Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Дускаева Аксана Геннадьевна

Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России
<
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дускаева Аксана Геннадьевна. Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Дускаева Аксана Геннадьевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/470

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Алкоголизм и наркомания как формы деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России 17

1.1 .Диалектика деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека

1.2. Алкоголизм как форма деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России 33

1.3. Проблемы наркомании как формы деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России 51

ГЛАВА 2. Трансформация ценностных ориентации россиян в постсоветско культуре как основа нарастания алкоголизма и наркомании 72

2.1. Поливариантность подходов к исследованию причин распространения алкоголизма и наркомании в литературе советского и постсоветского периода . 72

2.2. Анализ ценностных ориентации россиян, обусловливающих нарастание алкоголизма и наркомании в постсоветской России 89

ГЛАВА 3. Поиск путей противодйствия распространению алкоголизма и наркомании в постсоветской культуре: итоги и перспекти 108

3.1. Основные направления государственной политики по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией населения России 108

3.2. Радикальная трансформация ценностных ориентации россиян как детерминанта снижения уровня алкоголизма и наркомании в постсоветской культуре . 122

Заключение 136

Литература 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования Сущностная трансформация российской культуры в постсоветский период характеризовалась не только либерализацией всех сфер общественной жизни, но и беспрецедентным, уровнем нарастания алкоголизма и наркомании, что представляет собой реальную опасность для страны, поскольку уровень их распространения в современной России достиг масштабов национального бедствия, о чем свидетельствуют весьма убедительные статистические показатели. По данным, которые привел замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков А.Федоров, «опыт употребления наркотиков в России имеют около 5,9 млн. человек, или примерно 4% населения». При этом он подчеркнул, что «реальные цифры превышают официальную статистику в

5-7 раз, поскольку она не учитывает анонимных наркоманов и смерть от сопутствующих заболеваний».1

Не меньшую обеспокоенность вызывает и уровень алкоголизации россиян. На брифинге, посвященном проблемам борьбы с пьянством и алкоголизмом в> современной России, проведённом в октябре 2008 года, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья А.Чухраев следующим образом охарактеризовал ситуацию в стране: «За последние десять лет потребление алкогольных напитков в среднем на душу населения практически удвоилось - с 8 до 15 литров. В то время как по данным Всемирной организации здравоохранения потребление свыше 8 литров спиртного на человека в год ведет к деградации нации».2

Масштабы распространения алкоголизма и наркомании в современной России обусловили то обстоятельство, что они стали

News ru. Com // Новости России // 18.09.2008 г. 2 html

объектом пристального внимания специалистов, работающих в* самых разных областях. Так, медики и психологи изучают вред, который наносят наркотики и алкоголь физическому и психическому здоровью россиян, юристы исследуют наркотизацию и алкоголизацию населения России как важнейший фактор роста преступности, а экономисты подсчитывают материальный ущерб, наносимый ими нашей стране.

Вместе с тем, поскольку исследование алкоголизма и наркомании в
рамках частных научных дисциплин является фрагментарным,
представляется необходимым рассмотреть данную проблему в контексте
философско-антропологического анализа. В отличие от специальных наук,
изучающих отдельные аспекты алкоголизма и наркомании и частные
причины их распространения, философско-антропологическое

исследование сделает возможным уяснить сущность алкоголизма и наркомании, а также раскрыть их связь с основополагающими ценностями современной российской культуры, которые обусловливают поведение россиян. Специфика философского исследования алкоголизма и наркомании состоит в том, что они будут рассматриваться как единство аутодеструктивной, то есть разрушительной* для самого человека деятельности, и деятельности деструктивной, то есть направленной на разрушение других людей и внешнего мира.

В то же время философско-антропологический анализ данной проблемы требует привлечения результатов исследований специальных научных дисциплин, что поможет избежать спекулятивности в осмыслении как природы алкоголизма и наркомании, так и детерминант их распространения.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы деструктивности производилось в истории философии в разных аспектах. Так, проблема деструкции в контексте онтологической проблематики рассматривалась М.Хайдеггером.

Длительную историю имеет исследование такой формы аутодеструктивной деятельности, как суицид. Проблема суицида имеет существенное значение и в работах античного стоика Сенеки3, и нововременного философа Д.Юма4, и российского философа Н.А. Бердяева5, и социолога Э. Дюркгейма6. Особую значимость проблема суицида как формы аутодеструктивной деятельности занимает в философии А.Камю, утверждавшего: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства».7

Предметом специального анализа проблема деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека впервые стала в философии З.Фрейда и его последователей, причем первоначально она исследовалась не самим Фрейдом, а такими аналитиками, как В.К. Штекель, К.Г. Юнг и С. Шпильрейн.

Впоследствии к признанию наличия деструктивности и аутодеструктивности в природе человека пришел и сам основатель психоанализа. Суть взглядов З.Фрейда по данной проблеме выражается в двух постулатах. Во-первых, он утверждает, что стремление к агрессии, деструктивной деятельности имеет биологическую природу и потому не может быть устранено ни в поведении отдельного человека, ни в ходе исторического развития человечества. Во-вторых, деструктивная и аутодеструктивная деятельность, по его мнению, представляют собой единство, состоящее в том, что подавление деструктивной деятельности, направленной вовне, приводит к нарастанию аутодеструкции. Таким образом, он приходит к выводу о том, что если энергия деструктивности не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида.

3 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М.,1986.

4 Юм Д. О самоубийстве// Юм Д.. Сочинения в 2 т. М. 1996. T.2.

5 Бердяев Н. О самоубийстве. М., 1992.

6 Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1998.

7 Камю А.. Бунтующий человек. М., 1990. С.24

Существенное значение для исследования феномена деструктивной деятельности имеет фундаментальная работа Э.Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», в которой он в значительной степени отступает от классического фрейдизма, поскольку, во-первых, Фромм утверждает, что деструктивная деятельность не является инстинктом, а имеет биосоциальную природу, и, во-вторых, если Фрейд считал, что отказ от подавления деструктивности, направленной вовне, освобождает человека от аутоагрессии, то Фромм полагает, что, разрушая других, человек разрушает и самого себя.

Полемика с Фрейдом по проблеме деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека содержится в работах К.Хорни, которая так же, как и Э.Фромм, критикует Фрейда за то, что он считает «деструктивность, проявляющуюся в действиях и фантазиях, инстинктивной» и утверждает, что проявление деструктивности всегда является «реакцией на ситуацию».8

Хорни подвергает критике фрейдовское понимание взаимосвязи деструктивности и аутодеструктивности, обосновывая это тем, что в результате психоаналитического лечения пациент освобождается и от деструкции, и от аутодеструкции и «обретает способность к любви и подлинную терпимость по отношению к себе и другим».9

Представители современного психоанализа Х.Томэ и Х.Кэхеле
также критикуют фрейдовскую позицию, рассматривающую деструкцию
как биологический инстинкт, и утверждают, что техника лечения
предполагает «дифференцированный феноменологический и

психоаналитический анализ ситуативного происхождения агрессивных импульсов и фантазий».10

Хорни К. Новые пути в психоанализе. М.2007. С.98. 9 Там же. С. 100 шТомэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. T.1M. 1996.С.193

Проблема деструктивного и аутодеструктивного поведения личности рассматривается современными отечественными и зарубежными учеными. В контексте психиатрии феномены деструкции и аутодеструкции рассматривают А.О. Бухановский и Н.Б.Табачник. В связи с исследованием проблемы агрессии и насилия проблема деструктивной деятельности рассматривалась такими авторами, как РІБзрон и Д.Ричардсон, Л.Берковиц, А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин, Б.Крейхи, Л.С. Скворцов и другими.

Предметом собственно философского анализа проблема
деструктивной» деятельности человека стала в диссертационном
исследовании И.В. Лысак «Философско-антропологический* анализ
деструктивной деятельности человека в современном мире», где не только
представлено исследование феноменов- деструктивности и

аутодеструктивности, но и дана весьма широкая панорама их проявлений в современном мире. Вместе с тем, хотя в одном из разделов своего исследования Лысак рассматривает проблему алкоголизма и наркомании как форм деструктивной деятельности человека в. трансформирующемся обществе России, но- поскольку их исследование не было для автора предметом специального рассмотрения, то, представляется необходимым более детально проанализировать данную проблему.

Исследование пьянства и алкоголизма имеет в нашей стране длительную историю. Значительный вклад в исследование негативного влияния алкоголизма на физическое и психическое состояние человека внесла медицинская литература. В данном контексте особо* можно отметить работы таких советских медиков, как Б.С.Братусь, Ю.С. Бородкин, Т.И. Грекова, А.Р., М.Я. Майзелис, Ф.Г. Углов и другие.

Рассмотрению проблем пьянства и алкоголизма в постсоветской России посвящены работы А.Л. Арефьева, Т. Горобец, Б.М. Левина, М.А. Леонтьевой, СЮ. Никитиной и другие.

В изучение проблем наркотизации современного российского общества наиболее заметный вклад внесли такие ученые, как Э.М. Андреев, Э.А. Бабаян, СИ. Билкей, С.А. Быков, Н.Ф. Герасименко, Э.Г.Гасанов, Н.Г. Драган, В.К. Дуюнов, Б.Ф. Калачев, А.В. Карпец, А.Н. Колесников, О.Ю. Кондратьева, А.В. Кидряпкина, Б.М. Левин, М.Б. Левин, Е.В. Лисова, Р.Г. Миронов, М.Е. Позднякова, В.А. Попов, И.М. Пятницкая, В.Н. Шашков, Е.М. Щербакова и другие.

В работах современных российских исследователей анализируются масштабы и темпы алкоголизации и наркотизации россиян, дается характеристика демографического состава и численности наркоманов и лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, в разных регионах России, анализируется ухудшение криминогенной обстановки в стране в связи с распространением алкоголизма и наркомании, намечаются пути борьбы с наркотизацией и алкоголизацией населения России.

Вместе с тем, недостаточно исследованным остается вопрос, в какой мере трансформация ценностных ориентации россиян в постсоветский период явилась причиной нарастания наркомании и алкоголизма.

Данное обстоятельство побуждает обратиться к работам Э. Дюркгейма и Р.Мертона, в которых анализируется феномен аномии, а так же современных российских авторов, исследующих проявления аномической деморализованное человека в постсоветской России и иные негативные явления, обусловливающие нарастание в ней алкоголизации и наркотизации россиян.

В данной связи необходимо отметить работы О.А. Богдановой, Е.И. Головахи, В.И. Добренькова, В.Н. Иванова, А.В. Захарова, В.В. Кривошеева, Ю. Левады, А.В. Миронова, Н.В.Паниной и других.

Объектом исследования данной диссертации являются алкоголизм и наркомания.

Предметом исследования является уяснение сущности алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивнои деятельности, а также анализ радикальной трансформации ценностных ориентации россиян в постсоветский период, приведшей к распространению алкоголизма и наркомании.

Цель диссертационного исследования состоит в философско-антропологическом анализе алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивнои деятельности человека в современной российской культуре, в выявлении их глубинных детерминант, влияния на человека и определении путей противодействия им.

Данная цель реализуется в постановке и решении следующих исследовательских задач:

на основе компаративистского анализа определить различие в понимании диалектики деструктивной и аутодеструктивнои деятельности человека в работах З.Фрейда и Э. Фромма;

проанализировать сущность алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивнои деятельности человека;

в контексте исследования проблемы алкоголизма и наркомании решить вопрос, приводит ли деструктивная деятельность человека к нивелированию его стремления к аутодеструкции;

определить, в какой мере радикальная трансформация ценностных ориентации россиян в постсоветский период привела к нарастанию алкоголизма и наркомании в современной России;

проанализировать возможные пути противодействия

распространению алкоголизма и наркомании в постсоветской культуре.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Сформулированные предмет и задачи исследования предполагают использование методологии, позволяющей осмыслить алкоголизм и наркоманию как формы деструктивной и аутодеструктивнои деятельности

человека в контексте реалий» постсоветской культуры, что делает необходимым использование системного подхода, позволяющего понять культуру как целостную, структурно-функциональную систему, в основе которой лежат определенные принципы и ценности, анализ которых и позволит объяснить конечные, основополагающие детерминанты распространения в ней алкоголизма и наркомании.

Исходными методологическими принципами исследования являются также диалектические принципы историзма, объективности- и всесторонности рассмотрения, а также антропологический, аксиологический и компаративистский подходы.

Научная новизна исследования состоит в том, что алкоголизм и наркомания рассмотрены в контексте философско-антропологического анализа, что позволило уяснить их сущность как-единство деструктивной и аутодеструктивной деятельности и выявить те ценностные ориентации россиян, которые являются детерминантами их распространения в постсоветской культуре.

- Выявлено различие во взглядах З.Фрейда и Э.Фромма; состоящее
в следующем: если Фрейд полагал, что отказ от подавления деструкции,
направленной вовне освобождает человека от стремления к
ауто деструкции, то Фромм утверждал, что деструктивная и,
аутодеструктивная деятельность лишь усиливают друг друга.

- Обосновано, что алкоголизм и наркомания представляют собой
единство аутодеструктивной и деструктивной деятельности.

Доказано, что аутодеструкция лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, и наркоманов усиливает их деструктивную деятельность.

В контексте исследования проблемы алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека выявлена ошибочность утверждения Фрейда о том, что деструктивное поведение человека снижает его аутодеструкцию.

Обосновано, что глубинной детерминантой распространения алкоголизма и наркомании в постсоветский период является радикальная трансформация ценностных ориентации россиян.

Выяснено, что важнейшим фактором нарастания темпов потребления спиртных напитков и наркотиков россиянами является утверждение в постсоветской культуре примата материальных ценностей.

Доказано, что важнейшей причиной нарастания алкоголизма и наркомании в постсоветский период являются плюрализация и релятивизация нравственных ценностей, приводящие к ценностной дезориентации постсоветского человека.

Выяснено, что весьма существенное влияние на распространение алкоголизма и наркомании в современной российской культуре оказывает культ телесности и нивелирование духовных потребностей постсоветского человека.

- Доказано, что продуктивной борьба с алкоголизмом и наркоманией
может стать только при условии радикального переосмысления
ценностных ориентации россиян и снижении влияния ценностей,
продуцирующих их распространение.

- Определены основные направления трансформации ценностей в
постсоветской культуре, реализация которых приведет к снижению
уровня алкоголизма и наркомании.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Компаративистский анализ взглядов 3. Фрейда и Э. Фромма по проблеме диалектики аутодеструктивной и деструктивной деятельности человека обнаружил антиномичность их подходов к решению данной проблемы: если Фрейд утверждал, что подавление деструктивной деятельности человека приводит к усилению аутоагрессии, то Фромм полагал, что они лишь усиливают друг друга.

2.Алкоголизм и наркомания представляют собой единство аутодеструктивной и деструктивной деятельности, которые связаны таким образом, что чем в большей степени выражен аутодеструктивный аспект данной деятельности, тем в большей степени проявляется и ее деструктивная природа. Таким образом, аутодеструктивные тенденции усиливают деструктивные, что проявляется в следующих аспектах :

алкоголизм и наркомания- представляют собой форму аутодеструктивной деятельности человека, поскольку приводят к тяжелым заболеваниям и смерти, но в то же время они являются и формой деструктивной деятельности, поскольку смертность от употребления алкоголя и наркотиков достигла в постсоветской культуре масштабов, которые реально угрожают потерей генофонда, а потому и существованию России как целостного суверенного государства;

единство аутодеструктивных и деструктивных аспектов алкоголизма и наркомании проявляется также в том, что злоупоупотребляющие алкоголем и наркотиками россияне не только разрушают свой собственный интеллектуальный потенциал, но и рождают детей с психическими отклонениями, что крайне негативно отражается, на демографической ситуации в стране, поскольку делает нереалистичным создание постиндустриального общества, испытывающего потребность в специалистах, обладающих высокими креативными способностями;

чем ярче выражена нравственная и волевая деградация алкоголиков и наркоманов, тем в большей степени они способны совершать антиправовые действия, что приводит к значительному ухудшению криминогенной ситуации в обществе.

3. Исследование диалектики аутодеструктивной и деструктивной деятельности человека в контексте анализа алкоголизма и наркомании позволяет прийти к выводу о неправомерности утверждения З.Фрейда о

том, что деструктивное поведение во всех случаях ослабляет аутодеструкцию, в действительности они лишь усиливают друг друга. 4.Ценностная трансформация в постсоветской культуре приводит к утверждению примата материальных ценностей, что обусловливает распространение алкоголизма и наркомании в силу следующих причин:

любые законы оказываются неэффективными в связи с коррумпированностью правоохранительных органов;

- несанкционированная торговля алкоголем и наркотиками, приносящие сверхприбыль, осуществляются в современной России во все увеличивающихся масштабах;

ослабляется влияние родителей на детей, поскольку родители ориентированы на повышение материального благосостояния, а дети остаются бесконтрольными, предоставленными самим себе;

стремление к материальному обогащению приводит к разрыву межличностных коммуникаций, вследствие чего человек становится одиноким, иллюзией освобождения от одиночества становится его вовлечение в сообщества наркоманов и алкоголиков;

- в погоне за все более высоким материальным достатком человек в постсоветской России стремится больше работать, что увеличивает психологическое напряжение, которое часто преодолевается употреблением наркотиков или алкоголя;

стремление к увеличению коммерческой прибыли побуждает СМИ осуществлять скрытую, а подчас и открытую рекламу алкоголя и наркотиков.

5. Нарастание алкоголизации и наркотизации граждан постсоветской России во многом обусловлено утверждением нравственного плюрализма и релятивизма в постсоветской культуре, что приводит россиян к ценностной дезориентации, выражающейся в следующих аспектах:

разные поколения россиян обладают различными, а подчас противоположными ценностными ориентациями, однако отсутствие консолидирующих ценностей снижает возможности семьи влиять на многообразные формы девиантного поведения подростков в том числе, и на формирование пристрастия к алкоголю и наркотикам;

- наличие противоречащих друг другу ценностных ориентации является
мощным невротизирующим фактором, поскольку порождает столкновение
разнонаправленных мотивов поведения человека, которые не могут быть
приведены к единству, но именно- люди с психическими отклонениями
весьма часто становятся алкоголиками и наркоманами.

б.Важнейшей причиной распространения алкоголизма и наркомании в постсоветской культуре является формирование в ней телоцентризма, порождающего нивелирование значимости духовных потребностей и концентрацию интереса на потребностях тела, что* обусловливает поиск средств, которые могут дать все более яркие телесные ощущения, к числу которых, безусловно, принадлежат наркотики и алкоголь. 7. Продуктивным направлением противодействия алкоголизму и наркомании является глубинная трансформация основополагающих ценностей постсоветской культуры, являющихся важнейшими детерминантами их распространения. Основными векторами * ценностной трансформации должны стать:

- преодоление примата материальных ценностей и осознание того, что
развитие экономики не является самоцелью для государства и общества,
но оно должно быть опосредовано гуманистическими ценностями;

- усиление гуманитарной компоненты в школьном и вузовском
образовании, поскольку именно изучение философии, этики, истории

'' религий, литературы позволит понять, сколь иллюзорным является

, отождествление счастья и богатства;

- устремленность-к консолидации ценностей различных поколений, что
является необходимой предпосылкой повышения потенциала семейного
воспитания;

преодоление телоцентризма и увеличение значимости духовных потребностей;

- общественный и государственный контроль над деятельностью СМИ,
осознание ими своей> социальной ответственности, выражающееся в
стремлении дать позитивные идеалы, которые будут спасительными как
для каждого человека, так и для общества в целом.

Научно-практическая значимость исследования. В.теоретическом
плане исследование алкоголизма и наркомании в контексте философско-
антропологического исследования позволит понять их природу- как форм
аутодеструктивной и деструктивной' деятельности. Представляется, что
такого рода исследование будет иметь не только теоретическое, но и
важное практическое значение, поскольку только выявление
фундаментальных детерминант наркотизации и алкоголизации россиян
позволит определить эффективные пути их преодоления. '

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 3 Международной научно -практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности» (г. Пенза, ноябрь 2008, в соавт.); на Межрегиональных научно - практических конференциях « Актуальные проблемы современного российского общества» и «Исторические и социально - экономические проблемы Юга России» ( г. Азов, 2008 - 2009 ); на Международной научно - практической конференции «Теоретико -методологические проблемы подготовки кадров (г. Пенза, апрель 2008). Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ и конференции молодых учёных, проведённой СКНЦ ВШ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 226 наименований. Общий объем работы - 158 страница машинописного текста.

Алкоголизм как форма деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России

Как показывают научные исследования, алкоголизация населения России, приобрела характер национального бедствия. Так, если предельно критическое значение потребление алкоголя в мировой практике составляет 8л абсолютного алкоголя на человека в год, то в России в 2000 году величина этого показателя составляла 14,5л абсолютного алкоголя на человека в год;45

Особую озабоченность вызывает динамика потребления спиртных напитков. Так, по данным Федерального статистического управления, если количество зарегистрированных пациентов с синдромом зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) в 2000 году составляло 1642 тыс., то в 2004" году эта цифра равнялась 2208 тыс. человек.

Весьма высокими темпами нарастает употребление спиртных напитков в молодежной среде. В заслуживающей внимания статье М.А. Леонтьевой «Мониторинг девиантного поведения учащихся и студентов. Архангельска» был сделан настораживающий вывод, о том, что употребление алкоголя студентами- вузов, а также учащимися средних учебных заведений и вузов «становится массовым».46Данное обстоятельство подтверждается следующими цифрами: в средних и высших учебных заведениях с большей или меньшей частотой употребляют спиртные напитки «84 % юношей и 88 % девушек, среди школьников соответственно 48 % и 58%». Особую тревогу вызывает тот факт, что мальчики начинали «употреблять алкоголь примерно с 11-14 лет, девочки - с 12-15 лет». По данным МВД, количество несовершеннолетних, к которым применялось административное воздействие за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, постоянно растет, так в 1998 г. по данной статье было привлечено 294000 человек, в 1999 - 305000, а в 2000 - 307000.48

С различной частотой спиртные напитки употребляют, по их собственному признанию, 81,8 % молодых людей. Наиболее распространенным напитком в молодежной среде является пиво, его потребляют 75,9% (примерно в равной степени юноши и девушки). Водку употребляют 41,5% юношей и 24,2% девушек, причем ее пьют 45% работающих, учащихся ПТУ и нигде не работающих. Особую г озабоченность вызывает то, что среди опрошенных 5,4 % распивают алкогольные напитки ежедневно, 21,1 % - раз в два-три дня, 26,3 % - раз в неделю, 20,1 % - два-три раза в месяц 3, 8,9 % - очень редко. При этом разовая доза алкоголя велика: вина по 260 мл, водки по 230 мл, коньяка по 130 мл, других крепких напитков (ром, виски, джин) по 165 мл, самогона по 175 мл, пива юноши выпивают по 1,3 л, а девушки по 0,9л.49

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в группу риска входят как выпивающие каждый день, так и пьющие через день, то есть 26,5 % молодых людей.

Алкоголизация населения в постсоветской России достигла таких масштабов, что на основе анализа данных смертности от алкоголизма в разных регионах РФ автор статьи «Региональная дифференциация смертности от внешних причин» О.И. Антонова приходит к неутешительному выводу о том, что они подтверждают «гипотезу об алкоголизме как основном факторе, тормозящем позитивные процессы на российском пространстве». По данным Антоновой, число случайных отравлений алкоголем на 100000 населения в 2005 году составляло 37,2 и превышало число смертей от транспортных травм, которое составляло 34,4.51 Если сегодняшние тенденции сохранятся, то, по мнению российских ученых, это приведет к значительному сокращению населения страны, поскольку как показывают прогнозы, к 2075 году на территории России будет проживать 50-55 млн. человек52

Тотальность распространения алкоголизма в постсоветской России побуждает обратиться к его анализу в контексте проблемы деструктивной и аутодеструктивной деятельности.

Начнем с анализа алкоголизма как вида аутодеструктивной деятельности и остановимся на его негативном влиянии на самого человека, употребляющего- алкогольные напитки. Прежде всего, необходимо охарактеризовать симптомы, характеризующие развитие алкогольной зависимости. Первый симптом - это1 синдром снижения и исчезновения защитных рефлексов, что при алкоголизме выражается, в исчезновении рвотного рефлекса. Второй симптом - это изменение толерантности к алкоголю, которое характеризуется вначале ростом толерантности, затем установлением плато, то есть стабилизацией принимаемой дозы алкоголя, затем наступает этап снижения толерантности. Третий симптом характеризуется изменением форм потребления, под которым понимается систематическое употребление алкоголя. Четвертый симптом состоит в изменении форм опьянения, которые характеризуются измененными картинами опьянения. Пятый симптом - это психическая зависимость, под которой понимается состояние, когда прием алкоголя вызывает психический подъем и появляется потребность в постоянном употреблении алкоголя для получения удовольствия, отсутствие приема алкоголя, напротив, приводит к дискомфорту. Шестой синдром - это синдром физической зависимости, который характеризуется ярко выраженными физическими расстройствами после прекращения приема алкоголя.

Динамика развития алкогольной зависимости характеризуется тремя стадиями. Первая фаза характеризуется синдромом психической зависимости, ростом толерантности, систематическим приемом алкоголя, ослаблением и исчезновением защитных реакций. Существенным отличием второй фазы алкоголизации от первой является появление синдрома физической зависимости, снижением толерантности до уровня плато, часто исчезают защитные реакции.

Для третьей фазы алкоголизма характерны соматические и психические заболевания. Снижается толерантность. Физическая зависимость выражается угнетением всех систем организма в отсутствии алкоголя.

В целом, как отмечается в литературе, переход от бытового пьянства к алкоголизму характеризуется следующими моментами: «Изучение бытовых форм пьянства позволяет считать границей заболевания момент трансформации группы основных симптомов: симптома желательности алкоголизации - в обебссивное влечение, запаздывание феномена насыщения - в утрату количественного контроля, затруднения при отказе от выпивки в утрату ситуационного контроля. Возникновение всех трех симптомов должно рассматриваться как болезнь и давать основание для диагностики алкогольной зависимости53

Поливариантность подходов к исследованию причин распространения алкоголизма и наркомании в литературе советского и постсоветского периода

Поскольку пьянство и алкоголизм издавна являются серьезными проблемами российской культуры, то их исследование имеет длительную историю. Так в советский период нашей истории, исходя из марксистской диалектико-материалистическои парадигмы в понимании взаимосвязи общества и индивида, господствовало представление о том, что человек является продуктом социальных воздействий, поэтому и пьянство и алкоголизм рассматривались как порождение неблагоприятных социальных воздействий на человека.

Обосновывая эту идею, академик Ф.Г. Углов приводит следующие аргументы. По его мнению, история развития России доказывает, что в Российском государстве в течение веков употребляли лишь слабые напитки типа браги, пива, медовухи. Как утверждает данный автор, на протяжении Х111-ХУ111 веков Россия находилась в состоянии перманентных военных действий, что требовало « невиданного напряжения сил всего народа, и именно поэтому в нашей стране намного позднее других стран потребление спиртных напитков получает широкое распространение».

Углов утверждает, что фабричное производство чистого спирта, породившее широкое распространение крепких напитков, началось в 19 веке. То есть, как утверждает данный автор, масштабы пьянства и алкоголизма определяются социальными факторами, а именно индустриальным производством, крепких алкогольных напитков. Углов указывает еще на один весьма значимый фактор социального характера, способствовавший распространению тотального пьянства в дореволюционной России в 19 столетии, каковым явилось то, что царская казна весьма существенно пополнялась за счет доходов от продажи водки. В силу этого обстоятельства Министерство финансов даже осудило трезвенническое движение, возникшее в народе, что выразилось в постановлении гласящем: «Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать»96.

Помимо экономических причин насаждение пьянства определялось и причинами политическими, поскольку царскому правлению нужны были безвольные, покорные рабы, формирующиеся под воздействием хронического пьянства.

Важным аргументом, подтверждающим социальную, а не биологическую природу пьянства, который приводит Ф.Г. Углов, является то, что сухой закон, принятый в России в 1914 году, дал весьма ощутимые . позитивные результаты, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Так, если число лиц, арестованных в Петербурге в пьяном виде в 1913 и 1912 годах, составляло приблизительно 38 500 человек, то во второй половине 1914 их число уменьшилось до 13 447 человек, то есть их стало в три раза меньше. В семи амбулаториях Петроградского попечительства о народной трезвости число новых больных -алкоголиков и запойных в 1913 году было 1699, а в 1914 - всего 983. Причем в первом полугодии 1914 года их количество составило 916 человек, а во втором полугодии сократилось до 67 человек.

В то же время существует и несколько иной подход к решению вопроса о том, насколько традиционным пороком российской культуры является пьянство и алкоголизм. Так, например, в работе Н.И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ 1 и ХУ11 столетиях» приводятся несколько иные данные о пристрастии россиян к спиртным напиткам. Костомаров замечает, что к напиткам, которые люди употребляли в старину, относились « квас, морс пиво, мед, водка и виноградные вина».98 Причем данный автор отмечает, что к числу крепких напитков относился и мед, который, будучи приготовлен особым образом, был до того крепок, что «сшибал с ног».99 Что касается водки, то, по свидетельству Костомарова, она была очень популярным напитком, поскольку русские « пили водку не только пред обедом, но во время обеда, и после обеда, и во всякое время дня».100 В то же время Костомаров утверждает, что «некоторые пили четыре раза перегонную водку и умирали от нее».101 Более того, Костомаров совершенно недвусмысленно пишет об отношении русского народа к пьянству: «Русский народ издавна славился любовью к попойкам. Еще Владимир сказал многознаменательное выражение: «Руси веселие пити: не может без того быти!» Русские придавали пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное количество вина. Радость, любовь, благосклонность находили свое выражение в вине...Знатные бояре не считали предосудительным напиваться до потери сознания с опасностью потерять жизнь. Царские послы, ездившие за границу, изумляли иностранцев своей неумеренностью».102

О том, насколько склонны к пьянству были наши предки, свидетельствует следующий случай, описанный Костомаровым. Во время Московского восстания 1648 года возник пожар, который дошел до

главного кабака, куда народ бросился толпой, в результате чего все мертвецки напились и забыли про мятеж.

Таким образом, и Костомаров указывает на социально-экономические причины распространения пьянства на Руси. В связи с этим он отмечает, что до того, как царь Борис «введением кабаков сделал пьянство статьею государственного дохода, охота пить в русском народе не дошла до такого поразительного объема, как впоследствии».

В то же время распространение пьянства на Руси было обусловлено и стремлением кабатчиков и целовальников к выгоде, которые давали пьяницам в долг как можно поболее», чтобы потом разорить их, отняв все имущество.104. Костомаров свидетельствует о том, чтсь разорялись и дворяне. Разорившиеся дворяне становились либо попрошайками, либо создавали шайки воров и разбойников. Как указывает Костомаров, духовенство также «не только не отличалось трезвостью, но еще перещеголяло другие сословия в расположении к вину».105

Анализ ценностных ориентации россиян, обусловливающих нарастание алкоголизма и наркомании в постсоветской России

В качестве одной из основных причин распространения алкоголизма и наркомании в современной России, как указывалось в предыдущем разделе нашей работы, исследователи называют широкую доступность алкогольных напитков и наркотиков. И с этим нельзя не согласиться. Вместе с тем возникает вопрос, почему же, хотя всем без исключения понятен вред, который приносят алкоголь и наркотики как отдельным людям, так обществу в целом, в таких невиданных масштабах осуществляется продажа суррогатов алкоголя, которая является, как было показано ранее, причиной смерти огромного количества россиян, почему для молодого человека нет никакой проблемы в том, чтобы достать наркотики в любых количествах и умереть от передозировки. Конечно, можно усмотреть в этом негативное влияние глобализации, которое привело к тому, что наркогруппировки нашли в России широкий рынок сбыта наркотиков, однако, как нам представляется, без благоприятной ситуации внутри страны никакие негативные внешние влияния не смогут стать столь существенными.

Если попытаться определить глобальную причину, складывающейся в России катастрофической ситуации, которая характеризуется распространением наркомании и алкоголизма, то в качестве таковой можно назвать то, что в постсоветской культуре сформировался абсолютный примат материальных ценностей, нашедший выражение в том, что подавляющая часть российских граждан, особенно молодежи, живет по принципу, который Э.Фромм назвал «принципом иметь». Сущность общества, для которого характерен данный принцип, выражается в трех аспектах: «Приобретать, владеть и извлекать прибыль». При этом «каковы источники собственности - не имеет значения».122 В таком обществе формируется и определенный социальный тип личности, для которого характерно стремление приобретать собственность и приумножать ее, и именно такие люди «становятся предметом восхищения и зависти как существа высшего порядка»123 В такой ситуации ценность человека начинает измеряться не его- высокими; личностнымш качествами, профессиональными и нравственным1 уровнем, а исключительно? тем; что ему принадлежит. Такой ценностный вектор является весьма опасным для личности, поскольку не ориентирует человека, на личностное развитие, а порождает лишь стремление обогатиться.

Данные социологических опросов показывают, что материальный; достаток является абсолютно доминирующей! ценностью в современной России: Так в статье «Динамика ценностей современной молодежи Юга России» речь.идет о том; что- для- 80 % респондентов главным является» материальный; достаток,. при этом? около 80% респондентов вообще; не стали бы работать, если бы были; материально!1 обеспечены:124 Настораживает то, что в статье А.ВЇ Петрова «Ценностные предпочтениям. молодежи: диагностика и .тенденции; изменений» приводятся; данные, в соответствии с которыми? 34;6% опрошенных, ориентированы на материальные блага настолько, что «они- в соответствующей? ситуации пренебрегут порядочностью; если на кон; поставлен; достаток,, успех; карьера, деньги»;125

Вместе с тем; ценностная трансформация в постсоветской России бьілаї характерна, не. только для молодежи; но и? для всех россиян. Bf содержательной статье Т.А. Рассадиной «Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период» отмечается: « В 1996-1998гг. общественная трансформация сопровождалась активным размыванием традиционных для России ценностей, сопоставимым с обвалом. Формировались ценности материального, прагматического характера...Если в первые годы реформ 2/3 населения отдавали приоритет ценностям свободы над ценностями материального благополучия, то с

1996г. более половины, населения страны стали оценивать материальное благосостояние значительно выше ценностей свободы»

В ситуации, когда ориентация по принципу «иметь» стала тотальной никакое усиление правовой ответственности за торговлю наркотиками и паленой водкой, как нам, представляется, не даст ощутимого результата, поскольку понятно, что дело не в содержании законов как таковых, а в эффективности их выполнения. И потому понятно, что каким, бы ни было содержание нового законодательства по запрещению торговли наркотиками и суррогатами алкоголя, пока абсолютной ценностью для стражей правопорядка останется повышение собственного материального благосостояния; надеяться, что данные законы начнут работать не приходиться. Самое ужасное, что нарушение законов работниками правоохранительных органов перестало рассматриваться гражданами

России как тягчайшее преступление; стало привычным и обыденным: Похоже, что некоторые из обывателей даже полагают, что доходы работников правоохранительных органов, получаемые от наркобаронов,3 в определенной степени оправданны, поскольку у них нищенская зарплата. Абсолютизация материальных ценностей приводит к тому, что наркотики в нашей стране распространяют не западные мафиози, а однокурсники,и даже одноклассники, которые любой ценой стремятся к «шикарной» жизни, манящей их с обложек глянцевых журналов, и, поскольку важнейшим следствием жизни по «принципу иметь» является крайний индивидуализм, когда главной и единственной1 ценностью для человека являются его собственные материальные интересы, то такого индивида совершенно не волнует, что торговля паленой водкой и наркотиками оборачивается нравственной и физической гибелью молодых людей, разрушением семей, ростом преступности, а в целом создает угрозу для существования общества. Но в этом заключается огромная ошибка тех,

кто прямо или косвенно участвует в преступном бизнесе, полагая, что, обогащаясь на несчастье других, он сможет построить свое материальное благополучие. Как говорил великий писатель Эрнест Хемингуэй: «Если колокол звонит, то он звонит и по тебе». Это означает, что если ты сделал наркоманом чужого ребенка,, то тем самым ты породил смертельную опасность и для своего собственного благополучного отпрыска, который вполне может стать жертвой наркомана или алкоголика, которым не хватает денег на бутылку или дозу. Таким образом, можно сделать закономерный вывод: разрушая жизнь других людей, индивид, участвующий в преступном бизнесе, в конечном счете подвергает опасности свою собственную жизнь, жизнь своей семьи, своих детей, поскольку, живя в обществе, где распространение наркомани и алкоголизма достигло масштабов эпидемии, никто не может чувствовать себя в безопасности.

Основные направления государственной политики по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией населения России

В последние десятилетия со стороны государства были предприняты определенные шаги по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Рассмотрим основные направления деятельности российского государства по противодействию им и оценим их эффективность.

Последняя антиалкогольная кампании проводилась в нашей стране в перестроечный период, когда в 1985 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Однако, как известно, она не дала долговременных позитивных результатов. И это не случайно, поскольку исторический опыт показывает, что запретительные меры никогда не приносят ощутимого эффекта. Так, еще в ХУ1 веке, как свидетельствует Костомаров: «Чтобы положить границы неистовому пьянству в кабаках, правительство вместо их завело кружечные дворы, где продавали вино пропорциями не менее кружек, но это не помогло. Пьяницы сходились в кружечные дворы толпою и пили по целым дням. Другие охотники до питья покупали не только кружками, но ведрами и продавали тайно у себя в корчмах».149

Далее Костомаров говорит о том, что именно тайные корчмы стали подлинными рассадниками пьянства и разврата. Помимо того, что их владельцы закупали алкогольные напитки в казенных заведениях, они и сами производили алкогольные напитки. Характеризуя неискоренимость пьянства на Руси запретительными мерами, Костомаров пишет: «Как ни строго преследовалось содержание корчем, но это было до того выгодно, что многие решались на него, говоря: барыши, полученные от этого, до того велики, что вознаграждают и за кнут, которого можно было всегда ожидать, коль скоро начальство узнает о существовании корчмы».150

Приведенные исторические свидетельства важны для нас в двух смыслах. Во-первых, они говорят о том, что жажда обогащения всегда сильнее, чем страх наказания. Во-вторых, в какой мере сокращается рынок легальной продажи алкогольных напитков, в такой же мере увеличивается подпольный рынок алкоголя, что является еще более опасным; поскольку подпольная торговля спиртными напитками характеризуется полной бесконтрольностью и потому приводит к увеличивающемуся потреблению суррогатов алкоголя, что является причиной тяжелых заболеваний и даже смертности лиц их употребляющих.

Нам кажется, что запретительные меры являются малоэффективными во многом потому, что, как отмечает П. Сорокин, кары всегда должны сопровождаться наградами. Характеризуя данное обстоятельство, он пишет: «Чем устойчивее шаблоны поведения антагонистических частей группы или антагонистических групп, тем более жестокими должны быть кары и обильными награды, чтобы сломить сопротивление антагонистической группы или части группы, связать ее в единое целое и вообще привести ее поведение к единому знаменателю».15 Применительно к нашему исследованию это означает, что люди, злоупотребляющие спиртными напитками, которые вполне могут рассматриваться как антагонистическая группа по отношению к обществу, способны преодолеть свое пагубное пристрастие как вследствие ужесточения карательных санкций, так и вследствие четкого осознания того, какие преимущества принесет им трезвость. В действительности, в нашем обществе, в силу глубоко укоренившихся алкогольных традиций, трезвость , скорее создает дополнительные сложности, поскольку общеизвестно, что для того, чтобы сделать успешную карьеру, нужно пить с нужными людьми, чтобы интегрировать в коллектив, необходимо не пренебрегать корпоративами, а для того, чтобы не выглядеть странно, на любом торжестве следует предаваться обильным возлияниям. В целом, на психологическом уровне трезвенники часто воспринимаются как чужаки, противопоставляющие себя коллективу.

Итак, антиалкогольная кампания 80-х годов, основывающаяся на запретительных мерах, оказалась неэффективной, и в 90-е годы распространение пьянства и алкоголизма в постсоветской России достигло катастрофических масштабов, о чем свидетельствуют, следующие статистические данные по смертности от алкоголя: «В 1987 году, когда в СССР проживали 300 миллионов, погибали 11 тысяч, зато в 1996 году, когда осталось 145 миллионов - 35,1 тысячи; 1997 год - 27,9 тысячи; 1998 - 21,8 тысячи; 1999 год - 24,1 тысячи; 2000 год - 31 тысяча»152. Увеличение потребления алкогольных напитков продолжилось и в 2000-е годы, так приведенные в отчете национальной алкогольной ассоциации данные таковы: «по сравнению с 2006 годом объем потребления алкоголя населением России в 2008 году увеличился на 4,8%, а по сравнению с 2005 годом вырос на 5%».153 Масштабы алкоголизации россиян достигли таких размеров, что побудили депутатов Государственной Думы поставить на повестку дня вопрос о катастрофическом росте потребления алкогольной продукции в современной России и направлениях преодоления этой ситуации.

На брифинге в Москве, проведённом в октябре 2008 года, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Александр Чухраев отметил, что «государство чрезмерно увлеклось регулированием рынка алкогольной продукции, забыв при этом, что в центре национальной алкогольной политики должен быть потребитель и его здоровье» .

Какие же меры были предложены депутатами для преодоления катастрофического распространения пьянства и алкоголизма в нашей стране? Как заметила первый заместитель председателя Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева: «Алкогольная проблема кроется не столько в- качестве или типе алкогольного напитка, сколько в его количестве. Потребители не знают, сколько алкоголя потребляют, потому что существующая маркировка алкогольных напитков не дает достаточной информации. А такая информация необходима, и она должна быть более наглядной и доходчивой»155

Информирование потребителей о количестве потребляемого алкоголя, по мнению участников брифинга, должно осуществляться, с помощью введения понятия «алкогольная единица», которая будет измеряться количеством чистого спирта в. граммах на объем напитка. На законодательном уровне введение алкогольной единицы может произойти весной 2009 года.

Похожие диссертации на Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской России