Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа Кагарманов Дамир Саягафарович

Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа
<
Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кагарманов Дамир Саягафарович. Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Кагарманов Дамир Саягафарович; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2007.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/856

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема о смысле жизни человека актуальна как для философии, так и для любого отдельно взятого человека независимо от времени и места проживания. Обращение к данной теме обусловлено обострением смысложизненного вопроса в современном обществе.

Во все времена человеку казалось, что теряются былые смыслы, и поколение вновь пришедшее живёт менее осмысленно. Это своего рода закономерность в развитии социума. Человечество развивается, меняются ценности и каждое поколение должно по-своему переосмысливать мир и своё место в этом мире. Обычно такой процесс протекает в форме устойчивого сочетания изменений в мировоззрении людей и поддержанием незыблемых смысложизненных основ общества в виде нравов, обычаев, ритуалов и религий, которые дают возможность человеку более гармонично вписаться в окружающий мир.

Однако бывают действительно переломные моменты в мировоззрении людей. В такие времена значительно усиливается интерес к проблеме смысла человеческого бытия. Современная эпоха и является эпохой мировоззренческих поисков. Интерес к проблеме смысла жизни человека, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли, неслучаен и обусловлен как кардинальным антропологическим поворотом в философии, так и глобальными факторами, стоящими перед человечеством. Нынешняя экзистенциальная ситуация цивилизации актуализирует проблему смысла жизни человека и поднимает её на совершенно иной уровень. Сегодня этот традиционный вопрос личностного характера перерастает в глобальный – в проблему смысла жизни рода человеческого и сохранения самой жизни. На этот раз угроза человечеству, исходящая от него самого, является результатом неразумного и бессмысленного поведения большинства людей, превалирования в нём нигилистических жизненных целей и установок, доминирования потребительски-гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности за результаты своей деятельности.

Актуальность темы смерти, как и смысла жизни, возрастает в переломные эпохи в жизни общества. Превышение смертности над рождаемостью, участившиеся случаи самоубийства в России тому свидетельство. Расставаясь с прежними смысложизненными ориентирами и не выработав новые установки, человек остаётся наедине с реальностью. Без опосредующей роли смыслов жизни реальность, особенно в критические ситуации, оборачивается человеку безысходностью, за которой зачастую видится смерть. Философия должна активно вовлекаться в процесс формирования смысложизненной сферы человека и тем самым помочь выработать правильное отношение к смерти, преодолеть страх смерти.

Важно отметить, что теоретическое разрешение обозначенной проблемы закономерно связано с культурологическими, социологическими, религиоведческими, антропологическими, этическими, эстетическими, эвристическими, гуманистическими и другими аспектами исследования. Однако мы считаем, лишь философия может претендовать на относительно больший успех в поисках причин смысложизненной проблематики. Целостное же рассмотрение данной проблемы также представляется возможным только в рамках философии, которая, по утверждению Л. Шестова, «обязана своим существованием именно потребности понять жизнь. Понятия пространства и времени, монизма и дуализма, теории познания служат лишь основанием, фундаментом для философии. Собственно же философия начинается там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его жизни и смерти».

Степень разработанности проблемы. Возникающие сегодня попытки ответить на вопрос о смысле жизни человека уходят своими корнями в мифологию Древнего мира, в многочисленные взгляды и концепции философов в рамках как научных, так и религиозных форм мировоззрений от античности до современности.

В миропонимании человека ранней античности наблюдаются черты антропоморфизма. Окружающий мир осмысливался им на мифологиях, на примере понятных и близких ему общинно-родовых и семейных отношений. Весь мир представляется ему как огромная родовая община, как космическая родовая жизнь, которой управляют боги, демонические существа и герои, а главной первичной силой, порождающей божественный и человеческий мир, была Мать-земля.

В эпоху классической античности человек рассматривался как микрокосм, осмысленная жизнь которого сводилась к гармоническому сосуществованию со всеми составляющими космоса. В этом же или близком контексте строят свои смысложизненные концепции Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Марк Аврелий.

Специфичность античной философии по отношению к смерти – это стремление выработать презрение к смерти, а главный аргумент против страха смерти – это героизм. Человек смертен по своей природе, смерть несомненное зло, но смерть не должна внушать страх, так как это всего лишь переход в иной мир – в Аид.

Характерной чертой философии средних веков является теоцентризм, посредством чего осмысливался окружающий мир. Здесь можно выделить, прежде всего, таких мыслителей как Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Отношение к смерти в средневековье также строилось согласно религиозным догмам. К примеру, по христианскому вероучению человек изначально бессмертен. Смерть же является в мир людей как божественное наказание за грехи, что возлагается на весь род человеческий. Смерть становится законом бытия, действие которого человек не в состоянии устранить собственными усилиями.

Крупнейшие представители ренессансной философии – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Единственным и неустранимым ограничением, с которым столкнулась гуманистическая мысль, было осознание конечности человеческой жизни. Смерть и смертность как бы наложили тяжкие узы на само существование человека.

Вся история Нового времени – это история усилий человечества в обеспечении и оправдании такого своего центрального положения во Вселенной. В философии Нового времени в данном контексте мы отмечаем имена Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы.

В западноевропейском рационализме трансформируется восприятие смерти. Жизнь и смерть не рассматриваются различными проявлениями одной и той же онтологической реальности. Смерть как событие, ставящее конец жизни, превращается во зло. Появляется тенденция к вытеснению мысли о смерти из социальных отношений.

В философии XX в. отразились реалии своего времени. Человек сам себя ставит в центр мироосмысления, что явно отмечается в таких философских направлениях, как экзистенциализм, философская антропология, феноменология. Из экзистенциалистов в интересующем нас плане мы выделяем, прежде всего, таких философов, как Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс. Нельзя не отметить также их предшественников, как А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр. Темам утраты и обращения смысла человеческой жизни посвящены работы А.Ф. Лосева, В. Франкла, Э. Фромма.

В рамках наших исследований обширный материал для размышлений и обобщений дают труды русских религиозных философов таких, как А.И. Введенский, Н.И. Кареев, И.В. Киреевский, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк.

Характеризуя источниковую базу диссертации, необходимо выделить труды современных отечественных философов Д.П. Андреева, В.Н. Бондаренко, У.С. Вильданова, Б.С. Галимова, Г.И. Гумницкого, К.Х. Делокарова, И.О. Джиоева, Н.Я. Иванова, В.А. Капранова, А.Ф. Кудряшева, В.А. Кутырёва, А.В. Лукьянова, В.А. Малахова, М.К. Мамардашвили, О.Н. Назарова, В.Ш. Сабирова, Н.Н. Трубникова, Ф.С. Файзуллина, В.Н. Финогентова, В.С. Хазиева, В.Н. Шилова. Отдельные моменты исследуемой темы встречаются в работах таких учёных, как Р. Павилёнис, И. Пригожин, М. Руттен.

Социоприродная сущность человека разрабатывалась в философской литературе советского времени К.А. Абульхановой-Славской, С.Ф. Анисимовым, М.М. Бахтиным, В.П. Гуревичем, М.В. Деминым, Э.В. Ильенковым, М.М. Карповым, Л.Н. Коганом, В.К. Комаровым, В.А. Кувакиным, В.Г. Кузнецовым, К.Н. Любутиным, О.Б. Манжорой, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантовым, Ю.В. Согомоновым, В.П. Тугариновым, И.Т. Фроловым, В.Б. Устьянцевым, А.Н. Чанышевым, М. Шибутани.

Самые сокровенные раздумья, самые интимные переживания смысла жизни конкретным индивидом, так или иначе, сопрягаются с нравственно-метафизическими размышлениями, связанными с наличием неустранимого события, название которому – смерть. Смерть и жизнь явления неразрывные. С древнейших времен смерть рассматривается человеком как основная причина, попирающая смысложизненные устои. Однако нередко встречаются мнения, что именно смерть повышает ценность жизни, заставляет осмысленно и разумно распорядиться предоставленным человеку временем.

Философскую спецификацию темы жизни и смерти получают в работах зарубежных мыслителей XX в., таких как Ж. Батай, Э. Канетти, Г. Маркузе. Позитивный смысл смерти признают Х. Бодрийяр, М. Элиаде.

Определённые социально-философские и психологические аспекты смерти затрагиваются в работах А. Айтхеда, Е. Анчела, Э. Берна, М. Бубера, О. Венингера, Р. Генона, Э. Гуссерля, Н. Коупленда, К. Лоренца, К. Льюиса, Г. Лэндерта, А. Маслоу, А. Менегетти, Р. Моуди, Р. Мэя, Х. Ортега-и-Гассет, Б. Рассела, Э. Тайлора, П. Теяр де Шардена, З. Фрейда, Э. Фромма, Дж. Фрэзера, А. Швейцера, Р. Штейнера, О. Шпенглера, Э. Эриксона, К. Юнга.

Проблема возможности человека продолжать жить в ожидании смерти рассматривается в работах С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Разрушение смысла жизни в смерти видят А. Камю и Ж.-П. Сартр. Схожую идею развивает А. Мальро.

Сущность и этические аспекты феномена смерти нашли освещение в трудах отечественных философов XX в. Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, Н.Ю. Лосского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л. Шестова.

В последние годы проблемой смерти, как сферой интереса исторической антропологии занимаются Ф. Арьес, А. Борст, Б. Бренк, М. Вовель, П. Шоню.

Из отечественных мыслителей в наше время вопросами смерти и связанными с ней проблемами занимались Г.В. Алексеева, В.Г. Астахова, Г.Д. Бердышев, Ю.Л. Бессмертный, И.В. Вишев, А.Я. Гуревич, Г.И. Гуревич, В.М. Дильман, Г.Г. Ершова, А.М. Жарова, С.А. Исаев, К.Г. Исупов, И.А. Крывелёв, В.В. Кузнецова, А.П. Лаврин, А.К. Манеев, С.А. Мухамедьянов, В.В. Налимов, В.А. Неговский, И.Д. Панцхава, Б.Ф. Славин, В.И. Стрелков, О.С. Суворов, А.Д. Урсул, Ю.В. Хен, Н.М. Эммануэль.

Проблема самоубийства в тех или иных аспектах отражены в трудах А.Г. Абрумовой, Н.А. Бердяева, Л.Л. Бергельсона, Ю. Вагина, Э. Дюркгейма, И.П. Красненковой, А.М. Красильникова, В.И. Красикова, А.Ф. Кони, А.И. Крюковой, Ц.П. Короленко, Ю. Е. Милорадо, Ю.А. Молина, И.Б. Орловой, В.А. Тихоненко, Л. Трегубова, А.Л. Чижевского, Э. Шнейдмана.

В интересующем нас контексте нельзя не отметить произведения гениальных русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, а также не менее талантливых зарубежных писателей Гете, У. Джемса, Дж. Лондона, С. Моэма.

Мы исходим из положения, что смерть ограничивает индивидуальную жизнь, тем самым обессмысливает её в глазах человека, но одновременно порождает вопрос о смысле жизни, а смыслы жизни, в свою очередь, позволяют человеку пережить трагедию его конечности. Самоубийство, как в большинстве случаев осмысленное действие, преодолевает смерть, тем самым дает абсолютную свободу, но, одновременно устранив смерть, устраняет всякий смысл в жизни, то есть, смысл устраняет смысл.

Объектом диссертационного исследования является человек в смысложизненных ориентирах.

Предметом исследования является смысл жизни человека в контексте смерти.

Целью исследования является философско-концептуальный анализ проблемы смысла жизни человека в контексте смерти. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

рассмотреть возможности исследования смысложизненной проблемы человека посредством естественнонаучной методологии;

проанализировать постановку проблемы и поиск решения смысложизненного вопроса в западной и отечественной философии;

выявить методологические проблемы смерти в контексте решения человеком проблемы смысла жизни;

исследовать возможность постижения смысла жизни через смерть и проанализировать событие смерти как причину бессмысленности жизни.

Методологической основой исследования стал диалектический метод, позволяющий осуществить аналитическое исследование смыложизненной проблемы человека, метод структурно-функционального анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, общенаучные методы, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция, принцип единства исторического и логического и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

такие фундаментальные проблемы философии как смысл жизни, смерть и самоубийство рассмотрены в единой концептуальной схеме исследования;

аргументировано, что естествознание в принципе не в состоянии решить проблему смысла жизни человека в контексте его смерти, последнее возможно лишь посредством философской рефлексии;

обнаружено, что смысл жизни может быть сконцентрирован на отдельном человеке, в социуме и в Боге (Абсолюте);

обосновано, что смерть не может быть самостоятельным объектом исследования, таковым может выступать лишь отношение к смерти;

выявлена, тенденция, согласно которой причина суицида преимущественно порождается смысложизненными установками человека.

На защиту выносится следующее положение: смысл жизни человека представляет собой результат активного рефлексивного отражения своего бытия в контексте собственной смерти.

Теоретическое и практическое значение работы определяется возможностями использования разработанных теоретических и методологических положений в дальнейшей разработке проблемы смысла жизни в философии, а также при решении смысложизненных задач, стоящих как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми. Материалы работы могут быть использованы в ходе подготовки к лекциям и семинарским занятиям по курсу «Философия», а также при разработке соответствующих спецкурсов по проблемам онтологии и теории познания.

Апробация работы: Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях «Неделя науки» (Сибай, 2006, 2007). Результаты исследования были апробированы на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Сибайского института Башкирского государственного университета. Диссертация обсуждена на кафедре философии Сибайского института Башкирского государственного университета (май 2007) и на кафедре философии Магнитогорского государственного университета (июнь 2007) и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа