Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интуиция в системе когнитивной деятельности Багдасарян Лусине Шагеновна

Интуиция в системе когнитивной деятельности
<
Интуиция в системе когнитивной деятельности Интуиция в системе когнитивной деятельности Интуиция в системе когнитивной деятельности Интуиция в системе когнитивной деятельности Интуиция в системе когнитивной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багдасарян Лусине Шагеновна. Интуиция в системе когнитивной деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Багдасарян Лусине Шагеновна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/234

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Философские основы осмысления интуиции как гносеологического феномена 17

1.1. Эволюция понятия интуиции в истории европейской философии 17

1.2. Мистическая интуиция как составляющая философско-религиозного познания 41

1.3. Интуиция в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира 62

ГЛАВА II. Интуиция в системах познания и действия 84

2.1. Особенности и роль различных форм интуиции в когнитивной деятельности 84

2.2. Эвристическая интуиция как элемент инновационной деятельности 104

2.3. Проблема развития интуиции как эмерджентного явления сознания 128

Заключение 157

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Особое внимание к проблеме интуиции в настоящее время обусловлено кризисом рационалистической методологии. Для современной науки характерен отказ от закрытой рациональности, предполагающей заданность движения в рамках строго зафиксированной концептуальной схемы. Конструктивной оказывается открытая рациональность, позволяющая охватить более широкие горизонты действительности в ее динамике. В подобной ситуации наблюдается расширение границ знания в отношении различных компонентов и уровней познавательной активности, что является причиной возрастания интереса к интуиции. Познание с помощью интуиции соотносится с парадигмой постнеклассической науки, ориентированной на возможность выхода за пределы той или иной жестко детерминированной модели реальности. В связи с этим представляется актуальным осмысление роли интуиции в различных сферах когнитивной деятельности, что, в свою очередь, активизирует проблемы исследования интуиции, возможности ее инициирования и развития, а также вопросы о перспективах применения интуиции в познавательной активности человека.

Растущий практический интерес к интуиции обусловлен тем, что современное информационное общество требует от человека принципиально новых качеств и навыков. Интуиция предполагает расширение когнитивных возможностей, актуализацию потенциальных ресурсов человека. Увеличение числа исследований интуиции в западной науке связано с тем, что появился запрос на профессионалов, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на интуицию. В России в последние годы особое внимание к проблеме интуиции наблюдается в связи с ее изучением как ключевого эвристического феномена. Развитие интуиции, нестереотипности мышления позволяет повысить креативный потенциал нации, поэтому особенно важным является выявление значимости интуиции как составляющей инновационной деятельности.

Следует заключить, что философское осмысление роли интуиции в системе когнитивной деятельности в современных условиях имеет как важное научно-теоретическое, так и практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Интуиция является объектом теоретического осмысления уже в древнейших философских учениях. Значительное внимание уделяли интуиции философы античного мира, Средневековья и Возрождения, несмотря на невербализованность, в большинстве случаев, данного понятия в их работах. В трудах Платона интуиция – это способность разума постичь истинное бытие врожденных идей в акте анамнесиса. У Аристотеля интуитивное связано со способностью познания общего, а также первоначал и причин, что недоступно ни чувственному, ни дискурсивному мышлению. Идея познания собственной души через интроспекцию посредством интуиции Плотина и теории интуиции неоплатонизма в целом явились предпосылкой для развития проблемы в христианской теологии. В Средние века интуиция связывается с идеей познания Бога и собственной души посредством разума и главным образом веры. В рационализме Нового времени интуиция отражает высшую познавательную способность человеческого разума, она преимущественно является интеллектуальной.

В сенсуализме немецкой философии, представленной Г. Гаманом и
Г. Якоби, наблюдаются предпосылки иррационализма, интуиция возможна посредством не разума, а чувства и веры. Представления о чувственной интуиции характерны и для И. Канта, который, однако, полагал, что интуиция бессильна в постижении трансцендентного. Он считал ее единственно доступной человеку формой познания истины. В то же время, И. Кант допускал наличие интеллектуальной интуиции, приписывая такую способность Богу. Немецкие классики И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель предложили диалектическую интерпретацию интуиции, что явилось предпосылкой понимания единства опосредованного и непосредственного или интуиции.

В иррационалистической философии А. Шопенгауэра интуиция – это способность познания сущности вещей без участия воли, которая обеспечивает непосредственную связь с объектом познания. Однако дальнейшее развитие иррационализма приводило к поиску природы и сущности интуиции в чувственной сфере, что отразилось в работах Б. Кроче, А. Бергсона,
Н.О. Лосского. Они, противопоставляя материализм и идеализм, рациональное и иррациональное, разум и веру, также противопоставляют интеллект, разум, рассудок и интуицию. При этом интуиция абсолютизируется до единственно возможного метода истинного познания. Сторонники иррационализма, отдавая должное интеллекту в развитии техники и других сфер практической деятельности, ограничивали его значимость в постижении абсолютного. В поисках нового, более совершенного источника истины назывались религиозные и мистические откровения, бессознательное начало (например, инстинкты), а также интуиция.

Рассматривая разум, А. Бергсон приходит к выводу о его несостоятельности как способа объективного познания развивающейся действительности. Интеллект может справиться с познанием неживой природы, но перед познанием живого он бессилен. Научное знание, целью которого является достижение практических выгод, не способно отразить сущность явлений. Понятия науки, конкретизируясь и уточняясь в течение длительного времени, не могут отразить гибкость и изменчивость бытия. Они носят упрощенный характер. Объективное, истинное знание можно получить, лишь полностью отказавшись от целей практики, что возможно при помощи чистого созерцания или интуиции.

Философский интуитивизм характерен и для Э. Гуссерля и М. Шелера. С помощью интуиции в акте феноменологической редукции постигаются феномены трансцендентного мира. У Э. Гуссерля интуиция носит рациональный характер, у М. Шелера – чувственный.

В русской философии систематическое изучение интуиции впервые было осуществлено в работах Н.О. Лосского. Философ разработал координационную теорию восприятия, согласно которой в процессе познания происходит объединение субъекта и объекта, внешний мир переживается как часть внутренней жизни. Мир, по Н.О. Лосскому, дуалистичен, а основу целостности мира и смысла эволюции составляет Бог. С.Л. Франк развивает теорию познания Н.О. Лосского, однако, в отличие от него основное внимание уделяет раскрытию онтологических условий интуиции как способности непосредственного восприятия реальности.

Исследованием классических теорий интуиции в отечественной науке занимались В.Ф. Асмус, В.Р. Ирина и А.А. Новиков. В современной науке тема интуиции привлекает внимание большого количества отечественных ученых: М.В. Олюшина, И.А. Аксенова, А.Л. Литвинова, Г.У. Лихошерстных. В своих работах они обосновали актуальность исследований интуиции, выявили сферу возможностей интуитивного способа познания и условия инициирования интуиции, обозначили основные этапы процесса возникновения и проявления интуитивного знания.

Современные исследования интуиции в рамках когнитивного подхода представлены в работах В.А. Лекторского, Д.И. Дубровского, И.П. Меркулова, М.А. Холодной, А.Л. Никифорова, В.К. Финна, В.П. Зинченко, А.Н. Кочергина и др. Сущность интуиции с позиций синергетической методологии проанализировали Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов. В.Д. Грачев при анализе соотношения бессознательного, подсознания и сверхсознания в рамках исследования основных видов и форм познания приходит к выводу о том, что большинство решений научной проблемы носят интуитивный характер и не являются результатом логической цепи рассуждений. Р.М. Грановская и
И.Я. Березная в ходе изучения возможности создания и применения искусственного интеллекта выделяют различные интуитивные компоненты творчества, среди которых можно назвать неосознаваемые и осознаваемые базисные операции интуитивного решения и др. О.В. Степаносова сравнивает интуицию с такими явлениями как имплицитное научение, таситное знание, экспертиза и приводит теоретические уточнения понятия интуиция.
О.С. Новикова рассматривает интуицию как составляющую интеллекта, а также определяет место интуиции и интеллекта в инновационной деятельности.
С.И. Гришунин в своей монографии рассматривает модели интуиции; типы проблем, решаемые при помощи интуиции, в том числе интуитивный момент в прогнозировании; методы активации творчества и усовершенствования интуитивного мышления. Роль интуиции в восточном мировоззрении и сравнительный анализ представлений об интуиции на Востоке и в русских учениях раскрыта А.В. Поповкиным.

Таким образом, теоретическое изучение интуиции предпринималось с целью раскрытия гносеологических, антропологических и психологических аспектов проблемы. Следует подчеркнуть, что на достигнутом уровне разработанности проблемы, с учетом данных современной науки стало возможным осуществить философское осмысление сущности интуиции и ее роли в системе когнитивной деятельности, адекватное потребностям современности.

Актуальность и степень разработанности определили содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи исследовании.

Объектом исследования является интуиция как гносеологический феномен.

Предметом исследования выступает роль интуиции в системе познавательной деятельности человека.

Цель диссертационного исследования – определение роли интуиции как элемента системы когнитивной активности человека в философском измерении.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

проанализировать развитие понятия интуиции в истории европейской философии;

выявить роль мистической интуиции как составляющей философско-религиозного познания;

рассмотреть интуицию в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира;

провести анализ особенностей и роли различных форм интуиции в когнитивной деятельности;

определить роль эвристической интуиции как элемента инновационной деятельности;

раскрыть вопрос о возможности развития интуиции как эмерджентного явления сознания.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, посвященных анализу различных аспектов проблемы интуиции. Анализ форм интуиции проведен с использованием основных теоретических положений К.Г. Юнга, М. Бунге и др. При рассмотрении вопроса о сущности интуиции особый интерес для диссертанта представляли междисциплинарные разработки в русле когнитивного подхода (В.А. Лекторский, Д.И.Дубровский и др.), опирающегося на синергетическую парадигму и психофизиологические исследования деятельности сознания.

Методологической основой исследования являются как общенаучные методы: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, обобщения, классификации; так и диалектический метод философии. Комплексный и системный подход позволяют рассмотреть интуицию в ее многомерности и многоаспектности, а также выявить связь интуиции и таких явлений как сознание, творчество, ценности, вера, эмоции.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

в результате анализа понятия интуиции в истории европейской философии выявлены и проанализированы два различных подхода к пониманию интуиции: рационалистический и иррационалистический;

на примере западной христианской традиции, идей русской религиозной философии, восточных религиозных учений и элементов ислама определена роль мистической интуиции в философско-религиозном познании: как условия для понимания божественных истин; как основы для достижения откровения; как онтологической предпосылки для возникновения религии;

на основе положения П.А. Сорокина о применимости любой из систем истины, интуитивной, чувственной и рациональной, при познании и преобразовании той или иной сферы деятельности показана роль интуиции в художественно-эстетическом познании при создании художественного образа, формировании идеи, интерпретации и восприятии художественного творения;

представлены особенности и роль различных форм интуиции в системе когнитивной деятельности в ходе их классификации по основаниям: характер информации, к которой применяется интуиция; обращение к иррациональному опыту, к чувствам либо к рациональному мышлению в процессе интуитивного поиска; новизна интуитивного знания; профессиональная область приложения;

доказано, что эвристическая интуиция как способ преодоления неопределенности, многофакторности сложных творческих задач, позволяющий найти оригинальное и перспективное решение для создания инновационного продукта, является ключевым элементом инновационной деятельности;

обосновано, что интуиция, понимаемая в русле когнитивного подхода как эмерджентное явление сознания, зависящее от системы знаний и субъективного мира личности, – способность, которая детерминируется как биологическими, так и социокультурными данными; развитие интуиции представлено как многопорядковый процесс.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В истории европейской философии сформировались два основных подхода к интерпретации интуиции: иррационалистический и рационалистический. С позиции иррационалистического подхода возможности интуиции представляются зависящими от каких-либо иррациональных элементов, таких как опыт анамнесиса; мистическая интроспекция, самоуглубление души; божественная вера; мистическая способность рассудка; инстинкт и др. В рамках рационалистического подхода первоисточником интуиции выступают естественные познавательные способности человека, чаще всего, рассудок, чувства.

2. Значимость мистической интуиции как важнейшего элемента философско-религиозного познания проявляется, во-первых, в том, что мистическая интуиция является основой для достижения состояния единства с Абсолютом, переживания непосредственной связи Бога и человека – откровения. Во-вторых, мистическая интуиция – необходимое условие для понимания божественных истин, имеющих статус абсолютных, не требующих доказательств. В-третьих, мистическая интуиция – онтологическая предпосылка для возникновения религии и осознания наличия сверхрациональной, сверхчувственной абсолютной реальности, Бога.

3. Роль интуиции в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира обнаруживается при создании художественного образа произведения – основного компонента произведения. Интуиция способствует тому, чтобы чувства, переживания воплотились в образе, обрели внешнее предметное выражение. Она выступает компонентом творческого процесса при формировании идеи и замысла художественного творения и позволяет в целостной, завершенной форме выразить духовные смыслы и ценности в соответствии с законами эстетики. Интуиция важна при интерпретации и восприятии художественного произведения, поскольку помогает пережить ценность прекрасного, непосредственного, отраженного в произведениях творчества.

4. Многообразие форм интуиции в системе когнитивной деятельности целесообразно представить в виде обобщенной классификации по основаниям: характер информации, к которой применяется интуиция; обращение к иррациональному опыту, к чувствам либо к рациональному мышлению в процессе интуитивного поиска; новизна интуитивного знания; профессиональная область приложения. Соответственно выделяются: конкретная и абстрактная; мистическая (сверхчувственная и сверхинтеллектуальная), чувственная и интеллектуальная; эвристическая и стандартизированная; математическая, лингвистическая и др. формы интуиции, каждая из которых обладает специфическими особенностями. Однако, когда речь идет об эвристической интуиции, концептуальной или эйдетической, то ее деление на конкретную и абстрактную, или на чувственную и интеллектуальную является достаточно условным. Эвристическая интуиция – это целостный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, эмоции и чувства, с другой, разум и мышление; кроме того, она предполагает комбинирование информации как о фактической, так и об идеальной стороне объектов и явлений.

5. Эвристическая интуиция выступает ключевым элементом инновационной деятельности, так как является способом преодоления неопределенности, многофакторности самых сложных творческих задач, позволяющим найти качественно новое и перспективное решение для создания инновационного продукта. Интуиция не самодостаточна, требует рациональной обработки. Инновационные элементы, полученные интуитивным путем, после логического обоснования превращаются в традиционные элементы деятельности. Эвристическая интуиция соотносится с такими духовными явлениями как эмоции, мораль, красота и гармонизирует противопоставление знания и ценности в культуре.

6. Интуиция, понимаемая в русле когнитивного подхода как эмерджентное явление сознания, зависящее от системы знаний и субъективного мира личности и обусловленное межполушарной асимметрией, – способность, которая определяется как биологическими, так и социокультурными данными. Развитие интуиции в пределах, детерминированных природными данными человека, представлено как многопорядковый процесс и возможно посредством обеспечения: во-первых, гармоничного развития высокого уровня духовной и интеллектуальной культуры; во-вторых, развития сознательных и подсознательных механизмов интуитивного процесса как целостности, а также достижения успешного взаимодействия между сознанием и подсознанием (решение данного вопроса видится в обеспечении: профессионализма; гуманизации образования, широты мировоззрения и образованности; приобщения к искусству; высокой нравственной и инновационной культуры);
в-третьих, применения различных методов и приемов непосредственной активации интуиции и творческого процесса в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что работа может расширить представление о значении интуиции как важного элемента в когнитивной деятельности человека. Системный, целостный анализ концепций интуиции в истории философской мысли может послужить материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции. Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут быть использованы специалистами в области когнитивной науки, теории познания, антропологии, культурологии, психологии, социологии, истории в целях дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с идеей интуиции. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты в материалы лекционных и семинарских занятий по философии, теории познания, культурологии, антропологии, психологии. Полученные выводы могут быть использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и рекомендована к защите по специальности 09.00.01 – Онтология и теория познания.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на третьей ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону,
5-24 апреля 2007 г.), на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – «Ломоносов» – 2007 (Москва, МГУ,
11-15 апреля 2007), на V Международной научной конференции студентов и аспирантов «(Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 19-21 апреля 2007), на 52-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 20 апреля 2007 г.), на секциях «Новый век: гармония природы и интеллекта» и «Философия и философская антропология Макса Шелера», «Дни петербургской философии» – 2007 (Санкт-Петербург, СПбГУ, 15-17 ноября 2007 г), на четвертой ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 6-28 апреля 2008 г.), на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – «Ломоносов» – 2008 (Москва, МГУ, 8–11 апреля 2008), на VI Международной научной конференции студентов и аспирантов «Социология в (пост)современности» (Харьков, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 17-19 апреля 2008).

Основные положения и выводы диссертации изложены в 12 публикациях общим объемом 3,0 п.л., в том числе две статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 175 машинописных страницах, библиографический список включает 241 наименование, в том числе 7 на иностранных языках.

Мистическая интуиция как составляющая философско-религиозного познания

Проблема интуиции всегда была одной из традиционных в гносеологии. Возникнув более чем две тысячи лет назад, она рассматривалась мыслителями самых различных взглядов и направлений. Эволюция понятия интуиции происходила в контексте исторического развития философских идей. На наш взгляд, теории интуиции в истории европейской философии можно обобщенно представить в рамках двух основных подходов - иррационалистического и рационалистического. При иррационалистическом подходе возможности интуиции представляются скорее зависящими от каких-либо иррациональных элементов, чем от познавательной активности человека. При рационалистическом подходе интуиция связывается с естественными когнитивными способностями человека, чаще всего, с рассудком, чувствами.

Первые идеи, относящиеся к феномену интуиции, появились в античной философской мысли. Они носили описательный характер и не были оформлены понятийно. В учении о бессмертной и самостоятельной душе человека, которая является подобием Единой Мировой души, Платон полагал, что до принятия телесной оболочки душа обитала в царстве истинного бытия, при этом «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи»1. В мире же вещей чувственные впечатления отдаляют душу от истины. Однако, разум и идеи по-прежнему выступают сущностью души. Согласно Платону, именно разум обладает способностью познания истинного бытия или интуицией. Интуитивное не является дискуссированным, однако может стать объектом рефлексии в процессе последующего понимания.

Постижение через интуицию тождественно припоминанию, но, тем не менее, требует определенной подготовленности ума. По утверждению Платона, «и раз в природе все родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием, - самому найти и все остальное, если только он будет мужественен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать»1. Следовательно, интуиция у Платона связана с концепцией анамнесиса или припоминания. Она является высшим надрациональным и сверхчувственным уровнем познания.

Позиция Платона была подвергнута критике со стороны другого античного мыслителя — Аристотеля, который считал, что сущность и существование вещи нельзя разорвать друг от друга. Поэтому мир идей, истинных сущностей не может быть отдален от мира явлений. Там, где существует вещь, там же и находится его сущность. Познавая с помощью чувств реальные предметы, человек тем самым познает истинное бытие2. Согласно Аристотелю, первой ступенью познания выступают ощущения, дающие знания о конкретных свойствах предмета. Далее с помощью мышления постигается общее. Орган мышления — «нус» — является частью души и проявляется в виде низшего (интуитивного) или высшего (логического) мышления. При этом интуитивное и дискурсивное противопоставляются друг другу. Интуитивное мышление способно находить первоначала, посылки, а дискурсивное или логическое может выводить умозаключения из имеющихся посылок. По Аристотелю, первоначала невозможно познать с помощью дискурсивного мышления, они даются с помощью наведения.

Интуиция у Аристотеля - это способность постижения общего, которое «труднее всего для человека познать..., ибо оно дальше всего от чувственных восприятий» . Так же, как дискурсивное или наука, она обладает точностью и истинностью, поскольку «в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению»4. Интуиция признается Аристотелем самостоятельным источником познания и высшим критерием истины, так как ее предметом выступают первоначала и причины, которые «наиболее достойны познания..., ибо через . них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено»1.

У Плотина мы находим иное толкование интуиции. У него интуиция — это выход за пределы рационального и чувственного. Мистическая интуиция понимается им как способность непосредственного приобщения к надмировому разуму через самоуглубление, интроспекцию. По мнению А. Блаженного , способом достижения единения с Богом также является интуиция, постигаемая, с одной стороны, посредством самоуглубления собственной души — рациональная, интеллектуальная интуиция, с другой стороны, посредством веры - мистическая. При этом приоритет мистической интуиции признается бесспорным. У другого религиозного философа Ф. Аквинского интуиция также предстает в двух формах, рациональной и мистической, которые выступают как равноправные, поскольку каждая из них имеет свою сферу применимости, соответственно, науку и религию.

При этом непосредственность мистической интуиции выступает как абсолютная. Это прямое созерцание истины как того, что самоочевидно. Интуиция воспринимается как некое сверхличностное знание. Предполагается, что существует некий источник истины, а именно Бог, приобщиться к которому можно посредством интуиции. Более подробно взгляды Плотина, а также христианских философов будут рассмотрены в следующем параграфе работы в контексте вопроса об интуиции как элементе религиозного опыта.

Интуиция в структуре и содержании художественно-эстетического познания мира

Значимость интуиции в когнитивной деятельности человека обнаруживается особенно выразительно при анализе многообразия форм ее проявления. Однако прежде чем перейти к рассмотрению особенностей различных форм интуиции, проведем разграничение интуиции и связанных с ней понятий. Интуиция - многоаспектное явление, и в зависимости от целей исследования выделяется та или иная его сторона. Интуиция понимается, во-первых, как способность, свойство человека; во-вторых, как знание - в том случае, когда важен результат интуиции; в-третьих, как метод - когда рассматривается процесс получения интуитивного решения. В данной работе интуиция преимущественно рассматривается как метод познания, но другие стороны также не остаются без внимания. Интуиция как целостный сложный феномен объединяет в своей сущности всевозможные стороны человеческой природы, имеет результатом различные типы знания, применяется к различающейся по характеру информации и в разнообразных сферах человеческой деятельности.

М.А. Холодная считает, что «интуиция - способность приходить к интеллектуальному результату бессознательно на основе появления субъективного чувства «безусловной правильности» определенного решения (по формуле: «Я не знаю, почему, но я уверен в том, что...»)»1. В психологическом словаре дается следующее определение: «интуиция (англ. intuition от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода»2.

По мнению Г. Клэкстона, интуиция - это «знание, которое окружено ореолом «правильности», но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения» . Согласно О.В. Степаносовой, интуиция - это «метод, посредством которого субъект приходит к осознанию некоего знания, отличный от рассуждения и ощущения»2.

В философской энциклопедии термин интуиция в широком смысле слова трактуется как «связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания» . При этом процесс получения интуитивного знания остается неосознанным, а сам результат осознается и вербализуется. Несмотря на различия трактовок, все исследователи признают неосознаваемость интуиции как ее важнейшее свойство.

Человек не осознает процесса интуитивного мышления потому, что сознание (как осознание) направлено на содержание объекта познания и цели деятельности, а не на содержание психических процессов, участвующих в реализации этой деятельности. Интуитивное видение совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Однако, следует подчеркнуть, что неосознаваемость не является достаточным условием для того, чтобы считать процесс мышления интуитивным. Существуют такие неосознаваемые процессы как имплицитное научение, таситное знание, экспертиза, которые следует отличать от интуиции.

По А. Реберу, имплицитное научение - это «приобретение знания, которое в основном происходит независимо от сознательных попыток научиться и при отсутствии эксплицитного знания о том, что было приобретено... это фундаментальный, «коренной» процесс, который лежит в самом сердце адаптивного поведенческого репертуара каждого сложного организма»1. Имплицитное научение — это неосознанное научение практическим действиям. Его процесс и результат остаются неосознанными для субъекта. Следовательно, отличие интуиции от имплицитного научения заключается в осознании и возможности артикулировать результат интуитивного процесса. Имплицитное научение наряду с другими знаниями и опытом человека может являться источником интуиции2.

Концепция таситного знания восходит к идеям ученого и философа М. Полани . Важно обратить внимание на то, что он писал о процессе (таситное познание), а не о форме знания. Однако, его термин был взят для названия формы знания, которая до сих пор является необъяснимой. Один из известных афоризмов М. Полани «мы знаем больше, чем мы можем сказать» характеризует таситное знание как знание, которое не может быть выражено с помощью символов, но может быть передано только через обучение или получено в личном опыте.

Другое отличие таситного знания от интуиции проявляется в том, что таситное знание относится к знанию, которое известно только субъекту и его не всегда легко разделить с кем-то еще, что является противоположностью понятия эксплицитного знания. Таситное знание часто состоит из привычек и культуры, которую мы в себе не распознаем. Самый простой пример, характеризующий природу и значение таситного знания - то, как человек не может научиться ездить на велосипеде. Правила езды на велосипеде могут быть сформулированы, но они бесполезны ученику, поскольку непосредственный практический опыт важнее.

Экспертиза в свою очередь рассматривается как мастерство в сложной знакомой области. Как подчеркивает О.В. Степаносова, от экспертизы интуиция отличается тем, что она «имеет дело с неопределенностью ситуации, новизной выбора. Интуитивное действие не является автоматизированным и быстрым благодаря накопленному опыту и экспертизе, хотя опыт, несомненно, вносит вклад в формирование интуиции как знания»

В отличие от интуиции, имплицитное научение, таситное знание, экспертиза направлены на получение процедурного знания, знания о том, как делать. Их результаты, в отличие от данных интуиции, часто не вербализируются, остаются неосознанными, так же как сам процесс.

В системе когнитивной деятельности человека интуиция предстает в многообразных формах. М. Бунге при анализе интуиции выделяет следующие ее формы: быстрое восприятие, воображение, сокращенное аргументирование и здравое суждение.

Интуиция как восприятие подразделяется на: во-первых, чувственную интуицию или быстрое отождествление предмета, явления или знака, например, ясное постижение физического объекта; во-вторых, ясное понимание значения и (или) взаимоотношений последовательности знаков, например, текста; в-третьих, способность интерпретации - легкость при интерпретации условных знаков, например, у физика-теоретика «чтение» по уравнениям информации о свойствах, явлениях или процессах2.

Интуицию как воображение М. Бунге делит на: во-первых, способность представления или геометрическую (пространственную) интуицию - умение наглядно представить отсутствующие объекты, создавать схемы, изображения, ассоциация наглядных образов с заданными понятиями и утверждениями; во-вторых, способность образования метафор - умение показать частичную или полную схожесть и тождественность признаков или функций в остальном различных объектов, например, некоторая функция может уподобляться объекту или личности; в-третьих, творческое воображение, изобретательность

Эвристическая интуиция как элемент инновационной деятельности

Как утверждает А.П. Огурцов, «нелинейная модель мышления исходит из понимания его как одной из характеристик когнитивного поля, в которое вводятся многие из тех способностей, которые ранее выносились за скобку при изучении мышления - воображение, воля, ценностные ориентации, аффекты и др.»1. В когнитивной науке признается, что все психические функции, включая волю, эмоции, мотивации, с одной стороны, основываются на познавательных процессах, с другой стороны, влияют на них.

Любая открытая нелинейная система представляет собой, прежде всего, не совокупность ее элементов, а некий процесс. При этом развитие системы может происходить по одному из возможных путей или структур-аттракторов, которые изначально заложены в системе, но носят потенциальный характер. Направление развития, с одной стороны, открыто, но, с другой стороны, предопределено теми конкретными структурами, определяющими спектр возможностей системы.

Несмотря на кажущуюся случайность движения системы, выбор пути развития во многом предопределен. Он зависит от работоспособности и симметричности системы в будущем. По утверждению Е.Н. Князевой и СП. Курдюмова, «будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует наличное ее состояние» . Спонтанность и, в то же время, предопределенность характеризуют систему в процессе ее развития. Случайное событие в современной теории вероятностей понимается как «событие, которое происходит с некоторой вероятностью»3. При рассмотрении сложных систем случайность связана с независимостью систем от внешних, наличием и доминирующим характером именно внутренних причин системы Если одно из случайных колебаний, флуктуации системы совпадает с будущей правильной, симметричной структурой, то происходит выход на данную структуру-аттрактор. При этом «как только актуализируется одна из открытых возможностей, радикально уменьшается (хотя не устраняется полностью) степень свободы в пределах избранной возможности, и мы очень близко приближаемся к некоторому роду необходимости»1.

В рамках теории бессознательного данное положение можно сформулировать следующим образом: «кажущийся свободным разумный выбор оказывается обусловленным силами причинности, действие которых ниже порога сознания. В то время как действующий думает, что действует спонтанно, он или она просто не ведают об этих силах» . Далее, согласно синергетике, происходит естественный процесс самоорганизации системы, обусловленный ее внутренней сущностью.

Рассматривая интуицию и творческий процесс (как научный, так и художественный), в большинстве случаев включающий решения, основанные на интуитивных и чаще всего правильных догадках, можно сказать следующее. Человек, ученый, творец, блуждая по полю знания, неожиданно наталкивается на нужное решение. Интуиция, по мнению Е.Н. Князевой и СП. Курдюмова, предстает как «механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей и представлений)»3.

При выборе нужного пути развития открытой системы конструктивную роль играет хаос. Проводя аналогию с процессом творчества, можно сделать вывод о том, что в творческом поиске огромная роль отводится случайности, а точнее совокупности случайностей, одна из которых, в конечном счете, оказывается необходимостью. Хаос в нелинейной системе сознания и творчества можно уподобить разнообразию элементов знания человека.

Причем большое значение занимает не только системное знание, но и случайные, бессознательные элементы. В этом случае «сохраняет силу известный из теории систем принцип разнообразия элементов, ... в начальном разнообразии элементов потенциально содержатся формы приспособления к различным вариантам будущего»1. Возможность найти правильное решение зависит от многосторонности личности исследователя, от нестандартности его мышления.

Изначальное разнообразие элементов приводит к случайному и одновременно закономерному выбору пути развития. По мнению Г.У. Лихошерстных, в открытой нелинейной системе, в условиях неопределенности выбор не может быть осуществлен средствами логического мышления «хотя бы потому, что перебор, анализ и оценка (путем сравнения) большого числа возможностей требует и неопределенно большого времени» .

Новая структура организовывается, как правило, вокруг одного центрального элемента. После ее нахождения вырисовывается картина целого. Самоорганизация предполагает наличие главного элемента, ориентированного на целостность новой структуры. Далее лишние элементы, составлявшие разнообразие, отсекаются, происходит выбор нужного, существенного. При этом «происходит не просто объединение целого из частей, самоструктурирование частей в целое, не просто проявление, «всплывание» более глубокой структуры из подсознания, а самовырастание целого из частей в результате самоусложнения этих частей»3 и отбрасывания ненужных элементов. Новая система, полученная в ходе интуитивного решения, обычно носит качественно новый характер.

Проблема развития интуиции как эмерджентного явления сознания

В данной работе была представлена попытка определить сущность интуиции как с использованием современных научных данных, так и с опорой на многолетнюю историю развития представлений об интуиции в истории философской мысли, а также представить роль интуиции и перспективы ее применения в системе когнитивной деятельности человека.

В истории европейской философии выделено два подхода по отношению к пониманию природы интуитивного знания. Первый иррационалистический подход рассматривает возможности интуиции как зависящие от каких-либо иррациональных элементов, таких как опыт анамнесиса; мистическая интроспекция, самоуглубление души; божественная вера; мистическая способность рассудка; инстинкт и др. В рамках второго рационалистического подхода природу интуиции связывают с когнитивными возможностями человека. В первом случае интуиция предстает как сверхрациональная, сверхчувственная, иначе мистическая, во втором интуиция является чувственной, если ее возможности базируются на чувственном познании, или интеллектуальной, связанной с разумом, рассудком.

Другими основаниями классификации интуиции являются: характер информации, к которой применяется интуиция, новизна интуитивного знания, профессиональная область приложения. Соответственно, интуиция подразделяется на: 1) конкретную и абстрактную; 2) эвристическую и стандартизированную; 3) математическую, лингвистическую и др. Следует подчеркнуть, что в случае с эвристической интуиции, концептуальной или эйдетической, ее разделение на конкретную и абстрактную, или на чувственную и интеллектуальную является достаточно условным и в некоторой степени бессмысленным. Эвристическая интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания при переходе от чувственных образов к понятиям (эйдетическая интуиция) и от понятий к чувственным образам (концептуальная интуиция). Творческая интуиция не может являться в чистом виде чувственной или интеллектуальной, конкретной или абстрактной, поскольку творческая интуиция - это целостный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, эмоции и чувства, с другой, разум и мышление. Творческая интуиция имеет дело с информацией как о фактических, так и об идеальных связях явлений.

Интересны формы интуиции, приведенные К. Юнгом. Он выделяет: интуицию в экстравертной и интровертной установке, статическую и динамическую, активную и пассивную, интуицию возможностей и интуицию времени. М. Бунге представляет как формы интуиции различные виды восприятия (быстрое отождествление, ясное понимание и способность интерпретации), виды воображения (способность представления, искусство сравнения и творческое воображение), вывод умозаключений (ускоренное умозаключение), синтезирование (обобщающая точка зрения), понимание (здравый смысл) и оценку (здравое суждение).

Интуиция в системе когнитивной деятельности человека представлена следующим образом. В философско-религиозном познании и опыте особую роль играет мистическая интуиция, что проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, мистическая интуиция является основой для достижения состояния единства с Абсолютом, переживания непосредственной связи Бога и человека -откровения. Во-вторых, мистическая интуиция - необходимое условие для постижения истины веры, понимания божественных истин, имеющих статус абсолютных, не требующих доказательств. В-третьих, возможности мистической интуиции - предпосылка для возникновения религии и осознания наличия сверхрациональной, сверхчувственной абсолютной реальности, а именно Бога.

Значимость интуиции в художественно-эстетическом познании проявляется при создании художественного образа произведения. Интуиция позволяет чувству, переживанию воплотиться в образе, обрести внешнее предметное выражение. Интуиция выступает компонентом творческого процесса при формировании идеи и замысла художественного произведения. Она позволяет в целостной, завершенной форме выразить духовные смыслы и ценности в соответствии с законами эстетики. Также интуиция важна при интерпретации и восприятии художественного произведения.

Человеческая деятельность ориентирована на поддержание и развитие любой творческой активности, духовно обогащающей и преображающей жизнь человечества. Способность развиваться, изменяться определяет саму возможность развития культуры. Эвристическая интуиция - основа инновационной деятельности, важнейшая роль которой заключается в том, что она является способом преодоления неопределенности, многофакторности сложных творческих задач, позволяющим найти правильное и перспективное решение для создания инновационного продукта. Интуиция не самодостаточна и требует рационального подтверждения. Инновационные элементы, полученные интуитивным путем, после логического анализа могут превращаться в традиционные элементы деятельности.

Эвристическая интуиция не противоречит таким духовным ценностям как эмоции, мораль, красота. Эстетический, этический и эмоциональный факторы, характеризующие ее, позволяют говорить о ценности такого способа познания, поскольку эвристическая интуиция гармонизирует противопоставление знания и ценности. Гармония - ситуация, когда в равной степени развиваются интеллектуальная и духовная культуры и достижения интеллектуальной культуры не затмевают собой ценностную сферу, а отражают стремления, потребности и сущность человеческого духа. Интеллектуальное и духовное развитие не противоречат, а дополняют друг друга.

Похожие диссертации на Интуиция в системе когнитивной деятельности