Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия формирования экологического сознания Лапчинская Наталия Викторовна

Психологические условия формирования экологического сознания
<
Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания Психологические условия формирования экологического сознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лапчинская Наталия Викторовна. Психологические условия формирования экологического сознания : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2001 204 c. РГБ ОД, 61:02-19/278-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОДХОДЫ, ТИПОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ

1.1 .Актуальность проблемы формирования экологического сознания .12

1.1.1. Экологические причины 12

1.1.2. Социальные и социо-культурные причины 14

1.1.3. Необходимость научно-психологического осмысления и освоения методов нетрадиционной психологии 16

1.2.Определение, структура и типология экологического сознания 18

1.2.1. Структура экологического сознания 18

1.2.2. Антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания 23

1.3.Основные подходы к формированию экологического сознания 26

1.3.1. Формирование экологического сознания средствами традиционного экологического образования и воспитания 26

1.3.2. Формирование экологического сознания средствами экологической психопедагогики 28

1.3.3. Практико-ориентированные подходы к формированию экологического сознания 32

1.3.4. Экопсихологический (онтологический) подход к формированию экологического сознания 42

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСШИРЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

2.1. Принципы и методы эколого-психологического расширения самосознания 48

2.2. Этапы эколого-психологического расширения самосознания 66

2.3. Результаты психологического расширения самосознания по данным самонаблюдения 84

2.4. Результаты конют-анализа дневников самонаблюдений и письменных самоотчетов до и после семинарских занятий 90

2.5. Экспериментальное исследование типа экологического сознания 92

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ

3.1. Общая характеристика выборки и организации экспериментального исследования 97

3.2. Исследование изменения уровня тревожности 98

3.3. Исследование изменения субъективного отношения к себе 99

3.4. Исследование изменения потребности в достижениях 101

3.5. Обсуждение результатов тестирования 105

3.6. Исследование уровня проявления самосознания в разных сферах психической жизни испытуемых методом анкетирования 1 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

СПИСОК Л ИТЕРА ГУ РЫ 140

ПРИЛОЖЕНИЯ 155

Введение к работе

Актуальность исслгдоііпііііи. Экологический кризис в настоящее время рассматривается как кризис мировоззренческий, как кризис сознания человека и его отношения к природе. Многие авторы считают, что предупреждение и преодоление экологического кризиса невозможно без изменения отношения человека к окружающем) миру природы и к самому себе как части этого мира природы, т.е. без изменения піна экологического сознания (В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев, 1994; С.Д.Дсрябо, В.А.Ясвин, 1995, 1996; Н.Н. Моисеев, 1990; В.И.Панов, 2000; В.А.Ясвин, 1999, 2000 и др.). В качестве психологического условия формирования экологического сознания, как правило, рассматриваю! си ответственность человека за сохранение окружающей природы и субъекз-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным) (Л.В.Гагарин, 2000; С.Д.Дсрябо, В.А.Ясвин, 1995, 1996; А.Н.Захлебнып, 1986; И.Д.Зверев, Д.Н.Кавтарадзе, 1998; А.Н.Камнев, 1999; И.Т.Суравеїuna, 1994; А.Е.Тихонова, 1984 и др.).

Кроме того, социально-экономическая нестабильность и экологическая ситуация современного российского общества ставит проблему повышения психологической устойчивое in и защищенности с помощью раскрытия резервных (потенциальных) возможностей психики человека как существа не только социального и духовною, по и природного (Мир психологии, 1997; Первая и 2-я Российские конференции по экологической психологии, 1996, 2000; Экология человека, 1998). Актуальность этой проблемы обусловлена также отсутствием доски очной психологической грамотности (компетентности) у большей части населения, включая знания о регуляторных возможностях психики человека и о природных возможностях человека к развитию своих способностей (Ф.Г.Ваеилюк, 1984; Ь.А.Вяткин, 1981; С.В.Гиппиус, 1967; Ф.Т.І оівазьт В.Хоиальд, 1992; А.А Деркач., Л.Г.Орбап, 1995, 2000; Т.Н. 1чорова, 1С")7; А.С. )і пев, 1997 и др.).

Это делает ак іуалі.іюіі проблему исследования психологических условий и методов формирования экологического сознания, целью которых является изменение отношения не Ю.ІП.КО к окружающему миру природы, но к самому человеку как части мира природы. to Цель исследования заключается в изучении психологических условий и методов формирования субъект-субъектных отношений человека к миру природы, к другим людям и к самому себе как компонентов экологического сознания.

Объект исследовании экологическое сознание.

Предмет исследовании экологическое сознание, формирующееся в условиях коммуникативного и эпергоинформационного взаимодействия человека с миром природы (расіеппями, животными), с другими людьми и с самим собой, в котрых индивид проживает и осознает свою принадлежность миру природы и свое единство с ней.

Гипотеза исследовании состоит в предположении, что в качестве психологического условия для формирования субъект-субъектного отношения к человеку и к" мир) природы выступает такое коммуникативное взаимодействие индивида с миром природы (природным объектом в виде другого человека, растения или самого себя), которое:

создает для данного индивида ситуацию развития его психических процессов, состояний, самосознания и сознания в целом посредством расширения диапазона их функционирования, включая способности к энергоинформациоппому обмену;

позволяет индивиду пережить и осознать ощущение единства (общности и различия) с природными объектами, в роли которых могут выступать другие люди, представители животного и растительного мира и сам индивид.

Задачи исследовании:

Провести і сореП1ЧССКІ1І! анализ основных подходов к формированию экологического со шин им.

Теоретически обосновать принципы и методы создания ситуаций коммуникативного и шергопнформационного взаимодействия, которые позволяют ощутить и осознать единство человека с миром природы (растениями, животными, с другим людьми и с самим собой как частью природы).

3. Разработать и апробировать технологию эколого-психологического расширения самосознания, в основе которого лежит субъект-субъектное изменение отношения к миру природы, к другим людям и к себе как природному явлению.

4. Экспериментально исследовать влияние данной технологии на развитие самосознания как компонента экологического сознания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения экологической психологии (С.Д.Дерябо, Е.А.Климов, В.И.Панов, В.Хесле, В. А.Левин, k.Pawlik, K.Stapf и др.), экологического образования в школе (A.I I.Захлебпый, И.Д.Зверев, Т.В.Кучер, Ь.Т.Лихачев, И.Т.Суравегина и др.), отечественной психологии о развитии психики и ее субъекта (К.А.Абульхапова-Славская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.), психологии развивающего образования (В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.Л.Левин), гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс п др.), практических методов развития мышления, личности и сознания (В.В.Ьольшакова, А.В.Гагарин, Н.А.Вяткин, Т.И.Егорова, Д.Н.Кавтарадзе, А.Н.Кампев, В.А.Ясвин и др.), а также развития способностей к энергоинформационному взаимодействию (Л.П.Гримак, 1994; Д.Гриндер, Р.Бэндлер, 1994; С.Гроф, 1940, Ю92; А.П.Дубров, В.П.Пушкин, 1990; Т.Е. Егорова, 1997 и др.)

Положении, ш.шосимыс на защиту

1. Структура экологического сознания экоцентрического типа включает в себя субъект-суб ьектпое отношение человека не только к миру природы, но к человеку (к себе и к другим людям) как существу, принадлежащему к миру природы.

2. В качестве психологического условия, необходимого для формирования укачанного отношения является создание ситуаций познавательного, эмоционального, коммуникативного и знергоинформаїїиошіоі о взаимодействия индивида с самим собой, с другими людьми, с природными обьектами (растениями, животными).

3. Принципы и методы, составившие основу технологии формирования экологического сознания посредством эколого-психо-ло) ического расширения самосознания.

4. Практическое применение этой технологии показывает, что она действительно позволяет пережить и осознать ощущение единства с природными объектами, в роли которых могут выступать другие люди, представители жпнопюго и расіп іельного мира и даже сам индивид. Благодаря этому происходит жолого-пепхологическое расширение самосознания по следующим парамеїрам:

изменение отношения к себе - осознание и принятие себя как природного явления и как субъекта развития своих перцептивных, рефлексивных и коммуникативных (включая энергоинформационные) способностей в сп і уапиях взаимодействии с самим собой, с другими людьми и с миром природы;

изменение от ношения к другим - принятие другого как субъекта по общению и по рачвпмпо своих способностей посредством коммуникативного взаимодействия трм с .труї ом и с миром природы;

изменение oi ношения к миру природы - принятие самоценности природы и ее возможное гп быть субъектом коммуникативного взаимодействия с человеком.

4. В экспериментальном плане эти изменения самосознания проявляются:

в улучшении физического и психологического самочувствия, в снижении уровня тревожности;

в нош тином изменении самоотношения (самоинтереса, аутосимпатии, уверенности в своих силах и т.п.);

в изменении потребности в достижениях;

в суб век і-субъектом изменении отношения к природе и к человеку.

5. Указанные изменения в комплексе отношений к миру природы и к человеку показываю!, что разработанная нами технология эколого- психологического расширения самосознания способствует формированию экологического сознания экоцентрического типа.

Теоретическая значимость и новизна

Теоретически обоснована, разработана и апробирована технология эколого-психологического расширения самосознания как система психологических \еловпіі, принципов и методов, которая позволяет формировать зколої пческое сознание экоцентрического типа посредством развития перцептивных, рефлексивных и коммуникативных (включая энергоинформационные) способностей индивида в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с природными объектами.

Проведена систематизация психологических предпосылок, на которых построены основные подходы к формированию экологического сознания, что позволит более осознанно реализовать методы формирования в зависимости от психологических uvioniiii и целей общего, специального и дополнительного экологического обра юваппя.

Получены экспериментальные данные, которые характеризуют изменение уровня тревожности, самоотпошепия п потребности в достижениях в структуре экологического сознания экоцептричсского типа.

Методы исследования Для решения поставленных задач в исследовании были использованы:

обобщение и теоретический анализ литературных данных;

методы экспериментального исследования: формирующий и констатирующий эксперименты;

социально-психологический, жолого-психологический и энергоинформационный тренинги;

методы анкетирования, наблюдения и самонаблюдения;

контент-анализ, качесі венные и количественные методы обработки экспериментального материала;

графические методы представления полученных данных. Практическая значимость исследования

Разработана технология формирования экологического сознания посредством эколого-исихологпческого расширения самосознания, обеспечивающего субъект-субъекиюе изменение отношения человека к миру природы и к самому человеку как природному явлению.

Практическое применение данной технологии помогает оптимизировать психологические условия и методы формирования экологического сознания в общем, специальном и дополни і елыюм образовании для детей и взрослых. Кроме этого результаты ее апробации показывают ее эффективность для повышения психологической стрессоустойчивое ти, а также гармонизации отношений с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой.

В частности, данная модель практически реализована в программах семинарских занятий по эколого-пепхологпческому развитию способностей человека и повышению аутопсиходогической компетентности взрослых, проводимых в течение последних X леї па базе исихолого-экологического клуба «Разум» (г.Благовещенск), Волго-Вятской академии государственных служащих, Волжского инженерно-педагогического института и Бизнес-колледжа (г.Н.-Новгород), )копспхологического центра развития социальных и образовательных систем (г.Краспоармейск Моск.обл.).

Разработана и апробирована методика для оценки изменения самосознания как компонента жологпческого сознания.

Практическая значимость подтверждена справками о внедрении, полученными от указанных образовательных учреждений г.Благовещенска, г.Н.-Новгорода и г.Красноармейски М.о.

Достоверное п. и обоснованность выводов обеспечивалась реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, четким выбором методологических позиций рассмотрения предмета исследования, использованием современного математического аппарата обработки данных, репрезентативностью выборки экспериментального исследования, практическим подтверждением основных положений в длительной опии но-жепериментальмой работе.

Апробация работы

Основные положения работы прошли апробацию на 2-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, Психологический институт РАО, 2000 г.), па международной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижегородский лингвистический институт, 2000 г.), региональной конференции «Психология на рубеже XXI века (Нижний Новгород, Волго-Вя іская академия государственной службы, 2000 г.), на конференции Российского психологического общества «Психология созидания» (Казань, 2000 г.), международной конференции «История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития» (Моск. гуманитарно-социальный университет,,2001 г.).

Практическая апробация представлена в виде учебно-развивающей программы работы пспхолої о-- жолої пческого клуба «Разум» (г.Благовещенск, 11 1989-2001 гг.), в виде учебных курсом и социально-психологических и эколого-психологических і рентной для студентов и преподавателей Волжского государственного инженерно-педагогического института (1997-1999), а также в виде учебного курса «Лутопспхолої пческая компетентность государственного служащего» (Волго-Вятская академия государственной службы, 1999-2001 гг.).

Объем и структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. 

Социальные и социо-культурные причины

Когда говорят об экологии человека, то имеют в виду не только биологическую сущность человека, но также и ею как существа социального и, более того, существа духовного, т.е. носи і ел я культурных, духовно-нравственных, общечеловеческих ценностей человеческого бытия. 11оэтому наряду с проблемами сохранения физического и психологического здоровья человека, в настоящее время являются проблемы сохранения культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством в ходе развития современной цивилизации. Не подлежит сомнению, что разрушение подобных ценностей неизбежно приведет его к утере социо-культурной среды, необходимой для воспроизводства и развития человека как существа социального и духовно-нравственного. Поэтом) проблемы сохранения окружающей среды не ограничиваются проблемами опасною или нерационального использования природных ресурсов и загрязнения. Они охваи.івают также проблемы охраны и зашиты социального и культурного наследии ( Крана окружающей среды: проблемы просвещения, 1983, с.9; В.Хссле, 1994/.

Социальная в целом и сонио-кулыурпая среда, в частности, характеризуются большим, и подчас причудливым, разнообразием семейных, образовательных, информационных, этнических, культурологических, религиозных и других условий жизни современного человека. Здесь существенно отметить, что каждый из указанных видов социальной среды характеризуется в современной России своими особенностями, главной из которых является нестабильность, вызываемая общим кризисом социально-экономических и человеческих отношений. Нестабильность социально-экономических и политических условии жизни россиян, увеличение количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие психологической подготовки к жизни в экстремальных условиях - все пи характерные черты современной России с особой остротой ставят практические проблемы психологической подготовки и готовности к жизнедеятельности в сложных социально-психологических условиях (В.И.Панов, 1997, 19986, 2001). Актуальность этой проблемы обусловлена также отсутствием достаточной психологической грамотности (компетентности) у большей част населения, включая знания о регуляторных возможностях психики человека и о природных возможностях человека к развитию своих способностей (Л.М.Аболии, 1987; С.П.Батракова, 1986; Ф.Е.Василюк, 1984; Б.А.Вяткин, 1981; С.В.Гиппиус, 1967; Ф.Г.Готвальд, В.Ховальд, 1992; М.И.Григорьева, 1988; А.А Деркач., Л.Г.Орбан, 1995, 2000; Т.Е.Егорова, 1997; А.С.Огнев, 1997; Р.А.Яблокова, 1995; Н.В.Яковлева, 1994 и др-)

Т.о., вопросы защиты окружающей среды оказываются тесно переплетенными с вопросами защиты человека, его физического и психического здоровья от воздействия на пего различпьїх средовых факторов (как социальных, так и физических), а іакже и ori своих собственных действий.

Принципы и методы эколого-психологического расширения самосознания

Проведенный в первой главе анализ основных подходов к проблеме экологического сознания в экологическом образовании и психологии экологического сознания показывает, что в качестве необходимого условия формирования экологического сознания рассматривается изменение отношения человека к окружающему миру природы посредством передачи и усвоения экологических знаний, представлений о необходимости ответственного отношения к природе и формирования субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения к миру природы.

При этом никто не отрицает того, что человек является существом не только социальным, по и биологическим. И в этом смысле он тоже является частью природы и тоже і ребусі защитных действий по сохранению своего психологического и физического здоровья от отрицательных воздействий со стороны социальной и антропогенной природной среды, как и окружающая его природная среда. Поэтому формирование жологического сознания экоцентрического типа и необходимого для лої о эколого-ориентированного изменения субъективного отношения человека к миру природы должно происходить не только по отношению к внешним природным объектам, но и к самому человеку (к другим людям и к самому себе).

Подобное эколого-орпентпрованное изменение отношения человека к себе должно происходив в направлении осознания (самосознания) себя и других людей частью приро.лы и, сооі всієї вепно, принятия себя в качестве субъекта развития своих псрпсіпивных, рефлексивных и коммуникативных возможностей в ситуациях взаимодействия с миром природы, с другими людьми и с самим собой. В этом смысле речі, идет, с одной стороны, об экологическом расширении самосознания, понимаемого как «процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к себе» (В.В.Столиц // Общая психодиагностика, 1985). С другой стороны- это расширение происходит посредством принятия себя как субъекта саморазвития (актуализации своих возможностей взаимодействия с миром природы, с другими людьми и с самим собой), что соответствует таким принципам гуманистической психологии, как принятие другого (и себя) как субъектов самоактуализации (А.Маслоу, 1999; А.Менегетти, 1993; К.Роджерс, 1994 и др.).

Следствием расширения самосознания как психологического условия формирования экологическою сознания экоцентрического типа является повышение психологической грамотности и культуры.

Таким образом, проблемой следующего этапа нашего исследования стала разработка принципов, методой и содержания эколого-психологического расширения самосознания тех людей, которые пришли к осознанию необходимости овладения психолої пчеекпмп методами саморазвития во взаимодействии с миром, включая друї их людей и себя самих, что в итоге должно было бы повысить их психологическую культуру.

При этом мы исходили из представления, что человек является такой же частью природы, как и другие виды и формы жизни на планете. Все они существуют благодаря своей способности к саморазвитию, которая реализует себя только при наличии соответствующих условий, т.е. во взаимодействии с окружающим миром. Для человека характерно, что это взаимодействие с миром окружающей природы ведет к развитию природных способностей, миром людей, включая себя, - к разит ню духовных способностей (В.Д.Шадриков, 1996). Поэтому состояние психологического и физического здоровья человека и его стрессоустойчивосп. определяемся іем, насколько успешно он умеет выстраивать и регулирован, свои ол ношения (взаимодействия) с миром природы, с другими людьми и є самим собой.

Когда мы говорим о природной сущности человека, то мы имеем ввиду нечто более широкое, чем с\о сущность как биологического организма. Речь идет прежде всего о человеке как существе природном в том смысле, что, как другие представители мира природы, он (опять же «по своей природе») обладает способностью к актуализации своих потенциальных возможностей саморазвития.

В этом смысле нам близка позиция В.Д.Шадрикова: «Природная сущность человека направлена па отражение природных компонентов, природной среды. В своем развитии человек поднимается до духовных творений. Создание и освоение этих духовных творении требует духовных способностей. Духовные творения - это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов. Природные свойства человека, связанные с освоением природных явлений, можно назван, природными способностями, а свойства человека, развившиеся на базе биологических, природных и связанные с созданием и освоением духовных їнорспиіі будем называть духовными способностями» /выделено мной - І І.Л./.

Тот факт, что человек рождаелся с неразвитыми природными функциями, которые вызреваю л в лечение длительного периода онтогенеза, превращает процесс формирования способнослей из чисто биологического, природного, в культурно обусловленный. И с згой точки зрения способности человека формируются как способности окультуренные, т.е. направленные на отражение и овладение не только природных свойств и явлений, но и «второй природы», -созданного человеком мира кульлуры, науки и техники.

Исследование изменения субъективного отношения к себе

Экспериментальная sunomau. Исходя из общей гипотезы работы, происходящее в ходе семинара изменение отношения к себе должно иметь гуманистическую направленность. В экспериментальном плане это должно проявиться в изменении самоотношения в сторону принятия себя, увеличение уверенности в своих силах и т.д.

Экспериментальная методика. Для проверки этой гипотезы был использован тест самоотношении В.В.Столина-С.Р.Паитилеева [Общая психодиагностика, 1987, направленны!"! на многофакторную количественную оценку отношения испытуемого к самому себе. Тест представляет собой опросник из 62 вопросов, на которые надо отвечать «да» и «нет». 7 факторов интерпретируются в качесіве шкал:

1. Самоуверенность,

2. Ожидаемое отношение,

3. Самоприятие,

4. Саморуководство,

5. Самообвинение,

6. Самоинтерес,

7. Самопонимание

Наряду с этими шкалами используется также интегральная шкала самоотношения и 4 дополнительных:

1. Самоуважение

2. Аутосимпатип

3. Ожидание положительного отношения других

4. Самоинтереса

Как видно из рисунка, происходит увеличение почти всех показателей теста самоотношения В.В.Столпна-С.Р.Пантелеева. Участие в семинаре приводит к гуманистическому (позитивному) увеличению показателей самоотношения (ауюспмпашп, самоуверенности, самопринятия и др.) суммарно по всем группам испытуемых в среднем на 9%. При этом по шкале самообвинение показатель снизился в среднем на 7%, а по остальным шкалам показатели повысились. Максимальное повышение составило по шкале самоуверенности 14% и шкале аугосимпатии 11%. При этом различия значимы по интегральной шкале (р 0,001), шкалам самоуважения (р 0,005), аугосимпатии (р 0,001), самоуверенности (р 0,001), самопринятия (р - 0,001). Следует отметить статистически значимое снижение показателя самообвинения (р 0,05). Различия по шкалам ожидания положительного отношения других (р 0,168), ожидания отношения других (р 0,149) и самоинтереса (р - 0,096) указывают на центральную тенденцию увеличения указанных показателей после семинара.

Особенно ярко выступает увеличение показателей аугосимпатии, самоуверенности и самоприиятия, что, на наш взгляд, отражает перенос ценностных ориентации с внешнею мира на внутренний. Снижение показателя самообвинения коррелирует со снижением тревожности, отмеченным ранее (см. рис. 3.2), и свидетельствует о более реалистичной самооценке и освобождению от довлевших ранее социальных клише.

Вывод. Таким ойразом, мы получили экспериментальное подтверждение гипотезы, что в холе семинарских занятий происходит изменение самоотношения в сюрону принятия себя, самоуважения, самоуверенности и аутосимпатии, а также снижение самообвинения, что указывает на расширение самосознания в сторону гуманистической направленности.

Экспериментальная гшютеиі. Исходя из общей гипотезы работы, в ходе семинара должен измениться уровень потребности в достижениях, причем:

а) в сторону увеличения, если индивид считает себя находящимся в позиции ученика, котрому предстоит еще много достичь на трудном пути саморазвития,

б) в сторону уменьшения, если овладение методами саморазвития делает его более самодостаточным. Экспериментальная методика. С этой целью нами был использован тест потребности в достижениях Ю.М.Орлова, предназначенный для количественной оценки индивидуальных различий в устойчивом, генерализованном латентном мотиве достижения [Общая психодиагностика, 1987]. Тест представляет собой опросник из 50 вопросов, на которые надо отвечать «да» и «пет». По тесту Орлова определялись изменения показателя потребности в достижениях стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - что является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь, как важного компонента мочивацпонной сферы.

Похожие диссертации на Психологические условия формирования экологического сознания