Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истинности героизма Лукьянова, Рушания Абдурахмановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лукьянова, Рушания Абдурахмановна. Философия истинности героизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Лукьянова Рушания Абдурахмановна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Уфа, 2012.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/485

Введение к работе

Актуальность исследования истинности героизма, отражает проблему духовности, поскольку герой имеет непосредственное отношение к познанию истины, выражая единство мужества и жертвенности, любви и сострадания, дерзости и смелости, воплощение идеи и идеального в жизни. Актуальность философского осмысления проблемы героизма как источника познания истинности заключается в том, что без экзистенциального переживания героя, нельзя выстроить ценностную систему взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру.

Актуальность исследования истинности героизма продиктована сложившейся в обществе атмосферы духовного кризиса, заложником которого стал современный человек. Общество исключает героизм из повседневной жизни людей, поскольку в нем господствует дух практического расчета и обывательского благоразумия. Выход из сложившейся ситуации видится в развитии отдельной личности, для которой героизм составляет одно из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа, позволяющей проявить свою сущность, адекватную онтологической истинности Универсума.

Актуальность исследования истинного знания о героизме, вопрос о способах обоснования его достоверности и значимости в жизни человека – актуальная философская проблема, поскольку касается оснований человеческой нравственности и культуры. Истинное знание – есть величайшее благо, призванное помочь человеку в окружающем его мире. Оно необходимо для понимания самой сути героизма, предоставляя возможность обществу развиваться, гармонизировать окружающую его действительность, сохранять идеалы чести и достоинства личности. Актуальность знания истинной природы вещей в форме истинных знаний необходимо для человека, чтобы развить чувство прекрасного, идеального, героического; наполнить жизнь любовью и светом. Истинность человека, его деятельности во многом зависит от истинности его знаний. Без истинного знания невозможен прогресс общества.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на актуальность и важность проблемы истинности героизма, она редко выступает объектом специального научного и философского анализа. Публикации, в которых проблема истинности героизма все-таки исследуется, дают основание для утверждения, что философия истинного героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. «Поскольку героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания – не щадя сил, вплоть до самопожертвования участвовать в осуществлении общего дела, – то его можно назвать позицией, которая придётся кстати в любую эпоху».

Наиболее полное отражение данной проблемы содержится в трудах Д.Бруно, Дж. Вико, А.Рено, Г.В.Ф.Гегеля. Мыслитель и герой эпохи Возрождения Джордано Бруно проникся идеями безграничной любви к Истине. Пытаясь познать природу героического, Бруно исследует героические порывы (энтузиазм) собственной души, противопоставляя свои убеждения и знания средневековой ограниченности. Вопрос об истинной природе героизма прозвучал в работе итальянского философа Джамбаттиста Вико. «Героизм теперь по самой природе гражданственности невозможен... Поэтому нужно прийти к тому заключению, что героя в нашем смысле слова угнетенные народы жаждут, философы изучают, поэты воображают, но гражданская природа... не знает такого рода благодеяний». Книга Армана Рено «Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов» - своеобразная краткая историческая антология героических деяний, ставшая предметом исследования не для одного поколения ученых. Новый философский взгляд на историю героизма изложен Ф.Гегелем в работе «История философии», где совпадение индивидуальной самостоятельности личного дела и его всеобщего значения Гегель считает отличительным признаком «героического века», относя «героический век» к периоду становления государства и государственности.

Социально-психологические аспекты личности (героя) широко представлены в теории об архетипах у Карла Юнга. Согласно ей индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами, образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Идеи о природе и роли героического в общественной жизни высказывали М.Шелер, Н.Г.Чернышевский.

Осмыслению героизма применительно к жизни православного российского интеллигента посвящена работа русского философа С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество». Проблему личности и героизма с точки зрения православия затрагивают в своих работах Н.А.Бердяев, А.И.Ильин, П.А.Флоренский, Л.Карсавин, Л.И.Шестов, В.Соловьев и другие религиозные философы.

В конце ХIХ – начале ХХ века тема героя и героизма берется на вооружение российскими марксистами, которые пересматривают историю позиции классовой борьбы, героическими в ней признаются те образцы, которые отвечают идее революционного преобразования мира. Здесь привлекает внимание работа Г.В.Плеханова «К вопросу о роли личности в истории»; пропитанная идеалами революции работа Ж.П.Лафарга «Образование героического идеала»; лекция общественного деятеля советского периода А.В.Луначарского «Героизм и индивидуализм». Не меньший интерес вызывают работы В.В.Воровского, в которых автор подробно рассматривал историческую разницу в понимании героизма, связанную с разночинским и пролетарским этапами освободительного движения в России, где личное самопожертвование героев играло преобладающую роль, против насилия и гнета.

Отдельный интерес представляют собой работы отечественных исследователей героического эпоса, передающих любопытный материал для философских исследований. К ним относят работы А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, Д.С. Лихачёва.

Проблема мифического героя и антигероя отражена в трудах философов башкирской школы: А.Х. Давлеткулова, С.А. Мухамедьянова, У.С. Вильданова, М. Бурангулова, З.Я. Рахматуллиной, Ф.М. Каримова, З.Н. Хабибуллиной, А.И. Киньябузовой, Е.В. Хазиевой, У. Атангулова, Е.С. Ефимовой. Идеи героизма и патриотизма содержат работы М.Х. Янборисова, Ш.Н. Зайнетдинова, М.М. Садриева., В.В. Гонеевой, М.А. Бикмеева, К.Ш. Ахиярова, К.А. Якупова.

О героизме и героях в несколько ином направлении размышляет представитель русской дореволюционной социологической школы Н.К. Михайловский в трудах «Герой и толпа», «Снова о герое», где героем выступает критическая личность, умеющая подчинить толпу своей воле. Тему героя и толпы затрагивают и зарубежные социологи Г. Тард, Г. Лебон. Среди социологических исследований представляет особый интерес работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», опубликованная в 1913 году, в которой автор вскрывает механизм воздействия социума на личность при помощи кар и наград вырабатывающего желательное («услужливое») и подавляющее нежелательное (преступное) поведение.

Фундаментальная концепция Н.К. Рерих и Е. И.Рерих дает возможность понять роль героизма в эволюции человечества как органической части единой системы мироздания. Философия космической реальности раскрывает место героизма в структуре одухотворенного Космоса. Академик Л.В. Шапошникова рассматривают героизм как метаисторическую реальность, которая связывает земные исторические процессы с космической эволюцией.

Исходя из того, что феномен героизма можно рассматривать как целостную многокомпонентную систему, его исследование является многогранным процессом осмысления в различных аспектах: философском, историческом, культурологическом, этическом, эстетическом, психологическом, социологическом и других.

Нравственно-эстетический подход в изучении героизма исследуется в трудах: Ю.Б. Борева, А.Я. Еремеева, О.Г. Дробницкого, А.Н. Илиади, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, С.Х. Раппопорта, Н.И Киященко, Г.И. Кучеренко, Н.С. Лавринюк, В.С. Мовчан, И.С. Пономаревой и др. Аспекты героического раскрывает в своей работе «Рай обреченный» С.Л. Слободнюк. Вот что он пишет: «И радостно примет своих героев дивный новый мир. И навстречу отважным безумцам, сверкая многоцветьем невиданных красок, распахнет свои объятия рай обретенный! Рай обреченный...».

По-новому позволяют осмыслить истоки формирования героических образов антропологические и этнографические исследования К.Леви-Строса, Д.Фрезера, Э. Кассирера, С. Лангера, Д. Кэмпбелла, М. Элиаде, М. Мосса.

Идеалистический и религиозный аспекты рыцарства как модификации героизма раскрывают работы зарубежных историков исследователей Ж.Ж. Руа, Ф. Кардини, Ж. Флори, этический аспект – работа польской писательницы М. Оссовской «Рыцарь и буржуа».

Педагогический и гуманистический подход в освещении темы героизма раскрывается в работах: Р.М. Асадуллина, А.К. Быкова, З.Т. Гасанова, В.И. Лутовинова, И.И. Валеева, Э.Ф. Виртяковой, Б.З. Вульфова, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Вырщикова, А.С. Гаязова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, А.В. Мудрика.

Немало работ, пропагандирующих героизм, появилось в рамках марксистко-ленинской этики. Среди них труды: Д.А. Волкогонова, Ф.А. Селиванова, В.П. Шестакова, И.М. Сушкова, А.Я. Осадчего, А. Борщаговского, И.В. Мостовой, В.И. Карасик, О.Г. Прохвачевой, Э.В. Грабаровой.

У представителей соционики - одного из современных направлений социологической школы, вскрываются механизмы установления личностных отношений (героя; лидера) в различных сферах общественной жизни (В.Н. Антошкин, А. В. Аушра, В.В. Гуленко, П.Д. Павлено и др.)

Познание героического раскрывается при исследовании психологии личности у Ф. Брентано, У. Джеймса, Я.Л. Морено - основателя психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, Р. Дебре - основателя медиологии, медиократии (власти медиума, посредника, «посредственности»).

Общетеоретическое значение имеют воспоминания советских полководцев среди которых: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, А.И. Антонов, С.К.Тимошенко, К.И. Мерецков.

Звучание и познание героизма менялось, сохраняя истину и тот образ, который представлял ценность для людей вне зависимости от их принадлежности к разным временным и культурно-историческим традициям. Исследователи Ю. Китаяма и А. Морис подчеркивают моральную исключительность героя, относя главный критерий героизма к жертвенности, к готовности умереть, придавая тем самым героизму печать трагической обреченности и демонстрируя величие духа героя.

Известна и знаменитая работа Т. Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» как образец восхищенного преклонения перед историческими героями, исследующая истину появления героев в истории, их влияние на прогресс всего человечества.

Глубоки по своему содержанию работы философа Х. Ортега-и-Гассета. Внутренняя сила, которая присутствует у его героя, вытесняет инстинкт самосохранения и следом за ним исчезает страх смерти.

Интересные аспекты героизма рассмотрели следующие авторы: К. Гамсун, Г. Д'Аннунцио, Р. Киплинг, Ф. Ницше, Й. Хейзинга, П. Рикер, К. Ясперс, Я. Дюркгейм, А. Тойнби, М. Вебер, К. Маркс, Ф.Энгельс, Э. Дженкинс, Я. Буркхардт, Х.Р. Олкер, В.Дж. Ленерт, Б. Бетельгейм.

Среди современных исследований героизма выделяются работы Ю. Мисимы «Голоса духов героев», Ю. Китаямы «Героический этос», Б. Казенса «Портреты героев», Н. Коупленда «Психология солдат», С. Кука «Героизм в истории», Д. Арну «Семь столпов героизма». Привлекательны работы зарубежных авторов М. Shermer, A. Schuller, M.W. Jason, и др.

Осмысление проблемы истинности героизма невозможно без изучения работ Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Конфуция, Фомы Аквинского, Н. Кузанского, Д.Бруно, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ф.Бэкона, И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Гуссерля, А. Тарского, Р. Карнапа Э. К.Попера и др. Значительный вклад в формирование концепции онтологической истинности, позволившей исследовать внутренние источники героизма, внесли современные российские философы: П.Л. Кулиш, М.А. Лифшиц, А.М. Коршунов и др. Проблема «истина» привлекала внимание современных философов среди которых: Ф.И. Хасхачих, П.В. Копнин, И.С. Нарский, И.В. Ильенков, Г.В. Лобастов, В.Ф. Асмус, В.В. Мантатов, И.Т. Касавин, В.С. Хазиев, А.Я. Канапацкий, А.Ф. Кудряшов, В.Н. Финогентов Б.С. Галимов, И.Т.Фролов, Э.М. Чудинов. Поиску истины через правовой нигилизм посвящена работа П.А. Горохова «Правовой нигилизм: опыт философского анализа». Идеи свободы, духовной индивидуальности, основы российской ментальности, ценностное бытие человека и их роль в познании истины изучены А.М. Максимовым, Ю.Д. Коробковым, А.Б. Невелевым, А.В. Лукьяновым. Вопросы истины в рамках культурологического исследования затрагиваются в работах В.Л. Бенина. Интересные исследования проблем истины у представителей уфимской философской школы: Ю.А. Абдрашитова, А.Р. Ахметова, Д.И. Бахтизиной, А.Р. Гареева, А.М. Рудакова, Е.В.Хазиевой, Н.В. Хазиевой, Р.Х. Лукмановой и др. Ценные положения для осмысления теоретических аспектов заданной темы содержатся в трудах А.А. Баталова, В.Н. Бондаренко, Е.В. Дегтярева, В.Ф. Романова.

Анализ исследования истинности героизма позволяет выделить те его аспекты и стороны, которые остались вне рамок анализа и не получили достаточной разработки. К ним можно отнести: 1) установление структурных связей понятий «истинный героизм» и «ложный»; 2) выделение истинного героизма в качестве самостоятельного объекта исследования; 3) выявление отношения истинного героя к общепризнанным культурным ценностям.

Целью исследования является философский анализ, раскрытие содержания и определение истинности героизма в его онтологическом аспекте.

Цель определила задачи:

1. Рассмотреть вопросы методологии познания и исследования истинности.

2. Исследовать проблему истинности героизма в истории философской мысли, интерпретируя героизм в широком контексте мифологических, этических и социально-политических факторов, одновременно выявляя его инвариантность в ключевых проявлениях.

3. Аргументировать вывод о том, что главным основанием истинности героизма является - истинный герой, составляющий духовную основу общества.

Объектом исследования выступает истинность героизма.

Предметом исследования являются онтологические и гносеологические аспекты истинности героизма.

Методологическая база исследования. В качестве методологической основы выступает парадигма, в соответствии с которой героизм не реализуется до конца, а вечно осваивается. Методологией исследования истинности героизма является исторический, диалектический и онтологический подходы с использованием методов системного, структурно-функционального, морфологического анализа, принципов единства исторического и логического, а также восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическую основу исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально-философские проблемы онтологии истинности героизма.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении оригинального философского анализа онтологических и гносеологических аспектов истинности героизма.

На защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:

- раскрыта вероятностная природа истинности, состоящая в недостаточно определенной и учитываемой ограниченной области ее функционирования, в неполноте, неточности (приблизительности) ее содержания и специфичности ее человеческих сознательных форм;

- обосновано, что истинность героизма порождается своими онтологическими основаниями, посредством которых героизм воплощается в содержании социокультурного поля;

- доказано, что истинность героизма определяется соотношением двух измерений: внутреннего - личностного богатства бытия человека в масштабах абсолюта, и внешнего - конкретно-исторических условий, где личностные качества человека служат прогрессу;

- выявлено, что онтологическая истинность героизма проявляется в том, что истинный героизм есть бытие, опосредованное нравственным духом всего социума, а не только отдельного сословия, касты или иной группы;

- создана классификация подходов, раскрывающая природу истинного героизма: истинность героизма может быть интеллектуальной, провиденциальной (Д. Бруно, Т. Карлейль); заложена в биологическом инстинкте человека (Х. Ортега, М. Лившиц); сокрыта в харизме героя (М. Вебер, С. Морено); коэволюционной т.е. сокрыта в его единении с Космосом (Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Л. Шапашникова); раскрывается в подвижнической деятельности героя (Н.А. Бердяев, И. Ильин); заложена в энтузиазме героя (Д. Волкогонов, Д. Мовчан и др.); сокрыта в служении герою, а не герой служит для общества (Ю. Китаяма, А. Морис); истинность героизма в человеческой гордости и самоуважении, в сильной воле героя (Д. Юм, Ф. Ницше); раскрывается в массовости (В. Плеханов, В. Ленин и др.); заложена в принадлежности к тому или иному архетипу (К. Юнг, Р. Дебре).

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии истинной природы героизма; выявлении его онтологических оснований, определяющих героизм как реальность онтологического плана; в осуществлении синтетического подхода к исследованию проблемы познания истины, позволяющего исследовать основание истинности героизма. Положения и выводы исследования могут служить основой новой концепции онтологической истинности героизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы могут быть использованы для разработки курсов лекций по дисциплине «Онтология и теория познания», «Социальная философия», а также в процессе подготовки спецкурсов, в практике патриотического и нравственного воспитания.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на различного рода конференциях (международных, всероссийских, республиканских и т.п.). Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии, социологии, политологии БГПУ им. М. Акмуллы и рекомендована к публичной защите. По теме диссертации опубликовано 17 работ, в том числе 3 из них входят в перечень ВАК.

Структура диссертации состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 297 наименований. Общий объем диссертации – 167 страниц.