Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки Самсонова Галина Олеговна

Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки
<
Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самсонова Галина Олеговна. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки : диссертация ... кандидата биологических наук : 05.13.01.- Тула, 2002.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-3/842-1

Содержание к диссертации

Введение 4

Глава 1. Музыка как способ управления функциональным состоянием 9 человека (обзор литературы)

  1. Организм как саморегулирующаяся иерархическая система 9

  2. Влияние внешних факторов на БС с позиций теории управления 12 1.3 .Основные элементы музыкальной ткани и их связь с биологическими 14 ритмами

  3. Музыкальное произведение с точки зрения системного подхода. 17 Музыка как система выразительных средств.

  4. Психофизиологические и нейробиологические аспекты и механизмы 19 восприятия музыки

  5. Особенности восприятия музыки лицами с разным уровнем 24 музыкального образования

  6. Цветомузыкальные ассоциации 29

  7. Исторический очерк музыкотерапии 32

  8. Музыка как один из главных факторов в комплексе 34 немедикаментозных реабилитационных воздействий

  9. Использование музыки для коррекции функционального состояния 42 дегей и подростков

Глава 2. Материалы и методы исследования

  1. Обследованный контингент 45

  2. Методы исследования 46

  3. Биоритмологические 46

  4. Исследующие функцию внешнего дыхания. 47

  5. Обоснование и принципы построения авторских тестирующих 51 муз

  1. Статистическая обработка показателей 64 Глава 3. Особенности музыкальных предпочтений у молодых людей по данным тестирующих программ

  2. Музыкально-стилистические предпочтения студентов ТулГУ с 65 различным уровнем двигательной активности

  3. Музыкальные предпочтения студентов исполнительских и 70 теоретического отделений музыкального училища и учащихся музыкального лицея

    1. Взаимосвязь результатов тестирования по программе №1 и данных 77 желаемых особенностей музыкального произведения

    2. Ароматестирование 79

    3. Взаимосвязь музыко- и аромапредпочтений у студентов разных 81 факультетов

      1. Факультет МИСУ 83

      1. Специальность «Лечебное дело» 90

        Специальность «Физкультура и спорт» 93

        Студенты музыкального училища 94

      2. Взаимосвязь чувствительности обонятельного, слухового и 99 зрительного анализаторов у студентов

        Глава 4. Взаимосвязь особенностей функционирования БС и сенсорных предпочтений

        1. Состояние вегетативной регуляции по данным вариабельности ритма 101 сердца и ее связь со стилистическими особенностями музыкальных произведений

        2. Состояние функции внешнего дыхания и его взаимосвязь со 103 стилистическими особенностями музыкальных произведений

        3. Особенности музыкальных предпочтений в зависимости от характера 106 организации системы биоритмов

        Студенты специальности «Лечебное дело» 108

      3. Специальность «Физкультура и спорт» 110

        Студенты музыкального училища 111

        1. Взаимосвязи особенностей психологической адаптации и сенсорных 119 предпочтений

          1. Цветовой тест М.Люшера 119

          2. Особенности психологического статуса студентов по данным 127 вербальных методик и их взаимосвязи с музыкальными предпочтениями

          3. Ритмотестирование 128

          4. Результаты изучения динамических свойств нервной системы по 130 данным теппинг-теста

          Влияние фактора психоэмоциональной напряженности на 133 музыкосенситивностъ

          Особенности ритмической организации биоэлектрической активности 134

          Особенности биоэлектрической активности головного мозга у 135 студентов с различным уровнем успеваемости

          Взаимосвязь параметров ЭЭГ с личностными особенностями 137 студентов

          Глава 5. Изменение биоэлектрической активности головного мозга при музыкальных воздействиях на биосистему по данным нейрокартирования

          1. Динамика изменения спектральной мощности в разных отделах коры 139 при восприятии предпочитаемой музыки у студентов всех специальностей

          2. Динамика спектральной мощности при восприятии отвергаемой 144 музыки у студентов с разным уровнем музыкального образования

          3. Сравнение изменения уровня мощности при восприятии любимой и 147 нелюбимой музыки у музыкантов и немузыкантов

          4. Динамика показателей внутримозговой интеграции при аудиальных 148 воздействиях

          5. Студенты немузыкальных специальнос тей 148

          6. Студенты-музыканты 152

          7. Динамика показателей ЭЭГ во время и после прослушивания музыки в 154 группе музыкантов

          8. Изменения временной организации биосистемы при непосредственном 161 воздействии предпочитаемых и отвергаемых музыкальных произведений 5.7.0собенности реакции на музыкальное воздействие в зависимости от 164 исходной картины ЭЭГ и музыкосенситивности

          5.8. Обсуждение результатов 164

          Практические рекомендации 172

          Список литературы 173

          Введение к работе

          Актуальность проблемы. В процессе адаптации организма к условиям окружающей среды постоянно происходит синхронизация системы биоритмов с внешними периодическими воздействиями (Алпатов А.М., 2000). Если большинство искусственно созданных источников ритма (бытовая и компьютерная техника) обладают десинхронизирующим (патогенирующим) влиянием, то тысячелетняя история использования музыки с лечебными целями свидетельствует о ее саногенирующих (т.е. оптимизирующих) возможностях (Брусиловский Л.С., 1970).

          С.В Щушарджан (2000) определяет музыкотерапию как систему психосоматической регуляции функций организма человека. Восприятие музыки и участие в музыкальном исполнении способствует эмоциональному раскрытию личности, а прослушивание классической музыки может быть стимулирующим фактором самовыражения (Jensen K.L., 2000).

          Музыкальное воздействие через функциональные системы (ФС) организма может уменьшать боль, беспокойство, тошноту, усталость и депрессию (Myskja А. et al., 2000). Снижая уровень кортизола, музыкальная терапия используется в коррекции пациентов с хроническим стрессом (McKinney С Н et al., 1997), при этом музыкальное обучение не играет никакой роли в восприимчивости пациента к данному виду воздействия (Verdeau-Pailles J., 2000). Слушание классической музыки и вдыхание приятных запахов растительного происхождения способны нормализовать уровень тревожности, обеспечить преобладание позитивно окрашенных ощущений, а также увеличить число испытуемых с состоянием равновесия эрго- и трофотропных систем (Маляренко Т.Н., 2001).

          Вместе с тем некоторые виды квазинаркотической, оккультной музыки, а также современные «техно» и «рейв» могут приводить к «рассогласованию» существования человека с ритмами биологического и небиологического происхождения (Шлинк Б., 1992; цит. по: Лещук И.И., 1998).

          С точки зрения системного подхода музыкальное сочинение может быть представлено как многоуровневая тематическая система (Холопова ВН., 1983). Одним из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией) является ритм. Считается, что прообразами двух типов ритмических структур в музыке являются физиологически обусловленные периодичности - дыхание и пульс. В настоящее время особенности ритмической организации организма как биосистемы (БС) в целом, так и отдельных ФС широко изучаются (Земцовский Э.В., 1995; Мельников А.Х., 1997), в гом числе и при управляющих воздействиях (Батова Н.Я. и соавт., 1998; Фризен В.Э., 1999; Ржешниовецкий Г.П., 2000; Фудин А.Н., 2001).

          По литературным данным, рекомендуемый подбор арттерапевтических воздействий носит эмпирический характер, не учитывающий индивидуальных функциональных особенностей и актуального состояния организма, что снижает эффективность их использования.

          Целью исследования явилось изучение психофизиологических механизмов сенсорного восприятия для индивидуализации и оптимизации арттерапевтических воздействий.

          Для реализации цели определены следующие задачи:

          Разработать принципы и системы арт- и сенсодиагностики, адресованные: а) зрительному анализатору - программы, включающие произведения живописи, скульптуры, архитектуры; б) слуховому анализатору - тестирующие музыкальные программы, ориентированные на стилистические, метроритмические и тембровые особенности музыкальных произведений; в) обонятельному анализатору — ароматест на основе природных эфирных масел, традиционно используемых в ароматерапии.

          Изучить артсенситивность у лиц молодого возраста и интеграцию сенсорных систем в формировании индивидуальных предпочтений.

          Выявить физиологические и психофизиологические корреляты музыкального восприятия у лиц молодого возраста в зависимости от уровня музыкального образования.

          Оценить динамику биоэлектрической активности головного мозга при аудиальных воздействиях по данным нейрокартирования; в том числе при прослушивании предпочитаемой и отвергаемой музыки.

          Разработать физиологически обоснованные критерии отбора лиц, а также музыкальных произведений для проведения музыкотерапии.

          Сформулировать рекомендации по комплексному использованию воздействий через основные сенсорные каналы в целях потенцирования оптимизирующего эффекта.

          Научная новизна. Впервые проведено популяционное исследование лиц молодого возраста, установившее независимость артчувствительности от уровня музыкального образования, привычной двигательной активности или особенностей интеллектуальной деятельности, связанной с изучаемой специальностью.

          Выявлена более высокая интеграция изученных сенсорных систем у лиц, умственная деятельность которых характеризкется предметно-образным типом мышления по сравнению с абстрактно-логическим.

          Изучена значимость комплекса средств музыкальной выразительности (музыковедческих характеристик произведений) и установлена ведущая роль темпо- ритмических и ладо-гармонических параметров в функционировании физиологических механизмов восприятия музыки.

          Выявлена различная артчувствительность у лиц разного пола в зависимости от уровня психоэмоциональной напряженности: у юношей в состоянии психологического дискомфорта она снижается, а у девушек - избирательно возрастает.

          Впервые установлены физиологические и психофизиологические корреляты сенсорных выборов по данным комплекса методик, оценивающих уровень и характер функционирования различных систем организма, а также биоритмологическую организацию.

          Установлены различные типы реакций мозга на музыкальное воздействие в зависимости от исходного функционального состояния, при этом у лиц с нарушением ритмической организации (снижение амплитуды а-ритма, выраженная дизритмия) в процессе восприятия индивидуально предпочитаемой музыки происходит ее оптимизация, сохраняющаяся в последействии.

          Изучены различия в характере реактивности на предпочитаемую и отвергаемую музыку: при восприятии предпочитаемой музыки в организации биоэлектрической активности голодного мозга происходят изменения, указывающие на снижение уровня нейротизма, в то время как восприятие отвергаемой музыки может сопровождаться электрофизиологическими эквивалентами повышения уровня психотизма.

          Показано, что нейрофизиологические механизмы восприятия музыки зависят от уровня музыкального образования, при этом у немузыкантов наибольшие изменения происходят в правом, а у музыкантов - в обоих полушариях.

          На основании тестирования определены оптимальные сочетания стимулов, адресованных к разным сенсорным системам (зрительной, обонятельной, слуховой) для назначения комплексных воздействий.

          Практическая значимость. Выявленные различия в механизмах восприятия приятной и неприятной музыки делают необходимым индивидуализацию формирования музыкальных программ в целях повышения их эффективности.

          Установленные взаимосвязи функционирования сенсорных систем позволили сформулировать принципы комплексного воздействия с целью потенцирования оптимизирующего эффекта.

          Обнаруженные психофизиологические корреляты дают возможность экспресс- анализа уровня адаптации по результатам сенсотестирования.

          Определены физиологические критерии и принципы подбора корригирующих программ по данным функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

          Установлено, что значительная вариабельность оценок арт-, арома- и музыкотестов отражает гиперреактивность, что требует корригирующих мероприятий.

          Доказано оптимизирующее влияние предпочитаемой музыки на управляющее звено биосистемы, в то время как отвергаемая музыка вызывает отрицательные сдвиги в биоэлектрической активности головного мозга.

          Внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются в рамках программы «Здоровье студентов» и педагогическом процессе на кафедрах внутренних болезней и физического воспитания и спорта Тульского государственного университета, а также в практике работы Тульского областного Центра Медицинской Профилактики и Реабилитации и Муниципального Центра дополнительного образования «Преображение».

          Апробация работы. Основные положения диссертации изложены и обсуждены на 13 конференциях (в том числе 3 Международных, 7 Российских): Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов «Биотехнические, медицинские и экологические системы и комплексы» (Рязань, 1999), Международной конференции «Медицина и физкультура на рубеже тысячелетий» (Москва, 2000), Первом московском Международном форуме «Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века» (Москва, 2000), Республиканской научно- практической конференции «Достижения и проблемы функциональной диагностики на рубеже XXI века» (Москва, 2000), Всероссийском научно-практическом семинаре «Современные возможности холтеровского мониторирования» (Санкт-Петербург, 2000), 111 научно-технической конференции студентов и аспирантов (Рубцовск, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье в XXI веке» (Тула, 2000), ежегодной конференции ДиаМА «Актуальные проблемы деятельности диагностических центров в современных условиях» (Москва, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников и студентов. Методы оценки, профилактические и реабилитационные технологии» (Владимир, 2000), научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры медико- биологических дисциплин ТулГПУ им. Л.Н.Толстого (Тула, 2000), ХХХУП научно- практической конференции профессорско-преподавательского состава ТулГУ (Тула, 2001), I научно-практической конференции ВУЗов Центрально-Черноземного региона России «Физическая культура и спорт молодежи в XXI веке» (Воронеж, 2001) и Международной научно-практической конференции «Состояние биосферы и здоровье людей» (Пенза, 2001).

          Апробация работы осуществлена на совместном заседании кафедр внутренних болезней и физкультуры и спорта Тульского государственного университета и Государственного унитарного предприятия НИИ новых медицинских технологий (2000 г.).

          Публикации. Материалы исследования изложены в 15 публикациях.

          Структура и объем диссертации. Диссертация имеет общепринятую структуру, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, изложена на 170 страницах, содержит 36 таблиц и 12 рисунков. Список использованной литературы представлен 373 источниками, включая 250 зарубежных.

          Похожие диссертации на Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки