Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Манеров, Роберт Валерьевич

Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин
<
Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манеров, Роберт Валерьевич. Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Манеров Роберт Валерьевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/185

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психологические аспекты формирования образа отца в структуре я-концепции современных мужчин 14

1.1. Содержание и структура Я-концепции в контексте жизненных ситуаций, ролей и функций личности 14

1.2. Отцовство как биопсихосоциальный феномен 44

1.3. Системная детерминация, содержание, структура образа себя как отца и Я-концепции мужчин 73

ГЛАВА 2. Методология исследования 96

2.1. Методологическое обоснование направления исследования 96

2.2. Организация исследования 102

2.3. Эмпирические методы и методики исследования 104

2.4. Методы математико-статистической обработки данных исследования 109

ГЛАВА 3. Результаты исследования образа себя как отца в структуре я-концепции мужчин

3.1. Исследование образа отца у мужчин и женщин с разным семейным статусом 110

3.2. Исследование содержания и структуры реального и конструктивного образа себя как отца у мужчин с разным отцовским и семейным статусом 116

3.3. Исследование структурно-содержательных компонентов интегрального образа себя как отца у мужчин с разным отцовским и семейным статусом 133

3.4. Исследование признаков и структурно-содержательных компонентов Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом 143

3.5. Исследование взаимосвязи структурно-содержательных компонентов интегрального образа себя как отца и Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом 152

Выводы 175

Заключение 180

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные системные изменения в социокультурной и экономической сферах российского общества в последние десятилетия существенным образом меняют не только внешнюю среду, но и внутренний мир личности. Направление и содержание личностных изменений в значительной мере определяются механизмами самосознания и саморегуляции, формирующими необходимые для жизнедеятельности в изменяющихся условиях системы Я-концепции. Не случайно к Я-концепции все чаще обращаются при исследовании значимых жизненных феноменов личности не только в разных областях психологии, но и в смежных с ней областях человекознания (философии, педагогике, социологии, медицине, экономике и т.п.).

К настоящему времени в психологической науке сложилось несколько направлений в изучении Я-концепции, ориентированных на ее содержание, структуру, механизмы и отдельные компоненты (У. Джеймс, Э. Эриксон, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, И. И. Чеснокова, А. А. Налчаджян, А. А. , Р. Бернс и др.); функции (К. Роджерс, Р. Бернс, Ю. М. Орлов и др.); детерминанты формирования (Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс и др.); связи с другими психическими явлениями (А. А. Налчаджян, А. А. , Е. А Климов и др.). Сегодня благодаря развитию практической психологии особо востребованными оказались исследования содержания и структуры Я-концепции в контексте актуальных жизненных проблем, ролей и функций личности, в частности, в контексте отцовства. Несмотря на практическую востребованность, исследования такого рода малочисленны. Проблема отцовства в психологии особенно актуальна и обострена в силу возникающих противоречий между современными и традиционными требованиями общества к мужчинам. При этом трансформируются отцовские потребности, роли, функции и качества, что выражается в переосмыслении мужчинами устоявшихся представлений об отцовстве, в осознанном участии в пренатальном и перинатальном развитии своего ребенка, в рациональном подходе к планированию его рождения. Наряду с этим учащаются случаи девиантного отцовства: насилие, депривация, низкая родительская компетентность мужчин и т.п. В силу негативных аспектов современного отцовства увеличиваются масштабы детской преступности, наркомании, алкоголизма, деструктивного рискованного поведения и т.п.

Обобщая сложившиеся традиции исследований, мы можем рассматривать отцовство с двух ключевых позиций:

как обеспечение условий развития ребенка (И. С. Кон, Б. И. Кочубей, Р. В. Овчарова, Ю. А. Токарева, О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова, С. Р. Липпо, З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Виткин, Ф. Тайсон, A. Grams, G. Mendel, R. Rohner, M. Lamb, E. M. Krampe, A. Etchegoyen, J. Trowell, M. Target, М. Diamon и др.);

как проявление личностно-смысловой сферы мужчин (И. С. Кон, Р. В. Овчарова, Ю. А. Токарева, С. Т. Посохова, С. Р. Липпо, Р. В. Манёров).

Подавляющее большинство исследований проводится с первой позиции. Вторая позиция разработана слабо, а если и отражена в исследованиях, то далеко не полно. Возникает научная проблемная ситуация: несмотря на ведущее положение Я-концепции в разных сферах реализации личности, ее роль в отцовстве недостаточно раскрыта; несмотря на социальную важность, отцовство изучается фрагментарно, односторонне, преимущественно с позиции обеспечения условий развития ребенка и семьи; несмотря на практическую востребованность решения проблемы отцовства, на необходимость оказания психологической помощи отцам, на попытки внедрения программ по формированию отцовского поведения, наблюдается явный дефицит исследовательского инструментария, психодиагностического и психоконсультационного обеспечения.

Для разрешения сложившихся научных противоречий, с нашей точки зрения, отцовство целесообразно рассматривать как системно детерминированный интегральный биопсихосоциальный феномен, специфика которого определяется структурой и функциями потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого, регуляторного компонентов, необходимых для обеспечения развития, как ребенка, так и личностно-смысловой сферы мужчин. Каждый из компонентов вносит свой вклад в специфику проявления отцовства, тем не менее, все компоненты взаимосвязаны, а структура отцовства целостна. Такая позиция предполагает, в частности, изучение образа себя как отца в структуре Я-концепции мужчин. Понимание детерминант содержания и структуры образа себя как отца, а также особенностей его интеграции в Я-концепцию мужчин во многом поможет прогнозировать отцовское поведение, выявлять причины девиантного отцовства, разрабатывать методы психологической помощи при возникновении трудностей адаптации мужчин к отцовству. Разработка темы исследования, во многом новой и малоизученной, требовала определения понятийного аппарата, касающегося, прежде всего, отцовства: «образ отца», «образ себя как отца», «реальный образ себя как отца», «конструктивный образ себя как отца», «интегральный образ себя как отца». В нашем исследовании структурно-содержательные компоненты Я-концепции мужчин раскрывались в самоотношении, а также в устойчивом осознаваемом и сформированном родительской семьей Я-образе.

Цель исследования заключается в описании особенностей интеграции образа себя как отца и Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

Гипотезы исследования.

  1. Специфика структуры и содержания образа себя как отца и Я-концепции, а также взаимосвязей их компонентов обусловливается отцовским и семейным статусом мужчин.

  2. Когнитивная сложность и конкретность образа себя как отца; выраженная идентификация себя с отцом и принятие себя как отца; включенность в образ себя как отца релевантных отцовских потребностей, ролей, функций и качеств; сходство реального и конструктивного образа себя как отца; взаимосвязь компонентов образа себя как отца с признаками и компонентами Я-концепции, необходимыми для реализации отцовства, обусловливается статусом женатого отца.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

  1. Систематизировать научные представления о психологических проблемах отцовства и Я-концепции мужчин, определить теоретико-понятийные и эмпирические конструкты исследования.

  2. Раскрыть содержание образа отца в сознании мужчин и женщин с разным семейным статусом.

  3. Определить содержание образа себя как отца и Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  4. Выявить структурно-содержательные компоненты образа себя как отца и Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  5. Разработать структурные модели интеграции образа себя как отца в Я-концепцию мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  6. Создать и апробировать методический комплекс для изучения образа отца современного мужчины.

Теоретико-методологические основания исследования.

В основу диссертационной работы положены следующие фундаментальные теоретико-методологические положения, принципы и подходы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко и др.); принцип системной детерминации и организации психических явлений (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, В. Н. Ганзен, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Б. М. Теплов и др.); принцип стуктурно-функциональной организации самосознания и Я-концепции (С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, У. Джеймс, Ч. Кули и Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс и др.); интегративный подход (С. Л. Рубинштейн, В. Н. Панферов, Е. Ю. Коржова и др.); личностный подход (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, А. Г. Асмолов, В. Н. Панферов, Е. Ю. Коржова, Р. Кеттелл и др.); феноменологический подход (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, , , К. Роджерс, , Е. П. Кораблина и др.); психосемантический подход (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев, Ч. Осгуд, Дж. Келли и др.).

Исследование было организовано в соответствии с принципами сравнительного и комплексного (Б. Г. Ананьев и др.), а также корреляционного организационных методов (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. Д. Небылицын, Д. Кэмпбелл и др.). Для решения поставленных задач использовались такие эмпирические методы психологического исследования, как психосемантический и проективный методы, а также тестирование и анкетирование. Для доказательства гипотез применялись следующие математико-статистические методы: критерии различия Стьюдента, Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона и коэффициента ранговой корреляции Спирмена, а также факторный анализ (метод максимального правдоподобия).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соблюдением методологических принципов, теоретическим анализом современных представлений об отцовстве, а также о содержании, структуре и функциях Я-концепции; выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов и методик; репрезентативностью выборок испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных, а также использованием адекватных методов математико-статистической обработки данных.

Объект исследования – мужчины в возрасте от 22 до 40 лет, которые составили три выборки по 50 человек в каждой. В первую выборку вошли женатые мужчины, имеющие детей; средний возраст испытуемых – 27 лет. Вторая выборка объединила женатых мужчин, не имеющих детей; их средний возраст – 26 лет. Неженатые мужчины, не имеющие детей, образовали третью выборку, их средний возраст – 25 лет. При исследовании образа отца у мужчин и женщин также участвовали женщины с разным семейным статусом, которые составили три выборки по 50 человек в каждой. В первую выборку вошли женщины, имеющие детей, средний возраст испытуемых – 27 лет. Вторая выборка объединила замужних женщин, не имеющих детей, их средний возраст – 26 лет. Незамужние женщины, не имеющие детей, образовали третью выборку, их средний возраст – 25 лет.

Предмет исследования – структурно-содержательные особенности образа себя как отца и Я-концепции, а также их взаимосвязи у мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

Научная новизна результатов исследования.

  1. Концептуализированы понятия «образ себя как отца» и «отцовская Я-концепция».

  2. Разработаны факторно-аналитические модели образа себя как отца и Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  3. Предложены модели интеграции образа себя как отца в Я-концепцию мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  4. Раскрыто психологическое содержание и выявлена структура реального, конструктивного, интегрального образа себя как отца мужчин с разным отцовским и семейным статусом.

  5. Доказана обусловленность структурно-содержательных особенностей образа себя как отца и Я-концепции отцовским и семейным статусом мужчин.

  6. Выявлен репрезентативный набор описаний образа отца у мужчин и женщин.

Теоретическая значимость исследования.

  1. Расширено представление о содержании и структуре Я-образа и Я-концепции в результате их рассмотрения в контексте отцовства.

  2. Расширено представление о системообразующей роли Я-концепции в психологической организации личности мужчин, обеспечивающей интеграцию образа себя как отца и создающей условия для формирования отцовской Я-концепции.

  3. Определены структурно-содержательные компоненты образа себя как отца и Я-концепции мужчин.

  4. Установлена обусловленность специфики структурно-содержательных компонентов образа себя как отца и Я-концепции, а также их интеграции отцовским и семейным статусом мужчин.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы:

  1. В практической психологии: при решении задач диагностики психологической готовности мужчин к отцовству; при выявлении личностных факторов риска девиантного отцовства; в индивидуальном и семейном психологическом консультировании в целях успешной адаптации мужчин к отцовству.

  2. При расширении содержания курсов лекций по традиционным психологическим дисциплинам: «Психология личности», «Дифференциальная психология», «Семейная психология», «Психология девиантного поведения», «Психология детей-сирот» и «Психодиагностика», а также при разработке курсов лекций для новых дисциплин, например, таких как «Психология мужчин», «Психология отцовства» и т.п.

  3. При проведении индивидуальных и групповых занятий с будущими отцами с целью повышения их психологической культуры в области отцовства.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Образ себя как отца представляет собой интегрированную в Я-концепцию многомерную, многокатегориальную и полимодальную структуру отцовских потребностей, ролей, функций и качеств.

  2. Структурно-содержательные особенности образа себя как отца обусловливаются отцовским и семейным статусом мужчин, а именно:

выраженная идентификация себя с отцом; сравнительно низкая когнитивная сложность при конкретности и реалистичности образа; ожидание любви к себе со стороны своих детей; стремление к нравственному совершенству, большая готовность материально обеспечивать семью, обусловлены статусом женатого отца;

синкретичность образа; непринятие себя в роли отца при наличии отцовского потенциала и формальной готовности к отцовству; стремление к нравственному совершенству обусловлены статусом женатого мужчины без детей;

синкретичность образа; насыщение образа преимущественно нерелевантными отцовству признаками; избегание отцовства при наличии отцовских притязаний; стремление к реализации мускулинных качеств обусловлены статусом неженатого мужчины без детей.

  1. Структурно-содержательные особенности Я-концепции мужчин, объединяющие компоненты устойчивого осознаваемого и сформированного родительской семьей Я-образа, обусловливаются отцовским и семейным статусом мужчин, а именно:

представление о себе как об эмоционально устойчивой, со сниженной социальной активностью, гибкой, склонной к риску личности; склонность к самоуничижению; восприятие ситуации и стиля воспитания в родительской семье как неблагоприятных обусловлены статусом женатого отца;

самоутверждение; самоорганизованность; представление о себе как об эмоционально неустойчивой, склонной к депрессивным переживаниям, испытывающей сложности в понимании людей личности, обусловлены статусом женатого мужчины без детей;

самокритичность; самодостаточность; представление о себе как о доминантной, социально проницательной, со сниженной социальной активностью личности обусловлены статусом неженатого мужчины без детей.

4. Образ себя как отца интегрирован в Я-концепцию мужчин через самоотношение, устойчивый осознаваемый и сформированный родительской семьей Я-образ. Особенности интеграции обусловлены отцовским и семейным статусом мужчин, а именно:

интеграция нравственных, потребностных и эмоциональных компонентов образа себя как отца в компоненты Я-концепции, отражающие неблагоприятное воздействие родительской семьи и ориентацию мужчин на преодоление жизненных стереотипов, обусловлены статусом женатого отца;

интеграция компонентов образа себя как отца, раскрывающих противоречивую готовность к отцовству, в компоненты Я-концепции, отражающие ориентацию на себя и на других, а также эмоциональные свойства, в том числе связанные с неблагоприятной ситуацией в родительской семье, обусловлены статусом женатого мужчины без детей;

интеграция компонентов образа себя как отца, раскрывающих преимущественно личностные и поведенческие отцовские качества, а также материальную готовность к отцовству, в компоненты Я-концепции, отражающие ориентации на себя и на других, в том числе связанные с неблагоприятной ситуацией в родительской семье, обусловлены статусом неженатого мужчины без детей.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях: научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2001» (Санкт-Петербург, 2001); XVI Международной конференции «Женщины, меняющие мир» (Санкт-Петербург, 2007); Межвузовской научно-практической конференции «Развитие специального образования в современной России: социальные и психологические основы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Санкт-Петербург, 2010); Региональной научно-практической конференции «Молодежь в эпоху перемен» (Санкт-Петербург, 2010); 15-й конференция ВЕГИ «Реконструкция качества жизни» (Санкт-Петербург, 2012). Результаты исследования обсуждались на научно-практических семинарах в Санкт-Петербургском государственном Университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, в НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», а также на заседаниях секции «Перинатальная психология» Российского психологического общества. Ключевые положения исследования включены в курсы лекций и практических занятий для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся по направлениям «Психология» и «Педагогика», и реализованы в дипломных работах студентов Санкт-Петербургского государственного Университета, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», НОУ «Институт специальной педагогики и психологии».

Структура и объем работы.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 199 страницах, содержит 16 таблиц и 8 рисунков. Приложения включают в себя 8 таблиц и 3 рисунка. Список литературы включает в себя 179 наименований, из них 149 на русском языке, 30 – на иностранных языках.

Отцовство как биопсихосоциальный феномен

Несмотря на то, что понятие Я-концепции было выработано в гуманистической психологии, то есть в середине XX века, само явление, неразрывно связанное с самосознанием и самопознанием, изучалось со времен возникновения в религии и философии внимания к познанию человека. В качестве первого свидетельства обычно приводятся слова призыва, начертанного на фронтоне дельфийского храма Аполлона: «Познай самого себя». По словам Платона, эта фраза принадлежит семи великим мудрецам Древней Греции, пришедшим в результате размышлений и долгого диспута, как им казалось, к абсолютной истине. Чаще всего эту фразу приписывают древнегреческому философу Хилону (VI в. до н.э.). Позже ее сделал популярной Сократ (469 г. до н. э. -399г. дон. э.) [103].

Уже в наше время С. Л. Рубинштейн, рассматривая соотношение самосознания и жизненного пути личности, писал: «Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути» [108, с. 635]. В то же время процесс становления человеческой личности невозможен без формирования сознания и самосознания. При этом самосознание он называл относительно поздним продуктом сознания. На наш взгляд, идеи Рубинштейна о самосознании важны для понимания психологической сущности отцовства, отражающего реальное содержание бытия мужчины, одного из важнейших событий его жизненного пути.

В продолжение этих идей в современной психологической науке все более упрочивается тенденция, связанная с конкретизацией внутриличностных детерминант поведения, развития личности, становления человека как субъекта своего жизненного пути. Усложняясь, развитие самосознания приводит к появлению все более развернутой Я-концепции, которая на определенном жизненном этапе обогащается образом себя как отца. Постепенно обогащаемая Я-концепция является интегральным выражением актуализации механизмов самосознания и системным результатом этой актуализации, занимая ключевое положение в структуре самосознания. Поскольку наличие самосознания является сущностным атрибутом человека, его познание совершалось по многим направлениям творческой мысли человечества. Ввиду сложности, неоднородности и многоаспектности проблемы, она сегодня предстает как междисциплинарная и комплексная проблема, изучаемая на стыке религии, философии, антропологии, социологии, педагогики и психологии.

В связи с этим мы считаем целесообразным обратиться к некоторым фундаментальным положениям ключевых концепций самосознания, достигнутым в религиозном, философском и психологическом познании. В соответствии со спецификой предмета каждое направление познания по-своему подходит к анализу самосознания. Так, в религиозных традициях самосознание часто рассматривается с позиций самопознания своей сущности, как актуальной (греховной), так и потенциальной. Системы самопознания и саморазвития для постижения истинной сущности человека и его единения с Вселенной были разработаны еще в религиях Древнего Востока [45].

Несмотря на то, что в христианской религии самопознание - это открытие в себе Божественного начала и составляет важную и необходимую обязанность каждого христианина, а саморазвитие - путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви, истинное самопознание необходимо и для правильного познания ближних, правильной любви и уважения к ним. Самопознание состоит в познании человеческой природы, ее сил, свойств, развития и состояния вообще, в познании всего этого в самом себе в особенности. Так как, кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать ближних, должным образом обращаться, любить и уважать их. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки, удаляющие человека от Бога и ближних, всегда имеют в своем основании неправильное понятие о себе, или незнание самих себя [36]. Значение самопознания, как для каждого человека в отдельности, так и для всего человечества в целом, трудно переоценить. Самопознание - не роскошь, а «острая жизненная необходимость, потому что, если человек сегодня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век грядущий будут последними в многотысячелетней истории людей» [76, с. 83].

Самопознание рассматривается и в нехристианских религиозных традициях. Так, с позиций суфизма тот, кто познал свою душу, познал своего Господа. Различия с христианством в подходах к самопознанию особенно проявляются в восточных религиях, базирующихся на концепции «пустотности» «Я», согласно которой не существует ни «Я», ни человеческой души, ни личности. Самопознание в таком виде, как познание иллюзорности своего «Я», диаметрально противоположно христианскому самопознанию, как познанию своей субстанциональной и бессмертной души [36].

В философском аспекте самосознание - это способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Анализ самосознания связан с выявлением его гносеологической сущности, дифференциацией его видов, соотношением с объективным бытием человека. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована еще Сократом, который называл самопознание смыслом философии, однако в античной философии проблема самосознания не получила развернутого толкования. Впервые вопрос о самосознании стал проблемой в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, связанной с грехом. Понятно, что прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен просто осознать себя. В философии Нового времени проблема самосознания оказалась связанной с проблемой познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. В XVII - XVIII веках философы утверждали, что нет сознания без самосознания, а объектом самосознания является мышление. Самосознание наделено свободой и направлено на овладение миром [44]. Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания и интерпретирует не вопрос о сознании или самосознании, а проблему принципиальной возможности рефлексии сознательных, бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений человека. Под самосознанием подразумевается не только знание о самом себе, но переживание содержания субъективной реальности. Таким образом, самосознание можно рассматривать как любое возможное самоотображение, равноценное отображению внешнего мира [87]. В философии нет единства в вопросе о соотношении сознания и самосознания. Существует утверждение, что самосознание - высшая форма сознания, проявляющаяся лишь у взрослой развитой личности.

Системная детерминация, содержание, структура образа себя как отца и Я-концепции мужчин

По мнению К. Г. Юнга собирательные образы отца и матери как архетипы врожденно присутствуют в психике ребенка. Ребенок сразу же после рождения начинает активный поиск отца в стремлении удовлетворить врожденные потребности в языке, порядке, законе, формируя таким образом матрицу для дальнейшего развития отцовского образа, заполняемую в процессе отцовско-детского взаимодействия. Только в условиях адекватно функционирующей семьи у ребенка формируются образы отца и матери, позволяющие сделать в дальнейшем правильный выбор брачного партнера и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье [149,162].

Подчеркивая социокультурную природу феномена отцовства, 3. X. Саралиева пишет, что для каждого поколения существует свой идеал отца, причем каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и отцовским поведением [109]. Большинство отцов хочет быть образцом для своего ребенка, поэтому у мужчин формируется образ «идеального отца», который складывается как на основе позитивного или негативного примера собственных родителей, так и под влиянием социокультурных стереотипов. Идеал отца порой достаточно противоречив. Одна часть представлений связана с традиционными мужскими ролями, другая - с современными взглядами на отцовство. Можно сказать, что идеальный отец - это, прежде всего, успешный, уважаемый, авторитетный, материально обеспечивающий, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный отец [90].

Даже негативный образ отца у детей, воспринимающих отцовское отношение к ним как враждебное, отчужденное, показывает, что отец - это тот человек, в котором они нуждаются, которого они любят и ненавидят одновременно. Это подтверждает традиционный взгляд на значимость роли отца, на невозможность его замены никем другим без ущерба для ребенка [104]. В исследовании образа родителей у больных шизофренией было установлено, что по сравнению со здоровыми людьми их образ отца сильно различается. В представлениях больных шизофренией отец менее заботливый, более контролирующий; унижающий, отвергающий, критикующий и индуцирующий хроническое чувство тревоги [43].

Обобщая сложившиеся традиции исследований, мы можем рассматривать отцовство с двух ключевых позиций: как обеспечение условий развития ребенка (И. С. Кон, Б. И. Кочубей, Р. В. Овчарова, Ю. А. Токарева, О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова, С. В. Липпо, 3. Фрейд, А. Адлер, Дж. Виткин, Ф. Тайсон, A. Grams, G. Mendel, R. Rohner, M. Lamb, E. M. Krampe, A. Etchegoyen, J. Trowell, M. Target, M. Diamon и др.); как проявление личностно-смысловой сферы мужчин (И. С. Кон, Р. В. Овчарова, Ю. А. Токарева, С. Т. Посохова, С. Р. Липпо, Р. В. Манёров).

Подавляющее большинство исследований проводится с первой позиции, предполагающей изучение отцовско-детского взаимодействия; раскрытие отцовских качеств и характеристик отцовского поведения, необходимых для гармоничного развития ребенка на разных этапах онтогенеза. Традиционно считается, что роль отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Без отца невозможно формирование полноценной гармоничной личности. Прежде всего, это касается умственного, нравственного и полоролевого развития. Причем положительное влияние отца на развитие ребенка обеспечивается при четком разделении родительских ролей и функций на отцовские и материнские, т.е. отец не должен выступать в роли заместителя матери. Отцовская деятельность подразумевает широкий спектр специализирующего воздействия на детей. Во взаимодействии с отцом ребенок усваивает образцы мужского ролевого поведения в семье и в обществе в целом. Эти образцы становятся основой формирования образа идеального мужского поведения и во многом определяют последующее поведение детей по мере их взросления [158]. По мнению американского педиатра Б. Спока, мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина не только потому, что он родился с мужским телом, а благодаря способности подражать окружающим его лицам мужского пола и, прежде всего, своему отцу. Если мальчик постоянно испытывает по отношению к себе раздражение и недовольство отца, то он будет тянуться преимущественно к матери, воспринимать ее манеры поведения, жить ее интересами. В мужском обществе такой мальчик будет чувствовать себя неловко [117].

Как полагают И. Лангмейер и 3. Матейчек, отец становится для ребенка наиболее естественным источником знаний о мире, труде, технике. Он способствует как его профориентации, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Отцовская депривация во многом становится причиной асоциального развития ребенка. Без отца функции по обеспечению семьи ложатся на мать, вследствие чего ребенок большую часть времени предоставлен сам себе и получает больше возможностей для разных форм девиантного поведения. Причиной асоциального развития ребенка также может стать и несоответствующая роль, которую отец играет в семье. Если роль отца в семье играет отчим или дедушка, то возникают основания для развития конфликтов и невротических расстройств ребенка [69]. Подчеркнем, что паттерны эмоционального взаимодействия переходят от поколения к поколению. По мнению М. Боуэна, одного из первых исследователей, определивших значимость феномена межпоколенческой передачи, эмоциональное благополучие детей страдает из-за ухода отца из семьи [146]. Отечественные психологи и педагоги также подчеркивают роль отца в семейной социализации ребенка. Для сына отец - эталон мужчины, для дочери - образец взаимодействия с представителями противоположного пола в соответствии с ситуацией [6]. Сын перенимает от отца образцы поведения, мужественные черты, учится мужскому достоинству, в результате чего формируется как его нравственный облик, так и стереотипы поведения [95].

Эмпирические методы и методики исследования

Анкета «Включенность в отцовство» (авторская методика). Это специально составленная в процессе исследования анкета, куда, помимо прочего, вошли пункты о возрасте, семейном положении, семейном стаже, количестве, поле и возрасте детей, «запланированности» детей, соответствии пола ребенка желанию мужчин, а также вопросы, выражающие степень включенности мужчин в процесс ожидания ребенка и эмоциональное сопровождение этой включенности. Кроме того, в эту анкету вошел блок с суждениями, отражающими жизненно важные потребности мужчин в отцовстве (приложение В).

«Семантический дифференциал «Образ отца» (авторская методика). В основу авторской методики «Семантический дифференциал «Образ отца» был положен метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд), который принадлежит к методам экспериментальной психосемантики и является одним из методов построения семантических пространств, представляя собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Метод семантического дифференциала позволяет измерять так называемое коннотативное или аффективное значение - те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами, формированию денотативного значения [101, 172]. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии стало понятие личностного смысла. Личностный смысл - это отношение субъекта к миру, выраженному в значениях, т.е. как бы «значение значения» для личности, неразрывно связанное с ее потребностно-мотивационной сферой, ее общей направленностью. В личностном смысле отражена «пристрастность» отношения к миру активного субъекта [71]. Специфика нашего предмета изучения обязывала применение подхода к построению семантического дифференциала, предполагающего добавление предметных (или денотативных) шкал, отражающих предметные свойства объектов изучения. Процедура дальнейшего анализа данных, полученных по шкалам семантического дифференциала, состоит в построении семантического пространства с помощью факторного анализа. Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности (признаков, заданных шкалами) к базису меньшей размерности (категориям-факторам). Содержательно фактор можно рассматривать как форму обобщения, как смысловой инвариант содержания шкал, в него входящих. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив содержание объекта, его коннотативное значение как совокупность факторов. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры категоризации, через призму которых происходит восприятие образа, в нашем случае - образа себя как отца.

Для решения поставленных задач нами был составлен список признаков, полученных путем анализа и обобщения содержания представлений об отце у мужчин и женщин с разным семейным статусом на основе результатов модифицированного варианта методики «20 утверждений самоотношения М. Куна и Т. Мак-Партланда». Изучаемый объект, определенный нами как «образ себя как отца», оценивался испытуемыми по 47-ти биполярным семибалльным шкалам. Сначала мужчинам предлагалось соотнести реальный образ себя как отца со значениями соответствующих шкал. Далее мужчины по тем же шкалам оценивали представления о том, каким отцом они стремятся стать, т. е. конструктивный образ себя как отца (приложение Б). Для изучения Я-концепции использовались:

Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева. Выбор МИС вызван высокой надежностью измерения особенностей отношения к себе, доказанной целым рядом исследований отечественных психологов (С. Т. Посохова, В. X. Манеров, Е. И. Кривега и др.). При помощи заданных девяти шкал, полученных в результате обобщения некоторых интегративных комплексов переживаний и суждений, выражающих отношение личности к себе, методика позволяет измерять сложную и дифференцированную картину описания, структуру самоотношения, что важно для целостного понимания образа себя как отца в структуре Я-концепции мужчин.

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (Cattell, 1970). Опросник, по мнению автора методики, выявляет исходные черты или свойства, представляющие собой основополагающие структуры личности и определяющие различные формы ее поведения на протяжении длительного периода времени [154, 155]. Другими словами, методика предназначена для выявления личностных свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Следует особо отметить то обстоятельство, что исходные черты или свойства получаются на так называемых Q-данных: регистрации представлений личности о своих мыслях, чувствах, поведении на основе их самонаблюдения и самоанализа. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. Таким образом, можно говорить о том, что совокупность выявляемых 16-факторным личностным опросником Кеттелла «Шестнадцать личностных факторов» исходных черт или свойств представляет собой относительно устойчивый осознаваемый образ «Я» личности, сопряженный с его самооценкой [138]. В исследовании использовалась форма А.

Биографический опросник (BIV) (Р. Егер, С. Лишер, Б. Мюистер, Б. Риц). Биографический опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации, биографии и семейной ситуации на жизненный путь. Опросник представляет собой самоописание личности, в котором содержится как объективная, так и субъективная информация о его поведении в социальной среде, и позволяет получить стандартизированную информацию об отношениях в родительской семье, ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии как важной предпосылке для социально-психологической адаптации личности [118, 142, 161]. Таким образом, устойчивый осознаваемый образ «Я» и его самооценка при помощи Биографического опросника дополняются самоописанием сформированных родительской семьей свойств личности как результата собственной истории взаимоотношений с родителями, который в современной психологии изучается в контексте поколенной трансляции стратегии поведения и свойств личности.

Исследование структурно-содержательных компонентов интегрального образа себя как отца у мужчин с разным отцовским и семейным статусом

В свою очередь, группа женатых мужчин, не имеющих детей, более оптимистично смотрит на жизнь по сравнению, как с отцами, так и с неженатыми мужчинами без детей. Кроме того, отцы по сравнению с женатыми мужчинами без детей менее склонны к доминированию, подчинению окружающих и при этом предпочитают ориентироваться на собственное мнение в принятии решений. По сравнению с неженатыми мужчинами, не имеющими детей, отцы в большей мере склонны сохранять сложившиеся представления о себе. Данный факт дополняет биографическая обусловленность их ориентации на узкий круг общения. Обнаруженные тенденции дают основания полагать, что статус отца может создавать условия для адекватной самодостаточности мужчин.

При сравнении групп мужчин без детей оказалось, что женатые мужчины отличаются от неженатых, главным образом, биографическими составляющими Я-концепции. Так, среди исследуемых мужчин, не имеющих детей, вступили в брак преимущественно те, у кого были лучшие биографические предпосылки для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности, кто испытывал благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности, у кого в родительской семье складывались позитивное отношение к окружающему миру и хорошее взаимодействие между родителями. Этой категории мужчин также свойственна менее выраженная экстравертированность. На основании вышесказанного мы предполагаем, что для вступления в брак мужчин играют важную роль особенности взаимоотношений в их родительской семье. На наш взгляд, менее благоприятные биографические факты, в том числе, взаимоотношения в родительской семье, создают эмоциональные и коммуникативные трудности для вступления в брак мужчин.

Следующий шаг в изучении Я-концепции заключался в выявлении структурно-содержательных компонентов в зависимости от отцовского и семейного статуса при помощи факторного анализа. Структурно-содержательные компоненты Я-концепции в виде факторно-аналитических размерностей отражают базовые представления мужчин о себе как о личности, в том числе в контексте собственной биографии и ситуации в родительской семье, а также сложившиеся отношения в адрес собственного «Я».

Приступая к анализу структуры Я-концепции, мы предполагали, что статус женатого отца обогащает Я-концепцию мужчин. Операциональным показателем такого обогащения может служить увеличение размерности факторного пространства, происходящего при декорреляции признаков Я-концепции. Содержательным референтом обогащения может выступать когнитивная сложность факторного пространства, выражающаяся в количестве входящих в него значимых переменных. Кроме того, можно предположить, что отцы и мужья преимущественно ориентируются на релевантные их статусу признаки Я-концепции. Аналогично анализу структуры образа себя как отца первый шаг факторизации заключался в определении количества факторов, собственные значения которых превышали единицу (табл. 12).

Представленные в таблице 12 результаты позволяют говорить об общей тенденции, характеризующей структуры Я-концепции мужчин с разным семейным и отцовским статусом. Когнитивная сложность структуры Я-концепции для всех трех групп мужчин примерно равная, что выражается в количестве как факторов, так и входящих в них значимых переменных. Относительную независимость формальных характеристик структуры Я-концепции от семейного и отцовского статуса мужчин молшо объяснить тем, что при измерении признаков Я-концепции не учитываются конкретные жизненные ситуации, связанные с супружеством и отцовством.

Анализ факторных структур показал, что выделяется большое число факторов, представляемых только через одну переменную или не представляемых вообще через исходные переменные, вследствие чего их интерпретация затруднена или невозможна. Поэтому нами была проведена дальнейшая факторизация признаков Я-концепции с целью достижения интерпретабельного решения. Напомним, что согласно нашим предпололсениям, статус отца и мужа обусловливает содержание Я-концепции и, кроме того, привносит в это содержание, прежде всего, те признаки, которые традиционно приписываются отцам и мужьям обществом, а именно ответственность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и т.п. - отцам, эмоциональная чувствительность, ответственность, надежность и т.п. - мужьям. Ниже для каждой группы мужчин приводятся таблицы наименований факторов, отражающих структурно-содержательные компоненты Я-концепции мужчин с разным отцовским и семейным статусом (табл. 13, 14, 15) , а также сводная таблица (табл. 16).

В таблицах 13, 14, 15, 16 обращают на себя внимание, прежде всего, различия структур Я-концепции в зависимости от отцовского и семейного статуса. Сходство обнарулсено лишь в том, что фактор «Сниженная социальная активность» содержится в структуре Я-концепции как женатых отцов, так и неженатых мулсчин без детей. По всей видимости, для этих групп социальная активность не является приоритетом, причем по разным причинам. Сниженная социальная активность женатых отцов, с нашей точки зрения, может быть объяснена необходимостью уделять достаточное время взаимодействию с детьми. Причина же сниженной социальной активности неженатых мул чин, не имеющих детей, скорее всего, заключается в неполной реализации себя в разных жизненных сферах.

Похожие диссертации на Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин