

— охарактеризовать основные направления просветительско-педагогнческой деятельности М К Цебриковой, проанализировать ее вклад в теорию и практику педагоГЙческой пауки в России,

— рассмотреть содержание ее просветительской деятельности в педагогической журналистике второй половины XIX века.

— обосновать воспитательный потенциал педагогических повестей МК Цебриковой как специфического направления ее просветительской педагогической деятельное ІИ

— обосновать взгляды М К Цебриковой на вопросы .

Методологическую основу исследования составляют философские

положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития, изучение явлений в их историческом развитии и взаимосвязи, связи теории с практикой, единство исторического и логического в изучении исго-рико-педагогических явлений, освещенных в педагогической журналистике второй половины XIX еека в России и в творческой, просветительско-педагогической деятельности М К Цебриковой Для решення проблемы и задач исследования использовались следующие методы теоретический анализ философской, историко-педагогической, педагогической,, психологической литературы, изучение, анализ и систематизация педагогической мемуарной литературы, периодики и архивных материалов второй половины XIX века При "этом использовались ерчныительно-сопосгавнтелъный анализ педагогических журналов второй половины XIX века сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности М К Цебриковой

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие

- сущность педагогического процесса (Ю К Бабанскйй, ЕП Белозер-цев3БМ Бим-Бад, В В Красяовский, М Ф Исаев, Б Т Лихачев, А И Мищенко, B.JX Никандров, ЕП Подласый, В А Сластенин, Л А Степанжо, ТА Сгефановская, Е Н Шиянов и др ),

- фияоеофские, антропологические основы развития педагогики и об-pa-ffwanuH (НИ Пирогов. КД Ушинский, ГІФ Каптерев, ПП Блонский, А С Макаренко, 8 А Су комітет некий и др ),

- исторцхо-пеОагогкческий процесс как неотъемлемую часть образовательного процесса (МБ Богусляяский, В П Борисе] іко л, Г Я Волков, ВИ Додонов„АП Джуринский, А И Ерсмкин, Г Б Корнетов, НД Лощенке, В В Макаев, В М Меньшиков, А И Пискунов, А В Плеханов, М Г Плохом, В Г Пряникова, 3 И Равкин, К Сашімива,СБ Сергеева, 1 Б Солома-тина, Л Л Супрунова, ФА Фрадкин, А Н Ходусов, О Б Широких и др ) 

- становление и развитие педагогической журналистики (Н Н А6 -лов, ЛН Береснева, А Г Готалова-Готлиб, ПII Груздев, ЭД Днепров, G И Лепинкина, И А Месеняшин, М \1 Маянц, О Ю Образцова Й др )

Источниковедческую базу исследований составляют опубликованные труды МК Цебриковой, материалы и документы фондов Государственного архива Российской Федерации /ГАРФ/, института Русской литерачуры (Пушкинский Дом) /ИРЛИ РАН/, Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга /ЦГИА/, Центральный Государственный архив литературы и искусства Санкх-Шіербуріа /ЦГАЛИ/ педагогические к общественно-политические журналы второй половины XIX чека, отчеты о деятельности проеветительных комитетов и обществ, диссертационные и монографические исследования, посвященные обще ста енио-гседагогическому движению и педагогической журналистике второй половины XIX пека, публикации по истори-ко-педагогическим проблемам исследуемого периода в России

Исследование осущесі илнлаеь а несколько этапов 1 этап - 2001-2003 гг изучение исторической, философской, педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования, выяснение актуальности и степени рачрайотанпости проблемы определение направления исследовательского поиска

2 этап — 2003-200-1 гт изучение архивного материала, педагогической журналистики, определение методологических основ и структуры исследования, разработка основных положений исследования! 3 этап - 2005-2008 гг систематизация и обобщение полученных в ходе исследования материалов, внесение дополнений, редактирование и оформление диссертации

Научная новизна исследования

— проведен комплексный анализ педагогических взглядов М К ебри ковой,

— раскрыты основные направления просветительско-педагогической

деятельности М К Цебриковой,

— определена роль педагогической журналистики, оказавшей влияние на развитие образования и на процесс вовлечения широких масс общественности ід обсуждение проблем народного образований в России,

— доказано» что педагогические повести М К Цебриковой являются инновационной художественно-просветительской формой педагогической деятельности по проблемам семейного3 патриотического, гражданского, интеллектуального и нравственного воспитания

— обоснована востребованность педагогического наследия МК Цебриковой в решении задач современной педагогической пауки и практики

Теоретическая значимость исследования получены новые факты просветительско-педагогической деятельности МК Цебриковой, введены в научный оборот неизвестно и малоизвестные документы, а так же новые архивные источники, раскрывающие особенности общественно-педагогической деятельности в России, уточнено определение понятий «просветите лье ко-педагогическая деятельность», «педагогическая повесть», педагогическая журналистика», расширено представление о роли и значении педагогической журналистики для развития педагогической науки, проанализированы, систематизированы педагогические идеи М К Цебриковой, изложенное ею в многочисленных статьях и педагогических повестях

Практическая значимость исследования содержащиеся я диссертации педагогические идеи М К Цебриковой могут быть востребованы при обновлении содержания историко-педагогического образования, при подготовке спецкурсов; спецсеминаров и факультативов для системы высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров, в изучении проблем воспитания и женского образования, в практическом решении сотрудничества школы и общественности

Достоверность и обоснованность полученных: результатов и выводов исследования обеспечивагатся современными теоретико-методологическими подходами, оігарающимися на принцип научного исюризма, совокупностью методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, привлечением архивного и исторического материала и его разносторонним анализом

Основные положення, выносимые на защиту.

— МК Цебрикова (1S35 - 1917) - выдающийся педагог-просветитель второй половины XIX века, ее лросветительс ко -педагогические идеи, изложенные в многочисленных статьях, педагогических повестях и рассказах, научно-педагогической и редакционной деятельности, активное участие в рнз работке реформ образования представляют значительный вклад в развитие передовой педагогической мысли России, педагогические взгляды М К Цебриковой о месте и роли педагогики, цели, задачах и содержании воспитания, разработанные методики преподавания гуманитарных предметов сохраняют свою актуальность для современной теории и практики образования,

- русская педагогическая журналистика второй половины XIX века была основным источником формирования общественного мнения по актуальным проблемам педагогики и образования, ярким предетакителем ко Шрой являлась М К Цебрикова, как редактор и издатель педагогического журнала,

- МК Цебрикова исследовала педагогические теории воспитания и образования русских и зарубежных педагогов с учетом национальных осо бенностей и задач реформирования образования в конкретно-исторических условий российской действительности МК Цебрикова была одним зачинателей сравнительной педагогики России,

— педагогические повести МК Цебриковой являются инновационной художественкой формой просветительской педагогической деятельности по семейному, паїриогическому, гражданскому, интеллектуальному, духовно-нравственному воспитанию,

— М К Цебрикова разработала и внедрила программу образования женщин в России, активно работала над осуществлением этой программы в практике женского образования в России, включающей цели, задачи и содержание воспитания и обучения женщин

Апробация и внедрение результатов исследования Основные идеи исследования обсуждались на научно-практических конференциях Белгородского государственного университета (февраль 2007 г ), Белгородского государственного института культуры и искусств (апрель 2006 і , апрель 2007 г). нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Белгороде, Пятигорске, Сочи3 Элисте Результаты исследования обсуждались на занятиях семинара аспирантов кафедры педагогики БелГУ

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка, приложение 

Систематизация факторов, детерминирующих взаимодействие музыки и человека

Изучением психических явлений и процессов, вызываемых музыкой и порождающих её, их теоретическим анализом и обобщением занимается музыкальная психология. Музыкальная психология как сумма эмпирических знаний о воздействии музыки на человека возникла в глубокой древности. В многообразной человеческой деятельности (трудовой, воспитательной, обрядовой, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душеный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации.

Содержание музыкальной психологии как науки в наибольшей степени составляет изучение (выявление) закономерностей психики человека и её проявлений при воздействии музыки. В задачу музыкальной психологии тем самым входят: 1) систематизация, анализ и теоретическое обобщение результатов музыкального общения; 2) изучение структуры и эффективности различных видов и условий коммуникации (концерт, радио- и телепередачи, аудио- и видеозаписи, лечебное воздействие музыки, применение её на производстве); 3) выявление психологических закономерностей и особенностей музыкальной семантики, зафиксированных в музыкальных произведениях различных стилей и жанров, которые в свою очередь детерминируют формирование музыкального восприятия и музыкального мышления; 4) установление общих и индивидуальных закономерностей психофизиологических процессов, вызываемых музыкой; 5) исследование специфики каждого вида музыкальной деятельности в её социально-психологическом и профессиональном аспектах; 6) обобщение и изучение лечебного воздействия музыки.

Теоретическое значение музыкальной психологии заключается в возможности более глубокого изучения психики человека и нахождении научно- обоснованных способов влияния на её формирование. Практическое значение реализуется в разработке методов повышения эффективности психотерапевтического и педагогического воздействия, нравственного и эстетического воспитания [10,27,29,91,99,101].

В научных работах, посвященных музыкально-психологической проблематике, изучалась роль социально-демографической, профессиональной и классовой принадлежности, образования, пола, социального статуса, референтных групп слушателя во взаимодействии музыки и человека [6,19,52,53,66,70,84,114 и др.]. З.Г. Казанджиева-Велинова исследовала влияние музыкального опыта на восприятие музыки [164]. А.Д. Перепелица подметил зависимость между сменой музыкальных предпочтений и событиями общественной жизни [87]. К.К. Платонов исследовал проблему избирательности с точки зрения совместимости личности автора и воспринимающего на социальном, социально-психологическом и психофизиологическом уровнях [116].

Глубокое взаимопроникновение и синтез музыки и психологии обнаруживается в монографиях Б.М. Теплова, Б.В. Назайкинского, В.В. Меду-шевского. Б.М. Теплов впервые в отечественной практике с позиций дея-тельностного подхода качественно проанализировал структуру музыкальности, вскрыл психологическую природу музыкального переживания. Под его руководством были организованы исследования различных видов музыкальной деятельности [130]. Б.В. Назайкинский охарактеризовал психологические механизмы музыкального слуха, апперцепции, константности восприятия пространственно-временных характеристик музыки, выявил историко-культурные и социально-психологические типы музыкального восприятия [17,27]. В.В. Медушевский проанализировал коммуникативную природу музыки в связи с её направленностью на слушателя, показал существование аксиологической (ценностной) и опознавательной установки на музыку. Он ввел термин «музыкальное восприятие-мышление», характеризующий процесс взаимодействия музыки и человека.

Теоретические предпосылки эмпирического исследования

Теоретическое изучение проблемы взаимодействия музыки и человека показало, что процесс восприятия и психологического воздействия музыки включает осознаваемый и неосознаваемый уровни протекания этапов.

Неосознаваемые компоненты процесса восприятия и психологического воздействия музыки, прежде всего, такие как переживание музыки, изменение психического состояния под её влиянием, обычно исследуются с помощью проективных методик [90]. Для анализа «отклика» бессознательного на предъявляемую музыку мы использовали цвет, время и музыкальные ассоциации. Выбор методического аппарата для решения задач исследования был определен следующими теоретическими предпосылками:

1) взаимосвязью музыки, цвета и эмоций;

2) связью субъективного восприятие времени в музыке с эмоциональной жизнью человека;

3) музыкальными ассоциациями как актуализацией мотивационно-потребностной сферы реципиента.

Музыка — звуковое творчество, проявляющееся в выражении своих эмоционально-душевных состояний через движение мелодии, ритма и гармонии. Залогом эффективности музыкального воздействия является "контакт" музыки с реципиентом, который наиболее вероятен при её соответствии эмоциональному состоянию человека. На наш взгляд, теоретическую основу для методов определения максимального соответствия музыки и психологического состояния конкретного человека могут дать синтетически ассоциативные формы мышления.

Взаимосвязь музыки, цвета и эмоций

Музыка, цвет и эмоции - наиболее яркое и часто встречаемое ассоциа-тивное сочетание. Широко известна возможность использования цвета как средства диагностики эмоционального состояния человека. Наличие ассоциа- тивной цепочки музыка, цвет, эмоция, способно указать на то, какая музыка в данное время окажет на данного индивидуума положительное влияние. Остановимся подробнее на особенностях их взаимосвязей [67].

Идея объединения видимого и слышимого не нова и истоки ее уходят в глубь веков. Очевидно, что слияние искусств было известно уже древним. Более того, в первобытном обществе искусство не разделялось на отдельные роды и виды, поэтому принято говорить о первобытном синкретизме (то есть слитности) искусств. Видение и слышание были неотделимы друг от друга, цвет и звук были неотрывны, так как они принадлежали к конкретным предметам, а восприятие первобытного человека было предметно и конкретно [23].

Первая более или менее законченная система связи звука и цвета была разработана еще до нашей эры в Пифагорейской школе. Пифагорейцы создали триады, объединяющие число, звук и цвет [9].

На Востоке с раскраской звука связано сохранение и поддержание традиций глубокой древности. Существуют принципиальные различия между западноевропейским и восточным музыкальным мышлением и символической организацией звукового материала. Если для европейца раскрашиваются довольно значительные звуковые объемы, скажем, лад или тональность, то в восточных системах отдельно взятый тон (звук) обладает самостоятельным значением и отсюда окраской. Осознание возможности в звуках музыки передавать тончайшие оттенки психических состояний приводило к закреплению за отдельными мелодическими образованиями эмотивных значений. Так, в Древней Элладе было распространено учение об этосе ладов, согласно которому, каждый лад настраивает на определенное эмоциональное состояние. В китайской и индийской системах каждый тон способен создавать надобный настрой [23].

Соотношение сознательного и бессознательного в процессе восприятия и психологического воздействия музыки

Корреляционный анализ является первым этапом в поиске причинно-следственных связей между психологическими явлениями и процессами. На его основе рассчитываются более сложные виды анализа (факторный, кластерный, регрессионный и др.), которые позволяют более аргументировано объяснить детерминированность изучаемых признаков. С помощью корреляционного анализа мы можем определить направленность связи между переменными, коэффициент корреляции укажет тесноту и значимость взаимосвязи между переменными.

В нашем исследовании корреляционный анализ был проведен в отношении 9 переменных, которые отражали осознаваемую и неосознаваемую оценку музыки и состояния испытуемыми:

1) динамика показателя тревоги по Люшеру;

2) цветовые ассоциации на музыку;

3) ранг музыки в цвето-социометрическом тесте;

4) субъективная длительность звучания музыки;

5) латентное время свободной ассоциации на музыку;

6) вербальная оценка музыки;

7) вербальная оценка состояния;

8) субъективное шкалирование предпочтения музыки;

9) объем музыкальных ассоциаций (количество слов).

Изучаемые признаки были измерены в разных видах шкал, поэтому в данном случае использовался коэффициент корреляции Спирмена. Статисти-ко-математическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы Statistica.

1. Невербальная оценка динамики уровня тревоги, определяемая по Люшеру, связана обратной зависимостью с показателями вербальной оценки состояния и музыки, сознательным предпочтением музыкального отрывка и цветом музыки по Люшеру; прямой зависимостью с объемом ассоциативного материала. Чем значительнее повышается тревога на бессознательном уровне во время слушания музыки, тем она менее предпочитается; музыка и состояние, описываются в эпитетах плохого самочувствия, пассивности и плохого настроения. Повышение тревоги отражается в цветовых ассоциациях: музыкальный отрывок, вызвавший тревогу, ассоциируется с серым и темно-синим цветом, что согласуется с интерпретацией серого цвета М. Люше-ром [147,148]. По другим данным, грусть проявляется в ассоциациях как сочетание серого и синего цветов [43]. Тревога способствует увеличению объема воспроизводимых музыкальных ассоциаций, что объясняется чувством напряжения, опасения, ростом собственной активности нервной системы вследствие неудовлетворения потребности, несовпадения ожидаемого и реальности. Можно предположить, что даже неосознаваемое изменение состояния под воздействием музыки отражается на восприятии и оценке самой музыки, оказанного ею влияния на психофизическое состояние человека. Данный факт подтверждает целостность и неразрывную связь сознательных и бессознательных компонентов в процессе восприятия и психологического воздействия музыки на любом его этапе.

2. Цветовые ассоциации на музыку связаны прямой зависимостью с описанием состояния, возникающего под воздействием музыки, а так же с латентным временем свободной словесной ассоциации (величиной паузы перед воспроизведением ассоциации), хотя корреляционная связь слабая. Иными словами, в цветовых ассоциациях на музыку отражается неосознанное и осознанное влияние музыки на психическое состояние человека. Можно предположить, что по цветовым ассоциациям можно определить качество переживания музыки, характер её влияния и степень значимости предъявляемого музыкального произведения, опираясь на связь музыки, цвета и эмоций [32]. Цветовой портрет музыки представляет значительный интерес для прогнозирования её влияния.

3. Увеличение латентного времени свободной словесной ассоциации на музыку (паузы перед воспроизведением ассоциации) сопровождается отрицательной оценкой музыкального произведения; описанием музыки и состояния в эпитетах плохого самочувствия и настроения. Можно предположить, что увеличение паузы перед воспроизведением ассоциации отражает наличие отрицательных переживаний при восприятии музыки, которые плохо осознаются или трудно вербализуются.

4. Неосознанное предпочтение музыки, которое определяется по цве-то-социометрическому тесту, связано с увеличением восприятия длительности звучания музыкального отрывка; описанием музыки и состояния в эпитетах хорошего самочувствия и настроения; положительной оценкой музыкального произведения в целом. Увеличение восприятия длительности звучания музыки или переоценка длительности звучания музыкального отрывка А говорит о том, что человеком испытываются значимые переживания. Вместе

с тем музыка и состояние положительно оцениваются, а музыкальный отрывок предпочитается. Иными словами, если музыка неосознанно привлекательна для слушателя, то она вызывает у него значимые положительные переживания. Описанный феномен не раз упоминался исследователями обычно в связи с влиянием эмоционального состояния человека на восприятие музыки [44]. Полученные результаты согласуются с распространенным мнением, встречающимся в литературе по музыкально-психологической проблематике, что индивид предпочитает ту музыку, которая соответствует его эмоцио нальному состоянию, настроению.

Похожие диссертации на Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки