Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Петросян Роберт Андреевич

Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект)
<
Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петросян Роберт Андреевич. Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/792

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные концепции роли эмоции, интеллекта и воли в духовном развитии личности в истории философии 12

I. Основные представления о роли эмоции, интеллекта и воли в духовном развитии личности в древнегреческой и средневековой западной философии 13

2. Проблема роли эмоции, интеллекта и воли в эпоху восхождения буржуазии 38

3. Проблема соотношения эмоций, воли и интеллекта в немецкой классической философии 52

Глава П. Эмоции и воля как объекты философского познания. 78

I. Эмоции и воля как предмет частно-научного и философского анализа 78

2. Соотношение эмоционального, интеллектуального и волевого в сознании 90

3. Эмоции и воля в свете концепции предметной деятельности 108

Глава Ш. Философские проблемы воспитания эмоции и воли 124

I. Методологические аспекты воспитания эмоции и воли 124

2. Конкретные методы воспитания эмоции и воли 139

3. Эмоции и воля в системе воспитания человека . 155

Заключение 175

Библиография 184

Введение к работе

Актуальность темы. Практика зрелого социализма ставит перед современной наукой ряд проблем, которые связаны с противоречивостью материальной и духовной жизни, с оптимизацией воспитания всесторонней личности в условиях научно-технического прогресса и глобальных изменений современности. В формировании нового человека его духовное развитие является одним из основных звеньев. Поэтому естественно, что проблема духовного развития личности находится в центре внимания политики КПСС. На последних съездах КПСС, в постановлении "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в материалах пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. подчеркивалась необходимость сдвигов в организации духовного воспитания социалистической личности. Как отмечал Ю.В.Андропов, "Совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей" . Сама духовность многогранное, многоступенчатое явление, в котором эмоциональное, интеллектуальное и волевое выступают как основные компоненты. Следовательно, есть основание говорить о всестороннем духовном развитии человека, которое в свою очередь является подсистемой его целостно-всестороннего развития.

Алекватное представление эмоции и воли облегчает решение ряда практических вопросов, связанных с воспитанием человека, а также способствует познанию его природы. Важность изучения эмоций обусловлена тем, что они имеют существенное значение для реализации не только функций организма, но и всех социальных видов деятельности человека. Хотя часть мыслителей считала эмоции низшим уровнем психики, "смутной частью" души (Гегель), советскими ис-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983, с.18. следователями установлено, что эмоциональное переживание является личностной Формой существования сознания на всех уровнях его развития. Значительность волевого фактора проявляется при сопоставлении теоретической "прозорливости" человека с его неумением практически решать жизненные задачи, реализовать идеальное. Необходимость углубленного познания эмоций и воли связана с возрастанием в жизни общества регулятивных моментов, в процессе действия которых в личностном плане увеличивается способность самопознания и самоуправления, а в плане общественном - подчинения стихии сознательному началу исторического двиеєния.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия наша научная литература обогатилась многочисленными исследованиями , авторы которых на базе наследия классиков диалектического и исторического материализма пытаются всесторонне рассмотреть эмоциональную и волевую сферы духовного мира человека. Эмоции и воля исследовались с позиции теории отражения С.Л.Рубинштейном, К.К.Платоновым, П.В.Симоновым, Г.Х.Шингаровым и др. Широкую известность получило информационное учение эмоции П.В.Симонова. Эмоции исследовались также специалистами по эстетике и этике. В этой области имеется многовековая традиция. Заслугой советских философов и психологов в области исследования воли, по нашему мнению, является углубление и конкретизация идеи детерминации и

См.: Анохин П.К. Эмоции. - В кн.: Избранные труды. - М.,1978; Васильев И.Л.. Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. - М., 1980; Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.,1978; Логанов И.И. Свобода личности. - М., 1980; Корнилов К.Н. Воля и. ее воспитание. - М., 1957; Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М., 1981; Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека. - М., 1975; Паркин В.Ф. Диалектика свободы и необходимости при социализме. - М., 1973; Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1971; Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -М., 1981; Чхарташвили Ш.Н. О природе воли. - В кн.: Труды Кутаисского госпединститута. ХУШ, Кутаиси. 1958; Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., І96ь; Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М.,1971;и др. самодетерминации. В трудах К.А.Абульхановой-Славской, Л.П.Буевой, В.Т.Ефимова, К.А.Новикова, С.Л.Рубинштейна и др. содержится глубокая разработка этой проблемы. Идея самодетерминации является примером конкретного применения принципа самодвижения. Она дает возможность понимания поведения человека, источника его активности, диалектики необходимости и свободы, автономности и ответственности личности.

Нужно отметить также концепцию воли, основанную на теории установки Д.Н.Узнадзе, в которой выявляется связь сознательных форм активности человека с ее досознательными формами.

Однако проблемы эмоции и воли, по признанию чуть ли не всех исследователей, несмотря на их актуальность, остаются малоразра-ботанными. Так, .П.К.Анохин признает, что до сих пор об эмоциях нет ясного, определенного, общего мнения, неправильно определена роль эмоций в разных сферах жизни . Особенно остро ощущается недостаток философских исследований эмоций и воли в советской литературе. Это не соответствует тем месту и роли, которые занимали они в истории философии. Вместе с интеллектом они всегда были объектами философского познания. В настоящее время эмоции и воля исследуются философами косвенным путем, в связи с анализом других проблем. Отсюда следует тенденция сужения возможных выходов философского анализа к проблемам эмоции и воли. Так, Б.В.Сафронов и Л.Н.Дорогова пишут: "Воля может рассматриваться либо в плане пси-хологичееком, как особое состояние личности, проявляющееся в чер- 1 См.: Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1980; Буева Л.Н. Социальная детерминация и активность личности. - В кн.: Социализм и личность. - М., 1979; Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. - М., 1974; Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М., 1981; Ойзерман Т.Н. Детерминизм и проблема человека. - В сб.: Современный детерминизм и наука. - Новосибирск, 1971; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - 1.:1957: и др.

См.: Анохин П.К. Предисловие к кн.: Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Мир, 1966, с.5-6. тах ее характера, либо в плане философском, и тогда она соотносится с категориями свободы и необходимости" . Учитывая важность этих планов исследования, неправильно было бы игнорировать роль остальных социально-гуманитарных наук - педагогики, социологии и т.д. - в исследовании данных проблем, а также возможность и необходимость превращения воли в прямой объект философского познания, соотнесение воли с остальными категориями исторического материализма.

Уровень научного изучения эмоций и воли явно не соответствует практическим задачам развития и воспитания личности, на что и обращают внимание ученые. Как отмечает Л.П.Буева: "Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы развития личности. Практика se воспитания свидетельствует нередко о чрезмерной рационализации обучения, недооценке эмоционального и волевого развития. Эмоциональные и волевые качества, реализующиеся в поведении, во многом еще формируются стихийно, а следовательно, с большими издержками" . Интеллектуалистское истолкование духовной жизни личности и поныне занимает значительное место в литературе. Кроме рационалистических традиций, и сегодня воздействующих на формирование духовного мира людей, стремительный научно-технический прогресс, являющийся, главным образом, интеллектуальным прогрессом, содержит опасность одностороннего, дисгармонического развития современного человека. Во избежание "технизации" духовного мира личности многие ученые выдвигают на первый план необходимость глубокого изучения и пропаганды гуманитарных наук, особенно эсте-

Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека. - М.: Мысль, 1975, с.133-134. о Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978, с.152. тических и этических знаний, искусства, в которых ярче всего выражается эмоциональная и волевая направленность личности . "Технизация" духовного мира личности дает повод многим бурЕуазным философам впасть в другую крайность - развивать антиинтеллектуа-листические взгляды. Как замечает В.Г.Федотова: "В антисциентиче-ском направлении современной буржуазной философии только пережи- ваемые, эмоционально фиксируемые процессы приобретают статус под- линных, действительных" . Истинная сущность эмоциональной и волевой активности личности в их социальной обусловленности и историческом развитии, их реальное значение в жизни общества и личности можно выявить посредством философского анализа. В этом отношении первостепенно важным представляется выявление роли эмоций и воли в духовном развитии личности, проблема, которая остается самой малоизученной среди всех явлений духовной жизни личности. Выдвижение на первый план исследования роли эмоций и воли в духовном развитии личности обусловлено недостаточностью и несоответствием решения этой проблемы в истории философии применительно к современным условиям социальной еизни, между тем от решения этой проблемы зависят практические ориентации в организации духовного воспитания личности. Данное исследование является попыткой более полной и разносторонней характеристики духовных форм активной личности, необходимой для решения практической задачи гармонического развития личности. Не претендуя на решение всех вопросов, связанных с познанием и воспитанием эмоций и воли, мы поставили цель исследования - выяснение места и роли эмоций и воли в духовном

См.: Коган І.Н. Научно-техническая революция и духовная культура. - Философские науки, 1974, № 4, с.75.

Федотова В.Г. Критика социо-культурных ориентации в современной буржуазной философии. Сциентизм и антисциентизм. - М.: Наука, ІУ8І, с.15. развитии личности. Для этого необходимо было решить следущие задачи: - выяснить характерные черты главных историко-философских концепций о роли эмоции, воли и интеллекта в духовном развитии личности; - рассмотреть эмоции и волю как объекты философского познания; - выявить методологические основы и конкретные методы воспитания эмоциональных и волевых качеств личности, а также роль эмоций и воли в различных сферах воспитания личности.

Методологической основой работы являются труды классиков марксизма-ленинизма, разработавших научное и гуманистическое учение о человеке, о его духовной жизни, в котором важное место занимает волевая и эмоциональная активность, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, результаты исследования советских и зарубежных марксистов. Кроме вышеуказанных источников, автор опирался на произведения Б.Г.Ананьева, С.Ф.Анисимова, Ф.Б.Басейна, Н.М.Бережного, Г.Е.Глезермана, Б.Т.Григорьяна, Г.Ф.Карвацкои, С.М.Ковалева, A.M. Коршунова, В.М.Межуева, А.Г.Мысливченко, Л.И.Новиковой, С.Ф.Оду-ева, Ю.К.Блетникова, В.С.Семенова, И.Н.Сиземской, Г.Л.Смирнова, О.И.Табидзе, В.И.Толстых, Б.С.Украинцева, А.К.Уледова, П.Н.Федосеева, В.Г.Федотовой, И.Г.Фролова, А.Г.Харчева, Е.В.Шороховой и др.

Научная новизна работы обусловлена в значительной степени самим направлением теоретического исследования.

В нем сделана попытка выявления роли и места эмоций и воли в духовном развитии личности как единого процесса развития социальной активности человека, а также места эмоций и воли в структуре мировоззрения. С этой точки зрения, философия истолковывается не просто как форма интеллектуального отношения к миру, а как мировоззренческое отношение, в котором присутствуют интеллектуальные, эмоциональные, волевые компоненты.

Необходимость историко-философского анализа объясняется тем, что решение любого вопроса в философии связано с осмыслением под углом зрения исследуемой проблемы всего предыдущего периода развития философской мысли. Учитывая практическую невозможность осуществления этого требования в полной мере в рамках данного исследования, мы поставили задачу выяснить те достижения домарксовой философии, которые привели к созданию марксистско-ленинской концепции социальной детерминации духовных явлений, и те, которые, на наш взгляд, могут способствовать созданию оптимальной теории воспитания эмоциональных и волевых качеств личности в условиях современной жизни: рассматриваются основные концепции роли эмоций, интеллекта и воли в духовном развитии личности, выявляются достижения домарксистской философии в познании духовного мира личности, а также ее недостатки и теоретическая ограниченность, неспособность быть мировоззренческой основой всестороннего и гармонического раз-вития личности; выявлены основные уровни духовного развития личности и их соответствие с основными этапами развития общества. Дана критика биологизаторских подходов к оценке эмоционального, выясняются функции страдания и наслаждения в социальном бытии личности; традиционному истолкованию разума как интеллектуального образования противопоставлено понимание разума как единства высших форм проявления интеллекта, эмоций и воли. Эмоциональное рассматривается как связывающее звено между сознательными и предсознательными формами поведения; дан анализ конкретных методов воспитания эмоциональных и волевых качеств личности, исследована проблема самоконтроля и управления эмоциями и чувствами, дана критика аскетических приемов избавления от чувственности.

Практическая значимость исследования определяется разработкой методов воспитания эмоциональных и волевых качеств личности, которые моншо рекомендовать для использования в коммунистическом воспитании человека нашего общества. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы также в дальнейшей разработке методологических и теоретических аспектов данной проблемы. Материалы диссертации могут быть испольаованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по диалектическому и историческому материализму, а также в спецкурсах для студентов и аспирантов. Материалы диссертации могут быть использованы для чтения лекций трудящимся в сети политпросвещения.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены на всесоюзных координационных совещаниях "Социально-философские проблемы теории общественного производства" (Москва, 1982), "Методологические проблемы социального познания' (Москва, 1983), на методологических семинарах аспирантов и младших научных сотрудников отдела актуальных проблем исторического материализма Института философии АН СССР (1981, 1982 гг.), на 4-й, 5-й научных сессиях Кироваканского педагогического института (1975,1976 гг.), на межвузовских конференциях профессорско-преподавательского состава (Кировакан, 1980,1981 гг.), на научной конференции, посвященной бО^летию образования СССР (Кировакан, 1982), на 44-й, 45-й, 47-й профессорско-преподавательских конференциях (Тбилиси, 1978, 1979,1981 гг.).

Основные идеи исследования были применены автором при чтении курсов диалектического и исторического материализма (начиная с 1974 г.) в Кироваканском педагогическом институте, диссертация - II - была обсуждена в секторе этики Института философии Ж СССР, в отделе актуальных проблем исторического материализма Института философии АН СССР, на кафедре философии Кироваканского педагогического института.

Содержание работы отражено в одиннадцати научных публикациях.

Основные представления о роли эмоции, интеллекта и воли в духовном развитии личности в древнегреческой и средневековой западной философии

Основные концепции соотношения эмоций, интеллекта и воли образовались в античной философии, для которой характерно обилие почти одновременно возникавших типов философских учений. "... Б многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззре-ний", - писал Ф.Энгельс . Б древнегреческой философии совершенно ясно вырисовываются не только два основных философских направления, но и два основных метода познания - диалектический и метафизический. Именно в древнегреческой философии началось традиционное разделение основных форм духовной активности человека на интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

В эпоху расцвета греческой цивилизации (УІ-І7 вв.до н.э.), когда и появились на арене великие философы, культура в целом носила гуманистический и рационалистический характер. Человек в этой культуре, следовательно, и в философии представлялся существом достаточно независимым от вмешательства различных внешних сил. Роль богов в деяниях людей считалась ограниченной, и античный грек старался полагаться на собственные силы, на свой разум, на свой интеллект. Если грек все-таки обращался к воле богов, то только "как к воле, поддерживающей и вторящей воле человека, позволяющей ему добиться успеха там, где в противном случае он обязательно потерпел бы неудачу" . Некоторая автономность, благодаря которой человек сам выбирает себе цели своей деятельности, дала возможность античному греку выступать в качестве субъекта ответственности исторические события рассматривались, главным образом, как результат человеческой воли.

Впервые греческий рационализм наиболее ярко выразился у Сократа . Добродетель, по Сократу, нужно искать в знании. Сократ был убежден, что никто не счастлив против своей воли и не ищет себе зла добровольно, следовательно, никто не порочен добровольно. Зло есть порок - следствие незнания: незнания добродетели и путей ее достижения. Познание добродетели делает человека добродетельным. Такой наивно-рационалистический оптимизм, отождествление знающ и добродетели были характерны для эпохи античного просвещения.

Именно в сократовском понимании человека возникли зародыши сегодняшней проблемы о воле. Виндельбанд В. О свободе воли. -СПб, 1941, сб.

Этот взгляд устанавливает прямую зависимость нравственных качеств человека от его интеллектуального развития. Сократ фактически развивал детерминистическое и интеллектуалистское воззрение на волевую деятельность: решения воли, все без исключения, зависят от ясности и зрелости ума. Превращая добродетель в понятие и познание, сводя ее к разумным силам души, Сократ тем самым игнорировал неразумную, иррациональную часть души - аффекты, страсти, разнородные влечения, воздействие которых на поведение человека не вызывает сомнения. Ошибка Сократа состояла не в том, что будто он не принимал во внимание существования страстей и пр., а в том, что, считая одной из основных добродетей умеренность, он сводил ее достижения к знанию того, как обуздать страсти. Кроме умеренности, двумя другими основными добродетелями Сократ считал храбрость - знание,как преодолевать опасности, и справедливость или знание, как соблюдать законы божественные и человеческие. Таким образом, в интеллектуалистическом учении Сократа добродетель отождествлялась со знанием.

Следует, однако, отметить, что под знанием Сократ, по-видимому, понимал не просто чисто интеллектуальное образование. Размышление, в процессе которого приобретается истинное знание, есть принцип жизни, приобретение истины - форма бытия философа.

Здесь же следует указать на этическую направленность античной философии, на органическое единство взглядов философов и их личного поведения, обстоятельство, которое превращало философию не столько в профессию, сколько в образ жизни. Целостность личности, по всей вероятности, не была чужда Сократу, который, как свидетельствует Платон, всемерно боролся против софистов, превративших философию в средство существования и отличавшихся склонностью к наживе. Именно этим мы можем объяснить этический рационализм Со -16 крата, его убежденность в том, что приобретение знания о добродетели равносильно приобретению самой добродетели.

Поэтому мы склонны думать, что неправомерно противопоставлять воззрениям Сократа наше понимание различий между знанием о добродетели и самой добродетелью как уже приобретенного качества личности. Ибо познание для Сократа не есть некое бесстрастное, бесчувственное отношение к предмету. Как отмечает В.Виндельбанд, "Познание стало в его (Сократа. - Р.П.) глазах обладанием нравственностью, а отыскание знания сообща - особенным этическим отношением между людьми, отношением взаимного пополнения и помощи" .

Эмоции и воля как предмет частно-научного и философского анализа

При современном состоянии развития науки, в условиях дифференциации и интеграции научного знания, возникла необходимость комплексного подхода к СЛОЕНЫМ явлениям действительности. Человек является предметом исследования ряда наук, отражающих разные уровни его развития, разные стороны его сущности и существования. При комплексном подходе к исследованию человека возникает проблема соотношения различных наук.

Проблема соотношения философии и частных наук хорошо разработана советскими исследователями . Литература по методологии науки, в том числе о соотношении философии и частных наук, огромна. Мы в нашем исследовании намерены остановиться на некоторых моментах, существенных для выявления особенностей философского и конкретно научного подходов в исследовании эмоции и воли, которые, на наш взгляд, недостаточно разработаны.

Прежде всего методологически вашу выяснить угол зрения или аспект рассмотрения эмоции и воли как общего для различных наук

Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. - М., 1981; Методология науки и научный прогресс. предмета познания. В эмоциональном объединяются различные уровни организации живой материи, начиная от клетки и до целого организма, начиная от отдельного индивида до общества в целом. Эмоции и чувства как психические формы отражения действительности проявляются на всех уровнях существования личности, интегративно включаясь во все процессы ее психической и духовной деятельности. Каждое эмоциональное явление выступает как социальный феномен, проявление социального поведения личности, форма оценки ею действительности, факт сознательной жизни индивида, компонент его духовного мира.

Отсутствие выраженных разграничительных линий между различными сторонами бытия человека определяет общее взаимоотношение между философией и частными науками - их относительную самостоятельность. Раскрытие связи между философией и частными науками, с одной стороны, и между последними - с другой, обусловливает верность направления исследования, определяет уровень обобщения и обозначает его цель. При исследовании эмоции и воли цели философии и частных наук принципиально не отличаются друг от друга - это познание объекта в его существенных связях. Однако различаются они по методам познания, исследовательскому подходу, "срезу" и т.д. Философия и частные науки представляют собой разные уровни познания.

Одна из разграничительных линий между философией и частными науками должна проводиться (как в данном случае, так и вообще) на основе критерия, каковым является обобщенность знаний, добытых ими, масштабность предмета познания, угол рассмотрения и т.д. Каждая частная наука, изучающая эмоции и волю, открывает какой-то аспект их сущности, какую-то сторону их функционирования.

Как функция нервной системы, эмоции и воля относятся к пред - 80 мету физиологии, как отражение действительности, которая находится в сложном взаимодействии с качественными характеристиками личности, - они относятся к психологии; как феномен духовного мира, сущностные силы личности, формы активности, которые проявляются в межличностных общениях, в деятельности человека, они относятся к социальным наукам - социальной психологии, социологии, этике, эстетике, педагогике и т.д.

Физиология исследует те механизмы, которые лежат в основе возникновения и функционирования эмоциональных и волевых процессов, изучает влияние эмоций на жизнедеятельность различных органов и организма в целом, т.е. рассматривает эмоции с точки зрения регуляции и саморегуляции организма. Экспериментальное изучение психофизиологии эмоций началось сравнительно недавно, но уже накоплено большое количество материала, обобщение которого показывает, что "эмоции - это психофизиологический механизм, при помощи которого на "психическом" уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма" . Эмоции интегрируют психические, нейрогуморальные, нервные и соматовегетативные процессы.

Следует отметить, что частные науки исследуют разнородные желания, стремления, чувства в отдельности друг от друга, или если в их совокупности, - то в абстрактной; психология выявляет лишь психологическую сторону данных явлений, физиология - физиологическую и т.д. . И страдание героя, и страдание подлеца для физиологии являются однопорядковыми явлениями, ибо физиология изучает окончательный физиологический эффект взаимодействия организма со средой, воздействие раздражителей на телесные отправления. "Есть основания думать, - пишет П.К.Анохин-, - что во всех эмоциях, начиная от грубых низішх эмоциональных состояний и кончая высшими социальными эмоциями, используется одна и та не физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура монет рассматриваться только как общая закономерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в какой мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию" .

Методологические аспекты воспитания эмоции и воли

Под воспитанием мы понимаем целенаправленный систематический процесс управления формированием личности для ее подготовки к социальной,производительной и культурной жизни. Воспитание эмоциональных и волевых качеств личности является важным аспектом формирования человека. Такое воспитание совершается не в стороне и не помимо воспитания других качеств личности. Более того,развитие эмоциональных и волевых качеств личности означает не воспитание самих этих качеств,а воспитание человека.обладающего этими качествами.

Выявление методологических основ воспитания эмоций и воли личности,т.е. тех социальных факторов,которые определяют жизнедеятельность личности,основные направления ее активности,способствуют правильной организации практического процесса воспитания. Из методологических основ воспитания эмоций и воли следует выделить: во-первых, выяснение связи личность-общество-природа в производственном процессе; во-вторых,определение уровней духовного развития личности; в-третьих,определение уровней социальной оценки эмоций и воли; в-четвертых,установление дифференцированного отношения к потребностям.

Развитие культуры общества,в том числе и духовной.происходит на основе развития производства,понимая под производством в широком смысле слова социальную активность человека,форму существования и развития как общества в целом, так и отдельных его индивидов. Оно объединяет не только производителей друг с другом,но и человека с природой.

Открытие подлинной связи между природой и человеком является величайшей заслугой основоположников марксизма. К.Маркс показал пассивность,созерцательный характер предшествующей философии. Человек,согласно марксовой концепции,не просто наблюдатель событий, происходящих в мире,но он является их участником и организатором. Противоречие между человеком и природой устраняется посредством произволетвенной.общественной практики,которая отражает степень оптимальности и гуманности отношения человека к нечеловеческой природе1 .

Человек не хозяин природы (это выражение отражает частнособственническую установку),но сам является природным существом. Природа для человека больше,чем простая кормилица. Нельзя забывать,что различия духа и природы относительны,и победа человека над природой токе относительна. ".

Похожие диссертации на Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально-философский аспект)