Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Нияковская Елена Павловна

Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)
<
Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нияковская Елена Павловна. Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/586

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущность кошотистжеского нравственного идеала личности 22

I. Определение, содержание и функции коммунистического нравственного идеала личности 22

2. Структурно-уровневые характеристики коммунистического нравственного идеала личности 45

ГЛАВА П. Несостоятельность христианских представлении о нравственном идеале личности 64

I. Сущность, гносеологические и социальные корни христианского нравственного идеалаличности 64

2. Нравственно-психологические причины сохранения и воспроизводства христианского нравственного идеала личности в развитом социалистическом обществе 83

3. Искажение коммунистического нравственного идеала личности вследствие его отождествления с христианским нравственным идеалом 104

ГЛАВА Ш. Преодоление христианских представлений о нравственном идеале в процессе коммунистического воспитания 124

I. Комплексный подход к воспитательной работе по преодолению христианского нравственного идеала личности І 124

2. Пути преодоления христианского нравственного идеала личности в социалистическом обществе 137

Заключение.

Выводы и рекомендации 166

Введение к работе

Начальный этап развитого социализма характеризуется новой ступенью Гармоничного развития человека, его дальнейшего превращения в самоцель социально-нравственного прогресса. В нашей стране впервые в истории выработана программа воспитания,субъектом и объектом которой является весь народ. В современных условиях степень научного управления социальными процессами значительно повышается, что свидетельствует о возрастающей роли субъективных факторов в коммунистическом строительстве. В.И.Ленин писал: "По мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем" . Видный деятель КПСС товарищ Ю.В.Андропов в своей речи на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС отметил, что "совершенствование развитого социализма немыслшло без большой работы по духовному развитию лю- р дей ", что человек должен формироваться "как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" . Зрелость субъективного фактора, отражающего деятельность носителей исторического прогресса,-необходимый момент совершенствования объективных условий построения нового общества. В настоящее время особую роль играют не только организационно-управленческие факторы, но и знания, -мировоззрение, возросшие требования к личности и кол-Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 2, с. 539-540. 6 Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК

КПСС. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с. 18.

Там же. лективу как субъектам сознания и деятельности . "Мы, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной полити- р ки" . Партия продолжает курс на воспитание нового человека, "которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудо-вого коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира" , который бы активно участвовал во многоплановом процессе превращения "моего" в "наше" и способствовал переводу усвоенных теоретических истин на конкретный язык практики .

Одним из основных моментов субъективной нравственной детерминации является моральное целеполагание, в частности, нравственный идеал как "обобщенный образ наиболее полного воплощения положительных моральных качеств, тип морального совершенствова-ния" в единстве с путями и средствами достижения этой мораль-

См.: Категории исторического материализма. М., Мысль,

1980, с. 329-332. о л Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.63.

Андропов 10.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М..Политиздат,1983, с. 9". 4 См.: Там же, с. 9-II.

Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Мировоззренческие ориентации морального выбора. - В кн.: Моральный выбор. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980, с. 256. ной цели. Важнейший аспект формирования социалистической личности - воспитание "человека с возможно более богатыми свойствами и связями" . Такой человек должен понимать под социальным субъектом не сверхъестественную силу или идеальную силу всемирного разума, а определенным образом организованное человечество, от практики которого зависит позитивная историческая пер-спектива . Исследование диалектики объективных условий и субъективного фактора в процессе формирования нового человека при социализме предусматривает преодоление пережитков прошлого, индивидуалистических, религиозных представлений о нравственном идеале, поскольку "...индивидуалистические привычки, ... последствия отчуждения труда... не улетучиваются автоматически и вдруг из сознания, хотя само отчуждение уже ликвидировано"0.

Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии применительно к пониманию социальных процессов - вопрос о соотношении общественного сознания и общественного бытия. Важное место в структуре мировоззрения принадлежит морали, моральным принципам, нормам, идеалам, на основе которых человек оценивает свои и чужие поступки, свое место в мире.

С моралью связано и религиозно-идеалистическое мировоззрение. В основе религиозно-моральных взглядов - идеалистическое утверждение о богозданности мира и человека, а также "основного нравственного закона", являющегося критерием морали. Эти взгляды никогда "не могли дать ничего, кроме утопии или пустой

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 386.

См.: Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., Политиздат, 1983, с. 4.

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР, с. 9. морали, игнорирующей борьбу классов, происходящую в обществе" .

Распространение научного, диалектико-материалистического мировоззрения среди трудящихся немыслимо без последовательной борьбы с проявлениями моральных взглядов, провозглашающих религиозный взгляд на место человека в мире, ограничивающих социальные связи и творческую активность человека. Строго соблюдая конституционный принцип свободы совести, коммунисты руководствуются гуманностью и чувством долга, стремясь освободить человека от иллюзорного мировоззрения, которое ограничивает потребность человека в самоутверждении, в активности, во внутренней свободе.

Без этих качеств не может быть успешного строительства коммуниз-

Духовная атмосфера в нашей стране характеризуется все большим освобождением из-под влияния религии. За годы Советской власти уровень религиозности снизился у нас примерно на 50%.

Среди молодежи религиозность снизилась в десять раз . Обусловлено это как влиянием социально-экономических факторов, так и целенаправленной идейно-воспитательной работой. В обществе зрелого социализма уничтожена эксплуатация человека человеком и успешно преодолеваются причины, способствующие воспроизводству и сохранению религиозности. Однако падение влияния религии и церкви не означает, что богословы и священнослужители мирятся с создавшимся положением. Учитывая, что религиозно-нравственные установки все еще продолжают привлекать определенный круг

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. I, с. 440.

См.: Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. - Л., Знание, 1981, с. I0-II.

См.: Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., Изд-во Ленинградок, ун-та, 1978, с. 90. лвдей, среда которых мокно встретить не только верущих1, вдео-логи религии, в частности, служители русской православной церкви, пытаются провозгласить религию хранительницей моральных ценностей общества, союзником народных масс в построении новых отношений. Церковь особое внимание обращает на развивающиеся, прогрессивные явления, обладающие огромной нравственной и эмоциональной притягательностью. Для большинства верующих строительство коммунизма в нашей стране стало близким и понятным делом, цели нашего общества, политика Коммунистической партии получили их признание. Отсюда попытки церкви сблизить идеалы христианства и коммунизма. Это и желание вернуть и расширить былое влияние, и мисти>цированное отражение социально-нравственных перемен, и признание моральной высоты коммунистических идеалов как верующшли, так и священнослужителями и богословами. Отождествляя коммунистический нравственный идеал личности с христианским, православная церковь предлагает программу нравственного воспитания личности, несущей перед богом индивидуальную ответственность за построение коммунистического общества. Церковная пропаганда усложняет процессы нравственно-атеистического воспитания. Поэтому классово чуждым социализму богословским установкам должен быть противопоставлен научный анализ и

В периодической и исследовательской литературе не раз приводились факты мировоззренчески нечеткого отношения некоторых представителей нашей творческой интеллигенции к религиозно-нравственным явлениям, подвергалась критике неверная оценка ими православно-христианских представлений о нравственном совершенстве, исторической роли реальных носителей черт христианского нравственного идеала, канонизированных православной церковью.-См., например: Тарасенко Н. Бремя искать. Заметки об атеистической литературе. - Правда, 1983, 15 мая; Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М., Знание, 1983. - 8 -критика религиозно-православной морали и всех ее проявлений, в том числе и ее идеала личности.

Актуальность разработки данной проблемы обусловлена не только необходимостью изучения природы коммунистических идеалов, но и непосредственными задачами борьбы против классово чуждой нагл идеологии. КПСС рассматривает устранение причин существования религиозных и прочих пережитков как одно из важных условий построения нового общества. Религиозно сориентированные идеалы могут способствовать недооценке опасности абстрактного гуманизма, идеалистически противопоставляющего общечеловеческую мораль реальной исторшг, являющегося идеологическим оружием наших классовых противников. На ХХУІ съезде КПСС подчеркивалось, что "возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей" . Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" указывает, что необходимо "разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического воспитания. Повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными пред-рассудками" . Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС призвал уделять больше внимания атеистическому воспитанию, активизировать

4 пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения . т См.: Григорьян Б. Гуманизм коммунистической идеологии.

Вопросы,теории. Правда, 1983, 24 июня. 2 Материалы ХШ съезда КПСС, с. 75.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., Политиздат, 1979, с. 12.

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с. 72-73.

Борьба с религиозными предрассудками выдвигает ряд задач;,, которые могут быть решены в результате создания необходимых материальных условий, дальнейшего совершенствования духовной атмосферы, системы воспитания и образования, а также дальнейшего творческого развития марксистско-ленинской науки об обществе, позволяющей "видеть наше общество в реальной динамике, со всеми его возможностями и нуждами" .

Сотрудничество верующих и неверующих граждан в построении будущего общества при социализме отнюдь не исключает решительной борьбы с религиозными представлениями о нравственном совершенстве как антигуманными, ограничивающими творческое участие человека в реальной жизни. Перед исследователями социальных процессов в нашем обществе стоит сложная задача методологически выдержанной научной критики и анализа христианского нравственного идеала, включая его модернизированную форму. Эта задача может быть решена лишь при одновременном исследовании закономерностей формирования диалектико-материалистических представлений о коммунистическом нравственном идеале, от степени теоретической разработанности которого зависит уровень борьбы с его антиподами. Это свидетельствует о важности темы "Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)", этим и обоснован ее выбор.

Исследованию природы коммунистического идеала и разрешению проблем, связанных с разоблачением его мировоззренческих антиподов в социалистическом обществе, уделялось и уделяется немало внимания в советской философской науке.

Проблема нравственного идеала разрабатывалась в трудах

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР, с. 25.

С.Ф.Анисимова ("Марксистско-ленинская этика". Лекции по курсу, ч.І и П. М., 1972 и 1973 и др. работы), В.В.Борзых ("Структура и ценностная ориентированность нравственного идеала". М., 1979 и др. работы), Л.А.Гуцаленко ("Советский человек: Нравственный и духовный облик", Мн., 1980 и др. работы), О.Г.Дробницкого ("Понятие морали". М., 1974 и др. работы), Э.Г.Клаосена ("Содержание и воспитательное значение нравственного идеала строителя коммунизма". — В кн.: "Научно-тематический сборник Уфимского нефтяного института", 1974, вып. 23), В.П.Коблякова ("Этическое сознание". М., 1979 и др. работы), Е.Б.Мазаевой и В.Ф.Паточкина ("Проблемы этики и нравственного воспитания в теоретическом наследии В.И.Ленина". Харьков, 1978), А.И.Титаренко ("Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования". М., 1974 и др. работы), В.И.Тугаринова ("О ценностях зкизни и культуры". Л., I960 и др. работы), К.А.Шварцман ("Теоретические проблемы этики". М., 1969 и др. работы), Е.А.Якубы ("Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме". Харьков, 1970), А.И.Яценко ("Целеполагание и идеалы". Киев, 1977), в коллективной монографии "Моральный выбор". М., 1980 и других трудах советских ученых.

На основе марксистско-ленинского учения об идеале получили дальнейшее развитие диалектика коммунистического нравственного идеала, его функции, содержание, сущность, воспитательно-идеологическое значение. При несомненном научно-практическом значении работ названных авторов большинство из них широко не ставили проблему коммунистического нравственного идеала личности, поскольку этого не требовали цели их исследования. Указанной проблемой занимались Л.М.Архангельский ("Курс лекций по марксистско-ленинской этике". М., 1974 и др. работы), С.Н.Иконникова ("Нрав- - II - ственный идеал и его отношение к действительности". Л., 1963 и др.работы), С.Д.Лаптенок ("Особенности формирования нравственного идеала". - В кн.: "Коммунистический идеал и советский образ жизни". Мн., 1980 и др. работы), В.М.Лисовский ("Советская молодежь, идеалы и стремления". М., 1971 и др. работы), О.П.Целико-ва ("Коммунистический идеал и нравственное развитие личности". М., 1970; "Нравственная целостность личности". М., 1983 и др. работы).

Этими учеными дано определение коммунистического нравственного идеала личности, его функций, содержания, сущности, специфического значения в идейно-нравственной, воспитательной деятельности. Их теоретические выводы построены на большом фактическом материале, увязаны с социологическими обобщениями. Разработаны как общие характеристики коммунистического нравственного идеала личности на уровне моральных качеств, принципов, связи с другими категориями морального сознания, так и закономерности конкретного проявления названного феномена в микросреде личности, связи его с макросредой, с общественным уровнем идеала.

Исследованию религиозной (по преимуществу - христианской) морали посвящены работы таких исследователей, как С.Ф.Анисимов ("Нравственный прогресс и религия".М.,1965 и др.работы),К.П.Андрианов ("Эволюция религиозного сознания". Л., 1974), Е.М.Бабо-сов ("Научно-техническая революция и модернизация католицизма". Мн., 1971), Ю.Ф.Борунков ("Структура религиозного сознания". М., 1971), В.Р.Букин ("Психология верующих и атеистическое воспитание". М., 1969), Н.С.Гордиенко, П.К.Курочкин ("Особенности модернизации современного русского православия". М., 1978), А.Ф. Горин ("Гносеологическая характеристика христианского нравственного идеала". - В кн.: "Теоретико-гносеологические критерии ис- следования личности". Л., 1975 и др. работы), В.Е.Доля ("Проблема свободы в атеизме и религии". М., 1980), Б.А.Капранов ("Нравственный смысл жизни и деятельности человека: Критика религиозно-идеалистических концепций" Л., 1975, Н.А.Костенко ("Атеизм и нравственность: Роль научного атеизма в формировании коммунистической нравственности". М., 1982), Н.П.Красников ("Православная этика: Настоящее и прошлое". М., 1981), П.К.Курочкин ("Эволюция современного русского православия". М., 1971 и др. работы), Г.М. Лебединец ("Диалектика социальных корней религии". М., 1977 и др. работы), М.Я.Ленсу ("Основы атеистического воспитания*. Методологические проблемы". Мн., 1976 и др. работы), Э.И.Лисавцев ("Религия и борьба идей в современном мире" М., 1982), В.А.Молоков ("Философия современного православия". Мн., 1968), В.В.Пав-люк ("Психология современных верующих и атеистическое воспитание*. Социально-психологическое исследование". Львов, 1976), М.Г. Шсманик ("Личность и религия". М., 1976), Р.П.Платонов ("Научно-атеистическая пропаганда*. Пути повышения эффективности. Некоторые аспекты комплексного-подхода в атеистическом воспитании". Мн., 1978), А.Д.Сухов ("Религия как общественный феномен: Философские проблемы исследования". М., 1972 и др. работы), В.К.Тан-чер ("Религиозные пережитки и их преодоление". Киев, 1972 и др. работы), Д.М.Угринович ("Философские проблемы критики религии: 0 специфике религии и ее месте в общественном сознании". М., 1965, и др. работы), М.И.Шахнович ("Новые вопросы атеизма: Социологические очерки". Л., 1973 и др. работы), В.Н.Шердаков ("Социально-психологический анализ христианской морали". Л., 1974; "Иллюзия добра". М., 1982 и др. работы), И.Н.Яблоков ("Социология религии". М., 1979).

Этими учеными развиты положения марксизма-чяенинизма приме- - ІЗ - нительно к современному состоянию религии и ее морали. В их работах получили освещение такие проблемы, как мировоззренческие основы религиозной морали, ее сущность, причины зарождения и воспроизводства; функции религиозной морали, общая характеристика ее отдельных структурных элементов; разоблачение антисоциального, антигуманного характера религиозной морали в социалистическом обществе и попыток идеологов русской православной церкви отождествить основные принципы коммунистической и христианской морали; характеристика психологических и социологических аспектов религии и ее морали и т.д.

В общей картине этих научных достижений проблема христианского нравственного идеала занимает определенное место. Характеризуется он, в основном, в связи с рассмотрением других, смежных проблем. Работ, непосредственно посвященных исследованию христианского нравственного идеала или включающих его более широкий анализ, мало. "Выход" на эту проблему предпринят такими учеными, как А.Ф.Горин, который дал общие гносеологические характеристики христианского нравственного идеала и отметил тенденции модернизации в его трактовке современным православиеьг, Б.Н.Шердаков, проделавший большую работу по выяснению происхождения христианского нравственного идеала, его влияния на духов-но-нравственную культуру, путей его преодоления2.

Комплексному исследованию проблем методологии научного атеизма и атеистического воспитания посвящено исследование М.Я.Ленсу (См.: Ленсу М.Я. "Методологические проблемы научного атеизма, и атеистического воспитания". Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Баку, 1979 г.). В этой работе уделяется внимание и методологии крити- ' См. указанные выше работы. - 14 -ки христианской морали, формам и методам специального нравственно-атеистического воспитания. Работ, непосредственно посвященных методологическим проблемам анализа и критики христианского нравственного идеала личности, пока очень мало. В значительной мере этот пробел восполняют труды В.Н.Шердакова, А.Ф.Горина, относящиеся к тем немногим, где не только дается анализ христианских представлений о нравственном совершенстве, но и показывается необходимость специального методологического подхода к исследованию христианской морали и ее идеалов. Критике мировоззренческих основ христианского нравственного идеала уделено внимание в книге Н.А.Костенко1. Эти работы имеют большое значение, так как в них показано, что научный уровень критики христианской морали и всех ее компонентов находится в прямой зависимости от уровня разработанности марксистско-ленинского учения о морали^, являющегося методологическим "ключом" к теоретическому анализу моральных явлений, что содержательный анализ и критика христианского нравственного идеала личности предполагают не только доказательство его ложности, но установление его социального и психического эквивалентов0.

Следует отметить, что в области философского осмысления категории идеала (в том числе и нравственного), в раскрытии ее активной методологической роли в познании социальных явлений нашей наукой достигнуты значительные успехи. Однако в сфере исследова- х См. указанные выше работы. л См.: Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. - В кн.: Социально-психологические аспекты критики религиозной морали. Вып. I. Л., 1974, с. 85. 3 Там же. ния религии и связанных с нею явлений категория нравственного идеала еще не нашла должного применения в качестве методологического начала. Между тем выбор исходных, основных понятии,"ступенек", "узловых пунктов" познаншг, которые могли бы отражать наиболее существенные стороны исследуемого явления, - важнейшая исследовательская проблема. Главная цель работы - путем использования категории коммунистического нравственного идеала личности критически проанализировать христианский нравственный идеал при социализме, раскрыть его специфику, причины живучести, пути и методы борьбы с его социально-нравственным влиянием. Методологической основой анализа явились основные принципы диалектического метода марксистско-ленинской философии в применении к исследованию социальных явлений, ленинская теория отражения с ее положениями о социальном, творческом характере отражения объективной реальности в сознании человека. Исследование должно, на наш взгляд, включать следующие основные моменты: дальнейшее уточнение определения коммунистического нравственного идеала личности и его методологической роли; выделение в нравственном идеале личности как системе основного, движущего противоречия и попытка исследования подхода к его объяснению и разрешению в мировоззренчески различных системах морали; определение христианского нравственного,-идеала личности как феномена нравственного сознания; выяснение генезиса потребности субъекта религиозного сознания в христианском нравственном идеале личности в социалистическом обществе; т Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 29, с. 83, 85, 91, 180.

5) ^исследование и сравнение специфики социальных проявлений коммунистического и христианского нравственных идеалов личности в социалистическом обществе;

6) уточнение путей и средств борьбы против проявления и влияния христианского нравственного идеала личности в обществе развитого социализма и широкого воплощения коммунистического нравственного идеала личности как понятия и представления о долж ном моральном облике человека, участвующего в строительстве ком мунизма.

Таким образом, в диссертационной работе коммунистический нравственный идеал личности является и специальным предметом исследования (предпринята попытка его многопланового логико-теоретического анализа), и используется в своем структурном богатстве как поисковый инструмент в критическом анализе христианского нравственного идеала личности. Критика христианского представления о нравственном совершенстве не выступает в предлагаемой работе в качестве самоцели. Усилия автора направлены на то, чтобы противопоставить этому отжившему моральному феномену мировоззренчески прогрессивные, развивающиеся нравственные явления.

Методологический аспект работы определяется такими момента-тли, как методология анализа коглмунистического нравственного идеала личности, методологические предпосылки исследования христианского нравственного идеала личности, методология воспитания человека в духе коммунистического нравственного идеала личности и преодоления влияния православно-христианских представлений о нравственном совершенстве личности. Все это определило логику исследования и структуру диссертационной работы, что нашло отражение в плане диссертации.

В диссертации предпринята попытка более детального исследования коглмунистического нравственного идеала личности, заостряю- щая внимание на специфике субъекта морального сознания в социалистическом обществе и особенностях усвоения и формирования им представлений о коммунистическом нравственном идеале личности как ценности. Отсюда — такие особенности предлагаемого исследования, как введений категории структурно-уровневых характеристик коммунистического нравственного идеала личности, подчеркнутое внимание к социально-групповому образцу как части идеала, связывающей его в диалектически целостное образование.

Что касается христианского нравственного идеала личности, то его исследование определяется следующими моментами. Необходимо было уточнить гносеологические корни христианского нравственного идеала личности и социальные причины, способствующие его нравственно-психологическому сохранению и воспроизводству при социализме. Логика исследования предлагает выяснить, почему некоторая часть населения в условиях развитого социализма удовлетворяет потребность в нравственном идеале личности религиозным путем. При объяснении причин этого явления диссертант отталкивается от исследований ученых СССР и некоторых социалистических стран, посвященных проблемам существования религии и ее морали в социалистическом обществе, а также влиянию социальной среды на нравственно-психологическое формирование личности и ее потребностей.

Цели предлагаемого исследования требовали определения христианского нравственного, идеала, дальнейшего уточнения и выяснения его сущности, структурных компонентов, функций, способа совмещения с коммунистическим нравственным идеалом личности, сводящемуся, по существу, к модернизированному, расширенному богословскому толкованию традиционного православно-религиозного идеала человека, методологически восходящего к неоплатонизму. В диссертации ставится цель показать, что методологические установки православного нравственного богословия несостоятельны, поскольку связаны с отрицанием социального характера нравственных процессов, что существенным элементом социально-философских, нравственных концепций православия является антиисторизм, предполагающий разрешение социальных проблем с позиции идеалистического, метафизического теоцентризма: находясь в плену абстрактно-антропологических представлений, православное богословие не может увидеть социальную детерминированность субъекта, научно предвидеть будущее состояние нравственных отношений; что утверждения служителей церкви о возможности сосуществования двух идеологий - хрис-тианско-религиозной и коммунистической - несостоятельны и социально вредны, поскольку способствуют распространению эклектизма и иррационализма в понимании человека и его социальной сущности, обесценивают реальные социальные силы, эсхатологически ориентируя человека на внесоциальное, внеклассовое утверждение божественного морального абсолюта. ;В современных условиях это особенно антигуманно, так как утверждает бессилие человека в борьбе за;.социально-нравственный прогресс, против классово-враждебных сил, грозящих человечеству уничтожением. На основе всего этого делается вывод о мировоззренческой несовместимости коммунистического и христианского нравственных идеалов личности, что является главной задачей исследования.

Борьба против этих христианских представлений о нравственном идеале личности - это часть борьбы против всех индивидуалистических, антигуманных идеалов, цель этого процесса - в коммунистической социализации личности, в гармонизации, атеизации отношений "личность - общество". Воспитание прогрессивных нравственных идеалов должно носить комплексный характер, быть атеистически направленным.

Один из основных путей как социализации личности, так и преодоления христианских представлений о нравственном идеале, диссертант видит в возможно полной атеизации восприятия субъектом коммунистического нравственного идеала личности во всей его структурно-уровневой полноте (личный пример - социально-групповой образец - нравственная программа). Ставится задача показать несостоятельность попыток русской православной церкви представить коммунистический нравственный идеал личности родственным христианскому.

Формирование атеистического понимания коммунистического нравственного идеала личности связывается в диссертации с участием человека в прогрессивно-преобразущей деятельности и в развитии всех ступеней нравственной готовности к созидательной деятельности.

Новизна диссертационного исследования состоит в многоплановом сопоставительном анализе коммунистического и христианского нравственных идеалов личности, а именно: в рассмотрении способа существования коммунистического нравственного идеала личности в социалистическом обществе как системного образования, имеющего собственную методологическую функцию; во введении категории структурно-уровневых характеристик коммунистического нравственного идеала личности и определении методологической функции каждой из них; в определении, уточнении социальных параметров, структуры и функциональной сущности христианского нравственного идеала личности; в дальнейшем выяснении способа совмещения названных идеалов в религиозном сознании и христианском нравственном бо- гословии с целью анализа социально-нравственных последствий этого явления;

5) в обосновании необходимости дифференцированного подхода к субъекту морали на различных социальных уровнях его существования в процессе формирования диалектико-материалистических представлений о коммунистическом нравственном идеале личности.

Эти положения и выносятся на защиту.

Методологической и источниковедческой основой диссертации явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документы Коммунистической партии Советского Союза, произведения руководителей и деятелей Коммунистической партии Советского Союза, материалы партийной и советской печати, работы философов-марксистов Советского Союза и некоторых социалистических стран в области исторического материализма, этики, научного атеизма и социальной психологии, данные конкретно-социологических исследований, приведенные в научно-исследовательской литературе, а также данные неформализованных интервью и бесед со студентами Новополоцкого политехнического института им.Ленинского комсомола Белоруссии. В диссертации используются выводы из пропагандистской работы автора.

Исследование христианского нравственного идеала основывается на анализе ряда трудов русских православных богословов, как дореволюционных, так и нынешних: Н.Стеллецкого, И.В.Попова, И.Л.Янышева, И.Чаленко, В.Н.Лосского, Л.Н.Парийского, В.Экземплярского, В.Ф.Войно-Ясенецкого, А.Ветелева, Н.А.Заболоцкого, Л.А.Воронова, Н.Д.Медведева, архиепископа Гурия, митрополита Николая, патриарха Сергия, патриарха Пимена и других, а также публикаций в "Журнале Московской патриархии" (период 1955-1983 гг.) и "Богословских трудах", издаваемых русской православ- ной церковью. Для уяснения общехристианской трактовки нравственного идеала диссертантка ознакомилась с рядом публикаций в журнале ВСЖБ "Братский вестник", в теологическом ежегоднике Люблинского католического университета и с некоторыми работами польских католических богословов. Следует отметить, что была использована внутрщерковная нравственно-богословская литература как наиболее полно отражающая изменения в позициях церкви. Результаты многолетних наблюдений автора за деятельностью православных общин (главншл образом, г.Полоцка и Витебской области) также были использованы в диссертационной работе.

Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее освещение данной темы. В процессе работы диссертант намечает такие новые возможные грани исследования, как I) решение проблемы в связи с раскрытием характера мировоззренчески и идеологически противоположно сориентированных моральных потребностей; 2) дальнейшая связь проблемы с исследованием генезиса индивидуалистических идеалов в социалистическом обществе; исследование изменений в структуре нравственного идеала, вызванных индивидуалистическим смещением ценностной ориентации; 3) теоретическое и практическое совмещение проблемы с разработкой типологии личности в социалистическом обществе соответственно ценностным ориен-тациям; 4) дальнейшая связь проблемы с исследованиями в области социальной психологии, касающимися особенностей формирования нравственного идеала на всех уровнях существования субъекта морали.

Освещение этих граней проблемы возможно при дальнейшем развитии соответствующих аспектов исторического материализма, этики, научного атеизма, социальной психологии и других областей знания, обобщающих творческую деятельность трудящихся по созданию прогрессивных нравственных отношений.

Структурно-уровневые характеристики коммунистического нравственного идеала личности

Формирование и развитие нравственного идеала личности происходит при активном взаимодействии сознания и практики, поскольку в идеалах совмещаются черты и действительности, и определенным образом отражающей ее идеи . Структура морального сознания - это совокупность классово детерминированных, конкретно-исторических существенных элементов морали, отражающая в конечном счете, материальные общественные отношения; поэтому исследование структуры морали и отдельных ее элементов невозможно без соотношения с идейной сущностью определенного типа морального сознания как единого целого, без учета закономернос - 46 тей, которые определяют его формирование, характер, развитие1. "Дух марксизма... требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь ( ) исторически; ( А ) лишь в связи с другими; ( І/" ) лишь в связи с конкретным опытом истории". В познании и преобразовании действительности индивид участвует лишь в составе определенных социальных групп; деятельность его во многом характеризуется ролью, которую эти группы занимают в исто-рически конкретной системе материального производства0. Различные социальные группы в социалистическом обществе имеют неоднозначное отношение к формированию коммунистического нравственного идеала личности. Структурная схема коммунистического нравственного идеала личности, чтобы отражать диалектику общественного и индивидуального в формировании названного феномена, должна включать его отруктурно-уровневые социальные характеристики (уровень личности, социальной группы, класса, общества). Здесь, применительно к конкретным целям исследования, автор пытается развить идеи, в разное время выдвинутые марксистскими философами, этиками, психологами, педагогами. Очень велика ценность положений Д.И.Божович о том, что идеалы сначала персонифицируются, а затем увязываются с конкретными свойствами некоего об - 47 -разца1; С.Л.Рубинштейна о соотношении идеалов с образами-образцами2; Л.И.іувинского о нравственных образцах-ориентирах в воспитании ; В.В.Борзых о различных типах обобщенности нравственного идеала4; Х.Херц о связи образцов, идеалов и практической деятельности социальных групп (в статье "Роль образцов-ориентиров в борьбе за равноправие женщины при капитализме")5. Свой вклад в решение проблемы автор видит в развитии?: этих положений применительно к коммунистическому нравственному идеалу личности, в развитии понятий и представлений о нем как системе структурно-уровневых социальных характеристик этого идеала на современном этапе социализма, в развитии понятий о функциях и методологической роли каждой из предлагаемых характеристик. Необходимость введения этой категории, учитывающей диалектику общего, особенного и единичного в этой сфере, продиктована и основной задачей исследования(противопоставление коммунистического нравственного идеала личности - христианскому).

Именно знание мировоззренческой ориентации нравственного идеала личности позволяет судить о степени социальной ценнос - 48 ти многих ее нравственных качеств, таких, например, как сострадательность, доброта, трудолюбие и т.д. Если многие приобретенные нравственные качества еще не дают "выхода" на коммунистический идеал, вернее, еще не содержат отчетливой ценностной, мировоззренческой ориентации, то правильное усвоение моральных норм социалистического общества ведет к постижению содержания, смысла действительных нравственных отношений. Приобщение к принципам морали социалистического общества позволяет говорить о включении в разнообразную социально-групповую, трудовую деятельность, о развитии мировоззренчески выдержанной моральной позиции. Это уже формирование коммунистической нравственной убежденности человека, выстраданных, завоеванных знаний о коммунистическом нравственном идеале личности. На этом этапе развиваются,высшие духовно-нравственные потребности, в том числе и потребность в таких моральных целях, как прогрессивные идеалы1.

Сущность, гносеологические и социальные корни христианского нравственного идеалаличности

В предыдущей главе была предпринята попытка теоретически осмыслить сущность и содержание, функции и структурно-уровневый "срез" коммунистического нравственного идеала личности. Это обусловлено основной целью нашего исследования - путем сравнительного анализа коммунистического нравственного идеала личности и христианского представления о будущем нравственном совершенстве человека показать, что христианская концепция нравственного идеала методологически несостоятельна в роли средства объяснения и развития нравственных отношений, в социалистическом обществе, что христианское представление о нравственном идеале личности не может быть фактором, интегративно взаимодействующим с динамически развивающейся социалистической действительностью.

Православие, как всякая религия, смыкается с объективным идеализмом и не признает социальной обусловленности морали и всех ее явлений, в том числе и нравственного идеала, а человека не считает подлинным субъектом морали. Крупный дореволюционный теоретик православного богословия Н.Стеллецкий, признаваемый и современным православием, писал: "...к самым печальным выводам приходит и приходило человечество в лице лучших своих представителей, предоставленное своим собственным нравственным силам и способностям. Очевидно, ... как для создания идеала нравственной жизни, так и для осуществления его... необходима... особая небесная помощь" . Как видим, понимание путей и средств нравственного совершенствования человека не может в православии выйти за рамки мистических представлений в духе религиозной метафизики и идеализма, поскольку православие полагает "основной смысл человеческой жизни на земле в приготовлении к достойному переходу в вечность" . Человек - акт божественного творения - может, как утверждает богословие, уже в земной жизни приобрести положенные ему черты божества и способствовать "обожению" окружающих. Для этого нужно лишь не препятствовать божественному промыслу, вечной работе души, помнящей былое совершенство. В.Лосский писал: "Если человек стал живым тогда, когда бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать духа святого и есть истинное начало нашего существования . И стремление к богоупо-доблению придает смысл человеческой земной жизни: В.Лосский видит "положительное содержание" человека в общении с богом, "в силу которого человеческое существо до грехопадения было облечено словом и духом святым" . Современный православный богослов Н.Д. Медведев продолжает эту мысль: "Образ божий в человеке - это совокупность духовных", прежде всего, "нравственных дарований и способностей" . Поэтому "моральное благо, добро, подвиг - все это исходит из любви к богу и рождает любовь к миру и человеку. Призванный в добровольном подчинении высшей творческой промыс-лительной воле, человек свободно осуществляет в своем творчестве возможно более полное нравственное совершенство и предпринимает шаги к усовершенствованию окружающих его людей. Этим путем он служит не только своему обожению, но и обожению всего челове о чества, всего мира"

Утверждая религиозный источник и направленность морали, мистически понимая пути и средства нравственного совершенствования человека, христианство абсолютизирует мораль и ее идеалы, оно делает из морали - бога и сводит к ней все социальные проявления человека. Представление о нравственном идеале в православно-христианском богословии ограничивается, таким образом, представлением о нравственно совершенном человеке в христианском понимании единства души и тела . Преобразовавшиеся путем "отка - 67 за от частной природы" люди должны войти в "царство божие", мистическая идея которого подменяет, собой в православном нравств-венном богословии понятие нравственных отношений и нравственно совершенного общественного устройства. Идея "царствия божия" не имеет ни общехристианского, ни общеправославного более или менее установившегося толкования, на что не без сожаления указывают сами богословы . Царство божие определяется в общих чертах как мистическая, вырастающая из веры отдельных христиан и приверженцев религии "священная идея..., лелеемая мечта о жизни под води 2 тельством и покровом бога" . Церковь, согласно христианскому учению, есть "образ грядущего царства", она "должна стать великим бродильным элементом, способным поднять на дрожжах добра и правды человечество к "небу, к богу" . Православными богословами в нашей стране под "царством божиим" понимается созданное волей бога коммунистическое общество, деятели православной церкви капиталистического мира склоняются к христианскому истолкованию различных теорий будущего, выдвигаемых буржуазной наукой об обществе. Налицо проявление различных политических симпатий православной церкви, ее приспособительная реакция, но так или иначе виден идеалистический характер этого мистического "царства", воздвигаемого лишь "трудом души", интуитивно постигающей бога.

Искажение коммунистического нравственного идеала личности вследствие его отождествления с христианским нравственным идеалом

Идея совмещения социалистических и коммунистических идеалов с христианскими не нова. Со времени революционного подъема конца XIX - начала XX веков по настоящее время насчитывается несколько этапов приспособления русского православия и его нравственной доктрины к требованиям социально-нравственного прогресса, к изменяющемуся самосознанию трудящихся. Руководители и теоретики революционного движения не раз выступали с разъяснениями отношения социализма к религиозным движениям и их идеалам. Социальная окраска этих процессов различна: от призывов к классовому миру и насаждения идей христианского социализма в капиталистических условиях до проповеди личной ответственности перед богом за построение коммунистического будущего . В обществе зрелого социализма эти идеи имеют место в связи с новой ступенью в построении коммунистического общества. Игнорируя социально-историческую и классовую природу морали, православные идеологи утверждают, что коммунистический нравственный идеал личности восходит к нравственным установлениям раннего христианства. Это - одно из богословских доказательств общности ком - 105 -мунистического и христианского нравственных идеалов личности. Православие утверждает, что деятельность церкви при социализме способствует достижению коммунистических идеалов, что религия и церковь неизбежно сохранятся при коммунизме.

В социалистическом обществе еще остается под влиянием религии известная часть людей. Это в большинстве своем честные труженики, с симпатией относящиеся к коммунистическим идеалам, старающиеся внести свой вклад в построение будущего. Церковь объявляет "богоданными" прогрессивные нравственные завоевания народа. При этом идеологи православия отвлекают внимание верующих трудящихся от мировоззренческих различий между коммунистическим и христианским идеалами. Церковь утверждает: "Ійинство, связующее членов церкви со Христом и друг с другом, не определяется ни мировоззренческими, ни правовыми, ни культурными, ни политическими, ни какими-либо другими человеческими факторами. Более того, это единство существует вопреки этим факторам..." - Иначе говоря, именно надчеловеческая, надсоциальная, надклассовая, внеис-торическая оценка призвана обеспечить христианству успех в мобилизации масс на прогрессивное изменение мира и человека, на достижение коммунистических идеалов. Будучи теоцентрически сориентирован, коммунистический нравственный идеал личности метафизически "обездвиживается", становится постоянным, недостижимым образцом, противопоставленным действительности, приобретает черты жертвенности и самоотречения, превращаясь в средство "спасения души". Целью нравственного совершенствования становится бо-гопознание и богоуподобление, но не стремление перестроить реальные жизненные обстоятельства для человека и на благо чело - 106 века.

Ощутившего свои силы человека теоретическое богословие предостерегает ("гордыня", "грех") от справедливой оценки индивидуального вклада в общее дело, уверяя, что активность его исходит от бога. В процессе совмещения коммунистического и христианского нравственных идеалов личности происходит, в силу метафизико-идеалистического характера христианского учения о морали, деформация мировоззренческой направленности, содержания и функций коммунистического нравственного идеала личности. Мировоззрение определяет моральный выбор только в "соавторстве" с личностью, с ее мироощущением и мировосприятием. Но человек может воспринимать представления о коммунистическом нравственном идеале личности в соответствии с традиционно присущими его личностной микросреде православно-христианскими стереотипами; при этом прогрессивные мировоззренческие положения в различной степени подвергаются деформирующему воздействию косных, отживших нравственно-психологических установок . Здесь-то и таится, в частности, опасность смешения коммунистического и христианского нравственных идеалов личности.

Христианские богословы стремятся "примирить" противоположные мировоззрения:в устной и печатной проповеди они пытаются растворить сущность коммунистического нравственного идеала в понятии абстрактно, внеисторически понимаемого совершенства.

-Марксистское представление об историчности и классовости, диалектически-противоречивом развитии идеала подменяется его мета-физико-идеалистической трактовкой. Само существование человеческих идеалов нравственное богословие современного православия объясняет врожденным стремлением души к святости, украшению бессмертного духа, тоской по небесному жилищу, исканием бога и уподоблением ему добрыми делами,молитвой, покаянием1. Существующее отношение "личность-общество", которое порождает всю систему классово и исторически определенных идеалов, здесь подменяется иллюзорным отношением между бессмертной душой и богом. Христианский нравственный идеал личности при социализме связан с социальной средой, где частично воспроизводится старый, частно-собственнический образ жизни и мыслей. Носители этих взглядов могут выражать эмоциональное неприятие социального зла, но не понимают законов общественного развития, не видя в себе субъектов социального действия и компенсируют все это религиозной иллюзией. Обращаясь в проповеднической практике к различным слоям верующих, церковные идеологи то трактуют коммунистический нравственный идеал личности сугубо ригористически, то растворяют его в как угодно широком общечеловечески-евангельском толковании; наблюдается стремление сциентировать проповедь применительно к возросшему уровню культуры и образованности паствы. Привлекательная характеристика нравственного облика человека - достойного сына нашего общества, признание за рядовыми мирянами способности быть носителями и распространителями чисто внешних черт этого примера скрывают мировоззренческий смысл и метафизико-идеалистическую основу идеала, пропагандируемого церковью. А между тем современный видный деятель русской православной церкви архиепископ Лука Симферопольский и Крымский (В.Ф.Войно-Ясенецкий) писал: "Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма"1. Этой установки церковь не перестает придерживаться.

Комплексный подход к воспитательной работе по преодолению христианского нравственного идеала личности

Современная идеологическая борьба отличается оживлением буржуазной пропаганды, которая заостряет внимание на религиозно-нравственных моментах. Наши идеологические противники провозглашают религиозность необходимым атрибутом, даже основой развития личности; секуляризация и атеизация объявляются помехами в осуществлении прав человека. Интерес к нравственному абсолютизму христианства, к парарелигиозной нравственно-философской эклектике, проявляемый некоторыми гражданами, тревожит передовое общественное мнение в нашей стране, вызывает законную тревогу, поскольку именно эта мировоззренческая непоследовательность может затруднить в отдельных случаях борьбу с идеологически отрицательными явлениями.

Многие "трудные" вопросы, возникающие у наших людей, связаны со стремлением разобраться в отношениях человека к преобразуемой им действительности, к смыслу человеческого бытия. Коммунистическая партия призывает отвечать на любые вопросы, возникающие у советских людей. "Надо смелее делать это, помня, что если мы не отвечаем на них, то недруги нашей страны постараются воспользоваться этим для клеветы на социализм"-1-, - указал ХШ съезд КПСС. Теоретическое обоснование этих проблем неизбежно предполагает определенный ответ на основной вопрос фило - 125 софии. Еще в 1921 году ЦК РКП(б) в своем постановлении отметил необходимость "на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская рабо т

чая масса искала в религии" . Эта система нашла свое дальнейшее теоретическое развитие в документах Коммунистической партии Советского Союза. На основаниии этой системы успешно разрабатывается подход к делу воспитания, противопоставляющий многообразному характеру влияния религии и ее идеалов многообразную же нравственно-атеистическую работу. В основе этого подхода - мысль К.Маркса о том, что "...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию"2.

Православные богословы полагают изменение общества через "моральный абсолют", усвоенный человеком. Марксизм связывает нравственный идеал с классово и исторически понимаемым человеческим совершенством, с формированием гармонически развитой личности, идеалы которой могут быть только атеистическими. Этот процесс немыслим без самого активного участия в революционном изменении действительности. Совершенствование атеистических представлений о должном нравственном облике личности включает не только научный анализ, вскрывающий причины существования при социализме господствующих над людьми "внешних сил" и показывающий механизмы превращения этих земных сил в неземные , но и поиск путей и методов предотвращения влияния этих внешних сил на самосознание и самочувствование личности. Таким образом, единство нравственного и атеистического воспитания неизбежно обусловлено непосредственными социальными задачами, стоящими перед нашим обществом.

Религия, будучи самосознанием, самочувствованием человека, или еще не обретшего себя, или уже снова себя потерявшего " , иллюзорно компенсирует самую многообразную зависимость человека от объективно существующих условий. Религиозные идеалы - это стремление человека "заручиться" поддержкой иллюзорных надсоци-альных сил, снять нравственно-психологическое напряжение, вызванное осознанием своей слабости. М.А.Попова справедливо писала, что "религия является наиболее общедоступной мировоззренческой системой: элементарной и универсальной одновременно. В отличие от науки, религия дает объяснение всем явлениям действительности, причем усвоение религиозных "истин" не требует специальной подготовки. В то же время основные ее положения настолько абстрактны и неопределенны, что могут удовлетворять людей, находящихся на разных уровнях духовного развития; ... религия претендует на роль хранительницы конечных истин. Постулат о творце и вседержителе мира автоматически разрешает и ... снимает все вопросы о мире и человеке" .

Тяга к совершенству - это жизненно важное стремление социального индивида возвысить самые разнообразные потребности, в -том числе и нравственные. Среди них одно из основных мест занимает потребность достижения "морального высшего" - нравственного идеала. Успех в этом деле зависит от множества субъективных и объективных факторов. Путь к совершенству включает осознание личностью целей общества, обеспечение условий развития личности, "предоставление в распоряжение каждого всех богатств духовной культуры, преодоление в сознании людей остатков квазилотребноотей, лжезнаний и лжеидей" . Направление и объем деятельности людей определяются социальной средой, ее характером. Противоречия между личными и общественными, личными и групповыми интересами, вытекающие из организации социальной жизни, организации труда, распределения и т.д., могут быть и объективно присущими социализму, и вытекать из нарушений его природы, могут возникать и в результате низкой сознательности отдельных людей, ставящих личные интересы выше общественных . Это создает возможность формирования индивидуалистических, идеалистических идеалов личности, созданных индивидуалистически деформированным сознанием. Земные силы приобретают форму неземных при недостаточном овладении ими.

Похожие диссертации на Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)