Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек в социокультурном пространстве российской провинции : на материалах Северо-Запада России Нестеров, Николай Олегович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестеров, Николай Олегович. Человек в социокультурном пространстве российской провинции : на материалах Северо-Запада России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Нестеров Николай Олегович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/248

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях постиндустриального общества и противоречивого процесса глобализации важное значение приобретает проблема включенности человека, личности в локальные социокультурные процессы. Взаимодействие локальной и общенациональной идентичности, социокультурные противоречия центра и регионов, противостояние «столичной» и «провинциальной» культур — все это характерные черты не только российского, но и общемирового исторического процесса.

Российская провинция — это одна их форм проявления и развития общенациональной культуры государства, формирующая собственные духовные традиции, менталитет и уклад жизни ее носителей. Пространство провинции, будучи обращено к истокам национальной культуры и идентичности, может и должно способствовать сохранению общероссийского культурного самосознания.

Провинция играет значимую роль в формировании образа «малой родины» дополняя общенациональную гражданскую идентичность и патриотизм. Мировоззрение человека в провинциальной культуре формируется в особой системе социальных коммуникаций, связанных с естественно-географическими и этноисторическими характеристиками местности. Социокультурное пространство провинции выступает как феномен российской цивилизации, что ставит по-новому вопрос об особенностях ментальности русского человека, о взаимосвязях ценностных установок представителей провинциального и «столичного» культурного пространства, о проблеме локальной этнической и культурной идентичности населения России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема научного

анализа социокультурного пространства российской провинции была

поставлена еще в XIX - первой половине XX века. Исследования этого времени можно подразделить на две тематические группы: 1) имеющие преимущественно историко-этнографический и социологический характер, посвященные этнокультурным особенностям сельского населения российских регионов и 2) рассматривающие культурфилософские проблемы специфики развития российской цивилизации и традиций отечественной духовности, в том числе, в их локально-пространственном проявлении. К исследованиям первого типа относятся: работы российского академика A.M. Шегрена, впервые открывшего для отечественной и мировой науки существование на Северо-Западе России потомков летописной веси - вепсов и обосновавшего подразделение финского населения Санкт-Петербургской губернии на две этнокультурные группы; труды академика П.И. Кеппена, посвященные детальному историографическому и статистическому анализу малочисленных этносов окрестностей Санкт-Петербурга (водь, ижора); работы ДА. Золотарева, обобщившие данные первых переписей населения России и внесшие существенный вклад в исследование этнокультурной специфики Северо-Запада России. Исследования, затрагивающие фундаментальные философско-антропологические и культурфилософские проблемы развития российского цивилизационного пространства представлены трудами Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, в которых раскрывается взаимосвязь отечественных традиций духовно-нравственной культуры с цивилизационными и историческими особенностями русской государственности и культуры.

Со второй половины XX века появляются работы, посвященные феномену жизненного пространства человека в его культурфилософском и философско-антропологическом отношениях. К числу таких фундаментальных исследований следует отнести работы Я.Ф. Аскина, В.Г. Виноградского, А.Н. Лой и др. С конца XX века в исследовании социокультурных и антропологических характеристик пространства российской провинции

намечается новый этап, связанный с актуализацией локальных этнокультурных

традиций и формированием отдельных исследовательских школ (Волгоград, Тамбов, Саратов). В конце ХХ-начале XXI века складывается поволжская философская школа, исследующая философско-антропологические, аксиологические, социокультурные характеристики феномена жизненного пространства человека в его локальных проявлениях, что внесло значительный вклад, в том числе, и в анализ специфики российского провинциального пространства. Здесь следует отметить работы Э.В. Барковой, А.Н. Быстровой, И.Н. Гуткиной, СВ. Тихоновой, О.Ф. Филимоновой, В.Б. Устьянцева.

К числу обобщающих фундаментальных работ, затрагивающих проблемы духовно-нравственных ценностей российской цивилизации, формирования мировоззрения человека в пространстве общенациональной и местной культуры принадлежат труды О.Д. Гараниной, А.А. Королькова, В.В. Кузнецова, М.А. Остапенко, В.Н. Сагатовского, Ю.В. Сычева, Л.А. Шумихиной. Проблемы трансформации российской провинции в условиях глобализации и влияния масс-культуры раскрываются в работах СИ. Барзилова, З.Д. Ильиной, Н.М. Инюшкина, СЮ. Наумова и др.

Проблеме взаимосвязи общемирового и провинциального антропокультурного пространства, осмыслению его роли в формировании духовных ценностей и социокультурной идентичности человека в российской провинции посвящены исследования B.C. Барулина, В.Л. Каганского, Д.Г. Когатько, О.И. Орачевой, Э.А. Шулеповой и др. Российская провинция как социокультурный феномен выступает предметом исследования в работах Е.Г. Калашника, Т.О. Размустовой, методологические принципы анализа культурного диалога «столица-провинция» - в трудах Л.В. Смирнягина, ТА. Чичкановой,. Проблема формирования ценностных ориентиров человека в пространствах культуры, духовности личности, анализ взаимосвязи особенностей ментальности русского человека и институтов государственной власти в регионах, социокультурное значение местного самоуправления

получили детальный анализ в исследованиях М.А. Арефьева, А.О. Бороноева,

А.Г. Давыденковой, Б.А. Ерасова, А.А. Королькова, И.Д. Осипова, Г.В. Стельмашука, В.И. Стрельченко и др.

Однако в этих работах акценты были расставлены на исследование
отдельных аспектов российского социокультурного пространства провинции,
таких как историко-философские, культурфилософские, социологические,
аксиологические и др. Вне поля зрения исследователей и в прошлом, и в
настоящем оставались философско-антропологические проблемы

исследования человека в системе культуры российской провинции и, в частности, северо-западного региона. Настоящая работа восполняет указанный пробел в культурфилософском и философско-антропологическом знании.

Объектом исследования является социокультурное пространство российской провинции.

Предметом исследования - человек как носитель провинциальных культурных традиций, особенности социализации русского человека в рамках социокультурных отношений в российской провинции.

Диссертант исходит из гипотезы, что российская провинция как социокультурный феномен представляет собой структурный уровень локального культурного пространства, раскрывающийся как на уровне социально-политической реальности (местное самоуправление, социальная мобильность, интеграция в глобальные системы коммуникации), так и на уровне сознания индивида, личности (духовность, морально-нравственные идеалы и ориентиры).

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы

является выявление функций и места провинциального измерения культуры в

социокультурном пространстве России на примере Северо-Запада РФ. В

диссертации рассматриваются философско-антропологические аспекты

жизненного пространства человека в российской провинции. Понятие

провинции раскрывается как феномен локального культурного пространства,

анализируется динамика социокультурных трансформаций российской провинции в XX веке. Диссертант рассматривает Северо-Запад России как исторически сложившийся этнокультурный и экономический регион, включающий Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую области.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть сложившиеся концепции социокультурного развития
провинциального пространства России, а также такие культурфилософские
категории как «духовная культура этноса», «провинциальное культурное
пространство» и выявить их специфику для современной российской
действительности на базе антропокультурного подхода.

  1. Проанализировать социокультурное пространство провинции как систему в ее антропологических и ценностных характеристиках.

  2. Теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений центра и периферии, выявить основные черты и особенности российской провинции.

  3. Рассмотреть специфику ментальности человека российской провинции в условиях формирования информационного общества.

Методологическая основа исследования. Методологической основой
работы являются диалектический метод познания как основной метод
построения научной теории, а также специальные методы познания: системно-
типологический, культурно-исторический, культурно-сравнительный,
обусловленные спецификой темы исследования. Для практического и
теоретического сопоставления процессов и явлений в пространстве
российской провинции применяется метод компаративистики (комплексное
изучение этнокультурных традиций провинции на Северо-Западе РФ).
Герменевтический метод позволяет интерпретировать отдельные явления
провинциальной культуры с точки зрения их внутреннего смысла и значений.
В работе используются также такие методы как: исторический (рассмотрение

присущих провинциальному культурному пространству особенностей

мировоззрения) и аксиологический (анализ системы ценностей как исторически изменчивого феномена духовной жизни общества).

Социокультурный феномен российской провинции в силу комплексности и многоаспектности своего содержания может быть рассмотрен наиболее полно на основе междисциплинарного подхода. Экзистенциальные потребности человека в пространстве провинциальной культуры, специфика его ментальности и ценностных ориентиров исследуются с позиций философской антропологии. Проблемы культурной преемственности, духовных традиций провинциальной культуры анализируются на основе методов антропокультурного подхода и методологии культурфилософского исследования.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы классиков философской и культурологической мысли как зарубежья: М. Вебера, И.Г. Гердера, В. Дильтея, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Леви-Стросса, Э. Фромма, Ф. Шлейермахера, О. Шпенглера, К. Ясперса, так и России: М.М. Бахтина (теория диалога), НА. Бердяева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Ю.М. Лотмана. Значительное место в работе отведено трудам М.С. Кагана, М.П. Крылова, Д.С. Лихачева.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Социокультурное пространство российской провинции — это комплексное
явление общенациональной культуры России, имеющее собственные
ценностно-смысловые и социально-исторические основания. Само понятие
«провинция» исторически приобрело в России противоречивое семантическое
содержание и оценочное значение, проявляясь в культурологической
дихотомии «центр-окраина».

2. Провинциальная культура России в основе своей самобытности,

устойчивости духовных традиций, ценностных установок и психологических

черт ее носителей содержит не столько абстрактную «отсталость»,

«территориальную удаленность от центра» сколько особый тип и динамику
социокультурных коммуникаций и местной идентичности. Для
провинциального социокультурного пространства характерна более тесная
взаимосвязь человека и общества с природно-географической средой и
местными этнокультурными традициями, что субъективно формирует местное
самосознание, проявляющееся в образе «малой родины» и в феномене
культурного ландшафта. Таким образом, мировоззрение человека в
провинциальной культуре формируется в особой системе социокультурных
коммуникаций, связанных с естественно-географическими и

этноисторическими характеристиками местности.

3. Пространство российской провинции выступает как системное и
онтологическое единство этнических традиций, ценностных ориентиров и
мировоззрения человека и социума в их конкретно-историческом значении.
Многоукладность российской культуры, ее промежуточное положение между
Востоком и Западом, позволяющее называть ее особым типом цивилизации,
закономерно предполагает многообразие не только историко-географических
регионов, но и этнических традиций.

4. В условиях интеграции России в мировые глобализационные процессы
пространство провинциальной культуры также испытывает значительные
трансформации. Информационные технологии снимают во многом проблему
территориальной отдаленности. Однако девальвация традиционных ценностей,
частичная потеря жизненных ориентиров продолжает оставаться серьезной
социокультурной проблемой. Пространство провинции, будучи обращено к
истокам национальной культуры и идентичности, может и должно
способствовать сохранению общероссийского культурного самосознания.

Научная новизна исследования. Осмысление социокультурных

процессов в российской провинции актуально в условиях их трансформации.

Поэтому полученные в диссертации выводы имеют не только философско-

теоретическое значение, но и практическую ценность; они представляют собой вклад в развитие философии культуры и философской антропологии.

К наиболее существенным результатам, полученным лично автором, следует отнести следующее:

  1. Раскрыта сущность социокультурных оснований пространства российской провинции Северо-Запада России в его антропокультурных, ценностных, экзистенциальных отношениях как локального уровня развития общенациональной культуры.

  2. Доказано, что российская провинция прежде всего выступает как целостная система социально-политических взаимосвязей, духовных ориентиров и ментальных характеристик населения, в основе которой лежит культура села и малого города.

  3. Обоснованы выводы о полиэтническом и поликультурном характере генезиса традиционных ценностей и мировоззренческих установок населения российской провинции.

  4. Выявлены проблемы трансформации провинциальных культурных установок населения в условиях современных глобализационных процессов: влияния масс-культуры; частичной утраты социокультурной идентичности и ценностных ориентиров.

Теоретическая значимость исследования. Диссертантом раскрыта

структура социокультурного пространства российской провинции как

целостной системы в ее антропологических и ценностных характеристиках.

Теоретически осмысляются проблемы взаимоотношения культуры центра и

периферии, города и села, их диалектического единства. Данное

диссертационное исследование вносит вклад в анализ культурных процессов,

формирующих специфику провинциального измерения общенациональной

культуры, что позволяет лучше раскрыть характер трансформаций российской

провинции в эпоху глобализации. Наиболее значимыми в теоретическом

контексте являются следующие положения:

  1. Теоретическое исследование культурно-антропологических характеристик социокультурного пространства российской провинции как гетерогенного явления.

  2. Анализ процессов в духовной сфере российской провинции в контексте общенационального социокультурного пространства.

  3. Выявление структуры и уровней российского провинциального пространства.

  4. Обоснование специфики феномена российской провинции как особого типа социальных и культурных коммуникаций.

  5. Исследование проблемы социокультурной трансформации провинциального культурного пространства в условиях современных глобализационных процессов: частичная утрата национальной и культурной идентичности, влияние западных культурных стереотипов на ценностные основания традиционной русской духовности.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при составлении учебных пособий, разработке и чтении лекционных курсов по философии культуры, культурологии, истории русской философии, а также при разработке и чтении специального курса «Культурное пространство российской провинции». Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебно-педагогической деятельности, в частности, для подготовки курсов по философской антропологии и философии культуры.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в тезисах

научных докладов и статьях научных сборников, использовались диссертантом

в лекционных и семинарских занятиях со студентами СПбГАУ. Основные теоретические положения диссертации были представлены и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, были доложены на кафедре философии и культурологии СПбГАУ: Культура и образование в XXI веке: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 30 января - 2 февраля 2006 г.; Культура и образование в XXI веке: история и тенденции развития: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов 7-9 февраля 2007 г.; Дни петербургской философии 2007: международная конф.: Миссия интеллектуала в современном обществе. СПб. - Пушкин, 2007.; Дни петербургской философии 2008: международная конф.: Человек познающий, человек созидающий, человек верующий. СПб. - Пушкин, 2009; Культура и образование в XXI веке: межкультурное взаимодействие 2009: международная науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов; Дни Петербургской Философии 2009: международная конф.: Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга: СПб. - Пушкин, 2009; Правовые и экономические аспекты реализации конституционных принципов в РФ: всероссийская межвузовская науч.-практич. конф. 15 мая 2008 года; Актуальные вопросы социогуманитарных знаний: межвузовская науч.-практич. конф. 28-29 января 2010 г. СПб., 2010.

Структура и объем диссертации определяются характером поставленных исследовательских задач и общей методологией исследования. Работа выполнена на 162 страницах и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, трех таблиц, заключения и списка литературы, включающего 179 источников.

Похожие диссертации на Человек в социокультурном пространстве российской провинции : на материалах Северо-Запада России