Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Сазбандян Тамара Валерьевна

Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека
<
Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сазбандян Тамара Валерьевна. Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Сазбандян Тамара Валерьевна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2008. - 143 с. РГБ ОД, 61:08-9/136

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические особенности применения афоризмов в познавательной деятельности 10

1. Особенности применения афоризмов в исследовании бытия человека 10

2. Роль афоризмов в раскрытии незримой сущности 29

3. Афоризмы в исследовании проблем повседневности 44

Глава 2. Афоризмы как формы отражения творческой деятельности человека 65

1. Структурно-логическая модель афоризмов и их познавательная эффективность 65

2. Афоризмы в познании творческой деятельности человека 86

3. Значение комплексного подхода к афоризмам в познавательной деятельности человека 105

Заключение 126

Список литературы 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В современной культуре проблема развития познавательной деятельности человека приобретает исключительную важность. Это связано с тем, что включение научно-исследовательской (творческой) деятельности в контекст знания повлекло изменение предмета науки: им считают теперь как объективную реальность, так и субъективно задаваемый концептуальный и операциональный срез. Осознание относительности объекта познания к средствам и методам познания стимулировало- поворот науки от изучения вещей к изучению условий существования и их восприятия человеком.

В* связи с этим необходимым компонентом всестороннего исследования становится язык как проявление творческой1 активности человека в познавательной деятельности. Изучая новые явлениям языковой реальности, современная философия намечает контуры переосмысления этих фактов, осознает необходимость глубокого анализа народных афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.

Это необходимо, во-первых, для- того, чтобы, осмыслить народные афоризмы, мобилизующие наши нравственные и умственные способности в познании мира; во-вторых, оценить и использовать в реальной действительности те советы и наставления, которые дают нам афоризмы; в-третьих, как народные афоризмы, будучи краткими и выразительными изречениями, способствуют обобщающему умозаключению.

Познавая реальный мир, человек стремится выделить основные законы. В интроспекции, сложные объекты внешнего мира, в силу динамичности самого субъективного мира, представляются человеку как цепь, без системного нагромождения явлений и предметов. Целью познания является. выявление1 содержания понятий о мире. Понятие имеет тем большую научную значимость, чем больше обобщает объекты по самым существенным параметрам.

Субъект является познающим, т.к. он интуитивно стремится создать в своем сознании упорядоченную картину реального мира, опираясь на полученную информацию, на опыт и знания, в том числе и языка. В связи с этим исследование влияния народных афоризмов на процесс оперирования мысленными образами в современной теории познания; исследовано недостаточно и требует более глубокого анализа.

Кроме того, непосредственное соприкосновение данной философской проблемы с лингвистикой, филологией, психологией, психолингвистикой, культурологией и другими науками усиливает актуальность данной темы.

Степень научной разработанности проблемы

Сложность и противоречивость предметной области исследования обусловливает многообразие направлений, стратегий исследования, большой объем публикаций, в которых высказываются различные идеи о процессе познавательной деятельности человека. На различных аспектах проблемы становления научного знания и функции языка в структуре познания сосредоточивалась деятельность Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, В. Зинченко, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Андрея Белого, Ю.А. Тынянова, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, К. Леви-Стросса, К.Г. Юнга, М. Фуко и других авторов.

Непосредственно анализу природы понимания языка в процессе познавательной деятельности человека посвящены работы Л.Б. Баженова, В.А. Лекторского, А.Л. Никифорова, B.C. Степина, М.С. Каган, Л.Н. Митрохина, В.А. Кутырева, В.Д. Диденко, A.M. Коршунова*, Т.Б. Кудряшовой, З.С. Беловой, Г.А. Югая и др.

Проблемам сущности языка и ее философскому аспекту посвящены работы В.И. Даля, Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова, А.А. Потебня, Г.Л. Пермякова, В.Я. Проппа, Л.Б. Савенковой, В.В. Колесова, В.В. Розанова, Г.В. Колшанского и других.

Тем не менее различные стороны обсуждаемой многогранной проблемы освещены не полностью. Весьма недостаточно изучены герменевтические процессы в современной науке, реализующей нетрадиционные установки на отказ от обособления предмета из связей, с окружающей действительностью; признание образного мышления и его функционирования в познавательном процессе; динамизации языковых элементов в акте научного мышления и функций афоризмов в.структуре и динамике познавательной деятельности человека.

Еще недостаточно полно изучена сама природа образования афоризмов в рамках теории познания, которую нужно рассматривать как сложный процесс взаимодействия чувственного и рационального в творческой деятельности человека.

Необходима систематизация афоризмов в познавательной деятельности, раскрытие гносеологического значения афоризмов в познании реальной действительности. Для- этого необходимо единство различных научных рассмотрений, интегрирующих представления специалистов в комплексную модель взаимодействия языка, элементов языка и-познания в процессе исследования мира.

В качестве непосредственно предмета исследования выступают русские народные афоризмы, а объектом исследования являются функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.

Цель диссертационного исследования - раскрыть значение афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть общую гносеологическую природу афоризмов в познавательной деятельности человека;

определить специфику афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека;

анализировать критерии использования афоризмов в познавательной деятельности;

определить,познавательную эффективность афоризмов в структуре и
динамике мыслительной деятельности человека.

Методологической основой диссертации служат принципы и методы философско-методологического анализа явлений науки, базирующиеся; на современном понимании мира и языка, обогащающие представления* о закономерностях, особенностях функционирования, развития феноменов познавательной- сферы человека.. Среди них — методы логического- и исторического восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный, деятельностный и др. В систему методов исследования вошли также историко-описательный и сравнительный методы, анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции и моделирования; которые в процессе работы над диссертацией выполняли не только вспомогательную роль, но и вошли в структуру исследования как эвристические средства. На различных этапах работы для решения конкретных задач применялись данные, наблюдения; сравнения* и факты, содержащиеся. В- классической научной и философской.литературе.

Научная?новизна полученных результатов состоит в следующем:

раскрыта общая гносеологическая природа афоризмов- в познавательной деятельности человека: Дано философское определение афоризма как краткого выразительного изречения, содержащего обобщающее умозаключение;

определена специфика афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека. Возникший в процессе познания образ может походить на реальный объект или* выглядеть как объект в. самых разных смыслах,, начиная- от простых предметов< быта до сложных социальных явлений. Используя афоризмы* в^ исследовании мира;, человек может представить их как образы, соотносящиеся с чем-то;

проанализированы критерии использования афоризмов,
применяемых в познавательной деятельности. Задача афоризма - раскрытие
незримой сущности, получение результата от рассуждения;

* определена познавательная эффективность афоризмов в структуре и динамике мыслительной деятельности человека. Создавая проблемную ситуацию, афоризмы стимулируют человеческое сознание к новой познавательной деятельности. Выдвигая на первый план существенные аспекты интересующего объекта, они облегчают процесс познания мира:;

Достоверность и надежность полученных результатов,обеспечены* методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам и логике изложения диссертации, а также фактами, взятыми из конкретных работ научной, философской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

Г. Гносеологическая природа афоризмов познавательной деятельности человека неоднозначна. Субъект воспринимает афоризмы как- условное отражение действительности. Смысл условности заключается в том, что народные афоризмы позволяют взглянуть на реальность с разных сторон, дают максимальную возможность раскрыть глубинные, сущностные причины явления. Отражая сложные и запутанные проблемы реальной действительности, афоризмы формируют у человека стремление к творчеству и истине, внося тем самым серьезный вклад в теорию познания и развитие культуры.

2. Специфика афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека проявляется в том, что эти краткие изречения шлифуют, обогащают и систематизируют знания о реальной действительности. Разум человека в процессе познания выступает как система, но, имея, одни лишь понятия, эта система будет бедной, поэтому афоризмы обогащают разум и способствуют всестороннему освещению реальной действительности в ее существенных аспектах.

Афоризмы, изреченные в лаконичной, запоминающейся текстовой форме, многократно воспроизводятся людьми. В них достигается предельная концентрация непосредственного сообщения. В онтогенезе под влиянием

афоризмов происходит формирование рефлексивного сознания, посредством которого человек учится отличать реальность от вымысла и находить логические противоречия.

3. Афоризмы в познавательной деятельности человека используются
прежде всего для раскрытия незримой сущности, для получения конкретного
результата от рассуждения. В процессе познания мысли субъекта
отталкиваются от явлений, лежащих на поверхности, к сущности, скрытой за
этими явлениями. При этом выявляется целая группа косвенных данных,
ведущих к определению- невидимой причины, вызывающей видимые
следствия. В процессе познания человек не только воспринимает мир, но и
делает умозаключения.

Умозаключения позволяют различать части на фоне нераздельной целостности, а ум не только рассекает на составные части, но и объединяет разрозненные, внешне не связанные друг с другом факты в единую систему. Афоризмы, выдвигая на первый план существенные аспекты исследуемого объекта, облегчают процесс познания. Элиминирование деталей, не входящих в состав сущности, усиливает пропускную способность восприятия, детерминированного научным мышлением.

4. Эффективность афоризмов в структуре и динамике познавательной
деятельности человека состоит в-создании проблемной ситуации, которая
стимулирует человеческое сознание к новой мыслительной деятельности.

В процессе познания человек стремится определить подлинное бытие через его осмысление с помощью афоризмов. Следующая функция афоризмов состоит в том, что они устанавливают связь между научным знанием и тем реальным миром, который является объектом исследования. Причем, не только научное исследование, но и усвоение готовых знаний, являясь своеобразной формой познания, нуждается в подкреплении яркими образами. Такое сближение научного мышления с реальным миром наиболее эффективно происходит через образное мышление с помощью афоризмов.

Изучив структурно-логические элементы афоризмов, можно их подразделить по категориям: замкнутость — незамкнутость, образность — необразность, обобщенность - необобщенность.

Теоретическое и практическое значение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, состоит в философском анализе* и осмыслении функций народных афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека. Впервые раскрыто влияние афоризмов на процесс оперирования субъектом мысленными образами в процессе познания реальной действительности. В этом отношении афоризмы удобны своей лаконичностью и краткостью, устойчивостью, широким употреблением.

Данные этого, исследования могут быть использованы в преподавании курса философии по темам: «Чувственное и рациональное 'познание», «Научное,, обыденное, религиозное знания», «Познание как отражение действительности» и др.

Апробация результатов исследования проведена в процессе обсуждения на семи научных конференциях:

ГУ-я, V-я, VI-я, VII-я межвузовские научно-практические конференции (МГУС, ИИТ, 2004, 2005, 2006, 2007);-

П-я, Ш-я научно-практические конференции «Россия: перспективы экономического и гуманитарного прорыва» (МФЭИ, 2005, 2006);

IV-я научно-практическая конференция «Влияние современных условий социально-экономического развития России на подготовку профессиональных кадров» (МФЭИ, 2006).

Диссертационная работа обсуждалась на заседании- кафедры философии ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 5,02 п.л.

Особенности применения афоризмов в исследовании бытия человека

Афоризм (гр. aphorismos) — законченная мысль, выраженная сжато и емко. По словам Г. Бранстнера, «афоризм — это остроумное дитя, в любви зачатое искусством и философией. От философии у него манера спрашивать, от искусства - манера отвечать».1

Афоризм соединяет гармонию звучания, красоту действия, логику мышления с хорошим воспитанием. Афоризм своей краткостью благороден, мобилизует все наши нравственные и. умственные способности в познании бытия. Существуют две вещи, которые позволяют одному человеку брать верх над другим: сила и добродетель — а нет силы более могучей, чем сила афоризма: Совет и наставление, которые дают нам афоризмы- в реальной действительности, великолепны.

Афоризмы - это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Образы, создаваемые нашим сознанием в процессе познания действительности, доминируют не только при непосредственном соприкосновении сознания с внешним миром, но и при отвлечении мысли от непосредственного контакта с реальностью. В связи с этим оперирование мысленными образами получило в нашем исследовании особый статус в иерархии познавательных процессов под названием образного мышления.

В; познании бытия человека прямого пути к истине нет. Этот путь может быть преодолен при помощи образных представлений, создаваемых под влиянием афоризмов, адекватных событиям или явлениям. Установлено; что представляемые человеком образы выполняют функции посредника, связи между теоретической абстракцией и чувственной реальностью объектом исследования. Образы представляют собой предварительную ступень, своего рода этап формирования теории, платформу для всестороннего и последовательного анализа и поиска новой информации. Избыточное количество элементов образа в начале формирования теории потом сокращается, остаются только те, которые удовлетворяют требованиям гносеологического соответствия.

Если рациональные компоненты мышления в процессе познания бытия предназначены для- описания объекта в его информативных точках, следуя принципу экономичности, то чувственные образы, создаваемые с помощью афоризмов, представляют объект как в его существенных, так и несущественных переменных, следуя принципу избыточности, тем самым определяя место и значение образных компонентов в получении положительных результатов в исследовании.

Чувственный образ, необходимый в процессе познания, интегрируется из различных фрагментов и частей. Для этого необходимы не только логические операции, но и умение оперировать в своем воображении наглядными образами. Рациональный и иррациональный характер оперирования чувственными образами - суть дополняющие друг друга аспекты образного мышления. Логическая» строгость мышления и произвол, вносимый нашим воображением, не исключают друг друга, а, наоборот, создают единое толерантное пространство в процессе познания бытия.

Если при чувственном познании человек находится под сильным влиянием факторов, относящихся к внешнему миру, то при мысленном оперировании он приобретает особую свободу - свободу произвольного оперирования познавательными единицами - образами представления. Человеческий мозг активно, работает не только при ощущениях и восприятиях, но и при отвлечениях от непосредственного воздействия внешних раздражителей. Спонтанная активность мозга, его синергетика обеспечивают субъекту свободу действия в пространстве своего сознания.

Философ и психолог А.Г. Спиркин отмечал: «В определенных ситуациях возникает предваряющая установка: рецептивная система настраивается соответствующим образом, внимание становится заостренным и однозначно фиксированным. Это — проявление большой активности и избирательности восприятия. Даже подсознательные восприятия активно-избирательны. В переливающийся поток разнообразных впечатлений сознание активно вносит определенный порядок. Человек может логически связывать и развивать в своем" сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отображаемых предметов и их связей, а преобразованных воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий».1

Оперирование образами в ходе мышления существенно отличается от формирования чувственного образа при непосредственном соприкосновении субъекта с реальным миром. Вероятно, композиторы, оперируют в процессе творчества звуковыми образами, а дегустаторы сличают свои ощущения с хранящимися в памяти обонятельными впечатлениями. Это обстоятельство не отменяет конституирование способности человека оперировать образными представлениями в особый, класс мыслительных процессов -образное мышление.

Роль афоризмов в раскрытии незримой сущности

Афоризм краток, емок, насыщен. Его задача - раскрытие- незримой сущности, не разворачивание мысли, а получение результата от рассуждения. Ведь в процессе познания-мы идем от явлений, лежащих на поверхности, к сущности, скрытойза этими явлениями. Существует целая группа косвенных данных, ведущих к определению невидимой причины, вызывающей видимые следствия. Человек не только воспринимает (видит, слышит), но еще делает умозаключения. Например, услышав стук в дверь, мы автоматически делаем умозаключение, что за видимой дверью стоит невидимый человек.

Умозаключения позволяют различать части на фоне нераздельной целостности, а ум не только рассекает на составные части, но и объединяет разрозненные, внешне не связанные друг с другом факты в единую систему. Афоризмы, выдвигая на первый план существенные аспекты исследуемого объекта, облегчают процесс познания. Элиминирование деталей, не входящих в состав сущности, усиливает пропускную способность восприятия, детерминированного теоретическим мышлением.

Каждый из нас хочет найти ответ на вопрос: как выглядит та невидимая реальность, незримая сущность которой скрыта от нас? Многие афоризмы призваны помочь нам найти сущность, в которой присутствовал бы смысл, отображающий и поверхность, и глубину реальности. Безусловно, эти уровни реальности должны быть представлены рядом и одновременно. Однако и в этом случае восприятие не может обойтись без умозаключения. Рассматривать афоризм как монтаж какой-то реальности для пассивного усвоения было бы глубоко ошибочно. Сам по себе афоризм не является копией реальности. Он в какой-то степени парадоксален, поэтому не может быть усвоен без усилия мысли.

Когда говорим о нравах, мы, во-первых, подразумеваем характер человека, во-вторых, определенный уклад жизни, устоявшиеся обычаи. Но в отличие от обычаев как устойчивых типовых поведенческих моделей нравы чрезвычайно пестры в разнообразии своих проявлений. Народные пословицы и поговорки; как сложившиеся афоризмы, эту сторону жизни человека раскрывают достаточно ярко: Всем бы хорош; да нрав не гож. Вспыльчивый-нрав не бывает лукав и, не помнивши слов, помириться готов. Жестокий нрав не- будет прав. Кто в нраве туг, тот никому не друг. На всякий нрав не угодишь. Нравом хорош, да норовом не-гож. По ремеслу маляр, а по нраву гусляр. Сердце с.перцем, нрав с горчицей. Сладу нет с норовистым конем-ни умом, ни кнутом. У него такой нрав, что к нему не приноровишься.

Известно, что состояния нравов исторически изменчивы и прямо зависят от характера эпохи. На эту связь указывает известное восклицание Цицерона: «О времена, о нравы!». Современный, кризисный период российского общества характеризуется общим падением нравов; когда проявления добродетели стали редкостью, а число преступлений против государства, собственности и личности резко возросло. Видимо, в условиях исторической трансформации нормативно-ценностных структур общественного и индивидуального морально-правового сознания периодически возникают моменты, когда регулятивная сила прежних институтов ослабевает и практически сходит на нет, а новые институты еще не сложились.

Чтобы благополучно существовать и успешно развиваться, человек и человечество обязаны подчиняться требованиям высших онтологических принципов и строить свои действия в соответствии с ними. В процессе исторического социогенеза постепенно вырабатывались разнообразные формы, средства и способы гармонизации человеческой деятельности с бытием универсума. Они в своей совокупности и составили культуру, в системе которой естественная нравственность стала занимать одно из ведущих мест. Человеческому разуму, ориентированному в направлении удовлетворения возрастающего многообразия своих потребностей, трудно смириться с фактами трагической разобщенности людей, понуждаемых социальными обстоятельствами бороться друг против друга. Многие великие философы-мыслители полагали, что сами законы мироздания подталкивают людей к единению и любви, что люди физически, психически, социально и нравственно нуждаются друг в друге. Так, Л. Фейербах, противопоставивший имморальной социологеме Т. Гоббса «человек человеку волк» свою формулу «человек человеку бог», полагал, что последняя в большей степени соответствует человеческой сущности. Поэтому нравственно-этическая категория любви обрела у него универсальный смысл, стала альфой и омегой его философии.

Безусловно, что события, происходящие в обществе, природе, имеют свои фундаментальные глубинные причины, находящиеся в динамике. Рассматривая фотографии людей или планеты, на которой мы живем, мы видим поверхностное, порой только явление, а не то, что скрывается за этим явлением. Вечная и нескрываемая потребность заглянуть в глубь.планеты при научном исследовании, например, реализуется сегодня при помощи различных технических средств. Эти средства дают косвенные данные наблюдения для новых суждений.

Структурно-логическая модель афоризмов и их познавательная эффективность

В процессе познавательной деятельности человек сильно затрудняется не только в условии,, но и в удержании в памяти абстрактной информации. Эфемерность мысленных представлений, их быстротечность должны быть компенсированы способами их материализации. Нет сомнения; что отдельные субъекты В состоянии заполнить чувственную пустоту абстракций богатством своей фантазии. Но, во-первых, таких людей очень мало, и поэтому рассчитывать стратегию познания на их уровень не следует. Во-вторых, даже весьма одаренные субъекты нуждаются в объективации-мысленных конструкций в виде афоризмов, символизирующих семантику терминов, фраз, теорий.

В познавательной деятельности любой нормальный человек испытывает стресс, когда в ответ на подаваемую- ему абстракцию- не находит эмпирического- эквивалента и вместе с тем реалистического подкрепления . При отсутствии эмпирической расшифровки полученных абстракций, как это бывает часто, человек из-за отсутствия предынформации может оказаться в ситуации необходимости восприятия абстракции без адекватной смысловой ее интерпретации, т.е. без связи с реальностью. Вот так, незаметно формализм входит в процесс познания. Иногда преподаватели требуют только того, чтобы студент продекламировал определения- и- термины, не утруждая себя вникнуть, в суть вопроса. Преодолеть трудности в понимании абстракции должны помочь афоризмы.

Афоризмы - это изречения, обладающие воспроизводимостью, относительной стабильностью состава и структуры, имеющие образную или прямую мотивировку общего значения, не вытекающего только из значения составляющих их лексем, носящих обобщенный характер. Для решения вопроса о принадлежности афоризма к числу языковых знаков необходимо определить, что мы понимаем под термином «языковой знак». Но прежде всего надо выяснить семантику, понятия- «знак».

«Знак, - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного1 образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения)».

Знаки языка при их употреблении образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения, осмысления и употребления: Выделяют предметное, смысловое и экспрессивное значение знака. Знак обозначает данный предмет и выражает смысловое и экспрессивное значение. Смысловое значение знака - это его свойство представлять, указывать определенные стороны, элементы, свойства данного предмета, то, что воспринимает человек в процессе познания1.

Под экспрессивным значением знака мы понимаем выражаемые с помощью знака (при использовании его в конкретном контексте и в конкретной ситуации) чувства и желания человека, использующего в речи этот знак.

Знак — интерсубъективный посредник в социальных взаимодействиях и коммуникации. Изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков, с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики /различных систем знаков и сообщений, использующих различные типы знаков, занимается семиотика.

Из определения» знака вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, знак служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание знака невозможно без выяснения его значения предметного (обозначаемый им предмет); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства).

Знак может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл знака может минимизироваться при наличии предметного значения. Смысловое значение знака — это то, что понимает под ним пользователь этого знака.

Экспрессивное значение знака выражает эмоции человека, использующего знак, в определенном контексте. В семиотике различают отношения знаков друг к другу (синтаксис), отношение знака к тому, что им обозначается (семантика), и отношения использующего знак к употребляемым им знаковым системам (прагматика).

Для понимания природы знака первостепенное значение имеет выделение- особых социальных ситуаций, в которых происходит использование- знака. Подобные ситуации неразрывно, связаны со становлением речи(языка) и-мышления. Еще древнегреческие философы-стоики отмечали, что суть знака заключается в его двухсторонней структуре - неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого):

Разнообразие мыслимых отношений, между ними конституирует возможные их классификации. Знак, возможно, подразделять на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности.

Как пишет В:В. Бычков: «В; художественно-семиотическом поле символ находится где-то между художественным образом и знаком. Отличие их наблюдается в, степенях изоморфизма и: семантической свободы, в ориентации на различные уровни восприятии реципиента, в уровне духовно-эстетической энергетики».

Афоризмы в познании творческой деятельности человека

Творчество - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням, иерархия бытия. Творчество} способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.

Согласно К.А. Тимирязеву, процесс создания человеком разнообразных произведений, искусства «в значительной мере сходен с процессом совершенствования в природе». Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового — путем перебора большого количества промежуточных вариантов,1 а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного.

В истории философии к субъектам творчества относили. Бога (Платон, Г. Гегель, Н.А. Бердяев и др.); Природу (Эпикур, Б. Спиноза, А. Бергсон и др.); Человека (Гельвеций, К. Маркс, Сартр и др.).

Человеческое1 творческое — суть интегральная- совокупность фантазии, предвидения и интуиции, которая ярко проявляется в познавательной деятельности человека. Учитывая интенциональность сознания, т.е. обращенность теории к объекту исследования, всякая теоретическая наука в своем развитии движется от абстрактного к конкретному. По этой идее, никакая отвлеченная теория не может претендовать на статус научности без конкретности, представленной как синтез различных абстракций.

Теоретические знания различаются степенью обогащенности наглядными средствами; символизирующими идею мысленной конкретности. Например, положения классической физики были более богаты наглядными образами, чем современные неклассические физические теории: теория относительности и квантовой механики. Но и они постепенно все больше и больше приобретают конкретность по мере использования наглядных средств репрезентации.

Известно, что науки отличаются» друг от друга и по степени отвлеченности (оторванности) от реальности, доступной органам чувств: Это обстоятельство никак не оправдывает отсутствие каких-либо конструктивных моделей, внушающих обращенность науки к своему объекту исследования. Даже те науки, которые исследуют в качестве своего объекта принципиально недоступные внешнему наблюдателю феномены (например, чужие мысли в чужой голове), находят многочисленные выходы из затруднительного положения. Полиграф (детектор лжи), запись биоэлектрических колебаний в мозгу не выдают мысли испытуемого такими; какимиї может созерцать сам субъект, находясь внутри себя, т.е. в интроспекции.

Невооруженный человеческий глаз не обнаружит ничего- в.микромире, но, к счастью, это не трагедия: Во-первых, мы знаем об элементарных частицах по показаниям приборов, работа которых контролируется органами чувств. Во-вторых, человек наделен отвлеченным мышлением и творческим воображением, способным конструировать реальности, выходящие за рамки логики здравого смысла.

В практике освещения результатов исследования сплошь и рядом приходится встречаться с поверхностным подходом к представлению сложной информации, недооценкой- значения логики изложения и чувственности в познании.

«Недостаточно того, что отдельные результаты признаются, разрабатываются и применяются- немногими специалистами. То обстоятельство, что научные познания являются достоянием лишь маленькой группы людей, снижает философский уровень народа, приводит к его духовному оскудению».

Чувственно-эстетическая наполненность научного мышления возникает исторически, из народной мудрости. Поэтому нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеологической составляющей творчества человека. В1. Соловьев видел в- их взаимосвязи условие творческого процесса. На эту теоретическую традицию мы и опираемся в своем исследовании Ведь-творческий процесс — загадочное явление. И. Кант говорил, что Ньютон все. свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гольмер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове" полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями- идеи, потому что сам не знает этого, следовательно, не может научить этому никого другого. Поэтому в- научной области величайший изобретатель отличается, от жалкого подражателя и ученика только по степени,.тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически.

Похожие диссертации на Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека