Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Загитова Лилия Чулпановна

Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа
<
Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Загитова Лилия Чулпановна. Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа : опыт философского анализа : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Сибай, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:07-9/12

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философское понимание природы музыки 11

1.1. Онтологическое значение звука как универсального космического явления 1 1

2.2. Трансцендентальное понимание музыки в религиозно-философских учениях Востока 25

3.3. Философские воззрения на музыку в Западной Европе 53

Глава II. Онто-гносеологическое значение музыки для бытия человека 79

2.1. Онто-гносеологическая роль музыкальных понятий «гармония», «ритм» и «мелодия» в философском познании 79

2.2. Принципы музыкального отражения и резонанса как формы симметрии в системе отношений «макрокосм и микрокосм» 93

2.3. О воздействии энергетики звуковой материи на бытие человека 110

Заключение 132

Библиография 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования Музыка представляется наиболее духовным из искусств и одним из наиболее загадочных феноменов человеческого бытия. Магическое воздействие музыки и звука на людей привлекало к себе внимание человека с глубокой древности. Магия звука ощуіцается в его «нематериальности». Звук подчас не выдает своих источников, обладает способностью исчезать, растворяться, уходя в «никуда». Это не могло не породить предположений об особом, неземном происхождении звука как средства общения не столько между людьми, сколько между людьми и «иными мирами». Так в культуре Востока, где музыка с давних времен была неотъемлемой частью жизни общины, музыканты и певцы окружались большим почетом, поскольку рассматривались как посредники между миром людей и божественным миром.

В историческом плане феномен музыки был всегда тесно связан с мировоззренческими представлениями человека. Входя в звуковую среду, древний человек включался в музыкальную деятельность, объемы которой расширяли его опыт, сознание. Такая «музыкально-гносеологическая» деятельность человека была обусловлена его глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего места в мире. В жизни он стремился найти точку опоры в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых им внешних и внутренних, состояний.

Музыка была и остается особым видом философского познания мира — музыкальной гносеологией, а также предметом нравственно-философскою анализа человеческой души, т.е. этико-нравствеиной гносеологией. Формирование и событийное развитие социальных процессов современного человечества происходит при самом непосредственном и мощном воздействии на них музыки. В социуме музыка реализует общемировоззренческую, гносеологическую, нравственно-воспитательную, медико-терапевтическую и другие функции. Нарастающее многообразие феноменов информационного общества глубоко изменяет природу музыки, качественно расширяя ее возможности в син-

тезировании новых культурных, моральных и социальных ценностей, в формировании определенного стиля и образа жизни.

Музыка живет только в звучании, но сказать, что музыка есть звучание, значит, низвести ее на уровень слуховых ощущений, редуцировать этот удивительный феномен, наполненный глубоким смыслом, до уровня инструментального мастерства извлечения звуков. Музыка представляет собой нечто неизмеримо большее и иное: она дает человеку шанс вступать в жизненно важный контакт с труднодоступными уровнями существования человека и мира, указывает на нечто «впереди» себя, но то, на что она указывает, неотделимо и неотличимо от звучания.

Мир музыкальной формы — идеальный мир, в котором синтезируются ритмические движения космической жизни. Именно в музыке изначально заложена основа творения, гармонизации всего сущего, базовая созидательная сила. Музыка и ее основа - звук — являются своеобразным резонатором природы. Музыка вызывает в душе человека глубокие чувства, отражая в ней великие движения мирового бытия. Благодаря глубоким и тайным взаимосвязям человека и космоса значение музыкальных звуков безмерно возвышается над звуками как таковыми. Неадекватное отражение в музыке небесной гармонии отрицательно воздействует на жизнь человека и разрушает гармонию его духа. Человек одухотворенной и совершенной души всегда стремится к возвышенному, прекрасному, гармоничному и мелодичному. Когда человек все это понимает, он пытается создать совершенную музыку. Только та душа, которая живет в соответствии с космическим порядком, способна улавливать ритмы Вселенской гармонии и созерцать сущность вещей земного плана. Об этом свидетельствуют многие древнейшие учения, как Востока, так и Запада. Погружение в мир таинственной музыки приводит человека в состояние покоя и гармонии, направляет его к совершенству.

В музыке человек интуитивно ощущает непосредственную связь со своим абсолютным началом. И когда эта связь сознательно установлена, это начало вызывает движение истинной человеческой души, т.е. гармонию. Такой чело-

5 век знает, что абсолютное начало невозможно выразить словами. Но это в некоторой степени под силу музыке.

Через музыку познается единство мира, сущность человека, смысл его жизни и истинное назначение. Осмысливая это, философия подходит к изучению сущности музыки, понимая, что истоки ее лежат в древних пластах культуры, рассматривавших ее как универсальную, созидательную силу. В этих условиях философское осмысление онтологических и теоретико-познавательных проблем музыки становится настоятельной потребностью. Поэтому актуальность заявленной темы определяется необходимостью философски осмыслить понятие «музыка» с целью вернуть ему статус универсальной социокультурной доминанты в бытии человека.

Степень разработанности проблемы. Музыка как феномен культуры является предметом изучения различных областей знания. На протяжении веков шел постоянный обмен философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области музыкального искусства, педагогики. Особое развитие получает, например, наука о музыке, повлиявшая на систему музыкального воспитания и образования народов стран Востока. О музыке писали крупнейшие ученые Дуань Анцзе, Конфуций, Цай Юэнь Дин, Шэнь Юань Цинь, Юэцзи (Китай); Матанга, Шарнгадева (Индия).

Для мыслителей Запада музыка являлась одним из важнейших средств познания мира и нравственно-духовного становления человека. В исследовании проблем генезиса понятия гармонии и идеи о вселенской музыке как универсальной основы познания мира человеком значительный вклад в мировую философию внесли Пифагор, Платон, И. Кеплер, Ф. Шеллинг, И. Кант, В. Вернадский.

Проблема генезиса звука, взаимодействия физических и метафизических его компонентов, а также эволюция представлений на развитие музыкального звука исследовали Платон, Плутарх, Гермес Трисмегист, Аполлоний Родосский, X. Альвен, А. И. Асова, Б.В. Асафьев, Р. Дикке, Я. Беме, Г. Гегель, А. Данте, В. П. Демин, Диодор Сицилийский, Дионисий Ареопагит, Э. Сведен-

борг; онтология числа и меры, которая воспринимала космос как музыку, а музыку как космос характерна для учений Пифагора, Платона, Августина, Алкунина, Боэция, Макробия.

Проблема генезиса гармонии как универсальной основы музыкальных связей во взаимосвязи с другими системамии знания исследовались Гиппасом, Гераклитом Эфесским, Диогеном Лаэртским, А.В. Амбросом; И. Кеплером, У. Одингтоном, А. Блоком, В. Вернадским, М. Генделем, Е.В. Герцманом, В.Е. Еремеевым, И, Кантом, Г. М, Идлисом, М.А. Коростовцевым, М. Мер-сенном, Дж. Царлино.

Связь «гармония - музыка — число», известная как пифагорейская числовая теория музыки, в теоретико-познавательном плане анализировалась Сократом, Платоном, Аристотелем, Б. Бреди, Дж. Бруно, Н. А. Васютинским, Я. Жмудь, А. А. Зиновьевым, А. В. Зиновьевым, В. В. Ильиным, А.Т. Калинки-ным, Н. В. Мамуном, Д. Мережковским, Ч. Мизнером, П. Мэнлином, Дж. Уи-лером, Р. Рагхавой, Н. Рерихом и др.

Сущность музыки с математическо-философских позиций стремились выявить Пифагор, Аристотель, Боэций, Алкунин, Гвидо Ареццио.

Анализом и структурой музыкального мышления и его художественных особенностей занимались Пифагор, Платон, Аристоксен, Кирхер, Маттесон, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг.

Разработку онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства мы находим в работах современных отечественных философов В. А. Апрелевой, М. В. Ильчук, А. Клюева, Ф. Селиванова. Музыка как проявление идеи «трансцендентального субъекта» активно изучается А.В. Лукьяновым; музыку как предмет логики исследовал А.Ф. Лосев, определивший ее сущность как становление.

Внутриакустические возможности музыки, сопоставляемые с математическими и физическими закономерностями звука, силовые воздействия звуков, а также новые пути компьютерной музыкальной композиции прослеживаются в работах Л.Г. Бергера, П. Булеза. Значительное влияние на исследо-

7 вание данной проблематики оказали работы современных физиков и кибернетиков А.Б. Акимова, Б.В. Бирюкова, Б.Б. Кадомцева, М. Мерсена, В. И. Рыд-ника, Ж. Совер, Е.Л. Фейнберга, Н. Хакен, Л. А. Хиллера.

Основу философского материала онто-гносеологического характера, на которую опирается данное исследование, составили работы Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, И. Фихте, Г. Гегеля; ученых-энциклопедистов Востока Бхараты, Ибн-Сипы, Аль-Газали, Вивекананды, а также отечественных философов В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, В. О. Соловьева.

Духовный мир человека, сущность ценностных ориентации, исследовались нами с привлечением трудов В. Аликина, С. Анисимова, В. Апраксина, Ю. Бессонова, Л. Буевой, М. Бобнева, У.С. Вильданова, И. Витаньи, В. Во-дзинского, А. Ворониной, Б.С. Галимова, Н. Злобина, А.Я. Канапацкого, Л. Косовой, В. Кочура, А. Леонтьева, К. Лосева, В.Межуева, Н. Моисеева, М. Петрова, О. Ромах, Э. Соколова, Ф. С. Файзуллина, B.C. Хазиева и др.

Между тем, изучение литературы по теме исследования обнаружило не-достаточную степень разработанности проблемы сущности феномена музыки как универсального явления в гармонизации всего сущего и его значимости для бытия человека. Взятая в онто-гносеологическом аспекте данная проблема еще слабо представлена в работах современных исследователей. Вместе с тем, как представляется, использование современных достижений науки и древнейших учений Востока и Запада, позволит на основе синтетического видения выявить новые сущностные аспекты рассматриваемого вопроса.

Объектом диссертационного исследования является феномен музыки в контексте бытия человека.

Предметом диссертационного исследования являются онтологические и гносеологические аспекты музыки как способа гармонизации внутреннего мира человека с бытием Универсума и как основы познания мира.

Целью диссертационного исследования является изучение природы музыки как уникального и универсального вселенского явления в контексте бытия человека.

8 Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

-выявить онтологические основания понятия «звук», на основе чего выработать понимание феномена музыки как универсального феномена бытия, гармонизирующего все сущее;

-исследовать основные идеи философских концепций музыки в историко-философской мысли Востока и Запада, выявляя общие и отличительные черты представлений о музыке в рамках этих культурных традиций;

-определить оыто-гносеологическую роль музыкальных понятий «гармония», «ритм» и «мелодия» в философском познании на базе обращения к древнейшим традициям Востока и Запада и современным научным воззрениям;

-раскрыть идею симметрии в системе отношений «человек (микрокосма) и Вселенная; (макрокосма)» на основе принципов музыкального отражения и резонанса;

-определить особенности воздействия энергетики звуковой материи на бытие человека.

На защиту выносится следующее положение: несмотря на зависимость феноменологических проявлений музыки (ее звучания, типа, характера, исторической роли в жизни человека и общества) от культурных традиций, музыка как уникально-универсальный феномен обладает всеобщим онто-гносеологическим значением для бытия человека как микрокосма, подобного макрокосму, Вселенной.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод, позволяющий осуществить синтетический анализ восточной и западноевропейской традиций с использованием современных научных знаний, структурно-функциональный, компаративистский и сравнительно-исторический методы. В процессе исследования также были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, единство исторического и логического методов, восхождения от абстрактного к конкретному. Научная новизна исследования заключается в том, что:

-на основе интерпретации звука как универсального космического явления дано авторское определение феномена музыки как гармонии порядка в движении звука;

-выявлены общие и отличительные особенности восточной и западноевропейской философских традиций в понимании музыки;

-обоснована идея, что музыка предстает как отражение гармонии, ритма и мелодии универсально-космического бытия (макрокосма) в индивидуально-человеческом бытии (микрокосме);

-определено, что по принципам отражения и резонанса человек как «музыкальный микрокосм» трансформирует «музыкальный макрокосм», создавая музыкальное равновесие, гармоничность, синхронность внешних и внутренних жизненных ритмов;

- выявлено, что музыка представляет собой единство рационального и иррационального: при тонкой настройке чувственно-ментального аппарата человек способен «иррационально» воспринимать звуковую гармонию пространственно-временного континуума («мировую музыку»), а затем «рационально» извлечь из своего сознания ее образ, созданный по статическим и динамическим законам природной гармонии Вселенной и, облекая его в форму гармонической «инструментальной» музыки, транслировать вовне;

-обосновано, что звуковые вибрации, воздействуя на человека на различных уровнях (физическом, психофизиологическом, биоэнергетическом и духовном) обладают как созидательной, так и разрушительной силой;

-выявлено, что творящая сила музыкального звука действует на человека, преобразуя духовно-психологическую сферу его сознания, погружает человека в состояние самоуглубления, способствуя духовному росту, «непосредственной недвойственности сознания».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы могут быть использованы в качестве онто-гносеологических оснований дальнейшего философского осмысления таких феноменов, как «музыка», «звук», «гармония», «ритм» в контексте бытия че-

10 ловека, а также в качестве методологического инструментария научных изысканий в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании материалов диссертации разработана авторская программа по истории музыкального образования для студентов музыкального факультета Сибай-ского института БГУ, методические рекомендации по музыкально-эстетическому воспитанию. Материалы работы могут быть использованы в рамках базового курса философии, а также при разработке соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания.

Апробация работы: По материалам исследования опубликовано 9 публикаций. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях «Неделя науки» в 2001-2006 гг. в Сибайском институте Башкирского государственного университета; на научно-практической конференции «Педагогические и философские аспекты образования» (МаГУ, 2005); на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя в условиях обновления содержания образования» (СИ БГУ, 2006). Результаты исследования были апробированы также на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Сибайского института Башкирского государственного университета. Диссертация обсуждена 26 мая 2006 года на кафедре философии Магнитогорского государственного университета и рекомендована к защите.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии (233 наименования). Основной текст диссертации составляет 151 страницу.

Онтологическое значение звука как универсального космического явления

В Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога»". Действительно, если вначале было Слово, то само это Слово представляло собой звук-вибрацию: «Бог». Тогда, согласно этой логике, звук управляет всем Сущим. Звук - есть сущность мира. Так, Ф.В.Й. Шеллинг отмечал, что звук — «есть чистая неразличимость облечения бесконечного в конечное, это нечто живое, для себя сущее... Лишь звук достигает распознания единства в многообразии» .

Древнеиндийские мистики и философы считали, что весь мир имеет звучащую природу и зависит в своём развитии от звука. Не только вся Вселенная, но и Боги имеют звуковую природу. Ими отмечено, что во время медитации медитирующий слышит звук «ОМ» (Бог), хотя он не произносит его вслух. ОМ - это единый, неделимый звук; это вибрация Вселенной. ОМ — это звук-источник Вселенной (Бога), потому что этим звуком Вселенная привела в движение первую вибрацию своего творения. Наиболее мощная из всех мантр - ОМ; в каждое мгновение - «здесь-и-сейчас» - Вселенная творит самой себя заново внутри ОМ. ОМ не имеет рождения, ОМ не имеет смерти.

Звук оказывает влияние на каждого человека. Существуют звуки, которые могут вызывать дегенерацию или, наоборот, регенерацию органов тела. Знающие люди могут задействовать звук, свет и геометрию в качестве основных орудий своего действия. Гармоничные звуки активируют тело и способствуют исцелению. Исцеление становится возможным через чётко выраженное намерение человека. Комбинация звуков — нот аккордов — будет проигрываться для усиления определённых органов тела: печени, щитовидной железы, сердца или общей регенерации.

Формирование в постнеклассической науке общенаучной картины мира позволяет говорить о том, что, в отличие от классической и неклассической картин мира, в ней преобладают представления глобального эволюционизма, в соответствии с которыми развитие и сознание трактуются как атрибуты, имманентные всем формам объективной реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму, т.е. рассмотрение элементов отношений «человек - биосфера - космос» в их взаимосвязи и единстве.

В настоящее время в учениях как религиозного, так и материалистического характера сознанию даются самые разнообразные определения: «живое тело космоса», «всепроникающий эфир», особо тонкая энергия, пронизывающая весь космос, «информационное поле космоса». В частности, Тейяр де Шарден считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой её «внутреннюю сторону», её «сокровенность». «Внутреннее сознание, — писал Тейяр де Шарден, - до крайности тонкий, но абсолютно необходимый для объяснения состояния космоса... слой» .

Во многих естественно - научных объяснениях природы «космического сознания» уживаются и представления о Божественном разуме. Например, М. Планк считал, что разум человека во Вселенной не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Из Бога, Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира ...мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах6.

Современные космологические концепции, рассматривающие звук-сознание как универсальное космическое явление, говорят об определяющем его значении в формировании материи. Согласно современным научным представлениям, рождение Вселенной началось с мощного взрыва гигантского энергетического сгустка, который сопровождался появлением звука огромной амплитуды колебаний. Он и послужил импульсом к пространственному расширению Вселенной. Показательно то, что различные космические тела — планеты, звёзды, туманности формировались в местах уплотнений огромной звуковой волны .

Сегодня многие физики-теоретики согласны в том, что важнейшую роль в формировании структур Вселенной выполнили гармонические звуковые волны, имеющие постоянную частоту колебаний (воспринимаемые человеком в диапазоне слуха как звуки определённой, постоянной высоты, которые и служат основным материалом искусства музыки). «Образно говоря, вся нынешняя стройная Вселенная является своеобразным отзвуком, эхом тех звуковых волн, которые сопровождали начало расширения Вселенной, является раскатом тех громов, которые звучали тогда»8. Так, современная наука даёт подтверждение древневосточному представлению о «звучании сфер и планет», античной мысли о «гармонии мира-музыки мировой». В наши дни происходит перекличка различных эпох и культур: если идея «гармонии мира» оформилась в античности, имея истоком древневосточные, шумеро-вавилонские представления, то привлекающие наше внимание современные научные концепции о значении звука как о первоначальном бытии в формовании материи предвосхищены ещё древнеиндуистским мифологическим и философским представлениями. Звук, как причина всего и Абсолютный Дух (Брахман), являет собой этапы творения, одновременно связывая в единое целое духовное и материальное в мире, существуя как проявленный для нашего слуха и как иепроявленный (звучание «акаша»-субстанции, заполняющей всё пространство). Его слышат только йоги и Боги, которые сами — «порождение силы и мощи звука». «Весь мир, подвижный и неподвижный, проникнут звуком», - заявляет «Брихаддеши» (XII в.) .

Также доказываемая физиками современная научная идея формования космической плазмы колебанием-«дыханием» гармонического звука намечена в Ведах, в космогонических гимнах древнеиндийской философии, сложившихся в конце Н-начале I тысячелетия до н.э. «Прашна-Упанишада» так повествует о «владыке творений»: «Праджапати... породил...двух — вещество и дыхание. Он решил: оба они создадут для меня многочисленные творения» .

Дыхание-колебание - это и есть звук, медленная и низкая вибрация огромной звуковой волны в единой, «текучей» первоначальной плазме, начинающей «жить» и формироваться в структуры Вселенной. Также вместе с гармоничным звуком появляется и время - как начало движения процессов формирования и развития жизни во Вселенной.

Суфийский мистик и музыкант начала XX в. Хазрат Инайят Хан писал, что каждое движение, появляющееся из безмолвной жизни является вибрацией и создателем вибраций, степень активности которых считается различными планами существования, не разделёнными полностью друг от друга, что постепенно делает их более плотными, рождая землю из небес. По утверждению Хазрат Инайят Хана, царства минералов, растений, животных и людей являются постепенными изменениями вибраций, а вибрации каждого плана отличаются от других по своему весу, широте, длине, цвету, воздействию, звуку и ритму. Человек не только сформирован из вибраций, но он живет и движется в них, как в специфической среде.

Трансцендентальное понимание музыки в религиозно-философских учениях Востока

На протяжении веков шёл постоянный обмен философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области философии, музыкального искусства, педагогики и других наук. Особое развитие получает, например, наука о музыке, повлиявшая на систему мировоззрения, теории познания, музыкального образования и воспитания народов стран Востока. О музыке пишут духовные учителя и философы Дуань Анцзе, Конфуций, Цай Юэнь Дин, Шэнь Куа, Шань Янь, Шэнь Юаньцин (Китай); Матанга, Шарнгадева (Индия). Складываются также национальные системы музыкального образования.

Восточная музыка всегда была особым видом «философского познания мира» и являлась предметом философского анализа. Многие знаменитые философы Древнего и Средневекового Востока славились как поэты и музыканты. Музыка была для них не столько увлечением, сколько средством познания, имеющим душевно-исцепителыюе и духовно-познавательное значение. Мыслители Востока высоко ценили нравственный и очищающий характер музыки. В жизненной силе восточной музыки воплощаются три основных принципа совершенной нравственности: Доброта, Красота и Истина. Именно эти стороны музыкального искусства вызывали страстное желание познать музыку, а через музыку познать единство мира, святость человека, смысл жизни и его истинное назначение в этом мире.

Согласно мифологии Востока, душа человека под воздействием музыки сливается с Божественной сущностью, с Божественной эссенцией. Для раскрытия своей Божественной сущности человек должен осознать своё назначение, а затем стремиться к усовершенствованию жизни. Для этого человек должен, прежде всего, познать самого себя.

Внутреннее движение души порождает в человеке особое состояние, называемое гармонией. Эта гармония есть ни что иное, как соприкосновение микрокосмоса с макрокосмосом, человека с Вселенной. При этом отношение «макрокосм и микрокосм» символизирует положение человека в универсуме как «меры всех вещей». Основанием этого отношения является символика самого человека, в особенности как «универсального человека» вместе с его «соответствиями» знакам Зодиака, планетам и элементам. Как говорил Ори-ген: «Знай, что ты - иное мироздание в миниатюре и что в тебе — солнце, луна и все звезды. ...В каждой душе имеется духовный смысл и образ Божий» . Т.е. идея принципа «большое отражается в малом» имеет огромное философ-ско-методологическое значение для познавательной деятельности человека, и тогда детальное изучение астрономических и астрологических соответствий и влияний планет друг на друга и на людей найдут своё объяснение. Таким образом, представится возможность использовать все эти соответствия в духовном развитии человека.

Следует отметить, что, согласно религиозно-философским системам Востока, существует и обратная связь таких соответствий - от «малого к большому», т.е. работа человека с одним органом своего тела или с телом в целом — вызывает адекватные воздействия и на макроструктуру (макрокосм). Например, работая с тонким телом (эмоциональным, ментальным или духовным) путём особой духовной практики, человек сам оказывает воздействие на тонкие субстанции Вселенной. Это, в частности, отражается в создании целой системы духовных оболочек вокруг Земли.

Действительно, человек на Востоке считался посредником или медиумом двух великих миров - мира материального и мира духовного. Именно в человеке находят своё единство два мира. Человек - орган небесного звучания — с любовью утверждает: всё происходящее на небе, происходит и на земле, то, что вверху, подобно тому, что внизу. Тем самым только человек все это может познать и соответственно действовать.

Основное понятие, которое имеет здесь философское обоснование — это понятие гармонии. Когда человек сможет создать гармонию мысли и разума -лицо планеты изменится. Человек должен посвятить себя созданию в своей жизни радости, творчества и любви к себе. Только так он сможет принести в мир гармонию. Соответственно тому, к чему человек стремится и в каком направлении работает, он будет излучать данную частоту вибрации, а звук будет путешествовать. Б людях живёт потребность, томящее желание возвратиться к гармоническому звучанию внутри человеческого рода. «Музыка воздействует на слушателя не только специфической красотой, вызывающей эстетические чувства, - она одновременно воздействует как звучащее отражение великих движений мирового бытия. Благодаря глубоким и тайным взаимосвязям человека и космоса значение музыкальных звуков безмерно возвышается над звуками как таковыми, и мы в творении талантливого композитора всегда ощущаем присутствие Универсума. Поскольку элементы музыки - звук, тон, ритм - обретаются в целом мире, то в свою очередь и человек в музыке обретает весь мир»24.

Действительно, человеку наших дней следует принять идею о том, что Макрокосм (Вселенная) и Микрокосм (человек) имеют одну и ту же структуру и, как следствие этого, подчиняются одним и тем же законам, достигнув тем самым внутри себя гармонии Вселенной и сознательно сливаясь с ней. К этой цели ведут самые различные пути. В частности, уже индийские йоги считали, что прежде чем приступить к медитации, необходимо прочистить энергетические каналы организма особыми очистительными процедурами и специальными статическими упражнениями — асанами. Только после этого йоги приступали к медитации. Именно медитация считалась тем самым волшебным ключом, с помощью которого человек мог проникнуть в глубины своего духа или расширить сознание до пределов Вселенной. Сторонники же дзэн-буддизма пошли по-другому пути. Тяжёлая, изнурительная практика Хатха-Йоги физических упражнений рассматривалась ими как что-то совершенно необязательное. Но медитация была обязательной процедурой. Медитация выравнивает все тела человека и приводит их в состояние гармонии. Она выступает замечательным процессом для высвобождения накопившихся энергий.

Нельзя понять музыку умом. Даже нельзя пытаться почувствовать музыку своим сердцем. Необходимо просто и искренне дать музыке парить в сердце. Только тогда она превращается одновременно в послание Бессмертия и в Путь в Вечность. Как здесь не вспомнить цитату древнекитайского историка Сыма Цянь (2 - 1 вв до н.э.) писавшего, что «все мелодии возникают, рождаясь в сердце человека, а движения человеческого сердца порождаются внешними предметами окружающего мира25. Далее он описывает творческий процесс, результатом которого является рождение мелодии: тронутое внешним миром, сердце приходит в движение, и это выражается в звуках. Звуки же, откликаясь друг на друга, порождают разные комбинации, а комбинации эти, будучи оформленными, называются инь-мелодиями" .

Онто-гносеологическая роль музыкальных понятий «гармония», «ритм» и «мелодия» в философском познании

Музыкальная онтология, характеризующаяся категориями гармонии и ритма, рассматривается нами как совокупность моделей универсального порядка, постигаемого человеческой интуицией и разумом в процессе духовной жизнедеятельности.

Именно обращение к древнейшим традициям Востока и Запада с целью исследования феномена звука даёт нам возможность рассмотреть музыкальные категории гармонии и ритма в онтологическом и гносеологическом контекстах. Рассмотрим, как понимается понятия «гармония» и «ритм» в философии и музыкальном искусстве.

Слово «гармония» имеет много значений. В связи с этим есть смысл обратиться к этимологии этого слова. Гармония (греч. harmonia) - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность используется в научной литературе в двух значениях: в философско-методологическом и музыкально-прикладном. В философско-методологическом плане это понятие выражает согласованность, стройность и системности принципов, законов, категорий и средств познания. В музыке это - Г) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия — аккорд); 2) раздел теории музыки, изучающий созвучия и их связи .

«Симметрия» также может интерпретироваться как имеющая отношение к гармонии данность, поэтому приведем этимологию и этого слова. Кроме того, важно определить значение слов «пропорция», «симметрия» и «логос», так как часто в текстах они встречаются в значениях близких к гармонии. В древнегреческо-русском словаре, составленным И. X. Дворецким, даны следующие значения интересующих нас терминов: I) 1) скрепление, связь; 2) скрепа; 3) соглашение, договор; 4) установле ние, порядок; 5) душевный склад, характер; 6) музыкальный строй, лад; 7) слаженность, соразмерность; 8) стройность, гармония. II) гармония (дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, мать Ино, Семелы и ДР-) III) ]) сведущий в законах гармонии, т.е. в музыке; 2) гармоничный; 3) посвященный музыке. summetria - 1) соразмерность, правильное соотношение; 2) сообразность, пригодность, своевременность; 3) измерение; 4) соизмеримость. summetron to - соразмерность, правильная мера. summetrov - 1) соразмерный, подходящий, соответствующий; 2) весьма сходный, похожий; 3) имеющий общую меру, соизмеримый; 4) правильный, истинный.

Первичный объект гармонии - музыкальные интервалы. Согласное звучание тонов даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Развёртывание свойств консонанса и диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур) - начальная история гармонии в музыке).

Таким образом, понятие «гармония» означает для нас связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность и системность. Гармония - это установка общества, ориентирующая на осмысление всего мироздания в целом или его фрагментов и самого человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Наиболее распространённым и последовательно представленным в западноевропейской религиозно-философской мысли, начиная с античности и кончая современностью, явилось положение, которое истолковывает музыку как «образ мировой гармонии», нашедший своё конкретное воплощение в идее подобия звучания музыки звучанию Космоса или, иначе, так называемой, «гармонии сфер».

Возникновение идеи о подобии музыки самой «гармонии сфер» или звучанию Космоса, а также понимание её (музыки) как воплощения мировой гармонии, современные исследователи (И. Кеплер, А.Ф. Лосев, В.Е. Еремеев) связывают с деятельностью Пифагора и его последователей. Роль числа понималась ими следующим образом: каждая из несущих с огромной скоростью планет порождает определённый звук. Отношения между этими звуками с точки зрения их высотности совпадают с музыкальными интервалами: октавой, квинтой, квартой, что вызвано соответствием расстояния между звучащими планетами делением источника музыкального звучания, в частности, струны. Эти же расстояния и деления измеряются числами. Например, сам Пифагор утверждал, что «всё расположено в соответствии с числами» - Рассматривая число как сущность гармонии, а гармонию как основу Космоса и человека, Платон считал, что ритмы гармонии «того же рода, что и периодические колебания нашей души»77. В последующем философия числа развивалась иудеями, гностиками в христианстве и каббалистами.

Многие мыслители говорили о гармонии сфер. Их объяснения о музыке сфер, поражающие воображения обычных людей, прекрасны, но мало кто из них мог затронуть в самой гармонии аспект посвящения (подчёркиваем — не просвещения, а посвящения!). Это могли знать только великие мистики Запада. Ибо гармония эта связана, прежде всего, с состраданием, любовью, добродетелью, с духовным совершенствованием, а также со здоровьем, которые спонтанно вытекают из самой натуры человека как его естественное состояние. Тот, кто этому посвящен, т.е. просветлён, тот делает в последующем только то, что позволяет находиться в согласии с Божественной сущностью. Такой человек осознанно создаёт гармонию, чтобы распространить её вокруг себя.

Принципы музыкального отражения и резонанса как формы симметрии в системе отношений «макрокосм и микрокосм»

Современная наука всё больше и больше убеждается в том, что Вселенная есть единый механизм, работающий по законам ритма. С физической точки зрения любая мелодия представляє! собой совокупность гармонических колебаний в звуковом диапазоне частот. В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм.

Человек - великая колебательная система, тесно связанная с окружающей средой, временем года, пространством. Эта система находится в постоянном обмене информацией с внешним миром. Все органи имеют свой определённый ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечаї ки пальцев, у всех людей разный. Каждому человеку со дня появления на свет природа закладывает определённый код, который является как бы эталоном здорового организма. Этот код заложен в структуре ДНК, РНК, хромосомном наборе, а также отражается в частоте колебаний определённых биологически активных точек, не изменяющейся в течение всей жизни. Частота колебаний в этих точках не меняется также во время болезни, операции, при клинической смерти. Колебания меняют свой режим или совсем замолкают у женщин во время родов, в момент появления ребёнка на свет. Можно предположить, что -JTO является своеобразным щитом, которым мать старается оградить своё потомство от нежелательной информации, накопленной в её организме. Но как только новорождённый зажил своей собственной жизнью, работа этих точек у матери возобновляется в том же режиме, который был заложен природой. Если составить определённую зависимость биологически активных точек, соответствующих тому или иному органу, можно получить рекомендации, заложенные самой природой, как сохранить здоровье человека. Неслучайно музыка в старых учениях являлась одним из главных средств в лечении, создании гармонии и равновесия в теле и разуме, приводя в действие природные силы исцеления. Причём чем точнее была подобрана мелодия, тем эффективнее её воздействие на организм.

Сегодня кибернетика рассматривает человека как биологическую гомео-статическую, т.е. сложноорганизованную систему нелинейных колебательных структур, стремящуюся сохранить динамическое постоянство при различных воздействиях внешней среды.

Широкое использование в наши дни древнекитайских медицинских методик по рефлексотерапии, главной целью которых является установление гармоничных отношений между человеком и внешней средой, основано на системе 12 меридианов, по которым распределяется приходящая из космоса электромагнитная энергия . Не случайно древние медики отводили данной энергии ведущее место, а крови второстепенное. В соответствии с данным учением, внутренняя энергия последовательно проходит все 12 меридианов строго за 24 часа, и каждый орган, каждая функция обнаруживает максимум циркуляции энергии в точно установленный срок, таким образом, в течение суток энергия совершает круговорот в нашем организме, аналогично солнечному движению по 12 зодиакальным знакам эклиптики.

Итак, совпадениями ли оказываются такие явления, как 12 месяцев в году, 12 полутонов в октаве и 12 квинтовых ходов в квинтовом круге, 12 делений на циферблате часов, и, наконец, 12 меридианов как показателей закономерностей динамических процессов в человеческом организме.

Как мы знаем, в Древнем Китае существовало учение о двенадцатиричной системе, называемой люй-люй, которое по своему значению далеко выходило за рамки музыкальной теории и имело общекультурное значение, как теоретическая основа функционирующегося государства и достижения психической гармонии человека. Современные же японские исследователи получили обработанные на компьютере данные о вибрационных излучениях человека. Ритмы мозга и сердца, дыхательной и нервной системы образуют своеобразную, неслышимую грубым слухом, музыку. Негармоничные, хаотичные звучащие тела и есть болезнь, которую необходимо лечить красотой и гармонией. Тело человека «поёт» в космическом хоре, где действует закон резонанса, который, как невидимый дирижёр, незаметно настраивает системы, объединяет их в гармонически целое, подчиняет всеобщему ритму бытия.

Человек трансформирует музыкальный макрокосм, создавая музыкальное равновесие, гармоничность, синхронность внешних и внутренних жизненных ритмов. И как целостная многоуровневая система, находящаяся в постоянном развитии, воплощает собой «звучащий мир», очень напоминающий музыку.

Космос, по утверждению В.Н. Дёмина, действительно звучит, и не просто звучит, но исполняет некий вселенский гимн! Вот доказательство. Прекрасная метафора «музыка сфер», связанная с именем Пифагора, обрела в наше время необычное воплощение. Оказывается, что можно услышать «музыку» магнитосферы Земли, которая отражает в своих осцилляциях не только планетные, но и другие космические влияния. Для этого сигналы с магнитомера надо записать на магнитную ленту, «сжать» до звукового диапазона и затем обработать на компьютере. Такие записи уже имеются, и то, что на них можно услышать, действительно по праву называется музыкой, причём, достаточно интересной, хотя и несколько необычной. В ней как бы сплелись различные музыкальные тембры, стили и традиции. Отголоски «органных концертов» причудливо перекликаются с интонациями индийской музыки, «арабскими мака-мами» и джазовыми импровизациями . Такого рода несовершенные записи пока не позволяют в полной мере говорить о наличии гармоничных законов в «небесной музыке», но мы надеемся, что новые технические достижения помогут открыть тайны вселенской красоты.

Именно человек - обладатель уникального инструмента, именуемого разумом и живущий в природе и творящий социально-культурную историю -способен осваивать мир, расширяя сферу своей причастности к пространству и времени.

Похожие диссертации на Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа